Анализ рассказа бирюк кратко

Обновлено: 15.05.2024

Кульминация рассказа – спор между угрюмым лесником Фомой Кузьмичом по кличке Бирюк и нищим крестьянином, ворующим дерево у барина. За происходящей перепалкой со стороны наблюдает охотник, случайно зашедший в избу к леснику, чтобы переждать непогоду.

У Бирюка тоже нелегкая судьба. На его руках остались дети, которых он воспитывал сам. Воровство для него было самым большим грехом. Лесник был очень справедлив и всегда достойно наказывал нарушителей за воровство.

В процессе спора мужик жаловался леснику на свою бедность, в результате которой ему приходилось прибегать к воровству. Бирюк слушал это молча, все же настаивая на своем, пытаясь наказать провинившегося крестьянина. У Тургенева гениально получается показать внутренний конфликт главного героя. Лесник, с одной стороны, сопереживает бедному крестьянину, который при ненастье все равно таскает к себе хозяйский лес, так как дома нужно чем-то топить печку, чтобы приготовить еду для голодной семьи, а, с другой стороны, не хочет ударить в грязь лицом, поэтому держит пойманного вора за замком. Однако обидные слова из уст мужика в сторону лесника поменяли отношение его к крестьянину. Оборванный крестьянин так рьяно рассказывал о своих испытаниях, что лесник его пожалел и отпустил. Это случилось после того, как мужик обвинил Фому в бесчеловечности. Это поспособствовало непредвиденному разрешению внутреннего колебания героя: чужая беда смягчила душу жесткого борца за справедливость.

Для усиления образа главного героя описанная автором погода в момент спора между крестьянами. В рассказе проводится аналогия между грозовой бурей на улице и кипящими страстями в душе справедливого Бирюка. К тому же и сам лесник был грозой для всех крестьян. После такого поступка с души грозного Фомы Кузьмича как будто спадает огромный груз, ему делается легче от исполненного чувства долга. Даже не смотря на то, что в случае не поимки лесником виновника в пропаже деревьев, ему положено наказание в качестве ссылки в Сибирь и возмещения стоимости украденного леса, обвинение в беспощадности от такого же страдальца, как и он, было куда страшнее для лесника, нежели страх перед наказанием. В результате чего Бирюк отпустил пойманного воришку и вернул ему коня.

Вариант 2

Сюжет произведения состоит в противопоставлении двух главных героев – Фомы Кузьмича, прозванного за свою угрюмость и нелюдимость Бирюком, и простым крестьянином, который из-за своего трудного положения оказывается вынужден встать на путь преступника и воровать дрова. Рассказчик, находящийся в доме лесника, становится невольным свидетелем сети событий, когда Бирюк, несмотря на страшную непогоду, осмеливается поехать в лес чтобы поймать вора, что называется, с поличным.

Бирюк тоже является человеком бедным, он один воспитывает детей, потому что супруга бросила его ради лучшей жизни. Но, несмотря на всю тяжесть своего положения, Бирюк человек справедливый и честный, и воровство для него дело отвратительное и поганое. Но в чем же заключается эта самая справедливость? Дети Фомы Кузьмича голодают, едят хлеб такого качества, что барин и на стол не поставит. Бирюк человек пусть и честный, но недоверчивый, местами грубый, искренность это явно не про него. Обнаружив воришку, Бирюк становится настоящим судьей, не знающим чувства пощады к бедолаге. Тургенев не просто так говорит читателю о том, что местные мужики как огня боялись старого лесника и на глаза ему старались не попадаться.

Этими словами бедняк добивается того, что Бирюк хватает его за шиворот, нахлобучивает ему на голову шапку и выталкивает на улицу. Чувство жалости и понимания победили жестокость, навязанную долгом перед барином.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа Бирюк

Популярные сегодня темы

Никто не мог бы представить, как долго я этого ждал – возвращения домой! Да, можно сказать, конечно, четыре года. Или столько-то дней, сколько-то часов, минут… Но моё ожидание длилось почти вечность.

Главной героиней повести является юная семнадцатилетняя девушка Ася, внебрачная дочь помещика и крепостной. Получив в раннем детстве крестьянское воспитание, после смерти матери девочка попадает в дом отца

Тургенев Иван Сергеевич

п.1. Тематика и проблематика

1. Тема: Крепостное право в России.

Проблема: Тяжелейшая жизнь крестьян вынуждает их нарушать законы. Отчаявшийся мужик идет в господский лес, рубит дерево для своих нужд.

2. Тема: Тяжелая жизнь крепостных

Проблема: Убогая, голодная жизнь крестьян по-разному влияет на разных людей. Есть люди, сильные духом, которых невозможно сломить.

3. Тема: Отношение людей друг к другу.

Проблема: Чувство сострадания сильнее чем чувство долга.

Несмотря на то, что Бирюк нарушает закон, он отпускает мужика. Побеждает сострадание к человеку, такому же бедному и несчастному, как и сам Бирюк.

п.2. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)

Автор представляет Бирюка настоящим русским богатырем – честным, сильным, бесстрашным. Такой замечательный характер, но Бирюк вынужден направлять свои силы на поимку крестьян, обезумевших от нищеты.

И Бирюк, и крестьянин-вор – крепостные. Судя по описанию жизни Бирюка, ему живется не лучше, чем убогому крестьянину-вору, но этот человек не ломается. Он верен своим принципам. Бирюк не берет денег, которые дает ему барин, чтобы тот отпустил вора. Здесь автор показывает, какие бывают сильные, богатырские характеры, которых нельзя ни запугать, ни сломить даже очень серьезными проблемами. В этом проявлен пафос, показывающий, каким может вырастить себя человек.

п.3. Основные герои (их место в образной системе)

Образ Бирюка находится в противоборстве с образом мужика, рубившего дерево. Если барин, на которого работает лесник, не досчитается дерева, то платить придется Бирюку. И Бирюк всем сердцем ненавидит воров, расхищающих чужое имущество, он исправно несет службу.

Образы Бирюка и мужика находятся еще и в единстве – они оба из крепостных крестьян, живущих в нищете, обоим нечем кормить детей. Это единство и выручает мужика, которого Бирюк из сострадания отпускает на волю. Лесник понимает его всем сердцем. В данном случае чувства взяли вверх над профессиональным долгом сурового лесника.

Образ барина-рассказчика находится в единстве с образом мужика. Он понимает, что человек идет на воровство из-за крайней нужды. Барин понимает и Бирюка, у которого нет другого выхода. Ловить воров-крестьян – это его работа, но сочувствие к мужику сильнее, поэтому образ барина находится в конфронтации с образом Бирюка, пока тот не отпускает несчастного.

п.4. Литературные приёмы

Тургенев описывает Бирюка, похожего на былинного героя. Этим он показывает силу характера Бирюка, которого не сломили тяготы жизни.

Рассказчик впервые видит его в грозу, при свете молнии. Само описание природы в этот момент динамично – деревья бушуют, тревожно лепечут ракиты. Это описание созвучно с характером лесника и с его нелегкой судьбой. Дождь идет, не переставая. Природа показывает безрадостную жизнь крепостных, создавая особую атмосферу рассказа.

Тургенев детально описывает избу, от которой веет одиночеством, пустотой, бедностью, безрадостной жизнью. Его бросила жена, оставив на него детей. Младенчик в люльке дышит тяжело, возможно, болен. Странно видеть такое унылое жилье на фоне сильного и цельного мужика. Автор показывает, что жизнь Бирюка не лучше жизни других крепостных, но лесник не ворует и взяток не берет.

п.5. Конфликт произведения

Основной конфликт произведения - противостояние Бирюка и нищего мужика. Мужик не может прокормить семьи и идет на воровство. Бирюку приходится выбирать между чувством долга и состраданием к мужику. И побеждает сочувствие, ведь Бирюку и самому нечем детей кормить. Он понимает состояние правонарушителя. Он не губит его жизнь мужика окончательно, отпуская его.

История создания

Жанр, направление

Суть: о чем рассказ?

Главные герои и их характеристика

Проблемы

  1. Основная проблема — крестьянская доля. Тургенев отчетливо видел, какой тяжелой и часто невыносимой оказывалась жизнь крестьян. В своем рассказе он поднимает проблему трудной народной доли. Нередко загнанному в невыносимые условия, голодающему и бесправному крестьянину не оставалось возможности накормить семью, не нарушив закона. Рассказчик не может осуждать пойманного за вырубку леса мужика, когда тот начинает рассказывать о своей несчастной жизни. Жалеет и отпускает его в финале рассказа и Бирюк.
  2. Конфликт долга и человечности — это тоже проблема, поднятая в рассказе, но она уже относится к разряду вечных. Отдельный описанный случай показывает человеческие взаимоотношения и способность к состраданию, однако проблема остается на месте: либо честный лесник, либо голодный крестьянин обречены нести наказание за желание помощь ближнему.

Основная идея

Художественные особенности

Повествование в рассказе ведется ярко и образно. Основным средством художественной выразительности становится использование пейзажа, который позволяет точнее передать образ и эмоции центрального персонажа. Охотник знакомится с лесником во время грозы, дождь и громовые раскаты не утихают на протяжении всего действия. Сам Бирюк впервые возникает перед рассказчиком в блеске молнии как суровый страж и защитник леса. Фигура и жилище лесника в грозу кажутся особенно серыми и одинокими, такая же буря творится в душе героя, когда пойманный мужик рассказывает о своей нелегкой доле.

Автор: Юлия Филипская

Автор: Самый Зелёный · Published 06.08.2019

Автор: Самый Зелёный · Published 06.11.2019

Автор: Самый Зелёный · Published 08.11.2019

1 комментарий

Спасибо очень пригодилось и как раз повторила

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

Как жил Бирюк

Экспозиция

Завязка

В это же время на дрожках по лесу едет рассказчик — охотник, возвращающийся с добычей. Молнии и град вынуждают его совершить остановку и переждать непогоду под большим и пышным кустом. В этот же момент как из-под земли перед рассказчиком вырастает темная и громоздкая фигура. Новоприбывшим оказывается Бирюк.

Как выглядел рассказчик

У читателя возникает вполне резонный вопрос, кто такой Бирюк? Бирюк — это устаревшее название волка-отшельника, которое приклеилось к лесничему. Автор делает особенный акцент на описании образа главного героя:

  • Фома Кузьмич, а именно так звали человека, прозванного Бирюком, имел атлетическое телосложение;
  • большой рост и массивность фигуры придавали ему угрожающую величавость;
  • курчавая борода, густые сросшиеся брови и пытливые карие глаза делали образ Фомы завершенным.

Рассказчик был порядком удивлен, что Бирюк решил спасти путника от дождя и пригласил его в лесную хижину переждать непогоду. В маленьком хлипком строении лесник жил не сам, а с двумя детьми. Гостей встречала дочка Бирюка — Улита. Автор дает ей такую характеристику:

  • с виду девчонке было лет 12–13;
  • ее фигура чрезвычайно худая и хрупкая;
  • кожа синюшного оттенка, отчего глаза казались больше и выразительнее;
  • девочка одета в просторную простую рубаху, подпоясанную на тонкой талии.

Все в обустройстве дома свидетельствовало о том, что Бирюк живет бедно:

  • на стене висел изодранный охотничий тулуп, который нужно было починить и заштопать;
  • весь дом состоял лишь из одной обшарпанной комнатушки;
  • посреди строения висела люлька;
  • у Бирюка не было другого угощения для нежданного постояльца, кроме краюхи черствого хлеба — единственной еды в доме.

Характеристика Бирюка составляется из этих деталей, которые акцентируют внимание на непростой судьбе лесника.

Кульминация

Казалось бы, за концом дождя всегда следует радуга и счастливая развязка. Но не у Тургенева.

В момент окончания ливня чуткий слух Бирюка улавливает глухой стук топора о дерево. Лесничий решает проводить охотника на тропу и заодно проверить свои невеселые догадки. Шум ветра не помешал рассказчику услышать драку, и когда он подбежал к месту происшествия, то увидел, что Фома связывает кушаком браконьера.

Развязка

Охотник решает помочь бедняку, чье изможденное лицо он успел разглядеть при тусклом свете фонаря. Фома привел задержанного в свою избу, и рассказчику удалось лучше разглядеть мужика:

  • он был чрезвычайно худой, жилистый и сутулый;
  • под большими кустистыми бровями испуганно бегали беспокойные светлые глаза;
  • одет в лохмотья и изношенные тряпки.

История создания

Основная задача Тургенева — воспроизвести в художественной форме собственные воспоминания и впечатления о жизни крестьян Орловской губернии, в которой прошло его детство. Некоторые рассказы имеют вполне реальную основу, некоторые из них вымышлены.

Тема и конфликт рассказа

Иван Сергеевич часто позиционировал себя как патриот-философ, который задумывается о происхождении тех или иных этнических черт характера русских. И образ Бирюка позволил это сделать сочно, красочно, ярко и интересно. Лесник предан делу и не терпит нарушения закона, но его человечность побеждает приверженность правилам.

Важно упомянуть о конфликте в произведении, который вырастает из проблемы неравенства. Бирюк противостоит обычному бедному мужику, который от безысходности пошел на воровство. Лесничий сам живет бедно, но при этом не переступает через моральные принципы, не опускается до кражи. Кроме того, конфликт состоит в конфронтации чувства гражданского долга и чувства сострадания, которые ведут неравную борьбу в сердце замкнутого отшельника.

Особенности композиции и жанр

  • небольшой объем произведения;
  • акцент на красочности описаний, которые помогают создать определенную атмосферу;
  • психологические характеристики главных героев;
  • эмоциональные диалоги и динамичный сюжет.
  1. Экспозиция произведения сжатая, схематичная.
  2. Завязка максимально детализирована.
  3. Сюжет линейный и динамичный, что держит читателя в напряжении до самого финиша.
  4. Кульминация наступает после сцены в доме лесника. Она контрастна предыдущим событиям и вводит читателей в заблуждение.
  5. Развязка лишена романтичности, жизненная ситуация имеет вполне реальный исход.

Все это помогает пробудить у читателя спектр эмоций, заставляет погрузиться в раздумья.

Характеристика главных героев

  • нарочито мрачное описание его жилища и внешнего вида помогает создать контраст с человечностью и тонкой душевной организацией Бирюка;
  • конфликт между чувством долга и человечностью приводит Бирюка в социальный тупик, но мужчина делает выбор в пользу доброты и милосердия;
  • сила Бирюка не только в мужественном внешнем обличье, но и в непоколебимых моральных принципах. Живя в бедности, лесник пытается прокормить детей и надлежащим образом смотреть за природными богатствами.

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

ФИО автора: Тургенев Иван Сергеевич

Название: Бирюк

Жанр: Рассказ

Год написания: 1847 год

Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Главные герои

Автор-рассказчик – барин, добрый, милосердный человек, страстный охотник.

Фома Кузьмич (Бирюк) – могучий, суровый лесник, немногословный, честный, неподкупный, сострадательный.

Мужик – пьянчуга и браконьер, жалкий, отчаянный.

Улита – двенадцатилетняя дочь Бирюка.

Обратите внимание, ещё у нас есть:

Сюжет

В лесу героя застала сильная гроза. По пути домой он встретил лесника, который предложил дождаться окончания дождя в его избушке. Рассказчик был наслышан о высоком, сильном леснике по прозвищу Бирюк, что значит волк-одиночка. И, действительно, Фома своим поведением во многом напоминал волка: он был неразговорчив, угрюм и порой откровенно груб.

Оказавшись в избушке лесника, рассказчик поразился ужасной бедности. Бирюку нечем было даже угостить нежданного гостя. Сердце героя наполнилось искренним сочувствием к бедной крестьянской семье. Он увидел двенадцатилетнюю девочку, качающую люльку с младенцем. Фома нехотя пояснил, что его жена сбежала с мещанином, оставив ему на руках двоих детей. Рассказчик подумал, что его жене, видимо, пришлось с ним несладко: уж слишком правильным и принципиальным он был для простого человека.

Бирюк был из той редкой породы людей, которые ни за что и никогда не оставят свой пост. Он никогда не прощал воров и среди местных жителей слыл настоящей грозой браконьеров.

Переждав бурю у Бирюка, герой думал было уже уходить, как вдруг Фома услышал стук топора и бросился ловить нарушителя. Рассказчик отправился вслед за лесником и вскоре увидел старого, худого, оборванного мужичонку, который рубил барский лес. Бирюк тут же схватил его, связал и привёл к себе в избушку. Мужик принялся умолять отпустить его домой, где его ждали голодные ребятишки. Однако Фома, и сам живший в страшной нищете, не собирался прощать вора.

Рассказчик готов был заплатить леснику за нанесённый урон и освободить несчастного мужика. Но Бирюк, который ставил правила и закон превыше всего, не собирался идти на уступки. Мужик принялся рыдать, умоляя о прощении, но затем стал всячески обзывать лесника, у которого, видимо, совсем не было сердца. Тут не выдержал и Фома, он освободил мужика и буквально вышвырнул его из избушки.

Рассказчик с удивлением понял, что Бирюк, как выяснилось, вовсе не дикий волк, а человек, способный к сопереживанию.

п.1. Тематика и проблематика

Крепостное право в России.

Тяжелейшая жизнь крестьян вынуждает их нарушать законы. Отчаявшийся мужик идет в господский лес, рубит дерево для своих нужд.

Тяжелая жизнь крепостных

Убогая, голодная жизнь крестьян по-разному влияет на разных людей. Есть люди, сильные духом, которых невозможно сломить.

Отношение людей друг к другу.

Чувство сострадания сильнее чем чувство долга.

Несмотря на то, что Бирюк нарушает закон, он отпускает мужика. Побеждает сострадание к человеку, такому же бедному и несчастному, как и сам Бирюк.

п.2. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)

Автор представляет Бирюка настоящим русским богатырем – честным, сильным, бесстрашным. Такой замечательный характер, но Бирюк вынужден направлять свои силы на поимку крестьян, обезумевших от нищеты.

И Бирюк, и крестьянин-вор – крепостные. Судя по описанию жизни Бирюка, ему живется не лучше, чем убогому крестьянину-вору, но этот человек не ломается. Он верен своим принципам. Бирюк не берет денег, которые дает ему барин, чтобы тот отпустил вора. Здесь автор показывает, какие бывают сильные, богатырские характеры, которых нельзя ни запугать, ни сломить даже очень серьезными проблемами. В этом проявлен пафос, показывающий, каким может вырастить себя человек.

п.3. Основные герои (их место в образной системе)

Образ Бирюка находится в противоборстве с образом мужика, рубившего дерево. Если барин, на которого работает лесник, не досчитается дерева, то платить придется Бирюку. И Бирюк всем сердцем ненавидит воров, расхищающих чужое имущество, он исправно несет службу.

Образы Бирюка и мужика находятся еще и в единстве – они оба из крепостных крестьян, живущих в нищете, обоим нечем кормить детей. Это единство и выручает мужика, которого Бирюк из сострадания отпускает на волю. Лесник понимает его всем сердцем. В данном случае чувства взяли вверх над профессиональным долгом сурового лесника.

Образ барина-рассказчика находится в единстве с образом мужика. Он понимает, что человек идет на воровство из-за крайней нужды. Барин понимает и Бирюка, у которого нет другого выхода. Ловить воров-крестьян – это его работа, но сочувствие к мужику сильнее, поэтому образ барина находится в конфронтации с образом Бирюка, пока тот не отпускает несчастного.

п.4. Литературные приёмы

Тургенев описывает Бирюка, похожего на былинного героя. Этим он показывает силу характера Бирюка, которого не сломили тяготы жизни.

Рассказчик впервые видит его в грозу, при свете молнии. Само описание природы в этот момент динамично – деревья бушуют, тревожно лепечут ракиты. Это описание созвучно с характером лесника и с его нелегкой судьбой. Дождь идет, не переставая. Природа показывает безрадостную жизнь крепостных, создавая особую атмосферу рассказа.

Тургенев детально описывает избу, от которой веет одиночеством, пустотой, бедностью, безрадостной жизнью. Его бросила жена, оставив на него детей. Младенчик в люльке дышит тяжело, возможно, болен. Странно видеть такое унылое жилье на фоне сильного и цельного мужика. Автор показывает, что жизнь Бирюка не лучше жизни других крепостных, но лесник не ворует и взяток не берет.

п.5. Конфликт произведения

Толкование непонятных слов

Ракита – ива, русское народное название некоторых деревянистых растений из рода ив.

Барин – человек из высших сословий, господин.

Покромка – узкая полоска ткани, используемая в качестве тесёмки, верёвки.

Полати – лежанка, устроенная между стеной избы и русской печью.

Люлька – кроватка для младенца.

Лучина – тонкая длинная щепка сухого дерева, предназначенная для растопки печи или для освещения избы.

Мещанин – человек, принадлежавший к городскому ремесленно-торговому слою населения, городской мелкой буржуазии.

Литература. 7 класс (1 часть) Бирюк

— Кто это? — спросил звучный голос.

— Я здешний лесник. Я назвал себя.

— А, знаю! вы домой едете?

— Домой. Да видишь, какая гроза…

— Да, гроза, — отвечал голос.

Белая молния озарила лесника с головы до ног; трескучий и короткий удар грома раздался тотчас вслед за нею. Дождик хлынул с удвоенной силой.

— Не скоро пройдет, — продолжал лесник.

— Я вас, пожалуй, в свою избу проведу, — отрывисто проговорил он.

— Посвети барину, — сказал он ей, — а я ваши дрожки под навес поставлю.

Девочка глянула на меня и пошла в избу. Я отправился вслед за ней.

Изба лесника состояла из одной комнаты, закоптелой, низкой и пустой, без полатей и перегородок. Изорванный тулуп висел на стене. На лавке лежало одноствольное ружье, в углу валялась груда тряпок; два больших горшка стояли возле печи. Лучина горела на столе, печально вспыхивая и погасая. На самой середине избы висела люлька, привязанная к концу длинного шеста. Девочка погасила фонарь, присела на крошечную скамейку и начала правой рукой качать люльку, левой поправлять лучину. Я посмотрел кругом, — сердце во мне заныло; не весело войти ночью в мужицкую избу. Ребенок в люльке дышал тяжело и скоро.

— Ты разве одна здесь? — спросил я девочку.

— Одна, — произнесла она едва внятно.

— Ты лесникова дочь?

— Лесникова, — прошептала она.

Литература. 7 класс (1 часть) Бирюк

— Чай, не привыкли к лучине? — проговорил он и тряхнул кудрями.

борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из-под сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие глаза. Он слегка уперся руками в бока и остановился передо мною.

Я поблагодарил его и спросил его имя.

— Меня зовут Фомой, — отвечал он, — а по прозвищу — Бирюк1.

— Так ты Бирюк, — повторил я, — я, брат, слыхал про тебя. Говорят, ты никому спуску не даешь.

— Должность свою справляю, — отвечал он угрюмо, — даром господский хлеб есть не приходится.

Он достал из-за пояса топор, присел на пол и начал колоть лучину

— Аль у тебя хозяйки нет? — спросил я его.

— Нет, — отвечал он и сильно махнул топором.

— Нет… да… умерла, — прибавил он и отвернулся. Я замолчал; он поднял глаза и посмотрел на меня. 1 Бирюком называется в Орловской губернии человек одинокий и угрюмый. — Примечание И. С. Тургенева.

— С прохожим мещанином сбежала, — произнес он с жестокой улыбкой.

— На, дай ему, — проговорил Бирюк, сунув ей в руку запачканный рожок. — Вот и его бросила, — продолжал он вполголоса, указывая на ребенка.

Он подошел к двери, остановился и обернулся.

— Вы, чай, барин, — начал он, — и нашего хлеба есть не станете, а у меня окромя хлеба…

— Ну, как знаете. Самовар я бы вам поставил, да чаю у меня нету… Пойду посмотрю, что ваша лошадь.

Он вышел и хлопнул дверью. Я в другой раз осмотрелся. Изба показалась мне еще печальнее прежнего. Горький запах остывшего дыма неприятно стеснял мне дыхание. Девочка не трогалась с места и не поднимала глаз; изредка подталкивала она люльку, робко наводила на плечо спускавшуюся рубашку; ее голые ноги висели, не шевелясь.

— Как тебя зовут? — спросил я.

— Улитой, — проговорила она, еще более понурив свое печальное личико.

Лесник вошел и сел на лавку.

— Гроза проходит, — заметил он после небольшого молчанья, — коли прикажете, я вас из лесу провожу.

Я встал. Бирюк взял ружье и осмотрел полку.

— Это зачем? — спросил я.

— А в лесу шалят… У Кобыльего Верху2 дерево рубят, — прибавил он в ответ на мой вопрошающий взор.

— Будто отсюда слышно?

— Со двора слышно.

— Повалил… — пробормотал Бирюк.

— Отпусти его, — шепнул я на ухо Бирюку, — я заплачу за дерево.

Литература. 7 класс (1 часть) Бирюк

— Эк его, какой полил, — заметил лесник, — переждать придется. Не хотите ли прилечь?

— Я бы его, для вашей милости, в чуланчик запер, — продолжал он, указывая на мужика, — да, вишь, засов…

— Оставь его тут, не трогай, — перебил я Бирюка. Мужик глянул на меня исподлобья. Я внутренне дал себе слово во что бы то ни стало освободить бедняка. Он сидел неподвижно на лавке. При свете фонаря я мог разглядеть его испитое, морщинистое лицо, нависшие желтые брови, беспокойные глаза, худые члены… Девочка улеглась на полу у самых его ног и опять заснула. Бирюк сидел возле стола, опершись головою на руки. Кузнечик кричал в углу… дождик стучал по крыше и скользил по окнам; мы все молчали.

— Фома Кузьмич, — заговорил вдруг мужик голосом глухим и разбитым, — а Фома Кузьмич.

— Отпусти. Бирюк не отвечал.

— Отпусти… с голодухи… отпусти.

— Знаю я вас, — угрюмо возразил лесник, — ваша вся слобода такая — вор на воре.

— Отпусти, — твердил мужик: — прикащик… разорены… во как… отпусти!

— Разорены. Воровать никому не след.

— Отпусти, Фома Кузьмич… не погуби. Ваш-то, сам знаешь, заест, во как.

Бирюк отвернулся. Мужика подергивало, словно лихорадка его колотила. Он встряхивал головой и дышал неровно.

— Отпусти, — повторял он с унылым отчаяньем, — отпусти, ей-богу, отпусти! я заплачу, во как, ей-богу. Ей-богу, с голодухи… детки пищат, сам знаешь. Круто, во как, приходится.

— А ты все-таки воровать не ходи.

— Лошаденку, — продолжал мужик, — лошаденку-то, хоть ее-то… один живот и есть, отпусти!

— Говорят, нельзя. Я тоже человек подневольный: с меня взыщут. Вас баловать тоже не приходится.

— Отпусти! Нужда, Фома Кузьмич, нужда, как есть того… отпусти!

— Э, да что с тобой толковать; сиди смирно, а то у меня, знаешь? Не видишь, что ли, барина?

Бедняк потупился… Бирюк зевнул и положил голову на стол. Дождик все не переставал. Я ждал, что будет.

— Тебе говорю, тебе, азиат, кровопийца, тебе!

— Пьян ты, что ли, что ругаться вздумал? — заговорил с изумлением лесник. — С ума сошел, что ли?

— Пьян. не на твои ли деньги, душегубец окаянный, зверь, зверь, зверь!

— Ах ты… да я тебя.

— А мне что? Все едино — пропадать; куда я без лошади пойду? Пришиби — один конец; что с голоду, что так — все едино. Пропадай все: жена, дети, — околевай все… А до тебя, погоди, доберемся!

— Бей, бей, — подхватил мужик свирепым голосом, — бей, на, на, бей… (Девочка торопливо вскочила с полу и уставилась на него.) Бей! Бей!

— Молчать! — загремел лесник и шагнул два раза.

— Полно, полно, Фома, — закричал я: — оставь его, бог с ним.

— Не стану я молчать, — продолжал несчастный. — Все едино околевать-то. Душегубец ты, зверь, погибели на тебя нету… Да постой, недолго тебе царствовать! затянут тебе глотку, постой!

Бирюк схватил его за плечо… Я бросился на помощь мужику…

— Не троньте, барин! — крикнул на меня лесник.

Я бы не побоялся его угрозы и уже протянул было руку: но, к крайнему моему изумлению, он одним поворотом сдернул с локтей мужика кушак, схватил его за шиворот, нахлобучил ему шапку на глаза, растворил дверь и вытолкнул его вон.

— Убирайся к черту с своею лошадью! — закричал он ему вслед, — да смотри, в другой раз у меня…

Он вернулся в избу и стал копаться в углу.

— Ну, Бирюк, — промолвил я наконец: — удивил ты меня: ты, я вижу, славный малый.

— Э, полноте, барин, — перебил он меня с досадой, — не извольте только сказывать. Да уж я лучше вас провожу, — прибавил он. — Знать, дождика-то вам не переждать…

На дворе застучали колеса мужицкой телеги. — Вишь, поплелся! — пробормотал он, — да я его. Через полчаса он простился со мной на опушке леса.

Читайте также: