В чем трагический смысл истории пискарева почему автор приводит его к смерти кратко

Обновлено: 05.07.2024

Николай Васильевич Гоголь (1809 — 1852) — великий русский писатель. Происходил из помещичьей семьи среднего достатка: у Гоголей было около 400 душ крепостных и свыше 1000 десятин земли. Предки писателя со стороны отца были потомственными священниками, однако уже дед Афанасий Демьянович оставил духовное поприще и поступил в гетмановскую канцелярию; именно он прибавил к своей фамилии Яновский другую Гоголь, что должно было продемонстрировать происхождение рода от известного в украинской истории 17 в. полковника Евстафия (Остапа) Гоголя

Петербург Николая Васильевича Гоголя

Невский проспект в 19 веке

Главные герои повести – поручик Пирогов и бедный, талантливый художник Пискарев

Повесть начинается и заканчивается описанием Невского проспекта, олицетворяющего в повести Петербург, т. е. Невский проспект – это еще один герой повести и герой самый главный.

ПИСКАРЕВ, ПИРОГОВ Случайно ли Гоголь дал героям такие фамилии?

Какова художественная функция снов Пискарева в повести?

Как вы считаете, в чем причина гибели Пискарева? (несоответствие мечты и реальности)

Уроки литературы по петербургским повестям Н.В. Гоголя

Учитель.

Почему Ковалеву никак нельзя без носа? Как герой это объясняет?

Цитируется текст:

Разговор Ковалева со своим Носом.

Учитель.

Исчезновение носа мгновенно привело героя к утрате всех его достоинств:

Ковалев потерял облик важной персоны. Сдулся, как мыльный пузырь. Но одно осталось – высокое самомнение и презрение к простым людям. Гоголь подсказывает читателю:
Внешний облик раскрывает внутреннее содержание;
Нет носа – и ты никто, если в твоей душе нет ничего человеческого.

Учитель.

Чтоб раскрыть идейное содержание повести Гоголь использует еще один художественный прием –
гротеск
.

Учитель.

Что такое гротеск?

(Гротеск – это причудливое смешение в образе реального и фантастического, прекрасного и безобразного, трагического и комического – для более впечатляющего выражения творческого замысла.)

Учитель.

Итак, куда же делся Нос? Кем он стал?

Нос стал статским советником, у него есть мундир с позолотой и чин выше, чем у Ковалева, а человека нет. Носитель мундира нос, пустышка. Но это не важно, если есть чин, этого достаточно, чтоб занять место в обществе.)

Учитель.

Верно. Нос – это двойник Ковалева. Гоголь показывает, что в современном ему обществе человек – ничто, а чин — все!

Фантастическое событие —
пропажа носа и его самостоятельная жизнь — позволяет Гоголю показать все слои общества, общественную среду.

— Счастлив ли майор Ковалев, когда ему вернули нос? Изменился ли он? Изменилось ли что-либо в мире?

Учитель.

Обратимся к последним строкам повести:

(Учитель читает текст)

«Но что страшнее, что непонятнее всего, — это то, как авторы могут брать подобные сюжеты. Во-первых, пользы отечеству никакой; во-вторых … но и во-вторых тоже нет пользы …

— Что в этом есть, как вы думаете?

Дата: _________________

  1. Формирование умения вчитываться, вдумываться в текст, находить ключевые слова, делать выводы;
  2. Развитие аналитических умений и навыков учащихся при работе с художественным текстом;
  3. Формирование положительных нравственных ориентиров.

Эпиграф к уроку

Он лжет во всякое время, этот Невский проспект…

Задание: озаглавьте слайд, чтобы было раскрыто его содержание.

    Введение в тему урока

— Вспомните историю Аккакия Аккакиевича Башмачкина.

  1. Анализ эпизода
  1. Прочтение вслух 1-3 страницы повести (описание Невского проспекта)
  2. Аналитическая беседа
  1. Проанализируйте образы, с помощью которых Гоголь рисует картину Невского проспекта. Как в эпизоде намечаются главная проблема и конфликт всей повести?
  1. Какова функция этого эпизода во всей повести?

(Описание Невского проспекта в начале повести представляет собой своеобразный “физиологический” очерк Петербурга. Его изображение в разное время суток позволяет автору охарактеризовать социальную структуру города. В первую очередь он выделяет
простых людей-тружеников, на ком держится вся жизнь, и для них Невский проспект не является целью, “он служит только средством”. Простым людям противопоставленодворянство,для которого Невский проспект составляет цель — это место, где можно показать себя. Иронией пронизан рассказ о“педагогическом”Невском проспекте с “гувернёрами всех наций” и их воспитанниками, а также о дворянах и чиновниках, гуляющих по проспекту.
Показывая фальшь Невского проспекта, скрывающуюся за его парадным видом изнанку жизни, трагическую её сторону, разоблачая пустоту внутреннего мира гуляющих на нём, их лицемерие, автор использует ироническую патетику и
метонимию. Это подчёркивается тем, что вместо людей действуют детали их внешнего облика или одежды: “Здесь вы встретите усы чудные, никаким пером, никакою кистью неизобразимые Тысячи сортов шляпок, платьев, платков Здесь вы встретите такие талии, какие даже вам не снились никогда А какие встретите вы длинные рукава”.)
Метонимия

  1. Какова здесь роль изобразительно-выразительных средств и художественных деталей?
  1. Прокомментируйте авторские оценки в описании Невского проспекта (поиск оценочных выражений в 1-5 абзацах повести)

(Автор начинает повествование
торжественно-приподнятыми фразамио Невском проспекте и отмечает, что это “всеобщая коммуникация2 Петербурга”, место, где можно получить “верные известия” лучше, чем в адрес-календаре или в справочной службе, это место для гуляния, это “выставка всех лучших произведений человека”. Вместе с тем Невский проспект — это зеркало столицы, в котором отражается её жизнь, это олицетворение всего Петербурга с его разительными контрастами.)
Вывод (записать):

Петербург – город без целостных лиц, которые заменяются их частями или частями тела и одежды. Действительность не такая. Какой мы ее видим и в любой момент может повернуться к нам своей оборотной стороной. Жизнь призрачна, поэтому ничему нельзя верить.

  1. Аналитическая беседа об образах главных героев – Пискарёве и Пирогове.

Вопросы и задания для беседы

Образ Пискарева

1. Проследите и расскажите, как терпят крах романтические иллюзии Пискарева (краткий пересказ истории Пискарёва).

2. Какова смысловая роль сна Пискарева?

3. В чем трагический смысл истории Пискарева? Почему автор приводит его к самоубийству?

(Как и других молодых художников Петербурга, автор характеризует Пискарёва как небогатого человека, живущего в маленькой комнате, довольствующегося тем, что у него есть, но стремящегося к богатству. Это “тихий, робкий, скромный, детски-простодушный, носивший в себе искру таланта, может быть, со временем вспыхнувшего широко и ярко”, человек. Фамилия героя подчёркивает его обычность, напоминает о типе “маленького человека” в литературе.

Пискарёв верит в гармонию добра и красоты, чистую, искреннюю любовь, возвышенные идеалы. Он пошёл вслед за незнакомкой только потому, что увидел в ней идеал красоты и непорочности, она напомнила ему “Перуджинову Бианку”. Но прекрасная незнакомка оказалась проституткой, и Пискарёв трагически переживает крушение идеалов. Очарование красоты и невинности оказалось обманом. Беспощадная действительность разрушила его мечты, и художник бежал из отвратительного приюта, куда привела его семнадцатилетняя красавица, красота которой, не успевшая увянуть от разврата, не сочеталась с улыбкой, исполненной “какой-то жалкой наглости”, всё, что она говорила, было “глупо и пошло … как будто вместе с непорочностью оставляет и ум человека”.

Автор, разделяя потрясённое чувство Пискарёва, с горечью пишет: “…Женщина, эта красавица мира, венец творения, обратилась в какое-то странное двусмысленное существо, где она вместе с чистотою души лишилась всего женского и отвратительно присвоила себе ухватки и наглости мужчины и уже перестала быть тем слабым, тем прекрасным и так отличным от нас существом”.

Пискарёв не в силах перенести того, что красота женщины, дающей миру новую жизнь, может быть предметом торговли, ведь это поругание красоты, любви и человечности. Им овладело чувство “раздирающей жалости”, отмечает автор и объясняет: “В самом деле, никогда жалость так сильно не овладевает нами, как при виде красоты, тронутой тлетворным дыханием разврата. Пусть бы ещё безобразие дружилось с ним, но красота, красота нежная… она только с одной непорочностью и чистотой сливается в наших мыслях”.

Находясь в сильном психологическом напряжении, Пискарёв видит сон, в котором его красавица предстаёт как светская дама, пытающаяся объяснить посещение приюта своей тайной. Сон внушил Пискарёву надежду, которая разрушена жестокой и пошлой стороной жизни: “Желанный образ являлся ему почти каждый день, всегда в положении, противоположном действительности, потому что мысли его были совершенно чисты, как мысли ребёнка”. Поэтому он пытается искусственно, принимая наркотик, уйти в мир сновидений и иллюзий. Однако сны и иллюзии не могут заменить реальную жизнь.

Мечта о тихом счастье в деревенском домике, о скромной жизни, обеспеченной собственным трудом, отвергнута падшей красавицей. “Как можно! — прервала она речь с выражением какого-то презрения. — Я не прачка и не швея, чтобы заниматься работою”. Оценивая ситуацию, автор говорит: “В этих словах выразилась вся низкая, презренная жизнь, жизнь, исполненная пустоты и праздности, верных спутников разврата”. И далее в размышлениях автора о красавице опять возникает мотив демона: “…Она была какою-то ужасною волею адского духа, жаждущего разрушить гармонию жизни, брошена с хохотом в его пучину”. За время, которое художник не видел девушку, она изменилась к худшему — бессонные ночи разврата, пьянство отразились на её лице.

Бедный художник не мог пережить, по выражению автора, “вечный раздор мечты с существенностью”. Он не выдержал столкновения с суровой действительностью, наркотик разрушил его психику окончательно, лишил возможности заняться работой, противостоять судьбе. Пискарёв кончает жизнь самоубийством. Он неправ в этом безумном поступке: христианская религия считает жизнь величайшим благом, а самоубийство большим грехом. Также и с точки зрения светской нравственности лишение себя жизни недопустимо — это пассивная форма разрешения жизненных противоречий, ибо деятельный человек всегда может найти выход из самых сложных, казалось бы, неразрешимых ситуаций.

Описанием бедных похорон Пискарёва автор выражает своё отношение к социальному неравенству, выступающему за парадной внешностью города, вызывает чувство сострадания к простым людям, подчёркивает бессмысленность гибели художника.Для художника встреча с Невским проспектом, с его обитателями стала причиной краха всех надежд, она буквально опустошила его душу. Не видеть красоты мира — значит не хотеть жить, а когда красота на твоих глазах превращается ни во что, невольно задаешься вопросом: если это все мираж и призрак, то что же тогда реально? И реальным остается Невский проспект с его вечной загадкой и вечным обманом.)

Образ Пирогова

1. Расскажите историю поручика Пирогова.

2. Какова ее композиционная роль в повести?

(О поручике Пирогове автор говорит, что такие, как он, офицеры составляют “в Петербурге какой-то средний класс общества”, подчёркивая этим типичность героя. Рассказывая об этих офицерах, автор, конечно же, характеризует и Пирогова.

В своём кругу они считаются образованными людьми, потому что умеют развлекать женщин, любят потолковать о литературе: “хвалят Булгарина, Пушкина и Греча и говорят с презрением и остроумными колкостями об А.А. Орлове”, то есть в один ряд ставят Пушкина и Булгарина, иронично замечает автор. В театр они ходят, чтобы показать себя. Их жизненная цель — “выслужиться до полковничьего чина”, достичь обеспеченного положения. Они обычно “женятся на купеческой дочери, умеющей играть на фортепиано, с сотнею тысяч или около того наличных и кучею брадатой родни”.

Характеризуя Пирогова, автор рассказывает о его талантах, на самом деле раскрывает такие его черты, как карьеризм, ограниченность, наглость, самоуверенная пошлость, стремление подражать тому, что входит в моду у избранной публики.

Наглядным примером подтверждает автор, что главный предмет дум и стремлений Пирогова — это чин. К людям ниже его по чину он относится высокомерно.

Любовь для Пирогова — лишь интересное приключение, “интрижка”, которой можно похвастаться перед друзьями. Поручик, нисколько не смущаясь, довольно пошло ухаживает за женой ремесленника Шиллера и уверен, что “любезность его и блестящий чин дают ему полное право на её внимание”. Он нисколько не утруждает себя думами о жизненных проблемах, стремится к удовольствиям.

Испытанием чести и достоинства Пирогова явилась “секуция”, которой подверг его Шиллер. Быстро забыв своё оскорбление, он обнаружил полное отсутствие человеческого достоинства: “с удовольствием провёл вечер и так отличился в мазурке, что привёл в восторг не только дам, но даже и кавалеров”.

Образы Пирогова и Пискарёва связаны с противоположными нравственными началами в характерах героев. Комический образ Пирогова противопоставлен трагическому образу Пискарёва. “Пискарёв и Пирогов — какой контраст! Оба они начали в один день, в один час преследование своих красавиц, и как различны для обоих них были следствия этих преследований! О, какой смысл скрыт в этом контрасте! И какое действие производит этот контраст!” — писал В.Г. Белинский.)

Вывод записать

  1. Написать домашнее сочинение по творчеству Гоголя

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальность темы. Современный Санкт-Петербург ставит перед школой комплекс образовательных и воспитательных задач, решение которых предполагает не только передачу учащимся системы знаний по целому ря.

Цели данного урока: проанализировать повесть; показать, как большой современный город с его страшными нравами губит лично.

Цели данного урока: проанализировать повесть; показать, как большой современный город с его страшными нравами губит лично.

Социальная реклама Творческого марафона славы святого благоверного великого князя Александра Невского написана на стихи собственного сочинения.

Логика всего повествования указывает на то, что причиной трагичного финала жизни Пискарева становится столкновение мечты и реальности.

Робкий и мечтательный Пискарев встречает на Невском проспекте девушку, которую он считает настоящим олицетворением красоты, однако вскоре он узнает о том, что эта прекрасная незнакомка является девушкой легкого поведения. Здесь уже происходит столкновение мечты и реальности. Дальнейшее только увеличивает пропасть между реальной жизнью и тем, о чем мечтает Пискарев.

Сны, которым радуется Пискарев, только расширяют конфликт между мечтой и действительностью. Пискарев уже не осознает, где его сны, а где реальная жизнь. Все больше подвергаясь влиянию сновидений, Пискарев забывает, насколько жестока бывает реальная действительность. Идею, пришедшую во сне, Пискарев хочет реализовать в жизни. Он осознает, что жить одними снами просто невозможно, нужно действовать в реальной жизни.

То, о чем мечтал Пискарев (чтобы прекрасная незнакомка, с которой Пискарев был бы счастлив, изменила образ жизни и стала его женой), сталкивается с реальностью (девушка говорит Пискареву, что ее устраивает ее образ жизни, и фактически смеется над мыслями Пискарева). Этого нравственно чистый человек вынести просто не может. Он осознает, что реальность победила, что всем его мечтам не суждено осуществиться. И понимание данной истины становится причиной совершения Пискаревым самоубийства.

Получается, главной причиной гибели Пискарева становится столкновение мечты и реальности. Но если анализировать судьбу Пискарева более детально и углубленно, то можно сказать, что причиной трагедии становится то общество, в котором приходилось находиться Пискареву.

Н.В. Гоголь показал, что в таком морально разлагающемся обществе нет места таким людям, как Пискарев. Именно общество, в котором царит разврат и в котором нет места реализации мечтам нравственно чистых людей, становится главной причиной трагичного финала жизни Пискарева.

мечта Пискарева сталкивается с реальностью, когда он просыпается.

Пискарев - мечтатель, об идеальной жизни. Но его мечты находятся в противоречии с действительностью. Реальная жизнь художника трагична.

Профессия художника Пискарева подчеркивает присутствие творческого начала в человеке, не способного противостоять действительности.

Трагизм истории бескорыстной любви-помощи в том, что она не способна "оживить ",исцелить, нравственные безобразия. Описание Образа Пискарёва, как источника жертвенной любви противостоящий наглости и распутству, безрадостно завершён Гоголем -уничтожением героя.

Художник Пискарев – один из главных героев произведения. Он представлен, как романтичная натура, служащая контрастом для столичной петербургской жизни. Об этом говорит сам род его занятий, причем Гоголь сам подчеркивает несоответствие героя и столицы.

Пискарев влюбляется в случайно встреченную женщину и узнает о ее развратном и неподобающем образе жизни. Однако он не может оттолкнуть и забыть ее. Прежде Пискарев был погружен в творчество, служившее ему защитой от грязи окружающей жизни. Случайная встреча пробила кокон и показала неприспособленность художника к жизни петербургской жизни.

По своей наивности, которая также подчеркивается Гоголем, он пытается прийти к своей любимой женщине, увиденной им в борделе, и уговорить ее начать честную трудовую жизнь. Здесь также показан один из главных недостатков Пискарева для мира Невского проспекта, его бедность, из-за которой над его призывами смеется предмет его любви. Наличие денег позволило бы уже ему диктовать свои условия и проститутка, скорее всего, благосклонно позволила бы богатому романтику спасать ее из омута порока.

Другое его качество, существенный для описываемой жизни недостаток – это его робость и неуверенность. Слабость характера не позволила художнику попытаться сломать порядок вещей, который вызывает в нем отторжение. Он не смог даже просто продолжать жить, как раньше.

Его способность на чистые и истинные чувства не выдерживает столкновения с суровой реальностью. Получив в ответ на свои увещевания и усилия презрение, Пискарев не находит в себе сил жить дальше и уходит из этого города. Однако, видимо, Гоголь хочет показать, что дело не только в Невском проспекте и Санкт-Петербурге, меняется и деградирует весь мир, как таковой. В нем больше нет места романтикам и отвергнутый им и женщиной художник, кончает жизнь самоубийством.

Похороны Пискарева также демонстрируют его чуждость этому миру, на них не приходит никто (кроме государственных служащих, обязанных быть в любом случае). Даже его приятель поручик Пирогов не отдает ему последний долг.

Сочинение 2

Пискарев – один из двух героев произведения. Пискарев – человек сентиментальный, ранимый, творческий, ведь его профессия – художник, говорит о его тонкой душевной организации и ином ведении всего окружающего мира. Будучи довольно скромным человеком, он и не надеется встретить свою судьбу. Но случай на Невском проспекте меняет всю его жизнь, становясь роковым в его жизни.

Невский проспект – место двух невероятных и будоражащих встреч. Друзья – Пирогов и Пискарев, встречают двух, казалось бы, прекрасных девушек и решаются следовать за ними. Отправившись за невероятной, на первой взгляд, блондинкой, Пискарев не может предугадать, чего будет стоить ему этом поступок. С каждой секундой ему кажется, что он все сильнее и сильнее влюбляется в девушку чарующей красоты, он не видит перед собой ничего, кроме ее образа. Буря страсти и нежных чувств находится внутри него, не давая думать ни о чем, кроме их будущей встречи. Он уже представляет ее честной и трудолюбивой девушкой, которая разделит всю его будущую жизнь. Он ведет себя именно так, как свойственно людям его профессии. В полете фантазии, он не представляет, как его представления далеки от реальности.

Как же сильно было падение всех его представлений и мечт, когда в конце своего пути он оказывается в публичном доме, где и обитает его красавица. Его мир рухнул, боль разрывает его изнутри, тот сладкий образ канул в глубокую бездну грязи и безнравственности, где ей и место. Его непорочная душа была не готова к такому жестокому разочарованию. Он не находит себе места, даже опиум не в силах заглушить то гадкое и ноющее глубоко в душе чувство.

Все его мысли, сны занимает план, с помощью которого он сможет избавить его прекрасную блондинку, вытащить со дна разврата. Он готов приучить ее к труду, взять ее в жены, забыть о ее порочном прошлом.

Он решается вернуться в притон и предложить ей руку помощи. Но ее вид, ее ужасный ответ, ее гадкий смех вызывают в нем лишь отвращение. Пискарев готов убежать куда угодно, только бы сохранить рассудок, которого становится все меньше и меньше, он не готов жить дальше, понимаю, к чему он только что прикоснулся. Понимая невозможность очиститься от этого порока, он находит единственный выход – покончить с собой, что он и делает. Его находят в квартире с перерезанным горлом.

Та злополучная встреча стоит ему жизни. Тем самым автор стремиться показать, как ранимы могут быть люди, как восприимчивы к происходящему с ними. Так часто и происходит с творческими людьми, их чувства захлестывают их с головой и они не могут выбраться из этой волны отчаяния и страха, что приводит к трагическому финалу.

Причины такого поведения

Для начала важно понять, почему люди могут захотеть это сделать. Очевидно, что сбежать чаще всего хочется от того, что не нравится. Если все устраивает — уходить не хочется. А что может не нравится человеку? Какие-то проблемы или трудности, например:

  • В семье. Некомфортная обстановка, непонимание, постоянные конфликты, тяжело больной родственник.
  • В личной жизни. Если человек не может обрести личное счастье, найти свою любовь или построить гармоничные отношения.
  • В профессиональной деятельности. Бывает, что люди не знают, не понимают, чем хотят заниматься. Или начинают, но бросают любое дело из-за возникших трудностей — и им начинает казаться, что они ничего не могут.

На самом деле причиной может стать что угодно, их может быть несколько. Жизнь полна проблем и трудностей, но главное — как их воспринимать. Некоторые просто убеждены, что их жизнь скучна, однообразна, сера и ищут способы сделать ее ярче.

Главной причиной является внутреннее состояние человека. Если человек — пессимист или слабая личность, то он всегда найдет повод для депрессии и ухода от проблем. Именно отношение к происходящему определяет дальнейшие действия.

История Пискарева

Он предлагает этой девушке совместную жизнь, чтобы она бросила бордель и устроилась в нормальное место, на что та отвечает, что она не швея и не уборщица, что ей нравится её профессия, а значит, менять ничего она не будет. Это окончательно добило тонкую душу художника, он четыре дня лежал в своей квартире, а после — умер.

Кто знает, как сложилась бы жизнь Пискарёва, если бы та девушка оказалась приличной и полюбила бы его. Ведь положительные эмоции очень сильно виляют на человека, под их наплывом он бы стал писать картины, наполненные огромным светлым смыслом и, быть может, стал бы известен в целом мире искусства. Однако его судьбой стала ранняя смерть, которая, я думаю, принесла ему облегчение, потому что нет ничего хуже, чем жить в мире, полном разочарования и одиночества. Жить среди людей, которые никогда не поймут твой маленький мир, который ты сам строишь.

Образ Невского проспекта

Характеристика главных героев

  1. Центральная роль в повести отведена художнику Пискареву. Он — истинный творец, голодный и честный. Ему не так важен доход, сколько сам процесс творчества. Ему свойственно мечтать, а, следовательно, идеализировать. Он чтит и уважает красоту; в его сознании то, что красиво, — не должно быть порочным. И именно эти качества сыграли с ним злую шутку. Не меркантильный, не испорченный человек не смог смириться с жестокими реалиями Петербурга, где молоденькая девушка без сожаления и раскаяния обрекает себя на роль проститутки, причем нисколько не стыдиться своего положения, а наслаждается им. Такой поворот событий мог навредить только такому чистому и мечтательному юноше, как Пискарев. Попади в такую ситуацию Пирогов, он ничуть бы не смутился. Живописец же отказывается мириться с тем, что прекрасное создание может быть безнравственным и испорченным, поэтому он всеми силами пытается оправдать ее — в его снах она то знатная дама, то простая деревенская девушка. Так он становится зависим от мира снов — раз за разом ему сложнее сталкиваться с реальностью. Герой так и не смог принять действительность, поэтому единственным выходом для него оставалась смерть — так художник и совершает самоубийство.
  2. Не маловажную роль в судьбе Пискарева сыграла незнакомка с Невского. Читатель не имеет возможности познакомиться с ее внутренним миром, но ее образ выписан достаточно точно — эта девушка совмещает в себе абсолютно ангельскую внешность и совсем не ангельскую душу. Она спокойно, и даже с гордостью относится к своей работе в борделе, считает для себя более постыдной роль жены бедного человека, а не участь содержанки. Этот контраст внешности и души — прекрасного и омерзительного — становится смертоносным для чистого и мечтательного Пискарева. Она — человек, который приспособился к жизни в Петербурге, какой бы она ни была, он — ее полная противоположность.
  3. Полной противоположностью Пискарева оказывается и его друг, поручик Пирогов. Он вовсе не мечтателен, а, напротив, достаточно рационален. Ему важно то, какое положение он занимает в обществе, поэтому он так любит кичиться своим чином, пусть пока что и низким. Он может преступить через границы морали и нравственности — например, наличие у женщины мужа его нисколько не останавливает, а, наоборот, раззадоривает. Он себялюбив и эгоистичен, но труслив — ведь, в конечном счете, он даже не решается рассказать генералу о нанесенном ему оскорблении — от немца Шиллера за приставания к его жене.

Гоголь противопоставляет Пирогова, незнакомку с Невского Пискареву — так он явно показывает, для каких людей Петербург подходит, а кто выжить там решительно не может. Мечтательный и высоконравственный художник не смог смириться с простым несоответствием мечты и реальности, чиновник же абсолютно спокойно смирился с оскорблениями и избиением, а затем пошел кутить к друзьям офицерам. Так автор выражает свое мнение относительно большого города — это город для толстокожих людей, людей испорченных, черствых и меркантильных, как незнакомка и Пирогов, а не для художников Пискаревых.

Жизненные цели

Сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова начинается с определения героев. Пирогов мечтает занять место под солнцем любым способом, поэтому не терзает себя мыслями о нравственности или любви. Вместо того чтобы размышлять, он живет в свое удовольствие. Гоголь сделал этого персонажа символом пошлости. Он интересуется модой и всем тем, что связано со светом. Единственное желание: быть вхожим в Поверхностно он может судить о литературе и искусстве, но не потому, что это ему нравится или в этом разбирается, а потому, что говорить о высоком — признак хорошего тона. В принципе, жизненную цель имеют оба: Пирогов и Пискарев. Характеристика позиции Пирогова следующая.

О чем повесть?

Пирогов оказывается чуть более удачливым — его блондинка в борделе не работает, но замужем за немцем Шиллером. Факт замужества пассии героя нисколько не смущает, поэтому он продолжает навязчивые ухаживания. Но в один момент ревнивый супруг застает поручика у себя дома и с позором прогоняет его. Сначала Пирогов чувствует себя оскорбленным, хочет жаловаться генералу, но затем отказывается от этой идеи.

Художник Пискарев – один из главных героев произведения. Он представлен, как романтичная натура, служащая контрастом для столичной петербургской жизни. Об этом говорит сам род его занятий, причем Гоголь сам подчеркивает несоответствие героя и столицы.

Пискарев влюбляется в случайно встреченную женщину и узнает о ее развратном и неподобающем образе жизни. Однако он не может оттолкнуть и забыть ее. Прежде Пискарев был погружен в творчество, служившее ему защитой от грязи окружающей жизни. Случайная встреча пробила кокон и показала неприспособленность художника к жизни петербургской жизни.

По своей наивности, которая также подчеркивается Гоголем, он пытается прийти к своей любимой женщине, увиденной им в борделе, и уговорить ее начать честную трудовую жизнь. Здесь также показан один из главных недостатков Пискарева для мира Невского проспекта, его бедность, из-за которой над его призывами смеется предмет его любви. Наличие денег позволило бы уже ему диктовать свои условия и проститутка, скорее всего, благосклонно позволила бы богатому романтику спасать ее из омута порока.

Другое его качество, существенный для описываемой жизни недостаток – это его робость и неуверенность. Слабость характера не позволила художнику попытаться сломать порядок вещей, который вызывает в нем отторжение. Он не смог даже просто продолжать жить, как раньше.

Его способность на чистые и истинные чувства не выдерживает столкновения с суровой реальностью. Получив в ответ на свои увещевания и усилия презрение, Пискарев не находит в себе сил жить дальше и уходит из этого города. Однако, видимо, Гоголь хочет показать, что дело не только в Невском проспекте и Санкт-Петербурге, меняется и деградирует весь мир, как таковой. В нем больше нет места романтикам и отвергнутый им и женщиной художник, кончает жизнь самоубийством.

Похороны Пискарева также демонстрируют его чуждость этому миру, на них не приходит никто (кроме государственных служащих, обязанных быть в любом случае). Даже его приятель поручик Пирогов не отдает ему последний долг.

Сочинение 2

Пискарев – один из двух героев произведения. Пискарев – человек сентиментальный, ранимый, творческий, ведь его профессия – художник, говорит о его тонкой душевной организации и ином ведении всего окружающего мира. Будучи довольно скромным человеком, он и не надеется встретить свою судьбу. Но случай на Невском проспекте меняет всю его жизнь, становясь роковым в его жизни.

Невский проспект – место двух невероятных и будоражащих встреч. Друзья – Пирогов и Пискарев, встречают двух, казалось бы, прекрасных девушек и решаются следовать за ними. Отправившись за невероятной, на первой взгляд, блондинкой, Пискарев не может предугадать, чего будет стоить ему этом поступок. С каждой секундой ему кажется, что он все сильнее и сильнее влюбляется в девушку чарующей красоты, он не видит перед собой ничего, кроме ее образа. Буря страсти и нежных чувств находится внутри него, не давая думать ни о чем, кроме их будущей встречи. Он уже представляет ее честной и трудолюбивой девушкой, которая разделит всю его будущую жизнь. Он ведет себя именно так, как свойственно людям его профессии. В полете фантазии, он не представляет, как его представления далеки от реальности.

Как же сильно было падение всех его представлений и мечт, когда в конце своего пути он оказывается в публичном доме, где и обитает его красавица. Его мир рухнул, боль разрывает его изнутри, тот сладкий образ канул в глубокую бездну грязи и безнравственности, где ей и место. Его непорочная душа была не готова к такому жестокому разочарованию. Он не находит себе места, даже опиум не в силах заглушить то гадкое и ноющее глубоко в душе чувство.

Все его мысли, сны занимает план, с помощью которого он сможет избавить его прекрасную блондинку, вытащить со дна разврата. Он готов приучить ее к труду, взять ее в жены, забыть о ее порочном прошлом.

Он решается вернуться в притон и предложить ей руку помощи. Но ее вид, ее ужасный ответ, ее гадкий смех вызывают в нем лишь отвращение. Пискарев готов убежать куда угодно, только бы сохранить рассудок, которого становится все меньше и меньше, он не готов жить дальше, понимаю, к чему он только что прикоснулся. Понимая невозможность очиститься от этого порока, он находит единственный выход – покончить с собой, что он и делает. Его находят в квартире с перерезанным горлом.

Та злополучная встреча стоит ему жизни. Тем самым автор стремиться показать, как ранимы могут быть люди, как восприимчивы к происходящему с ними. Так часто и происходит с творческими людьми, их чувства захлестывают их с головой и они не могут выбраться из этой волны отчаяния и страха, что приводит к трагическому финалу.

История Пискарева

Он предлагает этой девушке совместную жизнь, чтобы она бросила бордель и устроилась в нормальное место, на что та отвечает, что она не швея и не уборщица, что ей нравится её профессия, а значит, менять ничего она не будет. Это окончательно добило тонкую душу художника, он четыре дня лежал в своей квартире, а после — умер.

Кто знает, как сложилась бы жизнь Пискарёва, если бы та девушка оказалась приличной и полюбила бы его. Ведь положительные эмоции очень сильно виляют на человека, под их наплывом он бы стал писать картины, наполненные огромным светлым смыслом и, быть может, стал бы известен в целом мире искусства. Однако его судьбой стала ранняя смерть, которая, я думаю, принесла ему облегчение, потому что нет ничего хуже, чем жить в мире, полном разочарования и одиночества. Жить среди людей, которые никогда не поймут твой маленький мир, который ты сам строишь.

Также читают:

Картинка к сочинению Характеристика Пискарева в повести Невский проспект

Популярные сегодня темы

Взросление человека является частью жизненного цикла. Ребенок рождается совсем крохотным. Постепенно, день за днем, растет. Изменяется характер, поведение. Нарабатываются привычки.

Внутренние перемены в жизни человека случаются под влиянием каких-то важных событий. Проверим это утверждение на примерах.

Тема бедности и социальной несправедливости – одна из основных в творчестве Достоевского. Очень часто героями его произведений являются представители низших слоёв общества, выживающие в мрачном, недружелюбном Петербурге

Читайте также: