Кто такой филарет кратко

Обновлено: 30.06.2024

Патриа́рх Филаре́т (в миру — Фео́дор Ники́тич Рома́нов; ок. 1554 — 1 октября 1633) — церковный и политический деятель Смутного времени и последующей эпохи; третий Патриарх Московский и всея России (1619—1633). Первый из рода Романовых, носивший именно эту фамилию, двоюродный брат Царя Феодора Иоанновича.

В ранние годы Фёдор Романов не помышлял о монашестве и духовной карьере. Боярин (c 1586), один из первых щёголей в Москве, сын влиятельного Никиты Захарьина-Юрьева, племянник царицы Анастасии, первой жены Ивана IV Грозного, он считался возможным соперником Бориса Годунова в борьбе за власть после смерти Фёдора Иоанновича в 1598 году. В 1590-е годы занимал ряд государственных и военных постов: был псковским наместником, участвовал в переговорах с послом императора Рудольфа II, служил воеводой в ряде полков.

1 июня 1619 был освобождён (в порядке обмена пленными) в соответствии с условиями Деулинского перемирия 1618 года, и был торжественно встречен сыном.

Прибыл в Москву 14 июня 1619; 24 июня его интронизацию по чину поставления первого Московского Патриарха совершил бывший в Москве Иерусалимский Патриарх Феофан III.

В миру Романов-Юрьев Феодор Никитич, родился между 1551 и 1560 гг. в родовитой боярской семье Романовых, старший сын боярина Никиты Романовича.

В детстве он получил хорошее образование и научился даже латинскому языку по собранию латинских речений, написанных для него славянскими буквами одним англичанином.

Двоюродный дядя царя Феодора, любознательный и начитанный, веселый и приветливый, красивый и ловкий, соединявший любовь к книгам с любовью к развлечениям и нарядам, он играл в молодости видную роль, пользуясь одинаковой популярностью и у соотечественников, и у иностранцев. Он женился на дочери бедного костромского дворянина Ксении Ивановне Шестовой и имел от нее 5 сыновей и одну дочь. Из всех детей его пережил только сын Михаил, избранный на царство.

В 1586 г. Феодор Никитич упоминается как боярин и наместник нижегородский, в 1590 г. участвует в качестве дворового воеводы в походе на Швецию, в 1593—94 г. состоит наместником псковским и ведет переговоры с послом имп. Рудольфа, Варкочем. В 1596 г. состоит воеводой в правой руке. От 90-х годов дошло до нас несколько местнических дел, касающихся Феодора Никитича и рисующих влиятельное положение его среди московского боярства.

Ясный ум и открытый сердечный нрав сделали его популярным в народе, его прочили в преемники бездетному царю Федору Иоанновичу, в Москве ходили слухи, что покойный царь перед смертью прямо назначил его своим преемником.

Борис Годунов, сев на царство, оправдывался перед ним ссылкой на народное избрание и давал ему клятву держать его главным советником в государственном управлении. Были ли у самого Феодора Никитича планы на воцарение, неизвестно; в коломенском дворце, однако, был найден его портрет в царском одеянии, с подписью "царь Федор Микитич Романов". Как бы то ни было, он подписался под избирательной грамотой Бориса.

Насильственное пострижение и ссылка в монастырь

В 1601 г., во время разгрома фамилии Романовых Борисом Годуновым, Феодор Никитич был пострижен в монашество под именем Филарета и сослан в Антониев Сийский монастырь; жена его, постриженная под именем Марфы, сослана в Заонежские погосты, а малолетний сын Михаил и дочь заточены на Белоозере с теткой Настасьей Никитичной.

Жизнь Филарета в монастыре была обставлена очень сурово: пристава пресекали всякие сношения его с окружающим населением и изнуряли его грубым соглядатайством и мелочными применениями, жалуясь в то же время в Москву на его крутой и запальчивый нрав.

С появлением в 1605 г. известий о движениях Лжедмитрия в настроении Филарета была замечена резкая перемена: он повеселел и громко стал высказывать надежду на скорый переворот в своей судьбе.

Епископ Ростовский

30 июня 1606 г. по распоряжению Лжедмитрия Филарет хиротонисан во епископа Ростовского с возведением в сан митрополита.

Кажется, Филарет редко наезжал в свою епархию, проживая с тех пор большей частью в Москве. По воцарении Василия Шуйского Филарет ездил в Углич открывать мощи Дмитрия Царевича. В 1609 г. Ростов подвергся нападению тушинцев; Филарет, запершийся с народом в соборе, был схвачен и после различных поруганий с бесчестием отправлен в Тушино. Однако Тушинский вор по мнимому своему родству с Филаретом назначил его патриархом всея Руси.

В качестве нареченного патриарха Филарет рассылал грамоты по церковным делам в области, признававшие власть Тушинского вора, а после бегства вора в Калугу участвовал в переговорах тушинцев с польским королем о приглашении последнего или его сына на русский престол. Когда Рожинский в марте 1610 г. сжег Тушино, отряд польских тушинцев, отступивший к Иосифову Волоколамскому монастырю, захватил с собой и Филарета.

Только по разбитии этого отряда русским войском Филарет получил свободу и отъехал в Москву. По свержении Шуйского Филарет по указанию Жолкевского, желавшего удалить из Москвы наиболее влиятельных лиц, был назначен вместе с кн. Голицыным в посольство к Сигизмунду для заключения договора о вступлении на русский престол королевича Владислава. 7 октября послы приехали под Смоленск. Переговоры, затянувшиеся до 12 апреля, не привели ни к чему, а после получения известия о приближении к Москве ополчения Ляпунова, Трубецкого и Заруцкого послы были арестованы. Филарет пробыл в плену у поляков до 1619 г., проживая в доме Сапеги.

Патриарх

Патриарх Московский и всея Руси Филарет. Миниатюра Царского титулярника, 1672 г.
Патриарх Московский и всея Руси Филарет. Миниатюра Царского титулярника, 1672 г.
По-видимому, уже тотчас по воцарении Михаила Феодоровича был предрешен вопрос об избрании Филарета в патриархи. Еще до возвращения Филарета из плена он именовался в правительственных актах и на церковных антиминсах митрополитом не ростовским, а всея Руси. После Деулинского перемирия 1 июня 1619 г. на р. Поляновке, за Вязьмой, совершился размен пленных; Филарет был обменен на польского полковника Струся.

14 июня 1619 Филарет въехал в Москву, торжественно встреченный сыном. Тогда же сложилась на Москве народная песня, посвященная этому событию. Через несколько дней собор русского духовенства предложил Филарету сан патриарха, и

24 июня [1] 1619 совершилось наречение его в Патриарха Московского и всея Руси. Торжественное поставление в патриарший сан Филарет принял в Успенском соборе от Иерусалимского патриарха Феофана III, бывшего тогда в Москве и от русских иерархов.

Политическая деятельность

С саном патриарха Филарет совместил сан великого государя, чем поднял до высшей степени государственное значение патриархата. Установилось настоящее двоевластие: царь и патриарх оба писались государями; правительственные дела решались обоими государями, а иногда Филарет решал их единолично, даже без ведома царя. В качестве правителя Филарет показал себя крутым, властолюбивым и "опальчивым". Он быстро обуздал своеволие людей, приблизившихся в его отсутствие к трону его сына, подверг опале Салтыковых, самовольно отдаливших от царя его невесту Хлопову, Грамотина и др.

На соборе 1619 г. он выдвинул вопрос о составлении новых писцовых и дозорных книг и о вызове в Москву выборных людей от духовенства, дворянства и посадских людей для подачи заявлений о местных нуждах населения. Он руководил дипломатическими сношениями и, между прочим, составил "тайнопись", т. е. шифр, для дипломатических бумаг.

Церковная деятельность

Патриаршая деятельность Филарета состояла в энергичной охране чистоты Православия, в развитии печатания богослужебных книг и в реформе церковной администрации. Строгое преследование религиозного вольнодумства и нравственной распущенности выразилось в мерах, принятых против кн. Хворостинина, в распоряжениях о прекращении кулачных боев, развратных скопищ, четверобрачия, некоторых языческих обрядов (кликания коляды, овсеня), в грамотах сибирскому архиепископу и Соловецкому монастырю о пороках и непорядочной жизни мирян и монахов.

Патриарх Филарет настойчиво требовал перекрещивания обращающихся в православие латинян и в 1620 г. на соборе духовенства осудил мнение крутицкого митроп. Ионы, находившего в этих случаях достаточным совершение одного миропомазания. Тогда же Филарет установил перекрещивание белорусов, выходящих из Польши и Литвы, хотя бы они и считались там Православными.

Филарет велел уничтожить две немецкие церкви.

В 1627 г. по приказанию Филарета сожжено "Учительное евангелие" Кирилла Транквиллиона Ставровецкого, не содержавшее в себе, в сущности, ничего еретического, и начаты гонения на литовские книги, обращавшиеся в русских церквах. Тогда же был напечатан катехизис Лаврентия Зизания Тустаневского, после весьма мелочных и придирчивых исправлений и нескольких прений, устроенных между Зизанием и игуменом Ильей и справщиком Онисимовым.

Печать и исправление книг

Печатанию и исправлению книг Филарет уделял много внимания. В самом начале своего правления он по представлению патриарха Иерусалимского Феофана возбудил пересмотр дела о справщиках Дионисии, Арсении и Иване Наседке, незадолго перед тем обвиненных за исключение из Требника слов "и огнем" в молитве на Богоявление. Собор в присутствии Филарета, Феофана и государя оправдал справщиков, и по получении разъяснительных грамот от других патриархов прибавка "и огнем" была окончательно вычеркнута из Требника.

В 1620 г. Ф. возобновил типографию на Никольской, на старом печатном дворе, и устроил особое помещение ("правильню") для работ справщиков, а также положил начало знаменитой впоследствии типографской библиотеке, сделав распоряжение о доставлении туда из городов древних харатейных книг. Московская типография при Филарете выпустила много изданий — все 12 миней месячных и ряд богослужебных книг, причем некоторые издания были свидетельствованы самим Филаретом. При печатании обращалось много внимания на исправление текста, для чего Филарет привлек к работам более образованных справщиков, сличавших тексты с древними славянскими рукописями, а в некоторых (редких) случаях — и с греческими. Книги рассылались по городам в церкви, монастыри и торговые лавки по цене, в которую обошлось их напечатание, без прибыли, а в Сибирь — безвозмездно.

В 1622 г. Филарет издал "Сказание действенных чинов св. соборныя церкви Успения св. Богородицы", т. е. устав для отправления праздничных богослужений и церковных торжеств, а также "Поучение великого господина на доставление митрополитам, архиепископам и епископам"; ему же приписывают "Поучение на поставление архимандритам, игуменам и священникам" и "Поучение игуменьям".

Забота об образовании

Патриарх Филарет. Портрет работы Никанора Тютрюмова (XIX в)
Патриарх Филарет. Портрет работы Никанора Тютрюмова (XIX в)
Филарет заботился и о насаждении школ, призывал архиепископов к учреждению училищ при архиерейских домах и сам завел в Чудовом монастыре греко-латинское училище, порученное Арсению Глухому. В 1632 г. приехавший в Москву протосингел александрийского патриарха Иосиф был оставлен Филаретом в Москве для перевода книг и для устройства греческой школы.

Реформы церковного управления

Важный след оставила деятельность Филарета в области церковного управления. Двор патриарха устроился при нем совершенно по образцу двора государева; организовался класс патриарших дворян и детей боярских, верстаемых поместными окладами. Патриаршие вотчины значительно увеличились покупками и царскими пожалованиями. Власть патриарха над населением этих вотчин была расширена царской грамотой 20 мая 1625 г., которой уничтожались все прежние несудимые грамоты отдельных церквей и монастырей патриаршей области и патриарх получал право судить и ведать духовное и крестьянское население этой области во всяких делах, кроме татьбы и разбоя.

Управление патриаршей областью облекается при Филаретом в правильные формы, аналогичные светским государственным учреждениям. Возникают патриаршие приказы:

  1. судный, или разряд — для судебных дел,
  2. приказ церковных дел — до делам церковного благочиния,
  3. казенный — ведающий сборы с духовенства
  4. дворцовый — заведовавший хозяйством патриарших вотчин.

В каждом приказе сидел патриарший боярин с дьяками и подьячими. Дела решались с доклада патриарху. Энергичная устроительная деятельность Филарета не ограничивалась одной патриаршей областью. Во всем государстве производились подробные описания церковных и монастырских имуществ, пересмотр и подтверждение жалованных грамот, выданных монастырям, новые пожалования их землями.

При Филарете состоялась канонизация двух святых — Макария Унженского (1619) и Авраамия, еписк. Чухломского и Галицкого (1621), а также присылка в 1625 г. персидским шахом части Господней ризы, которая была поставлена в ковчеге в Успенском соборе. При Филарете возобновились прерванные в эпоху смуты сношения Москвы с греческой и восточными православными Церквами и приезды в Москву за милостыней многочисленных представителей духовенства этих Церквей.

Скончался 1 октября 1633 г., в возрасте около 80 лет от роду.

Патриарх Филарет испил до дна чашу горечи и уничижения. Счастлив он был только во дни юности и старости, а двадцать лет почти непрерывных страданий разделяют черной полосой его светлые годы. Клевета, страх пыток, изгнание, насильственная разлука с дорогими сердцу и насильственный постриг, лишение почестей, богатства, свободы, плен, поругание - вот беды, обрушившиеся одна за другой на Филарета непрерывной цепью. Дважды он был взят в плен (тушинским вором и поляками) и 10 лет томился в последней неволе. Трижды избирался в патриархи: Василием Шуйским назначен и низложен в мае 1606 г.; в Тушинском таборе Филарет опять был признан патриархом и к рассылаемым им грамотам прилагал патриаршую печать, но полную патриаршую власть он получил только после возвращения из плена.

Пользовался большим авторитером и влиянием. Он отличался большим умом, любознательностью и начитанностью, был приветлив. По наружности отличался такой красотой, что не было в Москве человека мужского пола красивее его, так что его красота вошла в пословицу.

Строил и украшал храмы, был милостив к духовенству, щедр для нищей братии, заботился о благолепном праздновании церковных торжеств и порядке в службе. При нем составлен целый устав о трезвонах, за выполнением которого он строго следил. "Был опаличив и мнителен, а такой владетельный, что и сам царь его боялся". Строгий к провинившимся, но справедливый.

Патриарх Филарет был не сребролюбив и отличался чувством благодарности, жаловал всех, кто стоял твердо на службе государя в "безгосударное время".

Любил во всем порядок, был расчетлив, нерасточителен, скромен и прост в своих издержках - менял верх на шубе, отдавал старые сапоги в починку, с необыкновенной предосторожностью отдавал чистить и мыть свой единственный белый шелковый вязаный клобук с шитым золотом и серебром херувимом.

Ему постоянно покупали к столу на рынке "хлеб да калачик на 4 или на 3 деньги и на 2 деньги клюквы". Покупка оловянной да деревянной посуды, в свою очередь, свидетельствовал о простоте повседневных потребностей этого святителя.

Труды

  • Грамоты (см. Акты исторические, II, 136; III, 230, 319-320).
  • Поучение, там же, IV, 12.
  • Об исправлении церковных книг (М. Макарий, И. Р. Ц., т. IV, с. 210-212).
  • Несколько поучительных грамот его напечатаны в Российской Вивлиофике.

Литература

Использованные материалы

Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

Род Федора Никитича, будущего патриарха Филарета, восходил к Андрею Ивановичу Кобыле, московскому боярину, жившему в первой половине 14 века.

Отец Фёдора Никита Романович в 1584 году, согласно последней воле Ивана Грозного, возглавил опекунский совет из пяти персон, назначенный для присмотра над слабоумным наследником царевичем Федором. Всем семи братьям Романовым были оказаны милости, особенно старшему Федору Никитичу, заступившему на опустевшее место главы рода.

Несмотря на свою молодость (на момент смерти отца, в 1586 году, ему было около 32 лет), он стремительно продвигался по чиновной лестнице: разрядные книги отмечают его в 1589 году на десятом месте среди виднейших бояр, в следующем, 1590 году, — на шестом, а к концу царствования последнего из Рюриковичей, Федор Никитич Романов уже имел чин главного дворового воеводы (главнокомандующего), исправлял, не выезжая из Москвы, должность наместника псковского и считался одним из трех руководителей государевой Ближней Думы. Впрочем, ни особых воинских подвигов, ни великих государственных дел за ним не числилось. Фёдор Никитич Романов был двоюродным братом царя Фёдора, сына Ивана Грозного, и мог законно претендовать на престол.

Женился он на Ксении Ивановне Шестовой — девице из небогатого, но древнего рода, с которой жил душа в душу, произведя на свет пятерых сыновей и дочь (из них отца пережил лишь один Михаил Федорович).

Сразу же после воцарения Бориса Годунова его отношение к Романовым резко изменилось. От царского престола на Федора Никитича пахнуло холодным ветром. При новой разрядной росписи он не только не удостоился первого воеводства ни в одном полку, но был помещен последним в списке бояр.

Он послушно занял отведенное ему место при новом дворе. Но то была всего лишь видимость кротости.

Федора Никитича постригли в монахи под именем Филарета в далеком Антониево-Сийском монастыре; его жену вместе с детьми, среди которых находился малолетний Михаил — будущий основатель династии, сослали в Пермскую волость. Прочих братьев рассеяли по отдаленным городам.

Из шести арестованных братьев Романовых выжили только двое: Филарет и Иван; остальные умерли в ссылке.

Дело шло к свержению Годунова. После смерти Годунова Лжедмитрию I удалось воцариться на московский престол, и чтобы убедить народ в подлинности своего происхождения, он стал разыскивать свою мнимую родню, большинство из которой пострадало при Годунове. Филарета вызвали в столицу и возвели в сан митрополита Ярославского и Ростовского. Филарет не обличал самозванца – он решил выждать удобного случая, чтобы изменить ситуацию в государстве.

Но Филарета постигло разочарование. Его страстное желание сбросить насильно навязанный монашеский клобук и вернуться в мир не исполнилось. По некоторым сведениям, в начале 1606 года он был соборным старцем в Троице-Сергиевом монастыре.

Филарет окончательно отказался от мысли вернуться к мирской жизни. Когда появился второй самозванец, Филарет поддержал патриарха Гермогена в борьбе с ним, рассылая грамоты по городам, в которых призывает к верности к законно избранному царю – Василию Шуйскому, предостерегает от измены в вере. Хотя он мог сам претендовать на престол – по своему происхождению он был не меньше этого достоин, чем Василий Шуйский, а по любви народной многократно превосходил его.

Лояльность Филарета была вознаграждена. Во время споров в Боярской думе о кандидатуре нового государя из уст патриарха Гермогена впервые прозвучало имя Михаила Федоровича Романова.

Вернувшись из тушинского плена, Романов по просьбе патриарха Гермогена берет на себя посольскую миссию – договариваться о том, кому после смерти Шуйского быть царём. Основная задача – затянуть переговоры с польским королём Сигизмундом III, чтобы, выиграв время, возвести на престол своего сына Михаила. В Речи Посполитой не оставляли надежд завладеть русским троном и убеждали московских бояр признать царём пятнадцатилетнего сына Сигизмунда III Владислава.

Тактика Филарета заключалась в убеждении королевича Владислава принять православие, прежде чем взойти на русский престол. Филарет максимально затягивал переговоры и под благовидными предлогами отказывался подписывать любые соглашения.

Целых полгода велась дипломатическая борьба за судьбу русского престола. В результате все члены русской делегации, в том числе и патриарх Филарет, были арестованы. Им предстояли долгие восемь лет ожидания и плена.

Филарету Романову не суждено было принять участие в освобождении русских земель, ему предстояло в будущем заняться их возрождением. Пока он томился в заточении, в России созвали земский собор, который должен был решить, кому быть правителем России. Заключение в тюрьму не помешало Филарету координировать действия своих сторонников в России.

После пережитого в Смутное время народ русский отчётливо понимал, что только избрание настоящего по роду и ничем не запятнавшего себя царя поможет объединению разорённой и истерзанной страны. Умный, хорошо образованный, красивый, как и его отец, Михаил Фёдорович не участвовал ни в одной интриге вокруг престола и к власти не рвался. Бояр эта кандидатура тоже устраивала – молод (ему всего 16 лет), неопытен, они думали, что смогут им манипулировать.

Условия подписанного Деулинского перемирия предусматривали возвращение на родину всех пленных, заключённых ещё во время Смуты. В числе таковых был и отец царя Михаила – патриарх Филарет.

Установилось настоящее двоевластие: царь и патриарх оба писались государями; правительственные дела решались обоими государями, а иногда Филарет решал их единолично, даже без ведома царя. Он быстро обуздал своеволие людей, приблизившихся в его отсутствие к трону его сына, подверг опале Салтыковых, самовольно отдаливших от царя его невесту Хлопову, Грамотина и др.

Он руководил дипломатическими сношениями и, между прочим, составил "тайнопись", т. е. шифр, для дипломатических бумаг. Патриаршая деятельность Филарета состояла в энергичной охране чистоты Православия, в развитии печатания богослужебных книг и в реформе церковной администрации.

Двор патриарха устроился при нем совершенно по образцу двора государева; организовался класс патриарших дворян и детей боярских, верстаемых поместными окладами. Патриаршие вотчины значительно увеличились покупками и царскими пожалованиями.

Отец и сын правили вместе до кончины Филарета в 1633 году.

Таким образом, к концу своих дней старший Романов, изгнанный из царского дворца Годуновым и всю жизнь мечтавший о высшей власти, все же получил ее. И даже ввел в русский язык слово "самодержавие", видимо, исходя из необходимости дать определение своему правлению.

Романов Федор Никитич

Патриарх Филарет Романов, в миру Федор, был старшим сыном Никиты Романовича Захарьина. Младшую дочь Анастасию Никита Романович выдал за боярина Ивана Годунова, ставшего впоследствии царем Иваном Грозным. Из 7 жен Ивана IV она была самой любимой. Благодаря такому родству только дети Никиты и он сам из всех потомков-мужчин Захарьиных остались в живых к моменту смерти Ивана Грозного.

Никита Романович Захарьин

Никита Романович Захарьин

Федора и его потомков стали называть Романовыми по имени деда. Они утверждали, что их род происходил от Андрея Кобылы, дружинника князя Московии Симеона Гордого.

Мальчику дали хорошее образование. Он научился латыни по словарику изречений, которое славянскими буквами сделал для него какой-то англичанин. Рос любознательным, начитанным, приветливым. Красивый и ловкий, он любил не только книги, но и развлечения. Считался в столице прекрасным наездником, 1-м щеголем и кутилой, постоянно находившимся в эпицентре скандалов.

Филарет Романов в молодости

Филарет Романов в молодости

Краткая биография

В биографии Патриарха Филарета Романова немало белых пятен, начиная с даты рождения.

Патриарх Филарет Романов

Патриарх Филарет Романов

Личная жизнь

Добрачная история их отношений покрыта мраком. Непонятно, почему к красивой девушке с приличным приданым долго не сватались. Ведь на дату замужества она считалась старой девой. Жених находился при дворе и занимал видное положение в Боярской думе.

Ксения Шестова

Современникам казалось странным, что ближайший родственник царя Федора Иоанновича позарился на дворянку незнатной фамилии. Предполагая между молодоженами наличие любви, их осудили. Считалось, что браки должны устраиваться родителями. А любовь до брака может возникнуть только в случае знакомства, если девица ходит куда не следует. Ведь приличные незамужние дочери бывают только в церкви и то в сопровождении родственников.

Разговоры вскоре прекратились, а Романовы жили дружно. У них родилось 6 детей, выжили только Татьяна и Михаил. Здоровье детей подорвала ссылка. В результате жизни в северной глуши дочь скончалась в 18 лет от предполагаемого туберкулеза. Сын впоследствии стал 1-м царем в династии Романовых.

След в истории

В отличие от иных представителей московской элиты начала 17-го века, Филарет значительно повлиял на развитие Руси. Наследник московского престола, он был опальным монахом при Борисе Годунове, ростовским митрополитом и московским патриархом при самозванцах, посланцем с предложением царского престола поляку Владиславу, соправителем-патриархом при сыне Михаиле Романове. Долго страдав от католиков-поляков, Первосвятитель хотел сохранить в родном Отечестве чистоту православия.

При Смуте Владыке пришлось служить 5 царям, при этом он оставался дипломатом, возвышаясь на пирамиде власти. Но расцвести ему было предназначено в мирное время: начать восстанавливать государство и вести новую церковную политику.

Читайте также: