Кто такой апостол иаков кратко

Обновлено: 05.07.2024

[᾿Ιάκωβος τοῦ Ζεβεδαίου] (Ɨ 44), ап. от 12 (пам. 30 апр.; пам. зап. 25 июля). В зап. традиции для того, чтобы различать Иакова Алфеева и Иакова, брата Господня, последнего называют Старшим (Maior).

И. З. вместе со своим братом Иоанном и с Петром входил в число ближайших учеников Спасителя, участвовавших в чудесной ловле рыбы (Лк 5. 10), в исцелении дочери Иаира (Мк 5. 37; Лк 8. 51), бывших свидетелями Его Преображения (Мф 17. 1; Мк 9. 2; Лк 9. 28) и Гефсиманского моления (Мк 14. 33). Они же вместе с Андреем присутствовали при исцелении тещи ап. Петра в его доме (Мк 1. 29-31) и при беседе о разрушении храма (Мк 13. 3). Впрочем, в этих событиях И. З. не играет заметной роли. Братья Зеведеевы просили Христа о том, чтобы восседать справа и слева от Него во славе (Мк 10. 35-40), что вызвало негодование др. 10 учеников. В Лк 9. 54 они предлагают Христу низвести огонь на самаритянское селение. В списках апостолов в НЗ И. З. занимает одно из первых мест: 3-е (Мф 10. 2; Лк 6. 14) или 2-е (Мк 3. 17; Деян 1. 13).

В средние века на Западе эта легенда получает дальнейшее развитие: Гонорий Августодунский (1-я пол. XII в.) (PL. 172. Col. 981-986) добавляет, что ученики И. З., взяв его тело, сели в не управляемую никем лодку, чтобы предать земле тело в к.-н. далеком месте. За ночь лодку принесло к берегам Испании. Там ученики обратились за помощью к знатной женщине по имени Лупа, к-рая направила их к местному языческому царю, чтобы погубить. Царь приказал пришедших к нему схватить и бросить в темницу, но ангел вывел их из заключения. После всех чудесных событий царь и Лупа обратились в христианство, а тело И. З. предали земле в замке Лупы. Впосл. могила И. З. пришла в запустение и была заново обретена ок. 825 г. Псевдо-Турпин Реймсский (ок. 1165) связывает обретение гробницы И. З. с видением, бывшим Карлу Великому ( B é dier. 1929. P. 75).

Ист.: Codex apocryphus Novi Testamenti / Ed. J. A. Fabricius. Hamburgi, 17192. Vol. 1/2; Atkinson R. The Passions and the Homilies from Leabhar Breac. Dublin, 1887; Les Actes de St. Jacques et les Actes d'Aquilas / Éd. J. Ebersolt. P., 1902; Capelle B. La liste des apôtres dans un sermon de Maximin // RBen. 1926. T. 38. P. 5-15; B é dier J. Les légendes épiques. P., 19293. Vol. 3; Halkin F. Une liste grecque des douze églises fondées par les apôtres // AnBoll. 1968. T. 86. P. 332; Leloir L., é d. Écrits apocryphes sur les apôtres. Turnhout, 1986. (CCSA; 3); Van Esbroeck M. Neuf listes d'apôtres orientales // Augustinianum. 1994. T. 34. P. 109-199.

Почитание мощей И. З.

Предание о проповеди И. З. в Испании впервые фиксируется в Breviarium apostolorum (в лат. пер. с греч. яз. одного из вариантов апостольских списков; текст см.: ActaAA. T. 2/2. P. 214). Об этом предании знают Юлиан Толедский († 690) ( Julianus Toletanus. De sextae aetatis comprobatione. 2. 9 // PL. 96. Col. 565), Альдхельм из Малмсбери († 709) ( Aldhelm. Carmina ecclesiastica. 4. 4 // MGH. AA. T. 15. P. 23), а позже автор трактата, распространявшегося под именем Исидора, еп. Гиспальского ( Isid. Hisp. De ortu et obitu patrum. 71 // PL. 83. Col. 151). Окончательная рецепция этой версии просвещения Испании происходит только в IX в., после того как при кор. Астурии Альфонсе II (791-842) в г. Ирия Флавия (ныне Падрон, Испания) местным еп. Теодемиром ок. 813 г. были обретены мощи апостола (рассказ об этом появляется в Мартирологе Узуарда, составленном во 2-й пол. IX в.), несмотря на то что еще в Breviarium apostolorum сообщалось о погребении тела И. З. в Мармарике (что в свою очередь было вызвано путаницей в источниках: И. З. в данном случае перепутали с Иаковом Алфеевым (Младшим)). По мнению нек-рых исследователей, в саркофаге рим. времени, найденном епископом, покоились не мощи И. З., а тело Присциллиана, признанного еретиком и обезглавленного (так же, как И. З., что и могло послужить основанием для их отождествления) в 385 г. ( Pl ö tz. 1982; Herbers. 1994); согласно Сульпицию Северу, тело Присциллиана было погребено в Галлеции (ныне Галисия), где было много его последователей; археологические раскопки Ирии показали, что уже в кон. VI в. здесь существовало некое культовое погребение ( Chamoso Lamas. 1972/1974). Однако, возможно, началу почитания святого в Испании послужило то, что в Галисию были принесены частицы мощей И. З. с Востока ( Engels. 1980).

Поцелуй Иуды. Мозаика центрального нефа ц. Сант-Аполлинаре Нуово, Раввена. Ок. 526 г.

Ок. 860 г. кафедра Ирии Флавии в связи с набегами пиратов была перенесена в Компостелу (ныне Сантьяго-де-Компостела). Затем туда же были перенесены и мощи апостола. К X в. в Сантьяго-де-Компостела гробница И. З. почиталась так же, как могила св. Мартина в Туре (об этом упом. в послании кор. Альфонсо III клирикам Тура (906), Historia Compostellana (XII в.), Liber Sancti Jacobi в составе Codex Callixtinus, XII в.), легенда же об апостольском происхождении христианства в Испании и, след., об основании апостолом той или иной кафедры стала серьезным аргументом в споре о первенстве кафедр внутри Испании, а с XI в.- в противостоянии Риму (напр., в 1049 папа Лев IX отлучил Крескония, еп. Леона, за то, что тот называл свою кафедру апостольской (подробнее о культе И. З. в Сантьяго-де-Компостела см. в ст. Сантьяго-де-Компостела)).

Согласно др. традиции, часть мощей И. З. хранилась в ц. св. Сатурнина в Тулузе (Франция). С XI в. наличие частиц мощей И. З. отмечается в разных церквах Франции, связанных с паломничеством в Сантьяго-де-Компостела.

Кроме того, частицы мощей И. З. хранятся в кафедральном соборе мон-ря св. апостолов Иаковов Армянского Иерусалимского Патриархата, в базилике ап. Павла (Сан-Паоло фуори ле Мура), на Остийской дороге в Риме (В помощь правосл. паломнику: Кр. описание нек-рых священных мест Рима и находящихся в них вселенских святынь // Житие св. вмц. Екатерины. Акафист. М., 2004. С. 58).

В наст. время единственным в России храмом, освященным во имя этого святого, является церковь И. З. в Казённой слободе (Яковоапостольский пер.) в Москве. Деревянный храм на этом месте известен с 1620 г. В 1676 г. было построено здание, к-рое существует и в наст. время. В храме имеется частица мощей И. З., переданная из Испании.

Память И. З.

Крещение Господне. Персонификация двух рек. Апостолы Иаков и Иоанн Зеведеевы. Миниатюра из Хлудовской Псалтири. Сер. IX в. (ГИМ. Хлуд. 129. Л. 75 об.)


Крещение Господне. Персонификация двух рек. Апостолы Иаков и Иоанн Зеведеевы. Миниатюра из Хлудовской Псалтири. Сер. IX в. (ГИМ. Хлуд. 129. Л. 75 об.)

В сир. Мартирологе 411 г. память И. З. вместе с ап. Иоанном помещена под 27-м днем месяца кануна 1-го (27 дек.). В дальнейшем день памяти 2 апостолов сместился на 7 или 8 мая. Впервые это наблюдается в сиро-яковитском Минологии (X в.), в котором память И. З. отмечается 7 мая (Lond. Brit. Add. Lib. 14504). Данный Минологий происходит из сир. мон-ря в Нитрийской пустыне. Учитывая близость этого Минология к Минологию VII в. из мон-ря Кеннешре, в качестве возможного составителя к-рого иногда называется Иаков, еп. Эдесский, прототип Минология X в. может восходить к VII в. Эта память сохраняется и в ряде поздних сиро-яковитских минологиев XII-XIV вв. (напр., в Мартирологе Раббана Слибы, кон. XIII - нач. XIV в.), однако с XII в. намечается тенденция разделять дни празднования 2 апостолов: под 8 мая остается память Иоанна, а память И. З. сдвигается на неделю ранее - на 30 апр. В некоторых средневек. копто-араб. минологиях встречается память И. З. 30 апр., возникшая, видимо, под сирийским влиянием. Однако в основном память этого апостола праздновалась коптами 16 или 17 пармуте (бармуда), т. е. 11 или 12 апр., в конечном счете закрепилась 2-я из этих дат - 12 апр. Календарь Маронитской церкви из рукописи XVII в. указывает память ап. Иакова 8 окт., однако не уточняет, идет ли речь об И. З. или Иакове Алфееве.

В литургических мосарабских текстах (X-XII вв.) память И. З. отмечается 30 дек. Мартиролог блж. Иеронима (1-я пол. V в.) и за ним Римский мартиролог (XVI в.) указывают память И. З. 25 июля и 15 марта. Впосл. в зап. календарях закрепилось только 25 июля. До литургической реформы, проведенной II Ватиканским Собором, существовало также особое празднование в честь явления И. З. в битве на равнине Клавихо (834) - 23 мая. В католич. традиции к И. З. обращаются за молитвенной помощью как к защитнику стад и покровителю во время жатвы.

Лит.: Alonso F. J. Giacomo il Maggiore // BiblSS. T. 6. Col. 363-388; Auber R. Jaques le Majeur // DHGE. T. 26. Col. 597-603; Chamoso Lamas M. Noticia sobre la importancia arqueológica de Iria Flavia (Padrуn-La Coruсa) // Archivo Español de Arqueología. Madrid, 1972/1974. Vol. 45/47. P. 125-141; Engels O. Die Anfänge des spanischen Jakobusgrabes in kirchenpolitischer Sicht // RQS. 1980. Bd. 75. N 3/4. S. 146-170; Pl ö tz R. Der Apostel Jacobus in Spanien bis zum 9. Jh. // Spanische Forschungen der Görresgesellschaft. R. 1. M ünster, 1982. Bd. 30. S. 19-145; Herbers K. Politik und Heiligenverehrung auf der Iberischen Halbinsel // Politik und Heiligenverehrung im Hochmittelalter / Hrsg. J. Petersohn. Sigmaringen, 1994. S. 177-275; Herwaarden J., van. Origins of Cult of St. James of Compostela // Idem. Between Saint James and Erasmus: Studies in Late-Medieval Religious Life: Devotion and Pilgrimage in the Netherlands / Transl. W. Shaffer, D. Gardner. Leiden; Boston, 2003. P. 311-354.

Гимнография

В Типиконе Великой ц. IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 102, 326) И. З. упоминается 15 нояб. без богослужебного последования, а также 30 июня, в день памяти 12 апостолов.

Иконография

В памятниках 1-й группы встречаются изображения И. З., представленного погрудно в медальоне (imago clipeata): напр., на сводах апсиды в Архиепископской капелле в Равенне (494-519); в ц. Сан-Витале в Равенне (546-547); на тканой иконе из мон-ря вмц. Екатерины на Синае; на оборотной стороне ампулы № 3 из Монцы (VI в.); а также в полный рост среди 12 учеников в присутствии Иисуса Христа (Collegium Apostolorum): фриз над триумфальной аркой в кафедральной ц. во имя св. Евфразиана в Порече, Хорватия (543-553).

В шитье этот сюжет использован для украшения саккоса патриарха Никона 1655 г., на к-ром вышиты в круглых клеймах поколенные фигуры апостолов, число апостолов увеличено; И. З. изображен в молении.

В минеях изображения И. З. помещены под 30 апр.: в греко-груз. рукописи (XV в.), на минейных иконах (сер.- 3-я четв. XVI в., Музей икон, Рекклингхаузен; кон. XVI в., КГОИАМЗ) и др.

Чтимая икона И. З. (нач. XX в.?), на к-рой апостол изображен в рост с Евангелием в руках, находится в ц. Казанской иконы Пресв. Богородицы в Казенной слободе в Москве, где освящен придел во имя И. З.

Лит.: Антонова, Мнева. Т. 1. Кат. 46. С. 183; Weitzmann K., Chatzidakis M., Miatev K., Radoj č ic S. A Treasury of Icons 6th to 17th Cent. from the Sinai Peninsula, Greece, Bulgaria and Yugoslavia. N. Y., 1966. N 39. Р. XXVI-XXVII; Θησαυρο τοῦ ῾Αγίου ῎Ορους. Σειρά Α´. Εἰκονογραφημένα Χειρόγραφα / Σ. Πελεκανίδου, Π. Κ. Χρήστου, Χ. Μαυροπούλου-Τσιούμη, Σ. Ν. Καδᾶ. ᾿Αθῆναι, 1975. Τ. 2. Εἰκ. 5, 31, 294, 295. Σ. 28, 46, 170, 171; Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Вел. Новгорода: XV в. М., 1982. С. 32-40, 50-51, 254, 308, 315; Князева Л. П. и др. Иконопись Палеха из собр. Гос. музея Палехского искусства. М., 1994. С. 76, 148. Ил. LXV; Βοκοτόπουλος Π. Λ. ῾Ελληνική Τέχνη: Βυζαντινές Εἰκόνες. ᾿Αθῆναι, 1995. Σ. 44, 46; ГТГ: Кат. собр. М., 1995. Т. 1. Кат. 10; Красилин М. М. Иконопись и декоративно-прикладное искусство // Духовная среда России: Певческие книги и иконы XVII - нач. XX в. М., 1996. С. 90-113; Βλαχοπούλου-Καραμπίνα Ε. ῾Ιερὰ Μονὴ ᾿Ιβὴρων: Χρυσοκέντητα ἄμφια κα πέπλα. ῞Αγιον ῎Ορος. 1998. Σ. 56, 104; Комашко Н. И., Мерзлютина Н. А. Церковь Покрова в Филях. М., 2003. С. 60; Костромская икона XIII-XIX вв. / Авт.-сост.: Н. И. Комашко, С. С. Каткова. М., 2004. Кат. № 27, 77; Маясова Н. А. Древнерус. лицевое шитье. Кат. М., 2004. Кат. 98, 110, 129, 151; Бенчев И. З. Иконы св. покровителей. М., 2007. С. 6-7; Вздорнов Г. И. Иконы-таблетки Вел. Новгорода: Софийские святцы. М., 2007. Табл. XXI; Иконы Вологды XIV-XVI вв. М., 2007. С. 196; Сызранская икона. Самара, 2007. Кат. 57; Иконы Вел. Новгорода XI - нач. XVI в. М., 2008. С. 36; Хауштайн-Берн Е., Бенчев И. З. Музей иконы в Рекклингхаузене. М., 2008. С. 243.

Апо­стол Па­вел в По­сла­нии к Га­ла­там пи­шет, что вме­сте с апо­сто­лом Пет­ром по­чи­та­лись стол­па­ми Церк­ви и апо­сто­лы Иа­ков и Иоанн. Свя­той Иа­ков был сы­ном Иоси­фа Об­руч­ни­ка от его пер­вой же­ны и по­то­му в Еван­ге­лии на­зы­ва­ет­ся бра­том Гос­под­ним. Со­глас­но пре­да­нию, Гос­подь Иисус Хри­стос явил­ся ему по­сле Сво­е­го Вос­кре­се­ния и по­ста­вил его епи­ско­пом Иеру­са­лим­ской церк­ви. Та­ким об­ра­зом, на до­лю апо­сто­ла Иа­ко­ва вы­па­ла осо­бен­ная де­я­тель­ность: он не пу­те­ше­ство­вал с про­по­ве­дью по раз­ным стра­нам, как осталь­ные апо­сто­лы, а учил и свя­щен­но­дей­ство­вал в Иеру­са­ли­ме, име­ю­щем столь важ­ное зна­че­ние для хри­сти­ан­ско­го ми­ра. Как гла­ва Иеру­са­лим­ской церк­ви, он пред­се­да­тель­ство­вал на Апо­столь­ском со­бо­ре в Иеру­са­ли­ме в 51 го­ду. Го­лос его здесь фак­ти­че­ски был ре­ша­ю­щим, и пред­ло­же­ние, сде­лан­ное им, ста­ло ре­зо­лю­ци­ей Апо­столь­ско­го со­бо­ра (Деян.15). Это об­сто­я­тель­ство име­ет важ­ное зна­че­ние вви­ду при­тя­за­ний ка­то­ли­ков воз­вы­сить апо­сто­ла Пет­ра на сте­пень гла­вы Церк­ви для то­го, чтобы за­тем утвер­дить это гла­вен­ство за рим­ским па­пой.

Зна­че­ние апо­сто­ла Иа­ко­ва еще бо­лее укреп­ля­ла его по­движ­ни­че­ская жизнь. Он был стро­гий дев­ствен­ник, не пил ни ви­на, ни дру­гих спирт­ных на­пит­ков, воз­дер­жи­вал­ся от мя­са, но­сил одеж­ду толь­ко льня­ную. Имел он обык­но­ве­ние уеди­нять­ся для мо­лит­вы в хра­ме и там ко­ле­но­пре­клон­но мо­лил­ся о сво­ем на­ро­де. Он так ча­сто про­сти­рал­ся на зем­лю в мо­лит­ве, что ко­жа на ко­ле­нях его огру­бе­ла.

Слу­же­ние апо­сто­ла Иа­ко­ва бы­ло труд­ное: сре­ди мно­же­ства са­мых ярых вра­гов хри­сти­ан­ства. Но он по­сту­пал с та­ким бла­го­ра­зу­ми­ем и спра­вед­ли­во­стью, что его ува­жа­ли не толь­ко хри­сти­ане, но и иудеи, и на­зы­ва­ли опо­рой на­ро­да и пра­вед­ни­ком.

Ви­дя та­кое вли­я­ние апо­сто­ла, иудей­ские на­чаль­ни­ки ста­ли опа­сать­ся, как бы весь на­род не об­ра­тил­ся ко Хри­сту, и ре­ши­ли вос­поль­зо­вать­ся про­ме­жут­ком вре­ме­ни меж­ду отъ­ез­дом про­ку­ро­ра Фе­ста и при­бы­ти­ем на его ме­сто Аль­би­на (62 г. по­сле Р. X.) для то­го, чтобы или скло­нить Иа­ко­ва к от­ре­че­нию от Хри­ста, или умерт­вить его.

Иудей­ский ис­то­рик Иосиф Фла­вий, пе­ре­чис­ляя при­чи­ны па­де­ния Иеру­са­ли­ма, го­во­рит, что Гос­подь на­ка­зал ев­ре­ев, меж­ду про­чим, за уби­е­ние пра­вед­но­го Иа­ко­ва. Апо­стол Иа­ков неза­дол­го до сво­ей смер­ти на­пи­сал со­бор­ное по­сла­ние. Глав­ная цель по­сла­ния – уте­шить и укре­пить об­ра­щен­ных к ве­ре иуде­ев в стра­да­ни­ях, ко­то­рые пред­сто­я­ли им, и предо­сте­речь их от за­блуж­де­ния, буд­то бы од­на ве­ра мо­жет спа­сти че­ло­ве­ка. Свя­той апо­стол объ­яс­ня­ет, что ве­ра, не со­про­вож­да­е­мая доб­ры­ми де­ла­ми, – мерт­ва и не при­во­дит ко спа­се­нию. Цер­ков­ное пре­да­ние при­пи­сы­ва­ет апо­сто­лу Иа­ко­ву со­став­ле­ние древ­ней­ше­го чи­на Бо­же­ствен­ной ли­тур­гии.

Апостол Иаков Зеведеев или Иаков Старший — один из двенадцати апостолов — ближайших учеников Иисуса Христа.

Апостол Иаков, как и его родной (младший) брат апостол Иоанн Богослов , принадлежал к еврейскому народу. Его родителями, соответственно, являются зажиточный рыбак Зеведей и женщина по имени Саломия , приходившаяся дочерью Иосифу Обручнику — мужу Девы Марии (Богородицы). От имени отца происходит прозвище Иакова — Зеведеев (т.е. — сын Зеведеев). В богословской литературе его также часто называют Старшим, чтобы отличать от других апостолов-тёзок.

Апостол Иаков, до встречи с Иисусом Христом, тоже, как и отец, занимался ловлей рыбы. Он, вместе с братом, был призван Христом к служению в числе первых, сразу после апостолов Андрея и Петра. Даже в кругу самых избранных людей — в кругу двенадцати апостолов, Иаков оказался одним из самых близких к Христу учеников. Только его, наряду с апостолами Иоанном и Петром Иисус Христос сделал свидетелями своего Преображения на горе Фавор, моления в Гефсиманском саду и некоторых других важных событий периода Первого Пришествия.

Уже в I в. н.э. мощи апостола оказались на Пиринейском (Иберийском) полуострове. По одной версии их привезли туда ученики св. Иакова. По другой, ученики лишь доставили мощи к Средиземному морю, где положили их в лодку, после чего те сами, чудесным образом, доплыли до Испании и там были обретены местными христианами вблизи портового города Ирия Флавия [1] . Оттуда тело апостола было перенесено вглубь полуострова на гору Либредон и там захоронено. Со временем первая гробница апостола затерялась. Заново его останки были найдены в IX в. Повторное обретение мощей именно в этот исторический период вызвало большой ажиотаж. Был разгар борьбы испанских христиан с мусульманскими завоевателями — маврами. На таком фоне находку мощей расценили как благоприятный знак свыше и Иакова Зеведеева стали считать главным помощником христиан в той борьбе — мавробойцем (исп. Сантьяго Матаморос).

Обращает на себя внимание редкость храмов апостола Иакова в нашей стране по сравнению с заметно большим количеством их, посвященных младшему брату Иакова — апостолу Иоанну Богослову. Подобные предпочтения храмоздателей очевидно связаны с тем, что традиционно апостол Иаков был более популярен на западе христианского мира, а апостол Иоанн на христианском востоке (в Византии). Такое тяготение одного брата к одному региону, а другого к другому, связано с преданиями об их жизни и их проповеднической деятельности.

Дело в том, что, по преданию, Иоанн миссионерствовал на полуострове Малая Азия — в регионе, ставшим центром византийской цивилизации.

Храмов, посвящённых апостолу Иакову Зеведееву, в России мало. В Москве только один из них — Церковь апостола Иакова Зеведеева в Казённой слободе [4] , называется в честь этого святого. В церкви имеется частица мощей этого ученика Иисуса Христа, переданная из Испании. Переулок, в котором данный храм расположен, по нему именуется Яковоапостольским. В 2005 г. здесь же была сооружена часовня, которую освятили тоже в честь апостола.


Иаков Зеведеев (греч. Ιάκωβος , лат. Iacobus ), Иаков Старший — апостол Иисуса Христа, упоминаемый в Новом Завете. Иаков родился в Палестине, был убит в 44 году в Иерусалиме. Старший брат Иоанна Богослова.

Содержание

В Новом Завете

Иаков упомянут в списках апостолов в Евангелии от Матфея (10:2), от Марка (3:17), от Луки (6:4), а также в Деяниях Апостолов (1:13).

Иаков наряду с братом и апостолом Петром был самым приближенным учеником Господа. Вместе с Петром и Иоанном он стал свидетелем воскрешения дочери Иаира (Мк.5:37; Лк.9:51). Только их Иисус сделал свидетелями своего Преображения (Мф.17:1; Мк.9:2 и Лк.9:28) и Гефсиманского борения (Мк.14:33).

Порывистый характер братьев в полной мере проявился, когда они хотели низвести с неба огонь на самарянское селение (Лк.9:54); а также в просьбе дать сесть им в Царстве Небесном по правую и левую сторону от Иисуса (Мк.10:35-37).

Почитание


Согласно преданию, после мученической кончины апостола в 44 году на Святой Земле, его останки были положены в лодку и пущены по волнам Средиземного моря. Чудесным образом эта лодка приплыла в Испанию, где святой проповедовал ранее, и была выброшена на берег в устье реки Улья (там, где появится позже город Сантьяго-де-Компостела). В 813 году, как гласит церковное предание, живший в этой местности монах-отшельник Пелайо, следуя за некоей путеводной звездой, обнаружил этот ковчег, с мощами, которые оставались нетленными. Тогда же возникла легенда о проповеди самого Иакова на Пиренейском полуострове, исторически совершенно неправдоподобная.

В честь апостола Иакова названа также столица Чили — Сантьяго.

Иконография

Самое старое изображение апостола — мозаика в Равенне VI века, Иаков изображён на ней в виде старца со свитком в руках. В дальнейшем его изображали также в виде странника с посохом, рыцаря на коне. Иаков был персонажем картин великих художников — Дюрера, Рубенса и многих других.

Читайте также: