Кто такие жрецы и друиды объясните кратко

Обновлено: 17.05.2024

Друиды (лат. Druides, по-галльски druich, dravid) — так назывались жрецы у кельтических народов в древней Галлии и Британии. В Галлии во времена Цезаря они составляли замкнутое, но не наследственное сословие, которое наравне с знатью отличалось от остального народа тем, что было свободно от податей и отправления воинской повинности (см. Галлы). В качестве жрецов Д. совершали частные и общественные жертвоприношения на священных местах. Они считались прорицателями, были судьями в спорах между отдельными лицами и племенами, занимались врачеванием, изучали течение небесных светил, деление времени, владели искусством письма. Их наука держалась в тайне от народа и вступавшим в сословие в течение долгого времени преподавалась устно. Со времени покорения галлов римлянами совершенно прекращается политическое значение Д. Император Клавдий запретил друидическое богослужение, но кровавый культ Д. еще довольно долго продолжал тайно свое существование. Британию галлы считали настоящей родиной Д. В Галлии, близ теперешнего Шартра, находилось главное святилище Д. В Британии в царствование Клавдия и Нерона главным местопребыванием Д. был остров Мона (Энглези). См. Barth, "Ueber die D. der Kelten" (1826); Barghon Fort-Rion, "Le druidi sme au moyen âge" (1874).

ДРУИДЫ

• Druĭdae, Druides, Δρυΐδαι, сословие жрецов, разделявшее в Галлии власть с воинственной родовой знатью. Д. не составляли собственно жреческ. смотреть

ДРУИДЫ

ДРУИДЫ(лат.-кельт. druides, от ирл. draio, draiodh, druidh). Жрецы древне-кельтских народов в Галлии и Британии, державшие свою науку в тайне от народа. смотреть

ДРУИДЫ

ДРУИДЫ (галльское druidae, древне-ирландское druid) — жрецы и поэты у кельтских народов, организованные в виде замкнутой касты и тесно блокиров. смотреть

ДРУИДЫ

социальная группа, образованная учеными жрецами, толкователями законов в кельтской Британии и в Галлии. Самое раннее свидетельство об их существовании . смотреть

ДРУИДЫ

ДРУИДЫсоциальная группа, образованная учеными жрецами, толкователями законов в кельтской Британии и в Галлии. Самое раннее свидетельство об их существовании относится к 3 в. до н.э. Определенно о них почти ничего не известно, хотя многое говорит о том, что друиды представляли собой замкнутое сообщество с весьма сложной религиозной и организационной структурой. Среди друидов были предсказатели, колдуны и барды. Их религия известна только фрагментарно; это было включавшее магические действия почитание многочисленных богов и природных объектов - деревьев, источников и т.д. Важным моментом была вера в переселение душ. Широко практиковались человеческие жертвоприношения. В особо почитаемых местах, вроде дубовых рощ, происходили священные собрания. Растущая на дубах омела окружалась почитанием и применялась для лечения и в магических целях. Друиды могли использовать Стонхендж, круг из огромных стоящих камней в южной части Англии, однако сооружен он был задолго до них. Организация друидов обладала в обществе большой властью; те, кто отказывался им подчиняться, осуждались на изгнание или умерщвлялись как богохульники. Римские законы, а позднее христианство положили конец существованию друидов к 5 в. н.э. смотреть

ДРУИДЫ

ДРУИДЫ (галльское druidae, древне-ирландское druid) - жрецы и поэты у кельтских народов, организованные в виде замкнутой касты и тесно блокировавшиеся. смотреть

ДРУИДЫ

ДРУИДЫ

жрецы древних кельтов Галлии, Британии, Ирландии. Ко времени рим. завоевания (1 в. до н. э.) Д. вместе с кельтской племенной знатью составляли господст. смотреть

ДРУИДЫ

Жреческая каста, процветавшая в Британии и Галлии. Это были Посвященные, допускавшие женщин в свой священный орден и посвящавшие их в таинства свое. смотреть

ДРУИДЫ

Друиды (Druid), члены правящей касты галльских кельтов. Осн. сведения о Д. сообщили враждебно настроенные к ним римляне, - Юлий Цезарь и Тацит. Цезарь писал, что они были судьями и жрецами, совершали богослужения в рощах, на лесных полянах и срезали с дубов золотыми серпами омелу (свящ. для них вьющееся растение). Религию Д. римляне искореняли из боязни, что она может объединить племена для сопротивления рим. господству. В 61 г. н.э. Светоний Паулин разгромил гл. силы Д. на о. Мона, Сев. Уэльс, Англия, после чего ни в Англии, ни в Уэльсе о них больше не встречалось никаких упоминаний. Исследователи отвергают предполагаемую связь между Д. и Стон-хенджем, однако совр. орден Д. пытается использовать это место для проведения своих ежегодных церемоний в дни солнцестояния. смотреть

ДРУИДЫ

ДРУИДЫ

(кельт, мудрейшие), кельтские жрецы, о которых в античности имелись самые противоречивые сведения. Уже во времена Цезаря Д. поддерживали среди . смотреть

ДРУИДЫ

1) Орфографическая запись слова: друиды2) Ударение в слове: дру`иды3) Деление слова на слоги (перенос слова): друиды4) Фонетическая транскрипция слова . смотреть

ДРУИДЫ

жрецы древ. кельтов Галлии, Британии, Ирландии. Ко времени рим. завоевания (1 в. до н.э.) Д. вместе с кельт. племен. знатью составляли господс. смотреть

ДРУИДЫ

жрецы древ. кельтов Галлии, Британии, Ирландии. Ко времени рим. завоевания (1 в. до н.э.) Д. вместе с кельт. племен. знатью составляли господств. обществ. прослойку. Ведали жертвопринош., осуществляли суд. функции, были врачами, учителями и прорицателями, играли большую роль в политич. делах. Учение Д. о душе сопоставлялось древ. авторами с учением пифагорейцев. Влияние Д. внушало опасение римлянам. Имп. Тиберий и Клавдий запретили жертвопринош. Д. Потеряв свои прежние привилегии и перестав быть особым сословием, Д. превратились в странствующих прорицателей. смотреть

ДРУИДЫ

(кельтск. - поклоняющиеся дубу, прорицатели) - служители культа, прорицатели, вра чеватели у др. кельтов (галлов, бриттов), составлявшие в кон. 1 тыс. до в. э. жреч. межплемен. корпорацию с пожизнен, главой. Д. оказывали значит, влияние на обществ, жизнь: осуществляли судебные функции, были советниками вождей, хранителями преданий. Захватив в 1 в. до н. э. кельтские области, римляне запретили орг-цию Д., т. к. они поддерживали сопротивление завоевателям. Но Д. существовали еще несколько веков. . смотреть

ДРУИДЫ

(кельтск. поклоняющиеся дубу, прорицатели) служители культа, прорицатели, вра чеватели у др. кельтов (галлов, бриттов), составлявшие в кон. 1 тыс. до в. э. жреч. межплемен. корпорацию с пожизнен, главой. Д. оказывали значит, влияние на обществ, жизнь: осуществляли судебные функции, были советниками вождей, хранителями преданий. Захватив в 1 в. до н. э. кельтские области, римляне запретили орг-цию Д., т. к. они поддерживали сопротивление завоевателям. Но Д. существовали еще несколько веков. смотреть

ДРУИДЫ

служители культа, прорицатели, врачеватели, составлявшие в конце I тысячелетия до н. э. жреческую межплеменную корпорацию с пожизненным главой. Оказывали значительное влияние на общественную жизнь, осуществляли судебные функции, были советниками вождей, хранителями преданий. Захватив в I в. до н. э. кельтские области, римляне запретили организацию Д., т. к. они поддерживали сопротивление завоевателям. Но Д. существовали еще несколько веков. смотреть

ДРУИДЫ

ДРУИДЫ (ед.ч. друид, англ. druid) - жрецы дохристианских культов у древних кельтов Галлии, Британии и Ирландии. Хранители преданий и магической мудрости. Разводили священный огонь, составляли лекарства и яды, гадали, учили юношество. С приходом христианства отступили на второй план, часто оставаясь советниками королей; по народным поверьям, многие из них приняли облик кобольдов, демонов и пр.

ДРУИДЫ

(англ. Druids), жречество галлов и бриттов в 1 в. до н.э. — 1 в. н.э. Возглавляли сопротивление римской оккупации, после поражения (последний опорный пункт в Энглси, 47 г. н.э.) они были уничтожены; латинские источники обычно отзываются о них враждебно и односторонне. Среди археологических источников Д., безусловно, принадлежит только клад бронзовых и железных предметов из Лэн-Кэриг-Баха в Энглси. смотреть

ДРУИДЫ

корень - ДРУИД; окончание - Ы; Основа слова: ДРУИДВычисленный способ образования слова: Бессуфиксальный или другой∩ - ДРУИД; ⏰ - Ы; Слово Друиды содерж. смотреть

ДРУИДЫ

ДРУИДЫ

Ударение в слове: дру`идыУдарение падает на букву: иБезударные гласные в слове: дру`иды

ДРУИДЫ

друиды, дру′иды, -ов, ед. ч. друид, -а, м. У древних кельтов: каста жрецов прорицателей, колдунов и целителей, обожествляющих природу, деревья, хранящих народные поверья и предания.

ДРУИДЫ

галльские и британские жрецы ("друиды") отдаленной эпохи, бывшие грубыми фетишистами. В это время поклонялись силам природы, обоготворяли животных и совершали богослужение в лесах. /Т. 12/. смотреть

ДРУИДЫ

ДРУИДЫ, -ов, ед. друид, -а, м. У древних кельтов: каста жрецов — прорицателей, колдунов и целителей, обожествляющих природу, деревья, хранящих народные поверья и предания. смотреть

ДРУИДЫ

ДРУИДЫ (лат . druides), жрецы у древних кельтов; ведали жертвоприношениями, выполняли также судебные функции, были врачами, учителями, прорицателями.

ДРУИДЫ

ДРУИДЫ (лат. druides) - жрецы у древних кельтов; ведали жертвоприношениями, выполняли также судебные функции, были врачами, учителями, прорицателями.

ДРУИДЫ

ДРУИДЫ (латинское druides), жрецы у кельтов; ведали жертвоприношениями, выполняли также судебные функции, были врачами, учителями, прорицателями.

В отличие от соседей, уже обращенных в новую религию, пикты продолжали придерживаться языческих верований. Они верили не монахам, а друидам, предпочитали письменности устную традицию и практиковали “охоту за головами” — жестокий ритуал, который заключался в отрубании и сохранении головы врага после убийства .

Колумба хорошо понимал, куда он едет и как сильно рискует. Проделав опасный путь до озера Лох-Несс, ирландский монах встретился с одним из королей пиктов и попытался убедить его принять новую веру. После чего, пишет Адамнан Ионский, последовала “сверхъестественная битва”. С одной стороны — Колумба, который имел громкий голос, раскатистый, словно звук грома. С другой стороны — друид короля. В этой баталии выиграл монах, он почти убил друида, но затем, в истинно христианском духе, помиловал его.

Адамнан рассказывает, что кельтский жрец выжил. Однако автор умалчивает другое — пикты продолжили упрямо придерживаться язычества. Потребуются еще десятки лет и еще больше миссионеров, чтобы пикты все-таки приняли христианство.

Друиды — жрецы или волшебники?

Обратили внимание на слово “друид”? Наверняка вы его слышали. К сожалению, сегодня значение этого слова искажено и зачастую преподносится в массовой культуре как нечто мистическое, наделенное волшебством. Однако на самом деле ничего необычного это слово не означает.

Историки считают, что друиды:

  • проводили все религиозные ритуалы, например, жертвоприношения;
  • занимались врачеванием, варили лечебные отвары (их называли зельями), особенно из священных растений, таких как омела;
  • занимались гаданием и прорицательством;
  • были хранителями мифологических поэм и преданий, которые передавал и из уст в уста;
  • помогали правителям в судебных делах, спорах о наследовании, в решении конфликтов из-за племенных (государственных) границ;
  • следили за тем, чтобы воины приносили клятвы, таким образом показывая свою верность лидеру.

В некоторых источниках отмечается, что друиды подчеркивали свой особый статус в обществе длинными белыми одеждами и, возможно, необычными головными уборами. Найденные археологами шлемы, явно не имеющие никакого военного назначения, по мнению специалистов, могут принадлежать друидам. Такие головные уборы обычно украшались деталями из бронзы в форме листьев, шишек, иногда рогами.

Неясно, была ли у друидов какая-либо внутренняя иерархия. Согласно записям Юлия Цезаря, в Галлии, например, главный жрец избирался на всю жизнь. Кроме того, там существовало разделение ученик/учитель, и, чтобы стать друидом, юноша должен был потратить 20 лет своей жизни на обучение, которое, к слову, проходило в устной форме. Знание передавали из уст в уста не из-за недостаточной грамотности, а чтобы не допустить к этим знаниям непосвященных.

Роль друидов в кельтском обществе

“Дру­иды при­ни­ма­ют дея­тель­ное уча­стие в делах бого­по­чи­та­ния, наблюда­ют за пра­виль­но­стью обще­ст­вен­ных жерт­во­при­но­ше­ний, истол­ко­вы­ва­ют все вопро­сы, отно­ся­щи­е­ся к рели­гии; к ним же посту­па­ет мно­го моло­де­жи для обу­че­ния нау­кам, и вооб­ще они поль­зу­ют­ся у гал­лов боль­шим поче­том” (VI: 13).

Кельтские жрецы, по сути, обладали монополией на религиозные церемонии, поэтому любой, кто отказывался выполнять их требования, рисковал быть отлученным от ритуалов. Такой человек становился “нечестивым” и “посторонним”. На него могли наложить табу (geissi или geis) или заклинание. Например, самый безобидный вид табу — отказ от употребления в пищу определенного вида мяса, если же geissi не соблюдали, кельты верили, что виновный или его родные вскоре умрут или их постигнет несчастье.

Фото: wikipedia / Деталь котла из Гундеструпа, серебряного сосуда с изображениями кельтских богов. Датируется I веком до н.э. Найден в Дании в 1891 году, но, скорее всего, изготовлен на Балканах. Хранится в Национальном музее Дании

Фото: wikipedia / Деталь котла из Гундеструпа, серебряного сосуда с изображениями кельтских богов. Датируется I веком до н.э. Найден в Дании в 1891 году, но, скорее всего, изготовлен на Балканах. Хранится в Национальном музее Дании

Друиды занимались и приготовлением зелий, с помощью которых, как полагали средневековые историки, усиливали свои табу и заклинания. Однако, как считают современные специалисты, связь ритуалов с колдовством — не что иное как попытка средневековых христианских писателей очернить как самих кельтских жрецов, так и языческие культы в целом.

На самом же деле, друиды разбирались во врачевании и в природных лекарствах, травами они лечили некоторые болезни и не давали им распространяться внутри племени. Например, “священной травой” у кельтов была омела, она считалась традиционным символом жизни и плодородия, потому что омела сохраняет листья даже тогда, когда их теряет дерево, на котором омела растет (паразитирует). Друиды полагали, что свойства омелы обладают чудодейственной силой, поэтому она лучше всего подходит от хвори.

“Для друидов не было ничего более святого, чем омела и дерево, которое ее несло, Священный дуб….Под деревом проводили двух белых быков, и одетый в белое друид влезал на дуб и бросал нарезанную омелу на белый платок. Наконец, приносили жертву, в надежде настроить божество милостиво, так как верили, что напиток с омелой придает человеку и животному плодородие и сопротивление против всякого яда” (XVI:95).

Плиний объясняет, что время проведения ритуалов и сбора омелы было очень важным для друидов, сбор священного растения проводился строго в определенные дни календаря:

“. Омелу срывают по возможности на шестой день луны (ибо лунами они исчисляют свои месяцы и годы, а также свои века из тридцати лет). Они выбирают этот день, потому что луна уже оказывает значительное влияние, хотя и не достигает еще половины своего пути” (XVI:249).

Ритуалы, жертвоприношения и погребения

Друиды руководили всеми видами религиозных церемоний в кельтских общинах; делали подношения богам на реках, в источниках, озерах, болотах, на вершинах холмов, в священных рощах, особенно дубовых. Все эти объекты считались местами встречи физического и сверхъестественного миров. Жрецы произносили молитвы, а затем подносили богам пищу, оружие и драгоценности.

Служители культа приносили в жертву и людей в качестве “великого подарка небу”, в основном это были пленные воины. Иногда друиды убивали ради гадания. Перед т ем как совершить ритуальное жертвоприношение (людей или животных), жрецы ухаживали за несчастным, а когда наступал час смерти, внимательно наблюдали за ним. Друиды верили, что агония, брызги крови или даже то, как тело падает на землю, может пролить свет на будущее.

Друиды проводили и более мирные обряды, например, церемонии похорон. Археологические раскопки показывают, что кельты верили в загробную жизнь: в могилах кельтских воинов и правителей археологи находят личные вещи, оружие и золотые украшения, вероятнее всего, живые считали, что все эти предметы могут понадобиться усопшим в загробном мире.

Кельты верили и в то, что после смерти тела душа человека переселяется в другую оболочку. Точно неизвестно, кто именно продвигал идею переселения душ среди кельтских племен: друиды, или правители, последние могли использовать эту мысль, чтобы в битвах придать своим воинам храбрости.

Куда делись друиды?

Первые гонения на кельтских жрецов начались во времена Римской империи. Почему Рим так сильно невзлюбил друидов? Историки называют несколько причин:

  1. возможно, Рим видел в друидах связующую силу для культур, которые пытался покорить;
  2. отвращение римлян к человеческим жертвоприношения м (и это несмотря на любовь к гладиаторским боям и казням);
  3. идеологическая борьба: Культура Римской империи была материалистической и иерархической, а друидов — духовной и морально ориентированной, с верой в коллективную собственность.

Несколько императоров пытались полностью искоренить друидов, в частности, Тиберий (годы правления 14–37 гг. н. э.), Клавдий (годы правления 41–54 гг. н. э.). Несмотря на систематические убийства кельтских жрецов, постоянные разграбления их святилищ и уничтожение их священных рощ, Риму так и не удалось избавиться от этих служителей культа.

Новые гонения начались с приходом христианства в Западную и Центральную Европу. Это были более успешные кампании. Друиды и кельтская религия практически полностью исчезли к XI-XII веку. Однако, начиная с XX века наблюдается интерес общественности к учению древних кельтов. В октябре 2010 британская комиссия по делам благотворительности официально признала поклонение духам природы (друидизм) религией. К 2020 году к друидистам себя причисляли несколько десятков тысяч британцев. Однако современное движение друидов не имеет прямого отношения к древним кельтских жрецам.

Автор: Игорь Байдов

Список используемой литературы:

Статьи по теме:

Подписывайтесь на наш канал в Дзен , поделитесь мнением о материале и расскажите о нем друзьям. Еще больше интересных постов в нашем Telegram .


"На Северных островах, где они пребывали до прихода в Ирландию, этот народ изучал ремёсла, науки и тайную мудрость друидов, пока не превзошли в этих искусствах всех людей."

Книга Захватов Ирландии

Вступление

Друиды… Наверно, ни один другой древний культ не окружен таким ореолом загадок и секретов, ставших, к тому же, плодом для бесчисленных мистификаций. От самого этого слова будто веет древней тайной. Между тем друиды, исчезнув с исторической арены почти полторы тысячи лет назад, оставили в европейской культуре богатейший след, прямые отголоски которого ощущаются и по сей день. В рамках данной статьи я хотел бы познакомить читателя с современным состоянием изучения друидизма, его основными элементами, а также “отделить зерна от плевел”, - развеять наиболее распространенные заблуждения, - и пролить свет на то, сколь обширное наследие “люди дуба” оставили далеким потомкам. Но прежде, чем начать разговор о том, кем являлись друиды, я хотел бы сказать пару слов о том, кем они совершенно точно не являлись.

В современной культуре прочно укоренился образ друида, как мудреца-отшельника, служащего силам природы. Он живет в глуши (как правило, в лесу), повелевает растениями и животными и в этом ключе как бы “”противостоит” цивилизации и техническому прогрессу. Именно таков друид в большинстве произведений фэнтези. Другой распространенный стереотип - жуткий колдун-язычник, гадающий по внутренностям, практикующий человеческие жертвы и ритуальный каннибализм. Такому портрету мы, как нетрудно догадаться, обязаны главным недоброжелателям кельтских жрецов - римлянам, и, в некоторой степени, более поздним христианским теологам. Справедливости ради отмечу, что вклад последних в дело “демонизации” друидизма сравнительно невелик, а кое в чем даже они даже поспособствовали его сохранению. Оба этих описания не то чтобы в корне лишены оснований, но представляют крайне упрощенный, если не сказать - утрированный, взгляд на друидов и их учение. Так какими же на самом деле были загадочные жрецы древних кельтов и чем они занимались? Давайте попробуем разобраться.

Из глубины веков

Как я уже упоминал ранее (в других статьях), любой разговор о кельтской старине сопряжен с некоторыми условностями. А все из-за того, что древние кельты не имели письменности (во всяком случае, неопровержимых доказательств обратного не найдено), поэтому черпать информацию об их культуре мы можем лишь из записей, сделанных их врагами - греками и римлянами, а также - в позднее время - христианскими монахами. И те, и другие, по понятным причинам, не могли быть полностью объективны в описании кельтов, и наверняка сознательно искажали действительность. С друидизмом же, помимо прочего, связана еще одна проблема - насколько мы знаем, друиды сознательно не вели записей, ведь слово материализованное, запечатленное на бумаге или камне, в их понимании теряло свой сакральный характер, свою магическую силу. Но, как говорится, за неимением горничной лучшего, будем делать тоже самое с дворником оперировать тем, что есть.

Условно, все античные источники о друидах можно разделить на 2 группы, или школы - посидониеву и александрийскую. Первая названа в честь знаменитого философа-стоика I в. до н.э. Посидония и включает таких авторов, как Цезарь, Диодор Сицилийский, Страбон, Лукан, Помпоний Мела и Аммиан Марцеллин, которые, помимо собственных наблюдений, основывали свои труды на работе Посидония. К другой же группе относят Диона Хризостома, Ипполита, Диогена Лаэртского и Александра Полигистора. Ключевое различие этих школ заключается в том, что Посидоний, как мы знаем, много путешествовал по тогда еще независимой от Рима Галлии, и лично знакомился с обычаями и культурой кельтов, как и некоторые из его последователей (например, Цезарь), в то время как сочинения представителей александрийской традиции основываются исключительно на информации, полученной из вторых, а то и из третьих рук. Поэтому лично мне работы ученых посидониевой группы представляются более достоверными в отношении друидов, хотя и работы их коллег из Александрии, безусловно, заслуживают внимания.

Среди ученых мужей первой группы особое место занимает Цезарь. Его “Записки о галльской войне” являются наиболее объемным и подробным источником информации о друидах, что мы знаем. Как известно, великий полководец завоевал Галлию (кроме одной деревни), присоединив ее к Риму. Суммарно он провел среди кельтов около 10 лет - вполне достаточно, чтобы вникнуть в их культуру глубоко и всесторонне. К его свидетельствам мы обратимся еще не раз, а пока я хотел бы пролить свет на происхождение самого термина “друид”.

Корнями учение друидов, как и их самоназвание, уходит в седую древность. На это, помимо происхождения слова, указывает ряд иных фактов. Археологические следы культовых практик, традиционно приписываемых друидам, отыскиваются на Британских островах начиная с 3-2 тыс. лет до н.э., то есть задолго до прибытия туда кельтов. Строительство знаменитого Стоунхенджа, как и многих других мегалитических памятников Западной Европы, долгие годы связывали с друидами. Но последние исследования методом радиоуглеродного анализа показали, что каменный комплекс возводился в несколько этапов, и самый поздний из них относится к 2440—2100 лет до н. э., в то время как кельты начали проникать на острова не ранее VII в до н.э. Тоже самое относится к практике человеческих жертвоприношений (о том, насколько достоверно утверждение об их наличии, мы поговорим ниже) - это очень древний обычай, истоками уходящий в жестокий каменный век. Все это позволяет нам сделать вывод, что основы друидического учения кельты не изобрели, а позаимствовали. У кого же?

Французский лингвист и мифолог Ж. Дюмезиль в рамках своей Теории трех функций полагал, что друиды являлись реликтом жреческого сословия единой праиндоевропейской народности, наподобие брахманов в Индии. Достаточно вспомнить название священных книг индуизма (Веды) и происхождение слова “друид” - аналогия напрашивается сама собой. Согласно другой точке зрения, друидизм мог быть отголоском религии древнего, доиндоевропейского населения Европы, которую кельты переняли и “приспособили” под свои нужды. Льюис Спенс в книге “Тайны древних бриттов” выдвигает довольно смелую теорию, согласно которой предки древних египтян и древнейшего населения Британских островов происходили от одной цивилизации, обитавшей в Северо-Западной Африке в период палеолита и исповедовавшей культ мертвых. В доказательство этой версии он приводит многочисленные параллели в традиции почитания мертвых у друидов и египетским культом Осириса, бога загробного мира. Утверждение о достоверности такого подхода мы оставим за рамками статьи, отметим лишь, что науке известны археологические находки из Испании, Франции и Британии, представляющие собой ритуальные захоронения, в которых плоть покойного намеренно отделена от костей, а сам скелет выкрашен в красный цвет. Находки эти датируются, ни много ни мало, периодом 20000-10000 лет до н.э. и являются древнейшими из известных попыток мумификации тел умерших. Так что, весьма вероятно, что учение друидов, так прочно увязываемое в современном сознании с кельтами, на деле обязано своим появлением куда более древней культуре, память о которой потерялась в глубине веков. Так в чем же это учение заключалось?


Хранители тайного знания

При этом, функции друидов не ограничивались лишь отправлением культа. Почти все античные авторы приписывают им занятия астрономией, медициной, предсказаниями и отправление правосудия, подчеркивая, что друидизм был особой и очень развитой системой знаний, производившей впечатление даже на ученых греков и римлян - Цезарь в отношении нее употребляетслово “disciplina”, что говорит о наличии определенной доктрины, упорядоченности. Цицерон, который был близко знаком с галльским друидом Дивитиаком, восхищался широтой его познаний в предсказаниях, астрономии и естественной философии. Друидам приписывают и создание огамического письма - сакрального алфавита, использовавшегося для записи священных текстов и заклинаний, наподобие скандинавских рун. Его появление относят к IV в. н.э., периоду активного распространения христианства среди кельтов, и связывают с упадком друидизма - в самом деле, наверное, лишь отчаяние могло заставить вести записи людей, прежде считавших письменное слово лишенным какой бы то ни было волшебной силы.

Любопытен также вопрос о месте появления друидического учения. Цезарь в “Записках. ” говорит, что родиной друидизма была Британия: “Считается, что это верование впервые возникло в Британии и оттуда уже было передано в Галлию, поскольку даже сегодня те, кто желает стать настоящими адептами своего искусства, едут туда для обучения”. Ему вторят почти все античные авторы. Наиболее вероятным “Иерусалимом” друдической веры в Британии был остров Мона (Англси) у северного побережья нынешнего Уэльса, где, как известно, располагалась большая священная роща, под корень уничтоженная римскими легионами в 60 г. н.э. в ходе подавления восстания Боудикки. Римляне вообще целенаправленно истребляли друидов на завоеванных территориях, совершенно справедливо полагая их основными идеологами антиримского сопротивления, что служит еще одним подтверждением огромного влияния друидской касты.

Друидская корпорация отличалась строгой иерархией и системой субординации, не в пример светским властям кельтов, раздробленных на множество враждующих племен. Во главе стоял верховный друид, избиравшийся своими собратьями, а не клановыми вождями. Неизвестно, правда, был ли он верховным вообще или только на определенной территории. Существует теория, что друидский “орден” делился на региональные подразделения, условно именуемые “кругами”, каждый со своим аппаратом управления. Во всяком случае, друиды Галлии раз в год собирались на общее собрание в священной роще. Немалое место занимали друиды и в мифологии - они часто упоминаются в ирландских сагах как советники королей, а “друидом богов” называют Гвидиона, одного из главных героев валлийских легенд.

От Страбона мы знаем, что жреческое сословие у кельтов делилось на 3 категории: собственно друиды, ватес (прорицатели) и барды. Первые ведали наиболее важным функциями - отправлением ритуалов и вообще вопросами, связанными с религией. Вторые - гаданием и астрологией, ну а барды, как нетрудно догадаться - составлением и декларированием эпических сказаний. Не совсем ясна при этом роль ирландских филидов - разные историки относят их не то к прорицателям, не то к бардам. Последняя категория была наименее почетной у кельтов, однако именно она пережила все предыдущие - с приходом христианства друиды и прорицатели, по понятным причинам, впали в немилость, а вот к бардам Церковь была гораздо более терпима. И правда, какой же вред от сказок и баллад? Благодаря этому ценнейшие образцы кельтского фольклора смогли пережить Средневековье и дойти до наших дней.

Наследие друидов

К сожалению, ничто не вечно под луной. Как уже говорилось ранее, к искоренению друидов и их учения в Галлии и Британии немало сил приложили римляне. С падением империи ситуация для древнего жречества не улучшилась - пришедшая на смену римлянам католическая Церковь преследовала их с неменьшим рвением. Постепенно друиды, раньше обладавшие властью останавливать войны, выродились в деревенских знахарей и ярмарочных фокусников. Валлийский монах Гильда Премудрый, писавший в VI в., говорит о них, как о пережитке старины, анахронизме. Однако, христианизация на Британских островах, особенно в Ирландии, носила особенный, на удивление толерантный характер. Наследие и атрибуты языческого прошлого (в отличие от их носителей) здесь не безжалостно уничтожались, а бережно сохранялись. Но, разумеется, в “правильном”, идеологически верном виде. Ирландские монахи, сами бывшие кельтами и прекрасно знавшими фольклор своей страны, старательно записывали древние саги, для цензуры заменяя в них языческих богов и героев христианскими ангелами и святыми, а колдунов и чудовищ - демонами и еретиками. Многие древние праздники, такие как Самайн и Бельтайн, со всеми сопутствующими церемониями, в кельтских странах отмечались вплоть до XVIIIв.

Немалую роль в деле сохранения кельтского наследия сыграли и барды - институт странствующих сказителей, распевающих захватывающие песни о далеких подвигах и битвах пришелся весьма по вкусу сперва англосаксам, а затем норманнам. Благодаря им исконно кельтские легенды и обычаи попали на поле общеевропейской культуры, где дали богатейшие всходы. Так, пронесенное сквозь века, наследие друидов дожило до наших дней.

Прежде всего, конечно, необходимо отметить вклад друидизма в появление такого жанра, как фэнтези. Я полностью разделяю тезис А. Сапковского о том, что фэнтези “родилось”, прежде всего, из легенд о короле Артуре. А ведь артуровский миф - это изначально именно кельтский фольклор, несущий в себе частичку друидического учения. В древнейших вариантах мифа Мерлин не кто иной, как друид, хранитель древней сакральной традиции. Со страниц артуровских легенд друиды уверенно шагнули в современное фентези, став в нем одними из любимых персонажей. Сегодня их можно наблюдать в книгах, фильмах, мультфильмах, а фанатам настольных ролевых игр представляется возможность даже ненадолго примерить на себя образ древнего мудреца. Друидизм - богатейший и поистине неисчерпаемый источник идей для авторов-фантастов. В фэнтези, правда, роль друидов несколько изменилась, а точнее сказать - сузилась, до уровня “жрецов природы”. Но именно популярность этого жанра, на мой взгляд, вызвала в XX в. новый всплеск интереса к изучению друидизма, а значит, обеспечила традиции новую жизнь.

И жизнь не понарошку, а самую что ни на есть настоящую! Серединой прошлого столетия датируется появление неоязыческого движения Викка, очень и очень много подчерпнувшего из друидского учения. Вновь всплывают из глубины веков, казалось, забытые праздники, их отмечание сопровождается красочными мистериями, а масштабы растут из года в год, собирая десятки, если не сотни тысяч человек. Одними из наиболее крупных мероприятий являются фестивали Wicker Man и Burning Man, проходящие в США. На них воспроизводят древний обряд сжигания деревянного идола. Вроде как без жертв) Дошло до того, что в 2010 г. британское правительство официально признало друидизм религией, со всеми вытекающими - так что друиды теперь обязаны платить налоги. Бедный Дивитиак, наверное, в гробу переворачивается.

Заключение

Итак, мы узнали о том, кто такие были друиды и откуда появилось это слово, как возникло и в чем заключалось их учение. Увидели, какое богатое наследие оставили кельтские жрецы нам, далеким потомкам, и какой вклад они внесли в современную культуру. Все вышесказанное, безусловно, лишь надводная часть айсберга. Тема друидизма настолько глубока и многогранна, что исследовать ее целиком не хватит и десятка статей. Однако, я надеюсь, что смог познакомить вас с основными моментами, касающимися друидов и пролить свет на самые острые вопросы. Буду искренне рад, если из моих слов вы почерпнули для себя что-то новое и интересное.

Жречество (служитель — жрец) — группа людей, занимавшаяся изучением природных явлений и отправлением культов в архаичных цивилизациях. Жрецы почитались как посредники в общении людей с миром богов и духов.
Жрецы были хранителями научных знаний, главными идеологами и хранителями традиций и культуры.

Друиды - В первые века нашей эры в жизни многочисленных племен, населявших Северную Европу, — Галлию, Ирландию, Бретань, — особую роль играла каста жрецов-друидов. Они были не только священнослужители, но и врачеватели, и летописцы. Друиды обладали тайным знанием, дававшим им власть над людьми. Когда римские императоры завоевали эти земли, они, опасаясь влияния друидов, запретили сначала кровавые жертвоприношения, а затем постепенно и все друидические действа. Тайны друидов до сих пор волнуют ученых и специалистов. Однако, как все вообще знания мистериального характера, они трудно поддаются научной расшифровке.

Свои обряды друиды исполняли в священных рощах или лесах. Существовало мнение: что там друиды проявляли свои необыкновенные способности: изменяли погоду, появлялись в облике животных, предсказывали будущее и превращались в невидимок. С помощью "змеиного яйца" или хрустального шара они якобы могли предотвращать смертельные заговоры.

ДРУИ́ДЫ -ов; мн. [кельт.] Служители культа, прорицатели, врачеватели у древних кельтов (осуществляли судебные функции, были советниками вождей, хранителями преданий).

(лат. druides), жрецы у древних кельтов; ведали жертвоприношениями, выполняли также судебные функции, были врачами, учителями, прорицателями.

Энциклопедический словарь . 2009 .

Полезное

Смотреть что такое "друиды" в других словарях:

ДРУИДЫ — (лат. кельт. druides, от ирл. draio, draiodh, druidh). Жрецы древне кельтских народов в Галлии и Британии, державшие свою науку в тайне от народа. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ДРУИДЫ древние… … Словарь иностранных слов русского языка

Друиды — (галльское druidae, древне ирландское druid) жрецы и поэты у кельтских народов, организованные в виде замкнутой касты и тесно блокировавшиеся с королевской властью. У галлов Д. были хранителями героических преданий и мифологических поэм, к рые… … Литературная энциклопедия

ДРУИДЫ — (латинское druides), жрецы у кельтов; ведали жертвоприношениями, выполняли также судебные функции, были врачами, учителями, прорицателями … Современная энциклопедия

ДРУИДЫ — (лат. druides) жрецы у древних кельтов; ведали жертвоприношениями, выполняли также судебные функции, были врачами, учителями, прорицателями … Большой Энциклопедический словарь

Друиды — жрецы у древних кельтов; ведали жертвоприношениями, выполняли также судебные функции, были врачами, учителями, прорицателями … Исторический словарь

ДРУИДЫ — ДРУИДЫ, ов, ед. друид, а, муж. У древних кельтов: каста жрецов прорицателей, колдунов и целителей, обожествляющих природу, деревья, хранящих народные поверья и предания. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Друиды — (лат. Droides, по галльски druich, dravid) так наз. жрецы укельтических народов в древней Галлии и Британии. В Галлии, во временаЦезаря, они составляли замкнутое, но не наследственное сословие,которое, наравне с знатью, отличалось от остального… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Друиды — (Druid), члены правящей касты галльских кельтов. Осн. сведения о Д. сообщили враждебно настроенные к ним римляне, Юлий Цезарь и Тацит. Цезарь писал, что они были судьями и жрецами, совершали богослужения в рощах, на лесных полянах и срезали с… … Всемирная история

Друиды — (латинское druides), жрецы у кельтов; ведали жертвоприношениями, выполняли также судебные функции, были врачами, учителями, прорицателями. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

ДРУИДЫ — жрецы древних кельтов Галлии, Британии, Ирландии; к I веку до н.э. ведали жертвоприношениями, осуществляли судебные функции, были врачами, учителями и прорицателями, играли большую роль в политических делах; после завоевания их земель Древним… … Юридическая энциклопедия

Читайте также: