Кто такие терпеливцы по прочитанным произведениям н с лескова кратко

Обновлено: 02.07.2024

Праведничество – это феномен русской литературы, в основе которого находится вера в высшую правду, в идеал.

Тема праведничества в творчестве Н. С. Лескова

Н. С. Лесков в своих произведениях неоднократно поднимает тему праведничества. Праведничество у него – это страницы духовной жизни русского народа. Для Лескова праведничество – это православная русская земля, на которой находятся истоки духовности и нравственности народа.

Праведничество – это поиск духовной правды, служение Богу, людям, стремление к добру и чистоте, любовь к миру, соблюдение моральных законов.

Лесков в своих произведениях признает сверхличностные ценности. Он выражает веру в нравственное достоинство и создает целую галерею образов праведников. Писатель в своем творчестве обращается к образу положительного высоконравственного героя. Он стремится найти в русском народе нравственное содержание, свидетельствующее о возможностях его духовного и исторического развития. И этот поиск становится целью Лескова.

Тип героя-праведника в русскую литературу вошел в начале 19 столетия. Впервые этот образ появился в следующих произведениях:

Герои-праведники стали воплощением национально- традиционных ценностей. Как правило, они запечатлеваются писателями в ореоле святости. В целом творчество русских писателей 19 века можно охарактеризовать как опыт художественного моделирования мира праведничества. В основу их произведений положена попытка показать человека, который достиг абсолютного духовного и нравственного равновесия.

Готовые работы на аналогичную тему

Праведники Н. С. Лескова смысл жизни видят в деятельной нравственности, и главным, что определяет их поведение, является служение живому делу. Герои произведений Лескова ежедневно совершают незаметный подвиг помощи ближнему и доброго участия. Праведник Лескова обладает такими чертами, как:

  • Отрешенность от вещей материального мира;
  • Чувство долга перед людьми;
  • Чувство справедливости;
  • Сострадание;
  • Борьба за правду.

Голован на протяжении всего рассказа остается загадочным персонажем. И лишь в конце Лесков открывает эту завесу тайны, подчеркивая праведность героя. Читатель узнает, что все совершенные Голованом поступки обусловлены естественными причинами. Он совершал поступки по интуитивному понимаю жизни, согласно Священному писанию. Совершенство главного героя на грани святости.

Голован Несмертельный – бывший крепостной. Он обладает колоссальной физической силой и незлобивой нежной натурой. Образ Голована – это символическая фигура народного подвижника, который жертвует собой ради страдающих крестьян во время эпидемии чумы. Праведничество у Лескова – это не синоним святости. Это путь развития от грехопадения к нравственному идеалу.

Писатель в своих произведения отразил принцип, составляющий основу праведничества – доброту. Праведник Лескова всегда деятельно добр. Религия его героев – религия добрых дел. Праведник в жизни скромен, незаметен, в глазах обывателей – смешон и непрактичен, но он ежедневно творит добро, спасая людей и спасаясь сам.

Лесков хорошо знал быт, нравы, язык разных социальных групп и сословий России – купечества, крестьянства, дворянства, чиновников, торгового люда, духовенства, мещан.

Замысел романа – показать критическое отношение к церковной аристократии и выразить уважение ярким выходцам из низших слоев духовенства, сумевших сохранить связь с народом.

На протяжении произведения читатель наблюдает за духовной эволюцией главного герой. Туберозов, постоянно мужая, превращается в сурового обличителя светской и церковной морали.

+

8 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов


Ответы 8

Ответ

+

Ответ

+

Идея произведения "Тупейный художник"-это показать бесчеловечное отношения к крепостным .Лесков осуждает и привлекает к этим проблемам внимание общества,которое не может оставаться равнодушным и бездействовать.
Главная мысль рассказа " Тупейный художник " -это тема произвола дворянства ,при крепостном праве.Растоптанная любовь крепостных,загубленные жизни людей ,ради прихоти помещика ,для которого чужды человеческий чувства.Крепостные для него игрушки,а не живые люди,их судьбы безразличны барину,он не задумывается ,что у них есть судьба,им свойственные переживания,радости и горести,они чувствовать.

Ответ

+

Почему священник предал влюбленных?
Чем был известен орловский граф Каменский?
Чего не позволялось актрисам?

Ответ

+

Главные герои:художник Аркадий и Любовь Онисимовна
.граф Каменский
Повествование ведется от лица бывшей актрисы Орловского театра,о любви между Любой и Аркадием.Актрисам тогда не разрешались свидания и романы. Аркадий решается на рискованный шаг и решает увести Любу и тайно обвенчаться с ней.Но попытка не удается,и,поймав их в доме священника,Аркадия определяют в простые солдаты,а Любу на скотный двор.Аркадий,прослужив несколько лет,дослужился до офицера.Он торопится в Орел,чтобы выкупить Любу,но не суждено было Любе его дождаться,так как в пути ночью его ограбили и убили.

Ответ

+

Ответ

+

Обстоятельства оказываются выше человеческих сил. Несчастье маленького человека ведет к диссонансу в жизни, что в будущем выльется в бессмысленный и беспощадный бунт 1917 года.

Лесковым поднимается тема маленького человека. Бездушие высокопоставленных лиц не сделало бы главную героиню окончательно несчастной. Ведь ее Аркадий мог бы вернуться целым и невредимым. Непонимание, невежество и зависть среди нижних слоев общества, к которым принадлежат главные герои, обрекает Любовь Онисимовну на жалкое существование. Ведь предавали любящих и смеялись над ними холопы барина. Зарезал Аркадия дворник, который никакой пользы от ворованных денег не получил, а принял позорную смерть от кнута. На мой взгляд, это наиболее темный персонаж наряду с графом в этом произведении. Если граф еще как-то "прощает" Аркадия и дает ему возможность вырасти, то это идет от интеллектуальных и культурных черт его характера. У дворника-пропойцы нет ничего святого. Он, можно сказать, потерял человеческий облик. Старуха Дросида только может научить пьянству, и тем самым " " Любовь Онисимовну от преждевременной кончины. Дросида ничего лучшего предложить не может, так как сама не боролась за счастье, а прозябала. Осуждать ее не стоит. Крепостные люди видели мало хорошего в своей жизни. Здесь проявляется и слабость, и невежество. Поп не может противостоять графу и предаёт влюбленных. Омерзительный поступок особенно для священнослужителя, хотя осуждать священника сложно, ведь у него была семья. И как бы сам поступил на его месте?
Холопы графа потешаются и издеваются над Аркадием и Любой. Отчасти от того, что им непереносимо видеть человеческое счастье, которого они, видно, сами лишены.

Рабская психология забитых подневольных людей - вот причина несчастья на Земле.

1.Прочитайте в учебнике раздел о Н. С. Лескове. Вспомните известные вам произведения писателя.

2.*Прочитайте дополнительную литературу о жизни и творчестве Н. С. Лескова.

Что нового появилось для вас в понимании смысла повести после знакомства со словарными статьями?

11.Как вы думаете, почему повесть разбита на короткие главы, каждая из которых имеет завязку и развязку?

13.Какие, с вашей точки зрения, неожиданные, нелепые поступки совершает Флягин? Почему? (По прочитанным главам.)

14.Можно ли однозначно оценить характер и поступки героя (хорошо – плохо; положительно – отрицательно)? Объясните свою точку зрения, опираясь на прочитанные главы.

15.В чем Флягин видит высшую цель бытия?

*Аннинский Л. А. Лесковское ожерелье / Л. А. Аннинский. – М., 1982 (и другие издания).

Аннинский Л. А. Три еретика / Л. А. Аннинский. – М., 7988 (и другие издания).

*Гунн Г. П. Очарованная Русь / Г. П. Гунн. – М., 1990.

*Дунаев М. М. Православие и русская литература : в 5 т. / М. М. Дунаев. – М., 1997. – Т. 4.

Капитанова Л. А. Н. С. Лесков в жизни и творчестве / Л. А. Капитанова. – М., 2002.

Лесков А. Н. Жизнь Николая Лескова : по его личным, семейным и несемейным записями и памятям : в 2 т. / А. Н. Лесков. – М., 1984.

Лесков Н. С. Избранное : в 2 т. / сост., вступ. Статья и комментарий В. Ю. Троицкий / Н. С. Лесков. – М., 1995.

*Столярова и. В. В поисках идеала : творчество Н. С. Лескова / И. В. Столярова. – Л., 1978.

Старыгина Н. Н. Лесков в школе / Н. Н, Старыгина. – М., 200.

Федор Михайлович Достоевский

Вопросы и задания

1.Прочитайте в учебнике раздел о Ф. М. Достоевском. Вспомните известные вам произведения Ф. М. Достоевского. Попытайтесь создать портрет писателя, передав особенности его характера, личности, творчества. Составьте план ответа.

2.*Прочитайте дополнительную литературу о жизни и творчестве Ф. М. Достоевского.

4.Расскажите о детских впечатлениях Ф. М. Достоевского, оказавших влияния на его творчество.

5.В результате каких событий обострился болезненный самоанализ Ф. М. Достоевского?

6.Что, по словам самого Ф. М. Достоевского, стало целью его жизни, а затем и творчества?

7.Повлияли ли годы каторги на формирование Ф. М. Достоевского как личности и как писателя? Как изменилось в результате его мировоззрение?

8.В чем Ф. М. Достоевский видит спасение мира от нравственного разложения?

9.Назовите основные темы и проблемы творчества Ф. М. Достоевского.

21. Как ы понимаете сущность теории Раскольникова? В чем вы видите истоки теории Раскольникова?

22. С какими великими историческими личностями сравнивает себя Раскольников и почему?

*Вспомните, что вы знаете об исторической личности Наполеона? Какую роль сыграла личность Наполеона в жизни России XIX века? Как отразился образ Наполеона в произведениях русских писателей?

23. В чем ошибочность теории Раскольникова?

24. Какую роль в воплощении авторской идеи играют внутренние монологи Раскольникова?

26. Какие события в жизни Раскольникова стали решающими на пути его духовного возрождения?

**Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского / М. М. Бахтин – М., 1979.

*Бердяев Н. Миросозерцание Достоевского // Философия творчества, культуры и искусства : в 2 т. / Н. Бердяев. – М., 1994. – Т. 2.

Карякин Ю. Ф. Достоевский и канун XXI века / Ю. Ф. Карякин. – М., 1989.

Кирпотин В. Я. Разочарование и крушение Родиона Раскольникова / В. Я. Кирпотин. М., 1986.

*Лосский Н. О. Достоевский и его христианское миропонимание // Бог и мировое зло. / Н. О. Лосский. – М., 1994.

*Мережковский Д. Л. Толстой и Достоевский. Вечные спутники / Д. Мережковский. – М., 1995.

Миркина З. Истина и ее двойники / З. Миркина. – М., 1993.

*Мочульский К. В. Достоевский: жизнь и творчество // Гоголь. Соловьев. Достоевский / К. В. Мочульский. – М., 1995.

*Набоков Вл. Лекции по русской литературе: пер. с англ. / Вл. Набоков. – М., 1996.

Страхов Н. Н. Ф. М. Достоевский. Преступление и наказание // Литературная критика / Н. Н. Страхов. – М., 1984.

Лев Николаевич Толстой

Вопросы и задания

1. Прочитайте в учебнике раздел о Л. Н. Толстом. Вспомните известные вам произведения Л. Н. Толстого. Попытайтесь создать портрет писателя, расскажите об особенностях его характера, личности, творчества. Составьте план ответа.

2.*Прочитайте дополнительную литературу о жизни и творчестве Л. Н. Толстого.

4. Проанализируйте синхронистическую таблицу (1850 – 1910) (см. практикум) и охарактеризуйте роль и место Л. Н. Толстого в событиях эпохи.

7. Как повлияла на личность и творчество Л. Н. Толстого служба на Кавказе?

8. Назовите основные темы и проблемы творчества Л. Н. Толстого.

10. Расскажите о педагогической деятельности Л. Н. Толстого. Составьте план ответа.

12.*Сравните христианские взгляды Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого: в чем их сходство и различие?

20.*Вспомните, что вы знаете об исторических личностях – Кутузове и Наполеоне? Какую роль сыграла личность Наполеона в жизни России XIX века? Как воплотился образ Наполеона в произведениях русских писателей? Сравните исторические образы Кутузова и Наполеона и их образы в романе. Как раскрывается идейно-философское содержание романа при сравнении исторических образов полководцев от их художественного воплощения в романе?

22.*От чего зависит в восприятии Л. Н. Толстого истинная ценность человека? Как эту зависимость выразил литературовед Е. А. Маймин?

23. Найдите в тексте романа главы, рассказывающие о событиях жизни Андрея Болконского. Проанализируйте жизненный путь Андрея Болконского с точки зрения его духовных исканий, основные события его жизни и его размышления над ними.

25. Найдите в тексте романа главы, рассказывающие о событиях жизни Пьера Безухова. Проанализируйте путь духовных исканий Пьера Безухова. Проанализируйте путь духовных исканий Пьера Безухова. Почему по воле автора образ Пьера Безухова остается в романе до самого конца?

26.*Какая авторская идея связана с образом Пьера Безухова? Как связан образ Пьера с первоначальным замыслом Л. Н. Толстого?

27. Охарактеризуйте женские образы романа с точки зрения их места в системе персонажей.

28.Проанализируйте образ Наташи Ростовой. Почему её любовь к князю Андрею заранее обречена? Что отличает её от интеллектуальных героев романа?

29. Найдите в текст романа главы, рассказывающие о событиях жизни Марьи Болконской. Расскажите о главных вехах на пути ее духовных исканий. Какую роль играет образ княжны Марьи в раскрытии авторской идеи в романе?

38. В чем суть трагедии Анны Карениной?

39. Объясните суть религиозно-этического учения Л. Н. Толстого. Назовите основные заповеди его учения.

40.*В чем сущность перелома начала 1880-х годов в мировоззрении Л. Н. Толстого?

44. С чем связан уход Л. Н. Толстого их Ясной Поляны?

*Берман Б. И. Сокровенный Толстой / Б. И. Берман. – М., 1992.

*Бурлакова Т.Т. Мир памяти: толстовские места Тульского края / Т. Т. Бурлакова. – Тула, 1999.

*Гусейнов А. А. Великие моралисты / А. А. Гусейнов. – М., 1995.

**Ильин В. Н. Миросозерцание графа Льва Николаевича Толстого / В. Н. Ильин. – СПб., 2000. – (Серия: из архива русской эмиграции).

*Ильин И. А. Путь к очевидности / И. А. Ильин. – М., 1993.

*Козьмина М. А. Ф. И. Тютчев и Л. Н. Толстой : два гения / М. А. Козьмина, В. Б. Ремизов, Г. В. Чагин. – М., М., 2003.

Кудрявая Н. В. Лев Толстой о смысле жизни / Н. В. Кудрявая. – М., 1993.

**Л. Н. Толстой: pro et contra : личность и творчество Льва Толстого в оценке русских мыслителей и исследователей: антология / ред. Д. К. Бурлак. – СПб., 2000.

**Л. Н. Толстой и современный мир : сб. научных статей : в 2 ч. – Тула, 1998.

*Мережковский Д. С. Л. Толстой и Достоевский / Д. С. Мережковский. – М., 1995.

Опульская Л. Д. Лев Николаевич Толстой: материалы к биографии с 1892 по 1899 год / Л. Д. Опульская. – М., 1998.

Опульская Л. Д. Лев Николаевич Толстой: материалы к биографии с 1893 по 1910 год / Л. Д. Опульская. – М., 1999.

*Ремизов В. Б. Л. Н. Толстой: диалоги во времени / В. Б. Ремизов. – Тула, 1998.

*Сухов А. Д. Яснополянский мудрец: Традиции русского философствования в творчестве Л. Н. Толстого / А. Д. Сухов. – М., 2001.

Толстая А. Л. Отец. Жизнь Льва Толстого: в 2 т. / А. Л. Толстая. - М., 1989.

*Фортунатов Н. М. Творческая лаборатория Л. Толстого / Н. М. Фортунатов. – М., 1983.

*Щетинина Г. И. Л. Н. Толстой как социальный реформатор. Основные идеи и последователи. Конец XIX – начало XX века / Г. И. Щетинина. – М., 1995.

Антон Павлович Чехов

Вопросы и задания

1. Прочитайте в учебнике раздел о творчестве А. П. Чехова. Вспомните известные вам произведения А. П. Чехова.

2.*Прочитайте дополнительную литературу о жизни и творчестве А. П. Чехова.

«Ранние юмористические произведения А. П. Чехова (на примере двух-трёх произведений);

*«Роль пейзажа в раскрытии внутреннего состояния героев А. П. Чехова и И. С. Тургенева (на примере двух-трёх произведений);

8.*Изображая героев трилогии, А. П. Чехов:

а) сокращал дистанцию между рассказчиком и героем, т.е. приближал рассказчика к герою;

б) использовал прием углубления психологического анализа как формы разоблачения героев.

Приведите примеры, подтверждающие эти суждения или опровергающие их.

13.*Какова философско-психологическая основа в поздних рассказах А. П. Чехова?

21. Опираясь на примеры из текста, раскройте характер Раневской. Составьте план ответа.

23. Охарактеризуйте образы Ани и Пети. Какова их роль в раскрытии основной идеи пьесы?

24. Охарактеризуйте роль Лопахина и его роль в раскрытии основной идеи пьесы.

26. Какова роль образа вишневого сада в раскрытии эстетических, нравственных и философских проблем комедии? Составьте план ответа.

27. И. Северянин, поэт Серебряного века, написал замечательные строки о Чехове:

Не знаю, как для англичан и чехов,

Но отнюдь для русских не смешон,

Сверкающий, как искристый крюшон,

Печальным юмором серьезный Чехов.

Бурдина И. Ю. А. П. Чехов. Вишневый сад : анализ текста, основное содержание, сочинения / И. Ю. Бурдина. – М., 2011.

Капитанова Л. А. А. П. Чехов в жизни и творчестве. Учеб. пособие для школ, гимназий, лицеев и колледжей / Л. А. Капитанова. – М., 2000.

Громов М. Книга о Чехове / М. Громов. – М., 1989.

*Русские писатели. 1800 – 1917 : биографический словарь : в 5 т. / гл. ред. П. А. Николаев. – М., 1994.

*Страда В. Антон Чехов // История русской литературы : XX век : Серебряный век. – М., 1995.

*Чудаков А. П. Мир Чехова : возникновение и утверждение / А. П. Чудаков. – М., 1986.

*Чуковский К. И. О Чехове / К. И. Чуковский. – М., 1967.

Похожие документы:

Зачем и кому нужна эта книга 6 Василий Трофимович Нарежный 1780 1825 9

Уроки 15 - 18

. а можно и поспорить. Вопросы для конспектирования помещены в тетради – Задание № 7. 2) Выбрать . 17] Что говорит Гончаров в последнем замечании о Чацком? ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ ГОНЧАРОВ 1812 – 1891 Иван Александрович Гончаров родился в Симбирске в .

. интерьер Проверка выполнения задания. Ответ на вопрос:Что можно сказать . Кузнецов Слайд№3 Иван Гончаров родился 6 (18) июня 1812 года в . Гончаров оставался в полном одиночестве и 12 (24) сентября 1891 . году жизни. Иван Александрович был похоронен на .

М. М. Дунаев Вера в горниле сомнений православие и русская литература в XVII xx вв

. пошлы бессмертные Иван Иванович с Иваном Никифоровичем — . 4 Имя Ивана Александровича Гончарова (1812—1891) русский читатель несомненно . "прогресса", — Гончаров совпадает своими воззрениями . доступными их пониманию. Вопрос задан, и он требует .


Ключевые слова: Н. С. Лесков, герой-праведник, русская литература.

Попытка изобразить человека, достигшего полного нравственного и духовного равновесия, положена в основу всех произведений о праведничестве, в том числе и в основу произведений Н. С. Лескова.

Праведники Н. С. Лескова, праведничество — феномен русской литературы, в основе которого вера в идеал, в высшую правду. Смысл жизни праведники Н. С. Лескова видят в деятельной нравственности. Главное, что определяет их поведение в жизни — служение живому делу. Ежедневно его герои совершают незаметный подвиг доброго участия и помощи ближнему.

Герою-праведнику Н. С. Лескова присущи следующие черты:

 отрешённость по отношению к вещам материального мира;

 чувство справедливости и чувство долга перед людьми;

 борьба за народную правду.

На протяжении всего произведения Несмертельный Голован проявляет себя так, что его можно назвать святым. Голован — бывший крепостной, человек огромной физической силы, обладающий незлобивой нежной натурой. Его образ вырастает в символическую фигуру народного подвижника, жертвующего собой для страдающих крестьян во время народного бедствия — чумной эпидемии. Лесковское праведничество — не синоним святости. Праведничество — это путь развития, эволюция от грехопадения к нравственному идеалу. В своих произведениях Лесков ярко отразил данный принцип, который составляет основу праведничества. Лесковский праведник всегда деятельно добр. Его религия — религия добрых дел. В жизни праведник незаметен, невиден, скромен, в глазах обывателей он непрактичен, смешон, но ежедневно, ежечасно он творит добро, спасаясь сам и спасая людей.

  1. Гебель, В. А. Н. С. Лесков. В творческой лаборатории / В. А. Гебель. — М.: Сов. писатель, 1945. — 319 с.
  2. Горький, М. Собр. соч. в 30-ти т. Т. 24. Статьи, речи, приветствия (1907–1928) / М. Горький. — М.: Худож. лит., 1949–1955. — 480 с.
  3. Лесков, Н. С. Собрание сочинений: в 11 т. / Под общ. ред. В. Г. Базанова, Б. Я. Бухштаба, А. И. Груздева, С. А. Рейсера, Б. М. Эйхенбаума / Н. С. Лесков. — М.: ГИХЛ, 1956–1958. — Т. IV. — 558 с.
  4. Троицкий В. Ю. Лесков-художник / В. Ю. Троицкий. — М.: Наука, 1974. — 216 с.

Основные термины (генерируются автоматически): голован, русский народ, главный герой, друг друга, Несмертельный Голован, образ Голована, путь развития, русская литература, Русь, страница рассказа.

Читайте также: