Что такое инклюзия определение кратко и понятно

Обновлено: 02.07.2024

Инклюзия в переводе – это включение. Инклюзивное образование – это специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий ребенку с ограниченными возможностями здоровья обучение в среде сверстников в общеобразовательном учреждении по стандартным программам с учетом его особых образовательных потребностей. Главное в инклюзивном образовании ребенка с ограниченными возможностями – получение образовательного и социального опыта вместе со сверстниками. Основной критерий эффективности инклюзивного образования является успешность социализации, введение в культуру, развитие социального опыта особенного ребенка наряду с освоением им академических знаний. Инклюзивное образование должно обеспечить равный доступ к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

На сегодняшний день одной из актуальных проблем является реализация инклюзивного подхода в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) в условиях дошкольного учреждения общеразвивающего вида.

Согласно современному подходу к образованию и социо–культурной политике в целом, право на образование принадлежит всем детям, включая детей — инвалидов независимо от причин инвалидности. Одним из процессов развития общего образования является инклюзивное образование, которое подразумевает доступность образования для всех, приспособление образования к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступность образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Инклюзивное образование в ДОУ, которое долгое время оставалось экспериментальной педагогической стратегией, в условиях нового времени становится оптимальным способом организации учебно-воспитательного пространства в детских садах, гарантирующим возможность реализации ряда приоритетных целей:

• обеспечение конституционного права граждан на получение качественного образования независимо от уровня психофизического развития;

• создание безбарьерной развивающей среды, в условиях которой дошкольники с особыми образовательными потребностями могут уверенно социализироваться, а их сверстники с нормальными показателями здоровья — учиться толерантности, открытости, уважительному отношению к инвалидам;

• оказание консультационно-практической помощи родителям, воспитывающим дошкольников с ОВЗ.

Инклюзивное образование в ДОУ — это нечто большее, чем просто совместное пребывание детей в едином учебно-воспитательном пространстве. Идея инклюзии в дошкольном образовании строиться на восьми базовых принципах, соблюдение которых является обязательным условием достижения поставленных педагогических целей: Ценность человека не зависит от его врожденных способностей и достижений. Каждая личность способна чувствовать и думать. Каждый имеет право быть услышанным и высказывать свои мысли, переживания, умозаключения. Все люди нуждаются друг в друге. Каждый нуждается в дружбе и поддержке со стороны ровесников, советах наставников. Прогресс всех обучающихся скорее определяется как то, что люди могут делать, чем то, что не могут. Разнообразие позволяет сделать все стороны человеческих взаимоотношений более полными. Подлинное образование может осуществляться только в рамках реальных взаимоотношений.

Плюсы инклюзивного образования :

Создание в детских садах специальных условий для воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Нахождение в условиях группы с детьми, с предоставлением воспитаннику необходимой психолого-педагогической поддержки профильными специалистами.

Дети с ОВЗ учатся общаться со сверстниками, чувствуют себя на равных с другими детьми. Интегрированное обучение позволяет активизировать силы детей с ОВЗ, настроить их на преодоление жизненных трудностей.

Подготовка педагогического коллектива к принятию детей с ОВЗ и создание таких условий обучения, которые являлись бы комфортными для всех детей и способствовали бы достижению максимального уровня развития, а также социальной реабилитации ребенка и его интеграции в общество.

Формирование в группе навыков толерантности, т. е. терпимости, милосердия, взаимоуважения.

Минусы инклюзивного образования :

К сожалению инклюзивное образование в России носит пока экспериментальный характер. Не хватает материально-технической базы для их обучения и специалистов.

Эффективные педагогические приемы и методы для инклюзивного образования

Инновационные методы воздействия в деятельности педагога становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. Инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма. Логопедическое воздействие при устранении недоразвития речи преследует цель – научить детей связно, последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни.

Немного подробнее о каждом из методов:

Артикуляционная гимнастика дается детям нелегко, отнимает много энергии, требует усидчивости и терпения. Прибавив к упражнениям немного игровой ситуации движения рук к движениям язычка и увлекая в мир Веселого Язычка, у ребят исчезает негативизм, связанный с необходимостью многократно повторять определенные артикуляционные уклады.

Важная роль отводится работе по развитию мелкой моторики и координации движений руки. Так как является важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

Многообразные возможности песочной терапии способствуют более качественной коррекции речи и развитию эмоционально-волевой сферы.

Мнемотехника – это система приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Игры с цветными крышками. С помощью этого яркого, гигиеничного, наглядного материала знакомлю детей с понятиями основных цветов, сравнением величин, развиваю мелкую моторику рук и умение логически мыслить.

Театрализованная деятельность. С помощью разыгрывания сказок педагог может корректировать различные аспекты речевой деятельности.

Музыкотерапия – это лекарство, которое слушают. Лёгкая спокойная музыка во время коррекционных занятий успокаивающе действует на нервную систему, приводит в равновесие процессы возбуждения и торможения.

Ниткография — выкладывание с помощью шнурка или толстой нити контур. Этот приём можно считать одним из методов развития не только познавательной, но и речевой активности.

В инклюзивном образовании нет единой общепринятой классификации методов обучения. В дошкольной коррекционной педагогике принята классификация, в основу которой положены основные формы мышления, определяющие характер способов деятельности детей с ОВЗ в процессе обучения. К таким формам относятся наглядно-действенное и наглядно-образное мышления. В связи с этим главными методами обучения дошкольников с ОВЗ являются практические, наглядные, словесные, игровые методы. Следует напомнить, что все эти методы в реальном процессе обучения используются в совокупности, в различных комбинациях друг с другом, а не изолированно.

Познавательная и практическая деятельность на занятиях может быть организована на основе наглядного показа соответствующих предметов и явлений. К группе наглядных методов обучения относятся наблюдение, демонстрация наглядных пособий (предметы, картины, диафильмы, слайды, видеозаписи, компьютерные программы)

Практические методы обучения - это такие методы, с помощью которых педагог придает познавательной деятельности детей, усвоению новых знаний, умений практический характер.

Достоинство игровых методов обучения заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной, личной целью.

Использование активных методов обучения и воспитания при работе с детьми с ОВЗ особенно важно, т. к. у данной категории детей отмечается низкий уровень познавательной активности, незрелость мотивации к познавательной деятельности, сниженная способность к приёму и переработке информации, недостаточная сформированность операций анализа, сравнения, синтеза, отвлечения и обобщения.

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Комплексы упражнений включают в себя: растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию и массаж.

Активные методы рефлексии.

На логопедических занятиях при работе с детьми с ОВЗ наиболее часто используется рефлексия настроения и эмоционального состояния.

Широко используется приём с различными цветовыми изображениями.

У ребенка две карточки разного цвета. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце занятия. В данном случае можно проследить, как меняется эмоциональное состояние ребенка в процессе занятия.

Рефлексия окончания логопедического занятия. Наиболее удачным на сегодняшний момент считается обозначение видов заданий или этапов занятия картинками (символами, различными карточками и т. д., помогающими детям в конце занятия актуализировать пройденный материал и выбрать понравившийся, запомнившийся, наиболее удачный для ребёнка этап занятия, прикрепив к нему свою картинку.

Жестово-образные игры представляют собой синтез ритма, движения, слова, голоса, мелодии. Именно это сочетание объясняет их особую эффективность в работе с глубоко аутичными детьми.

Применение активных методов и приёмов обучения повышает познавательную активность детей, развивает их творческие способности, активно вовлекает воспитанников в образовательный процесс, стимулирует их самостоятельную деятельность, что в равной мере относится и к детям с ОВЗ.

Таким образом, инклюзивное образование обеспечивает максимальную социализацию детей с ОВЗ в соответствии с индивидуальными психофизическими возможностями каждого ребёнка; формирует у всех участников образовательной деятельности таких общечеловеческих ценностей, как взаимное уважение, толерантность, осознание себя частью общества, предоставляет возможности для развития навыков и талантов конкретного человека, возможность взаимопомощи и развития у всех людей способностей, необходимых для общения.

Список использованной литературы:

1. Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Под редакцией Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутеповой. М. ; МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.

2. Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья Чернухин О. А. Издательство: Немо Пресс, 2007.

Инклюзия простыми словами: объясняем

Итак, начнем с классического определения:

Инклюзия — это процесс реального включения в активную жизнь социума людей имеющих трудности в физическом развитии, в том числе с инвалидностью или ментальными особенностями.

Что это значит? Допустим, вы хотите пойти в театр, для этого просто выбираете понравившуюся постановку и покупаете билет. Вы можете включиться в этот процесс просто и легко, не задумываясь, как к вашему появлению отнесутся другие зрители спектакля; дорогу до театра планируете количеством пересадок на общественном транспорте или просмотром самого короткого пути на экране навигатора.

А теперь представьте, как приходится планировать поход в театр людям с инвалидностью: проблемы могут возникнуть уже на этапе выхода из квартиры. Получится ли найти подходящий транспорт, насколько просто будет войти в здание театра, как другие зрители воспримут появление?

Инклюзивность — это когда любой человек может без проблем сходить в театр.

Кстати

Существуют медицинский и социальный подходы к определению инвалидности. Первый определяет, что люди с инвалидностью нуждаются в специальной защите. Социальный подход учитывает отношение общества. Согласно Конвенции о правах инвалидов, человек признается инвалидом не только по причине физических ограничений или ментальных нарушений, но и из-за барьеров, которые создает для него общество.

Инклюзивный – это тот, который включает всех или все. Инклюзивность – это включение всех в определенную систему (например, образования) независимо от их физических, физиологических или других особенностей.

Что такое ИНКЛЮЗИВНЫЙ (ИНКЛЮЗИВНОСТЬ) — определение, значение простыми словами.

Простыми словами, Инклюзивный (инклюзивность) – это стремящийся (стремление) вовлечь и интегрировать всех людей и группы в деятельность, организации, политические процессы и т. д., особенно тех, кто находится в неблагоприятном положении, пострадал от дискриминации или имеет ограниченные физиологические возможности. Например, инклюзивная практика найма, инклюзивные детские площадки, инклюзивная школа, инклюзивное образование. Если вы описываете группу или организацию как инклюзивную, то вы имеете в виду, что она позволяет всем людям принадлежать к ней, а не только какому-то определенному типу людей.

Что такое инклюзивные ценности.

Инклюзивные ценности – это признание

  • разнообразия,
  • равенства и справедливости,
  • сотрудничества,
  • участия,
  • общности.

Что такое инклюзивное образование.

Инклюзивное образование (инклюзивная учеба), также называемое инклюзией, – это образование, которое включает всех: все учащиеся посещают обычные школы, колледжи и университеты, соответствующие их возрасту, и получают поддержку, чтобы учиться, вносить свой вклад и участвовать во всех аспектах жизни учебного заведения.

Инклюзивное обучение детей – это обеспечение доступа к качественному образованию для всех детей путем эффективного удовлетворения их разнообразных потребностей, своевременного реагирования, принятия, уважения и поддержки.

Учащиеся участвуют в образовательной программе в общей учебной среде с поддержкой для уменьшения и устранения барьеров и препятствий, которые могут привести к исключению. Это означает, что система должна адаптироваться для включения людей с ограниченными возможностями, а не они к системе. Система образования должна осознавать, что она создает препятствия для учащихся с ограниченными возможностями, если обычные школы для них недоступны.

Примеры реализации принципа инклюзивности в образовании:

  • Олег не может ходить. Чтобы он мог пойти в дискуссионный клуб после школы, его заберет доступный микроавтобус.
  • У Оли дислексия. Чтобы она могла изучать книгу вместе с классом, учитель просит ее слушать аудиокнигу, а не читать текст.

Что не является инклюзивностью в системе образования:

  • Специальные школы и колледжи только для детей и студентов с ограниченными возможностями. Это называется сегрегацией.
  • Отдельные подразделения в обычных школах и колледжах. Это тоже сегрегация.
  • Дети с ограниченными возможностями, обучающиеся в обычных школах, но без достаточной поддержки. Это называется интеграцией: учащиеся с ограниченными возможностями получают общее образование, но их потребности не удовлетворяются.

Эффективная инклюзивная школа

предполагает такие действия:

  • дать возможность каждому учащемуся в полной мере участвовать в учебной среде, предназначенной для всех;
  • создавать позитивный климат, поощрять чувство принадлежности и обеспечивать прогресс учащихся в достижении соответствующих личных, социальных, эмоциональных и академических целей;
  • чутко реагировать на индивидуальные потребности в обучении, обеспечивая достаточный уровень поддержки и применяя практики и принципы преподавания, ориентированные на учащихся.

Что такое инклюзивное рабочее место

Инклюзивное рабочее место – это такое место, где люди с различными особенностями и ограниченными возможностями чувствуют себя желанными и ценными за свой вклад в работу. Это место, где люди с физическими недостатками разного рода имеют те же возможности для развития, что и их коллеги. Это место, где люди чувствуют себя в безопасности, раскрывая свои невидимые физические недостатки.

Принципы инклюзивной культуры:

  1. Инклюзивная культура обеспечивает равный доступ к возможностям роста.

Сотрудники с ограниченными возможностями, как и все остальные, хотят возможности профессионального развития. Это включает в себя конференции и тренинги, а также спонсирование программ наставничества.

  1. Инклюзивная культура вознаграждает талант и упорный труд.

Разрешение сотрудникам с ограниченными возможностями осваивать новые навыки и продвигаться по карьерной лестнице приносит пользу всем.

  1. Инклюзивная культура приглашает к участию людей с ограниченными возможностями.

Руководители и коллеги должны ясно дать понять, что они приветствуют мнение и вклад коллег с ограниченными возможностями. Убедитесь, что ваши сотрудники с ограниченными возможностями имеют право голоса на собраниях персонала и во время групповых обсуждений. В инклюзивной культуре сотрудники с ограниченными возможностями также участвуют в повседневном рабочем взаимодействии: от встреч по случаю дня рождения до обедов с коллегами, которые приводят к дружбе и чувству принадлежности.

  1. Инклюзивная культура признает, что наем сотрудников с ограниченными возможностями полезен для бизнеса.

В корпоративной культуре, которая является инклюзивной, работа с людьми с ограниченными возможностями – лишь часть обычного способа ведения бизнеса. Есть явные доказательства того, что инклюзивная культура на рабочем месте положительно влияет на прибыль и ценности организации. Исследование, проведенное Accenture в 2018 году, показало, что компании, применяющие передовые методы найма и поддержки людей с ограниченными возможностями, превосходят своих конкурентов. Эти компании достигли в среднем на 28 процентов увеличения выручки, удвоения чистой прибыли и на 30 процентов более высокой рентабельности.

Что такое инклюзивное развитие

Инклюзивное развитие направлено на то, чтобы все люди в мире получали выгоду от устойчивого экономического и социального развития. Многие организации реализуют этот подход в борьбе с бедностью путем поддержки образования и обеспечения средств к существованию для тех, кто нуждается в этом. Они пропагандируют комплексный подход, который решает взаимосвязанные проблемы нищеты, неравенства, социальной изоляции, расширяя при этом знания и навыки людей.

Цель инклюзивного развития – создать благоприятную среду для равного доступа к возможностям, уделяя особое внимание наиболее уязвимым и изолированным группам населения.

Под ОВЗ мы имеем в виду не только физическую инвалидность, но и ментальную. В список последней входят такие заболевания как аутизм, умственная отсталость, задержка речи, шизофрения и др.

Дети играют

Специальные учреждения дают особенным детям знания в приемлемой для них форме и комфортном темпе. Однако подобное обучение имеет один большой минус: отсутствие естественной среды и контакта с обычными людьми.

А ведь в будущем человеку с ОВЗ нужно будет как-то приспосабливаться к реальному миру и жить в нем, обслуживая свои элементарные потребности.

В связи с этим во многих странах, и России в том числе, набирает популярность инклюзивное образование – что это такое и чем оно отличается от обычного, давайте разберемся.

Определение понятия

В контексте образования инклюзия – это процесс включения детей с любыми повышенными потребностями в привычный образовательный процесс, а так же сокращение количества отказов в поступлении их в обычные школы.

Определение инклюзивного образования – это вид обучения и воспитания, при которых дети с любыми отклонениями могут учиться в любой обычной школе. Им не приходится гнаться за успеваемостью здоровых сверстников. Для них создаются адекватные их способностям условия – планировка класса, методики и план обучения, шкала оценок и т.д.

Ученики с учителем в школе

Целью инклюзии является создание безбарьерного пространства, в котором дети с разными возможностями общаются, обмениваются опытом, навыками, вместе участвуют в развлекательных и культурных мероприятиях.

Такой подход важен для обеих категорий учеников с двух точек зрения:

ментальные и физические инвалиды чувствуют себя полноценной частью социума, а не его периферией, благодаря инклюзивному образованию в школе. Такие дети имеют лучшие результаты в обучении, чем те, кто изолирован от социума в 4-х стенах дома или контактирует только с себе подобными.

обычные дети учатся понимать тех, кто в чем-то ограничен, сочувствовать и помогать им. Не бояться, не отталкивать, не относиться враждебно к тем, кто хоть чем-то отличается.

Такая проблема, к сожалению, существует в нашем обществе: людям с ОВЗ нередко приходится терпеть недопустимое отношение к себе. Их могут запросто оскорбить на улице, тыкать в них пальцами, смеяться над внешними дефектами (и все это делают даже взрослые!). Возможно, что инклюзивное образование —это наш шанс вырастить более доброе, эмпатичное поколение.

Инклюзию стоит отличать от интеграции. Во втором случае ребенок вынужден подстраиваться под общую программу, что редко выходит. Специально для него никто ничего не меняет. С инклюзивным подходом школа адаптируется под ученика.

Принципы инклюзивного образования

Первые учреждения инклюзивного типа появились в нашей стране в качестве эксперимента примерно в 80-90 годах 20 века. В 2008 году Россия подписала Конвенцию о правах инвалидов и утвердила ее на законодательном уровне спустя 4 года (2012). С тех пор дети с ограниченными возможностями имеют полноправный доступ к обучению вместе со здоровыми ребятами.

Хоровод включающий детей инвалидов

Таким образом, инклюзивное образование – это вид образования, регулируемый Конституцией РФ и имеющий свои специфические принципы:

  1. Способности и достижения не определяют ценность человека.
  2. Думать и чувствовать способен каждый человек.
  3. Все люди имеют право на общение и успех.
  4. Все люди нуждаются друг в друге.
  5. Истинное образование возможно только в реальной среде.
  6. Каждый человек нуждается в дружбе и поддержке сверстников.
  7. Важно то, что человек может делать, а не то, чего он делать не может.
  8. Разнообразие делает жизнь человека сильнее и ярче.

Эти принципы – манифест о ценности человеческой жизни. О том, что все люди имеют равные права несмотря на проблемы с физическим или психическим здоровьем. О том, что недостатки одних могут служить ресурсом для других.

Проблема инклюзии

На словах и на бумаге все звучит красиво и благородно. Однако нужно озвучить и то, что инклюзивное образование – это еще и ряд проблем, с которыми сталкиваются все участники процесса. Всю их совокупность можно разделить на 2 большие группы:

  1. ресурсные барьеры – отсутствие пандусов, подъемников, лифтов, компьютеров, мебели и другого специального оборудования, в котором нуждаются ученики с повышенными потребностями, а также специалистов по работе с ними. В нашей стране и для обычных школьников не всегда имеются полноценные условия, что говорить об инвалидах. Печально;
  2. социальные барьеры – делятся на 3 подгруппы:
    1. неприятие детей с ОВЗ со стороны сверстников, нетерпимость, нетолерантность. Чем младше ребенок, тем меньше его уровень эмпатии. Дети часто бывают жестокими в отношении других именно по этой причине;

    Инвалидное кресло и ученица в нем

    Отдельной проблемой в осуществлении инклюзивного образования можно выделить несовершенство государственной системы. Если быть точнее – исполнение законов, прописанных в Конституции, в отношении людей с ОВЗ.

    Есть только надежда, что идея (законная) об инклюзивном образовании будет продвигаться неравнодушными к этой проблеме людьми.

    Читайте также: