Анализ классного часа о толерантности в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

Цель: формирование у обучающихся установки на толерантное поведение.

- раскрыть характеристики толерантного человека;

- сравнить способы поведения приятия и неприятия других людей;

- воспитывать толерантное отношение к личностным особенностям людей;

- воспитывать внимательное отношение к себе и другим.

- развивать навыки рефлексии;

- развивать способность осознавать свои чувства;

- развивать коммуникативные навыки.

Возраст участников: 8 -11 лет

Оборудование и материалы:

2. Компьютер, мультимедиа проектор, экран.

I. Первый этап - организационный: повышение уровня сплоченности, взаимопонимания учащихся.

II. Второй этап – основное содержание занятия.

1. Формулирование темы занятия, основных целей.

2. Система упражнений.

III. Заключительная часть:

1. Просмотр мультфильма.

2. Рефлексия занятия.

I. Организационный этап занятия.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня наша встреча посвящена важной теме, и вы ее узнаете чуть позже. Сначала мы проведем упражнение.

Цель: повышение уровня сплоченности, взаимопонимания.

Ребята делятся на 2 группы по 5 человек. Выполняют команду, не общаясь друг с другом :

- Построиться по росту;

- Построиться в алфавитном порядке по первой букве имени.

Обобщение: Обе команды проявили сплоченность, взаимопонимание, одобрите друг друга аплодисментами.

II.Основное содержание занятия.

Мы живем в поликультурном обществе. Что это означает? Рядом с нами можно найти представителей:

- разных культур и национальностей:

- разных вероисповеданий: христиане, мусульмане, буддисты.

- разных убеждений: активисты политических партий, экологического движения., фанаты спортивные и музыкальные и так далее.

-разных интересов: филателисты, книголюбы, художники, музыканты, кладоискатели, альпинисты и так далее.

Каждый человек интересен сам по себе, но одновременно он является и представителем группы. Изучая, Другого, общаясь с ним, вы лучше поймете не только позицию человека, но и историю его группы. Речь идет о важности толерантного, миролюбивого отношения к представителям других национальностей, вероисповеданий, убеждений.

А что такое толерантность? Давайте посмотрим значение данного слова.

Толерантность – это уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Обобщение : Таким образом, толерантность это в первую очередь уважение к различиям и правам других людей и себя.

Вопрос толерантности имеет важное значение, потому как сейчас в мире происходят межнациональные конфликты, приводящие к войнам, терроризму, гибели невинных людей. Люди вынуждены покидать свои дома и убегать из родных городов, чтобы спастись от голода, разрухи, болезней. Эти люди называются беженцами.

Они уезжают в другие города в надежде, что мы протянем им руку помощи, поделимся всем, что имеем сами. С нами тоже может случиться беда, и мы вынуждены будем просить помощь.

Все вы помните, что недавно в нашей стране на Дальнем Востоке в результате стихийных бедствий пострадали люди. Жители вынуждены были покинуть свои дома, свое хозяйство.

Каждый, кто считает себя толерантным человеком, откликнулся на призыв о помощи пострадавшим. А вы считаете себя толерантным? Кто из вас участвовал в помощи?

2. Практическая часть.

1)Решение практической ситуации.

Задание для ребят.

- Подумай, что нужно делать, как вести себя, чтобы, установить взаимопонимание и добрые отношения с новым человеком, человеком другой культуры.

(Слайд № 5) Правила толерантного поведения.

-Как должен вести себя толерантный человек?

-А сейчас вам предстоит сочинить конец истории. Придумать свое завершение проблемы отношений между животными, которые являются героями литературного произведения.

(Чтение по ролям. Распределение ролей)

-- Чему учит нас, людей эта история с животными?

Эта история учит нас решать проблемы, разрешать конфликты. Мы все разные, но надо воспринимать человека таким, какой он есть.

- Давайте посмотрим на себя разные ли мы?

Цель: Участники получают богатую информацию друг о друге.

1. Ребята рассаживаются по кругу.

Учитель называет личностное качество или описывает ситуацию и просит участников, по отношению к которым справедливо данное высказывание, выполнить определенное действие. Они встают со стула, выполняют это действие и снова садятся на место. Например: "Тот, у кого есть брат, должен щелкнуть пальцами!"

• у кого голубые глаза - трижды подмигните;

• тот, кто любит вкусно покушать, пусть погладит себя по животу;

кто похож на маму, пусть себя обнимет;

кто похож на папу, пусть похлопает в ладоши;

• кто любит собак, должен дважды пролаять;

• любящие кошек скажут "Мяу!" и подтянуться;

• кто любит читать, пусть пожмет руку соседу;

• кто рад, что учится в данном классе, громко скажет "Ура!";

• кто считает себя любознательным человеком, пусть заглянет под свой стул;

• кто мечтал стать невидимым, спрячется за стул;

• кто занимается спортом, тот приложит ладонь правой руки к сердцу.

4. Итог игры: - Что вы узнали интересное о своем однокласснике?

Вы все разные и в этом ваша самая большая ценность. Вы разные, но вместе вам хорошо.

Каждый человек и внутренне, и внешне уникален и неповторим. Чтобы это понять, нужно больше общаться и дружить с разными людьми.

III. Итог занятия.

(Уважение, доброта, дружба, понимание, поддержка, терпимость,доверие. чуткость)

Проявлять толерантность — это значит бережно относиться ко всему живому на нашей планете, вместе бороться с насилием, понимать друг друга, стремиться к мирному будущему. Необходимо понимать, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть. Ведь в многообразии заключается наша сила и гармония.

Четыре угла — четыре выбора".

Цель: Повышение уровня сплоченности участников.

Время проведения : 30 минут.

1. Информирование. Отставьте в сторону стулья и столы, чтобы участники могли свободно ходить по помещению. На время игры для каждого раунда Вам понадобятся по четыре больших листа бумаги (формат A3) и скотч. Прикрепите в четырех углах комнаты листы бумаги и напишите на них названия цветов (красный, синий, зеленый, желтый). Листы крепятся на видных местах.

2. Члены группы становятся на середину комнаты.

3. Объявите участникам, что в ходе игры они смогут лучше узнать друг друга. Сначала все ходят по комнате, затем каждый останавливается у того листа бумаги, который кажется ему самым подходящим.

4. Все участники, собравшиеся в одном углу, рассказывают друг другу, почему они выбрали именно этот цвет. Каждый должен запомнить всех, кто находится в том же углу (3 минуты).

5. Во втором раунде можно написать на новых листах четыре времен года.

6. В третьем раунде Вы можете использовать названия четырех музыкальных инструментов, например: скрипка, саксофон, арфа, барабан.

7. В четвертом нарисуйте на бумаге геометрические фигуры (по одной на каждом листе, например, треугольник, квадрат, круг и фигуру неправильной формы.

8. После каждого раунда игроки собираются в середине комнаты. Порядок игры соблюдается четко: участники должны останавливаться возле того листа бумаги, надпись на котором нравится им больше всего. При этом они запоминают всех остановившихся рядом.

• Какие участники чаще всего оказывались в одной и той же группе?

• Какие игроки оказались в одной группе редко или вообще ни разу?

• Что интересного каждый из вас узнал о других членах группы?

инструменты: молоток, пила, клещи, игла;

города: Париж, Рим, Москва, Шанхай;

напитки: кофе, чай, кока-кола, молоко;

животные: лев, антилопа, змея, орел;

здания: вилла, бунгало, замок, храм;

знаменитые люди: А. Эйнштейн, Дж. Пуччини, В. Шекспир, Билл Гейтс

Часть 4. Заключение. Рефлексия. 10 минут.

Черты толерантной личности

1. Расположенность к другим

4. Чувство юмора

8. Терпимость к различиям

9. Умение владеть собой

11. Умение не осуждать других

13. Умение слушать

15. Способность к сопереживанию

14 шагов к толерантности

1. Желание быть толерантным.

2. Стремление человека стать лучше. Постоянное саморазвитие (личностный рост). Умение ставить себя на место других.

4. Замечать мелочи и тонкости; замечать особенности ситуации;

5. Расширять свой круг общения. Менять места. Путешествовать (посещать другие места, ходить в гости).

6. Знакомиться с другими культурами, традициями: язык, рисунки, литература, архитектура; костюмы (одежда, кухня, музыка, танцы, песни.

8. Улучшить самоконтроль.

9. Развить в себе умение молчать/слушать.

10. Менять точки зрения.

12. Не зацикливаться.

13. Быть активным.

14. Не оценивать.

1. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1988.

2. Асмолов А. Г. Толерантность : различные парадигмы анализа// Толерантность в общественном сознании России. М., 1998.

3. Валкер Д. Тренинг разрешения конфликтов (для начальной школы). СПб., 2001.

4. Други и другие в языке, истории, традициях…/Авт. : К. Г. Митрофанов, Е. В. Власова, В. В. Шаповал. – М. : Прометей, 2002.

5. Рожков М. И., Байбородова Л. В., Ковальчук М. А. Воспитание толерантности у школьников. Ярославль, 2003.

6. Солдатова Г. У., Шалгерова Л. А., Шарова О. Д. Жить в мире с собой и другими. Тренинг толерантности для подростков.

7. Толерантность в общественном сознании. России. М., 1997.

8. Тренинг развития жизненных целей. Программа психологического содействия социальной адаптации. СПб., 2001.

9. Шаповал В. В. и др. Мозаика культур. / Под ред. А. П. Шевырева, Т. Н. Эйдельман. -М. : Локус/Пресс. 2005

Анализ проведения классного часа к Дню толерантности.

Целями данного мероприятия были : рассказать о истории этого праздника, его большой значимости для людей во всем мире ,развитие умения понимать и уважать чувства, настроения, мотивы поведения других людей; раскрытие причин отсутствия взаимопонимания; воспитание толерантности среди подростков, показать негативные последствия и толерантного поведения.

В ходе мероприятия ребятам была предложена презентация, состоящая из трех частей. В первой части ребята узнали об истории праздника и его понятиях. Вторая часть была посвящена необходимости толерантности в международных отношениях, особенно в нашей многонациональной стране. А в третьей части разговор шел о терпимости в отношениях между близкими людьми, в семье, на учебе, между поколениями.

Ребята узнали о том, что 16 ноября весь мир и все прогрессивное человечество отмечает день толерантности. Этот день как напоминание о том , как хрупок наш мир, как ценен каждый человек в нем. Особенно сейчас, когда в мире так неспокойно. Военные действия на Украине ,в Сирии. Огромное количество человеческих жертв, сотни обездоленных людей.

16 ноября 1995г. ООН приняла Декларацию принципов толерантности. Толерантность – это умение понимать другого человека. Толерантность предполагает единство трёх П: - Принятие другого мнения; - Проявление сочувствия и сострадания; - Признание ценностей и многообразия культур.

Ребятам было предложено подумать о ценности личности каждого человека и о том, как часто нам не хватает внимания и понимания со стороны окружающих нас людей, не хватает терпимости и уважения по отношению друг к другу.

Что же нужно для того, чтобы установить взаимопонимание? Ведь без этого не может быть ни полноценной любви, ни дружбы, ни просто нормального общения. В чем причина отсутствия взаимопонимания? Что необходимо для того, чтобы добиться полного взаимопонимания между людьми? над такими вопросами им предлагалось подумать

Об особенностях толерантной страны и толерантная ли страна наша Россия шел разговор с ребятами.

О том, как важно быть толерантным и как не толерантные отношения меняют жизни людей, учащимся рассказал участковый Соколов А. Н.

О необходимости быть толерантными в семье, о причинах ссор и непонимания, путях решения конфликтов было продолжение нашей презентации.

Считаю, что занятие получилось интересным и достигло, поставленных целей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема воспитательного часа очень актуальна в наши дни, т.к. в современном мире в настоящее время утрачено понимание многих нравственных общечеловеческих ценностей, происходит активный рост агрессивности, конфликтов и преступности.

В ходе мероприятия ребятам была предложена презентация, состоящая из трех частей. В первой части ребята узнали об истории праздника и его понятиях. Вторая часть была посвящена необходимости толерантности в международных отношениях. А в третьей части разговор шел о терпимости в отношениях между близкими людьми, в семье, на учебе, между поколениями.

Самоанализ воспитательного классного часа

«Вы станьте толерантнее, добрей,

Классный руководитель: Мохонько М.В.

Целями данного мероприятия были: сформировать у учащихся представление о толерантности, способствовать созданию положительной эмоциональной атмосферы в классе.

1. Способствовать формированию уважительного отношения к людям, сверстникам.

2. Развивать коммуникативные навыки, навыки работы в сотрудничестве.

3. Воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и

культуре разных народов.

Тема воспитательного часа очень актуальна в наши дни, т.к. в современном мире в настоящее время утрачено понимание многих нравственных общечеловеческих ценностей, происходит активный рост агрессивности, конфликтов и преступности.

В ходе мероприятия ребятам была предложена презентация, состоящая из трех частей. В первой части ребята узнали об истории праздника и его понятиях. Вторая часть была посвящена необходимости толерантности в международных отношениях. А в третьей части разговор шел о терпимости в отношениях между близкими людьми, в семье, на учебе, между поколениями.

Ребята узнали о том, что 16 ноября весь мир и все прогрессивное человечество отмечает день толерантности. Этот день как напоминание о том, как хрупок наш мир, как ценен каждый человек в нем. Особенно сейчас, когда в мире так неспокойно. С болью в душе мы говорили о военных действиях на Донбассе. Огромное количество человеческих жертв, сотни обездоленных людей.

16 ноября 1995г. ООН приняла Декларацию принципов толерантности. Толерантность – это умение понимать другого человека. Толерантность предполагает единство трёх П:

- Принятие другого мнения;

- Проявление сочувствия и сострадания;

- Признание ценностей и многообразия культур.

Ребятам было предложено подумать о ценности личности каждого человека и о том, как часто нам не хватает внимания и понимания со стороны окружающих нас людей, не хватает терпимости и уважения по отношению друг к другу.

Что же нужно для того, чтобы установить взаимопонимание? Ведь без этого не может быть ни полноценной любви, ни дружбы, ни просто нормального общения. В чем причина отсутствия взаимопонимания? Что необходимо для того, чтобы добиться полного взаимопонимания между людьми? Над такими вопросами детям предлагалось подумать в проблемных, конфликтных ситуациях. На эти вопросы ребята ответили поэтическими строками. Для предотвращения возникающих конфликтных ситуаций детям предложена памятка, которая научит их, как правильно вести себя в подобной ситуации.

Воровство порождает лень и жадность. (Не кради!)

Во время работы в группах учащиеся определяли какими чертами должен обладать толерантный человек, а какие черты личности мешают быть таковым?

Классный час прошёл с обсуждением и мнением учащихся. Большинство ребят считают, что необходимо знать больше друг о друге, выявлять лучшее в традициях и верованиях друг друга, учиться уважать друг друга как личность, самостоятельно определяющих свою самобытность, религиозную и культурную принадлежность, быть терпимыми к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям, вероисповеданию, национальности.

1.Успешно реализованы все замыслы по организации и проведению классного часа.

2.Проведение воспитательного классного часа является познавательным и развивающим. Дети самостоятельно и очень успешно справились с поставленными задачами. На занятии использованы разные формы организации деятельности учащихся. Такая работа является эффективным средством мотивации совместной деятельности. Данное мероприятие носило не только игровой, но и познавательный характер. Дети получили опыт работы всем коллективом, опыт принятия коллективного решения в процессе обсуждения.

Считаю, что воспитательный классный час получился интересным и достиг поставленных целей.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Анализ воспитательного мероприятия

I .Общие положения.

1. Тема классного часа: Толерантность и мы

2. Дата и место его проведения 12.10 314 кабинет

3. Кто проводит Раздульева Л.Н

4. Состав группы учащихся (мальчики, девочки; по интересам и др.)__22 учащихся 11 девочек 11 мальчиков

6. Вид деятельности: беседа

7. Психологическое обоснование выбора данного вида и содержание деятельности:

Данное мероприятие соответствует основным направлениям воспитательной работы школы, уровню развития классного коллектива, возрастным особенностям коллектива.

II . Анализ подготовки мероприятия.

1. Инициатором организации данного мероприятия являлась классный руководитель 6 г класса Раздульева Л.Н.. Для проведения мероприятия был составлен план с учетом возрастных особенностей и целью воспитательной работы.

2. Методика подготовки мероприятия:

Мероприятие было запланировано на середину октября. Учитывая возрастные особенности учащихся, была проведена беседа, которая способствует развитию кругозора, духовному развитию, формированию их интересов и способности к саморазвитию.

III . Ход мероприятия.

На фоне рассказа учащиеся учатся самостоятельно принимать свои решения, такой тип работы развивает внимание, учит делать правильный выбор.

Через данную беседу учитель подводит учащихся к проявлению толерантности.

При закреплении знаний о толерантности учащимся было предложно поработать в группах, что помогло сплотить детей, придать им уверенности, развивать дружеские взаимоотношения. Кроме того такая работа помогла сформировать правильное представление о работе в группе и научиться учитывать мнение каждого.

В заключении беседы мною были проведены игры на сплочение коллектива, в которых учащиеся поделились на 2 команды.

IV . Общая оценка воспитательного мероприятия.

Классному руководителю в целом удалось достигнуть поставленной цели привлекать учащихся к анализу ситуаций.

Для данного возраста детей воспитательная ценность проведенной работы очень велика. Беседа прошла на высоком эмоциональном уровне.

В ходе беседы был налажен диалог с ребятами, обсуждение проходило в дружеской обстановке.

I. Организационный момент.

Я – человек. Каждый ли человек на Земле может так сказать про себя?

Прежде чем ответить на этот вопрос, скажите, чем кроме внешних признаков должен обладать человек?

Человек должен иметь добрые и чистые мысли, позитивные качества характера, доброе и любящее сердце. Человек должен быть человечным.

Я попрошу вас назвать ещё одно очень важное качество, которым должен обладать каждый человек, а помогут вам в этом буквы, из которых следует составить слово.

Т О С Т Ь Л Е Н О Р А Н Т (ТОЛЕРАНТНОСТЬ)

А кто из вас может объяснить значение этого слова?

Толерантность - (от лат.слова tolerantia– терпение), это терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению, готовность к взаимодействию с людьми иной культуры, национальности, религии или социальной среды, это возможность услышать другого, понять иного.
- Какие качества толерантного человека вы можете назвать?

  • терпимость (умение спокойно и без вражды относиться к словам, мыслям и поступкам других людей)
  • справедливость
  • совесть (чувство ответственности за своё поведение; оценка своих поступков)
  • сострадание
  • уважение себя, мнений и поступков других людей
  • сдержанность (отсутствие агрессии)
  • прощение
  • принятие другого (не отталкивать от себя людей, а помогать им по необходимости)
  • милосердие (учитывать настроение окружающих)
  • уважение прав своих и другого человека
  • великодушие
  • примирение со сложившимися ситуациями
  • отсутствие оскорблений и не унижений по отношению к другим
  • негативное отношение к насилию и агрессии в любой форме
  • отсутствие ненависти, зависти и призрения

Приобретая все эти качества, человек становится миролюбивым и доброжелательным (желающим добра другому) по отношению к любому человеку, который встречается ему на пути.

Мир создал людей разных внешне и внутренне, разных по состоянию души, по физическому и умственному развитию.

Я предлагаю вам вспомнить произведение В. Катаева, откуда взяты эти строки:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли-

Быть по моему вели.

- Кто был главным героем этого произведения? (девочка Женя)

- Что необычного удалось приобрести девочке? (Цветик-семицветик, который ей подарила старушка).

- Чем был необычен этот цветок? (Мог исполнить любое желание).

- Какое первое желание Жени было исполнено? (Жёлтый лепесток – она оказалась дома со связкой баранок).

- Какое второе желание загадала Женя? (Красный лепесток – мамина вазочка склеилась).

- Где удалось очутиться Жене после третьего желания? (Синий лепесток – на Северном полюсе).

- Каким было четвёртое желание девочки? (Зелёный лепесток - очутиться дома).

- Куда был потрачен пятый оранжевый лепесток? (Женя получила все игрушки, которые есть на свете).

- Как отреагировала Женя на сюрприз с игрушками? (Фиолетовый лепесток- возвращение игрушек в магазины).

- И так остался последний голубой лепесток. Кто из вас помнит, на что хотела потратить его девочка? (Конфеты, велосипед, билет в кино, сандалеты).

- Какое же решение приняла Женя с последним лепестком? (Помогла выздороветь Вите, который не мог двигаться самостоятельно).

- Как вы думаете, какое из всех семи желаний было обдумано?

Правильно, самое обдуманное и правильное желание было седьмое.

- С какой стороны предстала перед нами Женя, загадывая 7-е желание? (Она увидела, поняла и приняла незнакомого ей человека таким, какой он есть.Жене захотелось помочь Вите почувствовать себя здоровым, таким, как все).

- Не всякая болезнь излечима, а, следовательно, много среди нас людей, которые нуждаются в чьей то поддержке со стороны.

Доводилось ли вам встречать на своём пути людей, которым нужна чья-то помощь или поддержка, как в данной сказке?

- О каких людях я спрашиваю?

Встречаются люди с физическими недостатками или с обиженной судьбой, люди с нарушением здоровья, с тяжелыми заболеваниями, с последствиями травм, которым тяжело и без дополнительной обиды. Любая обида несёт человеку переживания, печаль, уныние и волнение (это очень плохие спутники жизни, от которых надо избавляться).

Как вы думаете, о ком пойдёт сейчас речь?

Правильно, о людях с ограниченными возможностями

VI. Работа в группах (прорабатывание вопросов и выдвижение предложений)

Человек с ограниченными возможностями такой же человек, как и все. Он нуждается в счастье, радости, общении, любви, страдает от одиночества, равнодушия, непонимания и нуждается в поддержке. Он приспосабливается к обществу обыкновенных людей, а мы должны ему помочь.

Представьте, что вы идёте по улице, где много людей. Каких людей с ограниченными возможностями вы можете встретить на своём пути? (Слабовидящие, слабослышащие, те, кто передвигается на инвалидной коляске).

Какие чувства возникают у вас, когда вы встречаете на своём пути такого человека?

1 группа. СЛАБОВИДЯЩИЕ ЛЮДИ

Могут ли работать на компьютерах, врачами, лётчиками, учителями, водителями автомашин, сборщиками в цехах, инженерами?

Могут ли сами перейти через дорогу?

Могут ли обойти препятствие на дороге?

Могут ли читать книги?

Могут ли быть изобретателями и учёными?

Могут ли заниматься спортом?

Могут ли учиться в обычной школе?

Обоснуйте свой ответ. Что могут? Чего не могут? Чем можем им помочь мы или наше общество?

2 группа. СЛАБОСЛЫШАЩИЕ ЛЮДИ

Могут ли работать учителями, инженерами, конструкторами, водителями автомашин, хирургами, лётчиками?

Могут ли заниматься спортом?

Могут ли быть учёными?

Могут ли учиться в обычной школе?

Могут ли слушать радио, смотреть телевизор?

Могут ли быть изобретателями, учёными?

Могут ли быть артистами?

Обоснуйте свой ответ. Что могут? Чего не могут? Чем можем им помочь мы или наше общество?

3 группа. ЛЮДИ, КОТОРЫЕ ПЕРЕДВИГАЮТСЯ НА КОЛЯСКАХ

Могут ли учиться в обычной школе?

Могут ли пользоваться общественным транспортом?

Могут ли беспрепятственно ходить на работу?

Могут ли работать конструкторами, компьютерщиками, юристами, врачами, водителями автомашин, лётчиками?

Могут ли посещать театр, цирк, зоопарк?

Могут ли заниматься спортом и в каким видом?

Могут ли быть артистами кино?

Обоснуйте свой ответ. Что могут? Чего не могут? Чем можем им помочь мы или наше общество?

Давайте дадим слабовидящим людям возможность быть с нами на равных правах. Что им для этого нужно? ( Ответ : очки, азбука Брайля, специальное компьютерное оборудование для проговаривания текста, собака-поводырь, трость с сигнализацией на препятствие, светофор с сигнализацией и др.)

Попробуем наглядно представить азбуку Брайля.

Ребята, возьмите лист бумаги. Начертите несколько клеточек. В каждой клеточке сделайте проколы, можно ручкой. Переверните лист бумаги и пальцами нащупайте выпуклые точки. Определенное количество таких точек соответствует какой-либо букве. Таков принцип Азбуки Брайля. По этой азбуке в специальной школе учатся слабо видящие дети, по этой азбуке читают слабовидящие люди. Книги у них очень толстые, т.к. изготовлены из картона. Давайте попытаемся запомнить несколько букв из этой азбуки (практическая работа)

Давайте поможем слабослышащим людям. Что нужно этим людям, чтобы они слышали и понимали нас? ( Ответ : слуховой аппарат, азбука жестов).

Азбука жестов – это, когда каждой букве алфавита соответствует определенное положение пальцев рук. По азбуке жестов учатся слабовидящие дети в специальных школах.

Давайте поможем людям на инвалидных колясках. Что нужно этим людям, чтобы они могли жить и работать? ( Ответ : электрическая легкая коляска, приспособления для приготовления пищи, уборки квартиры, для пользования ванной, транспорт с подъемником, компьютер, пандусы в жилых домах, магазинах, театрах и т.д., широкие двери в лифтах и жилых помещениях и офисах и т.д.).

(Выслушиваются ответы детей, их дополнения).

Итак, ребята, вы увидели, что люди с ограниченными возможностями - это такие же люди, как и все.

Из-за несчастного случая или болезни они попали в тяжелое положение. Как и все нуждаются в счастье, радости, общении и сильнее других людей страдают от одиночества, равнодушия, непонимания. Они нуждаются в помощи здоровых людей.

Сейчас вы узнаете о человеческой стойкости, мужестве и несгибаемой силе духа людей с ограниченными возможностями, но безграничными способностями.

НИНА МАЛЕР – психолог из Швейцарии.

Мужество и энергия Нины, которая после болезни потеряла возможность не только двигаться, но даже дышать самостоятельно, потрясла всех. Она в Швейцарии создала даже Фонд помощи инвалидам России. Она работает на компьютере с помощью струи воздуха из дыхательной трубки, делая 140 знаков в минуту.

- Я научилась не просто существовать, но и творить свою жизнь. Через танец мы показываем, что человеческие возможности безграничны. Если захотеть можно достигнуть всего.

ПАРАОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ . Вы, наверное, знаете о параолимпийских играх – международных спортивных соревнованиях для инвалидов. Они традиционно проводятся после главных Олимпийских игр, а начиная с 1992 года – в тех же городах. Летние параолимпийские игры проводятся с 1960 года, а зимние – с 1976 года (они проводятся регулярно раз в четыре года)

Летние виды спорта :

тяжелая атлетика, легкая атлетика, стрельба из лука, плавание, дзюдо, велосипедный спорт, теннис на колясках, фехтование, футбол 7x7, футбол 5x5, баскетбол на колясках, выездка, стрельба, волейбол, регби на колясках, танцы на колясках, голбол, настольный теннис, гребля, парусный спорт.

Зимние виды спорта :

лыжные гонки и биатлон, горные лыжи, хоккей с шайбой, керлинг.

НАТАЛЬЯ ЯНУТО . Можно позавидовать её стойкости и воле. Она родилась и живёт в посёлке Белозёрском Московской области. После несчастного случая девочка, прикованная к постели, сжала кулаки и стала биться за своё право быть счастливой. Сначала увлеклась бисероплетением, а спустя несколько лет на Чемпионате Европы дважды поднялась на самую высокую ступеньку пьедестала по армспорту. Она плакала от бессилия, болей, равнодушия окружающих. Но жизненные трудности лишь закалили её характер. Она завоёвывала золотые, серебряные, бронзовые медали в упорной борьбе. И перед чемпионатом Европы она твёрдо решила: не уступлю Днём и ночью она качала бицепсы, доставая гирю из под своей подушки. Наташа соревновалась с титулованными спортсменами, но сумела всем доказать, что если есть желание и упорство, то можно добиться всего. Она победила. Две золотые медали, два хрустальных кубка, два диплома и звание Чемпионки Европы по армспорту. А ещё она мечтает попробовать свои силы в марафоне. Она верит, что ей покорится любая дистанция, ведь, её возможности неограниченны.

VIII. Создание нового цветика-семицветика с правилами толерантного человека.

Из выше сказанного, я предлагаю вам вместе со мной вывести ряд правил, которые помогут правильно себя вести с людьми, имеющими ограниченные возможности.

(Работа продолжается в тех же группах. По ходу формулирования правил создаётся новый цветик-семицветик)

Как вы поведёте себя при встрече с человеком, который имеет какие-либо ограниченные возможности? (Правильно, не надо смотреть так пристально, чтобы привлечь к себе внимание самого человека, так как это может поставить его в неловкое положение)

Такие люди встречаются повсюду, они могут жить по соседству, либо прогуливаться в вашем дворе. Т.е. вам приходится встречаться с этим человеком очень часто. Какой следующий шаг вы предлагаете предпринять, чтобы человек забыл про свои проблемы?

А как можно понять проблему другого?

Отнестись к нему, как к равному человеку.

(Поддержать инициативу и творческое проявление человека).

Мы должны научиться законам человеческого существования и законам совместного проживания.

IX. Итог занятия .

Счастье – это когда тебя понимают. Каждому из нас нужна пища и сон, тепло и физическая безопасность. Любому человеку нужно, чтобы он чувствовал себя необходимым, чтобы у него был оценённый окружающими его людьми успех; чтобы он мог развиваться и реализовывать свои возможности; чтобы, благодаря всему перечисленному, он научился уважать себя.

У нас вырос новый цветик-семицветик. Такого волшебного цветка найти вряд ли удастся. Но я думаю, что этот цветок должен произрастать в душе каждого человека и тогда жизнь будет намного прекраснее.

В заключении я прочитаю стихотворение инвалида Сергея Ольгина, которое еще раз покажет, как трудно жить инвалидам, но не смотря на трудности, они не сдаются.

С ВАМИ ВЕРА, НАДЕЖДА И ЛЮБОВЬ.

Хоть каждый шаг дается нелегко нам,

Хоть каждый час – паденье и подъем,

Под этим старым синим небосклоном

Мы любим жизнь и жить не устаем.

Порой бывает – жизнь сдается черной,

И не в туманном сне, а наяву,

На дно невзгоды тянут, но упорно

Мы все же остаемся на плоту.

Мы ненавидим, если нас жалеют,

И в трудной повседневности своей

Становимся сильней и здоровее

При помощи единства и друзей.

Так не пугай нас, трудная дорога.

Лютуй зима. Грозой гроза греми.

Друзья, мы вместе можем сделать много,

Чтобы остаться на земле людьми.

Сломать никак несчастья нас не могут,

Не стынет на морозе наша кровь,

Приходят вовремя всегда к нам на подмогу

Надежда, вера, мудрость и любовь!

Мы увидели, что люди с ограниченными возможностями сильные, умные, независимые, выносливые и т.п.

Спасибо всем за активное участие в обсуждении данного вопроса.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Формирование толерантности в начальной школе

Что такое толерантность. Как формировать толирантность у учеников начальных классов.


день "толерантности" в начальной школе

воспитание толерантной, культурной, свободной и ответственной личности, гражданина и патриота.воспитание толерантной, культурной, свободной и ответственной личности, гражданина и патриота. План в.


Конспект внеклассного мероприятия "День толерантности в начальной школе"

разработка внеклассного мероприятия для начальной школы с психолого-педагогической диагностикой.

Урок толерантности в начальной школе "О тех, кто рядом"

О тех, кто рядом.(сценарий классного часа для уч-ся 3–4 классов) Цели: Воспитывать у детей человеколюбие, доброту и сопереживание, внимание .

Воспитание толерантности в начальной школе

Здесь дана подборка материала по воспитательной работе: раскрыты понятия толерантности, приведены виды работ по воспитанию толерантности, словарь толерантности, конспект урока толерантности.


Урок толерантности в начальной школе

16 ноября отмечается Международный день толерантности (терпимости). Он объявлен международной организацией ЮНЕСКО в 1995 году по случаю 50-летнего юбилея этой организации.

Читайте также: