Кто такие рыцари краткое содержание

Обновлено: 02.07.2024

Понятие рыцарства крепко укрепилось в головах людей со времён Средних веков. Под рыцарем мы понимаем честного и доброго юношу, готового на всё ради своей дамы, постоянно совершающего подвиги и участвующего в рыцарских турнирах. Но таким ли был этот образ в средневековье?

Рыцарь мылся только один раз за всю жизнь , перед своим посвящением, и больше не принимал ванную вовсе (Средние века – от них никуда не деться, таковы обычаи того времени) . Все рыцари обязаны были уметь скакать на лошади, сражаться на мечах и копьях, поэтому представляли из себя сильно тренированных и обученных воинов (посвящение проходило в 21 год) .

Благородство проявлялось только по отношению к более богатым и влиятельным людям: им рыцарь был готов прийти на помощь всегда вне зависимости от ситуации . Вражеская незащищённая деревня – идеальный объект для рыцарского набега (и в дальнейшем средства разбогатеть). Крестьянка, посмотревшая с улыбкой на тяжёлые доспехи и сильное тело – игрушка в руках рыцаря. Доблесть и честь воспевались лишь церковью, именно она делала из рыцарей предмет восхищения и подражания.

Поэтому современный образ – просто приукрашенная модель. Чести и доблести в рыцаре прошлого не замечалось в таком объёме, в котором требуется, а дама сердца существовала, к несчастью, лишь на заднем плане…


Рыцари – это титулованные воины, обитавшие в замках и принимавшие активное участие в битвах и показательных сражениях на турнирах. Посвящение в рыцари расценивалось как награда короля за государственную службу. Братства рыцарей в средние века подразделялись на светские и религиозные: первые традиционно являлись выходцами из знатных семей и несли службу в королевской армии, отстаивали они преимущественно государственные интересы, тогда как вторые боролись скорее за интересы церкви.

Служить рыцари предпочитали только с равными себе по титулу: некоторые доходили до такого абсурда, что отказывались идти в одном ряду с пехотинцами, рискуя своей жизнью.

Первые рыцарские сословия возникли еще в 8 столетии на территории современной Франции, когда в государстве осуществлялся переход от народного ополчения к вассальному конному войску. Церковь оказала немаленькое влияние на средневековую конницу, превратив ее в элитное войско. Формированию рыцарства также способствовала эпоха крестовых походов.

Первыми прототипами рыцарей были древнеримские всадники: они, как и средневековые рыцари, передвигались по полю боя на конях, в качестве брони использовали доспехи. Конница предназначалась для преследования убегающих врагов.

Официальным началом эпохи рыцарства считают 4-6 столетие , когда Римская империя пала, а сарматы, поспособствовавшие этому, стали вторым прототипом средневековых рыцарей. Сарматская конница считалась привилегированной частью общества.

История формирования рыцарей тесно связана с франками, у которых возникла острая необходимость создания мобильной конницы, поскольку на их территории участились набеги арабов.

Мастерство езды на норовистых конях было недоступно для пеших франков. Конницу начали формировать из представителей дворянства. Помимо стрельбы, поединков на мечах и езды на конях, детей крупных землевладельцев обучали также плаванию, этикету, стратегии, тактике и искусству осады.

Подрастая, пажи поступали на службу к взрослым рыцарям в роли оруженосцев, сопровождавших воинов во всех походах. В их обязанности входило поддержание доспехов в чистоте и целости, транспортировать щиты и оружие.

Золотая эпоха рыцарства

Рыцарство развивалось очень динамично: требования к претендентам на получение титула становились все жестче, а тех, кому удавалось его получить, почитали все больше.

Рыцарям необходимо было быть в достаточной степени мужественными, верными своему королю, щедрыми к своим подданным и крайне галантными при дворе. Они всегда должны были защищать интересы церкви, оказывать помощь тем, кто в этом нуждался, держать свое слово и бороться со злом во всех его проявлениях.

Требования выдвигались также к внешнему виду рыцарей: воины должны были облачаться в красивые тяжелые доспехи, которые значительно усложняли передвижение солдата по полю боя. Огромная цена на обмундирование повлекла за собой новую традицию: побежденный в турнире должен был отдавать свои доспехи победителю.

Однако, в эпоху Крестовых походов требования к претендентам на получение рыцарского титула значительно снизились: чтобы присоединиться к войску, нужно было всего лишь принести обет противостояния нехристианам.

Популярности рыцарям добавляли барды и менестрели, воспевающие в своих произведениях их подвиги.

Однако, с изобретением огнестрельного оружия потребность в рыцарях сошла на нет – теперь воины являются скорее представителями аристократического класса, чем сплоченной армией. В Великобритании посвящение в рыцари происходит и в наши дни: титул даруется лично монархом за заслуги перед государством.

Одним из наиболее интересных орденов является Мальтийский, основанный в Иерусалиме в 11 веке. В него входили преимущественно монахи, в 1118 году объединение возглавил французский рыцарь Раймон Дюпои, он же превратил орден в военную организацию, сражающуюся за интересы христианской церкви. Рыцари доблестно боролись за неприкосновенность Иерусалима вплоть до 1187 года, когда были изгнаны в Акка, где задержались на сотню лет. На закате 13 столетия они перебрались на Кипр, а в начале 14 века захватили остров Родос. В течение 200 лет рыцари полностью контролировали воды Средиземного моря, однако Великая Французская революция 18 столетия нанесла ордену смертельный удар: в 1792 году вся собственность органа была конфискована, а в 1798 году рыцари, изгнанные Наполеоном, были вынуждены искать новое пристанище: большая часть ордена бежала в Россию, где Павел I попытался возродить объединение , однако надолго продлить его существование не удалось – в 1801 году император умер, а вместе с ним канул в лету и орган. Еще одна попытка вернуть орден к жизни была предпринята спустя 78 лет, инициатором этого выступил Папа Лев ХIII. Рыцари вернулись, однако повторить успех своих предшественников им не удалось.

Еще одной интересной организацией является Тевтонский орден, который был основан в период третьего крестового похода в 12 веке. Членами объединения были преимущественно немецкие монахи, давшие обеты целомудрия, бедности и послушания. В 1221 году на членов ордена были распространены такие привилегии как иммунитет и индульгенции. В начале 15 столетия тевтонский орган вел активную войну с Польшей и Литвой. Литовскому князю удалось разгромить монахов, планы тевтонцев относительно господства в Восточной Европе были разрушены. Тевтонский орден был вынужден признать свою несостоятельность. 8 августа 1525 года представители Тевтонского ордена заключили мирный договор с Польшей, согласно которому рыцари теряли все свои привилегии.

В 1834 году Тевтонский орган был восстановлен в Австрии и Германии.

Самым могущественным по праву считают орден Тамплиеров. Объединения рыцарей отличались между собой используемой военной стратегией, а в остальном были достаточно похожи.


Рыцарство как военное и землевладельческое сословие возникло у франков в связи с переходом в VIII веке от народного пешего войска к конному войску вассалов. Подвергшись воздействию церкви и поэзии, оно выработало нравственный и эстетический идеал воина, а в эпоху Крестовых походов, под влиянием возникших тогда духовно-рыцарских орденов, замкнулось в наследственную аристократию. Усиление государственной власти, перевес пехоты над конницей, изобретение огнестрельного оружия и создание постоянного войска к концу средних веков превратили феодальное рыцарство в политическое сословие нетитулованной знати.

Содержание

Возникновение



Прообразом рыцарей в определённой степени является сословие эквитов (всадников) в Древнем Риме. Однако, принципиальная смена способов ведения войны и организации общественных отношений в Европе связана с падением Римской империи под напором кочевников с востока в ходе Великого переселения народов в IV—VII веках. Тяжелое вооружение сарматской конницы и длинный прямой меч из сварной стали гуннского типа являются очевидными прототипами вооружения средневековых рыцарей Европы. Поскольку именно кочевники (прежде всего сарматы и остготы) составили господствующий слой общества после распада союза под руководством гуннов, первоисточник отличий европейской рыцарской культуры Средневековья от культуры античности логично усматривать в кочевой культуре пришельцев. Однако, ввиду их относительной малочисленности, потребовались века на распространение её влияния в ходе синтеза с местной основой.

У франков, в вооруженных силах которых ещё в VII веке преобладало пешее войско свободных, конницу составляли дружинники короля (антрустионы). Рыцарство проявило себя во Франкском государстве в первую очередь во время нападения арабов, которые вместе с перешедшими на их сторону христианскими комитатами Иберийского полуострова проникли и в Галлию. В Галлии свободным крестьянам было не под силу нести конную службу в отдалённых походах, и Каролингам для создания конницы пришлось опираться на сеньорат (господ).

Потребность во всадниках вызвала при Карле Мартелле и его сыновьях раздачу церковных земель на условиях прекария. Карл Мартелл раздавал церковные земли своим дружинникам (газиндам) и требовал от них конной службы. Затем на тех же условиях стали раздаваться и коронные земли, как бенефиции. С VIII века для состояния газиндов появляется имя вассов, вассалов. Свободный, но, по недостатку собственности, неспособный к несению конной службы человек мог, как вассал, получить бенефиции или, как поселенец (Hintersasse) — участок оброчной земли. Наделение оброчной землей преследовало хозяйственные цели, раздача бенефиций — военные. В вассальные отношения становились отчасти свободные люди, отчасти несвободные. Свободный становился вассалом путём коммендации (manibus iunctis se tradit) и приносил своему сеньору присягу на верность (per sacramentum fidelitas promittitur).

В конце VIII века присяга на верность требуется и от несвободных (servi), которые получали бенефиции или должности (ministeria) или становились вассалами. Карл Великий ещё применял в своих войнах пехоту; Людовик I [какой?] и Карл II собирали в поход только конницу.



В 865 году от владельца 12 гуф земли требовалась кольчуга или чешуйчатый панцирь, то есть принадлежности тяжёлой конницы; лёгкая конница должна была являться с копьем, щитом, мечом и луком. Везде ниже панцирных рыцарей свободного состояния (milites) стояли легковооружённые всадники, несвободные по происхождению (vavassores, caballarii). Из оброчного населения можно было подняться в министериалы, получив должность при дворе сеньора, нести службу легковооружённого всадника, а затем, заслужив соответствующий бенефиций, перейти в тяжёлую конницу и стать рыцарем. Таким путём из среды несвободных выделился привилегированный класс дворовых слуг (vassi, servi ministeriales, pueri) при богатых феодалах. С развитием ленной системы министериалы получали лены и привлекались к рыцарской службе.



Рыцари на марше
(фрагмент алтаря собора Св. Бавона в Генте, расписанного Яном ван Эйком, до 1426—1432)

Во Франции знатными людьми считались собственники знатных земель, то есть феодов (fief-terre); вторым признаком знатности сделалось допущение к посвящению в рыцари. Хотя простые люди и попадали иногда в рыцари, но преобладающим правилом было, что в рыцари посвящался владелец лена. Наделённые ленами министериалы, то есть люди несвободных состояний (sergent fieffé, serviens), приравнивались к вавассорам, то есть к низшей знати. Пока владение феодом было главным признаком знатности, горожане и даже крестьяне могли приобретать её простой покупкой ленов. В конце XIII века покупка феодов незнатными людьми была затруднена тяжёлым побором (droit de franc-fief), но в это время в знать можно было попадать и по пожалованию (lettre d’anoblissement) суверена; право пожалования в знати стало привилегией короля.

В Англии право посвящать в рыцари (knight) рано стало прерогативой короны. Генрих III и Эдуард I требовали обязательного посвящения в рыцари от любого ленника, владевшего ежегодным доходом с земли не ниже 20 фунтов. Факт владения цензом взял верх над происхождением лица.

Ритуал посвящения

В XI—XII вв. к германскому обычаю вручения оружия прибавились сначала только обряд подвязывания золотых шпор, облачение кольчуги и каски, ванна перед облачением; colée, то есть удар ладонью по шее, вошёл в употребление позднее. К концу обряда рыцарь вспрыгивал, не касаясь стремени, на лошадь, скакал галопом и ударом копья поражал манекены (quintaine), утверждённые на столбах. Иногда сами рыцари обращались за освящением оружия к церкви; таким образом стало проникать в обряд христианское начало.



Под влиянием церкви германский военный обряд становится сначала религиозным, когда церковь только благословляла меч (bénir l’epée, в XII в.), а затем и прямо литургическим, когда церковь сама опоясывает рыцаря мечом (ceindre l’epée, в XIII в.). В древних епископских обрядниках различают Benedictio ensis et armorum (благословение оружия) от Benedictio novi militis (посвящение рыцаря). Древнейшие следы посвящения рыцаря церковью найдены в римской рукописи начала XI в., но затем до XIII в. нет следов Benedictio novi militis; можно думать, что этот обряд возник в Риме и распространился оттуда.



Гербовые наплечники-погоны ailettes, носившиеся рыцарями до появления настоящих металлических наплечников, в связи с тем что они, как и тогдашние щиты, были сделаны из дерева и кожи, носились в основном на турнирах и парадах, в отличие от настоящих погон служили лишь для ношения гербов

Рыцарский удар распространялся во Франции с севера. Современники видели в нём испытание смирения. Для несвободных всадников принятие в рыцари было равносильно освобождению, а потому, вероятно, именно при их посвящении и появляется впервые colée — удар, который надо в таком случае сопоставить с римской формой освобождения per vindictam, сохранявшейся до VIII в. (формула отпуска раба на волю в церкви составлена по формуле освобождения per vindictam; в англо-норманнском праве встречается освобождение в народном собрании графства, путём вручения оружия).



Лишение Рыцарского Достоинства

Рыцарские доблести



  • мужество, отвага (фр.prouesse )
  • верность, преданность (фр.loyauté )
  • великодушие (фр.largesse )
  • благоразумие (фр.le sens )
  • учтивость, куртуазность, хорошие манеры вообще (фр.courtoisie )
  • честь (фр.honneur )
  • вольность, свобода (полная личная независимость, не считая обязанностей перед сюзереном) (фр.franchise )

Рыцарские заповеди — быть верующим христианином, охранять церковь и Евангелие, защищать слабых, любить родину, быть мужественным в битве, повиноваться и быть верным сеньору, говорить правду и держать своё слово, соблюдать чистоту нравов, быть щедрым, бороться против зла и защищать добро и т. п.

Вооружение, тактика



В XI—XII вв. тяжеловооружённые рыцари защищали себя одними только кольчугами или чешуйчатыми панцирями, а легковооружённые всадники являлись в битву совершенно без металлических доспехов, защищенные только кожаной стеганкой. В XIII в., по мере того как тяжеловооружённая конница запасается бригантинами, носимыми вместе с кольчугой, позже поножами и наручами, наколенниками, налокотниками и наплечниками — что стало обычным с середины XIV века, у легковооружённых всадников появляются кольчуги.

В связи с военным бытом рыцарей во Франции зародились рыцарские турниры и уже оттуда проникли в Германию и Англию (couflictus gallici).

Замки

Памятниками средневекового рыцарства остаются замки XII—XIV вв. С одичанием рыцарства такие замки превращались, иногда, в разбойничьи гнезда, опорные пункты для систематического грабежа соседей и проезжающих. Рудольфу Габсбургскому принадлежит честь уничтожения в Германии большого числа разбойничьих гнезд таких рыцарей — грабителей, предавших своего сеньора. На территории России сохранился единственный [источник не указан 405 дней] замок западноевропейского типа в Выборге.

Рыцари в популярной культуре

Согласно замыслу одного из участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.

См. также

Литература

Примечания

Ссылки

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 14 мая 2011.

Прочие награды и назначения
Наследуемое пэрство | Пожизненное пэрство | Баронетство | Рыцарство | Прочие ордена, медали и знаки отличия
Орден Святого Иоанна Иерусалимского| Королевская Викторианская цепь

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

  • Рыцари
  • Военные формирования и подразделения средневековья

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Рыцарь" в других словарях:

РЫЦАРЬ — (нем. Ritter). В средние века, конный латник, витязь высшего сословия: в рыцари посвящали после победы на ноле сражения. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. РЫЦАРЬ средневековой воин благородного… … Словарь иностранных слов русского языка

РЫЦАРЬ — рыцаря, м. [от нем. Ritter, букв. всадник]. 1. В феодальной Европе лицо, принадлежавшее к военно–дворянскому сословию (истор.). Маркс в “Хронологических выписках” писал, что Александр Невский, выступив против немецких рыцарей и разбив их на льду… … Толковый словарь Ушакова

рыцарь — См. мещанин. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. рыцарь аристократ, мещанин; воин, идеал, джентльмен, кавалер, крестоносец, паладин, миннезингер, идальго, кабальеро … Словарь синонимов

РЫЦАРЬ — (нем. Ritter первоначально всадник), в Зап. и Центр. Европе в средние века феодал, тяжеловооруженный конный воин. Для рыцаря считались обязательными моральные нормы: смелость, верность долгу, благородство по отношению к женщине. Отсюда в… … Большой Энциклопедический словарь

РЫЦАРЬ — РЫЦАРЬ, я, муж. 1. В средневековой Европе: феодал, тяжело вооружённый конный воин, находящийся в вассальной зависимости от своего сюзерена. Р. со своим оруженосцем. Рыцари крестоносцы. Турнир рыцарей. Р. печального образа (о Дон Кихоте, герое… … Толковый словарь Ожегова

РЫЦАРЬ — муж. вообще, конный витязь старины, когда ручной бой, меч и латы решали дело; конный латник дворянского сословия; | член рыцарского ордена, братства; | * честный и твердый ратователь за какое либо дело, самоотверженный заступник. Он рыцарь в душе … Толковый словарь Даля

РЫЦАРЬ — (нем. Ritter от старонем. riter всадник), в феодал. Европе тяжело вооруженный кон. воин, принадлежащий к военно дворянскому сословию рыцарству. Металлич. доспехи, защищавшие Р. и их массивных неповоротливых коней от холодного оружия, не могли… … Справочник по коневодству

РЫЦАРЬ — мастер, дух, Логос, управляющий своим конем, т. е. материей. Рыцарская символика, включающая коня как знак материальности и всадника как принцип духовности, соотносится с алхимической символикой, представляющей собой системы спиритуализации.… … Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия

РЫЦАРЬ — Белый рыцарь. Жарг. бизн. Альтернативный контрагент, покупающий предприятие по просьбе руководства вместо враждебно настроенного покупателя. БС, 17. Рыцарь Арктики. Публ. Высок. И. Д. Папанин, полярный исследователь, руководитель первой советской … Большой словарь русских поговорок

Рыцарь — в гендерной системе особый тип маскулинности, обладающий рыцарским этосом. Само понятие рыцарь приходит к нам из Средних веков и из социальной истории: рыцарем являлся тот мужчина, который был возведен в рыцарское достоинство своим сюзереном,… … Термины гендерных исследований

Статуэтка рыцаря

Рыцарство как военное и землевладельческое сословие возникло у франков в связи с переходом в VIII веке от народного пешего войска к конному войску вассалов. Подвергшись воздействию церкви и поэзии, оно выработало нравственный и эстетический идеал воина, а в эпоху Крестовых походов, под влиянием возникших в этот период духовно-рыцарских орденов, замкнулось в наследственную аристократию. Усиление государственной власти, перевес пехоты над конницей, изобретение огнестрельного оружия и создание постоянного войска к концу средних веков превратили феодальное рыцарство в политическое сословие нетитулованной знати. [ источник не указан 699 дней ]

Читайте также: