Для чего необходимо защищать права и свободы подростков кратко

Обновлено: 05.07.2024

В соответствии со ст. 56 Семейного кодекса РФ (далее – СК РФ) ребенок имеет право на защиту своих прав и охраняемых законом интересов, которая осуществляется в предусмотренном законом порядке, т.е. посредством применения надлежащей формы и способов защиты.

Положения данной статьи устанавливают, что защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом. Несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, имеет право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту.

Кроме того ребенок имеет также право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих).

В частности, при нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд.

Так ребенок, достигший 14 лет, вправе обратиться в суд при нарушении родителями его имущественного или личного неимущественного права:

  • жить и воспитываться в семье (ст. 54 СК РФ)
  • знать своих родителей (ст. 54 СК РФ)
  • на заботу со стороны родителей (ст. 54 СК РФ)
  • на совместное проживание с родителями (ст. 54 СК РФ)
  • на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства (ст. 54 СК РФ)
  • на общение с обоими родителями и другими родственниками (ст. 55 СК РФ)
  • выражать свое мнение (ст. 57 СК РФ)
  • на имя, отчество и фамилию (ст. 58 СК РФ)
  • на получение содержания от своих родителей и других членов семьи (п. 1 ст. 60 СК РФ)
  • право собственности (п. 3 ст. 60 СК РФ) и пр.

К числу субъектов, участвующих в осуществлении, охране и защите прав ребенка как в судебном порядке, так и во внесудебном порядке, относятся:

  • родители (один из них)
  • лица, заменяющие родителей (опекун, попечитель, приемный родитель, патронатный воспитатель, усыновитель)
  • органы опеки и попечительства
  • инспекции по делам несовершеннолетних и защите их прав
  • прокурор
  • Уполномоченный по правам ребенка
  • Уполномоченный по правам человека
  • фактические воспитатели
  • лица, обнаружившие подкинутого, подброшенного ребенка
  • иные лица и органы, на которых законом РФ возложена обязанность по участию в осуществлении, охране и защите прав ребенка.

При этом объем полномочий у лиц указанных выше различается.

К примеру, наиболее широким кругом полномочий обладают родители и усыновители. Данные лица вправе осуществить любое право ребенка, которое он не может самостоятельно реализовать.

В свою очередь объем полномочий опекунов, попечителей, приемных родителей меньше объема полномочий родителей и/или усыновителей.

Эти лица действуют в пределах законодательства и договора, заключенного с органами опеки и попечительства или учредителем доверительного управления.

Однако в случае нарушения прав ребенка самими родителями, усыновителями, либо опекунами или попечителями, обязанность по их защите возлагается в первую очередь на органы опеки и попечительства, а также на прокурора, которые обязаны защищать права ребенка, в том числе в судебном порядке:

  • при необходимости взыскания алиментов с родителей/попечителей в случае отказа последних содержать ребенка
  • в случае нарушения имущественных прав несовершеннолетних и изменении жилищных условий
  • в случае нарушения прав сирот и усыновленных детей
  • в случае нарушения прав детей-инвалидов и детей с ОВЗ
  • в случае нарушения неимущественных прав несовершеннолетних (право на образование, смену фамилии и имени, на общение с обеими родителями в случае развода супругов и т.д.).

Следует отдельно отметить, что в сферу компетенций органов опеки и попечительства во всех случаях возложен контроль над действиями родителей/опекунов/попечителей, относительно имущественных прав детей.

В частности существует ряд сделок, заключение которых невозможно без одобрения органов опеки и попечительства (ст. 53 ГК РФ, ст. 121 СК РФ), и которые направлены:

  • на отчуждение недвижимого имущества, совладельцем которого является ребенок
  • на изменение жилищных условий ребенка
  • на залог недвижимого имущества принадлежащего ребенку
  • на сдачу в аренду или наем, а также на предоставление в безвозмездное пользование третьим лицам жилья, принадлежащего несовершеннолетнему ребенку
  • на отказ от наследства, принадлежащего несовершеннолетнему
  • на операции купли-продажи имущества, принадлежащего ребенку-сироте
  • на операции купли-продажи недвижимости, совладельцем которой является ребенок-инвалид или ребенок с ОВЗ
  • а также на иные действия, связанные с уменьшением имущества несовершеннолетнего.

Нарушение процедуры получения разрешения органов опеки и попечительства или игнорирование мнения данных органов со стороны родителей/опекунов, предоставляет право органам опеки или попечительства, либо прокурору обратиться в суд с требованием о признании данных сделок недействительными, с применением реституции, в виде возвращения отчужденного имущества в собственность несовершеннолетнего.

Кроме того органы опеки и попечительства и прокурор также наделены правом предъявления требования в суд о лишении родительских прав, об ограничении родительских прав и о взыскании алиментов на детей. Соответствующее требование органа опеки и попечительства оформляется исковым заявлением в суд.

Также в обязанности прокурора, органов опеки и попечительства, в целях защиты законных прав и интересов детей, а также для дачи заключения по делу, входит обязательное участие в рассмотрении судами дел:

  • об осуществлении родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка
  • о лишении родительских прав и о восстановлении в родительских правах
  • об ограничении родительских прав и об отмене ограничения родительских прав
  • об установлении усыновления ребенка
  • об отмене усыновления ребенка.

Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что судебная защита прав ребенка в Российской Федерации находится на достаточно высоком уровне. Создана правовая база для реализации этих прав. Развивается система социальной защиты различных групп населения, в частности детей. Также эволюционирует система социального обеспечения. Определены различные формы помощи детям, попавшим в трудные жизненные ситуации.

Защищать права ребенка необходимо потому, что дети являются самой уязвимой социальной группой в обществе. Дети не могут самостоятельно отстаивать свои права и защищать их перед кем-либо в силу своего возраста, физической и умственности незрелости и нуждаются в специальной охране и заботе.

Дети - наше будущее. Наши дети - это продолжение нас самих, такая своеобразная эволюция. В течение жизни мы сначала перенимаем опыт наших родителей, потом накапливаем свой и, затем, передаем его своим детям. Получается инвестиция в будущее и в свою старость.

Самой важной задачей человечества является не просто абстрактная защита детей, а защита их детства, морально-нравственная защита в том числе. Любой ребенок имеет право на счастливое и беззаботное детство, на смех и игрушки, на медицинское обслуживание и образование, имеет право на защиту своих интересов. Сейчас во всех странах это понимают и потому везде действуют специальные программы, законы по охране детства.

Ребенок, не защищенный изначально государством, обществом, семьей не способен гармонично развиться в духовно-одаренную личность и законопослушного гражданина.

И зависимости от того, какое воспитание, какое отношение, обучение, какая защита будет оказана детям, такой и будет ребенок.

Все мы родом из детства. Зигмунд Фрейд открыл в человеке ребенка, а Клайн в ребенке – младенца. Как мы будем себя вести в детстве, точно так же - во взрослой жизни. Меня радует то, что родители уделяют огромное внимание своим детям. Они проявляют заботу и советуются с психологами, коучами. С самого рождения ребенка нужно учить самостоятельности. Когда он только появляется на свет, безусловно, он зависим от мамы. В это время за ребенком следит мама, так у них происходит контакт. После четырех месяцев, если будет установлен правильный контакт, уже можно оставлять ребенка на пять минут. С этого момента нужно увеличивать расстояние отдаления. Ребенку нужно разрешать проявлять свои эмоции, он должен самостоятельно ползать и научиться ходить. Как мы делаем на самом деле? Если ребенок не достает игрушку, то сразу же отдаем ему. Надо давать возможность ребенку самому развиваться. Это и есть самостоятельность,

Баланс между "да" и "нет"

Новое время, ухудшающееся положение детей, требовало более конкретных законов, международных договоров по защите и обеспечению прав детей. С 1979 года по 1989 года разрабатывается Конвенция о правах ребенка.

20 ноября 1989 года ООН приняла Конвенцию.

26 января 1990 года, в день открытия ее для подписания, ее подписала 61 страна.

13 июля 1990 года Конвенция была ратифицирована в СССР.

Россия, как правопреемница СССР сохраняет обязательства по Конвенции.

Конвенция- документ высокого международного уровня, соглашение, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали). Ежегодно 20 ноября отмечается Всемирный день прав ребёнка.

20 ноября 1959 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о правах ребёнка, содержащую 10 важнейших принципов обеспечения защиты и благосостояния детей.

20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребёнка – важный документ, регулирующий защиту прав детей во всем мире. Конвенция – это не список прав ребёнка, а перечень тех обязательств, который государства возложили на себя для защиты данных прав.

Вопросы:

1. Как вы думаете, почему появилась необходимость выделить права детей в отдельную категорию?

2. Почему через 30 лет после принятия Декларации потребовалось принять ещё один документ о правах ребёнка – Конвенцию?

(Декларация не имеет обязательной силы, это рекомендация, в которой провозглашаются основные принципы, программные положения. Конвенция – соглашение по специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились. Подписывая конвенцию, государства заявляют о своём обязательстве соблюдать эти положения и в случае их невыполнения несут ответственность перед международным сообществом).

Под социальной уязвимостью (в том числе детей) понимается объективная характеристика индивидов, групп и слоев современного общества, которая обусловлена мерой их чувствительности к негативным воздействиям и может повлечь за собой опасность утраты стабильного устойчивого места в социальной структуре общества [5, 11].

В широком смысле социально уязвимые дети – это все дети в целом, так как любой ребенок по не зависящим от него причинам может оказаться в трудной жизненной ситуации?

В узком смысле социально уязвимыми детьми признаются:

- дети-сироты, в том числе социальные сироты;

- дети, оставшиеся без попечения родителей;

- несовершеннолетние, находящиеся в социально опасном положении;

- дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии;

- дети – жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;

- дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;

- дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;

- дети – жертвы насилия;

- дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;

- дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях;

- дети, проживающие в малоимущих семьях;

- дети с отклонениями в поведении.

Отнесение всех вышеперечисленных категорий несовершеннолетних к общей группе социально уязвимых детей, понимаемой в узком смысле, обоснованно. Во-первых, критерии отнесения ребенка к той или иной группе (сирота, безнадзорный, беспризорный, находящийся в социально опасном положении и т. д.) достаточно размыты, так как один и тот же ребенок в связи со своей жизненной ситуацией и социальным положением одновременно может относиться к нескольким категориям. Во-вторых, основные социокультурные детерминанты, повлекшие за собой последствия отнесения детей к указанным группам, имеют под собой общую природу происхождения и идентичные факторы неблагополучия.

Социально уязвимое детство – это часть социокультуры в целом. Как особая субкультура оно имеет глубокие исторические корни. В условиях правовой защиты детей мы все отчетливее осознаем не просто сохраняющееся, но и обостряющееся неравенство: мир взрослых все чаще сталкивается с нарушениями прав ребенка. Человеческой природе свойственно пользоваться своими преимуществами, поэтому естественно, что наиболее слабозащищенными оказались дети. Современные масштабы социального сиротства были бы неизвестны нашему народу; продажа детей в другие страны и распространение детской проституции приносит материальные выгоды их организаторам [3, 27]. Аборты, бездетность, дети, рожденные вне брака, социальное сиротство перестают быть редкостью и уже не считаются чем-то асоциальным и безнравственным [3, 30].

Особую озабоченность вызывает рост социально уязвимого детства на фоне продолжающегося сокращения общей численности населения РФ, ухудшения состояния его физического и психического здоровья, широкого распространения асоциального поведения (преступность, наркомания, алкоголизм, проституция и т. д.), распада семейно-брачных отношений. Однако необходимо отметить, что в последние годы стали наблюдаться некоторые положительные тенденции, касающиеся положения детей в России, хотя нередко они носят статистический характер.

Кратко содержание всех 54 статей Конвенции:

-Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь, а государства обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.

-Каждый ребенок имеет право на имя и гражданство с момента рождения.

-Во всех действиях судов, учреждений социального обеспечения, административных органов, занимающихся проблемами детей, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Надлежащим образом должно учитываться мнение ребенка.

-Государства обеспечивают осуществление каждым ребенком всех прав без какой-либо дискриминации или различий.

-Дети не должны разлучаться со своими родителями, за исключением случаев, когда это осуществляется компетентными органами в интересах их благополучия.

-Государства должны содействовать воссоединению семей, разрешая въезд на свою территорию или выезд из нее.

-Родители несут основную ответственность за воспитание ребенка, однако государства должны оказывать им надлежащую помощь и развивать сеть детских учреждений.

-Государства должны обеспечивать защиту детей от причинения им физического или психологического ущерба и от плохого обращения, включая сексуальное злоупотребление или эксплуатацию.

-Государства обеспечивают подходящую замену ухода за детьми, у которых нет родителей. Процесс усыновления тщательно регулируется, чтобы обеспечить гарантии и юридическую обоснованность в тех случаях, когда усыновители намереваются вывезти ребенка из страны, где он родился.

-Неполноценные дети имеют право на особое обращение, образование и заботу.

-Ребенок имеет право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения. Государство должно обеспечивать охрану здоровья всех детей, уделяя первоочередное внимание профилактическим мерам, медико-санитарному просвещению и сокращению детской смертности.

-Начальное образование должно быть бесплатным и обязательным.

-Школьная дисциплина должна поддерживаться с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка. Образование должно готовить ребенка к жизни в духе понимания мира и терпимости.

-Дети должны иметь время на отдых, игры и одинаковые возможности заниматься культурной и творческой деятельностью.

-Государства должны обеспечивать защиту ребенка от экономической эксплуатации и работы, которая может помешать получению образования или нанести ущерб его здоровью и благополучию.

-Государства должны защищать детей от незаконного употребления и от участия в производстве наркотиков или торговле ими.

-Принимаются все меры для прекращения похищения детей и торговли ими.

-Смертная казнь или пожизненное тюремное заключение не назначаются за преступления, совершенные лицами в возрасте до 18 лет.

-Дети должны содержаться под стражей отдельно от взрослых; они не должны подвергаться пыткам или жестокому и унижающему достоинство обращению.

Конвенция - это законы, на которые могут рассчитывать дети при отстаивании своих прав и свобод.

Две основные формы защиты прав ребенка: юрисдикционную и неюрисдикционную. Юрисдикционная форма защиты – это деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспариваемых прав (суд, прокуратура, орган опеки и попечительства, орган внутренних дел, орган загса и др.). В рамках юрисдикционной формы защиты, в свою очередь, выделяют общий (судебный) и специальный (административный) порядок защиты нарушенных прав.

Неюрисдикционная форма защиты прав – это действия граждан и негосударственных организаций по защите прав и охраняемых законом интересов детей, которые совершаются ими самостоятельно, без обращения за помощью к компетентным органам (коммерческие фонды).

Законодательная база

Защита прав ребенка в Российской Федерации регламентируется множеством нормативных правовых актов, среди которых:

· основной Закон – Конституция;

· нормативные правовые акты в сфере охраны здоровья;

· законодательство в сфере предоставления дополнительных гарантий детей, оставшихся без родителей и попечителей;

· законодательство по опеке и попечительстве;

· защита прав ребенка конвенцией о правах ребенка.

Защита прав детей в РФ обеспечивается путем закрепления соответствующих норм практически во всех отраслях законодательства:

Ответственность за защиту прав ребенка в России лежит на:

Ø отце и матери;

Ø органах попечительства;

Ø на прокуратуре и судебных инстанциях.

Если права нарушены, необходимо просить помощи у соответствующих государственных инстанций.

Основные способы защиты прав:

Ø оформить заявление в органы опеки, полицейский участок или к прокурору;

Ø оформить исковое прошение в суд, в инспекцию или комиссию по делам несовершеннолетних при муниципалитетах.

Кто защищает права Основные учреждения, защищающие права детей в РФ:

Ø комитет по защите прав;

Ø детский омбудсмен.

Прокуратура

Для прокурора охрана детского права является невозможностью, а обязанностью. Основными задачами прокурора в деле правовой защиты детей являются:

Ø защита от плохого обращения;

Ø защита от потенциально вредной информации;

Ø вопросы ограничения, лишения родителей их прав или их восстановления;

Ø сохранение права на жилплощадь, если кто-то пытается это право ущемить.

Прокурор защищает права не достигших совершеннолетия граждан в суде и может сам быть истцом.

Комитет по защите прав ребенка-это специально сформированный орган, созданный для защиты прав детского населения и имеющий подразделения в каждом регионе страны. В составе Комитета – независимые специалисты. Его деятельность осуществляется под полномочиями международного Комитета.

Цель его работы — в исполнении норм, перечисленных в Конвенции о правах ребенка.

Задачи комитета:

Ø помощь юному гражданину, оказавшемуся в трудной ситуации;

Ø привлечение к ответственности виновных;

Ø выявление, учет и помощь детям без родителей, детям в сложной ситуации;

Ø социальное обеспечение и гарантии хороших жизненных условий для детей — сирот;

Ø обеспечение права на жизнь в семье;

Ø рассмотрение обращений о нарушениях прав.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.015)

Защита прав ребенка – одна из важнейших задач государства. Государственная политика основывается на обеспечении единства прав и обязанностей, ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетнего, причинение ему вреда, создает условия для охраны и защиты этих прав.

Органы прокуратуры занимают чрезвычайно важное положение в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. Прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних представляет собой самостоятельное направление деятельности органов прокуратуры, охватывает самый широкий спектр работы прокурора и призван обеспечить реальное исполнение законодательства об охране прав и законных интересов несовершеннолетних, пресечение и предупреждение преступности детей.

Прокуратура осуществляет правозащитную функцию в отношении, как неопределенного круга несовершеннолетних, так и детей, у которых законные представители отсутствуют либо не выполняют возложенные на них обязанности по воспитанию, содержанию, а соответствующие структуры не уделяют им должного внимания, что нередко приводит к совершению детьми правонарушений и преступлений.

Ежегодно прокурорами разрешаются тысячи обращений, связанных с нарушением прав детей и подростков, проводятся проверки органов и учреждений, работающих с детьми, пресекаются факты незаконных действий чиновников различного уровня, обеспечивается участие в судебных разбирательствах, принимаются меры к восстановлению законности.

Прокуроры выстраивают свою работу в тесном взаимодействии с Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченными по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, органами законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления.

  • осуществление постоянного надзора за исполнением законов о социальной защите несовершеннолетних, обращая особое внимание на своевременность оказания помощи детям, находящимся в социально опасном положении, детям из малообеспеченных и многодетных семей;
  • пресечение фактов жестокого обращения с детьми, физического, психического и сексуального насилия в семьях, воспитательных и образовательных организациях;
  • исполнение органами и учреждениями системы профилактики, их должностными лицами требований закона о выявлении беспризорных и безнадзорных детей;
  • обеспечение исполнения законодательства об охране здоровья и жизни несовершеннолетних, оказания им качественных медицинских услуг;
  • надзор за исполнением органами опеки и попечительства требований законодательства о своевременном выявлении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • исполнение законодательства об образовании, реализации образовательными организациями прав граждан на общедоступность и бесплатность дошкольного, общего образования и на конкурсной основе бесплатность среднего и высшего профессионального образования;
  • проверка соблюдения законодательства о защите детей от информации, наносящей вред их здоровью и развитию;
  • требование от органов дознания и следственных органов неукоснительного соблюдения предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством правовых гарантий для несовершеннолетних в ходе досудебного производства по уголовному делу, а также другие направления работы.

При этом прокурор обязан своевременно и принципиально реагировать на случаи нарушения прав несовершеннолетних, принимать исчерпывающие правовые меры к их восстановлению.

Правозащитная деятельность прокуроров и впредь будет осуществляться в соответствии с реализуемой государственной политикой и исходить из состояния законности в сфере защиты прав и законных интересов детей.


На международном и национальном уровне существует множество специальных актов о правах ребёнка. Основным актом о правах ребёнка на международном уровне является Конвенция о правах ребенка. Конвенция принята в Нью-Йорке 20 ноября 1989 г. Она включает 54 статьи, которые детализируют индивидуальные права детей. Все права, входящие в Конвенцию, распространяются на всех детей.

В Конвенции ребенок впервые рассматривается как личность, имеющая права, которые государства, ратифицировавшие Конвенцию, обязаны "уважать и гарантировать ". Данное положение свидетельствует о том, что ребенок является особо уязвимым членом общества и потому, требует и заслуживает специальной защиты.

Согласно данному документу все дети имеют право на развитие своих возможностей, свободу от голода и нужды, а также жестокости и других форм злоупотребления.

Конвенция о правах ребенка связывает возможности детей со всеми правами и обязанностями родителей или лиц, несущих за них ответственность. Исходя из этого, дети могут участвовать в принятии решений, которые способны затрагивать его настоящее и будущее.

Конвенция делает возможной для ребенка защиту своих прав с помощью национальных судебных или административных процедур (ст. 12).

Конвенция утверждает приоритет интересов детей, рассматривает принцип соблюдения прав и интересов всех детей без каких-либо исключений или какой-либо дискриминации (ст. 2). При этом согласно ст.ст. 5, 12 Конвенции, реализация ряда прав ребенка зависит от его возраста, зрелости и степени его развития; а согласно ст.ст. 20, 23, особые потребности признаются Конвенцией за инвалидами и детьми, постоянно или временно лишенными семьи.

Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о правах ребенка 16 августа 1990 г.

За время прошедшее с момента ратификации Конвенции Россией, законодателями были предприняты значительные усилия по приведению российского законодательства в соответствие с Конвенцией.

Права ребенка в России регулируются такими законодательными документами, как:

• Конституция РФ; Семейный кодекс РФ;

• Законодательство РФ об охране здоровья граждан;

• Закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ;

• Закон о дополнительных гарантиях защиты детей-сирот и детей, оставшихся без родителей;

• Закон о социальной защите инвалидов в РФ.

• Федеральный закон об опеке и попечительстве

В развитие положения Конституции РФ о защите материнства, детства и семьи государством (ст. 38), гражданское, уголовное, административное и другие отрасли законодательства содержат нормы о защите прав ребенка.

Анализ действующего сегодня семейного законодательства России позволяет заключить, что оно было приведено в соответствие международным обязательствам России. Реализуя один из основных принципов и приоритетов российского семейного законодательства – законодательное обеспечение прав ребенка, Семейный кодекс РФ 1995 г. отводит правам несовершеннолетних детей целую главу (гл. 11 СК РФ).

Практически все нормы о защите семейных прав ребенка, закрепленные в ней, так или иначе, отражают требования Конвенции.

Глава 11 (ст. 54-60) Семейного Кодекса закрепляет за детьми такие основные права:

• право жить и воспитываться в семье;

• право на общение с родителями и родственниками;

• право на защиту;

• право на имя, отчество и фамилию;

• право выражать свое мнение;

• право на имя, отчество и фамилию;

• имущественные права, включая права собственника.

Обязанности детей в семье законодательно не определяются. Они устанавливаются только нормами нравственности, закон принудить ребенка к исполнению каких-либо обязанностей в семье не может.

Наиболее полная разработка прав ребенка в РФ представлена в законе об основных гарантиях прав ребенка. Закон формулирует цели государственной политики в интересах детей (ст. 4), основные направления обеспечения прав ребенка в РФ (ст. 6-15).

В целом российское законодательство закрепляет все права, гарантированные ребенку Конвенцией.

Исключение составляет лишь, предусмотренное Конвенцией, право ребенка на воссоединение с семьей. Это право в Семейном кодексе РФ не предусмотрено. И это притом, что в последние годы этот вопрос приобретает все большую актуальность.

Защита субъективных прав и интересов граждан возможна не только посредством применения норм права уполномоченными на то органами и организациями, но и допустима в форме непосредственной самозащиты индивидом своих прав. В соответствии с действующей Конституцией каждый человек имеет право защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45).

В соответствии с п. 1 ст. 56 СК РФ ребенок тоже имеет право на защиту своих прав и законных интересов. Конечно же, он как особый субъект права в основном не в состоянии самостоятельно защищать свои права, прибегая к конкретным формам защиты. Но все же в соответствии со ст. 56 СК РФ ребенку предоставляется самостоятельная возможность обратиться в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет – в суд в случае нарушения его прав и интересов со стороны родителей и иных законных представителей, а равно при невыполнении или ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию, либо при злоупотреблении родительскими правами.

В целях восполнения недостающей у детей дееспособности закон вводит институт их законных представителей, которые и обязаны защищать права и интересы ребенка. Институт представительства регулирует отношения, в рамках которых одно лицо (представитель) в пределах имеющихся у него полномочий совершает юридически значимые действия от имени и в интересах другого лица (представляемого). При этом степень и границы участия законного представителя зависят от таких обстоятельств, как возраст ребенка, вид и основание связи между ребенком и законными представителями, правовое положение ребенка.

Так, п. 1 ст. 64 СК РФ возлагает защиту прав и интересов детей на их родителей: "Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий".

Правовой защите со стороны родителей подлежит более широкий круг прав детей, чем содержащийся в СК РФ. Так, к ним относятся жилищные права ребенка, наследственные права, право на охрану его жизни и здоровья, право на социальное обеспечение, право на защиту чести и достоинства, а также другие права. Исключением из правила, предусмотренного п. 1 ст. 64 СК РФ, являются случаи, когда между интересами родителей и детей имеются противоречия. В таких ситуациях родители не вправе представлять интересы ребенка в силу нормы п. 2 ст. 64 СК РФ. Для защиты прав и интересов ребенка органами опеки и попечительства назначается представитель.

В соответствующих случаях законными представителями ребенка являются его усыновители, опекуны, попечители. Когда же родителей (лиц, их заменяющих) нет или они не выполняют своей миссии, обязанности по защите прав детей возлагаются на органы опеки и попечительства, прокурора и суд (п. 1 ст. 56 СК РФ).

Гарантией надлежащей защиты прав ребенка является установленная в п. 3 ст. 56 СК РФ обязанность всех должностных лиц или граждан, которым стало известно о нарушении прав ребенка, угрозе его жизни или здоровью, сообщить об этом органу опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка.

Однако, учитывая то, что данная обязанность законодательно не подкреплена возможностью применения каких-либо санкций в отношении указанных лиц ее следует рассматривать лишь как закрепление должного поведения в интересах защиты прав и интересов детей и общества.

Защиту прав детей в России осуществляет как Уполномоченный по правам человека, так и Уполномоченный по правам ребенка, должность которого введена Указом Президента РФ от 1 сентября 2009 г.

Документы, регламентирующие защиту прав ребёнка:

1. Конвенция о правах ребенка принятая резолюцией 4425 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 г.

2. Конституция РФ

3. Семейный кодекс РФ

4. Гражданский кодекс РФ

8. Указ Президента РФ от 10 января 2000 г. N 24 "О концепции национальной безопасности Российской Федерации" // СЗ РФ. 2000. N2. Ст. 170.

Читайте также: