Какими правилами руководствуются при отборе подготовительных и подводящих упражнений кратко

Обновлено: 06.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Подготовительные и подводящие упражнения игры в волейбол

(передача мяча)

Приём и передача мяча сверху двумя руками.

Приём и передача мяча снизу двумя руками

Классификация упражнений.

Чтобы эффективно и рационально использовать в подготовке учащихся разнообразные упражнения, они определенным образом группируются. Группировка упражнений основана на том, какое значение те или иные упражнения имеют в процессе подготовки. Разделение упражнений в известной мере условное, однако, оно дает возможность лучше построить учебный процесс, правильно выбрать из всего многообразия упражнений именно те, которые содействуют решению данной задачи обучения на определенном этапе подготовки. Правильно выбрав группу упражнений, учитель имеет возможность проявить свою творческую инициативу в конкретизации этих упражнений, разработать их варианты.

Все упражнения условно делятся на две большие группы: основные упражнения и вспомогательные.

Основные упражнения представляют собой упражнения по технике и тактике и собственно игре в волейбол, т. е. то специфическое, что отличает волейбол от других видов спорта и составляет его сущность. В этих упражнениях технические приемы и тактические действия выполняются так, как это имеет место в игре.

Цель упражнений по технике - совершенствовать тот или иной технический прием преимущественно в индивидуальном порядке, а также с помощью партнеров. Отдельные упражнения направлены на совершенствование техники в условиях, способствуют формированию тактических умений.

Упражнения по тактике призваны научить учащихся индивидуальным и коллективным (командным) тактическим действиям, принятым в волейболе.

В учебной двусторонней игре в волейбол совершенствуются и физические качества, и двигательные навыки технических приемов, и тактические умения.

Вспомогательные упражнения служат для лучшего овладения основными упражнениями и для разносторонней подготовки учащихся. Вспомогательные упражнения разделяются на обще развивающие и специальные.

Задача обще развивающих упражнений состоит в разносторонней физической подготовке учащихся. Они компенсируют также одностороннее влияние специальных упражнений и упражнений по технике и тактике, что развивают в основном навыки и качества, необходимые для игры в волейбол. При проведении обще развивающих упражнений используются средства гимнастики, акробатики, легкой атлетики, спортивных и подвижных игр.

Специальные упражнения признаны ускорить и облегчить обучение техническим и тактическим приемам волейбола и овладение игровыми навыками. Они делятся на подготовительные, главная задача которых заключается в развитии специальных физических способностей, и подводящие, непосредственно направленные на овладение структурой технических приемов. В группу подводящих упражнений входят имитационные (выполнение технических приемов без мяча).

Таким образом, вспомогательные обще развивающие и подготовительные упражнения направлены преимущественно на развитие функциональных возможностей организма, а основные и вспомогательные, подводящие - на формирование двигательных навыков, технических приемов и тактических умений.

В целом все упражнения решают задачи разносторонней физической и квалифицированной технической и тактической подготовки учащихся.

Совершенствование технического приема происходит в условиях, характерных для игры в волейбол (упражнения по тактике, специальные игровые упражнения и подготовительные игры).

Прием и передача мяча сверху двумя руками.

От успешного обучения приема и передачи мяча сверху двумя руками во многом зависит обучение волейболу вообще.

Изучение верхней передачи начинается с первых занятий. Верхняя передача мяча двумя руками представляет собой основной технический прием волейбола. Только этим способом можно наиболее точно передать мяч. Не овладев приемом и передачей мяча сверху, невозможно добиться значительных успехов в волейболе.

Обязательным условием правильного выполнения передачи является своевременный выход к мячу и выбор исходного положения. Ноги согнуты в коленях и расставлены, одна нога впереди. Туловище находится в вертикальном положении, руки вынесены вверх и согнуты в локтях. Руки соприкасаются с мячом над головой, кисти находятся в положении тыльного сгибания, пальцы слегка напряжены и согнуты, они плотно обхватывают мяч, образующие своеобразную воронку (момент приема). Основная нагрузка при передаче падает на указательные и средние пальцы. Ноги и руки выпрямляются, разгибанием в лучезапястных суставах и эластичном движении пальцев мячу придается нужное направление.

hello_html_2e2c5ffb.jpg

Рис.1. Верхняя передача мяча двумя руками

Подготовительные упражнения

1. Ловля набивного мяча (1 кг) в средней и низкой стойках. Очень важно, чтобы учащиеся ловили мяч в лицо (над головой) по возможности пальцами и в момент ловли слегка приседали (мяч вниз не опускать). Из этого положения, одновременно разгибая ноги и руки, нужно бросить мяч вверх партнеру. В этом движении главное заключительное движение кистями и пальцами рук, а также согласованность движений рук и ног.

2. Броски набивного мяча над собой и ловля. Ловить мяч на пальцы, после ловли мяч вниз не опускать, при лове не приседать. Держа мяч в лицо, и выпрямляя ноги, бросить мяч над собой.

3. Броски набивного мяча назад из положения низкой стойки, мяч перед лицом. Надо следить за тем, чтобы ученики бросали мяч за счет разгибания рук в локтевых суставах, заключительного движения кистями и пальцами рук, а также разгибания ног.

4.Ловля набивного мяча на месте и после различных перемещений в сочетании с бросками мяча вверх, над собой, назад.

Все упражнения в передачах сначала надо выполнять с набивными мячами и лишь потом с волейбольными.

hello_html_5a68618c.jpg

Рис.2. Подготовительные упражнения с набивным мячом при освоении верхней подачи:

а - ловля в стойке волейболиста; б - бросок вверх.

Подводящие упражнения

Учащимся сначала трудно рассчитать свои движения так, чтобы отбить мяч на уровне лица, как это требуется при рациональной технике верхней передачи. Подводящие упражнения облегчают условия выполнения приема мяча и передачи и предупреждают появление целого ряда ошибок: отбивание мяча вытянутыми руками, у самой груди или через голову, выполнение передачи ладонями, с задержкой и другие.

1. Прием и передача сверху двумя руками волейбольного мяча, подвешенного на шнуре. Передача выполняется на месте вперед-вверх, над собой и назад.

2. Прием и передача подвешенного мяча сверху после перемещения и остановки лицом к мячу и боком с последующим поворотом к мячу.

3. Прием сверху и первая передача подвешенного мяча из зоны 6 в направлении зон 3, 2 и 4.

4. Верхняя вторая передача подвешенного мяча из зоны 3 и 2 в направлении зоны 4 и из зоны 3 в зоны 2 и 4, спиной в направлении передачи. В третьем и четвертом упражнении постепенно вводятся задания в перемещении с выходом к сетке, остановкой и поворотом.

5. В парах. Один ученик подбрасывает мяч вверх и верхней передачей посылает его партнеру, тот ловит мяч и выполняет то же самое. Надо следить, чтобы после подбрасывания мяча ученик присел, принял стойку, выполнил все необходимые движения и правильно отразил мяч пальцами на уровне лица, потому что это очень важный момент в обучении передачи.

6. В парах. Один ученик набрасывает мяч партнеру, который верхней передачей возвращает мяч обратно.

В пятом и шестом упражнениях ученики последовательно располагаются так, чтобы передача выполнялась из зоны 6 в зоны 3, 2 и 4, а также из зоны 3, стоя лицом и спиной к партнеру, в зону 2 и 4, из зоны 2 в зоны 3 и 4.

Прием и передача мяча снизу.

По количеству учебных часов, предусмотренных программой, обучение приема и передачи мяча снизу уступает обучению приема и передачи мяча сверху, однако это не менее важное звено в подготовке учащихся.

На рис.3 показано, как выполняется прием мяча снизу. Игрок стремительно выбегает к месту падения мяча. Левая нога (рис. 3 а) ставится на пятку, чтобы затормозить поступательное движение тела вперед, руки подготовлены для приема мяча. Вес тела переносится на переднюю ногу, руки прямые, кисти сомкнуты
(рис. 3 б, а) Прием мяча производится на предплечье лучезапястных суставов. Очень важно, чтобы руки в момент приема мяча не сгибались в локтях. Чем больше скорость полета мяча, тем меньше встречное движение рук.

hello_html_44d02e4f.jpg

Рис.3. Прием мяча снизу двумя руками (тыльной стороной сомкнутых кистей).

hello_html_17c6f084.jpg

Рис.4. Прием подвешенного мяча снизу после перемещения.

Подготовительные упражнения.

1. Сделать выпад правой (левой) ногой вперед, взять прямыми руками набивной мяч (весом 1 кг) и, не сгибая рук, бросить его обратно (при этом игрок, наклоняется назад). В дальнейшем упражнение нужно выполнять после бега вперед и остановки.

2. Бег с набивным мячом в руках, остановка двойным шагом и бросок мяча снизу назад прямыми руками.

Подводящие упражнения.

Овладение приемом мяча снизу для учащихся больших трудностей не представляет. Поэтому подводящие упражнения обычно не занимают много времени.

1. Прием снизу подвешенного волейбольного мяча (стоя на месте и после перемещения) (рис. 4).

2. Прием снизу мяча, наброшенного партнером (стоя на месте и после перемещения).

В первой и второй упражнениях мяч отбивается вверх, потом обратно. Прием снизу и отбивание мяча вверх надо выполнять от сетки назад, стоя спиной к сетке в зоне 6.

Упражнения по технике.

Надо постоянно обращать внимание на то, чтобы мяч принимать у самого пола. Учащиеся должны твердо усвоить правило, что прием мяча снизу нужен только там, где сверху мяч принять невозможно.

1. Отбивание мяча снизу в стену непрерывно на месте и в движении приставными шагами вдоль стены.

2. Жонглирование мячом - непрерывное отбивание мяча вверх двумя руками снизу.

hello_html_m655b89a8.jpg

Рис.5. Прием мяча снизу после обманной передачи.

3. Чередование приема мяча сверху и снизу в стену - после отскока от пола при непрерывном исполнении.

4. В парах. Один учащийся верхней передачей посылает мяч партнеру так, чтобы тот принимал мяч снизу двумя руками.

5. Прием мяча снизу двумя руками после обманных передач у сетки (рис. 5).

6. Прием снизу мяча, отскочившего от сетки. Учащиеся должны знать, что мяч отражается от сетки по-разному, в зависимости от того, в какое место сетки он попадает.

Подготовительные упражнения.

Основными здесь будут упражнения в бросках набивного мяча в прыжке, ловли мяча в прыжке у стены и в бросках мяча через сетку в прыжке.

Подводящие упражнения.

Отбивание мяча кулаком производится в положении лицом, боком и даже спиной к сетке. Отбивания мяча верхней передачей в прыжке осуществляется лицом к сетке.

1. Отбивания кулаком мяча подвешенного у верхнего края сетки (рис. 6). Выполняется вначале с места, затем с небольшого разбега.

2. Отбивание подвешенного мяча в прыжке передачей через сетку (рис.7).

С помощью подготовительных и подводящих упражнений, развиваются специальные физические качества и координационные способности, необходимые для овладения техникой и тактикой игры в волейбол. Эти упражнения содержат элементы технических приемов и действий, характерных для волейболиста в игре.

С начала обучения провожу занятия в облегченных условиях, позволяющих ученику овладеть основной структурой приема и по возможности исключить лишние движения, которые обычно бывают на начальной стадии становления двигательного навыка. Достигается это подводящими упражнениями. На этой стадии обучения использую упражнения по технике, цель которых - закрепить основу двигательного навыка. Для этого я провожу серию уроков.

Список литературы

Ю . Н . Клещев , А . Г . Айриянц " Волейбол . Физкультура и спорт", 1985г.

Голомазов В. А., Ковалев В. Д., Мельников А.Г., "Волейбол в школе". Образование, 1976г.

Железняк Ю. Д., Клещев Ю. Н., Чехов А.С. "Подготовка учащихся. Физкультура и спорт", 1967г.

Железняк Ю. Д. "120 уроков по волейболу. Физкультура и спорт", 1970г.

Перельман М. Г. "Специальная физическая подготовка учащихся. Физкультура и спорт", 1969г.

Слупский Л. Н. "Волейбол, игра связующего. Физкультура и спорт", 1984г.

Клещев Ю.Н., Чехов А.С. "Волейбол в школе. Физкультура и спорт", 1967г.

Осколкова В.А., Сужуров М. С."Техника и тактика игры в волейбол. Физкультура и спорт, 1959г.

Ивойлов А. В. "Тактическая подготовка учащихся. Физкультура и спорт", 1958г.

При подборе упражнений по принципу их соответствия основным педагогическим задачам следует руководствоваться следующими правилами:

2. Наряду с разносторонним воздействием на организм зани­мающихся ОРУ должны подбираться с учетом их локального влия­ния на развитие отдельных групп мышц или определенных физиче­ских качеств. Благодаря строгой регламентации (по направлению, амплитуде, характеру нервно-мышечной работы) это возможно. Комплексы ОРУ, составленные с учетом локального воздействия, типичны для занятий атлетической и основной гимнастикой. Этим же правилом руководствуются при составлении комплекса упраж­нений производственной гимнастики (с учетом особенностей про­фессиональной деятельности) и при составлении комплекса ле­чебной гимнастики с целью точного локального воздействия на восстанавливаемый орган и функцию.

Так, каждое упражнение может усиливаться за счет дополни­тельных действий. К примеру: наклоны туловища вперед, назад или в сторону усиливаются подниманием рук к плечам, вверх, исполь­зованием отягощения, дополнительными пружинящими движения­ми. Нарастание нагрузки в комплексе ОРУ достигается включением более интенсивных упражнений в последующие серии и увеличе­нием количества повторений. Постепенное привыкание (адаптация) к нагрузке от занятия к занятию при неизменном комплексе ОРУ свидетельствует о благотворном действии упражнений на организм и свидетельствует о возможности изменения комплекса в сторону его усложнения.

4. Гимнастический метод проведения ОРУ отличается строгой регламентацией движений, что достигается четким указанием на исходные и конечные положения, направление и амплитуду движе­ний, их характер. Это определяет точность воздействия упражне­ний и их дозировку. При подборе упражнений надо соблюдать пра­вила гимнастической регламентации упражнений. К примеру: при наклонах вперед важно уточнить положение ног, так как при поло­жении ноги вместе или врозь, носками наружу, внутрь или при параллельных стопах эффект будет различным. Положение туло­вища при наклонах также может быть разным (с округленной или с прогнутой спиной). Меняется характер упражнения и от того, медленно или быстро выполняется наклон. В связи со сказанным ясно, что при составлении комплексов ОРУ необходимо определить и указать способы выполнения каждого упражнения, характер движений.

Начинающему преподавателю чаще всего приходится составлять комплексы гигиенической гимнастики и разминки и обучать этим умениям своих учеников. При всем обилии упражнений прошли проверку временем и должны стать основой данных комплексов следующие упражнения и их разновидности:




1. Потягивания с выпрямлением и прогибанием.

2. Круговые и маховые движения руками.

4. Наклоны туловища вперед, назад, в сторону и круговые дви­жения.

5. Наклоны и круговые движения головой.

6. Сгибания и разгибания рук в упоре лежа.

7. Поднимание ног в положении сидя и лежа (или туловища при закрепленных ногах).

8. Махи ногами вперед, назад и в сторону.

9. Прыжки (подскоки) многократные.

10. Ходьба и бег на месте.

При подборе упражнений по принципу их соответствия основным педагогическим задачам следует руководствоваться следующими правилами:

2. Наряду с разносторонним воздействием на организм зани­мающихся ОРУ должны подбираться с учетом их локального влия­ния на развитие отдельных групп мышц или определенных физиче­ских качеств. Благодаря строгой регламентации (по направлению, амплитуде, характеру нервно-мышечной работы) это возможно. Комплексы ОРУ, составленные с учетом локального воздействия, типичны для занятий атлетической и основной гимнастикой. Этим же правилом руководствуются при составлении комплекса упраж­нений производственной гимнастики (с учетом особенностей про­фессиональной деятельности) и при составлении комплекса ле­чебной гимнастики с целью точного локального воздействия на восстанавливаемый орган и функцию.

Так, каждое упражнение может усиливаться за счет дополни­тельных действий. К примеру: наклоны туловища вперед, назад или в сторону усиливаются подниманием рук к плечам, вверх, исполь­зованием отягощения, дополнительными пружинящими движения­ми. Нарастание нагрузки в комплексе ОРУ достигается включением более интенсивных упражнений в последующие серии и увеличе­нием количества повторений. Постепенное привыкание (адаптация) к нагрузке от занятия к занятию при неизменном комплексе ОРУ свидетельствует о благотворном действии упражнений на организм и свидетельствует о возможности изменения комплекса в сторону его усложнения.

4. Гимнастический метод проведения ОРУ отличается строгой регламентацией движений, что достигается четким указанием на исходные и конечные положения, направление и амплитуду движе­ний, их характер. Это определяет точность воздействия упражне­ний и их дозировку. При подборе упражнений надо соблюдать пра­вила гимнастической регламентации упражнений. К примеру: при наклонах вперед важно уточнить положение ног, так как при поло­жении ноги вместе или врозь, носками наружу, внутрь или при параллельных стопах эффект будет различным. Положение туло­вища при наклонах также может быть разным (с округленной или с прогнутой спиной). Меняется характер упражнения и от того, медленно или быстро выполняется наклон. В связи со сказанным ясно, что при составлении комплексов ОРУ необходимо определить и указать способы выполнения каждого упражнения, характер движений.

Начинающему преподавателю чаще всего приходится составлять комплексы гигиенической гимнастики и разминки и обучать этим умениям своих учеников. При всем обилии упражнений прошли проверку временем и должны стать основой данных комплексов следующие упражнения и их разновидности:

1. Потягивания с выпрямлением и прогибанием.

2. Круговые и маховые движения руками.

4. Наклоны туловища вперед, назад, в сторону и круговые дви­жения.

5. Наклоны и круговые движения головой.

6. Сгибания и разгибания рук в упоре лежа.

7. Поднимание ног в положении сидя и лежа (или туловища при закрепленных ногах).

При подборе упражнений нужно руководствоваться следующими правилами:

1. Упражнения должны отвечать назначению комплекса. Они должны оказывать разностороннее воздействие на организм занимающихся. Для этого нужно включать в комплекс упражнения для всех частей тела.

2. Наряду с разносторонним воздействием на организм занимающихся ОРУ должны подбираться с учетом их избирательного воздействия на развитие отдельных групп мышц или определенных физических качеств.

4. Гимнастические методы проведения ОРУ отличаются строгой регламентацией движений, что достигается четким указанием исходных и конечных положений, направлением и амплитудой движений, их характером.

При составлении комплексов нужно определить объем и содержание упражнений, которые будут включены в комплекс. Комплекс ОРУ для подготовительной части урока состоит из 8 – 15 упражнений.

Последовательность ОРУ в комплексе:

1. Потягивания с выпрямлением и прогибанием, на ощущение правильной осанки.

2. Круговые и маховые движения руками.

3. Приседания, выпады с различными положениями рук.

4. Наклоны туловища вперед назад в сторону и круговые движения.

5. Наклоны и круговые движения головой.

6. Упражнения в седах и упорах.

7. Махи ногами вперед, назад и в сторону.

8. Прыжки, многократные подскоки с различными движениями рук.

9. Ходьба и бег на месте.

Примерный комплекс ОРУ,

Проводимый раздельным способом, для младшего школьного возраста.

1. И.п. – руки за голову.

1. Стойка на носках, руки вверх, потянуться.

1 – 2. Правую за голову, левую в сторону, прогнуться.

5 – 8. То же в другую сторону.

3. И.п. – руки в стороны.

1 – 2. Лицевой круг правой вовнутрь.

3 – 4. То же левой.

4. И.п. – руки вверх.

1. Присед, руки к плечам.

3. Присед, руки в стороны.

5. И.п. - стойка ноги врозь, руки в стороны.

1. Лицевой круг вовнутрь.

2 – 3. Два пружинящих наклона прогнувшись.

5. Лицевой круг наружу.

6 – 7. Два пружинящих наклона назад.

6. И.п. – стойка ноги врозь, руки за спину.

7. И.п. – упор сидя сзади.

1. Согнуть ноги к груди.

8. И.п. – упор стоя на коленях, голова опущена.

1. Левую назад, голову назад, прогнуться.

3 – 4. То же, правой.

9. И.п. – руки в стороны.

1.Махом согнуть правую к груди, руки на колени.

3 – 4. То же, левой.

10. И.п. – руки в стороны.

1. Прыжком стойка ноги врозь, руки на пояс.

Ходьба на месте.

1 – 3. Дугами наружу руки вверх, вдох.

4. Дугами наружу руки вниз, выдох.

Примерный комплекс ОРУ,

Проводимый поточным способом, для среднего школьного возраста.

1 – 4. Четыре шага на месте.

5 – 6. Поворот направо.

7 – 8. Поворот налево.

ІІ. 1 – 4. Четыре шага на месте

5 – 8. Два поворота кругом.

ІІІ. 1 – 2. Два пружинящих приседа, руки вперед.

3.Встать на правую, левая назад на носок, руки вверх.

5 – 7. То же другой ногой.

8. Стойка ноги врозь, руки в стороны.

ІV. 1 – 2. Два наклона, ладонями касаясь пола.

3 – 4. Выпрямиться, два рывковых движения руками назад.

V. 1 – 4. Наклон с захватом.

5 – 6. Выпрямиться, руки в стороны.

7. Руки за голову.

VІ. 1 – 2. Два пружинящих наклона влево, сгибая правую, руки вверх.

3. Стойка ноги врозь, руки вверх.

4.Руки за голову

5 – 8. То же вправо.

VII. 1 – 4. Круговое движение туловищем влево.

5 – 7. То же вправо.

8. Руки за голову.

VIII. 1.Мах левой вправо, дугами книзу руки влево.

3 – 4. Два лицевых круга влево.

5 – 8. То же в другую сторону.

XI. 1.Упор присев.

3. Упор лежа на согнутых, левую назад.

5. Упор лежа на согнутых, правую назад.

8. Встать, левая сзади на носок, руки в стороны.

X. 1 – 2. Равновесие на правой.

5 – 7. То же на левой.

8. Выпрямляясь, стойка ноги врозь, правая вперед, левая на пояс.

XI. 1 – 2. Круг правой книзу с поворотом туловища наклон к левой.

4. Выпрямиться, левая вперед.

5 – 8. Тоже в другую сторону.

XII. 1. Подскок, левая на пояс.

2.То же, правая на пояс.

3.То же, левая к плечу.

4.То же, правая к плечу.

5.То же, левая вверх.

6.То же правая вверх.

7 – 8. Два подскока с хлопками над головой.

9 – 16. Подскоки с движениями в обратной последовательности.

XIII. 1 – 16. Ходьба на месте.

Вопросы и задания:

1. Термины ОРУ/стойки, присед, выпад, наклон, сед, упор, равновесие/.

2. Положения согнутых рук.

3. Положение кисти и движения ею.

4. Положения и движения рук в различных плоскостях.

5. Положения и движения ног в различных плоскостях.

6. Термины упражнений с гимнастической палкой.

7. Термины упражнений со скакалкой.

8. Характеристика и значение ОРУ.

9. Классификация ОРУ.

10. Правила подбора и составление комплексов ОРУ.

11. ОРУ – основное средство для формирования правильной осанки.

12. Основные способы разучивания ОРУ.

13. Способы проведения ОРУ.

14. Дозировка ОРУ.

15. ОРУ – средство для развития физических качеств.

16. Методы развития силы с использованием ОРУ.

17. Методика развития гибкости с использованием ОРУ.

18. Методика развития координации движений, пространственных и временных ориентировок, воспитание школы движений.

34. Гимнастика и методика ее преподавания. Уч-ник для ф-тов физ.культуры. Под ред. Н.К.Меньшикова.- СПб.: Изд-во РГПУ им. Герцена, 1998.

36. Общеразвивающие упражнения в гимнастике.Е.Г. Попова. – М.: Терра –Спорт, 2000.

ВАРИАНТ І

1.И.п. – руки вниз, пальцы переплетены

1-2. Стойка на носках, руки вверх, ладонями вверх

2. И.п. – руки в стороны

1-2. Полуприсед на правой, левую вперед, руки вперед

5-8. То же с другой ноги

3. И.п. – широкая стойка ноги врозь, руки в стороны

1. Сгибая левую, наклон вправо, правую согнуть за спину, левую над головой

Если вы так и не поняли, зачем все это надо, давайте рассмотрим на примере. Помните, как в школе вы учились делать “мостик”? У одних получалось сразу, а остальным приходилось опираться сначала на лопатки, поднимая только нижнюю часть туловища. Затем делать полумостик: для этого подкладывали мяч под спину или поддерживали ее навесу. Здесь ведь главное - укрепить мышцы, например, с помощью обратной планки. И только после пробовать отрывать корпус от пола.

Техника подводящих упражнений - это развитие мышечной памяти. Состоять тренировки могут из нескольких частей, что одновременно закрепляет навык. Обычно их используют вместе с подготовительными упражнениями, с помощью которых увеличивается сила, скорость, выносливость, ловкость всего организма.

  1. освоить простые движения, которые схожи по характеру с более сложными. Например, чтобы прыгать через препятствия, нужно правильно отталкиваться ногами.
  2. развить качества, которые нужны для выполнения основного упражнения. Если вы не умеете подтягиваться, то лазить по канату будет сложно.
  3. изучение отдельных связок и комбинаций, что очень важно в игровом спорте.
  4. имитация, например, лыжники летом бегают на лыжах с роликами.

Над чем работать?

Вытяните руки вверх, а затем опускайте до уровня глаз, разводя локти в стороны.

жим с гантелями

Еще одно упражнение - это “гармошка”. Сведите гантели в верхней точке, а затем разводите в стороны, сгибая локти.

После переходите к подъему гантелей перед собой. Выполнять упражнение нужно с разворотом в нижней точке. Таким образом, вы укрепите передние пучки дельтовидных мышц, которые активно участвуют в срыве штанги.

Для тренировки навыка дожима не лишним будет дать нагрузку на трицепсы. Обычно для этого в программу тренировок включают французские жимы: встаньте прямо, вытяните руку с гантелей вверх, другую заведите за голову, придерживайте ту, в которой находится снаряд. Задача - сгибать сустав в локте, заводя его за голову до уровня плеч. Еще одна вариация выполняется лежа на скамье. Утяжелитель нужно держать двумя кистями и опускать, сгибая только локти.

Техника подводящих упражнений

Итак, чтобы растянуть мышечные волокна ног, пресса и спины, выполняйте “ласточку”. Встаньте прямо, ноги на ширине бедер. Наклон выполняйте вперед, одновременно поднимая заднюю ногу в качестве перевеса. В идеале, вы должны вытянуться в прямую линию параллельно полу.

Еще одно подводящее упражнение для выпадов - это подъемы. Для их выполнения подойдет скамья. Установите одну стопу на возвышение, за счет переноса веса тела, поднимитесь вверх. Держите спину ровной, можно слегка наклонить корпус вперед. Главное, не отталкиваться от пола, а подниматься за счет ноги на возвышении. После выполнения шага поднимите опорную ногу вверх согнутым коленом. В исходное положение нужно возвращаться медленно, а не “падать” вниз.

Техника подводящих упражнений

До того, как делать приседы со штангой, лучше тренироваться с гирей. Ее удобно держать в положении “плие” или “сумо”, когда ноги расставлены широко, а носки разведены в стороны. Прежде чем отводить ягодицы назад, выпрямите спину, а руки прижмите к бедрам. Затем медленно выполняйте упражнение, а не “падайте” вниз за счет гравитации.

Техника подводящих упражнений

Подготовиться к нагрузке поможет тяга. Для начала выполняйте тягу верхнего блока в тренажере, а затем поставьте колено и руку на скамью, согните корпус. В другую возьмите гантелю, а затем тяните ее к бедру.

  • Бег
  1. При подъеме бедра вверх делайте махи руками, как при беге. Задача отработать подъемы параллельно поверхности. Туловище держим вертикально, акцент на правильном замахе.
  2. В перекатывании с пятки на носок вы прочувствуете все мышцы. Усилие производится через большой палец.
  3. На прямых ногах бегать сложно, но эта техника позволяет воздействовать также на мышцы, которые отвечают за сведение и разведение бедер. Со стороны это смотрится так, будто вы слегка подпрыгиваете при каждом шаге.
  4. Двигаться спиной вперед очень полезно для ягодичной мышцы. Задействованы здесь также пресс и спина.
  5. Подскоки с ноги на ногу направлены на развитие задней части бедра. Они повышают выносливость, если правильно использовать толчковую технику.


Володина Марина Анатольевна Образование: Московский Гуманитарно-Экономический Институт, специальность: журналистика

туризм, культура, экскурсии, путешествия, здоровое питание, силовые тренировки, увлекаюсь книгами нон-фикшн.

Существуют различные способы оценки техники движений. Среди них есть достаточно сложные, с приме­нением специальных измерительных приборов и кино­съемок, а есть более простые, которыми можно свободно пользоваться во время самостоятельных занятий техниче­ской подготовкой.

Рассмотрим два способа оценки техники движений. Первый способ основывается на внутренних ощущениях, которые возникают при выполнении движений, а вто­рой — на сравнении техники их выполнения с требуе­мым результатом.

Оценка техники движений по внутренним ощущениям.Во время выполнения движений основными признаками хорошего освоения его техники являются:

- легкость и непринужденность в выполнении, отсутствие скованности и напряженности;

- уверенное выполнение в различных условиях и ситуациях;

- относительное постоянство в показателях пульса и дыхания при многократном выполнении, отсутствие болевых ощущений в мышцах и признаков заметной уста­лости.

Оценка техники движений способом сравнения ре-зультатов.В практике самостоятельных занятий, как правило, используют четыре основных способа сравнения, с помощью которых оценивают технику движений: С помощью разученного движения оценивается качество выполнения определенного задания. Например, дается задание попасть футбольным мячом в мишень. Если после удара мяч летит мимо мишени, значит, зада­ние не выполнено, и причина тому — недостаточно хо­рошо освоенная техника удара по мячу.

Сравнивают выполнение одного и того же движе­ния разными людьми. Например, одна ученица быстро и легко передвигается по гимнастическому бревну, свобод­но делает на нем повороты и прыжки. Другая делает эти же движения, но замедленно, неуверенно. Это значит, что первая ученица освоила технику гимнастической комбинации лучше, чем вторая.

Оценивают технику выполнения движений с помо­щью ее сравнения с эталонной техникой (образцо­вым выполнением движения). Если во время самостоя­тельных занятий сравнивать собственную технику движений с образцом, представленным в учебнике или записанным на видеокассету (компакт-диск), то можно не только оценить правильность выполнения самого дви­жения, но и выяснить, в каких его элементах вами сдела­ны технические ошибки.

• Сравнение мысленных представлений о технике вы­полняемых движений с описаниями и иллюстрациями их эталонной техники. Например, после выполнения движения человек подробно записывает свои мысленные представления о последовательности его элементов, а за­тем сравнивает их с описанием эталонной техники.

Роль внимания и памяти в освоении и оценке тех­ники движений.Внимание — это способность человека воспринимать какую-либо информацию с помощью ор­ганов зрения или слуха. Например, эта способность про­является при рассматривании рисунков или наблюдении за действиями других людей, чтении учебников или дру­гих книг, во время слушания объяснения учителя и т. д. Если человек отвлекается, то его внимание становится рассеянным и он плохо усваивает информацию.

При самостоятельном освоении новых движений важ­но концентрировать свое внимание на восприятии тех­ники разучиваемого движения и его основных элемен­тов. Но внимание не может быть устойчивым длительное время, поскольку в процессе восприятия и переработки информации органы зрения и слуха устают. Поэтому по­сле получения информации о технике движения необхо­димо выполнить его, что позволит отдохнуть органам зрения и слуха и запомнить движение.

Память — это способность человека сохранять и вос­производить получаемую информацию. Память служит основой приобретения знаний, умений, навыков и их по­следующего использования. Для качественного освоения техники движений память не менее важна, чем внимание.

Для того чтобы запомнить движение, необходимо его многократно повторить. Однако если в технике движе­ния имеются ошибки, то при повторении они могут также запоминаться, что приведет к закреплению не­правильной техники выполнения. Чтобы не допустить появление ошибок, нужно во время разучивания посто­янно сравнивать свои движения с описанием или изо­бражением эталонной техники.

1. Какие способы оценки техники движений вы узнали?

2. Какое значение в освоение техники движений име­ют внимание и память?

Выполните ранее освоенное движение и опишите последовательность всех его элементов. После этого сравните свое описание с описанием эталонной тех­ники, представленной в учебнике. Определите сходство и различия между вашей индивидуальной техникой и эталонной.

ГЛАВА 3

ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ ОШИБОК

В ТЕХНИКЕ ДВИЖЕНИЙ

И СПОСОБЫ ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

Основные причины возможного появления ошибок в технике движений можно разделить на две группы. Пер­вая связана с неправильной организацией и проведением занятий технической подготовкой, несоблюдением соот­ветствующих правил техники безопасности. Вторая — с недостаточной физической и технической подготовкой са­мих занимающихся.

Чтобы хорошо и быстро освоить новые, особенно слож­ные движения и избежать появления ошибок, рекоменду­ется в техническую подготовку включать подготовитель­ные и подводящие упражнения. Эти упражнения надо выполнять перед началом освоения новых движений.

Подготовительные упражнения — это физические упражнения, которые направленно воздействуют на раз­витие физических качеств, необходимых для освоения но­вого движения. Например, для освоения лазания по кана­ту необходимо выполнять упражнения для развития силы рук (подтягивания, отжимания), а для опорных прыж­ков — для развития силы ног (приседания, бег).

Подготовительные и подводящие упражнения вклю­чают в техническую подготовку тогда, когда при освое­нии двигательных действий в целом или по частям воз­никают трудности.

В качестве примера рассмотрим правила подбора под­готовительных и подводящих упражнений для гимнасти­ческих комбинаций на брусьях, которые представлены в таблице 11.

Чтобы осуществить правильный подбор подготови­тельных упражнений, необходимо соблюдать следующие правила.

Правило 1. Разучиваемую комбинацию разделить на несколько частей, в зависимости от ее сложности. При этом надо, чтобы каждая часть начиналась и закан­чивалась тогда, когда положение туловища и его звеньев можно зафиксировать (сделать паузу) на короткое время без каких-либо движений и перемещений.

Например, при выполнении гимнастической комбина­ции на брусьях (см. табл. 11): часть а — хват за нижнюю жердь, пауза, движения тела и его звеньев отсутствуют; часть б — толкаясь двумя ногами вперед-вверх, наскок в упор на нижнюю жердь, пауза) часть в — махом назад, соскок с поворотом влево с опорой на правую руку о нижнюю жердь, пауза.







Правило 2. Выполнить каждую часть в облегченныx условиях и попытаться определить, какие мышцы при этом наиболее сильно напрягаются. Например, в части б гимнастической комбинации у девушек сложным элементом является напрыгивание на жердь брусь­ев с последующим удержанием туловища в упоре. Чтобыпроверить, какие мышцы напрягаются при вы­полнении этих элементов комбинации, нужно встать ли­цом к гимнастической стенке и, удерживаясь руками за рейку, медленно присесть. Затем, сконцентрировав вни­мание на ощущениях в работе мышц, встать. Выполняя это упражнение, можно почувствовать напряжение мышц бедра, спины и живота. Следовательно, подгото­вительные упражнения должны обеспечивать развитие именно этих мышц.

Точно так же в упрощенных условиях можно опреде­лить работу мышц при выполнении упора. Для этого надо встать между спинками расположенных друг про­тив друга стульев и, положив на них руки, выполнить упор. Удерживая туловище в упоре и сконцентрировав внимание на работе мышц, можно почувствовать, как напрягаются мышцы живота, плеч, груди и верхней ча­сти спины. В соответствии с выявленным местом сильно­го напряжения мышц, как и в первом случае, следует подбирать подготовительные упражнения, направленно воздействующие на развитие силы мышц этих звеньев тела.

При подборе подводящих упражнений необходимо выполнять следующие правила'.

1. Разучиваемую комбинацию надо разделить на части.

2. Выделить в каждой части наиболее сложные, по ва­шему мнению, элементы разучиваемой комбинации и по­добрать подводящие упражнения, в которых имеется сход­ство с элементами разучиваемого движения.

3. Концентрируя внимание на элементах, входящих в новое движение, освоить подводящие упражнения.

4. С какой целью и в каких случаях необходимы под­готовительные и подводящие упражнения?

5. Какими правилами руководствуются при отборе подготовительных и подводящих упражнений?

Читайте также: