Имеет ли право школьный психолог беседовать с ребенком без ведома родителей

Обновлено: 05.07.2024

Многие думают, как я здесь поняла что безнаказанно можно сваливать полную меру ответственности на родителей при этом влезать без их ведома в частную жизнь ребенка забывая о конституции и иных правах и это нормально))))))

Еще раз любой закон, приказ, указ, подзаконный акт противоречащий конституции не действителен, в конституции четко написано что любой гражданин РФ имеет право на личную неприкосновенность, но несовершеннолетние не располагают таким правом, этим правом за них располагают их законные представители -родители и опекуны, поэтому если согласие не получено то при желании это судебный прецедент))))))))

классный руководитель должен поставить в известность родителей и только с их разрешения психолог может вести беседу с учеником.

Это выглядит как элементарное занудство. пытать человека "с улицы" знанием - не знанием каких то нормативных актов, или прямого закона. Не находите? Мы же здесь собравшиеся не юристы - крючкотворы. а обычные люди. Если Ваш вопрос ставится так, тогда Вам надо к "узкому" специалисту (В Юрид. конторе). А ЗДЕСЬ, мы высказываем ПРОСТО СВОЕ МНЕНИЕ. А ВЫ - подменяете ПРАВИЛА этого проекта. С уважением Сергей Кононенко. (так уж и быть, сыграю "по Вашим правилам, и отвечать - НЕ буду (раз НЕ знаю ссылок на "бумажки")). Еще раз всех благ.

имеет право конечно.
в мое время были даже тесты "какого вы учителя любите, а какого нет", мы конечно писали что любим всех-это на всякий случай иначе начиналась травля.

Марсианка Просветленный (39444) учителя тоже учат без присутствия родителей, учителя тоже психологи между прочим. Придите в школу зайдите к директору и все.

Это профессиональная обязанность такого специалиста. Без присутствия родителей, по моему, только показания по уголовщине у ребенка снимать нельзя. А основывается это на том, что иногда ребенку может понадобиться психологическая помощь, когда родителей рядом нет.

пускай это волнует психологов. . можно - пусть разговаривают. . нельзя - сажать в тюрягу
хотя где вы тут в россии психологов видели
не психологи. . так, одно название. .
факт

да. в детских заведениях работают детские психологи. дети, как и взрослые, легче открываются незнакомому человеку, а присутствие родителей может и навредить.

с 15 лет, если согласны, однако в школах, садах и лагерях мы имеем дело с большей частью кого психолог надо не надо приглашает к себе5 без родителей до 15 лет, на каком основании?

Закон об образовании откройТе и читайТе. Психолог в школе и дестких учреждениях такой же педагог, ему для беседы с дитем не нужно присутствие родитеелей, это не медкомиссия и не суд. Однако взимодействие с родителями должно быть, психолог обязан сообщать родителям о ходе беседы и проблемах ребенка. Никакой самодеятельности.

Основа для деят.

Закон Российской Федерации об образовании.

Конвенция ООН о правах ребенка.

Положение о психологической службе в системе образования.

Положение о практическом психологе.

Квалификационная характеристика практического психолога образования (должностная инструкция и стандарт специалиста) .

Положение об аттестации психолога образования с соответствующим приложением.

Хорошее настроение Профи (588) школьный, десткий психолог в случае определнных обстоятельств вовсе не обязан спрашивать разрешение ДО. Я же говорю читайте акты перечисленные, там по полкам. Слава Богу с психологией не понаслышке знакома.

потому что такая консультация может нанести вред личности ребенка в отсутствии взрослого отвечающего за его жизнь и здоровье

Основано на должностных обязанностях психолога. Найдите и прочитайте. Очевидно Вы родитель, ваш ребенок что-то сказал психологу, и Вам не по нраву, теперь права качать собираетесь? Глухо!! Вот если бы следователь раскручивал вашего ребенка, вот тогда Вы бы имели полное право хай поднимать.

Психолог обязан уведомить родителей несовершеннолетнего ребюенка как не крути это факт, за это его можно спокойнопривлечь к суду если данное согласие не было получено от родителей, поскольку он вторгся в личное или частное пространство ребенка оговоренное правами конституции к тому же без участия родителей, которые несут за него полную ответственность до определенного возраста

Анатолий Иващенко Искусственный Интеллект (121428) Извините, но я еще раз повторяю -Это бред.Психолог должен уведомить о проведенной беседе, тестировании или психологической диагностики ребенка, и только в том случае, если он сочтет нужным.Есть ситуации, когда такая информация (родителям) может принести не пользу, а вред ребенку.Все очень индивидуально.Вам самим к психологу надо, ибо у Вас все признаки некой паранойи но основе прав личности.

Беседа с ребенком - это должностная обязанность и психолога и воспитателя и педагога. Если у ребенка проблемы с отсутствием взаимопонимания с родителями, то без присутствия оных ему легче раскрыться и решить проблему.
Если вы боитесь, что психолог узнает какие-то семейные тайны, то вообще -то должны быть этические нормы у этой профессии, как у врача или священника.
А с детьми, которых на вокзалах вылавливают что, вообще не разговаривать, пока маму с папой не найдут?

Если вы действительно так заинтересованны в душевном равновесии вашего ребенка, оговаривайте все эти вопросы заранее, перед тем, как послать ребенка в лагерь, в школу и т.д. Вообще-то это как в больнице : "Я согласен с о всеми рекомендациями врача". Но ведь в садике психолог проводит беседы, выясняя готовность ребенка к школе, В школе самим детям интересно узнать, какой у них тип темперамента, какой вид памяти развит и т.д. А это тоже работа психолога и без бесед не обойтись. А в приютах, интернатах - там детей просто из стресса выводить надо, с помощью бесед в том числе, и не дожидаясь, пока мама протрезвеет.
Кстати, соседка тетя Маня не хуже любого психолога просканирует ваше чадо, сделает выводы и донесет свое мнение всем окружающим.

Отдавая ребенка в школу, родители имеют право знать - есть ли в школе психолог. Имеют право потребовать, чтобы психолог не работал с ребенком вне присутствия родителей. Если же родители не оставляют подобных указаний, они тем самым дают разрешение психологу на выполнение им должносных обязанностей в отношении ребенка.
К обязанностям психолога в школе можно причислить: психологическую диагностику, коррекционную работу, консультирование родителей и учителей, психологическое просвещение, участие в педсоветах и родительских собраниях, психологическую профилактику.
Ребенок может в любой момент обратиться за помощью к любому работнику школы - в том числе за психологической помощью к психологу. Психолог ОБЯЗАН оказать помощь!

Я - школьный психолог, и руководствуясь положениями о профессиональной деятельности, имею право на одну психологическую беседу с ребенком, независимо от согласия его родителей, если этого требует ситуация. Но, если ребенок отказывается от взаимодействия с психологом, то я не имею права настаивать. Есть родители, которые в общении ребенка с психологом усматривают угрозу и опасность. Успокойтесь, как правило одна беседа не принесет вашему ребенку и вашей семье какой-либо ущерб, более того, возможно, это поможет вашему ребенку в ваше отсутствие не совершить опрометчивый поступок. Если вас интересует еще что - то, я готова пообщаться с вами.

что принесет пользу ребенку решат родители, большинство детей не хочет общаться с психологами и тут детям начинают втирать как им это необходимо и вот тут как раз на защиту прав ребенка, с родителей которых не получено согласие встает конституция РФ

Законодательство, регулирующее вопросы проведения тестирования на предмет употребления наркотиков учащимися школ и вузов, было принято в декабре 2013 года (Федеральный закон от 07.06.2013 № 120-ФЗ).

Вышеуказанным законом регламентировано проведение профилактики незаконного, то есть немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ. А также системы раннего выявления употребления наркотиков.

Раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ включает в себя: — социально-психологическое тестирование обучающихся; — профилактические медицинские осмотры.

Тестирования обучающихся, в том числе на наркотики, исключительно добровольные.

Если подростку еще не исполнилось 15 лет, то согласие на тестирование должен дать один из его родителей

Да, и кстати: не у всех родителей есть психологичческая подготовка, некоторые и Мойдодыр--то не читали, а многие вообще пьют всё, что течет! Какие уж из них родители?

заметим что любая манипуляция с ребенком, а психология это манипуляция будь то медицина или что то еще требует согласия, но очень многие об этом не думают а зря))

научите своего ребенка. не выносит ничего в разговоры с так называемыми психологами. не встречалась по жизни еще с хорошими специалистами - психологами. ау ..где они.

Штатный обязан, приходящий только с согласия родителей. Это все есть в положении об образовании и в школьных правилах. Но лучше бы не беседовали эти шарлатаны ни с кем)))

Еще раз любой закон, приказ, указ, подзаконный акт противоречащий конституции не действителен, в конституции четко написано что любой гражданин РФ имеет право на личную неприкосновенность, но несовершеннолетние не располагают таким правом, этим правом за них располагают их законные представители -родители и опекуны, поэтому если согласие не получено то при желании это судебный прецедент))))))))

LVS Мыслитель (8226) Вы же не в Америке. Ну и как вы будете прецедент такой создавать?))) Огласят приказ с которым всех типа ознакомили на родительском собрании. Вариантов масса. Если несть сильное желание оградить ребенка от психологов - поговорите с руководством школы. Это проще и нервов меньше тратится.


МОСКВА, 28 ноября. /Корр. ТАСС Кристина Сулима/. Родители и представители профессиональной общественности неоднозначно отнеслись к предложению главы Минобрнауки Ольги Васильевой разрешить школьным психологам работать с детьми без согласия родителей. Если источником проблем является не семейная ситуация, родителей исключать из процесса никак нельзя, уверены эксперты, опрошенные ТАСС.

100 дней Ольги Васильевой на посту министра образования

Ранее глава Минобрнауки Ольга Васильева, выступая на Всероссийской научно-практической конференции "Система психологического сопровождения образования", заявила о возможности внесения поправок в законодательство, которые предоставят право школьным психологам работать с детьми без письменного разрешения родителей. "Сейчас психолог не может оказывать помощь без согласия родителей, согласия в письменной форме. Это требует быстрейшего решения, поправок в законодательство", - сказала министр.

По ее словам, в демографической ситуации современная российская школа столкнулась с новыми рисками - "агрессивной средой, угрозами терроризма, мультикультурным разнообразием" и рядом других. "Перед психологами встают новые задачи", - отметила тогда Васильева, добавив, что для их решения необходимы качественные кадры.

Не стоит отгораживаться от родителей

"Нельзя ничего делать без согласия родителей, это однозначно, на все 100%", - сказала ТАСС лидер Родительской лиги Нина Добрынченко-Матусевич.

По ее мнению, в условиях новых проблем и вызовов, психологи, наоборот, должны работать вместе с родителями, помогая детям. "Это должна быть совместная работа. То есть не психологи отгораживаются от родителей и что-то там делают с детьми, а, наоборот, максимально вовлекая родителей и помогая родителям понять, что происходит с их ребенком. А иначе может возникнуть ситуация - психолог работает с ребенком в школе, а дома совершенно другое представление о том, что нужно делать", - сказала лидер Родительской лиги.

Она добавила, что зачастую самим родителям нужна поддержка и помощь. "Именно поэтому сейчас так популярны лекции и встречи с психологами, родительские школы. Психологи и эксперты помогают родителям справляться с ситуациями, которые возникают. Я думаю, что залог успеха в совместной деятельности", - подчеркнула Добрынченко- Матусевич.

Без согласия - лишь в исключительных случаях

Работу школьных психологов переформатируют после случая с подростками в Пскове

"Сказать однозначно о том, стоит ли давать психологам право на работу с ребенком без согласия родителей, нельзя", - в свою очередь сказала ТАСС директор по развитию Национальной родительской ассоциации Марианна Шевченко.

Она считает, что, с одной стороны, психолог должен знать все тонкости и особенности душевного состояния ребенка, а без предварительного разговора с родителями узнать это невозможно. "С другой стороны, если учителям кажется, что с ребенком явно что-то не так, есть какие-то поводы беспокоиться о его психологическом состоянии и думать, что это напрямую связано с конфликтом в семье, то в данном случае просить разрешения у родителей тоже будет неправильно. Это согласие будет получить сложно", - считает Шевченко.

Она также отметила, что предложение Минобрнауки - очень тонкий вопрос, и если он получит оформление на законодательном уровне, необходимо уточнить многие моменты. "Какие-то моменты надо проговаривать, где однозначно можно и нужно это сделать, и тем самым вовремя спасти ребенка, а когда таким вмешательством мы можем только сделать хуже. Должны быть четко прописаны причины, по которым допускается работа психолога без согласия родителей", - подчеркнула директор по развитию.

По ее мнению, важно популярно объяснить родителям, что в некоторых случаях школой допускается вмешательство психолога без их согласия, но это делается ради самого ребенка и его душевного благополучия.

Сложно найти золотую середину

Психологи рассказали, как помочь ребенку адаптироваться в школе

"Найти золотую середину довольно сложно, может быть, это предложение нуждается в каком-то профессиональном обсуждении", - согласилась руководитель лаборатории психологии детского и подросткового возраста Центра социальной и судебной психиатрии имени Сербского Елена Дозорцева.

Она указала, что, с одной стороны, требование получать разрешение у родителей очень серьезно осложняет работу. "Родители детей, которые нуждаются в психологической помощи, не всегда дают свое согласие, и это мешает работать эффективно. С другой стороны, за воспитание и развитие детей отвечают все-таки родители, и, отказываясь от практики получения разрешений, мы нарушаем их права", - сказала Дозорцева.

Предложение нарушает права родителей

"Это право родителя - получить информацию, давать согласие на обследование, присутствовать на нем и, если это требуется, отказываться от участия в нем", - подтвердил старший научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания РАО Евгений Ковалев.

Он указал, что перечисленные права родителей гарантируются не только законом об образовании, но и семейным и гражданским кодексом. "Там целый ряд взаимосвязанных статей, которые обеспечивают неотъемлемое право родителей в этом вопросе, притом приоритетное. И если мы будем каким-то образом его нивелировать, мы нарушим права родителя как законного представителя ребенка", - подчеркнул Ковалев.

По его словам, если сейчас психолог начнет работу с детьми без письменного согласия, это будет считаться грубым вмешательством в частную жизнь ребенка и его семьи, потому что психологические тестирования часто затрагивают достаточно интимные сферы. "Психолог может узнать от ребенка информацию, которую не все родители хотят видеть доступной кому-либо, кроме узкого семейного круга", - заключил сотрудник центра.

Здравствуйте. Есть ли закон РФ, который регулирует психологическую деятельность? Меня интересует, имеет ли право психолог социальной структуры общаться с несовершеннолетним без согласия родителей? И если не имеет, есть ли этому законное обоснование

Если же психолог провел работу без согласия на то родителей, то это может считаться незаконным вмешательством в частную жизнь.

Здравствуйте, психологическая помощь несовершеннолетнему может оказываться только с согласия законных представителей, в противном случае это незаконно

2. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь включает в себя:
1) психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;
2) коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическую помощь обучающимся;
3) комплекс реабилитационных и других медицинских мероприятий;
4) помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации.
3. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям на основании заявления или согласия в письменной форме их родителей (законных представителей).

Таким образом, наличие заявления либо согласия родителей является обязательным условием.

Если Вам необходима дополнительная консультация либо помощь в составлении письменных документов, можете обратиться в мой чат, по правилам сайта услуги в чате платные.
Всего доброго!

Сегодня сын пришёл со школы домой (5-ый класс) и сказал, группу учеников с его и параллельного класса отправили на собеседование к психологу, сказав, что в течении третьей четверти они будут регулярно посещать эти занятия по пятницам.
Возникает резонный вопрос: а с какой стати наших детей отправляют на такие собеседования без согласия родителей (имеют ли право?) и какова цель таких занятий?
Я своему запретила их посещать. Завтра буду звонить классному руководителю.

Пока не научишься управлять веслами, бесполезно менять лодку

я в сути разберусь в любом случае, но возмущает то, что детей отправляют к психологу без уведомления родителей. Я тут не бучу поднимаю сейчас, я законность данных действий выяснить хочу

Пока не научишься управлять веслами, бесполезно менять лодку

Разумно. Сначала выяснить:
1) предусмотрены ли такие занятия в стандарте и учебной программе, в том числе конкретно этой школы, для 5-го класса;
2) цель проведения занятий и ожидаемый результат (с позиции педагогики и психологии);
3) возможность участия, помощи и контроля родителей;
4) готовность ребенка к спецзанятиям и его потребность/возможности в этом;
5) .
И потом, получив исчерпывающую информацию и подумав, спокойно или неспокойно принять решение о запрете (разрешении).
Плюс в этом случае — родители участвуют в обучении своего ребенка школой, вникают в основы деятельности школы, читают нормативно-правовые документы по школьному образованию.

Главное — погладить КОТА.

это всё понятно. меня интересует вопрос: правомерно ли со стороны школы вменять в обязанность посещения этих занятий ученикам младших и средних классов, не получая согласия родителей? Если бы мой киндер сегодня мне доверчиво не рассказал про эти занятия я бы и прибывала в неведении получается. Хорошо, что я интересуюсь каждый день, что было в школе, а кто то из родителей и не сразу узнает об этом.

Пока не научишься управлять веслами, бесполезно менять лодку

Есть разница.
Если это индивидуальные беседы для коррекции чего-то там, то оченно большой вопрос о законности мероприятия. И в этом случае Вы правы в своем возмущении (я сама бы так реагировала), и на Вашей стороне закон о неприкосновенности личности.
Если эти занятия проводятся как урок, лекция на определенную тему — для общего развития, образования или для сплочения ребят класса, а может, для тестирования коллектива (потом будут анализировать и психолог, и учителя — таким образом они получат сведения о классе изнутри, дети ведь уже взрослеют, и классному тоже нужно менять методы работы с учащимися), то в этом случае опасаться мало оснований.
Но знать Вам как маме безусловно надо о деталях. Чтобы просто знать и чтобы контролировать школу. Вы, плиз, не накручивайте себя — впереди выходные. А доверие между Вами и Вашим сыном — замечательная штука!

Главное — погладить КОТА.

если детям озвучили что они ДОЛЖНЫ посещать это в течении третьей четверти - это уже не лекция. Должен мой сын посещать психолога или нет - должна решать только я, как мать. Ели у педагогов возникли сомнения - они должны были поставить меня в известность, прежде отправлять его на первое занятие (на котором он сегодня уже был). Разве я не права?

Пока не научишься управлять веслами, бесполезно менять лодку

Правы еще как! Обязательность таких собеседований — на усмотрение родителей. Опять "но": какие тема и цель? Иначе — запрет, потому что это не относится к функции школы.

В свое время учительница в классе моей дочери провела письменный опрос о семье. В этот же день я была в школе и жёстко говорила с педагогом, вообще о допустимости таких вещей. И всё. Больше ни-ни. И отношение ко мне уже было другое. И в школе я тоже стала бывать чаще, в итоге стала другом класса.
Как видите, мы с Вами в этом похожи. Прошу Вас: поделитесь, потом, продолжением истории с "вашим" психологом. Ладно?

Главное — погладить КОТА.

А как проконтролировать тему и цель, если не присутствовать? А присутствовать на таких занятиях работа не позволяет? Где найти выход из ситуации?

Пока не научишься управлять веслами, бесполезно менять лодку

Лично присутствовать, чтобы проконтролировать содержание беседы, ни к чему — Вас обманывать не станут. Достаточно — услышать и узнать от работников образовательного учреждения.
У Вас есть телефон классной, чтобы расспросить ее?
В субботу уроки в школе есть? Сходить и при личной встрече запросить документы.
В рабочий день позвонить в школу: замдиректору, психологу самому.
Напишите записку со своими соображениями и запретом на посещение Вашим сыном бесед у психолога до выяснения ситуации, а мальчишка Ваш передаст.
Кто-то из доверенных людей может по Вашему поручению сходить в школу?

Главное — погладить КОТА.

я позвоню завтра классному руководителю, но не уверена, что звонок внесёт ясность если честно.
Вопрос остаётся открытым: имеют ли право наших детей отправлять к психологу без нашего ведома? Ответа на него я пока не получила.

Пока не научишься управлять веслами, бесполезно менять лодку

Все-таки школа — это контролируемая государством организация, с определенным законодательно прописанным учебным планом и прочим, и потому чего-либо противозаконного в ней произойти не должно. Есть, скорее, упущения: вот, на Вашем примере получается, что школа не поставила в известность родителей о планах работы психолога ни в начале учебного года, ни позже на собрании, не пригласила специалиста на собрание родителей. Или я не права?
Беседы (интервью) с учащимися — обычный метод работы школьной психологической службы, основанный на психолого-педагогической теории. Это не насилие над личностью, не попытки вмешательства во внутренний мир.

Главное — погладить КОТА.

Главное — погладить КОТА.

Обеспечение тайны личности
Право на тайну — индивид сам решает в какой степени ему делиться своими мыслями, чувствами и событиями личной жизни.
Два основных понятия обеспечения тайны личности:
1. Релевантность обследования цели — обследование должно давать только ту информацию, которая необходима для цели обследования.
2. Информированное согласие — любой испытуемый должен быть уведомлен о цели, способе использования полученной информации, согласие абсолютно осознанное при полной информированности.
Особая проблема — диагностирование детей.
Нужно получить согласие со стороны родителей ребенка или его представителей: усыновителей, попечителей. Одни методы требуют согласия только представителей (тесты достижения и способностей), другие (личностные методы) — согласие самого ребенка или его родителей. Любой индивид вправе отказаться от диагностирования.

Читайте также: