Кто такие клюнийцы кратко

Обновлено: 07.07.2024

Толковый словарь русского языка. Поиск по слову, типу, синониму, антониму и описанию. Словарь ударений.

Найдено определений: 1 клюнийский орден

КЛЮНИЙСКИЙ ОРДЕН - КЛЮНИ́ЙСКИЙ ОРДЕН, католический монашеский орден, образованный вокруг бенедиктинского аббатства Клюни в Бургундии. Аббатство, основанное герцогом Вильгельмом Аквитанским, было сразу же передано под покровительство римского папы, поэтому с самого начала Клюни оказалось вне сферы права частной и королевской церкви, а также власти епископа. В правление аббата Одона (927-942) Клюни становится центром Клюнийской реформы (см. КЛЮНИЙСКАЯ РЕФОРМА), сыгравшей огромную роль в истории Западной Церкви. Клюнийская реформа была направлена на возвращение к строгому исполнению Устава св. Бенедикта Нурсийского (см. БЕНЕДИКТ НУРСИЙСКИЙ), дополненного Бенедиктом Анианским; делался упор на церковном богослужении и ежедневном совершении евхаристии, а также восстановлении в первоначальном виде богослужебного пения; в церковный календарь были введены новые праздники, в том числе День поминовения всех усопших 2 ноября (аббатом Одилоном, 994-1048), было введено периодическое уединение в дополнение к киновии (см. КИНОВИЯ), культивировалось изучение Священного Писания и переписывание книг. Клюнийцы требовали полной независимости монастырей от светской и епископской власти, а также строгого соблюдения обета безбрачия духовенства и запрещения симонии (см. СИМОНИЯ), что было введено папой Григорием VII (см. ГРИГОРИЙ VII Гильдебранд), клюнийским монахом. Велась очень широкая благотворительная деятельность (Клюни содержало несколько тысяч бедняков). Тенденция к независимости монашества нашла зримое выражение в черном одеянии, введенном у бенедиктинцев именно клюнийцами.

Клюнийская реформа, Клюнийское движение — движение за реформу монашеской жизни в Западной церкви в X—XI веке, центром которого было Клюнийское аббатство. Возникло как протест против падения нравственности монашества и духовенства, против вмешательства светских властей в церковную жизнь. Главное требование Клюнийского движения к жизни монахов — строгое соблюдение устава Бенедикта Нурсийского; особое внимание уделялось длительному и торжественному совершению литургии, строгому соблюдению распорядка молитв. Лидеры Клюнийского движения осуждали симонию, требовали строго соблюдения целибата духовенством, на практике добивались освобождения монастырей от власти светских сеньоров и епископов. Клюнийская реформа способствовала созданию в монастырях библиотек и скрипториев и повышению интеллектуального уровня монахов.

В ходе Клюнийского движения сложилась клюнийская конгрегация монастырей. Она была строго централизованной и возглавлялась аббатом Клюни, который напрямую подчинялся папе и не зависел от местных церковных властей. Монастыри, принявшие реформу, выводились из-под власти местного епископата и подчинялись Клюнийскому аббатству. Аббат Клюни считался аббатом всех монастырей конгрегации, а для управления повседневными делами аббат Клюни сам назначал настоятелей в монастыри, получавших при этом звание приора. Если в начале XI века насчитывалось около тридцати клюнийских монастырей, то в первой половине XII в. — уже более тысячи. Строго централизованная, с фактически монархическим управлением клюнийская конгрегация, независимая от светских и местных духовных властей, была мощным орудием в руках папства как в укреплении его власти в церкви, так и в борьбе за независимость от светской власти.

Суть реформы

Основные требования клюнийцев:

реформирование монастырей, введение в них сурового устава, основанного на принципах строгого аскетизма и послушания, жёсткий контроль за соблюдением целибата, запрещение симонии, провозглашение полной независимости реформированных монастырей от какой-либо светской власти и от епископов, непосредственное подчинение их папе.

Клюнийскую реформу поддержал император Генрих III.

Результаты реформы

Результатом реформы стало образование могущественной конгрегации из сотен монастырей на территории Западной Европы под главенством Клюни, укрепление папской власти и католической церкви. Клюнийская реформа стала фундаментом для Григорианской реформы.

[англ. Cluniac Reform; нем. Cluniazensische Reform; франц. réforme clunisienne], движение обновления западноевроп. монашества в X-XII вв., связанное с мон-рем Клюни Было направлено на восстановление дисциплины уставной жизни, углубление внутренней религиозности, активизацию литургической практики и укрепление экономического положения мон-рей; для этого движения было характерно многообразие форм. К. р. нельзя рассматривать в отрыве от др. современных ей монашеских движений (в Лотарингии, во Фландрии), но при относительной общности целей К. р. имела особый путь распространения - в мон-рях, объединенных в Клюнийскую конгрегацию; этот союз был скреплен не только религ. идеалами, но и правовыми (юрисдикционными) связями.

Предпосылки К. р.

Освящение церкви аббатства Клюни папой Римским Урбаном II в 1095 г. Миниатюра из рукописи Paris. lat. 17716. Fol. 91. Рубеж XII и XIII вв.

Освящение церкви аббатства Клюни папой Римским Урбаном II в 1095 г. Миниатюра из рукописи Paris. lat. 17716. Fol. 91. Рубеж XII и XIII вв.


Освящение церкви аббатства Клюни папой Римским Урбаном II в 1095 г. Миниатюра из рукописи Paris. lat. 17716. Fol. 91. Рубеж XII и XIII вв.

С кон. VII в. франк. правители использовали практику основания в своих владениях частных мон-рей, чтобы укрепить тем самым власть и ограничить сепаратистские устремления епископов и местной знати. Представители знати и епископы тоже основывали мон-ри на собственные средства и на своей земле; такие обители становились собственностью тех, кто их основали, и подпадали под действие частного права, т. е. могли служить объектом купли-продажи, обмена, передачи др. лицу в качестве ленного владения. Частные церкви и обители основывали прежде всего ради спасения души (pro salute animae, pro redemptione animae), но существовали и экономические выгоды, т. к. монастыри, получая привилегии от папы Римского и светских правителей, приобретали налоговый и судебный иммунитеты. Рубеж IX и X вв. отмечен численным ростом частных и епископских мон-рей: в условиях политического соперничества аристократических кланов между собой и с королевской властью владение собственной обителью, особенно при наличии в ней семейного некрополя, стало рассматриваться как форма репрезентации власти и свидетельство древности, знатности, славы и богатства рода.

Следствием численного роста частных мон-рей стало повсеместное обмирщение монашества, вовлекаемого собственником обители в политику (в т. ч. и в военные предприятия) и в мирские дела. Так, со времени правления Карла Великого королевские аббатства несли т. н. королевскую службу (servitium regis). Монастыри разделяли на 3 категории в зависимости от того, предоставляли ли они королю войско и дары (militia et dona), только дары без войска (dona sine militia) или же молились за него, за наследника и за всю страну (nec dona nec militiam, sed solas orationes pro salute imperatoris vel filiorum eius et stabilitate imperii - Notitia de servitio monasteriorum // MGH. Capit. T. 1. P. 350-352). В Восточнофранкском (Германском) королевстве, а затем в Свящ. Римской империи в X-XI вв. эта практика была продолжена как часть политики по созданию имперской Церкви: под королевскую (императорскую) защиту (defensio, mundiburgium) передавались частные аббатства, но семьи их основателей не лишались прав на эти обители. Имперский статус означал правовую независимость монастырей от епископа, налоговый и судебный иммунитеты, а также защищал от посягательств местных сеньоров, но в то же время обязывал аббата выполнять т. н. королевскую службу силами монашеской общины. Собственники мон-рей рангом ниже - епископы и представители светской знати - также использовали свои обители для укрепления политического господства, социального престижа и экономического могущества, в т. ч. как источник финансирования военных походов и пополнения войска. Из-за подчинения королю (императору) или частному лицу (как из мирян, так и из духовенства) мон-рь оказывался полностью выведен из-под дисциплинарного контроля (disciplina ecclesiae) местного епископа, который был обязан совершать визитации мон-рей и следить за соблюдением монахами устава, за хозяйственной деятельностью аббата и т. п. Угрозу для дисциплины и самого духа монашества представляло право собственника назначать аббата по своему усмотрению (см. Инвеститура). Это противоречило уставу прп. Венедикта Нурсийского (бенедиктинскому уставу), согласно которому монахи имели право свободно выбирать аббата (Reg. Ben. 64; бенедиктинский устав был обязательным для всех мон-рей в соответствии с решением Ахенского Собора (816), проведенного в рамках монастырской реформы имп. Людовика Благочестивого). При назначении аббатов правители руководствовались не столько духовными качествами кандидата, сколько его личной лояльностью и политической конъюнктурой. Часто аббатами королевских (имперских) мон-рей назначались епископы или даже миряне - графы, получавшие монашеские обители в качестве бенефиция за службу (abbas et comes, abbicomes). Епископ также мог стать аббатом собственного частного мон-ря. В обителях, основанных светскими магнатами, аббатами обычно становились основатели, их потомки или родственники (во мн. случаях должность аббата была наследственной).

Основные принципы К. р.

Преемственность бенедиктинской традиции

Распятие. Миниатюра из лекционария аббатства Клюни. Ок. 1100 г. (Paris. Nouv. acq. lat. 2246. Fol. 42v)


Распятие. Миниатюра из лекционария аббатства Клюни. Ок. 1100 г. (Paris. Nouv. acq. lat. 2246. Fol. 42v)

Изменения в литургической и поминальной практиках

Долгие и пышные богослужения в мон-рях Клюнийской конгрегации были не только следствием углубления благочестия реформированного монашества, но и ответом на запрос верующих, искавших помощи в спасении души. Клюни и др. обители конгрегации стали крупными религ. центрами, привлекавшими множество паломников. В XI в. возникло поверье, что участие в клюнийской мессе способствует спасению души больше, чем все др. добрые дела, вместе взятые (см.: Franz A. Die Messe im deutschen Mittelalter. Freiburg, 1902). Поминовению усопших, совершаемому клюнийскими монахами, приписывалась особая эффективность. В Житии св. Одилона сообщается о видении, в к-ром папа Римский Бенедикт VIII благодаря молитвам клюнийцев был взят на небо сразу после кончины ( Iotsaldi Vita Odilonis II 16 // Iotsald von Saint-Claude. Vita des Abtes Odilo von Cluny / Hrsg. J. Staub. Hannover, 1999. P. 221-224. (MGH. Script. Rer. Germ.; 68)). Поэтому число тех, кто, делая пожертвования мон-рям Клюнийской конгрегации, хотели обеспечить себе вечное поминовение, постоянно возрастало.

С ростом авторитета и общецерковного значения Клюни объемы поминальной практики увеличивались: постоянно пополнялись мемориальные списки, все щедрее и чаще становились дары. С нач. XI в., в годы экономического расцвета Клюни при аббатах Одилоне и Гуго I, за 1 поминаемого кормили 3 бедняков. В некрологе клюнийского приората Марсиньи под 1093 г. было указано ок. 5 тыс. имен, под 1149 г.- более 10 тыс. Т. о., только в связи с поминовением усопших (были и др. статьи благотворительности) мон-рь ежегодно обеспечивал питанием ок. 30 тыс. чел. ( Wollasch J. Gemeinschaftsbewusstsein und soziale Leistung im Mittelalter // Frühmittelalterliche Studien. B., 1975. Bd. 9. S. 281).

Libertas Ecclesiae

Впосл. независимость Клюни от местных церковных властей (сторонники К. р. рассматривали их вмешательство как мирское) неоднократно подтверждалась папами Римскими. В кон. X в., при аббате св. Одилоне, папа Римский Григорий V окончательно изъял Клюни из юрисдикции епископа Маконского (привилегия экземпции (exemptio)): без разрешения аббата никто не имел права на литургические действия на территории мон-ря; для совершения таинств монахи могли пригласить любого епископа (т. н. консекратора). В 1025 г. Госцелин, еп. Маконский, ссылаясь на каноны IV Вселенского Собора, обжаловал эту практику на Соборе в Ансе. Однако папа Римский Иоанн XIX подтвердил и расширил привилегии Клюни и связанных с ним аббатств и приоратов, а также запретил налагать интердикт на мон-ри Клюнийской конгрегации и их монахов или отлучать их от Церкви независимо от места их пребывания. Привилегии, к-рые клюнийцы получили позднее от пап Григория VII, Урбана II и Пасхалия II, не способствовали умиротворению отношений: епископы неоднократно пытались отстоять свои права, опираясь на военную силу. Впосл. связанные с Клюни мон-ри в разных регионах стремились получить подобные привилегии, что становилось причиной конфликтов с местным епископатом. Папа Каллист II (1119-1124) сохранил привилегии свободного выбора аббата и приглашения консекратора для совершения таинств только для Клюни.


Начало истории клюнийского монашества относится к 909 году. В этом году знатный мирянин Бернон, уже основавший в бургундских землях два монастыря с очень строгим уставом, решился создать новую обитель на вилле Клюни, подаренной ему герцогом Гильомом Аквитанским. Со стороны герцога это был очень щедрый дар, так как он отказывался от своих феодальных прав в отношении новой обители. Более того, новый монастырь должен был напрямую подчиняться римскому папе.

Обитель Клюни издавна славилась своим благочестием. Настоятели Клюнийского монастыря проповедовали устав святого Бенедикта. При аббате Одоне, которого современники прозвали могильщиком за постоянно опущенные к земле глаза, влияние обители серьёзно возросло. В 931 году римский папа подтвердил привилегии аббатства и позволил настоятелю принимать под свою власть новые монастыри для реформирования их жизни.

Аббат Одон был настоятелем Клюнийского монастыря на протяжении 20 лет. За это время монастырь изменился, стал гораздо больше и серьёзно разбогател. Знатные люди Бургундии, Северной Франции и Лотарингии, впечатлённые благочестием настоятеля и его монахов, постоянно одаривали монастырь новыми землями.

Чтобы подчеркнуть свою обособленность от мира и от белого духовенства, монахи клюнийцы облачились в чёрные рясы. До этого облачения монахов были либо белыми либо коричневыми.

Идея монастырской реформы очень быстро перешагнула границы собственно монашества. Примерно с середины 11-го века монашеские обеты бедности, безбрачия и послушания стали обязательными и для белого духовенства. Проводником этих идей стал римский папа Григорий VII, сам воспитанный в традициях клюнийцев.

Реформированное монашество очень скоро превратилось в главную опору папской власти. Временем наибольшего процветания монастыря Клюни стали XI и XII столетия, эти века были временем наивысшего религиозного подъёма.

На протяжении всего XI века европейцы ожидали наступления конца света, который предсказывали в 1000, 1033 и 1100 годах. Люди отправлялись в религиозные паломничества, завещали свои земли монастырям и наконец, постригались в монахи. Европейцы задумывались над тем, с чем они предстанут перед Господом после смерти, то есть, о своих грехах.

Монастырь Клюни очень грамотно вписался в эту тенденцию. Именно монахи-клюнийцы сделали поминовение усопших важной частью литургического цикла. В конце 10-го века в монастыре Клюни был учреждён специальный день поминовения всех усопших, который превратился впоследствии в важный церковный праздник.

Ниболее торжественно обставлены были службы в честь самих монахов-клюнийцев. Когда монах Клюнийского монастыря умирал, поминальную службу служили в течение 30 дней, более того, все эти дни пища монаха готовилась, но отдавалась бедным, которых клюнийские монахи называли стражами неба.

Соблюдение личной бедности и забота о бедных были, пожалуй, самой важной частью монашеского устава клюнийцев. По легенде, аббат Одон однажды увидел, как монах его монастыря не пускает в монастырь неопрятно одетого нищего. Одон строго отчитал своего подчинённого, а нищему сказал: “Когда этот монах предстанет перед вратами рая, воздай ему тем же”.

Несмотря на то, что сами клюнийцы соблюдали обет бедности, их монастыри и церкви были роскошно украшены. Великолепные росписи, богатое внутреннее убранство, роскошная церковная утварь – всё это поражало внимание современников. Клюнийская конгрегация была самым влиятельным объединением монахов средневековья. В XI-XII веках четыре римских папы происходили из Клюнийского монастыря, клюнийцы зачастую становились епископами и кардиналами.

Монастыри были необычайно богатыми, и это богатство, могущество и влияние стали началом кризиса клюнийского монашества. К концу средневековья Клюнийский монастырь очень мало отличался от других обителей. Жизнь монахов постепенно становилась всё более роскошной. Поток пожертвований постепенно оскудевал.

В XVI веке, во время войн между католиками и протестантами, аббатство Клюни несколько раз подвергалось нападению со стороны протестантских отрядов. В XVII веке Клюнийский монастырь постепенно приходит в упадок. Восстановить влияние клюнийского монашества пытались такие влиятельные деятели французской церкви, как кардиналы Ришелье и Мазарини, но тем не менее, их попытки оказались совершенно безуспешными. К концу XVIII века в монастыре Клюни было всего 50 монахов. Упадок Клюнийского монастыря довершила французская революция.

Читайте также: