Кто такие казаки кратко

Обновлено: 30.06.2024

В Российской империи К. юридически значилось особым воинским сословием, имевшим привилегии за несение обязательной службы.

Формирование К. шло с конца ХIV в. на степных незаселенных просторах (окраинах) между Московской Русью, Великим княжеством Литовским, Польшей и татарскими ханствами в условиях распада Золотой Орды, в постоянной борьбе с многочисленными противниками, вдали от развитых культурных центров. История протоказачества из-за отсутствия источников окутана легендами.

Крупная территориальная казачья общность как форма военно-политического объединения независимых казачьих поселений называлась Войском. Военная (войсковая) организация с выборной системой управления, демократические порядки, отсутствие налогов являлись главной особенностью общественной жизни казаков. Важнейшие решения: вопросы войны и мира, прием послов, получение и раздача жалования, выборы всех должностных лиц (войсковых и станичных атаманов, есаулов, дьяков, атаманов зимовых и легких станиц), суд над провинившимися, — принимались на общеказачьих собраниях (станичных и войсковых кругах или радах), являвшихся высшими органами управления и главными символами суверенитета К.

С ХVIII в. Российское государство постоянно регламентировало жизнь казачьих областей, унифицировало и модернизировало в нужном для себя русле традиционные казачьи структуры управления, превратив их в составную часть административной системы империи. В ХVII—ХVIII вв. казачьи военные формирования считались иррегулярными частями, К. в юридическом отношении постепенно превращалось в отдельное сословие. Если в Соборном уложении 1649 регламентировалась лишь организация военной службы казаков, то с 1721 казачьи части поступили в ведение казачьей экспедиции Военной коллегии. В 1723 император Петр I упразднил выборность войсковых атаманов и ввел институт наказных атаманов, назначаемых верховной властью. Последние остатки казачьей независимости были потеряны после разгрома Пугачевского бунта в 1775, когда по указу императрицы Екатерины II была ликвидирована Запорожская Сечь.

Накануне Первой мировой войны в Российской империи насчитывалось 11 казачьих Войск: Донское (1,6 млн человек), Кубанское (1,3 млн), Терское (260 тыс.), Астраханское (40 тыс.), Уральское (174 тыс.), Оренбургское (533 тыс.), Сибирское (172 тыс.), Семиреченское (45 тыс.), Забайкальское (264 тыс.), Амурское (50 тыс.), Уссурийское (35 тыс.) и 2 отдельных казачьих полка. Они занимали 65 млн десятин земли с населением 4,4 млн человек (2,4 % всего населения империи), в том числе 480 тыс. служивого состава. Среди казаков в национальном отношении преобладали русские (78 %), за ними шли украинцы (17 %) и буряты (2 %). Большинство казаков исповедовало православие, имелся большой процент старообрядцев (особенно в Уральском, Терском, Донском Войсках).

В сражениях Первой мировой войны принимало участие более 300 тыс. казаков (164 конных полка, 30 пеших батальонов, 78 батарей, 175 отдельных сотен, 78 полусотен, не считая вспомогательных и запасных частей). Война показала неэффективность использования больших конных масс (казаки составляли 2/3 численности русской кавалерии) в условиях сплошного фронта, высокой плотности огневой мощи пехоты и возросших искусственных и технических средств обороны. Исключения составили сформированные из добровольцев-казаков мелкие партизанские отряды, успешно действовавшие в тылу противника при выполнении диверсионных и разведывательных заданий.

Мировой военный конфликт мобилизовал боевой потенциал К., который, несмотря на усталость от войны, был перенесен в водоворот событий Гражданской войны. Боевой опыт и профессиональная воинская подготовка казаков были использованы при решении острых внутренних социальных конфликтов. Декретом Всероссийского Центрального исполнительного комитета и Совета народных комиссаров от 17 ноября 1917 К. как сословие и казачьи формирования были упразднены. В Гражданскую войну казачьи территории стали основными базами Белого движения (особенно Дон, Кубань, Терек, Урал), и именно там велись самые ожесточенные бои. Казачьи части являлись в численном отношении главной военной силой белых армий в борьбе с большевиками. К этому К. подтолкнула проводимая красными политика расказачивания (массовые расстрелы, взятие заложников, сожжение станиц, реквизиции, стравливание с иногородними). В Красной армии также имелись казачьи подразделения, но они представляли малую часть К. (менее 10 %). После поражения в Гражданской войне большое количество казаков (около 100 тыс. человек) оказалось в эмиграции.

Лит.: Воскобойников Г. Л. Казачество в первой мировой войне 1914—1918 гг. М., 1994; Галушко Ю. Казачьи Войска России. М., 1993; Гордеев А. А. История казаков. Т. 1—4. М., 1991—1993; Донские казаки в прошлом и настоящем. Ростов-на-Дону, 1998; Железнов И. И. Уральцы: Очерки быта уральских казаков. Т. 1—3. СПб., 1888; Заседателева Л. Б. Терские казаки. М., 1994; Казин Х. В. Казачьи войска. СПб., 1912; Мухин А., Прибыловский В. Казачье движение в России и странах ближнего зарубежья (1988—1994). Т. 1—2. М., 1994; Рыжкова Н. В. За Веру, Отечество и други своя: Донские казаки в Великой войне 1914—1917 гг. Ростов-на-Дону, 1998; Станиславский А. А. Гражданская война в России ХVII в.: Казачество на переломе истории. М., 1990; Хорошхин М. Казачьи войска. СПб., 1881; Яворницький Д. I. Iсторiя запорозьких козакiв. Т. 1—3. Киiв, 1990—1993.

434.jpg

О казаках, слышали, наверное, все жители бывшего СССР, с ними связано много историй, легенд и приданий. Теорий о том, как они появились великое множество. Казаки- это социальная группа, объединившая славян с татарами, осетинами, башкирами и другими народами в военное сословие, которое имело свои законы, права и привилегии.

Достоверной информации о вольном народе меньше, чем домыслов и предположений. Среди теорий о происхождении казаков, стоит выделить две наиболее вероятные:

В 1489 году впервые упоминаются казаки, они указывали дорогу королю Польши, когда он совершал поход на татар, тогда же отряды вооруженных казаков нападают на татарскую стражу у Днепра и грабят купцов. С тех пор хан периодически жалуется на казаков.

2. Согласно восточной гипотезе казаки появились после нашествия татаро-монгол. Черкесы, заселяющие часть территории Кубани, и бродники, проживающие на границе Киевской Руси, объединились в один, от них и пошли казаки.

Первоначально казачества считались независимыми, но существовали в союзе с Москвой, откуда получали помощь финансовую и военную. Казаки защищали границы России с юга и востока, участвовали в военных действиях. Не всегда отношения Москвы с казаками можно было назвать радужными: казаки поддержали крестьянские восстания, они оказали содействия Лжедмитрию, который заявил права на престол, но, несмотря на имеющиеся разногласия, во время проведения собора слово атаманов сыграло решающую роль- царем избрали Михаила Романова. В 16 веке украинские казаки несли службу в Речи Посполитой, охраняя ее границы и полтора века были зависимы от Польши. С приходом к власти Екатерины Великой, часть казаков приняло решение уйти на территории, принадлежавшие Турции, другие были переселены на Кубань.

Позже казаки продвинулись на территории Северного Кавказа и Сибирь, осваивая необжитые земли. В 17 веке российский трон сумел добиться от казаков присяги на верность престолу, со временем казачество утратило свои демократические права и завоевания. При Петре казаки утратили возможность самим выбирать атамана, теперь он назначался верховной властью. После того, как был подавлен Пугачевский бунт, который состоялся при поддержке казаков, Екатерина разрушила Запорожскую Сечь. При Павле Первом казачьи офицерские сравнялись с военными, и им даровались дворянские титулы, после чего атаманом над казаками стали назначать наследников престола, через 11 лет утвердили первый строевой устав. В 1910 году казаки стали подчиняться Главному штабу и вплоть до октябрьской революции были опорой царского престола и защищали государственность.

После свержения монархии казачество поддержало Белое движение, из-за чего потом подвергалось массовым репрессиям. Лишь с приходом Сталина были сняты все ограничения, по которым была ограничена служба казаков в Красной Армии. В период Великой Отечественной Войны казаки активно участвовали в военных действиях и героически защищали Родину часто ценой собственной жизни.

Сегодня казаков можно встретить на территории России и зарубежья, более 7 миллионов человек считают себя казаками и их потомками и, как и многие столетия назад, живут по заповедям Христа.


Эта версия близка к истине, так как во времена зарождения казачества (а, история казаков насчитывает более 500-а лет существования) считалось особой доблестью в молодости провести некоторое время в отшельничестве: удалиться в пустыню, горы или леса, чтобы питаться дичью и одеваться в шкуры зверей.

Происхождение казачества


Происхождение казачества — сложная тема, которая до сих пор вызывает споры и бурные дискуссии. Этническая принадлежность казаков тоже покрыта завесой тайны. Принято считать, что казачество сформировалось на территории, которая сейчас принадлежит разным государствам:

  • Польше,
  • Чехии,
  • Хорватии,
  • Австрии,
  • Украины,
  • России,
  • Казахстана.

Ряд историков считает, что казаки относятся к культуре различных тюркских народов.

Немецкий историк Г. Штекль пишет:

Во все времена казаки считались хорошими воинами. Казачьи воинские формирования входили в вооружённые силы:

Казаки на Руси

На Руси c XIV−XV вв. называли людей вольных, не связанных никакими обязательствами, готовых к работам по найму и свободно перемещавшихся с места на место, независимо от их языка, веры и происхождения.

Во-первых, мы видим, что заселителям земель можно было всегда найти таких людей, нетяглых и неписьменных (не переписанных), людей, не имеющих собственной земли, собственного хозяйства и долженствующих потому кормиться работою на чужих землях, при чужих хозяйствах, при чужих промыслах; а такие-то бездомовные люди именно назывались у нас казаками. Но понятно, что между этими людьми находилось много и таких, которые не хотели жить на чужих землях, в зависимости от чужих людей и предпочитали вести воинственную, опасную, но более привольную, разгульную жизнь в степи, на границах и далее, за границами государства; куда должны были деваться люди, выбывшие из городов и волостей, которых населители земель не имели права принимать к себе? Существование казаков как пограничного воинственного народонаселения было естественно и необходимо по географическому положению древней Руси, по открытости границ со всех сторон; на всех границах долженствовали быть и действительно были казаки, но преимущественно были они необходимы и многочисленны на степных границах, подвергавшихся постоянным и беспощадным нападениям кочевых хищников, где, следовательно, никто не смел селиться, не имея характера воина, готового всегда отражать нападение, сторожить врага.

В России многие слышали о Запорожских и Донских казаках, это два самых известных казачьих сообщества. Оба появились приблизительно в XV-XVI веках. Они имели похожие традиции и культуру, но жили на разных территориях, хоть и недалеко друг от друга. Запорожцы — вдоль Днепра на территории современной Украины, донские — вдоль нижнего Дона на территории современной России.

Донские казаки нанимались на службу к представителям русской монархии, запорожцы служили Великому княжеству Литовскому, а затем — Речи Посполитой.

К XIX казачество стало исключительно военным сословием, казаки часто участвовали в подавлении различных восстаний. Во время гражданской войны казаки сражались по обе стороны участников конфликта, а некоторые воздержались от военных действий.

Современные казаки

кто такие казаки

Современные казаки считают себя потомками представителей прежнего казачества, но многие историки относят казачество XXI века к определенной субкультуре. Участники первых казачьих организаций 1980-х годов считали себя потомками отдельного народа, репрессированного при советской власти.

Иерархия казаков

Обычно у казаков действует определенная иерархия, хотя ряд казачьих сообществ не признает эту систему.

Казачьи чины

  • Казак — рядовой
  • Приказный (приказной казак) — ефрейтор

Унтер-офицерские (младшие) чины:

  • Младший урядник — младший унтер-офицер, младший сержант
  • Урядник — унтер-офицер, сержант
  • Старший урядник — старший унтер-офицер, старший сержант
  • Младший вахмистр — старшина
  • Вахмистр — фельдфебель, прапорщик
  • Старший вахмистр — старший прапорщик
  • Подхорунжий — младший лейтенант

Обер-офицерские (старшие) чины:

  • Хорунжий — подпоручик, лейтенант
  • Сотник — поручик, старший лейтенант
  • Подъесаул — штабс-капитан, капитан
  • Есаул — майор

Штаб-офицерские (главные) чины:

  • Войсковой старшина — подполковник
  • Казачий полковник — полковник

Генеральские (высшие) чины:

  • Генерал-майор — генерал-майор
  • Генерал-лейтенант — генерал-лейтенант
  • Генерал от кавалерии — полный генерал
  • Генерал-фельдмаршал — генерал-фельдмаршал

Форма казаков

Форменная одежда — обязательная составляющая облика казака. Казаков легко отличить от других воинов по характерной одежде, обладающей этнической символикой.

По расцветке лампасов казака можно узнать род войск и принадлежность к определенному региону.

Другие элементы одежды казака:

  • фуражка,
  • папаха,
  • бешмет,
  • шаровары.

Казачья форма считается семейной реликвией, а фуражку в доме кладут на видное место.

Женщины в казачьих сообществах

Женщины-казачки всегда славились своей силой, умом и красотой. Брачные обряды и права женщин у казаков сильно отличались от общерусских, на протяжении всей истории они претерпевали значительные изменения. В период XVII-XVIII веков роль женщины в казачьем обществе эволюционировала к практически полному равноправию с мужчинами в том же обществе.

Изначально казаки приводили в дом супругу из числа захваченных пленниц, часто это были турчанки, татарки или черкешенки, брачный обряд был самым простым, о своем намерении объявляли на казачьем кругу.

Но постепенно тип женщины, которая полностью подчиняется мужчине сменился на роль хозяйки. В отсутствии мужа, который часто воевал, женщина вела сама хозяйство, обрабатывала пай, поддерживала дом, занималась воспитанием детей.

Традиционной одежды у казачек изначально не было, они носили наряд той местности, откуда были пленены. Постепенно был сформирован традиционный образ, хотя наряды казачек разных станиц все равно отличались.

Традиционный элементы одежды:

Кухня казаков

Основа рациона казаков — блюда из рыбы, так как станицы часто располагались вблизи водоемов и вдоль рек. Даже казачьи войска именуются по названию рек (Терек, Кубань, Енисей, Амур, Волга). В каждой станице еду готовят по-разному, согласно сложившемуся родовому обычаю.

Из напитков казаки предпочитают чай, которым традиционно начинаются и заканчиваются застолья.

Казаки, прославленные Русской Православной Церковью

  • потомственный оренбургский казак, полковник, архимандрит Варсонофий Оптинский (в лике преподобных);
  • потомственный сибирский казак Далмат Исетский (в лике преподобных);
  • потомственный полтавский казак Даниил Ачинский (в лике праведных).

Казаки в художественной литературе

Многие классические произведения художественной литературы рассказывают об укладе жизни и быте казаков.

Проза

Поэзия

Хор Донских казаков Сергея Жарова (смотреть фильм)


Не единожды в истории народы разделялись: от общей массы откалывались отдельные этнические группы, создавая достаточно замкнутое сообщество по различным признакам. Это религия, обычаи и традиции, одежда, нравственные устои.


Значение и происхождение названия казаков

  1. Молебен Господу Иисусу Христу
  2. Молебен Пресвятой Богородице

Изначально казак – это вольный, но вооружённый, готовый к сражению человек. Можно сказать, что это вольнонаемник. Именно в таком качестве выступали казаки исторически: зачастую их попросту нанимали те, у кого были деньги, желание и идеи…


История казаков в России

Уже через сто лет казаки стали мощной военной силой. Примерно в это е время – в 1552 году казаки назвали территорию своего обитания Запорожская Сечь. Это произошло при участии правителя Волыни князя Вишневецкого по прозвищу Байда. Он вложил деньги в первую военную базу Сечи, основанную на острове Хортица. Здесь шла мирная жизнь казаков.

Расположение Хортицы в то время было очень удобным, ведь она закрывала выход татар из Крыма, находясь в то же время недалеко от Великого Княжества Литовского. Замкнутость острова определяла его защищенность, обеспечивала безопасность.

Хортицкую Сечь, однако, разорили в 1557 году, но до 18 века все казачьи крепости укрепления строились на островах посреди рек – по тому же принципу. А крепости были необходимы – ведь ряд государств пытался подчинить себе Сечь.


Казацкая служба и казацкие восстания

В 1569 году на территория нынешней Литвы и Польши была образована Речь Посполитая, которое вольные казаки мешали несмотря на то, что поневоле служили защитой от татарских набегов. В 1572 году король Речи Посполитой Сигизмунд II Август нанял на государственную службу 300 казаков, положив им щедрое довольствие. Названы они были реестровыми казаками, поскольку поименно входили в список (реестр). Такие казаки постоянно пребывали в боевой готовности: они защищали государство от пресловутых кочевников и даже подавляли крестьянские восстания.

Между тем, сами казаки под предводительством ряда лидеров также восставали против влияния Речи Посполитой ради религиозно-национальной независимости. Это происходило с 1583 по 1657 год. Например, после 1620 года гетман Сагайдачный вступил в Киевское братство с оставшимися запорожскими казаками, не перешедшими на службу полякам и литовцам.


Крещение Руси в Киеве

Только единая духовная жизнь могла сделать Древнюю Русь государством – ведь в языческие времена разные племена и области признавали своими покровителями разных богов, отчего возникали даже вооруженные конфликты. Именно князь Владимир по сути впервые объединил Русь, создав с помощью духовных скреп сильную страну.

Крещение Руси лишь символически названо одним именем с Таинством Крещения, которое совершают над человеком. Этот процесс можно назвать активным миссионерством на Руси и личной проповедью князя Владимира, крестившегося самостоятельно и крестившего Русь. Также в результате Крещения Православная Церковь стала государственным институтом Киевской Руси.

В какой-то момент князь Владимир понял, что язычество себя изживает и начал реформировать многобожие созданием общего пантеона богов в 983 году. Однако племена в стране продолжали враждовать между собой, споря, какой из богов сильнее и, соответственно, какое из племен могущественнее под его покровительством (было, например, Велесово племя, Сварожье племя в зависимости от региона).

Главному преображению и просвещению подверглась душа самого князя, осознавшего бездуховность и жестокость язычества.

В 988 году князь Владимир принял христианство в Корсуни (Херсонесе, бывшем тогда колонией Византии), женился на православной царевне Анне и начал процесс христианизации и миссионерства в государстве. В реках Днепре и Почайне он крестил дружину, бояр и придворных. Сейчас над местом Крещения их на Киевских горах стоит памятник князю Владимиру.

Князь не заставлял никого креститься под страхом смерти, но возможно, что многие крестились из опасения утратить расположения князя. Многие историки полагают, что крещение большей части населения происходило насильственно. Однако в ряде летописей сохранились свидетельства о священниках и епископах, ставших мучениками за веру в разных регионах страны, отдаленных от Киева. Многие из них были канонизированы. Это значит, что далеко не всегда священники были под охраной дружины и тем более не могли наказать отказавшихся креститься.

Отметим, что Русская Православная Церковь поначалу не имела Патриарха и была поместной церковью, которая управлялась на местных кафедрах епископами. Когда же произошла Великая Схизма, разделение Церквей на Православную и Католическую, Русская осталась в Православии. Князь Владимир изначально мог принять Крещение в Риме и привезти западных миссионеров на Русь, но, по мнению историков, посчитал Римского Папу слишком обремененным политическими амбициями, в то время как сам Владимир не желал подчиняться никакому диктату.


Католичество, Православие и казаки

Большинство историков сходятся во мнении, что основной причиной раскола послужило желание Римской Церкви – тогда называемой Западной – обладать сильным влиянием. Это подтвердилось впоследствии, когда Католическая Церковь приняла догмат о непогрешимости Папы – сегодня это, пожалуй, основной аргумент отсутствия единения Церквей.

Великая Схизма, или Великий раскол случился в 1024 году. На тот момент в отношениях между странами и Церквями существовала напряженная политическая обстановка. Кроме того, за тысячу лет христианская Церковь обрела различные региональные традиции – обряды, особенности иерархии, обычаи. Очевидно, люди, принадлежавшие к разным традициям не приняли друг друга, разницу в менталитетах и культурах. Римо-Католическая Церковь в 1054 году провозгласила Папу единственным главой Церкви на Земле, а затем и наместником Христа. В свою очередь, Патриарх Константинопольский принял титул Вселенского.

Казаки исторически жили на землях между Киевской Русью – где князь Владимир насадил Православие – и Великим Княжеством литовским. Стекались на Сечь и католики (из Княжества) и православные (из России). Однако отметим, что со временем Православие стало превалировать. Вот как это было.


Казаки в России

Из-за подобных войн и начавшейся в России смуты казачество было ослаблено. Кроме того, из-за того, что казаки под предводительством Ивана Мазепы предали Россию, перейдя на сторону Швеции в сражении под Полтавой.

Именно так начался процесс уничтожения казачества… По мнению историков, во времена императрицы Екатерины II был создан пик подобных прецедентов. В 1775 году была уничтожена Запорожская Сечь. При этом казакам дали выбор: стать крестьянами или поступить в регулярные полки (которой многие воспользовались) – только не сохраняя прежний уклад жизни.И все же предложение Российской Империи не приняли 12 тысяч человек. Однако о положении казаков и сохранении их традиций позаботился сам генералиссимус Суворов – в 1790 году по его просьбе было создано Черноморское казачье войско.


Кубанские казаки

Основой кубанских казаков стало то самое Черноморское казачье войско вкупе с Кавказским войском, уничтоженным после кавказской войны. Они стали пограничными силами, контролировавшими положение на Кавказе: ситуация оставалась нестабильной. Казаки были своеобразным буфером между Кавказом и Россией

Кубанцы воевали и во время Великой Отечественной войны – уже в ХХ веке. Старинный быт, культура и традиции Кубани сохранились по сей день благодаря официальному Кубанскому войсковому казачьему обществу.


Донское казачество


Казачество в обществе и мировой культуре

Сегодня история и традиции, быт и сам этнос казаков изучаются этнологами всего мира. Ученные действительно изучают все элементы казачьей культуры, чтобы узнать и сохранить этот памятник. А современные казаки воплощают его в жизнь.

Читайте также: