Кто такие францисканцы и доминиканцы история 6 класс кратко

Обновлено: 04.07.2024

Апогеем христианской схоластики стало XIII-е столетие, когда были созданы ее самые главные философские системы. В это время были образованы специальные монашеские ордена для борьбы с ересями и для проповеди христианского учения, среди них особенно выделяются францисканский и доминиканский. Задачи, поставленные ими, требовали от их членов солидной богословской и философской подготовки, в результате чего большое количество философских систем было создано именно в рамках этих орденов. Доминиканцы стали хранителями официальной церковной философии, большинство преподавателей богословия в европейских университетах принадлежали к ордену святого Доминика. Учрежденная в это же время церковью инквизиция (трибунал католической церкви для борьбы с ересями) тоже была фактически передана в руки этого ордена.

Францисканский же орден отличался тем, что его монахи жили не в монастырях, а "в миру", странствовали, проповедовали отказ от богатства и роскоши, чем снискали симпатии простого народа. В этом ордене тоже получили развитие философские и богословские исследования, в результате чего папа римский дал францисканцам право преподавания в университетах. Такие видные представители высокой схоластики, как Фома Аквинский(1221 — 1274), Альберт Великий(ок. 1193—1280), принадлежали к доминиканскому ордену, а Бонаветура(ок. 1217—1274), Роджер Бэкон(1214—1292), Дуне Скот(1266—1308) — францисканскому. Это было время великих философско-богословских споров. Если доминиканцы тяготели к реализму и доказывали зависимость философии от богословия, то францисканцы были склонны к номинализму и выступали за разделение сфер богословия и философии, что на деле означало ее освобождение от диктата церкви.

Резюме: в целом в эпоху средневековья происходит переоценка ценностей:

ü перечёркнут культ тела и плотской жизни;

ü перечёркнут культ человеческого разума;

ü перечёркнута идея всесилия человека, который сам может достичь счастья.

А теперь обратимся к фигурам двух наиболее значимых представителей средневековой философии – Августина Аврелия и Фомы Аквинского.

3.Августин Аврелий как представитель патристики.

Крупнейшим представителем патристики является Августин Аврелий (354 – 430). Родился он в городе Тагасте на севере Африки (в то время она была частью Римской империи) в небогатой семье, где отец был язычником, а мать христианкой. Сам Августин долгое время был в духовном поиске. Получив образование в Мадавре и Карфагене, избрал карьеру ритора. Он работает в Риме, Милане, становится профессором риторики. В конце 70-х годов переживает увлечение манихейством, а в начале 80-х годов – скептицизмом. В Милане он знакомится с Амвросием – выдающимся христианским деятелем. Благодаря ему, Августин начинает понимать текст Библии. Весной 387 года под его влиянием Августин принимает крещение. В 388 году он возвращается в Сев. Африку; с 391 – пресвитер, а с 395 года до самой смерти – епископ г. Гиппон. Августин умер в то время, когда его город осаждали вандалы.

Литературное наследие Августина разнообразно и огромно:

"Против академиков" (скептиков, 386 год),

"О жизни блаженной" (386 год),

"О порядке" (386 год),

"Монологи" (387 год),

"О бессмертии души" (387 год),

"О количестве души" (388 – 389 годы),

"Об учителе" (388 – 389 годы),

"О музыке" (388 – 389 годы),

"Об истинной религии" (390 год),

"О свободной воле" (388 – 395 годы),

"Исповедь" (400 год),

"О граде Божьем" (413 – 436),

"О троице" (399 – 419 годы).

Всего известно около 100 трактатов, несколько сот писем и проповедей. Учение Августина соединяет теологию Востока и пристальное внимание Запада к психологии и антропологии, традицию Оригена и традицию Тертуллиана.

Апогеем христианской схоластики стало XIII-е столетие, когда были созданы ее самые главные философские системы. В это время были образованы специальные монашеские ордена для борьбы с ересями и для проповеди христианского учения, среди них особенно выделяются францисканский и доминиканский. Задачи, поставленные ими, требовали от их членов солидной богословской и философской подготовки, в результате чего большое количество философских систем было создано именно в рамках этих орденов. Доминиканцы стали хранителями официальной церковной философии, большинство преподавателей богословия в европейских университетах принадлежали к ордену святого Доминика. Учрежденная в это же время церковью инквизиция (трибунал католической церкви для борьбы с ересями) тоже была фактически передана в руки этого ордена.




Францисканский же орден отличался тем, что его монахи жили не в монастырях, а "в миру", странствовали, проповедовали отказ от богатства и роскоши, чем снискали симпатии простого народа. В этом ордене тоже получили развитие философские и богословские исследования, в результате чего папа римский дал францисканцам право преподавания в университетах. Такие видные представители высокой схоластики, как Фома Аквинский(1221 — 1274), Альберт Великий(ок. 1193—1280), принадлежали к доминиканскому ордену, а Бонаветура(ок. 1217—1274), Роджер Бэкон(1214—1292), Дуне Скот(1266—1308) — францисканскому. Это было время великих философско-богословских споров. Если доминиканцы тяготели к реализму и доказывали зависимость философии от богословия, то францисканцы были склонны к номинализму и выступали за разделение сфер богословия и философии, что на деле означало ее освобождение от диктата церкви.

Резюме: в целом в эпоху средневековья происходит переоценка ценностей:

ü перечёркнут культ тела и плотской жизни;

ü перечёркнут культ человеческого разума;

ü перечёркнута идея всесилия человека, который сам может достичь счастья.

А теперь обратимся к фигурам двух наиболее значимых представителей средневековой философии – Августина Аврелия и Фомы Аквинского.

3.Августин Аврелий как представитель патристики.

Крупнейшим представителем патристики является Августин Аврелий (354 – 430). Родился он в городе Тагасте на севере Африки (в то время она была частью Римской империи) в небогатой семье, где отец был язычником, а мать христианкой. Сам Августин долгое время был в духовном поиске. Получив образование в Мадавре и Карфагене, избрал карьеру ритора. Он работает в Риме, Милане, становится профессором риторики. В конце 70-х годов переживает увлечение манихейством, а в начале 80-х годов – скептицизмом. В Милане он знакомится с Амвросием – выдающимся христианским деятелем. Благодаря ему, Августин начинает понимать текст Библии. Весной 387 года под его влиянием Августин принимает крещение. В 388 году он возвращается в Сев. Африку; с 391 – пресвитер, а с 395 года до самой смерти – епископ г. Гиппон. Августин умер в то время, когда его город осаждали вандалы.

Литературное наследие Августина разнообразно и огромно:

"Против академиков" (скептиков, 386 год),

"О жизни блаженной" (386 год),

"О порядке" (386 год),

"Монологи" (387 год),

"О бессмертии души" (387 год),

"О количестве души" (388 – 389 годы),

"Об учителе" (388 – 389 годы),

"О музыке" (388 – 389 годы),

"Об истинной религии" (390 год),

"О свободной воле" (388 – 395 годы),

"Исповедь" (400 год),

"О граде Божьем" (413 – 436),

"О троице" (399 – 419 годы).

Всего известно около 100 трактатов, несколько сот писем и проповедей. Учение Августина соединяет теологию Востока и пристальное внимание Запада к психологии и антропологии, традицию Оригена и традицию Тертуллиана.

Второй нищенствующий орден – орден доминиканцев – возникает в XIII в. в Испании и получает название также по имени своего основателя – монаха Доминика (1170-1221) (в миру Доминик де Гусман). Этот орден сразу же, с момента своего основания подчиняется папе. Доминиканцы придавали большое значение искусству проповеди и схоластическим богословским спорам. Братья-проповедники (так называли доминиканцев) при поддержке папы очень скоро заняли богословские кафедры крупнейших университетов Европы. Из доминиканского ордена вышли крупные теологи, такие как Альберт Великий и Фома Аквинский. Доминиканцы играли огромную роль в политике папства, но главной их задачей была борьба с ересью. На их знамени была изображена собака с факелом в зубах, а самих себя они называли псами Господними, выгрызавшими ересь. Некоторые исследователи считают, что доминиканцы и были создателями, по приказу папы, инквизиции. Другие исследователи считают, что большинство инквизиторов были доминиканцами. Сорбонна, богословский факультет Парижского университета, возглавляемая доминиканцами, становится высшим судом в определении отклонения неортодоксальных учений от ортодоксальных. Доминиканцы и лично сам Доминик приняли непосредственное участие в подавлении движения альбигойцев.

Однако ни преследования еретиков, ни инквизиция, ни нищенствующие ордена не привели к обновлению, реформированию католицизма и не смогли предотвратить кризис папства в XIV-XV вв. Еретические движения ХII-ХIII вв. способствовали ослаблению его авторитета.

Инквизиция.

В ХII-ХIII вв. вся Европа была охвачена еретическим движением, которое носило не локальный характер, а общеевропейский. По своей сущности общеевропейские ереси не были однородными. Условно выделяются два типа ересей: бюргерские (т.е. городские) и крестъянско-плебейские. Требования и тех и других еретиков часто совпадали. Оба вида еретических направлений требовали ликвидации политических притязаний папства, земельных богатств Церкви, особого положения католического духовенства. Идеалом средневековых еретических учений была раннехристианская апостольская Церковь.

Доктрины ранних еретических учений имели некоторые религиозные основы. В первую очередь подобные доктрины подразумевали критическое отношение к служителям Церкви, от папы до священника.

Ереси охватывали широкие социальные слои населения Европы. В крестьянско-плебейские ереси втягивались низшие слои, но в бюргерские ереси входили и образованные слои горожан – преподаватели университетов, студенты.

Широта распространения еретических учений, их глубокое воздействие на сознание европейского населения, естественно заставляли как-то маневрировать и саму католическую церковь, прибегать к действиям, направленным против еретиков. Первым побуждением официальной церкви был призыв к действиям самым решительным – безоговорочному уничтожению сект и еретических движений. На соборах предавались анафеме учения Арнольда Брешианского, Иоахима Флорского, Амори Венского, Петра Оливия. Осуждались и сжигались на кострах многие руководители сект и еретических движений. Сжигались не только ересиархи, но и рядовые еретики. Еретики постоянно подвергались преследованиям.

Однако формы, которые изобрела католическая церковь в борьбе с еретиками, не сводились исключительно к преследованиям, к соборным осуждениям и к кострам. Одной из существенных форм борьбы с ересью являлись Крестовые походы. В XIII в. было несколько таких походов против альбигойцев в Южной Франции, в XIV в. – против апостоликов.

Перечисленные механизмы борьбы с ересью не могли ее искоренить, и тогда церковь начинает лихорадочно искать другие, более эффективные. Таким механизмом явился институт инквизиции. В конце XII в. возникает инквизиция как форма папского суда. В каждом епископате была введена должность папского инквизитора, который вел расследование (inquisitio) по делам ереси и выносил приговор. В XIII в. инквизиция становится самостоятельной организацией с очень широкими полномочиями, которая подчинялась непосредственно папе. Затем наступило время, когда это подчинение стало носить чисто формальный характер. Инквизиция стала самостоятельной грозной организацией, которую боялись все – еретики и католики, крестьяне и горожане, дворяне и короли, светская и духовная власть. Боялись инквизицию и сами папы. Страх – это мощное оружие, и инквизиция умела им пользоваться.

Инквизиция вводит широкую систему розыска, судебного расследования по делам еретиков, не брезгуя такими методами, как доносы и шпионаж. Обвинив кого-нибудь в ереси, инквизиторы добивались признания всеми возможными способами – от запутанного ведения следствия, казуистических богословский прений до самых жестоких пыток. Под пыткой даже невинный человек признавался в чем угодно, и ему выносился обычный приговор – autodafe – сожжение на костре. Особенно жестокой была испанская инквизиция. В XV в. в Испании была создана так наз. новая инквизиция во главе с главным инквизитором – доминиканцем Томасом Торквемадой, который обладал огромным влиянием. При нем широко развернулись преследования. В Испании пылали костры, на которых сжигались иноверцы. Инквизиция была отменена Наполеоном. В настоящее время она существует как конгрегация вероучений.

Первый нищенствующий орден – орден францисканцев создан в Италии. Основателем его был сын богатого купца из Ассизи – Франциск Ассизский (1181/2 – 1226).

Второй нищенствующий орден – орден доминиканцев – возникает в XIII в. в Испании и получает название также по имени своего основателя – монаха Доминика (1170-1221) (в миру Доминик де Гусман). Этот орден сразу же, с момента своего основания подчиняется папе. Доминиканцы придавали большое значение искусству проповеди и схоластическим богословским спорам. Братья-проповедники (так называли доминиканцев) при поддержке папы очень скоро заняли богословские кафедры крупнейших университетов Европы.

Папство в XIII-XV вв.

В Авиньоне папы смогли создать эффективное финансовое ведомство. Процветала открытая торговля доходными церковными должностями, деньги, собранные для очередного крестового похода, использовались на личные нужды, именно авиньонские папы перешли к широкой торговле индульгенциями.

Столетняя война вызывает движение за независимость национальных церквей. Нач. XIV в. – зарождается теория о необходимости отделения церкви от государства (У. Оккам, М. Падуанский, Данте). Критика теократической доктрины папства (Джон Виклиф в Англии, Ян Гус – в Чехии). 1377 г. – папа Григорий XI, пользуясь ослаблением Франции в войне, вернул папскую резиденцию в Рим. Далее начинается чехарда с избраниями пап, был созван собор в Пизе, но раскол только углубился: в Европе было уже три папы. Вследствие этого оформляется соборное движение, европейские монархи стремятся ограничить власть паства над национальными церквями. Укрепляется положение кардиналов в управлении церковью.

XV в. – отказ от притязаний на универсальное господство, укрепление власти в Риме. Папы этого периода все более напоминают ренессансных итальянских князей. Они привлекают в Рим знаменитых художников и гуманистов, ведут строительство церквей и общественных зданий. Отказ от проведения реформ, светский образ жизни и сомнительные нравственные принципы пап вызывают недовольство в странах Западной Европы. XVI в. – начало Реформации в Европе, которая привела к отпадению от Рима части Германии, отдельных кантонов Швейцарии, Англии, Скандинавии.

Часто путают рыцарские и монашествующие ордена. И те, и другие сильно влияли на историю, но по разному. Уже рассказал о рыцарских орденах , настало время монашествующих.

1. Бенидиктинцы (530-наши дни)

Цистерциа́нцы (лат. Ordo Cisterciensis , OCist), белые монахи ответвились в XI в. от бенедиктинского ордена. В связи с выдающейся ролью в становлении ордена, которую сыграл святой Бернард Клервоский, в некоторых странах принято называть цистерцианцев бернардинцами (в Восточной Европе бернардинцами называют францисканцев - обсервантов, по имени Бернардина Сиенского). Цистерцианские монахи ведут затворнический образ жизни, в духовной жизни большую роль играют аскетические практики и созерцательная монашеская жизнь. Для цистерцианских церквей характерно почти полное отсутствие драгоценной утвари, живописи, роскошных интерьеров. Облачение цистерцианцев — белое одеяние с чёрным скапулярием , чёрным капюшоном и чёрным шерстяным поясом . В 2014 г. цистерцианцы насчитывали 1733 монаха, из которых 757 священников.

3. Премонстранты (1126-наши дни)

4. Гилбертинцы (1130-1545)

Бывший монашеский августинский католический орден, основанный св. Гильбертом в Семпрингхэме (Sempringham), где он был священником. Св. Гильберт основал женский монастырь по образцу цистерцианцев . Он нанимал мирских сестёр и мирских братьев (из беднейших крепостных) для обслуживания монастыря. Гильберт создал при каждом монастыре организацию регулярных каноников (с уставом св. Августина), которые должны служить капелланами и духовными наставниками монахинь. Каждый гильбертинский дом состоял из 4 общин: монахинь, каноников, мирских сестёр и мирских братьев. При жизни Гильберт основал 13 монастырей, из них 4 мужских. Одеяние гильбертинских каноников — чёрная туника до щиколоток, белая мантия и белый капюшон, обитый овечьей шерстью. Монахини ходили в белом. Наплечник носили и каноники, и монахини . В конце XV в. орден пришёл в бедность. Генрих VI освободил его от всех поборов, но нужно было платить Римской курии. К моменту распада (ок. 1545 г.) орден имел 26 домов.

5. Картезианцы (1140-наши дни)

7. Францисканцы (1209-наши дни)

8. Кармелиты (1214-наши дни)

Кармели́ты — общее название 2-х католических монашеских орденов и 1-й конгрегации, придерживающихся духовности монахов - отшельников с горы Кармель. Орден основали в середине XII в. во время крестовых походов монахами, прибывшими в Святую Землю из Западной Европы и поселившимися у источника св. Илии на горе Кармель. Учредителем ордена считается крестоносец Бертольд Калабрийский, по просьбе которого патриарх Альберт Иерусалимский в 1214 г. составил монашеский устав, отличавшийся особенной строгостью — кармелиты должны были жить в отдельных кельях, постоянно молиться, соблюдать строгие посты, полностью отказаться от мяса, значительное время проводить в полном молчании. В 2014 г. насчитывали 2030 монахов (из них 1316 священников) в 382 обителях в 29 странах.

Давайте сравним всё это с настоятельницей монастыря кармелиток из "3-х мушкетёров".

9. Доминиканцы (1216-наши дни)

10. Мерседарии (1235-наши дни)


Содержание

История

Датой основания францисканского ордена принято считать момент устного утверждения устава Папой Иннокентием III в 1209 году. [1]

В 1223 году папа Гонорий III письменно утвердил устав ордена в булле Solet annuere. Основанием ордена францисканцев было положено начало нищенствующим орденам.

Устав ордена предписывал совершенную бедность, проповедь, уход за больными телесно и душевно, строгое послушание папе. Францисканцы были соперниками и во многих догматических вопросах противниками доминиканцев. Как духовники государей XIII — XVI в., пользовались большим влиянием и в светских делах, пока не были вытеснены иезуитами. Наряду с доминиканцами францисканцы осуществляли функции инквизиции, которая была основана в XIII веке. Францисканцам была поручена инквизиция в Венссене, Провансе, Форкальке, Арле, Э, Эмбрене, центральной Италии, Далмации и Богемии.



В 1256 году папство предоставило францисканцам право преподавать в университетах. Они создали свою систему богословского образования, породив целую плеяду мыслителей Средневековья и Ренессанса. В период Нового времени францисканцы активно занимались миссионерской и исследовательской деятельностью, работая в испанских владениях в Новом свете и в странах Востока.

В XVIII в. у ордена было 1700 монастырей и около 25 тысяч монахов. Во многих европейских государствах в период Великой французской революции и буржуазной революций XIX века орден в числе других был ликвидирован; к концу XIX века восстановлен (сначала в Испании и Италии, затем во Франции и других странах). В настоящее время орден со своими ответвлениями насчитывает около 30 тысяч монахов и несколько сотен тысяч мирян-терциариев: в Италии, Испании, Франции, ФРГ, США, Турции, Бразилии, Парагвае и других странах. Францисканцы контролируют ряд университетов, колледжей, имеют свои издательства.

Орденское одеяние — темно-коричневая шерстяная ряса, подпоясанная веревкой, к которой привязаны чётки, круглый короткий клобук и сандалии.

Ветви францисканского ордена

В настоящее время существует три ветви внутри Первого (мужского) францисканского ордена:

  • Орден меньших братьев, O.F.M. , O.F.M.Conv. , O.F.M.Cap. (1525)

В 2010 году Орден меньших братьев насчитывал 14 516 монахов, Орден меньших братьев конвентуальных — 4 391, Орден меньших братьев капуцинов — 10 865 [2] . Общее число францисканцев в настоящее время, таким образом, составляет около 30 тысяч человек.

Орден капуцинов — основан в 1525 году Матвеем Басси как реформистское течение внутри ордена миноритов-обсервантов. Был признаны самостоятельным орденом папой Климентом VII в 1528 году.

В конце XIX веке папа Лев XIII объединил все группы обсервантов в один Орден — Орден Меньших братьев. Объединение по имени папы получило название — Леонианская уния [3] .

Второй (женский) орден св. Франциска — называется орденом бедных кларисс, основан в 1224 г. св. Кларой, сподвижницей св. Франциска.

Третий орден св. Франциска (т. н. терциарии) — учрежден св. Франциском около 1221, получил в 1401 г. собственный устав и название Третьего ордена устава св. Франциска. Помимо терциариев, руководствующихся этим уставом, существует значительное число терциариев, живущих в миру и именующихся Третьим орденом мирян св. Франциска (устав впервые дан в XIII веке, современный составлен в 1978 г.). Ими были, например, Данте, король Людовик IX Святой, Микеланджело и др.

Читайте также: