Кто такие челюскинцы кратко

Обновлено: 07.07.2024

16 июля. 1933

1 августа

17 августа

19 августа

25 августа

Экспедиция Шмидта достигла острова Уединения. Впервые грузовой пароход достиг в это время года столь высоких широт.

1 сентября

14 сентября

19 сентября

23 сентября

3 октября

Партия челюскинцев в 8 человек покинула пароход и, пройдя 65 километров по сплошному льду, достигла мыса Дженретлен.

7 октября

29 декабря

13 февраля. 1934

В результате катастрофы на льду оказалось 104 человека (8 человек по разным причинам покинули пароход ещё около острова Колючин; в Карском море в семье геодезиста Васильева, который отправился в экспедицию с беременной женой, родилась дочь Карина; один человек — завхоз Б.Г. Могилевич — погиб во время затопления судна, будучи придавлен сместившимся палубным грузом).

14 февраля

15 февраля

Начальник полярной станции мыса Северного Петров направил собачьи упряжки на мыс Онман для вывоза челюскинцев из лагеря.

28 февраля

5 марта

В Хабаровске создана чрезвычайная комиссия по оказанию помощи Челюскинцам. В этот день лётчик Ляпидевский совершил удачный перелёт из Уэлена в лагерь Шмидта, откуда он вывез на материк 10 женщин и двух детей.

6 марта

В лагере надвое разломан деревянный барак, в котором жили челюскинцы, и кухня.

10 марта

11 марта

13 марта

16 марта

17 марта

19 марта

23 марта

26 марта

Каманин, Молоков и Пивенштейн прилетели в Анадырь.

29 марта

Ушаков, Леваневский и Слепнёв прилетели на двух самолётах из Фербенкса в Ном.

2 апреля

Лётчик Бабушкин прилетел из лагеря Шмидта в Ванкарем.

3 апреля

Летчик Слепнёв вылетел из Нома и благополучно опустился в Уэлене.

4 апреля

Лётчики Галышев, Доронин и Водопьянов прилетели в Анадырь.

7 апреля

Слепнёв, Каманин и Молоков прилетели из Уэлена в Ванкарем и в тот же день вылетели в лагерь Шмидта. При посадке в лагере у самолёта Слепнёва повреждено шасси. Самолёт остался на льду. Каманин и Молоков доставили из лагеря в Ванкарем 5 пассажиров.

8 апреля

9 апреля

10 апреля

Пилот Каманин сделал один рейс из Ванкарема в лагерь и доставил оттуда 3 человек. Слепнёв вылетел из лагеря и привёз в Ванкарем 6 человек. Молоков сделал три удачных полёта в лагерь, доставив на берег 13 человек. За этот день было перевезено из лагеря на материк 22 человека.

11 апреля

Молоков и Каманин доставили в Ванкарем 35 человек. На льду осталось 28 человек. Заболевший Шмидт по решению правительственной комиссии был переправлен в больницу в городе Ном на Аляске.

12 апреля

Водопьянов снял со льда 7 человек, Каманин и Доронин — 15 человек. В лагере остались шесть челюскинцев.

13 апреля

Сняты со льдины последние шесть челюскинцев.

14 апреля

21–28 мая

7–9 июня

Челюскинцы прибыли во Владивосток, оттуда на специальном литерном поезде повышенной комфортности отправились через всю страну с торжественными встречами на вокзалах.

19 июня

Челюскинцы прибыли в Москву, где были устроены многотысячная встреча и народные гуляния.

Мы предпринял​и​ все возможные действия, ​стремясь удостовериться в том, что каждое из произведений​, размещенное​ на ​этом ​сайте​ в открытом доступе​, перешло в общественное достояние​.

О ЧЕМ МОЛЧАЛИ ЧЕЛЮСКИНЦЫ?



Продвигаясь все дальше на восток, 4 ноября 1933 года ледокол вошел в Берингов пролив. До чистой воды оставались считаные мили. Но надвинувшиеся льды резко усложнили ситуацию — они заключили судно в свои объятия и отнесли его назад, в Чукотское море.

А 13 февраля 1934 года случилось непоправимое: ледокол был раздавлен мощными ледяными глыбами и пошел ко дну. Челюскинцы спешно высадились на лед и начали беспримерную двухмесячную борьбу за выживание. Вся страна, затаив дыхание, ждала новостей со льдины.

Ценой огромных усилий люди сумели построить ледовый аэродром. Это позволило провести спасательную операцию — советские летчики в труднейших полярных условиях сумели вызволить челюскинцев из ледового плена.



Пароход был построен по заказу советского правительства в Дании и предназначался для речных и морских перевозок, но вовсе не для ледового плавания.

Капитаном парохода был назначен Владимир Воронин — специалист с большим опытом - Прибыв в порт приписки 11 июля 1933 года, он осмотрел судно. То, что увидел капитан, сильно расстроило его.


Этим воспользовался капитан Визайс. Он сошел на береги на судно предпочел больше не возвращаться. Не дождавшись подмены, на капитанский мостик был вынужден взойти Воронин.


В тот же день Отто Шмидт получил правительственную телеграмму. Радисту Кренкелю он сказал, что пока отвечать не будет.


Тем временем 14 февраля 1934 года в Москве закончил свою работу XVII съезд ВКП(б), на котором многие делегаты проголосовали против кандидатуры Сталина как генерального секретаря партии. Его карьера повисла на волоске. Люди на льдине пришлись вождю как раз кстати.

Все мгновенно забыли о партийных распрях, об истинных причинах и предпосылках трагедии. Надо было спасать челюскинцев. Тут же была создана правительственная комиссия во главе с Куйбышевым. Весь мир должен был знать, что СССР не жалеет на заботу о своих гражданах ни сил, ни средств.

В Москве быстро поняли, что вывезти людей со льдины сможет только авиация. Подходящую льдину для аэродрома нашли в нескольких километрах от лагеря. Каждый день челюскинцы принимались расчищать лед. Люди работали в три смены. И все же челюскинцам пришлось 13 раз находить новые льдины, так как ветер часто ломал лед и все приходилось начинать сначала.

Через три недели дрейфа на льдину приземлился самолет Лебедевского, который лишь с 28 раза нашел убежище челюскинцев. Первыми вывезли женщин и детей. Спустя несколько дней семь летчиков в труднейших условиях стали вывозить из ледового лагеря по 2—3 человека.

Эвакуировали и Шмидта, который, говорят, серьезно простудился и заболел. Он покинул льдину, а начальником экспедиции остался Бобров.


В конце концов, на Большую землю вывезли всех. Потом еще несколько тысяч километров спасенные челюскинцы добирались с Чукотки до Москвы. На каждой станции люди сбегались поприветствовать национальных героев. А 19 июня 1934 года их встретила Москва на Красной площади.


Но когда женщина замолчала, в зале встал невысокий плотный человек и спросил напрямик:

—Вы ничего не сказали о своем супруге, кто он такой?

—А почему вас это интересует?

Этот вопрос челюскинцам явно не понравился.

—Если и знакомо, — сказала женщина, — то какое отношение вы к этому имеете?

—Мой муж в 1934 году был репрессирован и погиб, так же как и ваш отец.

—А вот тут вы ошибаетесь: мой отец до сих пор жив.

—Представьте себе, нисколько,

Продолжать неприятный разговор женщина не захотела и демонстративно села на свое место.

Елизавета Борисовна занимала каюту-люкс, такую же, как у капитана и начальника экспедиции. В ней было две комнаты: одна большая, с двумя иллюминаторами, — гостиная, другая поменьше, с одним иллюминатором, — спальня. А еще были ванная и прихожая. Всюду полированное дерево, зеркала, никель, ковры.

В этой каюте №6 и состоялось короткое совещание. Мужчины решали, как назвать девочку. Но все уже решила сама мать новорожденной. Она предложила назвать дочь Кариной, поскольку родилась та в Карском море. Мужчины пришли в восторг, а капитан Воронин тут же на судовом бланке написал свидетельство о рождении, указав точные координаты места рождения, — расписался и приложил корабельную печать.

Такова лирическая часть этой истории. А драматическая такова. В1929 году геологи открыли на Чукотке крупнейшее в мире месторождение олова и других ценнейших металлов.

Два года месторождение изучалось. А в начале 1933 года Совнарком принял решение: построить на Чукотке шахту, обогатительную фабрику и социалистический поселок. Страна должна иметь собственное олово, а заодно и другие редкие металлы!

Тем не менее в 1933 году оба судна вышли в море, имея на борту, кроме команд и пассажиров, еще и заключенных вместе с охраной.

Все это может показаться очередной байкой о сталинских временах. Но вот вам факт, В1992 году специальная комиссия, назначенная президентом Б.Н. Ельциным, обнаружила в архиве Политбюро ЦК КПСС за 1933 год две ноты правительства Дании правительству СССР.

Узнав о случившемся, американский президент Рузвельт тут же предложил Советскому Союзу безвозмездную помощь в спасении челюскинцев. Через несколько месяцев в США должны были состояться президентские выборы, и у Рузвельта появилась прекрасная возможность показать американскому народу, какой у них гуманный и всесильный президент.

Тем более что в США есть своя полярная авиация, в том числе последняя модель американского конструктора Игоря Сикорского. Внешне похожий на парящую в небе чайку, самолет-амфибия зимой ставился на лыжи, а летом — на колеса или поплавки для посадки на воду. Фюзеляж наглухо закрыт и оборудован системой отопления от мотора.

Впрочем, угля и продовольствия на борту было достаточно — можно было продержаться.

Проблема в другом: что делать с заключенными? Их много, а конвоя в до смешного мало. А зэки уже что-то задумали: это видно по их повелев 110’ по особому блеску в глазах — опытных охранников не обманешь!


Таковые нашлись. Их привели в порядок — помыли, одели в новенькие комбинезоны, а дальше все пошло как по маслу. Моторы послушно заработали, пропеллеры завертелись.

Дальше события развивались так. Примерно через неделю после торжественного въезда челюскинцев в Москву Кандыбу вызвав на Лубянку. Домой он вернулся в чине комбрига с орденом Боевого Красного Знамени на груди. И никаких объяснений никому, даже жене- Все же однажды, будучи сильно навеселе, Кандыба рассказал Елизавете Борисовне о своем посещении Лубянки.


—Этого не может быть! — ответил он без малейших колебаний.

Уверенность Кандыбы произвела должное впечатление. Его отпустили с миром и почестями.

Однако в сентябре 1934 года его вызвали на Лубянку снова. И теперь уже разговаривали совсем по-другому. Карл Петерс, бессменный заместитель председателя ЧК от Дзержинского до Ежова включительно, показал Кандыбе иностранный журнал в блестящей цветной обложке.

—Посмотрите внимательно на этот снимок, вы здесь никого не узнаете?


—Ага, я вижу, вы их узнали. Этот снимок был сделан в Нью-Йорке месяц тому назад. Мне очень хочется знать, как эти господа попали в Соединенные Штаты. И не только они, но и большая группа евреев-радиотехников. Можно лишь предполагать, какие интервью они дают американским журналистам, какие ужасы о нашей стране рассказывают!


Судьба Кандыбы была решена заранее на самом верху. В этом случае суд оказался ненужной формальностью. Спустя много лет Карина пыталась реабилитировать отца, но не смогла этого сделать. Дело Кандыбы в архивах КГБ обнаружено не было.

Челюскинцы

Сегодня уже никого из них не осталось в живых, только их потомки. А ведь совсем недавно еще можно было запросто поговорить с теми, кто прошел 80 лет назад Северным морским путем до самого Берингова пролива и после гибели затертого льдами парохода дрейфовал на льдине в Чукотском море. Долгие годы знали мы не только имена, но и самих героев летчиков, спасавших экипаж и пассажиров судна…

Те, кто окружал О.Ю. Шмидта, опытные зимовщики и землепроходцы, в большинстве своем склонялись к использованию на этом этапе судна ледокольного типа.

К этому кораблю предъявлялось важное требование: он должен быть приличного водоизмещения, поскольку на нем следует перебросить множество грузов и смену зимовщиков на остров Врангеля.

Редкий день теперь обходился без аврала. Пешнями, ломами и аммоналом пробивали люди дорогу кораблю. Однако выбраться в благоприятную полосу дрейфа не удавалось.

А торосы всё наступали. В начале февраля их нагромождения подобрались вплотную к судну. Судьба корабля, будущее экипажа и пассажиров, сохранность материалов, научных исследований – все зависело ныне от прихоти капризных арктических течений и ветров. Уйти с ледовой вахты не было никакой возможности, до ближайшего пустынного побережья Чукотки - многие мили.

Неощутимое глазу скольжение ледяной корки океана не замедлило сказаться на корпусе. Обшивка стала выгибаться, скрежет и грохот возвестили о появлении первой рваной раны. Через левый борт льдина вошла внутрь. Корабль еще висел на ней, но вода неотвратимо набегала в носовую часть. Зияющая дыра от носового трюма до машинного отделения была смертельным приговором судну, тем более, что лопнули трубы паропровода и запустить водоотливные средства было невозможно. Впрочем, величина течи была такой, что они все равно были бы бесполезны. Это случилось 13 февраля 1934 г. в 15 часов 30 минут примерно в 150 милях от мыса Северный и мыса Уэллен.

Страна без промедления пришла челюскинцам на помощь. Рядом с радиограммой О.Ю. Шмидта о кораблекрушении в газетах было опубликовано постановление Совнаркома об организации помощи участникам экспедиции и команде погибшего судна.

Но эти аргументы не имели силы. 5 марта 1934 г. первый самолет –пилота Ляпидевского – сел на ледовом аэродроме лагеря и вывез на материк всех женщин и детей. 13 апреля эвакуация была закончена полностью.

Летчики, спасшие челюскинцев, стали первыми Героями Советского Союза. И, воздавая им дань восхищения, многочисленные газеты на всех континентах, по существу, славили СССР.

В августе 1933 года новейший пароход "Челюскин" вышёл из Мурманска и направился во Владивосток через Северный - Ледовитый океан, в свой первый , и как оказалось, последний рейс. По началу экспедиция шла очень удачно и корабль не встречал серьёзных преград, но в Беринговом проливе, за считанные мили до выхода в Тихий океан, "Челюскин" был зажат льдинами и утонул всего за два часа. На льдах оказались 104 человека. Через два дня была сформирована группа из лётчиков, которым предстояло снять "челюскинцев" со льдов. Семеро из них стали первыми Героями Советского Союза. Как сложилась их судьба после совершённого подвига?

Анатолий Ляпидевский(1908 - 1983)

К 1934 году, Ляпидевский был уже опытным лётчиком, отслужившим несколько лет в армии и закончившим несколько училищ, но находившийся в запасе. На момент этих событий, он находился на дальнем Востоке и был срочно мобилизован.

Ляпидевский первым обнаружил ледовый лагерь, только после 29 вылета. Первым делом, он спас 10 женщин и двух детей. 20 апреля 1934 года, ему было присвоено звание Героя Советского Союза, первому в стране. После этого, Ляпидевского взяли обратно в армию и повысили. Великую Отечественную войну он встретил в качестве директора авиационного завода и только в мае 1942 года попал на фронт, став заместителем командующего 19-й воздушной армии. После войны, он работал в министерстве авиационной промышленности и возглавлял несколько заводов, дослужившись до генерал - майора.

Сигизмунд Леваневский(1902 - 1937)

В Красной Армии с 16 лет. Участник Октябрьской революции и Гражданской войны, один из первых лётчиков морской авиации. Леваневский был один из самых известных лётчиков страны, заслуживший славу сверхдальними перелётами: из Европы в Сибирь, а также спасал американского лётчика на Дальнем Востоке и доставлял того на Аляску.

В 1934 году он был привлечён к операции по спасению "челюскинцев" и отправился в США для закупки новых самолётов. По пути из Америки, его самолёт попал в аварию и Леваневский не совершал вылетов на льдину, однако доставил к пострадавшем хирурга, чем спас несколько жизней, и вторым получил звание Героя Советского Союза. В 1935 году, он задумал совершить беспосадочный перелёт из Москвы в Сан-Франциско, но потерпел неудачу. 12 августа 1937 года, Леваневский вылетел из Москвы на экспериментальном ДБ - А, с целью добраться до Аляски, но над Якутией у него отказал двигатель, о чём успел сообщить пилот перед падением.

Василий Молоков(1895 - 1982)

Начинал службу в императорской армии, как моряк, но позже был переведён в авиацию. Во время Гражданской войны воевал на нескольких фронтах против различных сил, где заслужил первые награды.

После войны, Молоков много учился и перешёл в гражданскую авиацию, совершая перелёты в Сибири. В 1933 году, он летал над Северным - Ледовитым океаном, с целью поиска новых морских путей. Спустя год, лётчик принимает участие в спасательной операции и вывозит со льдины больше всего людей - 39 человек. так, Молоков стал третьим Героем Советского Союза. В дальнейшем он совершает несколько знаменательных перелётов над Дальним Востоком и открывает несколько новых морских путей. Во время Великой Отечественной войны занимался созданием новых аэропортов и налаживанием снабжения через Сибирь ленд - лиза, а с 1943 года командовал армией на фронтах. После войны вернулся в гражданскую авиацию и дослужился до генеральского звания.

Николай Каманин(1908 - 1982)

Сделал самую успешную карьеру среди той группы лётчиков. Именно Каманин, как самый талантливый и опытный был назначен командующим операцией.

Он спас 34 полярников и успешно организовывал вывоз остальных, за что получил звание Героя Советского Союза. Принимал участие в советско - финской войне и служил в Средней Азии. С июля 1942 года на фронтах Великой Отечественной, где командовал корпусами и разработал уникальную тактику для Ил-2. Успешно командовал во всех ключевых операциях 1942 - 1945 годов. После войны остался на высоких должностях в авиации, с 1958 года заместитель командующего ВВС. В 1960 году Каманин руководил программой по отбору и тренировке первых космонавтов. С этой задачей он успешно справился, создав отряд лётчиков - космонавтов во главе с Гагариным. В 1967 году получил звание генерал - полковник, а спустя четыре года ушёл в отставку.

Посоревноваться в регалиях с Каманиным мог ещё один участник спасательной операции, про которого вы узнаете во второй части, посвящённой первым Героям Советского Союза.

Читайте также: