Кто такая снегурочка кратко

Обновлено: 07.07.2024

Главные герои

Снегурочка

Юная дочь Весны и Мороза.

Ветреный и беззаботный юноша, хорошо поет. Именно из-за его песен, Снегурочка стремилась к людям, но он не захотел выделить ее из всех, выбрав Купаву. Из-за его безразличия к ней, Снегурочка попросила мать о любви.

Мороз

Строгий и заботливый старик. Солнце стало мало обогревать землю, и Мороз хочет покинуть страну берендеев. В таком случае, Снегурочка остается без защиты отца, и он принимает решение отпустить ее к Бакуле, бездетному бобылю.

Весна

Она очень любит свою дочь и хочет уберечь её от всех несчастий. Вместе с Морозом отправляет дочь к людям. Снегурочка просит Весну, чтобы та наградила её волшебным даром любви. Весна понимает, что это грозит гибелью её дочери, но, как истинная мать-природа, она желает счастья своей дочери, пусть даже недолгого, и дарит Снегурочке волшебный венок, надев который, Снегурочка сможет любить.

Мизгирь

Купец, жених Купавы.

Он собирается на ней жениться, приходит с подарками. Увидев Снегурочку, он влюбился в неё, забыв Купаву. Он обещает Берендею, который хотел изгнать его из своего царства, своей любовью растопить сердце Снегурочки. В это время Снегурочка получает в дар от матери-Весны способность любить, и влюбляется в Мизгиря. Их любовь взаимна, но солнце растопило Снегурочку, и Мизгирь бросается в озеро. Жизнь без любимой ему не нужна.

Второстепенные персонажи

Царь Берендей

Правитель волшебного царства.

Справедливый и мудрый, добрый и честный, он следит за порядком в своих владениях. Когда Купава ему жалуется на Мизгиря, в наказание повелевает изгнать его из царства. Видит немилость Солнца, чтобы вернуть его расположение, объявляет праздник, где каждый должен выбрать себе пару. Когда увидел Снегурочку, ему становится понятен гнев Ярилы. Берендей выносит решение отдать Снегурочку в жены тому, кто до утра сумеет влюбить её в себя.

Купава

Молодая девушка, отвергнутая своим женихом.

Обиженная невеста обращается к растениям и насекомым, чтобы они отомстили её неверному жениху. Во время праздника Лель выбирает её в жены, и она испытывает к нему чувство благодарности.

Ярило-солнце

Разгневан тем, что у Снегурочки холодное сердце и она неподвластна его воле. Поэтому Ярило плохо обогревает и освещает Землю, зима стала длинной и студёной, а лето — коротким и холодным. В Берендеевом царстве объявлен праздник в его божественную честь. Снегурочка надевает волшебный венок, и Ярило первый свой луч направляет на молодую красавицу. Снегурочка тает, и Солнце довольно, что всё снова стало на свои места, все восхваляют могущество Ярилы.

Образ Снегурочки не зафиксирован в русском народном обряде. Однако в русском фольклоре она фигурирует как персонаж народной сказки о сделанной из снега девочке, которая ожила.

В 1882 году Н. А. Римский-Корсаков поставил по пьесе одноимённую оперу, которая имела громадный успех.Дальнейшее развитие образ Снегурочки получил в работах педагогов конца XIX — начала XX века, которые готовили сценарии для детских новогодних ёлок. Ещё до революции фигурки Снегурочки вешались на ёлку, девочки наряжались в костюмы Снегурочки, делались инсценировки фрагментов из сказок, пьесы Островского или оперы. В это время в роли ведущей Снегурочка не выступала.Свой современный вид образ Снегурочки получил в 1935 году в Советском Союзе, после официального разрешения празднования Нового года. В книгах по организации новогодних ёлок этого периода Снегурочка выступает наравне с Дедом Морозом, как его внучка, помощник и посредник в общении между ним и детьми. В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник ёлки в Московский Дом Союзов (т.е. на самую главную ёлку Советского Союза).История Снегурочки. Снегурочка — русский новогодний персонаж. Она – уникальный атрибут образа Деда Мороза. Ни один его из младших или зарубежных собратьев не имеет такого милого сопровождения.

Ныне часто фигурирует глубоко ошибочное, антинаучное мнение, будто образ нашей Снегурочки возник из образа некой языческой богини зимы и смерти Костромы.

Но рассмотрим, кто такая Кострома в этом обряде.

Тайна происхождения Снегурочки. Кто такая и откуда взялась?

Из добросовестных описаний исследователями XIX века видно, что обряд уничтожения чучела Костромы до мелочей повторяет существовавший с глубокой древности обряд праздничного уничтожения весной чучела надоевшей злой Зимы-Марены, в разных местностях также именуемой Морена, Марана, Морана, Мара, Маруха, Мармара.Марена

Из описаний обряда отчетливо видно, что богиня зимы Кострома — не отдельное самостоятельное божество, а всего лишь местное (локальное) костромское имя общеславянской Марены (Мораны), языческой богини смерти, зимы и ночи.

Тайна происхождения Снегурочки. Кто такая и откуда взялась?

Множественность в русском языке имен Мораны-Костромы не удивительна. В XIX веке на Руси еще существовало множество местных особенностей русского языка, к середине ХХ века практически исчезнувших из-за введения единого стандартизованного образования. Например, один и тот же древний языческий праздник урожая, традиционно отмечаемый в день осеннего равноденствия, в разных местностях России именовался Вересень, Таусень, Овсень, Авсень, Усень, Осень, Радогощь.Зима-Марена
Сожжение чучела Зимы (Марены, Костромы и т.д.) – это проводы надоевшей зимы, практиковавшиеся по весне у всех народов Европы, включая славян, у которых в дохристианские времена существовала общая религия друидов/волхвов (у славян языческие священнослужители-друиды именовались "волхвы").

В дохристианские времена чучело Зимы уничтожали утоплением в воде или сжиганием в день весеннего равноденствия во время языческого праздника Комоедицы (см. подробности). Позднее, когда победившая христианская церковь под страхом тяжкой кары запретила языческую Комоедицу и ввела взамен христианский праздник Масленицу (в Европе именуемый "карнавал"), чучело Зимы люди стали уничтожать в последний день Масленицы.

Обряд сожжения на Комоедицу в день весеннего равноденствия (позднее в христианские времена – в последний день Масленицы) чучела надоевшей Зимы-Марены (а не Масленицы, как некоторые ошибочно полагают) был призван обеспечить плодородие земель.

Конечно, нет никаких оснований ассоциировать образ нашей русской Снегурочки с образом древней злой и жестокой богини зимы, смерти и ночи Мораны (Костромы) – это всего лишь нелепые антинаучные натяжки излишне остроумных костромских краеведов, действовавших под заказ местных властей.

Бессмысленны и попытки искать корни родства Снегурочки в дохристианской мифологии славян, которую старательно уничтожали церковники, и о которой ныне практически ничего неизвестно.

В жестокие средневековые времена внедрения христианства на завоеванной и порабощенной немцами - Романовыми Руси русский народ лишился и своей мифологии, и древней славянской рунической письменности, а вместе с рунической письменностью – и всех своих исторических хроник, которые вели волхвы. Именно тогда история, верования и обычаи славян дохристианских времен в течение нескольких веков старательно уничтожались церковниками и властями и стали неведомыми.

Тайна происхождения Снегурочки. Кто такая и откуда взялась?

Обратимся к реальной истории происхождения нашей русской Снегурочки.Известно, что боги когда-то родятся, некоторое время живут в сознании людей, а потом умирают, стираясь из памяти.

В великой русской культуре XIX века произошло чудо рождения новой Богини, которая уже никогда не исчезнет из памяти русского народа, покуда наш русский народ будет существовать.

Для понимания этого русского культурного явления не следует ошибочно полагать, что новых богов способен создавать лишь хитроумный еврейский народ, а другие народы в своем творчество и традициях должны непременно плясать под дудку только еврейских религиозных фантазий. Как показывает история культуры XIX и XX веков, русские люди тоже не лыком шиты. Было бы неплохо, если бы и в нынешнем XXI веке русские об этом не забывали.

С древнейших времен люди делали подобия человека из разных материалов (т.е. скульптуры), иногда воображая свои скульптуры ожившими (вспомним древний миф о Пигмалионе и Галатее).

Тайна происхождения Снегурочки. Кто такая и откуда взялась?

В русских народных сказках Снегурочка чудесным образом возникает из снега именно как живой человек. Славянской Богиней Снегурочку сделал в 1873 году великий русский драматург А. Н. Островский, подарив ей в родители славянских богов Деда Мороза и Весну-Красну. А у богов, как известно, рождаются боги.Снегурочка Островского

Современный образ языческой Богини Снегурочки, имя которой однокоренное со словами "снеговик" и "снег", — сравнительно недавнее порождение великой русской культуры XIX века.

Позже писатели и поэты превратили Снегурочку во внучку — боги не рождаются в результате единичного творческого акта отдельной личности, а всегда кумулируют в себе многие идеи народа.

Лирическая, красивая история про Снегурочку многим понравилась. Известный меценат Савва Иванович Мамонтов захотел поставить ее на домашней сцене Абрамцевского кружка в Москве. Премьера состоялась 6 января 1882 года.

Эскизы костюмов для нее выполнил В.М. Васнецов (в светлом сарафане с обручем или повязкой на голове), а три года спустя знаменитый художник делает новые эскизы уже для постановки одноименной оперы Н.А. Римского-Корсакова, созданной на основе пьесы Н.А. Островского.

В период репрессий 1927–1935 годов Снегурочка вдруг пропала.

Тайна происхождения Снегурочки. Кто такая и откуда взялась?

Свой современный вид образ Снегурочки получил в 1935 году в Советском Союзе, после официального разрешения празднования Нового года. В книгах по организации новогодних ёлок этого периода Снегурочка выступает наравне с Дедом Морозом, как его внучка, помощник и посредник в общении между ним и детьми.В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник ёлки в Московский Дом Союзов. Любопытно, что на ранних советских изображениях Снегурочка чаще изображена маленькой девочкой, в виде девушки ее стали представлять позднее. Почему – до сих пор неизвестно. В военный период о Снегурочке вновь забыли. В качестве обязательной постоянной спутницы Деда Мороза она возродилась лишь в начале 1950-х благодаря усилиям детских классиков Льва Кассиля и Сергея Михалкова, которые писали сценарии для кремлевских елок.

Дед Мороз и Снегурочка вошли в общественную жизнь страны как обязательные атрибуты встречи наступающего Нового года. С тех пор на Снегурочку каждый Новый год перекладываются обязанности, с которыми на американской и западноевропейской рождественской елке Санта Клаус успешно справляется сам. А под Новый Год часто Снегурочками работали студентки театральных ВУЗов и актрисы. В самодеятельных постановках на роль Снегурочек выбирали старших девочек и молодых женщин, чаще светловолосых.

Тайна происхождения Снегурочки. Кто такая и откуда взялась?

Следуя нашей чудесной русской новогодней традиции, сейчас европейского новогоднего Деда тоже начала сопровождать прекрасная внучка.

Резиденция нашего Деда Мороза, как это известно всем, находится в Вологодской области, в Великом Устюге. Снегурочка с ним не живет. А где же?

Но зато в подмосковном селе Абрамцево у Виктора Васнецова родился образ ледяной красавицы. Здесь же художник создал декорации к первой театральной постановке по пьесе Островского и, опять же в Абрамцеве, на сцене домашнего тетра Саввы Мамонтова впервые прозвучала опера Римского-Корсакова.

Тайна происхождения Снегурочки. Кто такая и откуда взялась?

Снегурочка загадочно молчит и не открывает адрес своего проживания. Наверное, опасается назойливых репортеров.

Тайна происхождения Снегурочки. Кто такая и откуда взялась?

Впрочем, два из секретных адресов Снегурочки уже известны: Россия, 156000, г. Кострома, ул. Ленина 3, Снегурочке и Россия, 156000, г. Кострома, ул. Лагерная, д. 38. Терем Снегурочки На эти адреса Снегурочке можно отправлять письма в надежде получить ответ от Снегурочки или от ее добрых помощников.А вот у Деда Мороза официальных резиденций сразу несколько.

Если ты захочешь послать письмо или открытку Деду Морозу обычной почтой, пиши на очень простой адрес: Куда: Север Кому: Деду Морозу (индекса не надо — этот адрес на почте все знают, и письмо обязательно дойдет, можешь быть уверен)Дед Мороз и Снегурочка в вотчине Деда Мороза, что в 15 км от Великого Устюга.

Снегу́рочка — новогодний персонаж, внучка Деда Мороза, его постоянная спутница и помощница. На праздниках выступает как посредник между детьми и Дедом Морозом [3] , что функционально соответствует древнегреческим демонам и христианским ангелам. Возраст варьируется: иногда изображается в образе маленькой девочки, иногда молодой девушки. Последнее чаще, под влиянием литературного образа Снегурочки и как практическая необходимость для оказания праздничных услуг (сопровождение Деда Мороза).Первое совместное официальное появление Деда Мороза и Снегурочки как молодой девушки произошло на встрече 1937 года в московском Доме Союзов [3] .

Содержание

История персонажа



Дед Мороз со Снегурочкой на дореволюционной рождественской открытке.
При этом Дед Мороз скорее имеет черты Санта-Клауса (ремень с бляхой вместо пояса и шапка-колпак) [4] .

Образ Снегурочки не зафиксирован в славянском народном обряде [3] .

Возможным прототипом Снегурочки может быть праздник святой Люсии стран Балтики, которая в Германии XVI—XVII веков, во время запрета на Святого Николая, заменяла в Рождество доброго дедушку и Иисуса. Традиция не прижилась в Германии, но укоренилась в Швеции в XVIII—XIX веках.

Первоначально пьеса не имела успеха у публики. Однако в 1882 году Н. А. Римский-Корсаков поставил по пьесе одноимённую оперу, которая имела громадный успех [3] .

Дальнейшее развитие образ Снегурочки получил в работах педагогов конца XIX — начала XX века, которые готовили сценарии для детских рождественских ёлок. Ещё до революции фигурки Снегурочки вешались на ёлку, девочки наряжались в костюмы Снегурочки, делались инсценировки фрагментов из сказок, пьесы Островского или оперы. В это время в роли ведущей Снегурочка не выступала [3] .

После революции религия находилась под всё возрастающим давлением и контролем государства, в том числе Рождество и все связанные с ним обычаи. Окончательная точка была поставлена в канун 1929 года. Рождество и по старому и по новому стилю было объявлено обычным рабочим днём. Вместе с ёлкой и Дедом Морозом перешла на нелегальное положение и Снегурочка [6] [нет в источнике] .

Свой современный вид образ Снегурочки получил в 1935 году в Советском Союзе, после официального разрешения [источник не указан 362 дня] празднования Нового года. В книгах по организации новогодних ёлок этого периода Снегурочка выступает наравне с Дедом Морозом, как его внучка, помощник и посредник в общении между ним и детьми. В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник ёлки в московский Дом Союзов. Любопытно, что на ранних советских изображениях Снегурочка чаще изображена маленькой девочкой, в виде девушки её стали представлять позднее [3] .

В послевоенный период Снегурочка — почти обязательная спутница Деда Мороза во всех праздничных торжествах и поздравлениях. Под Новый Год часто Снегурочками работали студентки театральных вузов и актрисы. В самодеятельных постановках на роль Снегурочек выбирали старших девочек, девушек и женщин, обычно светловолосых [3] .



В русском фольклоре образ Снегурочки фигурирует как сделанная из снега девочка, которая ожила.



В 1968 году сказку экранизировали.

Дальнейшее развитие образ Снегурочки получил в работах педагогов конца Х1Х-начала ХХ века, которые готовили сценарии новогодних ёлок.

Ещё до революции фигурки Снегурочки вешались на ёлку, девочки наряжались в костюмы Снегурочки, участвуя в инсценировках фрагментов из сказок, пьесы. В то время в роли ведущей Снегурочка не выступала.

Официальной спутницей Деда Мороза Снегурочка становится только в СССР, в 30-е годы ХХ века. Именно тогда эти два персонажа становятся неизменными атрибутами новогодних торжеств и всегда появляются вместе.

В период репрессий 1927-1935 годов Снегурочка вдруг пропала.

Лирическая, красивая история про Снегурочку многим понравилась. Известный меценат Савва Иванович Мамонтов захотел поставить спектакль на домашней сцене Абрамцевского кружка в Москве. Премьера состоялась 6 января 1882 года. Эскизы для неё выполнил В.М. Васнецов , а три года спустя художник делает новые эскизы уже для постановки Н.А. Римского-Корсакова, созданной на основе пьесы А.Н. Островского.


К созданию внешнего образа Снегурочки имели отношение ещё два известных художника. М.А. Врубель в 1898 году создал образ Снегурочки для декоративного панно в доме А.В. Морозова ( в белой сотканной из снега и пуха одежде, подбитой горностаем). Позднее в 1912 году свое видение Снегурочки представил Н.К. Рерих ( в меховой шубке), участвовавший в 1912 году в работе над драматическим спектаклем о Снегурочке в Петербурге.



История о девушке из снега, пришедшей к людям, становилась все более популярной и очень хорошо вписывалась в программы городских рождественских ёлок.

Свой современный вид образ Снегурочки получил в 1935 году в Советском Союзе, после официального разрешения празднования Нового года. В книгах по организации новогодних ёлок этого периода Снегурочка выступает наравне с Дедом Морозом как его внучка, посредник в общении между ним и детьми.

В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые появились вместе на празднике ёлки в Московском Доме Союзов, главной ёлки Советского Союза. Любопытно, что в советских изображениях Снегурочка чаще изображена маленькой девочкой, в виде девушки ее стали представлять позднее.


В военный период о Снегурочке вновь забыли. В качестве обязательной постоянной спутницы Деда Мороза она возродилась в 1950-х годах благодаря усилиям детских классиков Льва Кассиля и Сергея Михалкова, которые писали сценарии для кремлевских ёлок.


Лев Кассиль


Сергей Михалков

Дед Мороз и Снегурочка вошли в общественную жизнь страны как обязательные атрибуты встречи наступающего Нового года. Под Новый год Снегурочками часто работали студентки театральных ВУЗов, в самодеятельных постановках на роль Снегурочек выбирали старших девочек и молодых женщин, чаще светловолосых.


Если кто-нибудь захочет написать письмо или открытку Снегурочке, вот два адреса:

Россия. 156000. г. Кострома. ул. Ленина 3.

Россия. 156 000. г. Кострома. ул. Лагерная, д. 38.

Жили-были старик со старухой. Жили ладно, дружно. Всё бы хорошо, да одно горе – детей у них не было.

Вот пришла зима снежная, намело сугробов до пояса, высыпали ребятишки на улицу поиграть, а старик со старухой на них смотрят, про горе своё думают.


- А что, старуха, - говорит старик, - давай мы себе из снега дочку сделаем.

- Давай, - говорит старуха.

Надел старик шапку, вышли они на огород и принялись дочку из снега лепить. Скатали они снежный ком, ручки, ножки прилепили, снежную голову приставили. Вылепил старик носик, рот, подбородок.

Глядь, а у Снегурочки губы порозовели, глазки открылись, смотрит она на стариков и улыбается.

Потом закивала головкой, зашевелила ручками, ножками, стряхнула с себя снег – и вышла из сугроба живая девочка.


И стала расти у стариков дочка ни по дням, а по часам; что ни день, то всё краше становится.

Сама беленькая, точно снег, коса русая до пояса, только румянца нет вовсе.

Не нарадуются старики на дочку, души в ней не чают. Растёт дочка и умная, и смышленая, и веселая. Со всеми ласковая и приветливая.

И работа в руках у Снегурочки спорится, а песню запоёт – заслушаешься.



Прошла зима. Начало пригревать солнышко. Зазеленела трава на проталинках, запели жаворонки.

А Снегурочка вдруг запечалилась.

- А что с тобой, дочка? – спрашивают старики. Что ты такая невеселая стала? Иль тебе неможется?

- Ничего, батюшка, ничего, матушка, я здорова.


Вот и последний снег растаял, зацвели цветы на лугах, птицы прилетели.

А Снегурочка день ото дня вс1 печальнее, всё молчаливее становится. От солнца прячется. Всё бы ей тень, да холодок.

Раз надвинулась черная туча, посыпался крупный град. Обрадовалась Снегурочка граду, точно жемчугу перекатному.


А как снова выглянуло солнышко и град растаял. Снегурочка заплакала, да так горько, словно сестра по родному брату.

За весной лето пришло. Собрались девушки на гулянье в рощу, зовут Снегурочку:

- Идем с нами, Снегурочка, в лес гулять, песни петь, плясать.

Не хотелось Снегурочке в лес идти, да старуха её уговорила.

- Пойди, дочка, повеселись с подружками!


Пришли девушки со Снегурочкой в лес. Стали цветы собирать, венки плести, песни петь, хороводы водить. Только одной Снегурочке по-прежнему невесело.

Фото. Снегурочка скучает в лесу.

А как свечерело, набрали они хворосту, разложили костер и давай друг за дружкой через огонь прыгать. Позади всех и Снегурочка. Побежала она в свой черед за подружками.

Прыгнула над огнем и вдруг растаяла, обратилась в белое облачко. Поднялось облачко высоко и пропало в небе.


Обернулись они – а Снегурочки нет.

Стали они кликать её:

- Ау! Ау, Снегурушка!

Только эхо им в лесу откликнулось…

Однажды утром проснулись старик со старухой и увидели в окошко, что вся земля белым-бела, пушистым искрящимся снегом. Выбежали они на улицу, а навстречу им идет Снегурочка, красивая да пригожая, улыбается, руками приветливо машет.


То-то радость была на всю деревню!

А на Новый год к ним сам Дед Мороз пожаловал. Лихо пролетел на своей тройке с бубенцами по деревне, у дома старика и Снегурочки остановил.


Всей деревне подарки раздал, всех поздравил, а старику и старухе новую избу подарил. Да какую! О двух этажах с окнами и крыльцом резным.

Возле дома ёлка большая, вся игрушками изукрашенная, разноцветными огоньками сияющая.


Всей деревней Новый год весело праздновали, друг к другу в гости ходили, на санках катались, вокруг ёлки хороводы водили. С тех пор так и повелось – с первым снегом Снегурочка возвращается, а в начале лета жаркого опять белым облачком на холод улетает.

Старик со старухой всё лето её поджидают, грибы и ягоды собирают, варенье варят, яблоки на зиму запасают… И как первый снег падает, сразу пироги и угощенья к встрече своей Снегурочки готовят.

Если ты будешь на Новый год в деревне, тоже сможешь со Снегурочкой и деревенскими ребятишками в снежки поиграть, с Дедом Морозом на санной тройке покататься.

А старик со старухой угостят тебя чаем с разными вкусными пирогами – и с яблоками, и с вареньем черничным да земляничным.

Похожая сказка есть у Даля, а в середине ХХ века сказку про Снегурушку записывают в Башкирии.

Правда, конец у сказки немного пугающий: соседские девочки зовут Снегурушку в лес за ягодами, там её из зависти убивают, закапывают и пристегивают прутиком. В деревне говорят, что Снегурушка потерялась. Но один юноша срезает с могилы снежной девочки прутик и делает из него дудочку. Когда кто-то на ней играет, дудочка сама по себе начинает петь о том, что злые девочки заманили и убили Снегурушку. Одна из девочек получает эту дудочку, но играть отказывается: бросает её о землю, дудочка ломается, и из неё появляется живая Снегурушка.

Кострому всегда играла юная девушка в белом наряде (традиционный цвет Снегурочки), иногда обряды принимали форму похорон. Интересно, что в одном из вариантов сказки Снегурочка погибает, прыгая через костер. Кострому иногда представляют в виде соломенной куклы, сжигаемой в конце весны на костре.



У Люсии интересная история. Считается, что имя её связано со Святой Люсией, мученицей, умершей за веру в Христа. По распространенной версии, Люсия жила в Средних веках и была замужем за рыбаком. Однажды её муж уплыл в море, но разыгралась буря, и черти погасили маяк. Тогда Люсия вышла на скалу с фонарем, чтобы осветить дорогу рыбаку. Но злые черти напали на неё и отрезали ей голову. По легенде, призрак девушки продолжал всю ночь стоять на скале с фонарем в руке.



Снегурочка – уникальный фольклорный персонаж, образ её уникален. Можно с уверенностью сказать, что Снегурочка – бесценное достояние русской культуры и один из самых ярких символов Нового года.

Читайте также: