Кто разрабатывает методические рекомендации в школе

Обновлено: 05.07.2024

Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ

Введение

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (далее – Программа) является одним из основных документов детского творческого объединения, так как в ней отражаются приоритетные концептуальные, содержательные и методические подходы к образовательной деятельности и её результативности, организационные нормативы работы творческого объединения.

Программа является локальным нормативным документом, поэтому она должна пройти проверку и утверждение в определённом порядке:

  • обсуждение программы на методическом (педагогическом) совете образовательного учреждения – анализ качества документа, его соответствия уставу образовательного учреждения, действующим нормативно-правовым документам и требованиям к содержанию дополнительного образования детей. Решение об утверждении образовательной программы обязательно заносится в протокол методического (педагогического) совета;
  • утверждение образовательной программы приказом директора образовательного учреждения на основании решения педагогического совета.

Только после утверждения программы приказом директора она может считаться полноценным нормативно-правовым документом детского объединения дополнительного образования.

При составлении Программ педагогам необходимо учитывать важные аспекты:

  • соответствие Программы современным нормативным документам;
  • наличие структурно-логических связей между определёнными компонентами Программы (названием, целью, планируемыми результатами, содержанием, оценочными материалами);
  • следование компетентностной парадигме образования;
  • чёткое определение оценочных средств результатов освоения Программы;
  • чёткое определение организационно-педагогических условий для реализации конкретной Программы.

Программы разрабатываются и реализуются по направленностям: технической, естественно-научной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-гуманитарной, которые определяют их предметно-тематическое содержание, преобладающие виды деятельности учащихся и требование к результатам освоения Программы.

Методические рекомендации помогут педагогам систематизировать представления о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе, особенностях формирования её содержания и технологии оформления в условиях действующего законодательства.

1. Нормативно-правовые основания разработки Программы

1.1. Методические рекомендации разработаны на основе и в соответствии с нормативно-правовыми документами:

1.2. Образовательная организация обладает автономией, под которой понимается её самостоятельность в осуществлении образовательной деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с законом и уставом образовательной организации: порядок разработки и реализации Программ, количество обучающихся в объединении, формы обучения (273-ФЗ – ст. 28, п. 1).

1.3. Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам (273-ФЗ – ст. 28, п. 2).

1.4. Образовательная программа включает в себя комплекс основных характеристик образования (объём, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации (273-ФЗ, ст. 2, п. 9).

2. Оформление и содержание структурных элементов Программы

Структурные элементы Программы:

  • Титульный лист;
  • Пояснительная записка;
  • Содержание Программы;
  • Формы аттестации и оценочные материалы;
  • Организационно-педагогические условия реализации Программы;
  • Приложения к Программе.

2.1. Титульный лист – первая страница, предваряющая Программу и служащая источником библиографической информации, необходимой для идентификации документа. В титульном листе указываются: наименование образовательной организации, гриф утверждения Программы, с указанием Ф.И.О. руководителя, даты и номера приказа, направленность и название программы, возраст учащихся, срок её реализации, Ф.И.О., должность автора (авторов) Программы, название города и год разработки Программы.

Пример оформления титульного листа Программы

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ_________________

Принята на заседании методического (педагогического) совета

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

НАПРАВЛЕННОСТЬ: ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ

Возраст обучающихся: 14–16 лет

Срок реализации: 2 года

педагог дополнительного образования

2.2. Пояснительная записка. Данный структурный элемент Программы содержит основные характеристики Программы:

  • направленность и уровень Программы;
  • актуальность Программы (современность, значимость, педагогическая целесообразность, отличительные особенности Программы и т. п.);
  • цель и задачи Программы;
  • категория учащихся, для которой Программа актуальна;
  • формы и режим занятий (групповые, индивидуальные и др., периодичность и продолжительность занятий);
  • срок реализации Программы (общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения);
  • планируемые результаты (совокупность знаний, умений, навыков, личностных качеств и компетенций, которые учащийся сможет демонстрировать по завершению освоения Программы).

2.3. Содержание Программы. Данный структурный элемент Программы состоит из двух частей: учебный (тематический) план и содержание учебного (тематического) плана и направлен на достижение цели и задач Программы и планируемых результатов её освоения.

2.3.1. Учебный (тематический) план (УТП) оформляется в виде таблицы, составляется на каждый год обучения. УТП содержит перечень разделов (модулей) и тем, определяет их последовательность, количество часов по каждому разделу (модулю) и теме с указанием теоретических и практических занятий, а также форм аттестации и контроля. Количество часов в УТП указывается из расчёта на одну группу.

Пример оформления учебного (тематического) плана:

Учебный (тематический) план

Наименование раздела, темы

Формы аттестации (контроля)

2.3.2. Содержание учебного (тематического) плана – реферативное (краткое) описание разделов (модулей) и тем Программы в соответствии с учебным (тематическим) планом. В данном подразделе кратко описываются виды деятельности на занятии: теория (лекция, семинар, дискуссия, круглый стол, консультация и т.п.) и практика (практическая работа, лабораторная работа, самостоятельная работа, соревнование, игра, экскурсия и т.п.).

Пример оформления содержания учебного (тематического) плана:

Содержание учебного (тематического) плана

Раздел 1. Основы фитодизайна

Тема 1.1. Материалы и оборудование для занятий фитодизайном (6 часов)

Теория (2 ч.). Различные виды растений для фитодизайна. Способы крепления растительного материала внутри сосуда с помощью флористической губки, наколки, тейп-листов, петельной проволоки. Инструменты: ножницы, кусачки, секатор, нож. Крепление: держатели, проволока. Сосуды: вазы, кувшины различной формы. Аксессуары: свечи, ленты. Растительный материал: линейный, основной, наполнитель.

Практика (4 ч.). Сбор и заготовка растительного материала для занятий фитодизайном: срезка, окрашивание, высушивание растений. Приемы безопасной работы ножницами, кусачками, секатором, ножом. Отработка приемов крепления растительного материала внутри сосуда с помощью флористической губки, наколки, тейп-листов, петельной проволоки.

Тема 1.2.

Теория …

Практика …

2.4. Формы контроля и оценочные материалы. Данный структурный элемент Программы содержит описание форм подведения итогов реализации Программы текущего, промежуточного и итогового контроля (при наличии), которые перечисляются согласно учебному (тематическому) плану (зачеты, проекты, конкурсы, концерты, выставки, фестивали и т.п.) и описание средств контроля (тесты, творческие задания, контрольные работы и т. п.), которые позволяют определить достижение планируемых результатов учащимися.

2.5. Организационно-педагогические условия реализации Программы. Данный структурный элемент Программы состоит из двух частей:

  • материально-технические условия реализации Программы: характеристики помещений, перечень оборудования, приборов и необходимых технических средств обучения, используемых в образовательном процессе;
  • учебно-методическое и информационное обеспечение Программы: обеспеченность Программы методическими материалами и современными литературными источниками, поддерживающими процесс обучения (нормативно-правовые акты и документы, основная и дополнительная литература, интернет-ресурсы). Все списки литературы и интернет-ресурсов оформляются в соответствии с требованиями ГОСТ Р 7.0.100-2018.

2.6. Приложения к Программе. Данный структурный элемент Программы может содержать дополнительную информацию: календарный учебный график, календарно-тематический план, планы (сценарии) занятий, примеры заданий для учащихся и другие материалы, предусмотренные локальным актом образовательной организации или разработанные по усмотрению автора Программы.

Календарный учебный график – комплекс основных организационно-педагогических характеристик образовательного процесса, определяющий даты начала и окончания учебных периодов/этапов, количество учебных недель или дней, сроки контрольных процедур, организованных выездов, экспедиций и т. д. Календарный учебный график является приложением к Программе и составляется на учебный год или период (месяц, четверть, полугодие и т. д.) для каждой учебной группы.

Пример оформления календарного учебного графика

Дата проведения занятия

Время проведения занятия

3. Уровневая дифференциация Программ

3.1. К вводному уровню относятся дополнительные общеразвивающие программы, которые предоставляются жителям города Москвы в возрасте от 5 до 18 лет. При этом срок освоения программы составляет не менее 10 часов. Результатом обучения является освоение обучающимися образовательной программы и переход на ознакомительный уровень не менее 20% обучающихся по дополнительным общеразвивающим программам.

3.2. К ознакомительному уровню относятся дополнительные общеразвивающие программы, которые предоставляются жителям города Москвы в возрасте от 5 до 18 лет. При этом срок освоения программы составляет не менее 3 месяцев, время обучения – от 1 до 3 часов в неделю. Результатом обучения является освоение обучающимися образовательной программы и переход на базовый уровень не менее 25% обучающихся по дополнительным общеразвивающим программам.

3.3. К базовому уровню относятся дополнительные общеразвивающие программы, которые предоставляются жителям города Москвы в возрасте от 8 до 18 лет, осваивающим программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, программы среднего профессионального образования, основные программы профессионального обучения. При этом срок освоения программы составляет не менее 1 года, время обучения – от 2 до 6 часов в неделю для программ, формирующих современные умения и навыки для учебы, жизни и труда; от 3 до 5 часов в неделю для иных программ. Результатом обучения является участие в конкурсных мероприятиях, включенных в рекомендуемый Департаментом образования и науки города Москвы перечень, а также городских и всероссийских олимпиадах не менее 50% обучающихся по дополнительным общеразвивающим программам; включение в число победителей и призёров перечня конкурсных мероприятий, рекомендуемых Департаментом образования и науки города Москвы, а также городских и всероссийских олимпиад не менее 10% обучающихся по дополнительным общеразвивающим программам; переход на углублённый уровень не менее 25% обучающихся по дополнительным общеразвивающим программам.

3.4. К углублённому уровню относятся дополнительные общеразвивающие программы, которые предоставляются жителям города Москвы в возрасте от 12 до 18 лет, осваивающим программы основного общего, среднего общего образования, программы среднего профессионального образования, основные программы профессионального обучения. При этом срок освоения программы составляет не менее 1 года, время обучения – от 2 до 8 часов в неделю для программ, формирующих современные умения и навыки для учебы, жизни и труда; не менее 2 лет, время обучения – от 4 до 8 часов в неделю для иных программ. Результатом обучения является участие в конкурсных мероприятиях, включенных в рекомендуемый Департаментом образования и науки города Москвы перечень, а также городских и всероссийских олимпиадах не менее 80% обучающихся по дополнительным общеразвивающим программам; включение в число победителей и призёров перечня конкурсных мероприятий, рекомендуемых Департаментом образования и науки города Москвы, а также городских и всероссийских олимпиад не менее 50% обучающихся по дополнительным общеразвивающим программам.

3.5. Каждый учащийся должен иметь доступ к любому из уровней, что определяется его стартовой готовностью к освоению Программы, а материал Программы, должен учитывать особенности тех учащихся, которые могут испытывать объективные сложности при освоении Программы.

3.6. Обучение инвалидов по дополнительным общеразвивающим программам за счёт средств бюджета города Москвы, на которые они были зачислены до достижения ими возраста 18 лет, осуществляется до окончания срока реализации данных программ вне зависимости от возраста инвалида.

4. Особенности организации образовательного процесса по Программам

Заключение

При разработке дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы необходимо помнить, что Программа является локальным нормативным документом образовательной организации. Она должна быть изложена в научно-деловом стиле и выполнять действующие требования и рекомендации Министерства просвещения РФ и Департамента образования и науки города Москвы. Программа показывает уровень профессиональной подготовки её разработчика.


‒ принципиально новой функцией методиста становится работа по проведению маркетинговых исследований рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых;

‒ методисту необходимы организаторские и управленческие функции, направленные на достижение качества образовательного процесса, планирования и проведения мониторинга и оценки качества реализации педагогами дополнительных общеобразовательных программ.

Требования профессионального стандарта, таким образом, ориентируют современного специалиста на овладение не только необходимой суммой фундаментальных и специальных знаний, но и применение определённых навыков творческого решения практических задач, постоянное повышение квалификации, быструю адаптацию к изменяющимся условиям.

Анализ профессиональных затруднений методистов (по итогам проведения курсов повышения квалификации, а также реализации дополнительных программ профессиональной переподготовки) свидетельствует о специфичности их образовательных потребностей, направленных, прежде всего, на приобретение способности и опыта по составлению методических рекомендаций. Данная способность может быть отнесена к специальным компетенциям методиста.

В целях оказания методической помощи методистам системы дополнительного образования детей и взрослых, предлагается к обсуждению вариант технологического подхода к процессу проектирования, разработки и самооценки качества методических рекомендаций. Думается, что материалы данной работы будет полезны как методистам, так и преподавателям, которые готовятся к прохождению аттестации на квалификационную категорию.

Общие подходы кпроектированию иразработке методических рекомендаций

  1. При разработке методических рекомендаций необходимо выбрать проблематику методических рекомендаций, исходя из актуальности — теоретической или практической.
  2. Разработчик методических рекомендаций должен определить категорию участников образовательного процесса, для которых разрабатываются методические рекомендации: педагоги, родители, обучающиеся.
  3. В процессе подготовки к разработке методических рекомендаций необходимо:

‒ изучить научные и методические литературные источники, нормативно-правовые документы по избранной проблематике;

‒ составить план работы;

‒ подобрать наиболее яркие, характерные факты для обоснования и иллюстрации приведенных положений и рекомендаций.

  1. В ходе написания методических рекомендаций необходимо сформулировать цель работы, подчинив ей основную содержательную часть работы; обязательно указать, кому адресованы рекомендации; дать рекомендации о том, какими передовыми педагогическими технологиями надо пользоваться для улучшения образовательного процесса.
  2. Общий объем работы не должен превышать 5–10-ти страниц машинописного текста.

Основные этапы разработки методических рекомендаций

1. Вступительная часть − пояснительная часть работы, в которой обосновывается актуальность и практическая (или теоретическая) целесообразность данной работы, определяется цель составления методических рекомендаций, дается краткий анализ разработанности данной проблемы в научно-методической литературе, разъясняется, какую помощь призвана оказать работа.

Вступительная часть должна содержать следующую информацию:

‒ обоснование актуальности разработки данных методических рекомендаций (здесь необходимо дать краткий анализ положения дел по изучаемому вопросу: уточнить, настоящее положение дел, указать, в чем его достоинства и недостатки; охарактеризовать значимость предлагаемой работы; разъяснить, какую помощь и кому могут оказать настоящие методические рекомендации);

‒ определение цели составления методических рекомендаций (например; оказать методическую помощь педагогам-практикам, организаторам воспитательной работы с детьми; составить алгоритм подготовки и проведения мероприятий разного уровня и т. п.);

‒ краткое описание ожидаемого результата от использования данных методических рекомендаций (например: овладение опытом организации конкретных мероприятий; повышение мотивации учащихся к изучению конкретного содержания и т. п.).

2. Основная часть. Содержание этой части состоит из анализа и описания передовых технологий, которыми пользуются руководители, педагоги для достижения поставленных целей. Одновременно указывается, что именно рекомендуется делать для исправления и улучшения существующего положения, дается описание перспективы результатов использования рекомендаций.

Содержание методических рекомендаций может быть связано с самыми разнообразными вопросами: решением определенной педагогической проблемы, проведением массовых мероприятий, организацией летней кампании, проведением учебно-исследовательской работы, изучением отдельных тем образовательной программы и т. п. Поэтому содержание методических рекомендаций не имеет особо регламентированной структуры и может излагаться в достаточно произвольной форме. Например, его можно структурировать в следующей логике:

‒ описать (на основе состоявшегося опыта деятельности), что именно рекомендуется делать по исследуемому вопросу (поэтапно) и как (с помощью каких форм и методов);

‒ дать советы по решению организационных вопросов (разработка плана работы; определение этапов и сроков информирования потенциальных участников мероприятия, распределение поручений, обеспечение рекламы и т. д.);

‒ вычленить наиболее трудные моменты в организации и проведении описываемого вида деятельности (исходя из имеющегося опыта).

3. Заключение. Здесь излагаются краткие, четкие выводы, логически вытекающие из содержания методических рекомендаций.

4. Список использованной ирекомендуемой литературы. Список литературы дается в алфавитном порядке с указанием автора, полного названия, места издания, издательства, года издания.

5. Приложения. Приложения включают материалы, необходимые для организации рекомендуемого вида деятельности с использованием данных методических рекомендаций, но не вошедшие в основную часть. Автору следует описать, что может быть использовано в качестве приложений к разработанным методическим рекомендациям (планы проведения конкретных мероприятий; тестовые задания; методики создания практических заданий, адресованных обучающимся; примерные вопросы к играм, конкурсам, викторинам; методики определения результатов по конкретным видам деятельности; схемы, диаграммы, фотографии, карты; примерная тематика открытых мероприятий, экскурсий и т. д.).

Критерии самооценки качества разработанных методических рекомендаций

Прежде чем разработанные методические рекомендации будут внедрены в практическую сферу, будут отданы на стороннее рецензирование, необходимо провести самоанализ качества методических рекомендаций. Выполнить самодиагностику можно по следующим основаниям-критериям:

  1. Автор рекомендаций разделяет проблематику и цель методических рекомендаций.
  2. Цель формулируется в понятной для педагогов/преподавателей (учащихся, родителей) форме.
  3. Цель, поставленная автором работы, способствует разрешению обозначенной проблемы.
  4. Цель, поставленная автором работы, способствует повышению качества образования.
  5. В ходе написания методических рекомендаций автор работы демонстрирует знание заявленной проблематики.
  6. Автор работы хорошо ориентируется в различных источниках (методические пособия, медиа-пособия, современные цифровые образовательные ресурсы и др.) по заявленной проблематике.
  7. Материал изложен в доступной, понятной и логичной форме.
  8. Автор работы демонстрирует владение современными методами обучения, воспитания, организации определенной деятельности.
  9. Представленные в методических рекомендациях методы соответствуют поставленной цели, содержанию проблематики, условиям и времени ее разрешения.
  10. Автор работы демонстрирует умение работать с различными информационными ресурсами и методическими пособиями, компьютерными технологиями, цифровыми образовательными ресурсами.
  11. В работе использованы авторские или самостоятельно разработанные методические или дидактические материалы.
  12. Автор демонстрирует знание основных нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность в области дополнительного образования детей.
  13. Автор работы демонстрирует умение аргументировать предлагаемые им решения.
  14. Методические решения, отраженные в работе, отличаются обоснованностью и целесообразностью.

Рассмотренные выше подходы к проектированию и разработке методических рекомендаций могут быть использованы также в написании иных видов методических работ, обобщающих личный практический опыт преподавателя или методиста, так как процесс проектирования представляет собой особый взгляд на профессиональную деятельность в соответствии с требованиями педагогического сообщества и ценностными ориентациями самого педагога.

Представление проектирования должно осуществляться последовательно, через его этапы. Такое изложение позволяет дать с одной стороны, технологичное описание последовательности действий по созданию проекта методических указаний, а, с другой, обобщенное представление о технологии проектирования без учета предметной специфики и особенностей внутреннего содержания.

Основные термины (генерируются автоматически): рекомендация, автор работы, дополнительное образование детей, образовательный процесс, работа, вступительная часть, какая помощь, методическая помощь, основная часть, профессиональный стандарт.

Похожие статьи

Ключевые слова: дополнительное образование детей, внеурочная деятельность, дополнительная общеобразовательная программа, рабочая

Образовательные организации, выстраивая свою работу в соответствии с новым законодательством и по новым стандартам.

Интеграция дополнительного образования детей и дошкольного.

Вариативная часть основной образовательной программы на каждой ступени образования может быть обеспечена за счет построения нескольких пространств взаимодействия (по Е. Б. Евладовой): - пространства взаимодействия общего и дополнительного образования.

Проблема взаимосвязи требований образовательных.

Профессиональные стандарты очень важны для системы образования

Основные термины (генерируются автоматически): стандарт, рынок труда, Россия, работодатель, требование, профессиональная деятельность, профессиональный стандарт, выполнение работы.

Проблема соответствия ФГОС ВО профессиональному.

Автор: Тимонина Ирина Владимировна. Рубрика: Высшее профессиональное образование.

Вносятся срочные поправки в содержательную часть предметов образовательных программ [2]. В течение переходного периода по принятию новой версии профстандарта в КемГУ.

Проектирование основной образовательной программы.

Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, детский сад, дошкольное образование, основная образовательная программа, развитие детей, программа, творческая группа, дошкольный возраст, образовательная деятельность, обязательная часть.

Особенности информационно-методической поддержки педагогов.

Информационно — методическое сопровождение работы ДОУ осуществляется методической службой образовательного учреждения, основными задачами которой являются: ‒ оказание помощи в развитии творческого потенциала педагогических работников образовательных.

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса среднего профессионального образования: метод. рекомендации / [сост. С. Е. Лузгин]; Саран. кооп. ин‑т РУК.

Актуализация роли дополнительного образования детей.

Учитывая накопленный в системе дополнительного образования детей по данному направлению опыт, можно предположить, что значительная часть такой работы будет возложена на существующие структуры дополнительного образования.

Формы участия работодателя в планировании, реализации.

Автор: Коваленко Алевтина Сергеевна. Рубрика: Теория и методика профессионального образования.

Методические рекомендации по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом.

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 12 мая 2020 года N ВБ-1011/08

Министерство просвещения Российской Федерации направляет разработанные совместно с Общероссийским Профсоюзом образования и рабочей группой по вопросам совершенствования государственной политики в сфере развития информационного общества Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству методические рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, по организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях, для использования в работе.

Приложение

УТВЕРЖДАЮ
Заместитель Министра просвещения
Российской Федерации
В.С.Басюк

СОГЛАСОВАНО
Председатель рабочей группы
по вопросам совершенствования
государственной политики в сфере
развития информационного общества
Комитета Совета Федерации
по конституционному законодательству
и государственному строительству
Л.Н.Бокова

Председатель Профессионального союза
работников народного образования и науки
Российской Федерации
Г.И.Меркулова

Методические рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, по организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях

1. Пояснительная записка

Ключевые аспекты, цели, задачи и проблемные вопросы воспитания современного ребенка находятся в центре государственной политики в сфере образования, а также являются объектом внимания педагогической общественности, родительских сообществ, представителей сферы культуры, науки, различных социально-профессиональных групп.

В настоящее время оформился общественно-государственный запрос на организацию комплексной поддержки деятельности педагогических работников, осуществляющих классное руководство, импульсом к формированию которой является поручение Президента Российской Федерации по "созданию системы мотивации классных руководителей в целях повышения эффективности воспитательной работы и социализации обучающихся в общеобразовательных организациях".

В ежегодном Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 15 января 2020 г. отмечено, что "ближе всего к ученикам - их классные руководители. Такая постоянная каждодневная работа, связанная с обучением, воспитанием детей, - это огромная ответственность, и она, конечно, требует . особой поддержки". Президентом Российской Федерации подчеркнуто, что воспитатель - это "федеральная функция".

Настоящие методические рекомендации адресованы органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, с целью оказания методической помощи в организации деятельности педагогических работников, осуществляющих классное руководство, с учетом приоритетов государственной политики в сфере образования, обновления концептуальных подходов к организации педагогической деятельности в области воспитания и социализации подрастающего поколения, а также в целях реализации и защиты академических прав и свобод педагогических работников, осуществляющих классное руководство, и устранения избыточной отчетности в их деятельности.

Методические рекомендации направлены на уточнение и конкретизацию нормативного правового поля реализации воспитательной деятельности, выработку единых подходов к пониманию целей и задач классного руководства, принципов и видов деятельности по осуществлению педагогическими работниками классного руководства, критериев оценки эффективности этой деятельности. При этом предусматриваются вариативные компоненты, обусловленные региональными социально-экономическими, экологическими, этнокультурными, демографическими и иными особенностями субъектов Российской Федерации, территориальным расположением общеобразовательной организации, спецификой контингента обучающихся и реализуемых образовательных программ.

2. Правовые основы организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство

Организация деятельности, связанной с классным руководством, осуществляется с учетом комплекса вопросов, относящихся к базовым правам граждан Российской Федерации, к основным принципам и приоритетам государственной политики в сфере образования, правовым, организационным и экономическим основам образования в Российской Федерации, общим правилам организации образовательной деятельности, а также к области трудового права.

Перечень документов по вопросам организации деятельности, связанной с классным руководством, является многоуровневым, содержит нормативные акты, регламентирующие процессы воспитания в образовательных организациях в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере образования, включает совокупность норм и правил, принятых в соответствии с разграничением полномочий в сфере образования между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Общеобязательные нормы (правила) в части обеспечения воспитательного процесса в образовательных организациях закрепляют:

1. Конституция Российской Федерации, Конституции и Уставы субъектов Российской Федерации, устанавливающие право каждого гражданина на образование и закрепляющие осуществление процессов воспитания и обучения как предмета совместного ведения с Российской Федерацией;

* Текст соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

Необходимо рассматривать воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

В целях организации деятельности, связанной с классным руководством, могут приниматься нормативные правовые акты на уровне субъектов Российской Федерации, обеспечивающие реализацию воспитательного процесса в соответствии с целевыми ориентирами федерального уровня при учете организационных и экономических особенностей региональной системы образования. При этом необходимо учитывать особенности субъектов Российской Федерации, дополняя и конкретизируя воспитательные ориентиры региональными приоритетами, не вступающими в противоречие с федеральными документами.

Такой подход обеспечит достижение цели национального проекта "Образование", направленной на воспитание ". на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций".

Паспорт национального проекта "Образование" (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. N 16).

Организация деятельности по классному руководству на местном уровне (в муниципальных районах и городских округах) должна быть направлена на создание условий эффективной воспитательной деятельности при реализации целей и задач воспитания и социализации подрастающего поколения, установленных нормативными правовыми актами федерального и регионального уровней, а также дополнительных задач с учетом социально-экономической, социокультурной, демографической, криминогенной ситуации в конкретных муниципальных образованиях.

Органы местного самоуправления, используя свои полномочия в сфере образования, выполняя функции и полномочия учредителей муниципальных общеобразовательных организаций, вправе развивать образовательную среду (прежде всего, воспитательной направленности), налаживать сетевое взаимодействие муниципальных общеобразовательных организаций для реализации воспитательных мероприятий, обеспечивать межведомственное взаимодействие по актуальным проблемам воспитания подрастающего поколения на соответствующей территории, разрабатывать специальные меры поддержки семей и детей, находящихся в сложной жизненной ситуации, принимать меры материального и нематериального стимулирования эффективной работы педагогических работников по классному руководству.

Локальные нормативные акты общеобразовательных организаций включают комплекс документов, регламентирующих содержание и порядок организации воспитательного процесса в общеобразовательной организации, в том числе, в рамках классного руководства как отдельного вида деятельности, конкретизируют их с учетом контекстных условий работы, сложившегося распределения полномочий и ответственности при осуществлении воспитания между педагогическими работниками, устанавливают меры стимулирования к осуществлению классного руководства.

3. Цели и принципы деятельности педагогических работников, осуществляющих классное руководство

Настоящие методические рекомендации основаны на понимании классного руководства как особого вида педагогической деятельности, направленного, в первую очередь, на решение задач воспитания и социализации обучающихся. Соответственно, цели, задачи и принципы деятельности, связанной с классным руководством, определяются базовыми целями и принципами воспитания, социализации и развития личности обучающихся, изложенными в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, документах, приведенных в разделе 2 настоящих методических рекомендаций.

Под воспитанием понимается деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

Читайте также: