Особенности организации и обеспечения деятельности органов военной прокуратуры кратко

Обновлено: 05.07.2024

Раздел 6. Особенности организации и обеспечения деятельности органов военной прокуратуры.

Он состоит из положений о Главной военной прокуратуре, ее структуре, полномочиях прокуроров, кадрах, материальном и социальном обеспечении военнослужащих.

Раздел 7. Иные вопросы организации и деятельности органов прокуратуры.Закрепляет статистическую отчетность, печать органов и учреждений, финансовое и материальное обеспечение органов и учреждений прокуратуры.

7. Прокурор как участник отношений в сфере прокурорского надзора.

Прокурор — понятие собирательное, обобщающее. В узком смысле — это руководители прокуратур: Генеральный прокурор Российской Федерации, прокурор субъекта федерации, прокурор города, прокурор района, прокурор специализированной прокуратуры. В широком же смысле подразумеваются не только вышеназванные прокуроры, но и заместители Генерального прокурора РФ, его советники, старшие помощники, помощники, помощники по особым поручениям, заместители и помощники всех нижестоящих прокуроров — руководителей прокуратур, помощники прокуроров по особым поручениям, старшие помощники, старшие прокуроры и прокуроры, старшие прокуроры-криминалисты и прокуроры-криминалисты управлений и отделов, действующие каждый из перечисленных прокуроров в пределах своей компетенции.

В России прокурор:

· участвует в рассмотрении уголовных и гражданских дел судами

· опротестовывает судебные решения, приговоры, определения, а также акты, издаваемые различными органами и должностными лицами, если они противоречат закону

Военные прокуратуры. Свои полномочия органы военной прокуратуры осуществляют в Вооружённых Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Систему органов военной прокуратуры составляют Главная военная прокуратура, военные прокуратуры военных округов, флотов, Ракетных войск стратегического назначения, Федеральной пограничной службы РФ, Московская городская военная прокуратура и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов РФ, военные прокуратуры объединений, приравненные к прокуратурам городов и районов, по решению Главного военного прокурора могут создаваться прокурорские, проокурорско – следственные и следственные участки.

В местностях, где в силу исключительных обстоятельств, не действуют иные органы прокуратуры, а также за пределами государства, где в соответствии с международными договорами находятся войска РФ, осуществление функций прокуратуры может быть возложено Генпрокурором РФ на органы военной прокуратуры.

Образование, реорганизация и ликвидация органов военной прокуратуры, определение их статуса, компетенции, структуры штатов осуществляются Генпрокурором РФ, приказы которого по этим вопросам реализуются в соответствии с директивами Генерального штаба Вооружённых Сил РФ и других войск, воинских формирований и органов.

Органы военной прокуратуры РФ –Главный военный прокурор заместитель Ген.Прокурора, который руководит деятельностью органов военной прокуратуры, обеспечивает подбор, расстановку и воспитании кадров, проводит аттестацию военных прокуроров и следователей, издаёт приказы и указания, обязательные для исполнения всеми военными прокуратурами.

Финансирование органов военной прокуратуры осуществляется Министерством обороны РФ за счёт выделяемых для этих целей средств федерального бюджета. Материально – техническое обеспечение органов военной прокуратуры , выделение им служебных помещений, транспорта, средств связи и других видов снабжения и довольствия производятся Министерством обороны РФ и другими войсками и воинскими формированиями по установленным нормам. Охрана служебных помещений органов военной прокуратуры осуществляется военными частями.

Главный военный прокурор имеет первого заместителя и заместителей, старших помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений.

Структуру Главной военной прокуратурысоставляют управления, отделы (самостоятельные или в составе управлений), канцелярия и приёмная. Начальники управлений и самостоятельных отделов являются старшими помощниками, а их заместители, начальники отделов в составе управлений, канцелярии и приёмной – помощниками Главного военного прокурора. Положения о структурных подразделениях Главной военной прокуратуры утверждаются Главным военным прокурором.

В управлениях и отделах устанавливаются должности старших прокуроров и прокуроров, старших прокуроров – криминалистов и прокуроров – криминалистов, а также следователей по особо важным делам и следователей по особо важным делам.

В главной военной прокуратуре образуется Коллегия в составе главного военного прокурора (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности), других прокурорских работников, назначаемых Главным военным прокурором. Персональный состав Коллегии утверждается Генеральным прокурором РФ по представлению Главного военного прокурора.

На военную прокуратуру возлагаются следующие полномочия:

1. Надзор за исполнением Конституции и законов, действующих на территории РФ, соответствием законам издаваемых правовых актов, соблюдением прав военнослужащих и членов их семей и иных граждан руководителями и должностными лицами органов управления и военного управления, воинских частей, учреждений. Организаций, предприятий и иных военизированных подразделений Вооружённых Сил РФ, внутренних войск Министерства внутренних дел РФ, Федеральной службы безопасности РФ, Федеральной службы охраны РФ и т.д.;

2. Надзор за исполнением законов при производстве предварительного следствия, дознания и осуществления ОРД по уголовным делам в материалах о преступлениях , совершённых военнослужащими , а также гражданами , проводящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооружённых Сил РФ, других войск, воинских формирований;

3. Уголовное преследование по уголовным делам о преступлениях, совершённых военнослужащими, а также гражданами, проходящим военные сборы, лицами гражданского персонала Вооружённых Сил РФ.

Главный военный прокурор и подчинённые ему прокуроры обладают в пределах своей компетенции следующие полномочия и осуществляют их независимо от командования и органов военного управления:

· участвуют в заседаниях коллегий, военных советах, служебных совещаниях, органов военного управления;

· назначают вневедомственные ревизии и проверки, затраты на проведение которых возмещаются по постановлению прокурора органами военного управления , где состоят на довольствии проверяемые воинские части и учреждения;

· имеют право по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения воинских частей, предприятий, учреждений, организаций и штабов независимо от установленного на них режима, иметь доступ к их документам и материалам;

· проверяют законность содержания осуждённых, арестованных и задержанных военнослужащих на гауптвахтах, в дисциплинарных частях и других местах, а также немедленно принимают меры по освобождению незаконно содержащихся там лиц;

· требуют обеспечения охраны, содержания и конвоирования лиц, находящихся на войсковых и гарнизонных гауптвахтах, в иных местах содержания задержанных и заключённых под стражу.

Военные прокуратуры. Свои полномочия органы военной прокуратуры осуществляют в Вооружённых Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Систему органов военной прокуратуры составляют Главная военная прокуратура, военные прокуратуры военных округов, флотов, Ракетных войск стратегического назначения, Федеральной пограничной службы РФ, Московская городская военная прокуратура и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов РФ, военные прокуратуры объединений, приравненные к прокуратурам городов и районов, по решению Главного военного прокурора могут создаваться прокурорские, проокурорско – следственные и следственные участки.

В местностях, где в силу исключительных обстоятельств, не действуют иные органы прокуратуры, а также за пределами государства, где в соответствии с международными договорами находятся войска РФ, осуществление функций прокуратуры может быть возложено Генпрокурором РФ на органы военной прокуратуры.

Образование, реорганизация и ликвидация органов военной прокуратуры, определение их статуса, компетенции, структуры штатов осуществляются Генпрокурором РФ, приказы которого по этим вопросам реализуются в соответствии с директивами Генерального штаба Вооружённых Сил РФ и других войск, воинских формирований и органов.

Органы военной прокуратуры РФ –Главный военный прокурор заместитель Ген.Прокурора, который руководит деятельностью органов военной прокуратуры, обеспечивает подбор, расстановку и воспитании кадров, проводит аттестацию военных прокуроров и следователей, издаёт приказы и указания, обязательные для исполнения всеми военными прокуратурами.

Финансирование органов военной прокуратуры осуществляется Министерством обороны РФ за счёт выделяемых для этих целей средств федерального бюджета. Материально – техническое обеспечение органов военной прокуратуры , выделение им служебных помещений, транспорта, средств связи и других видов снабжения и довольствия производятся Министерством обороны РФ и другими войсками и воинскими формированиями по установленным нормам. Охрана служебных помещений органов военной прокуратуры осуществляется военными частями.

Главный военный прокурор имеет первого заместителя и заместителей, старших помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений.

Структуру Главной военной прокуратурысоставляют управления, отделы (самостоятельные или в составе управлений), канцелярия и приёмная. Начальники управлений и самостоятельных отделов являются старшими помощниками, а их заместители, начальники отделов в составе управлений, канцелярии и приёмной – помощниками Главного военного прокурора. Положения о структурных подразделениях Главной военной прокуратуры утверждаются Главным военным прокурором.

В управлениях и отделах устанавливаются должности старших прокуроров и прокуроров, старших прокуроров – криминалистов и прокуроров – криминалистов, а также следователей по особо важным делам и следователей по особо важным делам.

В главной военной прокуратуре образуется Коллегия в составе главного военного прокурора (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности), других прокурорских работников, назначаемых Главным военным прокурором. Персональный состав Коллегии утверждается Генеральным прокурором РФ по представлению Главного военного прокурора.

На военную прокуратуру возлагаются следующие полномочия:

1. Надзор за исполнением Конституции и законов, действующих на территории РФ, соответствием законам издаваемых правовых актов, соблюдением прав военнослужащих и членов их семей и иных граждан руководителями и должностными лицами органов управления и военного управления, воинских частей, учреждений. Организаций, предприятий и иных военизированных подразделений Вооружённых Сил РФ, внутренних войск Министерства внутренних дел РФ, Федеральной службы безопасности РФ, Федеральной службы охраны РФ и т.д.;

2. Надзор за исполнением законов при производстве предварительного следствия, дознания и осуществления ОРД по уголовным делам в материалах о преступлениях , совершённых военнослужащими , а также гражданами , проводящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооружённых Сил РФ, других войск, воинских формирований;

3. Уголовное преследование по уголовным делам о преступлениях, совершённых военнослужащими, а также гражданами, проходящим военные сборы, лицами гражданского персонала Вооружённых Сил РФ.

Главный военный прокурор и подчинённые ему прокуроры обладают в пределах своей компетенции следующие полномочия и осуществляют их независимо от командования и органов военного управления:

· участвуют в заседаниях коллегий, военных советах, служебных совещаниях, органов военного управления;

· назначают вневедомственные ревизии и проверки, затраты на проведение которых возмещаются по постановлению прокурора органами военного управления , где состоят на довольствии проверяемые воинские части и учреждения;

· имеют право по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения воинских частей, предприятий, учреждений, организаций и штабов независимо от установленного на них режима, иметь доступ к их документам и материалам;

· проверяют законность содержания осуждённых, арестованных и задержанных военнослужащих на гауптвахтах, в дисциплинарных частях и других местах, а также немедленно принимают меры по освобождению незаконно содержащихся там лиц;

· требуют обеспечения охраны, содержания и конвоирования лиц, находящихся на войсковых и гарнизонных гауптвахтах, в иных местах содержания задержанных и заключённых под стражу.

2)военные прокуратуры военных округов, флотов, Ракетных войск стратегического назначения, Московская городская военная прокуратура и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов Российской Федерации,

3)военные прокуратуры объединений, соединений, гарнизонов и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам городов и районов.

В военных прокуратурах, приравненных к прокуратурам городов и районов, по решению Главного военного прокурора могут создаваться прокурорские участки.

В местностях, где в силу исключительных обстоятельств не действуют иные органы прокуратуры РФ, а также за пределами РФ, где в соответствии с международными договорами находятся войска РФ, осуществление функций прокуратуры может быть возложено Генеральным прокурором РФ на органы военной прокуратуры.

Образование, реорганизация и ликвидация органов военной прокуратуры, определение их статуса, компетенции, структуры и штатов осуществляются Генеральным прокурором РФ, приказы которого по этим вопросам реализуются в соответствии с директивами Генерального штаба Вооруженных Сил РФ, командования других войск, воинских формирований и органов. Иные организационно-штатные вопросы решаются Главным военным прокурором совместно с Генеральным штабом Вооруженных Сил РФ, командованием других войск, воинских формирований и органов в пределах установленной штатной численности.

Органы военной прокуратуры возглавляет заместитель Генерального прокурора РФ - Главный военный прокурор, который руководит деятельностью органов военной прокуратуры, обеспечивает подбор, расстановку и воспитание кадров, проводит аттестацию военных прокуроров, издает приказы и указания, обязательные для исполнения всеми военными прокуратурами.

Свои полномочия органы военной прокуратуры осуществляют в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Главный военный прокурор имеет первого заместителя и заместителей, старших помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу начальников управлений, и помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений.

Структуру Главной военной прокуратуры составляют управления, отделы (самостоятельные и в составе управлений), канцелярия и приемная. Начальники управлений и самостоятельных отделов являются старшими помощниками, а их заместители, начальники отделов в составе управлений, канцелярии и приемной - помощниками Главного военного прокурора. Положения о структурных подразделениях Главной военной прокуратуры утверждаются Главным военным прокурором.

В управлениях и отделах устанавливаются должности старших прокуроров и прокуроров.

В Главной военной прокуратуре образуется коллегия в составе Главного военного прокурора (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности), других прокурорских работников, назначаемых Главным военным прокурором. Персональный состав коллегии утверждается Генеральным прокурором РФ по представлению Главного военного прокурора.

Военные прокуроры обладают полномочиями:

- участвовать в заседаниях коллегий, военных советов, служебных совещаниях органов военного управления;

- назначать вневедомственные ревизии и проверки, затраты на проведение которых возмещаются по постановлению прокурора органами военного управления, где состоят на довольствии проверяемые воинские части и учреждения;

- по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения воинских частей, предприятий, учреждений, организаций и штабов независимо от установленного в них режима, иметь доступ к их документам и материалам;

- проверять законность содержания осужденных, арестованных и задержанных военнослужащих на гауптвахтах, в дисциплинарных частях и других местах их содержания, немедленно освобождать незаконно содержащихся там лиц;

- требовать обеспечения охраны, содержания и конвоирования лиц, находящихся на войсковых и гарнизонных гауптвахтах, в иных местах содержания задержанных и заключенных под стражу, соответственно воинскими частями, военными комендантами, органами и учреждениями внутренних дел Российской Федерации.

Военными прокурорами назначаются граждане РФ, годные по состоянию здоровья к военной службе, поступившие на военную службу, имеющие офицерское звание и отвечающие требованиям.

По решению Генерального прокурора РФ или с его согласия на должности военных прокуроров могут быть назначены гражданские лица.

Заместитель Генерального прокурора РФ - Главный военный прокурор назначается на должность и освобождается от должности в установленном порядке. Главный военный прокурор подчинен и подотчетен Генеральному прокурору РФ.

Военные прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором РФ, подчинены и подотчетны вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору РФ.

Заместители Главного военного прокурора, начальники управлений и отделов Главной военной прокуратуры и их заместители, а также заместители прокуроров военных округов, флотов, приравненных к ним прокуроров назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором РФ.

Иные прокуроры Главной военной прокуратуры назначаются на должность и освобождаются от должности Главным военным прокурором.

Прокуроры военных округов, флотов, приравненные к ним прокуроры назначают на должность и освобождают от должности военных прокуроров в своих аппаратах и нижестоящих прокуратурах.

Поступление граждан на военную службу в органы военной прокуратуры, их увольнение в запас и отставку производятся по представлению Главного военного прокурора.

Определение офицеров на военную службу в органы военной прокуратуры и увольнение в запас (отставку) производятся по представлению Генерального прокурора РФ или Главного военного прокурора.

Увольнение в запас (отставку) лиц высшего офицерского состава производится Президентом РФ по представлению Генерального прокурора РФ.

Должности военных прокуроров и соответствующие им воинские звания включаются в перечни воинских должностей.

Присвоение воинских званий военным прокурорам производится по представлению соответствующего военного прокурора. Воинские звания высшего офицерского состава присваиваются Президентом РФ по представлению Генерального прокурора РФ.

Воинские звания офицеров органов военной прокуратуры соответствуют классным чинам прокурорских работников территориальных органов прокуратуры.

При увольнении офицеров органов военной прокуратуры (до полковника включительно) с военной службы и поступлении на службу в территориальные или специализированные органы прокуратуры им присваиваются соответствующие их воинским званиям классные чины, а при определении на военную службу прокуроров, имеющих классные чины (до старшего советника юстиции включительно), им присваиваются соответствующие воинские звания.

Аттестация военных прокуроров производится в порядке, устанавливаемом Генеральным прокурором РФ для всех прокурорских работников, с учетом особенностей прохождения военной службы.

Военным прокурорам с учетом профессионального опыта и квалификации присваиваются квалификационные классы в порядке, устанавливаемом Генеральным прокурором РФ.

Численность военнослужащих и лиц гражданского персонала органам военной прокуратуры выделяется за счет и пропорционально численности соответственно Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований. Численность личного состава органов военной прокуратуры включается в штатную численность Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований.

На военнослужащих органов военной прокуратуры распространяется законодательство РФ, устанавливающее правовые и социальные гарантии, пенсионное, медицинское, другие виды обеспечения военнослужащих.

Военным прокурорам, имеющим право на пенсию за выслугу лет, выплачивается ежемесячная надбавка к денежному содержанию в размере 50 процентов пенсии, которая могла быть им назначена.

Правовое положение и материальное обеспечение гражданского персонала органов военной прокуратуры определяются по правилам, предусмотренным для работников территориальных органов прокуратуры.

Финансовое обеспечение деятельности органов военной прокуратуры осуществляется соответственно Министерством обороны РФ, иными федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, в соответствии с бюджетным законодательством РФ.

Материально-техническое обеспечение органов военной прокуратуры, выделение им служебных помещений, транспорта, средств связи и других видов обеспечения и довольствия осуществляются соответственно Министерства обороны РФ, иными федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, по установленным нормам.

Охрана служебных помещений органов военной прокуратуры осуществляется воинскими частями.

Федеральный Закон "О прокуратуре Российской Федерации" №2202-1 от 17.01.1992 является базовым документом, определяющим деятельность военной прокуратуры. Какова её структура и полномочия, а также какие функции выполняет данный орган и некоторые другие аспекты рассмотрим в статье.

Определение понятия

Военная прокуратура (ВП) – это структурное подразделение Прокуратуры России, которое осуществляет надзор за исполнением законодательства в Вооруженных силах РФ (ВС РФ), воинских формированиях и других войсках.

Генеральный прокурор РФ является ответственным лицом , занимающимся формированием, реорганизацией и ликвидацией органов военной прокуратуры, а организационно-штатные вопросы решаются его заместителем – Главным военным прокурором (п. 2 ст. 46 №2202-1-ФЗ).

Обеспечением деятельности ВП занимается Министерство обороны, ФСБ, а также Федеральная служба войск национальной гвардии России.

Направление деятельности

Перечень направлений достаточно обширен и включает в себя:

  • Осуществление надзора за соблюдением действующей Конституции РФ, а также законов и других нормативных актов в отношении самих военнослужащих, членов их семей, а также лиц, призванных на военные сборы.
  • Выполнение надзорных функций относительно соблюдения антикоррупционного законодательства в воинских частях, органах и учреждениях.
  • Осуществление надзора в отношении должностных лиц ФСБ, несущими службу на границах России, а также законностью при производстве по административным делам в отношении лиц, нарушивших правила прохождения государственных границ РФ.
  • Надзор за деятельностью командиров воинских частей и иных должностных лиц и за исполнением ими законов при содержании под стражей на гауптвахтах подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а также осужденных.
  • Выполнение надзорных функций по исполнению законодательства при оперативно-розыскных работах, в ходе следствия и дознания в отношении военнослужащих, лиц, призванных на военные сборы или гражданского персонала ВС РФ, совершивших преступления, связанные с выполнением служебных обязанностей.
  • Осуществление уголовного преследования.
  • Участие в судебных тяжбах по гражданским делам и арбитражном процессе при рассмотрении дел о грубых дисциплинарных проступках военнослужащих.
  • Контроль за деятельностью правоохранительных органов, занимающихся борьбой с преступностью в ВС РФ.
  • Анализ и обобщение информации о состоянии законности в ВС РФ, а также ведение статистики.

Перечень полномочий

Полномочия военных прокуроров прописаны в ст. 47 №2202-1-ФЗ и состоят в следующем:

  • Участие в заседаниях коллегий, военных советов и служебных заседаниях органов военного управления;
  • Назначение вневедомственных ревизий и проверок в отношении воинских частей и учреждений;
  • Проверка законности содержания осужденных или лиц, находящихся под стражей на гауптвахтах, дисциплинарных частях, а также освобождение указанных лиц в случае обнаружения незаконности действий должностных лиц.

По своему усмотрению военные прокуроры имеют право беспрепятственного вхождения на территорию воинских частей и учреждений вне зависимости от существующего в них режима после предъявления служебного удостоверения. Кроме того, военные прокуроры вправе требовать доступ к любым документам и материалам подведомственных им органов.

Читайте также: