Кто проверяет логопеда в школе

Обновлено: 02.07.2024

Если до школы остается полгода, целесообразно отвести ребенка на комплексную диагностику к логопеду и психологу (или нейропсихологу). И лучше сделать это не в детском саду, куда ходит ребенок, а найти сторонних специалистов. Это позволит беспристрастно оценить психическую, эмоциональную и интеллектуальную готовность ребенка к обучению в школе.

При обследовании логопед должен обратить внимание не только на звукопроизношение, но и на структуру речи, понять, присутствуют ли элементы общего недоразвития речи или незрелость фонематического слуха.

Психолог или нейропсихолог помогут определить функциональную зрелость ребенка и выявить возможные трудности в обучении или адаптации будущего первоклассника.

Грамотный диагност оценит объем затруднений, испытываемых ребенком, и сориентирует родителей — есть ли у них время на исправление каких-то незначительных проблем или объем затруднений таков, что родителям стоит задуматься, отдавать ли ребенка в школу сейчас или пропустить год.

Целью в работе учителя-логопеда является выявление и устранение речевых нарушений у учащихся логопедическими средствами, что способствует успешной социализации младших школьников в процессе их адаптации к условиям общеобразовательной школы. Одним из важных направлений в работе школьного учителя-логопеда является диагностическое обследование учащихся начальных классов, особенно первоклассников. Цели данного обследования многосторонни: выявить количество детей-логопатов, нуждающихся в оказании логопедической помощи – консультационной, либо в систематических постоянных занятиях. Также целью обследования является выявление нарушений не только устной, но и письменной речи. С учащимся, нуждающемся в логопедической помощи, коррекционные занятия необходимо начать как можно раньше для предупреждения возникновения вторичных речевых нарушений, предотвратить полностью или частично развитие дисграфии и дислексии. Обычно обследование устной речи первоклассников проводится в два этапа. В течении первой недели сентября учитель-логопед проводит предварительное обследование устной речи всех учеников, принятых в первые классы, и выявляет детей, имеющих те или иные отклонения в речевом развитии. Одновременно он отбирает тех учеников, которым необходимы систематические коррекционные занятия, с ними логопед проводит тщательное обследование. [6]

Логопедическое обследование включает в себя: тщательное изучение условий воспитания учащихся и динамики их речевого и общего психического развития, которое проводится на основе беседы с родителями и анализа документов о ребёнке; логопедическое и психолого-педагогическое обследование с подробной регистрацией вербальной и невербальной деятельности ребёнка; анализ речевых нарушений и педагогическую оценку всех полученных данных. Во время логопедического обследования особое внимание обращается на особенности общего и речевого поведения (организованность, общительность, замкнутость, внимание, работоспособность, наблюдательность, утомляемость), а также на возможности адаптации детей к условиям общения. По данным логопедического обследования происходит комплектация логопедических групп. С будущими первоклассниками учитель-логопед начинает знакомство в школе “Малышок”, занятия в которой проходят с января по май месяц, проводят учителя начальных классов, педагог-психолог, учитель-логопед. Логопед обследует состояние всех зачисленных на эти занятия детей и выявляет детей с речевыми нарушениями, поскольку одним из основных показателей готовности к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. 1-й этап обследования логопедом – обследование речевой деятельности всех будущих первоклассников. На занятиях в школе будущего первоклассника учитель-логопед собирает информацию о состоянии волевой готовности будущего первоклассника к обучению в школе, о состоянии словаря, связной речи, фонематического анализа, пространственно-временных ориентировок, графомоторных навыков. В ходе логопедического обследования дошкольников выявляются группы риска, в которые входят дети с поздним и аномальным развитием речи, с нарушениями пери- и постнатальных периодов, с билингвизмом. Анализ диагностически-значимых сведений из медицинских карт позволяет получить первые данные о нарушении речи. Посещение открытых занятий в детском саду, круглые столы по передаче детей в школу, речевые карты передаются дошкольными логопедами в школу – всё это способствует своевременному обследованию детей учителем – логопедом в школе “Малышок” и организации систематической коррекционной работы. Среди таких дошкольников много неорганизованных детей, не посещающих детские дошкольные учреждения, либо родители таких детей проявляют логопедическую некомпетентность, что мешает им вовремя обратиться за консультацией к специалисту, поэтому обследование таких детей учителем-логопедом необходимо. Таким образом, стартовое логопедическое обследование начинается у школьного логопеда до поступления ребёнка в 1 класс.

Учитель-логопед, выступая на родительском собрании, рассказывает, что такое речевая готовность к школе и предлагает пройти детям логопедическое обследование, на котором присутствуют родители и получают индивидуальные консультации. В основе логопедического обследования лежат общие принципы и методы, но вместе с тем, оно имеет своё специфическое содержание. Комплексность, целостность и динамичность обследования обеспечивается тем, что обследование происходит на фоне личности обследуемого, с учётом данных его развития – как общего, так и речевого.

2-м этапом является углубленное обследование детей, нуждающихся в логопедической помощи. Подобное обследование проводится либо в конце учебного года при условии посещения ребёнком школы “Малышок”, либо в начале учебного года. Обследование проводится индивидуально, в присутствии родителей, на каждого ребёнка тратится от 20 до 40 минут, в зависимости от его умственного развития и состояния речи. Обследование проводится в кабинете логопеда, причём материал для обследования готовится заранее, обстановка для обследования должна быть психологически правильной. Важно, чтобы при логопедическом обследовании ребёнок был совершенно спокоен, не был испуганным, это может сказаться на повышение тонуса мышц. Необходимо начать логопедическое обследование ребёнка с изучения медицинской и биографической документации – сбор и анализ анамнестических данных, выяснение акушерского анамнеза: протекание беременности в 1 и 2 половину, протекание родов и первый крик при родах, состояние ребёнка в момент рождения, ранний отказ от грудного вскармливания и анамнеза развития ребёнка– психомоторного, соматического, доречевого, раннего речевого, нервно-психического. Со слов родителей заполняются такие пункты, как имя, фамилия, возраст, жалобы родителей, краткие анамнестические данные, данные раннего развития: общего (коротко) и речевого (по периодам). Опираясь на данные медицинской документации и беседы с родителями, выясняется время появления и характер крика, гуления, лепета, а затем появление и качество первых слов и простых фраз. Какие звуки произносились неправильно, не было ли нарушений слоговой структуры слов, аграмматизмов, проводилась ли коррекция нарушений звукопроизношения и других речевых расстройств , в течение какого периода, её результат, характерные особенности понимания речи окружающих. Краткая характеристика может быть сформулирована со слов родителей, воспитателя, учителя. Желательно, чтобы в ней были сведения, чем интересуется ребёнок. Данные о состоянии слуха, зрения, интеллекта желательно заполнять на основании предоставленных справок. Причём состояние интеллекта – важный фактор при анализе речевого нарушения. [3]

Данные о состоянии органов артикуляции логопед получает на основании осмотра ротовой полости, предлагая ребёнку произвести основные движения каждого из органов, учитывается быстрота движений, плавность и равномерность движений правой и левой половины, объём, амплитуда, темп и скорость переключения. При этом логопед определяет насколько их строение соответствует норме. Исследуемые отделы речевого аппарата должны быть хорошо освещены. Особенности строения артикуляторного аппарата следует описывать по схеме: губы, зубы, прикус, твёрдое нёбо, мягкое нёбо, язык, нижняя челюсть. Особенно подробно логопед оценивает объём артикуляционных движений языка. На данном этапе диагностируются затруднения в движении артикуляторных органов: явная невозможность, значительное ограничение объёма движений – активных и пассивных, тремор, гиперкинез, замедление темпа при повторных движениях, склонность к постоянному удерживанию языка “комком” в глубине полости рта, тонус мускулатуры, точность движений, длительность удерживания артикуляционных органов в определённой позиции.

Выявление особенностей речевой моторики производится в процессе выполнения обследуемым определённых действий – для выявления подвижности губ: вытянуть губы вперёд и отвести их усиленно выдыхая, вызвать вибрацию губ, надуть и втянуть щёки. Для выявления подвижности языка: сделать язык сначала узким, а потом широким; поднять кончик языка к верхним резцам и опустить к нижним, подвигать им как маятником. Для выявления подвижности нижней челюсти: опустить челюсть, выдвинуть вперёд, установить нет ли контрактуры. Для выявления подвижности мягкого нёба: произнести звук “а”. При этом определяется наличие или отсутствие активного замыкания мягкого нёба с задней стенкой глотки, одновременно отмечается наличие или отсутствие рефлексов задней стенки глотки. Состояние мышечного тонуса в органах артикуляции (лицевой, губной, язычной мускулатуре) оценивается при совместном осмотре логопедом и невропатологом. При выполнении указанных действий необходимо отметить наличие или отсутствие сопутствующих движений лица, мимических мышц. Далее отмечаются особенности нарушения дыхания, голоса (сила, высота, тембр – сиплый, резкий, с носовым оттенком), просодической организации речевого потока, исследуются динамические характеристики речи: темп и ритм, интонация, выразительность, употребление ударений (словесного и логического), употребление пауз в потоке речи.

При изучении произносительной стороны речи выявляется степень нарушения разборчивости речи. Для исследования фонетической стороны речи используются предметные картинки, содержащие звук в разном положении в слове (в начале, в середине, в конце); речевой материал (слова, словосочетания, предложения, тексты, содержащие различные звуки). Звонкие согласные в конечной позиции не предлагаются, так как при произношении они оглушаются. Необходимо определить, каков характер нарушения: полное отсутствие звука, замена его другим, искажённое произношение (носовое, смягчённое, губное, межзубное, боковое, велярное, увулярное), изолированно, в слогах открытых, закрытых, со стечением согласных, произношение слов различной слоговой структуры. Отмечается сокращение числа слогов, упрощение слогов, их уподобление, перестановка.

Для исследования фонематической стороны речи используются картинки и речевой материал для определения способности дифференцировать звуки по противопоставлениям: звонкость – глухость, твёрдость – мягкость, свистящие – шипящие. Для установления состояния звукового дифференцирования звуков необходимо проверить состояние слуха. Для этого ребёнок должен выполнить задание данное тихим голосом или шёпотом, например: “Покажи, где висит картина. Подними правую руку”. Лицо или органы речи логопеду необходимо при этом закрыть экраном. Также необходимо выявить дифференциацию неречевых звуков. Для этого ребёнок должен ответить на вопросы: “Что гудит? (машина). Угадай, что звучит? (свисток, труба, шуршит бумага)”. Необходимо проверить слуховое различение слогов , слов с оппозиционными звуками. Для этого ребёнок повторяет: ба-па, да-та, ка-га-ка, са-ся; мышка-мишка, катушка-кадушка, роза-лоза; семь машин на шоссе, пастушок быстро шёл, висел железный замок. [2] Для проверки состояния фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений предлагаются подобные задания: определить, есть ли звук в словах, определить количество звуков в слове и место звука в словах, составить слово из звуков, придумать слово на заданный звук, из общего количества картинок отобрать только те, названия которых начинаются на определённый звук, узнать и воспроизвести гласные и согласные звуки, соотнести звук с буквой.

Полноценное понимание речи – необходимая предпосылка для правильного пользования речью, и логопед изучает все стороны речи: импрессивную и экспрессивную её стороны. Обследуя импрессивную сторону речи (понимание речи) логопед ориентируется на то, как ребёнок понимает названия слов часто и редко встречающихся в разговорной речи, обобщающих слов, близких по значению; понимание простых предложений (односложных конструкций, более распространённых форм, понимание интонационного характера предложений, различных грамматических категорий (род, число, падеж) выясняется с помощью вопросов по картинке. [4] Пассивный словарь проверяется на реальных предметах и игрушках, предметных и сюжетных картинках. При обследовании понимания логопед не всегда ждёт развёрнутого ответа, достаточно получить его с помощью жеста, отбора нужных картинок. При обследовании (собственной) экспрессивной стороны речи выявляется уровень речевого развития ребёнка. Важно отметить возрастную сформированность лексической и грамматической сторон речи, усвоение различных частей речи, особенности слоговой структуры слова.

Обследование начинается с беседы. Во время беседы логопед старается установить контакт с обследуемым. Она позволяет выявить коммуникативно-речевые умения ребёнка, судить о произношении ребёнка, умении строить предложения и о словарном запасе ребёнка. Также беседа позволяет судить о некоторых особенностях личности ребёнка и о его развитии, выявляются интересы ребёнка, наличие любимых игр, занятий, особенности представлений об окружающем. Логопед предлагает определённые вопросы: Как тебя зовут? Сколько тебе лет? Назови свой адрес? С кем живёшь? Кто из твоих братьев (сестёр) младше (старше) тебя? Есть ли в доме твоём животные? Опиши их. Какая твоя любимая игрушка?

Другим методическим приёмом обследования будет активное наблюдение за ребёнком, для этого логопед предлагает картинки, игрушки, даёт разные задания. Для выявления интеллектуальных возможностей и уровня вербально-логического мышления ребёнка просят найти лишний предмет и разложить серию сюжетных картинок, по которым нужно составить предложения и рассказ и сделать определённые выводы, опираясь на вопросы логопеда, необходимо также сосчитать количество слов в предложении. Серии картинок, сюжетные картинки, работа с деформированными предложениями и опорными словами позволяют определить умение грамотно составлять предложения. Наборы картинок по темам и устный опрос помогают выяснить знания обобщающих и других понятий. Например, назвать одним словом – стол, стул, шкаф, диван. Что такое транспорт? Назвать животных, их детёнышей в единственном и множественном числе. Назвать жилища животных. У собаки – конура. Чья конура? Собачья. Проверка образования притяжательных прилагательных. Назвать времена года, дни недели. Что такое сутки? С помощью картинок, на которых изображены действия предметов, выясняется знание глаголов и предметов. Так, собака сидит на коробке, под коробкой, за коробкой. Собака выглядывает из коробки, из-за коробки, из-под коробки. Специальные игры помогают определить знание синонимов и антонимов, большое значение имеет материал, дающий возможность определить, умеет ли ребёнок изменять слова и образовывать новые (стакан из стекла – стеклянный; рыба, ловить – назови одним словом этого человека – рыболов; дом – назови ласково –домик, а теперь во множественном числе – дома).

Анализируя данные логопедического обследования, логопед определяет к какой группе следует отнести выявленные у ребёнка расстройства. Обследование проводится комплексно, динамически, всесторонне и даёт возможность наметить индивидуальный план наиболее эффективной помощи ребёнку, видеть общую речевую ситуацию и тенденции её развития, обеспечить диагностику речевых нарушений на начальных этапах обучения, поставить речевой диагноз: степень и характер нарушений устной и письменной речи.

В этом году сын идёт в 1 класс, и, как положено, мы прошли собеседование у психолога-логопеда при школе, в которую отдаём сына.

Школа у нас обычная, государственная, выбирали по принципу шаговой доступности, так как я не готова развозить детей по садикам-школам в разные концы города - мне ещё на работу успеть попасть надо.

Надо ли готовиться к собеседованию?

На самом деле, в 7-милетнем возрасте, если со здоровьем вашего ребёнка всё нормально, я поняла, что проходить такое собеседование не имеет смысла - вы всё равно пойдёте в школу, какие бы подготовка и знания у ребёнка ни были. В этом случае, ребёнок уже, как военнообязанный, "годен к службе", иначе это уже идёт уклонение от ваших, родительских, обязанностей - дать образование детям.

Однако, есть смысл пройти его в той школе, куда вы идёте, наверное, для того, чтобы вас распределили по классам в соответствии с уровнем подготовки. Но утверждать, что это именно так, я не буду, так как на самом деле не знаю, как происходит распределение учеников.

На собеседовании мы пробыли минут 30-40. Сын проходил всевозможные тесты на логику, отвечал на вопросы, заканчивал предложения, проверяли уровень развития речи, словарный запас, память, умение ориентироваться в пространстве (тут в качестве "must do" для дошкольников рекомендую графические диктанты и упражнения по типу "дорисуй по клеточкам" и т.п.).

Моё мнение, если вы хоть чуть-чуть уделяли внимание своёму ребёнку, то специально готовиться к этому собеседованию нет смысла.

Стандартные вопросы о себе и семье: "Как тебя зовут? Сколько тебе лет? Есть ли у тебя брат или сестра? Сколько им лет? Как зовут твоих бабушку и дедушку? Где работают родители?".

Вопросы на общие знания и классификацию: "Назови города/виды рыб/овощи и т.п., которые ты знаешь?". Перед этим надо провести классификацию по группам (города, рыбы, птицы и т.п.).

В общем, ничего специфичного или сложного. Однако, ребёнок в виду своего характера может зажаться, стесняться, медлить с ответом - ничего страшного в этом нет. Зная характер своего ребёнка - это вполне объяснимо.

Например, мой сын накануне чеканил на скорость ответы на вопросы про города, реки, рыб и т.п. без запинки. А на собеседовании каждый ответ выдавал, обдумав, с паузой.

Каков итог собеседования и что меня удивило?

По итогу собеседования, психолог-логопед расхваливала моего сына по всем параметрам: "Очень хорошее логическое мышление, задания на память прошёл отлично, хороший пассивный словарный запас, внимательный и т.п."

Ваня уже хорошо читает, но читать не любит)) Наверное, ещё не попалась ТА САМАЯ книжка, которую захотелось бы прочесть на одном дыхании.

Ваня уже хорошо читает, но читать не любит)) Наверное, ещё не попалась ТА САМАЯ книжка, которую захотелось бы прочесть на одном дыхании.

По мнению логопеда-психолога, мой сын на данном этапе чуть ли не вундеркинд, и из своих 90 дошкольников, которые она ведёт в разных детских садах, она не знает ни одного ребёнка, который бы был готов так, как он.

Но поразило меня другое. По её словам, она уже высоко оценила ребёнка по тому, что он спокойно назвал своё имя, фамилию и возраст. Серьёзно? Неужели дети в свои 6-7 лет не знают этого? У меня младший сын уже владеет этой информацией, так что эта оценка меня удивила и заставила задуматься: а с кем же он будет учиться?

Второй момент, который она отметила - это его способность очень точно срисовать заданные рисунки (кружки наклонные и т.п.) в том количестве и наклоне, в котором они заданы. Т.е. этот тест считается очень важным потому, что, теоретически, ребёнок достоверно спишет информацию с доски. Тут, наверное, я соглашусь, но каким-то специфическим знанием обладать не нужно, чтобы это сделать. Просто в дошкольном периоде должно уделяться время заданиям на внимательность.

Мы достаточно много занимались с ним в игровой форме - такая мозаика как вариант наших вечерних занятий. И детей завлекает надолго.

Мы достаточно много занимались с ним в игровой форме - такая мозаика как вариант наших вечерних занятий. И детей завлекает надолго.

Третий нюанс, который заставил меня удивиться и на что обратила внимание психолог - это то, что с невралгией у него всё в порядке и у него отсутствуют "дёрганье, резкие движения и т.п.", т.е. он спокойно высидел 40 минут занятия.

По отзывам коллег, я конечно слышала, что практически в каждом классе есть "трудный" ребёнок (в смысле агрессивный, который срывает уроки, бьётся головой об парту или задирает других детей), но очень хочется надеяться, что в нашей школе таких случаев не будет.

После собеседования с логопедом, создаётся ощущение, что у нас в городе детей в целом к школе никак не готовят и достаточно просто знать своё имя и фамилию. А в нашей выпускной группе детского сада только 3-4 человека из 15 умеют читать. Это вовсе не обязательно, но мне кажется, что ребёнку будет легче учиться, если он хоть чуть-чуть уже читает.

А как прошли ваши собеседования? Знаете ли вы детей, с которыми будет учиться ваш ребёнок? Нужно ли проходить данное собеседование?

Спасибо, что читаете! Ставьте 👍 , чтобы статьи появлялись у вас в ленте. Подписывайтесь на канал, впереди много интересного!


Доброе утро, дети в первом классе за первое полугодие писали проверочную работу, в итоге , ребенок практически все задания выполнил с ошибками, например, не написал свое имя с большой буквы, не поставил точку в конце предложения , неправильно разделил слова на слоги, неправильно поставил ударения, путает строчку, и заглавные и строчные буквы. Учитель предложил занятия с логопедом,я не против, но я считала что у нас вообще нет проблем, ребенок, усидчивый, без диагнозов, у специалистов не состояли, да вообще неьыло никогда ни каких проблем в садике не ходили к логопеду. Я к чему это все пишу, для меня как то это неожиданно, неужели, я пропустила и не заметила проблему , я просто считала что 1 класс, дети учаться. привыкают, может переволновался ребенок, или действительно нужен специалист?? Можно где то диагностику пройти, я слышала про нецропсихолога, но никогда бы не подумала что нас это коснётся. P.s. ребенок читает, медленно и не любит,( если это важно). Память хорошая, пересказывает прочитанное


Сходите, лишним не будет. У нас также, устная речь идеальна, с письменной проблемы. Это дисграфия, выправляется у логопеда. Для начала, конечно, диагностика, дальше посмотрите. Лучше начать занятия сейчас, пока оценок нет, иначе во 2 классе хлебнете.


У меня ребёнок с перечнем диагнозов, но специалисты, по месту жительства, всегда пишут, что всё нормально. Но у нас, к сожалению, такие "специалисты", профессионалы там не задерживаются.
Поэтому я прислушалась бы к совету учителя.


Мой тоже был с диагнозами, до школы почти все из них сняли.
Я в неврологии уже сама "руку набила".
Так на выпускном в садике у большинства детей видно было явные проблемы. Родителям невролог по месту жительства говорил, что

Потом в школе эти дети проблемы получили ((
На вашем месте я б к учителю прислушалась, ей виднее.
И не бойтесь вы каких-то проблем у ребенка, сейчас почти всё решаемо)


Спасибо, я слышала это слово, даже подумать не могла что у нас такое. Конечно будем ходить к логопеду, сейчас буду изучать информацию.


Девочки спасибо всем за ответы. А можно куда то записаться на консультацию? Посоветуйте плиз, куда пойти,помимо школьного логопеда, наверное лучше куда то походить??


,
Сходите, то что ошибки везде это не норма. Либо вы мало уделяли внимание домашнке, либо действительно нужна помощь специалиста. Все хорошо будет


Аноним 288,
Очень часто мамы не замечают или не хотят замечать проблем у ребёнка, считая его здоровым. Он ведь не вчера стал таким. До первого полугодия он это все знал?
Я бы ещё в садике тревогу забила.

Читайте также: