Как формируется наше я и какова его роль в общении кратко

Обновлено: 02.07.2024

О человеке, его историческом прошлом, настоящем и будущем написано бесконечно. Но все же существует огромное желание людей понять себя и человечество. Философы, социологи, антропологи, генетики, психологи, представители педагогической науки, представители литературы и искусства пытаются исследовать и раскрыть сущность человека, понять законы жизненного проявления личности, яснее увидеть ее перспективы в современную и будущую эпоху. Конечно, эти вопросы решаются и понимаются по-разному.

Цель статьи — определить модель профессиональной деятельности практического психолога с позиции Я-концепции человека.

Для решения этой задачи необходимо рассмотреть природу и структуру Я-концепции, а также динамику ее развития.

Сущность Я – концепции

«Я-концепция — это восприятие индивидом самого себя и его мысли о себе, которые собраны вместе и составляют своего рода центр управления внутри человека.

Я-концепция является важным фактором в организации психики и поведения индивида, поскольку она определяет интерпретацию опыта и служит источником ожиданий для индивида.

Первоначальная зависимость Я-концепции от внешних воздействий неоспорима, но в дальнейшем она играет самостоятельную роль в жизни каждого человека. Окружающий мир, представления о других людях воспринимаются через призму Я-концепции, которая формируется в процессе социализации, воспитания, но также имеет определенные соматические, индивидуально-природные детерминанты. Потребности развивающейся личности меняются с возрастом. В них и через них человек проявляет себя, и соответственно разрушается его самовосприятие. В свою очередь, это также служит для них значимой обратной связью. В отличие от ситуативных представлений о себе (то, как человек видит и чувствует себя в конкретный момент времени), Я-концепция создает у человека ощущение постоянной определенности, самоидентичности. В целом это диалектика формирования и проявления противоречивых, всегда неполных Я-концепций — Я-концепции с ее интеллектуальными, эмоциональными и поведенческими компонентами.

Как научная концепция, Я-концепция вошла в литературу относительно недавно.

Структура Я- концепции

На сегодняшний день не существует ни общепринятого определения, ни терминологии для этого понятия. Термины, которые одни авторы используют для обозначения Я-концепции в целом, другие — для обозначения ее отдельных аспектов.

Лучше всего представлять Я-концепцию как иерархическую структуру.

На его вершине находится глобальная Я-концепция, которая охватывает все возможные аспекты самоощущения индивида. Это ощущение своей непрерывности и уникальности. В нем подчеркиваются два элемента — самосознание и самость как объект. В реальной психической жизни, однако, эти элементы настолько слиты, что образуют единое, практически неразрывное целое. Я как объект существует только в процессах сознания и является содержанием этих процессов в той мере, в какой человек может осознавать себя. Мы можем разделить результат и процесс рефлексивного мышления только на концептуальном уровне; на психологическом уровне они сосуществуют. Аналогично, самовосприятие и самооценка поддаются лишь условному концептуальному разграничению, поскольку на психологическом уровне они неразделимы. Самовосприятие и самооценка предрасполагают человека к определенному поведению, поэтому глобальную Я-концепцию можно рассматривать как набор установок человека, направленных на себя. Однако эти установки могут иметь различные перспективы или формы.

Существует по крайней мере три основные формы самоотношения:

  1. реальное Я — установки, относящиеся к тому, как человек воспринимает свои реальные способности, роли, статус, т.е. его представления о том, каков он на самом деле.
  2. зеркальное (социальное) Я — установки, связанные с восприятием индивидом того, как его/ее видят другие.
  3. идеальное Я — установки, связанные с представлениями индивида о том, каким бы он хотел быть.

Понятие самоопределения психологический смысл.

Динамика Я-концепции

Первым шагом в формировании концепции самости является осознание того, что человек является отдельной и самостоятельной личностью. Понимание этого начинает формироваться в раннем детстве. Формирование Я-концепции — это развитие представлений о себе. Я-концепция — это то, что видит человек, когда смотрит на себя с разных точек зрения, когда определяет свои внешние данные, личностные характеристики, черты, роли и социальный статус. В этом смысле Я-концепция — это система установок по отношению к самому себе. Это эго-идентичность или личностная идентичность человека, которая представляет собой набор самоопределений или образов самого себя.

В возрасте 16-17 лет на основе Я-концепции подростка как личности развивается особое личностное образование — психологическая готовность к самоопределению. Это возрастное формирование личности подростка с точки зрения самовосприятия субъекта: самоопределение характеризуется осознанием себя как члена общества и конкретизируется в новой, социально значимой позиции. Однако самоопределение личности предполагает не только знание субъектом самого себя, но и его деятельность, осуществляемую в соответствии с этим знанием. Самоконцепция меняется с возрастом и постепенно стабилизируется к началу подросткового возраста. Одно из исследований показало, что самооценка обычно минимальна в возрасте около 12 лет.

Когнитивная схемы внутри нас

Анализируя защитные функции Я-концепции, необходимо отметить столкновение двух элементов — сформированной когнитивной схемы внутри нас и нового опыта, поступающего извне. Если новый опыт, который получает индивид, согласуется с существующими представлениями о себе, он легко усваивается и встраивается в некую условную оболочку, которая заключает в себе Я-концепцию. Но если новый опыт не вписывается в существующие представления, противоречит сложившейся Я-концепции, оболочка реагирует, как защитный экран, не пропускающий инородное тело в сбалансированный организм. Если разница между новым опытом и существующими представлениями индивида о себе не имеет принципиального значения, новый опыт может быть встроен в структуру Я-концепции настолько, насколько это позволяют адаптивные возможности составляющей Я-концепции. Конфликтные переживания, вносящие несоответствия в структуру личности, также могут быть поглощены с помощью защитных психологических механизмов, таких как рационализация. Эти механизмы позволяют поддерживать Я-концепцию в сбалансированном состоянии, даже когда на нее влияют реальные факты.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института


Базовые психологические установки

Возможны четыре вида установок по отношению к окружающим.

И в заключение хотелось бы напомнить слова древней молитвы:

Господи! Дай мне силы изменить то, что я могу изменить, дай мне мужество стерпеть то, что я не в состоянии изменить, и дай мне мудрость отличить одно от другого!

Вопросы для повторения

1. Перечислите факторы, детерминирующие человеческое поведение в деловом общении.

3. Что такое макро- и микросреда личности?

4. Расскажите об особенностях социальных стереотипов, приемах манипулирования ими в деловом общении.

5. Назовите приемы ломки стереотипов в процессе установления нефорформальных отношений.

6. В чем заключается деперсонализация общения?

8. В чем сущность позитивного мышления?

Глава 7 Психология общения

Вопросы, на которые лает ответы эта глава:

1. Какие существуют виды общения?

2. Каковы основания для классификации функций общения?

3. Что представляет собой процесс восприятия?

4. Что является условием формирования адекватного представления личности о себе?

5. Какова роль социального стереотипа в восприятии?

6. Каковы средства коммуникации и как правильно ими пользоваться в процессе общения?

7.1. Общение: вилы, структура, функции

Связи каждого человека с окружающим миром предельно широки и богаты. Именно в комплексе этих связей человек вынужден функционировать в разных ролях и качествах, являясь субъектом всевозможных видов деятельности.

  • Когнитивная составляющая – это образ Я человека, в котором содержатся его представления о своей личности
  • Оценочная составляющая – это самооценка, основанная на аффективной оценке образа Я
  • Поведенческая составляющая – это поведение, состоящее из поведенческих реакций или конкретных действий, обусловленных образом Я и самооценкой


Три главных элемента Я -концепции:

Когнитивная составляющая — образ Я — представление индивида о самом себе. Представление индивида о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются они на объективном знании или субъективном мнении. Предметом оценки человеком могут, в частности, стать его тело, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений. Все они составляют иерархию значимости указанных характеристик, которая может меняться в зависимости от жизненного опыта человека или просто под влиянием момента.

Эмоционально-оценочная составляющая — самооценка — оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Самооценка подразумевает под собой отношение к себе: к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам. Самооценка – это личностное суждение о собственной ценности. Таким образом, самооценка отражает степень развития у человека чувства самоуважения, ощущение собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его “Я”. Потому низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности. Можно выделить несколько источников формирования самооценки, которые меняют вес значимости на разных этапах становления личности:

*оценка других людей;

* круг значимых других (референтная группа);

* актуальное сравнение с другими;

* сравнение реального и идеального Я;

* измерение результатов своей деятельности.

Самооценка и уровень притязаний личности играют важную роль в организации результативного управления своим поведением, без них трудно или даже невозможно самоопределиться в жизни. Верная самооценка дает человеку нравственное удовлетворение и поддерживает его человеческое достоинство. В формировании самооценки огромную роль играет родительское отношение: положительная самооценка формируется родительской любовью, отрицательная – нелюбовью, отвержением ребенка. Важными характеристиками самооценки являются целостность, интегрированность

, ее
независимость от внешних оценок.
Существенную роль играет также успех деятельности.

Успех___

СО = Притязания

Под уровнем притязаний понимают уровень трудности тех задач, на осуществление которых претендует человек. Одно из условий изменения уровня притязаний – достигнутый успех или неуспех деятельности. Если человек ставит непосильную задачу, то повторный неуспех ведет к снижению уровня притязаний. При адекватной самооценке после успеха человек выбирает более трудные задачи, а после неуспеха – более легкие.

Потенциальная поведенческая реакция — те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой. Все эмоции и оценки, связанные с образом Я, оказывают сильное влияние на деятельность человека, его поведение и взаимоотношения с окружающими.

Ø реальное Я (представление о себе в настоящем времени),

Ø идеальное Я (то, каким субъект, по его мнению, должен был бы стать, ориентируясь на моральные нормы),

При несовпадении реального Я и идеального Я происходит внутриличностный конфликт (неврозы).

Бернс выделяет следующие основные ракурсы Я-концепции:

1. Реальное Я — установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, то есть с его представлениями о том, каков он на самом деле.

2. Зеркальное (социальное) Я — установки, связанные с представлениями индивида о том, как его видят другие.

3. Идеальное Я — установки, связанные с представлениями индивида о том, каким он хотел бы стать.

А.В.Петровский и М.Г.Ярошевский: Образ Я

относительно устойчивая, не всегда осознаваемая, система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими.

— реальное Я – каким человек видит себя в данный момент

— идеальное Я – каким хотел бы быть

— возможное Я – какое Я кажется ему возможным

— фантастическое (=воображаемое) Я – если бы все было возможно

— динамическое Я – каким я стану, достигнув поставленную цель

— представляемое Я – то, то репрезентируется окружающим

Могут быть также частные виды (профессиональное Я) и рассогласование ожжет стать источником внутриличностного конфликта или фактором самосовершенствования.

Я -концепция

уникальна и специфична для каждого человека.

Механизмы формирования Я-концепции:

интериоризация чужих оценок — теория отраженного зеркального Я (Мид и Кули)

Мнение человека о себе зависит от того, как его оценивает референтная группа, причем сдвиг в Я-к., вызванный мнением группы может быть очень устойчив. Изменения будут более значительными, если человек думает, что референтная группа единодушна в оценке его качеств.

Интериоризация чужих мнений предполагает и социальное сравнение, и атрибутивные процессы (человек сначала приписывает другим какое-либо отношение к себе, а потом принимает/отвергает его в качестве оценки), и отбор информации в соответствии с уже существующим образом Я и ценностными критериями.

социальное сравнение – проявляется двояко:

* человек сравнивает себя с другими людьми

Т.о., он учитывает не только свои успехи, но и успехи других, принимает в расчет ситуацию в целом.

Люди гораздо яснее осознают то, что они отличаются от других, т.е. от подразумеваемого среднего (физические недостатки, национальные меньшинства). Индивидуальность воспринимается как отличие от других и человек должен выбрать группу на которую он может/хочет ориентироваться и сравнивать себя с ней, а это определит его самоуважение.

Процесс социального сравнения двусторонен – человек воспринимает и оценивает себя в сравнении с другими, а других воспринимает и оценивает по себе, невольно приписывая другим собственные черты, считая их более правильными.

самоатрибуция – необихевиоризм Скиннера, теория самовосприятия Бена.

Человек черпает информацию о своих эмоциях, установках и убеждениях из трех источников:

а) восприятия своих внутренних состояний

б) наблюдения своего открытого поведения

в) наблюдения обстоятельств, в которых это поведение осуществляется

Чем слабее или непонятнее внутренние сигналы, тем больше человек судит о себе по своим поступкам. Причем, успех чаще приписывает себе, а причины неудач ищет вовне.

Самоатрибуция селективна в отборе причинных факторов, в их интерпретации, в неодинаковом к ним внимании. Ту же функцию – оправдать свое поведение — выполняет эго-защитный механизм рационализации.

смысловая интеграция жизненных переживаний – смысловая интеграция образа Я. На ее основе все три предыдущих механизма образуют взаимосвязи и взамопереходы.

Понятие смысловой интеграции подчеркивает системность и ценностно-смысловой характер, неразрывную связь между когнитивными (что, насколько и благодаря чему осознается) и мотивационными аспектами Я-к.

Разная субъективная значимость разных аспектов Я позволяет людям находить оптимальные для себя направления самореализации. Дифференцированно-избирательная система личных ценностей и самооценок позволяет большинству людей сохранять высокое самоуважение, независимо от своих жизненных поражений и неудач.

Формирование, развитие и изменение Я-к. обусловлено социальной средой. Человеческое Я осознается в контексте отношений как идентичность (Я или не Я) и как потенциальное взаимодействие Я – другой.

16. Стили воспитания в семье. Типы неправильного воспитания и их связь с формированием характера у ребенка. Семейные сценарии и семейные правила?

Семья

– это малая социальная группа, основанная на супружеском союзе и родственных связях (отношениях мужа с женой, родителей и детей, братьев и сестер и др. родственников, живущих вместе и ведущих общее домашнее хозяйство).

Стили воспитания бывают разными. Одни родители наказывают детей, другие угова­ривают. Некоторые родители кажутся без­различными по отношению к своим детям, другие обнимают и целуют их. Наиболее исследованным аспектом вза­имоотношений родителей и детей являет­ся проблема методов и границ родительс­кого контроля.

Воспитание играет решающую роль при формировании характера ребенка. Зависимость ребенка от семьи очень велика (и в материально-бытовом плане, и формировании социальной адаптации), поэтому семья может как сглаживать неблагоприятные черты характера ребенка, так и усугублять их, обуславливая формирование патологического развития характера.

В рамках каждой из указанных составляющих мы можем выделить три компонента (рис. 23.3).

Читайте также: