Как формируется наше я и какова его роль в общении кратко
Обновлено: 02.07.2024
О человеке, его историческом прошлом, настоящем и будущем написано бесконечно. Но все же существует огромное желание людей понять себя и человечество. Философы, социологи, антропологи, генетики, психологи, представители педагогической науки, представители литературы и искусства пытаются исследовать и раскрыть сущность человека, понять законы жизненного проявления личности, яснее увидеть ее перспективы в современную и будущую эпоху. Конечно, эти вопросы решаются и понимаются по-разному.
Цель статьи — определить модель профессиональной деятельности практического психолога с позиции Я-концепции человека.
Для решения этой задачи необходимо рассмотреть природу и структуру Я-концепции, а также динамику ее развития.
Сущность Я – концепции
«Я-концепция — это восприятие индивидом самого себя и его мысли о себе, которые собраны вместе и составляют своего рода центр управления внутри человека.
Я-концепция является важным фактором в организации психики и поведения индивида, поскольку она определяет интерпретацию опыта и служит источником ожиданий для индивида.
Первоначальная зависимость Я-концепции от внешних воздействий неоспорима, но в дальнейшем она играет самостоятельную роль в жизни каждого человека. Окружающий мир, представления о других людях воспринимаются через призму Я-концепции, которая формируется в процессе социализации, воспитания, но также имеет определенные соматические, индивидуально-природные детерминанты. Потребности развивающейся личности меняются с возрастом. В них и через них человек проявляет себя, и соответственно разрушается его самовосприятие. В свою очередь, это также служит для них значимой обратной связью. В отличие от ситуативных представлений о себе (то, как человек видит и чувствует себя в конкретный момент времени), Я-концепция создает у человека ощущение постоянной определенности, самоидентичности. В целом это диалектика формирования и проявления противоречивых, всегда неполных Я-концепций — Я-концепции с ее интеллектуальными, эмоциональными и поведенческими компонентами.
Как научная концепция, Я-концепция вошла в литературу относительно недавно.
Структура Я- концепции
На сегодняшний день не существует ни общепринятого определения, ни терминологии для этого понятия. Термины, которые одни авторы используют для обозначения Я-концепции в целом, другие — для обозначения ее отдельных аспектов.
Лучше всего представлять Я-концепцию как иерархическую структуру.
На его вершине находится глобальная Я-концепция, которая охватывает все возможные аспекты самоощущения индивида. Это ощущение своей непрерывности и уникальности. В нем подчеркиваются два элемента — самосознание и самость как объект. В реальной психической жизни, однако, эти элементы настолько слиты, что образуют единое, практически неразрывное целое. Я как объект существует только в процессах сознания и является содержанием этих процессов в той мере, в какой человек может осознавать себя. Мы можем разделить результат и процесс рефлексивного мышления только на концептуальном уровне; на психологическом уровне они сосуществуют. Аналогично, самовосприятие и самооценка поддаются лишь условному концептуальному разграничению, поскольку на психологическом уровне они неразделимы. Самовосприятие и самооценка предрасполагают человека к определенному поведению, поэтому глобальную Я-концепцию можно рассматривать как набор установок человека, направленных на себя. Однако эти установки могут иметь различные перспективы или формы.
Существует по крайней мере три основные формы самоотношения:
- реальное Я — установки, относящиеся к тому, как человек воспринимает свои реальные способности, роли, статус, т.е. его представления о том, каков он на самом деле.
- зеркальное (социальное) Я — установки, связанные с восприятием индивидом того, как его/ее видят другие.
- идеальное Я — установки, связанные с представлениями индивида о том, каким бы он хотел быть.
Понятие самоопределения психологический смысл.
Динамика Я-концепции
Первым шагом в формировании концепции самости является осознание того, что человек является отдельной и самостоятельной личностью. Понимание этого начинает формироваться в раннем детстве. Формирование Я-концепции — это развитие представлений о себе. Я-концепция — это то, что видит человек, когда смотрит на себя с разных точек зрения, когда определяет свои внешние данные, личностные характеристики, черты, роли и социальный статус. В этом смысле Я-концепция — это система установок по отношению к самому себе. Это эго-идентичность или личностная идентичность человека, которая представляет собой набор самоопределений или образов самого себя.
В возрасте 16-17 лет на основе Я-концепции подростка как личности развивается особое личностное образование — психологическая готовность к самоопределению. Это возрастное формирование личности подростка с точки зрения самовосприятия субъекта: самоопределение характеризуется осознанием себя как члена общества и конкретизируется в новой, социально значимой позиции. Однако самоопределение личности предполагает не только знание субъектом самого себя, но и его деятельность, осуществляемую в соответствии с этим знанием. Самоконцепция меняется с возрастом и постепенно стабилизируется к началу подросткового возраста. Одно из исследований показало, что самооценка обычно минимальна в возрасте около 12 лет.
Когнитивная схемы внутри нас
Анализируя защитные функции Я-концепции, необходимо отметить столкновение двух элементов — сформированной когнитивной схемы внутри нас и нового опыта, поступающего извне. Если новый опыт, который получает индивид, согласуется с существующими представлениями о себе, он легко усваивается и встраивается в некую условную оболочку, которая заключает в себе Я-концепцию. Но если новый опыт не вписывается в существующие представления, противоречит сложившейся Я-концепции, оболочка реагирует, как защитный экран, не пропускающий инородное тело в сбалансированный организм. Если разница между новым опытом и существующими представлениями индивида о себе не имеет принципиального значения, новый опыт может быть встроен в структуру Я-концепции настолько, насколько это позволяют адаптивные возможности составляющей Я-концепции. Конфликтные переживания, вносящие несоответствия в структуру личности, также могут быть поглощены с помощью защитных психологических механизмов, таких как рационализация. Эти механизмы позволяют поддерживать Я-концепцию в сбалансированном состоянии, даже когда на нее влияют реальные факты.
Читайте дополнительные лекции:
Образовательный сайт для студентов и школьников
© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института
Базовые психологические установки
Возможны четыре вида установок по отношению к окружающим.
И в заключение хотелось бы напомнить слова древней молитвы:
Господи! Дай мне силы изменить то, что я могу изменить, дай мне мужество стерпеть то, что я не в состоянии изменить, и дай мне мудрость отличить одно от другого!
Вопросы для повторения
1. Перечислите факторы, детерминирующие человеческое поведение в деловом общении.
3. Что такое макро- и микросреда личности?
4. Расскажите об особенностях социальных стереотипов, приемах манипулирования ими в деловом общении.
5. Назовите приемы ломки стереотипов в процессе установления нефорформальных отношений.
6. В чем заключается деперсонализация общения?
8. В чем сущность позитивного мышления?
Глава 7 Психология общения
Вопросы, на которые лает ответы эта глава:
1. Какие существуют виды общения?
2. Каковы основания для классификации функций общения?
3. Что представляет собой процесс восприятия?
4. Что является условием формирования адекватного представления личности о себе?
5. Какова роль социального стереотипа в восприятии?
6. Каковы средства коммуникации и как правильно ими пользоваться в процессе общения?
7.1. Общение: вилы, структура, функции
Связи каждого человека с окружающим миром предельно широки и богаты. Именно в комплексе этих связей человек вынужден функционировать в разных ролях и качествах, являясь субъектом всевозможных видов деятельности.
- Когнитивная составляющая – это образ Я человека, в котором содержатся его представления о своей личности
- Оценочная составляющая – это самооценка, основанная на аффективной оценке образа Я
- Поведенческая составляющая – это поведение, состоящее из поведенческих реакций или конкретных действий, обусловленных образом Я и самооценкой
Три главных элемента Я -концепции:
Когнитивная составляющая — образ Я — представление индивида о самом себе. Представление индивида о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются они на объективном знании или субъективном мнении. Предметом оценки человеком могут, в частности, стать его тело, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений. Все они составляют иерархию значимости указанных характеристик, которая может меняться в зависимости от жизненного опыта человека или просто под влиянием момента.
Эмоционально-оценочная составляющая — самооценка — оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Самооценка подразумевает под собой отношение к себе: к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам. Самооценка – это личностное суждение о собственной ценности. Таким образом, самооценка отражает степень развития у человека чувства самоуважения, ощущение собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его “Я”. Потому низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности. Можно выделить несколько источников формирования самооценки, которые меняют вес значимости на разных этапах становления личности:
*оценка других людей;
* круг значимых других (референтная группа);
* актуальное сравнение с другими;
* сравнение реального и идеального Я;
* измерение результатов своей деятельности.
Самооценка и уровень притязаний личности играют важную роль в организации результативного управления своим поведением, без них трудно или даже невозможно самоопределиться в жизни. Верная самооценка дает человеку нравственное удовлетворение и поддерживает его человеческое достоинство. В формировании самооценки огромную роль играет родительское отношение: положительная самооценка формируется родительской любовью, отрицательная – нелюбовью, отвержением ребенка. Важными характеристиками самооценки являются целостность, интегрированность
, ее
независимость от внешних оценок.
Существенную роль играет также успех деятельности.
Успех___
СО = Притязания
Под уровнем притязаний понимают уровень трудности тех задач, на осуществление которых претендует человек. Одно из условий изменения уровня притязаний – достигнутый успех или неуспех деятельности. Если человек ставит непосильную задачу, то повторный неуспех ведет к снижению уровня притязаний. При адекватной самооценке после успеха человек выбирает более трудные задачи, а после неуспеха – более легкие.
Потенциальная поведенческая реакция — те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой. Все эмоции и оценки, связанные с образом Я, оказывают сильное влияние на деятельность человека, его поведение и взаимоотношения с окружающими.
Ø реальное Я (представление о себе в настоящем времени),
Ø идеальное Я (то, каким субъект, по его мнению, должен был бы стать, ориентируясь на моральные нормы),
При несовпадении реального Я и идеального Я происходит внутриличностный конфликт (неврозы).
Бернс выделяет следующие основные ракурсы Я-концепции:
1. Реальное Я — установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, то есть с его представлениями о том, каков он на самом деле.
2. Зеркальное (социальное) Я — установки, связанные с представлениями индивида о том, как его видят другие.
3. Идеальное Я — установки, связанные с представлениями индивида о том, каким он хотел бы стать.
А.В.Петровский и М.Г.Ярошевский: Образ Я —
относительно устойчивая, не всегда осознаваемая, система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими.
— реальное Я – каким человек видит себя в данный момент
— идеальное Я – каким хотел бы быть
— возможное Я – какое Я кажется ему возможным
— фантастическое (=воображаемое) Я – если бы все было возможно
— динамическое Я – каким я стану, достигнув поставленную цель
— представляемое Я – то, то репрезентируется окружающим
Могут быть также частные виды (профессиональное Я) и рассогласование ожжет стать источником внутриличностного конфликта или фактором самосовершенствования.
Я -концепция
уникальна и специфична для каждого человека.
Механизмы формирования Я-концепции:
интериоризация чужих оценок — теория отраженного зеркального Я (Мид и Кули)
Мнение человека о себе зависит от того, как его оценивает референтная группа, причем сдвиг в Я-к., вызванный мнением группы может быть очень устойчив. Изменения будут более значительными, если человек думает, что референтная группа единодушна в оценке его качеств.
Интериоризация чужих мнений предполагает и социальное сравнение, и атрибутивные процессы (человек сначала приписывает другим какое-либо отношение к себе, а потом принимает/отвергает его в качестве оценки), и отбор информации в соответствии с уже существующим образом Я и ценностными критериями.
социальное сравнение – проявляется двояко:
* человек сравнивает себя с другими людьми
Т.о., он учитывает не только свои успехи, но и успехи других, принимает в расчет ситуацию в целом.
Люди гораздо яснее осознают то, что они отличаются от других, т.е. от подразумеваемого среднего (физические недостатки, национальные меньшинства). Индивидуальность воспринимается как отличие от других и человек должен выбрать группу на которую он может/хочет ориентироваться и сравнивать себя с ней, а это определит его самоуважение.
Процесс социального сравнения двусторонен – человек воспринимает и оценивает себя в сравнении с другими, а других воспринимает и оценивает по себе, невольно приписывая другим собственные черты, считая их более правильными.
самоатрибуция – необихевиоризм Скиннера, теория самовосприятия Бена.
Человек черпает информацию о своих эмоциях, установках и убеждениях из трех источников:
а) восприятия своих внутренних состояний
б) наблюдения своего открытого поведения
в) наблюдения обстоятельств, в которых это поведение осуществляется
Чем слабее или непонятнее внутренние сигналы, тем больше человек судит о себе по своим поступкам. Причем, успех чаще приписывает себе, а причины неудач ищет вовне.
Самоатрибуция селективна в отборе причинных факторов, в их интерпретации, в неодинаковом к ним внимании. Ту же функцию – оправдать свое поведение — выполняет эго-защитный механизм рационализации.
смысловая интеграция жизненных переживаний – смысловая интеграция образа Я. На ее основе все три предыдущих механизма образуют взаимосвязи и взамопереходы.
Понятие смысловой интеграции подчеркивает системность и ценностно-смысловой характер, неразрывную связь между когнитивными (что, насколько и благодаря чему осознается) и мотивационными аспектами Я-к.
Разная субъективная значимость разных аспектов Я позволяет людям находить оптимальные для себя направления самореализации. Дифференцированно-избирательная система личных ценностей и самооценок позволяет большинству людей сохранять высокое самоуважение, независимо от своих жизненных поражений и неудач.
Формирование, развитие и изменение Я-к. обусловлено социальной средой. Человеческое Я осознается в контексте отношений как идентичность (Я или не Я) и как потенциальное взаимодействие Я – другой.
16. Стили воспитания в семье. Типы неправильного воспитания и их связь с формированием характера у ребенка. Семейные сценарии и семейные правила?
Семья
– это малая социальная группа, основанная на супружеском союзе и родственных связях (отношениях мужа с женой, родителей и детей, братьев и сестер и др. родственников, живущих вместе и ведущих общее домашнее хозяйство).
Стили воспитания бывают разными. Одни родители наказывают детей, другие уговаривают. Некоторые родители кажутся безразличными по отношению к своим детям, другие обнимают и целуют их. Наиболее исследованным аспектом взаимоотношений родителей и детей является проблема методов и границ родительского контроля.
Воспитание играет решающую роль при формировании характера ребенка. Зависимость ребенка от семьи очень велика (и в материально-бытовом плане, и формировании социальной адаптации), поэтому семья может как сглаживать неблагоприятные черты характера ребенка, так и усугублять их, обуславливая формирование патологического развития характера.
В рамках каждой из указанных составляющих мы можем выделить три компонента (рис. 23.3).
Читайте также: