Кто относится к субъектам управления школой государственной и общественной природы

Обновлено: 05.07.2024

В статье рассматривается структура системы государственно-общественного управления образованием. Раскрываются ее широкие возможности в соблюдении прав и интересов всех участников образовательных отношений.

Социально-экономические преобразования, происходящие в нашей стране, потребовали пересмотра отношения к управленческой деятельности во всех сферах жизнедеятельности человека, в том числе и в системе образования. Существовавшее административное управление, регламентировавшее четкое разделение труда и обязанностей, при жестком и постоянном государственном контроле всех структур сегодня неприемлемо и невозможно. В условиях демократизации общества значительно расширяется круг лиц и общественных объединений, которые участвуют в управленческой деятельности в сфере образования. Активное внедрение механизмов государственно-общественного партнерства стало неотъемлемой составляющей в организации качественной работы органов управления и организациями в этой сфере. Требования современного управления основываются на привлечении и активизации деятельности всех участников образовательного процесса в повышении качества образования и эффективности функционирования системы.

Система государственно-общественного управления в сфере образования в первую очередь направлена на реализацию и защиту прав и интересов граждан, как основных потребителей образовательных услуг. Институт общественного управления дает возможность получать объективную информацию не только о качестве деятельности различных образовательных организаций, но и о деятельности органов управления образованием на различных уровнях, а также принимать участие в публичных обсуждениях принимаемых решений по вопросам образования.

Законом рекомендовано создавать в образовательных организациях общего образования в обязательном порядке – общее собрание работников (конференция) и педагогический совет, а также в соответствии с уставом организации – управляющий совет, попечительский совет и др. Также в школах могут быть созданы советы обучающихся, советы родителей обучающихся, которые не принимают участие в управленческих решениях, однако их мнение в обязательном порядке должны быть учтены в рамках управления образовательным учреждением [4].

Основное предназначение в создании и функционировании органов управления школой с участием общественности состоит в организации принятия совместных решений, которые должны быть согласованы с представителями общественности, распределении полномочий в управлении образовательной организацией между функционирующими коллегиальными органами, которые представляют интересы определенных групп общественности (обучающиеся, родители, педагоги), а также в урегулировании конфликтов и споров между участниками образовательных отношений [1].

Участие в управлении образовательной организацией не только администрации, представителей учредителя, т.е. органов государственной власти, но и общественности, лиц и объединений, заинтересованных в эффективной организации образовательного учреждения, способствует решению следующих целей [2]:

  • повышение гражданской активности и вовлечение общественности в организацию оценки качества образования и условий образовательной деятельности;
  • развитие сферы образования в интересах не только государства, общества, но и непосредственных потребителей образовательных услуг, контроль за соблюдением гарантий и прав граждан в области образования;
  • повышение эффективности участия общественности в сфере образования, путем реализации следующих форм:

– открытость в информированности общественности по вопросам в области образования и деятельности образовательных организаций, а также организация обратной связи – получение информации по проблемам образования от общественности;

– организация общественных, публичных обсуждений вопросов, проектов документов в сфере образования;

– обсуждение вопросов в области попечительства, т.е. ресурсного обеспечения образования;

– взаимодействие по принятию управленческих решений в сфере образования.

Данные объединения вправе создавать сами обучающиеся, педагогические работники, а также граждане, заинтересованные в развитии системы образования.

В сфере образования общественные объединения существуют в форме студенческих отрядов, молодежных и детских организаций, общественных организаций педагогических работников, а также общественных советов [4].

Одной из основных функций общественных объединений в сфере образования – регулирование, контроль за соблюдением и защита прав обучающихся, родителей. Эти объединения вправе, наравне с самими учениками и их родителями, направлять обращения в органы управления образовательной организацией о нарушении или ущемлении прав участников образовательного процесса со стороны работников организации, а также непосредственно обращаться при возникновении конфликтов в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.

  • осуществлять независимую экспертизу качества и безопасности оказываемых услуг,
  • реализовывать общественный контроль в вопросах соблюдения прав потребителей образовательных услуг и направлять информацию о фактах нарушения в органы власти и государственного надзора, принимать участие в проведении экспертизы по фактам обращений потребителей о нарушении их прав,
  • обращаться в суд c заявлениями в защиту прав и законных интересов потребителей.

Таким образом, соблюдение прав и законных интересов обучающихся и их родителей в сфере образования может осуществляться через деятельность коллегиальных форм управления образовательной организацией и общественных объединений. Реализация государственно-общественного управления способствует оптимизации и развитию системы образования в повышении качества образования и деятельности образовательных организаций, и главное, защите прав потребителей образовательных услуг.

Статья на тему "Государственно-общественное управление в школе: опыт и проблемы".

Сегодня школа должна быть открыта, инвестиционно привлекательна.

Мы хотим сделать нашу школу объектом пристального внимания общественности, и помочь нам в этом может Управляющий совет.

ВложениеРазмер
statya_us.docx 34.36 КБ

Предварительный просмотр:

Государственно-общественное управление в школе:

опыт и проблемы.

Гаврилова В.И., заместитель директора по УВР, МКОУ "Средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением отдельных предметов"

Нефтекумского муниципального района Ставропольского края

"Каждый, кто популярен в коллективе,

обречен на "определенные" проблемы.

Он должен быть готов их решать."

Из новых Законов Мерфи

В настоящее время трудно переоценить значение системы образования для современного общества, его социального, экономического и культурного развития. Современному миру, миру высоких технологий просто необходимы качественно образованные, конкурентоспособные, профессионально мобильные люди, способные принимать нестандартные решения в ситуации выбора, прогнозировать их возможные последствия. Основные направления совершенствования системы образования в России, механизмы их реализации и приоритеты государственной политики в области образования, обозначены в Законе Российской Федерации "Об образовании".

В качестве основных принципов государственной политики провозглашены демократический, государственно-общественный характер управления и автономность образовательных учреждений.

"Необходимо преодолеть существующее отчуждение школы от общества , чтобы вовлечь родителей, старшеклассников и общество в целом в управление учебным заведением. Единственный путь для этого – дать возможность всем участникам образовательного процесса принимать реальные решения , которые привязаны к школьной жизни, влиять на ситуацию. Для этого предлагается создать систему Управляющих Советов общеобразовательных учреждений".

Поиск и становление обновленной образовательной траектории являются приоритетом работы коллектива нашей школы. В этих условиях качественных изменений в деятельности образовательной организации мы видим в первую очередь создание условий, обеспечивающих включение в процессы принятия значимых для жизни школы решений всех участников образовательного процесса: учителей, родителей, учащихся. Сегодня школа должна быть открыта, инвестиционно привлекательна. Мы хотим сделать нашу школу объектом пристального внимания общественности, и помочь нам в этом может Управляющий совет.

Соответственно, наши первые шаги на пути создания УС — это создание рабочей группы из числа администрации и педагогов школы, которая провела огромную работу, связанную с разработкой школьных локальных актов, а также с организацией и проведением выборов в члены УС. Параллельно проводились обучающие семинары, совещания. Тем самым был обеспечен переход от непримиримо отрицательного отношения педагогического коллектива к отношению более позитивному. Каждый из членов коллектива школы начинал понимать, что эффективно организованная деятельность Управляющего совета – это мощная социальная защита для всех работников, а также дополнительный организационный, финансовый и интеллектуальный ресурс развития образовательного учреждения.

Не стоит забывать и о низкой активности родителей. Поэтому творческой группой проводились родительские собрания, на которых велась разъяснительная работа о том, что Управляющий совет может влиять на качество образования детей, ведь он имеет право согласовывать образовательную программу школы, а также школьный компонент, профили обучения и т.п. Объясняли, что эти документы определяют, чему в этом учебном году будут учить детей в каждом классе нашей школы, сколько уроков отводится на каждый предмет, какие предметы дети могут изучать по своему выбору, какие дополнительные образовательные услуги и на каких условиях можно получить и т.д. Для нас было важно, чтобы все родители знали, что формируется новый коллегиальный орган государственно-общественного управления школой. У каждого из родителей не должно было сложиться впечатления, что от него что то скрывают. А личное нежелание участвовать в управлении школой родители не оправдывали бы тем фактом, что от него лично ничего не зависит. Чем больше родителей будут вовлечены в процесс формирования Совета, тем большей будет его легитимность и авторитет.

Выборы в члены УС прошли в период с октября 2012 года по январь 2013года. Количественный состав УС определился следующим образом:

-директор – 1 (входит в Управляющий совет по должности обязательно);

- представитель учредителя – 1 (назначается учредителем);

- от старшеклассников – 3 ученика (избираются учащимися школы);

- от родителей – 4 (избираются родителями)

- от работников школы, учителей – 2 (избираются работниками школы);

- кооптируемых членов – от 1 до 3.

Были определены и основные полномочия УС.

В определении путей развития образовательного учреждения:

  • утверждает программу развития учреждения;
  • утверждает внесение изменений и дополнений в Устав с последующим представлением учредителю для утверждения и регистрации;
  • представляет учреждение по вопросам своей компетенции в государственных, муниципальных, общественных и иных организациях.

В организации образовательного процесса Совет согласовывает:

  • школьный компонент государственного образовательного стандарта общего образования;
  • профили обучения в старшей школе;
  • выбор учебников из числа рекомендованных (допущенных) Минобрнауки Российской Федерации по представлению педагогического совета;
  • программу общественно - полезной и досуговой деятельности обучающихся.

В вопросах функционирования образовательного учреждения Совет:

  • устанавливает режим занятий обучающихся, в том числе, продолжительность учебной недели (пятидневная или шестидневная);
  • определяет время начала и окончания занятий;
  • принимает решение о введении единой в период занятий формы одежды для обучающихся;
  • осуществляет контроль за соблюдением здоровых и безопасных условий обучения, воспитания и труда в школе;
  • координирует деятельность общественных, в том числе и детских организаций (объединений), действующих в образовательном учреждении и не запрещенных законом;
  • ежегодно не позднее 1 ноября представляет учредителю и общественности доклад о состоянии дел в образовательном учреждении.

В сфере финансово-хозяйственной деятельности Совет:

  • согласовывает по представлению директора бюджетную заявку на предстоящий финансовый год;
  • содействует привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития учреждения, определяет цели и направления их расходования;
  • заслушивает и утверждает отчет директора по итогам учебного и финансового года.

В вопросах взаимоотношений участников образовательного процесса совет:

  • рассматривает жалобы и заявления обучающихся, их родителей (законных представителей) на действия (бездействие) педагогического и административного персонала и принимает по ним решения;
  • принимает решение об исключении обучающегося (решение об исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), принимается с согласия органов опеки и попечительства);
  • дает рекомендации директору по вопросам заключения коллективного договора;
  • ходатайствует, при наличии оснований, перед директором о расторжении трудового договора с работниками учреждения;
  • вносит учредителю предложения о поощрении работников и директора;
  • участвует в распределении стимулирующей части ФОТ.

В сфере разработки и принятия локальных актов Совет утверждает:

  • Положение "О порядке приема обучающихся" в ОО;
  • "Правила поведения обучающегося";
  • Положение "О летней трудовой практике учащихся";
  • Положение "О стипендиях учащимся, о поощрениях и взысканиях учащихся";
  • "Правила приема в профильные классы и классы с углубленным изучением отдельных предметов";
  • Положение "О принципах взаимоотношений участников образовательного процесса при осуществлении совместной образовательной деятельности";
  • Положение "О порядке оказания дополнительных, в том числе платных, образовательных услуг";
  • Положение "Об управляющем совете";
  • Положение "О родительских комитетах, родительских собраниях и конференциях";
  • Положение "Об ученическом самоуправлении".

Безусловно, что на первых этапах деятельности члены УС испытывали серьезные трудности, но по мере решения проблем накапливался и опыт работы. Самой большой и серьезной проблемой, на наш взгляд, было бы сведение всей деятельности УС к собраниям, совещаниям и отчетам. Поэтому мы буквально со дня основания Управляющего совета, приступили к реализации конкретных дел.

В заработную плату учителей в общеобразовательных учреждениях входят выплаты стимулирующего характера. Виды, условия, размеры и порядок выплат стимулирующего характера общеобразовательное учреждение определяет самостоятельно. Установление выплат стимулирующего характера в нашей школе производится с учетом показателей результатов труда, утверждаемых локальными нормативными актами учреждения с учетом мнения представительного органа работников и органа государственно-общественного управления. Решение по данному вопросу закрепляется в коллективном договоре и в решении государственно-общественного органа управления.

Члены Управляющего совета параллельно с изучением и разработкой нормативно-правовой базы провели анкетирование участников образовательного процесса, цель которого выявление интересов и потребностей учащихся, запросов родителей по образовательным программам. Дали заключение по открытию двухпрофильного химико-биологического класса.

Это позволило Управляющему совету органично влиться в школьное сообщество.

В настоящее время члены УС приступили к реализации проекта "Учитель-профессионал". Идея конкурса поступила от родителей, которые предложили по итогам результатов работы в течение года определить лучшего учителя нашего образовательного учреждения. Дети - недавно провели в лицее опрос, который показал, что ученики не имеют ничего против ношения формы, однако они предъявляют очень много требований к такой одежде - хотят выглядеть красивее.

Для того чтобы оптимизировать работу УС планирует провести анкетирование участников образовательного процесса, цель которого: выявить мнение как о самом Управляющем совете, формах его работы, так и о тех изменениях, которые мы с ним связываем.

Вот некоторые вопросы анкеты:

  • Какие задачи и перспективы развития школы вы связываете с Управляющим советом
  • Какого эффекта можно достичь, делая школу инновационно привлекательной
  • Какие ресурсы надо подключить для решения актуальных проблем
  • Чем вы могли быть полезны Управляющему совету
  • Какие пиар акции необходимо провести УС.

Безусловно, создав структуру государственно-общественного управления, мы не решили в одночасье все проблемы накопившиеся в школе. Ведь важно не только решение сегодняшних проблем, но и направление движения, путь, на который мы вместе встаем. Наша школа рассматривает Управляющий совет как возможность перехода образовательного учреждения на другой более высокий, качественный уровень.

В Законе Российской Федерации "Об образовании" в качестве одного из принципов государственной политики в области образования определен государственно-общественный характер управления образованием, который предусматривает право участия в управлении образовательным учреждением обучающихся, их родителей и работников образовательного учреждения.

Работа по созданию Управляющего совета в нашей школе началась с 2007 года, когда школа стала пилотной по введению новой системы оплаты труда. Органами самоуправления в школе тогда были попечительский совет, родительский комитет, родительское собрание, педагогический совет школы, собрание работников школы, Совет старшеклассников, Детская организация "Кэскил", которые, в сущности, не занимались вопросами стратегического развития школы. Тогда как в условиях реализации концепции модернизации образования необходимость наличия хорошо продуманных программ развития школ стала очевидной. При этом программы развития могли быть реально осуществимы только при взаимодействии всех участников образовательного процесса: учителей, родителей, учащихся. Поэтому создание управляющих советов стало велением времени.

При создании управляющего совета у нас появилось множество вопросов:

- Каковы управленческие компетенции управляющего совета? Чем он вправе управлять и что он может решать?

- Как организовать реальную работу управляющего совета, если его председатель не входит в состав школьной администрации, а среди управляющих есть люди, не работающие в школе?

- Будет ли деятельность управляющего совета действительно управленческой?

Мы подумали, что количество членов управляющего совета не должно быть очень маленьким или очень большим. Важно, чтобы он был работоспособным, выполнял поставленные перед ним управленческие задачи.

Семинар на тему "Управляющие советы: назначение, сущность, деятельность", проведенный для коллектива школы муниципальным управлением образования, позволил понять педагогическому и родительскому коллективу, что управляющие советы действительно могут стать основой государственно-общественного управления в школе. На данном семинаре была создана творческая группа для разработки Положения об управляющем совете, а также комиссия по подготовке публичного доклада за учебный год. В их состав вошли не только учителя, но и родители, и учащиеся.

  • Принятие Устава общеобразовательного учреждения, изменений и дополнений к нему;
  • Утверждение программы развития школы;
  • Установление продолжительности учебной недели, времени начала и окончания занятий;
  • Принятие решения об исключении обучающегося из ОУ;
  • Принятие решения о введении единой формы одежды для обучающихся;
  • Содействие привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития ОУ;
  • Слушание отчета руководителя ОУ по итогам учебного и финансового года;
  • Утверждение расчетов стимулирования учителей;
  • Ежегодное представление общественности доклада о состоянии дел в общеобразовательном учреждении.
  • учебные и внеучебные достижения обучающихся, которые рассматриваются по итогам контрольных и экзаменационных работ, участия в предметных олимпиадах, научно- практических конференциях, интеллектуальных, творческих конкурсах, спортивных и туристических соревнованиях;
  • социализация обучающихся - наличие и уровень реализации программ развития классного коллектива, мониторинг воспитанности учащихся, участие обучающихся в органах самоуправления (для классных руководителей), решение конфликтных ситуаций в классном коллективе и обучаемом классе (ученик-учитель, ученик - ученик), продолжение обучения в учреждениях профессионального образования, качество образования (индекс психологического благополучия, успехи в учебе), сохранение и укрепление здоровья обучающихся (индекс здоровья, проведение классных спортивных мероприятий, участие в соревнованиях), воспитание обучающихся (проведение открытых классных часов, внеклассных мероприятий, активное участие класса в общешкольных мероприятиях);
  • профессиональный рост учителя - применение педагогических технологий в образовательном процессе, участие в педагогических чтениях, научно-практических конференциях и семинарах, наличие публикаций, авторских разработок, участие в профессиональных конкурсах, общественной работе.

Оценка со стороны родителей и обучающихся деятельности учителя проводится через анкетирование.

Оценка со стороны родителей учителей-предметников
(данные анкетирования, проводимого психологом или социальным педагогом)

Оценка со стороны обучающихся учителей-предметников
(данные анкетирования, проводимого психологом или социальным педагогом)

  • Обеспечение доступности и качества общего образования - реализация в школе предпрофильной подготовки, профильного обучения в школе, отсутствие отчислений из ОУ в 1-9 классах, сохранение 97% контингента обучающихся по отчету ОШ -1, сохранение 98% контингента в 10 - 11 классах;
  • Кадровые ресурсы - укомплектованность педагогическими кадрами, их качественный состав (с высшим образованием - 60%, с высшей категорией 30%, с 1 категорией - 40 %), стабильность педагогического коллектива, сохранение 95% педколлектива ежегодно, 100% молодых учителей, соответствие решений школьной аттестационной комиссии решениям муниципальной аттестационной комиссии;
  • Эффективность управленческой деятельности - ведение мониторинга учебного процесса и принятие на основе анализа управленческих решений, выполнение плана ВШК, высокий уровень организации и проведения итоговой и промежуточной аттестации обучающихся, исполнительская дисциплина (качественное ведение документации, своевременное предоставление документации и т.д.), отсутствие обоснованных обращений граждан по поводу конфликтных ситуаций и уровень решения конфликтных ситуаций, поддержание благоприятного психологического климата в коллективе, освоение эффективных методик управления педагогическим персоналом, наличие доступной и открытой информации о ситуации в школе;
  • Результативность обучения и воспитания в школе - достижение 100% успеваемости и 70% качества обученности по итогам года, достижения обучающимися высоких показателей качества в сравнении со среднеулусными показателями, доля призеров улусных олимпиад (40% от общего количества участников олимпиад), наличие выпускников 11 классов, награжденных медалями; доля выпускников (более 80% от общего количества выпускников), продолжающих обучение после окончания школы в ВУЗах, ССУЗах, ПТУ; участие во внешкольных методических и педагогических чтениях, участие во внешкольных методических и педагогических чтениях, высокий уровень проведения научно-методической работы (семинары, педсоветы).

Отдельные показатели имеются для оценки деятельности заместителя директора по воспитательной работе, заместителя директора по административно-хозяйственной части, социального педагога, психолога, педагога-организатора, библиотекаря, руководителей кружков, медицинского работника, технического персонала.

В первый год работы было трудно и членам управляющего совета, и администрации. Не все задуманное было сделано, но можно сказать, что были достаточно хорошо реализованы проекты по вовлечению граждан в общественное управление школой. Так, впервые было организовано широкое обсуждение публичного отчета школы, в котором приняли участие и родители, и учащиеся, и педагогический коллектив, и общественность села. В частности, публичный отчет был размещен на компьютерах в кабинете информатики, и каждый желающий учащийся мог ознакомиться с его содержанием, в электронном варианте отправлен тем, у кого дома имеется компьютер, текст публичного отчета в свободном доступе имелся в учительской, был передан администрации наслега. Такая информационная работа имела свои плоды: на общешкольном родительском собрании, на котором был представлен публичный отчет школы за учебный год, приняло участие максимальное количество родителей.

Кроме того, члены управляющего совета принимали участие в утверждении стимулирующей части ФОТ педагогов школы, в определении режима работы школы, приоритетности учебных предметов.

В 2008 году Управляющий совет школы подал заявку для участия школы в конкурсе общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, в рамках приоритетного национального проекта "Образование". По итогам конкурса наша школа стала победителем, получила грант Президента РФ. Это было самым большим достижением не только всего коллектива школы, но вместе с тем и совместной деятельности администрации и управляющего совета школы.

Одной из проблемных направлений работы управляющего совета является решение финансовых вопросов. Каким образом управляющий совет школы может улучшить положение школы в таком важном для школы вопросе, как поиск и привлечение внебюджетных средств, рациональное расходование бюджетных средств? Для этого члены управляющего совета должны знать, как финансируется школа, из каких источников и т.д. Но до сих пор по данному направлению наш управляющий совет испытывает большие трудности.

  • участие в разработке образовательной программы;
  • утверждение Положения о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда образовательного учреждения;
  • утверждение распределения стимулирующей части фонда оплаты труда образовательного учреждения;
  • привлечение средств для нужд образовательного учреждения;
  • установление режима работы образовательного учреждения;
  • содействие созданию в образовательном учреждении оптимальных условий и форм организации образовательного процесса;
  • осуществление контроля за соблюдением условий обучения, воспитания и труда в образовательном учреждении, гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников;
  • осуществление контроля за соблюдением общих требований к приему граждан в образовательные учреждения, а также к переводу их в другие образовательные учреждения;
  • осуществление контроля за своевременным предоставлением отдельным категориям обучающихся, воспитанников дополнительных льгот и видов материального обеспечения, предусмотренных законодательством;
  • участие в осуществлении контроля за работой подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений;
  • участие в осуществлении контроля качества дошкольного и общего образования;
  • утверждение публичного отчета о результатах деятельности образовательного учреждения;
  • разрешение конфликтных ситуаций.

Таким образом, работа управляющих советов систематизируется, но в связи с тем, что их полномочия становятся шире, возникает необходимость обучения членов управляющих советов. В нашей республике Институтом развития образования и повышения квалификации по данному направлению уже ведется определенная работа.

Создание в школе структуры государственного общественного управления делает её открытой обществу, становится прозрачной её образовательная и воспитательная деятельность, а это, в свою очередь, помогает преодолеть отчуждение школы от общества и вовлечь родителей учеников как в школьную жизнь, так и в определённые механизмы управления школой.

ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ – особый тип управления, характерной чертой которого является постоянное ответственное участие и взаимодействие в управлении образованием субъектов и их органов, с одной стороны, выражающих и представляющих интересы, политику, гарантии и компетенцию государства в области образования (федеральные, региональные органы государственной власти и управления, их органы управления образованием, а также в части полномочий, закрепленных за ними законодательством в области образования, органы местного самоуправления и руководители подведомственных им образовательных организаций), с другой стороны, выражающих и реализующих интересы общества, населения.

Государственно-общественное управление образованием может осуществляться как путем создания раздельных, но взаимодействующих органов и форм государственного и общественного управления образованием, так и путем создания совместных органов и форм государственно-общественного управления образованием.

В статье 26 этого Закона, посвященной управлению образовательными организациями, четко обозначено место государственно-общественного управления образованием и его органов в управлении школой:

«3. Единоличным исполнительным органом образовательной организации является руководитель образовательной организации (ректор, директор, заведующий, начальник или иной руководитель), который осуществляет текущее руководство деятельностью образовательной организации.

4. В образовательной организации формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся общее собрание (конференция) работников образовательной организации…, педагогический совет …, а также могут формироваться попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом…

5. Структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации устанавливаются уставом образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6. В целях учета мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников в образовательной организации: создаются советы обучающихся…, советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся или иные органы…

Таким образом, Закон четко отличает органы коллегиального управления школой от представительных органов (органов самоуправления) отдельных групп участников образовательных отношений.

Институт развития государственно-общественного управления образованием

общественное участие в управлении образованием

Читайте также: