Кто осуществляет оценку качества образования в школе

Обновлено: 04.07.2024

Проблема оценки качества образования является в настоящее время одной из самых актуальных для всей системы образования Российской Федерации. Общая черта системных изменений в системе образования как на федеральном так и на региональном, уровне – нацеленность на обеспечение качества образования, совершенствование системы оценки качества и его соответствие сегодняшним требованиям общества.

Стратегия развития образования в Российской Федерации, реализация приоритетного национального проекта “Образование”, Федеральной целевой программы развития образования на период 2006-2010 г.г. предусматривают решение стратегической задачи развития системы обеспечения качества общего образования за счет реализации программных мероприятий в рамках региональных систем оценки качества образования (СОКО).

Под качеством образования понимается интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

Оценка качества образования подразумевает оценку качества образовательных достижений обучающихся и оценку качества образовательного процесса.

  1. Оценка уровня образовательных достижений обучающихся образовательных учреждений для их итоговой аттестации и отбора для поступления на следующую ступень обучения.
  2. Оценка качества образования на различных ступенях обучения в рамках мониторинговых исследований качества образования (федеральных и международных).
  3. Формирование системы измерителей для различных пользователей, позволяющей эффективно реализовывать основные цели системы оценки качества образования.

На данный момент в рамках реализации комплексной программы модернизации образования в Свердловской области разрабатывается региональная система оценки качества образования. Нормативным документом, регламентирующим данный процесс, является Положение о системе оценки качества образования Свердловской области, которое определяет рамки полномочий различных структурных подразделений. В частности, деятельность ОУ по данному направлению должна заключаться в следующем:

1) разрабатывают и реализуют образовательную программу образовательного учреждения, включающую систему оценки качества образования образовательного учреждения;

2) участвуют в разработке системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития образовательного учреждения, муниципальной системы образования и системы образования Свердловской области;

3) обеспечивают на основе образовательной программы проведение в образовательном учреждении контрольно-оценочных процедур, мониторинговых и иных исследований по вопросам качества образования;

  • систему мониторинга качества образования в образовательном учреждении, осуществляют сбор, обработку, хранение и представление информации о состоянии и динамике развития образовательного учреждения, анализируют результаты оценки качества образования на уровне образовательного учреждения;
  • изучение и предоставление информации по запросам основных пользователей системы оценки качества образования образовательного учреждения;
  • предоставление информации в соответствии с регламентами информационного обмена о качестве образования, в том числе для принятия решения о распределении стимулирующей надбавки заработной платы работникам образовательного учреждения;
  • развитие системы оценки качества образования образовательного учреждения на основе образовательной программы;
  • информирование населения посредством предоставления ежегодного публичного отчета о состоянии образования в образовательном учреждении.

Наше образовательное учреждение имеет опыт по созданию комплексной системы оценки качества образования.

Основным документом, определяющим систему оценки качества образования образовательного учреждения, является образовательная программа. Составной частью данной программы является комплексная программа управления качеством образования, которая имеет следующую структуру:

Раздел 1. Информационно-аналитическое обоснование программы.

Раздел 2. Научно-теоретические основы управления качеством.

Раздел 3. Основные направления программы.

Раздел 4. Структура управления качеством образования. Механизм управления качеством образования.

Раздел 5. Технологическая карта мониторинга.

Раздел 6. Этапы реализации комплексной программы “Качество”.

Более подробно следует остановиться на разделах 3, 4, 5.

Содержательное наполнение данных направлений представлено на схеме (приложение 1).

Механизм управления качеством образования

Сбор информации от потенциальных социальных заказчиков


Формирование социального заказа

Определение миссии школы

Соотношение выбранного варианта с имеющимися возможностями

Выбор типа управления (на процесс или на результат)

Определение параметров оценки результатов образования

Диагностика личности обучающихся

Прогнозирование результатов образования обучающихся

Соотношение желаемых результатов с имеющимися результатами и режимом жизнедеятельности школы

Определение факторов, подготовка и реализация программы развития школы

Сравнение полученных результатов образования с поставленными целями

Определение качества образования
Соответствие качества образования поставленной цели

Данный механизм соответствует научно-теоретическим положениям в разработке определения качества и основан на описанных выше подходах и принципах. Механизм управления качеством универсален, он позволяет определить качество образования на всех уровнях образовательного процесса от ученика до администрации образовательного учреждения.

Раздел 5. Технологическая карта мониторинга.

Для эффективного управления, принятия обоснованных решений по управлению качеством необходимо обладать надежной и достоверной информацией о ходе образовательного процесса, деятельности системы управления и т. д. Получение такой информации возможно при осуществлении мониторинга.

Образовательный мониторинг-форма организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозированием ее развития.

Оценка качества образования по динамике изменения его результатов очень продуктивный способ, требующий систематического мониторинга результатов. Таким образом, фундаментальной основой механизма управления качеством образования выступает психолого-педагогический, медицинский, социальный мониторинг, а сущностью процесса управления развитием качества образования является рефлексивный подход как в развитии самого объекта (образовательного процесса), так и управления им.

Данный блок программы “Качество” основан на применении технологического подхода. Специфика технологического подхода заключается в том, что он гарантирует достижение поставленных целей образования всеми участниками образовательного процесса. В его основе взаимообусловленность цели, задач, средств их достижения и достигнутых результатов. Мониторинг качества образования выступает в роли механизма, благодаря которому все обучающиеся имеют не только обязательный уровень знаний, умений и навыков в соответствии с ГОС, но и оптимальный (индивидуальный) для каждого уровень образования, выражающийся в его (образовании) качестве.

Технологической картой мониторинга (приложение 2) определены:

Способ сбора, хранения информации;

Выход, управленческое решение.

Данный блок программы “Качество” основан на применении технологического подхода. Специфика технологического подхода заключается в том, что он гарантирует достижение поставленных целей образования всеми участниками образовательного процесса. В его основе взаимообусловленность цели, задач, средств их достижения и достигнутых результатов.

Мониторинг качества образования выступает в роли механизма, благодаря которому все обучающиеся имеют не только обязательный уровень знаний, умений и навыков в соответствии с ГОС, но и оптимальный (индивидуальный) для каждого уровень образования, выражающийся в его (образовании) качестве.

Статья 95. Независимая оценка качества образования

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 256-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Независимая оценка качества образования направлена на получение сведений об образовательной деятельности, установление качества подготовки обучающихся и реализации образовательных программ.

(часть 1 в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Независимая оценка качества образования включает в себя:

1) независимую оценку качества подготовки обучающихся;

2) независимую оценку качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 05.12.2017 N 392-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Независимая оценка качества образования осуществляется юридическими лицами, выполняющими конкретные виды такой оценки, предусмотренной пунктом 1 части 2 настоящей статьи (далее - организации, осуществляющие независимую оценку качества образования).

(в ред. Федерального закона от 05.12.2017 N 392-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Организации, осуществляющие независимую оценку качества образования, размещают в сети "Интернет" информацию о порядке проведения и результатах независимой оценки качества образования и направляют ее при необходимости соответственно в федеральные органы государственной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления.

5. Поступившая соответственно в федеральные органы государственной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления информация о результатах независимой оценки качества образования подлежит обязательному рассмотрению указанными органами в месячный срок и учитывается ими при выработке мер по совершенствованию образовательной деятельности и оценке деятельности руководителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

(в ред. Федерального закона от 05.12.2017 N 392-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Результаты независимой оценки качества образования не влекут за собой приостановление или аннулирование лицензии на осуществление образовательной деятельности, приостановление государственной аккредитации или лишение государственной аккредитации в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

7. На основе результатов независимой оценки качества образования могут формироваться рейтинги организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и (или) реализуемых ими образовательных программ.

Когда родители выбирают школу для своего ребенка, они, прежде всего, обращают внимание на качество образования, которое обеспечивает школа своим выпускникам. При этом под качеством образования родители понимают степень удовлетворения их ожиданий, например, возможность для продолжения образования.

Что понимается под качеством образования?

В современном понимании качество образования предполагает не только соответствие знаний учащихся государственным стандартам, но и успешное функционирование самого учебного заведения, а также деятельность каждого педагога и администратора в направлении качества обучения и воспитания.

Кто и как оценивает качество российского школьного образования?

Оценку качества школьного образования в России осуществляет Рособрнадзор. О том, как это делается, рассказал глава Рособрнадзора С.С. Кравцов на Коллегии Минобрнауки 25 октября 2016 года. В своем докладе Сергей Кравцов представил формирующуюся в России единую систему оценки качества образования — ЕСОКО. По словам Сергея Кравцова, эта система базируется на пяти основных принципах:

  1. Оценка является составной частью учебного процесса;
  2. Оценка должна быть объективной;
  3. Нужно оценивать то, чему мы учим (формируется ядро содержания образования);
  4. Формат оценивания влияет на содержание обучения;
  5. Результаты оценивания должны использоваться корректно.

ЕСОКО состоит из нескольких подсистем:

участие России в международных исследованиях – PIRLS (позволяет сравнить уровень и качество чтения и понимания текста учащимися 4-х классов), TIMSS (проверяет качество математического и естественнонаучного образования в 4, 8 и 11 классах), PISA (мониторинг качества образования в школе среди 15-летних учащихся по четырём основным направлениям: грамотность чтения, математическая, естественнонаучная и компьютерная грамотность);

итоговая аттестация: единый государственный экзамен и ГИА в 9 классах;

национальное исследование качества образования — НИКО — это срезы знаний, аналогичные международным исследованиям;

Всероссийские проверочные работы — ВПР – контрольные работы, разрабатываемые на федеральном уровне ФИПИ в соответствии с ФГОС, которые пишут школьники по итогам учебного года;

исследование профессиональных компетенций учителей.

Как неоднократно подчеркивал Рособрнадзор, результаты оценки качества образования должны использоваться для стимулирования развития образования, принятия конкретных управленческих решений по совершенствованию преподавания учебных предметов, оказания организационно-методической помощи слабым школам, разработке актуальных программ повышения квалификации учителей.

В 2015 году Рособрнадзор создал центр информационно-аналитического и методического сопровождения исследований качества образования всех уровней — Федеральный институт оценки качества образования — ФИОКО.

Также Рособрнадзор планирует расширение обязанностей региональных центров обработки информации (РЦОИ) следующим образом: вменить данным структурам, помимо существующих функций, координацию ВПР, международных и отечественных исследований уровня образования на местах, анализ всех проверок и проведение по их итогам работы, направленной на повышение уровня обучения в конкретном регионе.

Справочно

В общеобразовательных организациях в рамках ВПР на начало учебного года проводятся проверочные работы по русскому языку:

9 ноября: 2 классы — контрольное списывание;

10 ноября: 5 классы — диктант с заданием.

График мероприятий по исследованию качества образования школьников на 2016/2017 учебный год ( утвержден распоряжением Рособрнадзора от 30.08.2016 года №2322-05)

НИКО

20, 21 октября 2016 г. — английский, немецкий, французский языки 8 класс

25, 26 октября 2016 г. — английский, немецкий, французский языки 5 класс

11 апреля 2017 г. – ОБЖ 6 класс

13 апреля 2017 г. – ОБЖ 8 класс

18 октября 2017 г. — Химия, Биология 10 класс

ВПР

4 классы

18, 20 апреля 2017 г .- Русский язык

25 апреля 2017 г. — Математика

27 апреля 2017 г. – Окружающий мир

5 классы

18 апреля 2017 г. — Русский язык

20 апреля 2017 г. — Математика

25 апреля 2017 г. — История

27 апреля 2017 г. – Биология

11 классы

25 апреля 2017 г. – Физика

27 апреля 2017 г.- Химия

11 мая 2017 г . – Биология

16 мая 2017 г. — География

18 мая 2017 г. – История

Примечание. В своем выступлении на Коллегии Минобрнауки С.С.Кравцов предложил провести ВПР в 11 классах по всем предметам. Минобрнауки поддержало это предложение.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Кто и как оценивает качество российского школьного образования

Каменева Анна Викторовна

учитель физики

МАОУ Гимназия №2

Когда родители выбирают школу для своего ребенка, они, прежде всего, обращают внимание на качество образования, которое обеспечивает школа своим выпускникам. При этом под качеством образования родители понимают степень удовлетворения их ожиданий, например, возможность для продолжения образования.

Что понимается под качеством образования?

В современном понимании качество образования предполагает не только соответствие знаний учащихся государственным стандартам, но и успешное функционирование самого учебного заведения, а также деятельность каждого педагога и администратора в направлении качества обучения и воспитания.

Кто и как оценивает качество российского школьного образования по физике?

Оценку качества школьного образования в России осуществляет Рособрнадзор. О том, как это делается, рассказал глава Рособрнадзора С.С. Кравцов на Коллегии Минобрнауки 25 октября 2016 года. В своем докладе Сергей Кравцов представил формирующуюся в России единую систему оценки качества образования — ЕСОКО . По словам Сергея Кравцова, эта система базируется на пяти основных принципах:

Оценка является составной частью учебного процесса;

Оценка должна быть объективной;

Нужно оценивать то, чему мы учим (формируется ядро содержания образования);

Формат оценивания влияет на содержание обучения;

Результаты оценивания должны использоваться корректно.

ЕСОКО состоит из нескольких подсистем. Укажу те, которые проводят оценку качества школьного образования по физике:

участие России в международных исследованиях :

TIMSS. В исследовании TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study), проверяющем качество математического и естественнонаучного образования в 4, 8 и 11 классах, наша страна также входит в число лучших. Данное исследование организовано Международной ассоциацией по оценке учебных достижений IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievement). Каждые четыре года (1995 г., 1999 г., 2003 г., 2007 г., 2008 г., 2011 г., 2015 г.) в рамках исследования TIMSS оценивается общеобразовательная подготовка учащихся 4 и 8 классов по математике и естественно-научным предметам, а также подготовка учащихся 11 классов по углубленным курсам математики и физики.

PISA - Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (Programme for International Student Assessment) .

Всероссийские проверочные работы — ВПР – контрольные работы, разрабатываемые на федеральном уровне ФИПИ в соответствии с ФГОС, которые пишут школьники по итогам учебного года. ВПР можно сравнить с годовыми контрольными работами, традиционно проводившимися в прошлые десятилетия во многих регионах и отдельных ОО. Отличительными особенностями ВПР является единство подходов к составлению инструмента проверки, проведению самих работ и их оцениванию, а также использование современных технологий, позволяющих обеспечить практически одновременное выполнение работ обучающимися всей Российской Федерации. ВПР - это контрольные работы, которые пишут школьники по итогам года обучения. Их разрабатывают на федеральном уровне в соответствии с ФГОС, а результаты учеников заносят в информационную систему, что позволяет работать с этими данными и видеть, какие проблемы с качеством знаний есть в той или иной школе. ВПР по русскому, математике и окружающему миру стали обязательными. Добровольно ВПР по русскому языку напишут в этом году 2-е, 5-е классы и 11- классники. Выбор предметов по 11 классу связан с тем, что чтобы усвоение и обучение было по всем предметам, а не только по тем, которые сдаются в ЕГЭ. Сегодня не редко, когда школы или учащиеся уделяют внимание только тем предметам, которые нужны для сдачи ЕГЭ. Это неправильно. Образование должно быть общее. Результаты так же анализируются для того, чтобы понять, какое качество в целом полного общего образования. Уже известно, что в контрольных работах для 11 классов не будет тестовых заданий. Несмотря на то, что предполагается добровольное участие выпускных классов в ВПР, школам некоторых регионов рекомендуют их написать.

Подробнее о Международном исследовании PISA .

Естественнонаучная грамотность – способность

• использовать естественнонаучные знания, •выявлять проблемы,

• делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений. Это требует от естественнонаучно-грамотного человека следующих компетентностей:

• научно объяснять явления,

• оценивать и планировать научные исследования,

• научно интерпретировать данные и доказательства.

Инструментарий PISA: не типичные учебные задачи по физике, химии или математике, характерные для российской школы, а близкие к реальным проблемные ситуации, связанные с разнообразными аспектами окружающей жизни и требующие для своего решения не только знания основных учебных предметов, но и сформированности общеучебных и интеллектуальных умений

Выводы, сделанные по результатам исследования PISA .

Какие факторы влияют на результаты естественнонаучного образования?

Закономерности в использовании учебных практик.

Лучшие результаты дают стратегии:

• обучение на основе обратной связи (обратная связь, идущая от учителя к ученику и обратно и соотносящаяся с учебными целями и стратегиями);

Снижение среднего балла связано с:

• частым использованием дискуссий и дебатов.

Проблемы, выявленные у российских учащихся по результатам исследований PISA.

У российских учащихся слабо сформированы умения:

• осуществлять поиск информации по ключевым словам;

• анализировать процессы проведения исследований;

• составлять прогнозы на основе имеющихся данных;

• выявлять и интерпретировать научные факты и данные исследований;

• интерпретировать графическую информацию;

• проводить оценочные расчеты и прикидки.

Что можно сделать для совершенствования школьного естественнонаучного образования ?

Главная цель естественнонаучного образования – естественнонаучная грамотность обучающихся, для достижения которой изучение естественных наук должно осуществляться на основе научного метода познания.

Учебный процесс должен способствовать формированию таких умений, как объяснение явлений, выдвижение и проверка гипотез, прогнозирование событий, постановка вопросов и планирование основных этапов исследования, анализ данных, представленных в разной форме, обоснование и обсуждение результатов экспериментов.

Методический инструментарий должен содержать компетентностные задания, экспериментальные работы исследовательского типа, анализ первичных научных данных и др.:

Иток, как неоднократно подчеркивал Рособрнадзор, результаты оценки качества образования должны использоваться для стимулирования развития образования, принятия конкретных управленческих решений по совершенствованию преподавания учебных предметов, оказания организационно-методической помощи слабым школам, разработке актуальных программ повышения квалификации учителей .

В 2015 году Рособрнадзор создал центр информационно-аналитического и методического сопровождения исследований качества образования всех уровней — Федеральный институт оценки качества образования — ФИОКО.

Также Рособрнадзор планирует расширение обязанностей региональных центров обработки информации (РЦОИ) следующим образом: вменить данным структурам, помимо существующих функций, координацию ВПР, международных и отечественных исследований уровня образования на местах, анализ всех проверок и проведение по их итогам работы, направленной на повышение уровня обучения в конкретном регионе.

независимая оценка качества образования

В качестве приоритетных задач в рамках педагогического процесса сегодня выступают контроль и оценка качества образования. Для их реализации создается объективная и прозрачная модель анализа достижения учащихся.

Нормативная база

В современных условиях все более актуальной становится конкуренция образовательных учреждений. Заведения начинают "бороться" за своих учеников. В этой связи, особое значение приобретает независимая оценка качества образования. 7 мая 2012 года президент подписал Указ №597. В нем регламентируются мероприятия по реализации социальной политики государства.

Данный документ предписывал правительству и общественным объединениям до 1 апреля 2013 г. совместно сформировать систему независимой оценки качества деятельности организаций, которые оказывают социальные услуги, определить критерии анализа эффективности их работы, ввести публичные рейтинги. Во исполнение указа было принято Постановление №286. Этим документом утверждались Правила по формированию системы независимой оценки качества деятельности учреждений, предоставляющих социальные, в том числе, образовательные услуги. Кроме того, Распоряжением №487-р был принят план соответствующих мероприятий.

Внедрение норм

Минобрнауки разработало и утвердило Положение о системе оценки качества образования. Для его реализации были приняты Методические рекомендации. В них:

  1. Определено, что такое независимая оценка качества образования, указаны основные пользователи программы.
  2. Описаны формы, в которых проводятся мероприятия.
  3. Определены возможные направления использования программы в работе институтов управления образованием.
  4. Описаны разделы, характеризующие инструменты, объект, заказчиков и участников системы, порядок использования средств независимой оценки для разработки и утверждения управленческих решений.

положение о системе оценки качества образования

Методические рекомендации имеют особое практическое значение в рамках педагогического процесса. В документе описаны не только сами мероприятия, но и преимущества, которые дают результаты проведенных процедур для всех участников. К ним в том числе относят и родителей, и самих обучающихся, и педагогов, и руководителей учебных заведений.

Ключевые направления

Независимая оценка качества образования представляет собой процедуру, осуществляемую в отношении работы педагогических учреждений и реализуемых в них программ. Целью ее является установление соответствия предоставляемых услуг:

мониторинг оценки качества образования

  1. Нуждам физлиц - потребителям. К ним, в том числе, относят родителей несовершеннолетних, получающих дополнительное, начальное и основное общее образование, а также воспитанников ДОУ. В ходе мероприятий анализируется соответствие в части оказания содействия в выборе учебного заведения, педагогической программы, соответствующей личным возможностям учеников, а также определения уровня знаний.
  2. Потребностям юрлиц, в том числе самого образовательного учреждения в части оценки качества реализации программ, а также необходимых корректировок по итогам экспертизы.
  3. Нуждам учредителя, общественных объединений и прочих институтов в области составления рейтингов и проведения иных процедур для дальнейшей разработки и внедрения комплекса мероприятий, ориентированных на повышение конкурентоспособности учебных заведений.

Заказчики и инициаторы

Независимая оценка качества образования проводится по запросу:

  • учредителя;
  • органов местной власти;
  • руководства образовательных учреждений;
  • общественной региональной палаты;
  • институтов управления образованием федерального, субъектного и муниципального уровней;
  • физических лиц или организаций;
  • родителей;
  • общественного совета при муниципальном/региональном исполнительном органе;
  • общественных объединений.

Заказчиками процедуры независимой оценки могут выступать:

  • руководитель учебного заведения;
  • органы госвласти РФ, субъекта или структуры местного самоуправления;
  • учредитель учебного заведения;
  • родители;
  • педагогический работник учебного заведения;
  • обучающиеся в старших классах.

Объекты анализа

Система оценки качества образования может быть направлена на:

 оценка качества образования в школе

  1. Педагогические программы, которые реализуются в учебных заведениях.
  2. Условия образования, сайты ОУ и пр.
  3. Результаты освоения учениками образовательных программ.
  4. Работу исполнительных органов, осуществляющих управление в педагогической сфере, местных структур власти в части организации деятельности и развития учебных заведений.

Средства измерения

Для установления уровня освоения педагогических программ организации разрабатываются соответствующие материалы на основе:

  1. Требований заказчика.
  2. Измерительных средств международных сравнительных исследований.
  3. Требований ФГОС.

Инструменты

Центр оценки качества образования может в своем анализе использовать:

  • Публичные доклады муниципальных/региональных органов управления, учебных заведений.
  • Рейтинги.
  • Статистические данные официального учета, которые размещаются на публичном электронном ресурсе в Интернете.
  • Прочие открытые сведения, характеризующие условия и ход педагогической деятельности в учебном заведении.

система оценки качества образования

Размещенная в публичном доступе информация о работе образовательных учреждений может использоваться при независимой оценке при согласовании участия ОУ в этой процедуре.

Ответственные субъекты

Оценка качества образования в школе или ином другом учебном заведении может осуществляться такими органами, как:

  1. Некоммерческая организация, деятельность которой обладает социальной направленностью и осуществляется специалистами, имеющими надлежащий квалификационный уровень.
  2. Рейтинговое коммерческое агентство, у которого есть опыт по созданию рейтингов учреждений.
  3. Центр оценки качества образования.
  4. Один или несколько экспертов, обладающие соответствующим опытом.
  5. Общественно-профессиональная, социальная, некоммерческая автономная, негосударственная организация.

Допускается привлечение нескольких исполнителей, проводящих мониторинг оценки качества образования. При проведении процедур должна обеспечиваться открытость в ходе формирования заказа на оценку работы или результатов деятельности учебных заведений. Перечень лиц, выполняющих мероприятия, размещается на официальном сайте регионального управления. Учебное заведение может самостоятельно выбрать те организации, которые будут оказывать ей содействие в получении независимой оценки.

Итоги

внутренняя оценка качества образования

Отдельные эксперты и организация, которые выполняют процедуру независимой оценки, по окончании своей работы анализируют выявленные результаты. По итогам аналитической работы они разрабатывают рекомендации относительно дальнейшего развития учебных заведений, региональных и муниципальных педагогических структур. Кроме того, они создают методологию и составляют рейтинги, выполняют иные процедуры, подготавливают аналитические справки, представляют доклады о состоянии педагогического процесса. При реализации всех мероприятий должна обеспечиваться открытость и публичный доступ к информации.

Значение результатов

Результаты, полученные после проведения оценки, могут играть ключевую роль для большого количества заинтересованных лиц. Среди них, в частности, руководители учебных заведений, родители, администрация органов муниципального, федерального, регионального управления. Полученные результаты должны способствовать:

  1. Развитию конкурентных условий.
  2. Повышению качества образования.
  3. Обнаружению и распространению эффективных моделей организации педагогического процесса.
  4. Сохранению и совершенствованию единой образовательной системы, разнообразия учебных программ.

Практическое применение

В соответствии с полученными результатами могут подготавливаться:

  1. Решения управленческого характера на уровне субъекта, МО, учебного заведения. К примеру, это может быть программа выделения дополнительного финансирования за счет средств фонда по поддержке качества образования, методического и кадрового обеспечения и так далее.
  2. Рекомендации для:
  • структур управления разных уровней;
  • заказчика;
  • общественных объединений;
  • родителей;
  • обучающихся;
  • педагогического коллектива или одного преподавателя;
  • учебного заведения.

Важный момент

Руководитель учебного заведения должен изучить Методические рекомендации по проведению процедур оценки качества образовательного процесса. Кроме того, ему надлежит ознакомить с ними всех участников процесса. Знание положений документа будет способствовать более тщательной подготовке к проведению предстоящих мероприятий. Предварительно руководителем учебного заведения может быть организована внутренняя оценка качества образования. В случае необходимости можно запросить экспертизу и использовать полученные в ходе нее результаты для анализа деятельности учреждения, разработки плана развития, выявления приоритетных направлений. Итоги мероприятий позволят:

контроль и оценка качества образования

  1. Установить узкие участки деятельности преподавательского состава и получить необходимые рекомендации.
  2. Более эффективно разрешать конфликтные ситуации.
  3. Организовать деятельность по повышению конкурентоспособности учреждения.
  4. Получить независимую характеристику работы педагога, группы преподавателей. Это позволит спланировать дальнейшее взаимодействие с кадрами.

Сами педагоги, имея возможность запросить независимую оценку, могут проанализировать собственную деятельность, установить профессиональный уровень, готовность к прохождению аттестации.

Преимущества для родителей и учащихся

На законодательном уровне эти субъекты также получили возможность запросить независимую оценку качества образовательного процесса. Родители, таким образом, могут получить достоверные результаты освоения детьми текущих учебных программ. Кроме того, в соответствии с итогами мероприятий, им предоставляются необходимые рекомендации по дальнейшему взаимодействию с обучающимися, самим учебным заведением, а также отдельными преподавателями.

Ученики старших классов, получившие основное общее образование, также могут обратиться в одну из компетентных организаций с запросом на проведение независимой оценки. В ходе мероприятий они могут пройти либо анкетирование, либо тестирование. Ответственные организации в ходе проведения оценочных мероприятий применяют различные формы и методы анализа. По результатам проверки обучающие получат необходимые рекомендации по созданию индивидуального плана обучения, внесению корректировок в него, а также по перспективам получения специального (профессионального) образования.

Читайте также: