Кто организует сюжетно ролевые игры в старшей группе детского сада

Обновлено: 08.07.2024

Цель: Ознакомление детей с деятельностью телевидения, профессиях, телепрограммах (познавательные, обучающие, информационные).

1. Расширять представления детей о профессиях людей, работающих в телевизионном центре (ведущий выпуска новостей, оператор, гример, журналисты, гости студии).

2. Воспитывать уважение к представителям телевизионных профессий.

3. Познакомить с трудовыми процессами: ведущего (ведет телепередачу), оператора (снимает на камеру, следит за съемкой), корреспондента (задает вопросы, берет интервью).

4. Уточнить представления о взаимосвязях представителей телевизионных профессий.

6. Расширять игровые сюжеты и получать удовольствие от результатов своего труда.

7. Воспитывать культуру общения детей в процессе игрового взаимодействия.

8. Развивать умение передавать свои впечатления в художественной творческой деятельности.

9. Познакомить детей с интерьером телестудии.

10. Организовать совместную деятельность детей и родителей по изготовлению игрового оборудования.

11. Создать условия для использования ИКТ (работа с родителями по обогащению знаний детей о телевизионном центре через интернет), создание игр и игрушек через ИКТ.

Мотивационный этап. Проблемная ситуация. ребята, знаете ли вы, в каком городе мы живем? (Ответы детей)

Да, в городе, который называется Барнаул. А как вы думаете, Барнаул – большой город или маленький? Почему? (Ответы детей)

Обращение к опыту детей.

Тогда, нам нужно вспомнить, кто участвует в создании новостей и распределить роли, кто кем будет.

Формулируют вопросы, на которые надо найти ответы.

Люди, каких профессий там работают? Чем занимается ведущий, оператор, корреспондент, журналист, гример? Какую пользу люди этих профессий приносят окружающим? Какие трудовые действия они выполняют?

Проблемно-деятельностный этап

Организованная образовательная деятельность, осуществляемая в разных видах детской деятельности

Образовательная деятельность в режимных моментах

Самостоятельная деятельность детей (с использованием ресурсов среды)

Взаимодействие с родителями

Рассматривание слайдов, альбомов по теме: работа телевизионного центра.

Активизация словаря : корреспондент, камера, мотор, сюжет, интервью, канал, оператор, гример, ведущий новостей, кадр, телепередача, снято.

Рассматривание интерьера

Рассматривание иллюстрации и слайдов по различным видам интерьера.

Размещение зон в телестудии. Подготовка заставок для выпуска новостей.

Наблюдение за работой камеры и звука при выпуске новостей.

Загадки по теме:

Что за чудо, что за ящик?

Сам певец и сам рассказчик,

И к тому же заодно

Демонстрирует кино

Рассматривание макета видеокамеры

Подготовка журналов мод, для работы гримера.

Проговаривание вежливых слов (коммуникативных техник) в разных ситуациях и правил поведения в телестудии в момент съемок.

Творческий этап.

Игровые задачи:

¢ построение игры со сверстниками на основе совместного сюжетосложения (новый творческий сюжет);

¢ использование средств выразительности для передачи роли;

¢ самостоятельное создание игровой обстановки;

¢ творчески разворачивать и дополнять по ходу игры сюжет в речевом воображаемом плане;

¢ развитие умения сотрудничать.

– Ребята, В.- Ребята, я вам сейчас загадаю загадку, а вы внимательно послушайте её и потом скажете мне отгадку

Что за чудо, что за ящик?

Сам певец и сам рассказчик,

И к тому же заодно

В.- Правильно, а для чего нам нужен телевизор?

Д.- Чтобы смотреть мультфильмы, фильмы-сказки, разные передачи..

В .- Ребята, а что такое телевидение? Вы знаете?

Д- Высказывания. Это программа передач. Это то, что мы смотрим по телевизору, то что по разным каналам нам показывают.

В. –Кто работает на телевидении? Назовите профессии, связанные с ним.

Д.- Телеведущий, оператор, корреспондент, гример, журналист.

В.- Тогда, нам нужно вспомнить, кто участвует в создании новостей и распределить роли, кто кем будет.

Перед началом игры дети распределяют сюжетные роли (можно сделать это посредством считалочки или жеребьевки)

Игра ребенка является главным способом освоения мира. Играющий человек – это человек, создающий свой мир, человек творящий. С точки зрения психологии отмечается влияние игры на общее психическое развитие ребенка: на формирование его восприятия, памяти, воображения, мышления; на становление его произвольности.

К. Д. Ушинский определил игру как посильный для ребенка способ вхождения во всю сложность окружающего мира взрослых. Ребенок в игре воспроизводит привлекательные, но пока реально не доступные ему формы поведения и деятельности взрослых путем подражания. Поэтому создавая игровую ситуацию, дошкольники усваивают основные стороны человеческих отношений, которые реализуются впоследствии.

Воспитатель, помогая становлению детских игр, должен обращать внимание на активизацию творческих проявлений детей, на развитие педагогического творчества, на самостоятельную игру.

Сюжетно-ролевая игра ребенка в своем развитии проходит несколько стадий, последовательно сменяющих друг у друга:

- сюжетно-отобразительная игра,

- сюжетно-ролевая игра,

Как показывают психолого-педагогические исследования детской игры, сюжетно-ролевая игра, как любая деятельность не возникает у ребенка спонтанно, а передается другими людьми, которые уже владеют ею. В наше время все больше говорится о том, что игра детей в ДОУ не достигает должного уровня, а, следовательно, не выполняет присущих ей функций. Место игры в жизни дошкольников занимают познавательная, художественно-эстетическая и др. деятельность. Зачастую педагог учит играть: задает тему, строит игру, распределяет роли, развивает сюжет, оценивает действия детей. Но слишком прямое воздействие взрослого вытесняет самостоятельность, инициативу и творчество детей. В группе, как правило, появляется четко подобранный для каждой игры комплект атрибутов, обыгранный с педагогом сценарий, дети воспроизводят, внося лишь небольшие коррективы. Такие игры перестают вызывать интерес детей.

У современного ребенка жизнь многообразна и наполнена различными впечатлениями, которые ребенок с удовольствием отражает в игре, при отсутствии слишком жесткого руководства со стороны взрослого. Естественнее всего ребенок входит в игру, втягиваясь в мир играющих детей. Это происходит при вхождении ребенка в разновозрастную группу детей, обладающих разным игровым опытом. Именно в такой среде ребенок постепенно накапливает собственный игровой опыт – в плане игровых умений. Но в ДОУ разновозрастные группы встречаются редко, в этом случае педагог может заменить дошкольнику недостающий разновозрастной коллектив детей, помочь ребенку овладевать игровыми умениями.

Н. Я Михайленко, Н. А. Короткова сформулировали принципы организации сюжетной игры в ДОУ.

Принципы организации сюжетно-ролевой игры в ДОУ :

3) На каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому или сверстнику.

4) Педагогический процесс организации игры должен носить двучастный характер, включая моменты формирования игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создание условий для самостоятельной детской игры на каждом возрастном этапе.

Следуя методике Н. Я. Михайленко, Н. А. Коротковой, игра дошкольников становится творческой, активной, разнообразной, развивающейся деятельностью. Игра выполняет в этом случае все присущие ей функции и занимает положительное место в развитии, воспитании и обучении детей, в их жизни.

Для правильного руководства играми воспитателю необходимо изучать интересы детей, их любимые игры, полноту и воспитательную ценность бытующих в группе игр; знать, как объединяются дети в игре: кто с кем любит играть, какова нравственная основа этих объединений, их устойчивость, характер отношений в игре и т. д.

Рассмотрим основные моменты методики применения сюжетно-ролевой игры.

1. Выбор игры.

Выбор игры, которую педагог включает в коллективную деятельность детей, определяется конкретной воспитательной задачей. Педагог должен отчетливо представлять реальные возможности каждой игры, выполняющей специфичные функции. По воздействию на детей игры можно условно подразделить на кратковременные (стимулирующие) и длительные, выполняющие функции упражнений при воспитании у дошкольников положительных черт поведения.

2. Педагогическая разработка плана игры.

На начальном этапе конструирования игры необходимо наметить ее сюжет, определить игровые роли и наполнить их конкретным содержанием. Наибольшая трудность разработки длительной игры заключается в том, чтобы увлечь детей в предлагаемом варианте.

3. Ознакомление детей с планом игры и совместная его доработка.

Предлагая детям план игры, воспитатель должен стремится так вести беседу, чтобы как можно больше привлечь детей к обсуждению плана игры, к разработке содержания ролевых действий.

4. Создание воображаемой ситуации.

Важнейшая основа начала творческой сюжетно-ролевой игры – создание воображаемой ситуации. Сюжетно-ролевые игры дошкольники всегда начинают с наделения окружающих предметов переносными значениями: стулья – поезд, бревно – корабль и т. п. Дети более старшего возраста нуждаются в оснащении игры предметами, более близкими по их значению к реальным, жизненным. Чтобы игра захватила воображение ребенка, принесла ему радость творчества, воспитателю очень важно помочь ему войти в игровую ситуацию.

5. Распределение ролей.

Воспитатель при распределении ролей должен стремится удовлетворять игровые потребности детей, т. е. каждому давать желаемую роль, предлагать очередность разыгрывания ролей разной степени активности, искать возможности для утверждения положения ребенка в коллективе через игровую роль.

6. Начало игры.

Для того чтобы смогла развернуться длительная игра, связанная с выполнением повседневных обязанностей дошкольников, очень важно позаботиться о создании интересной игровой ситуации. Воспитателю необходимо позаботиться о таком начале игрового действия, в котором бы сразу возникла воображаемая ситуация, чтобы вызвать у детей положительное восприятие длительной игры. Можно использовать для этого некоторые методические приемы, например подготовить группу детей к разыгрыванию игрового эпизода. Можно воспользоваться другим методическим приемом, когда главные роли в начале игры распределяются между активными детьми с хорошо развитым творческим воображением, что позволит задать тон, показать ребятам образец интересного ролевого поведения.

7. Сохранение игровой ситуации.

Существуют некоторые условия сохранения у детей стойкого интереса к игре.

1) Воспитатель организовывая игру обязан задавать тон в обращении с играющими детьми, употребляя условную игровую терминологию. Если в игре педагог будет обращаться обычно, называя их по именам и фамилиям, и видеть в них дошкольников, а не моряков или космонавтов, то это обязательно разрушит воображаемую ситуацию.

2) Чтобы сохранить воображаемую ситуацию и дать пищу для новых игровых переживаний, воспитатель должен стараться обыгрывать любое дело детского коллектива.

3) Все меры педагогического воздействия на детей – поощрения, наказания, требования – должны осуществляться в игровом ключе, не разрушая воображаемую ситуацию.

4) Целесообразно в ходе длительной сюжетно-ролевой игры включать развернутые творческие игры или игры на местности с идентичными сюжетами. Это позволит укрепить воображаемую ситуацию игры и позволит внести в длительную игру атмосферу свободного игрового творчества.

Соблюдение перечисленных условий позволит педагогу сохранить эмоционально привлекательную для детей игровую ситуацию на продолжительное время.

8. Завершение игры.

Как правило, если игра проходит интересно, захватывая детей волнующими переживаниями, завершение игры вызывает у них большое огорчение. Поэтому, разрабатывая план игры, воспитатель заранее намечает предполагаемую концовку. Необходимо позаботиться о таком окончании игры, которое вызвало бы у детей острое эмоциональное состояние и желание сохранить в жизни коллектива все лучшее, что принесла с собой игра.

2 Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / под ред. М. А. Васильевой. - М. : Просвещение, 1986.

3 Смирнова Е. И. Современный дошкольник: особенности игровой деятельности. // Дошкольное воспитание. 2002. - №4

4 Короткова Н. А. Сюжетно-ролевая игра старших дошкольников. // Ребёнок в детском саду. - 2006. - №2.

5 Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Старшая группа. ФГОС 2015.

Организация сюжетно-ролевой игры во второй младшей группе в соответствии с ФГОС до РАБОТА на тему Организация сюжетно/ролевой игры во 2- младшей группе в логике ФГОС ДО Гурьянова И. В. - воспитатель ГБОУ.

Организация сюжетно-ролевой игры во 2-ой младшей группе в логике ФГОС до Государственное бюджетное образовательное учреждение Самарской области, средняя общеобразовательная школа пос. Луначарский Муниципального.

План сюжетно-ролевой игры в старшей группе на месяц Игровая деятельность в старшей группе на месяц (4 игровые ситуации). Сюжетно-ролевая игра: «Российская армия" Цель: Формирование умения.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Организация сюжетно – ролевой игры в старшей группе детского сада

Сюжетно - ролевая игра – подлинная социальная практика ребёнка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому, столь активной для школьной педагогики является проблема использования игры для всестороннего воспитания и развития ребёнка – дошкольника. Немаловажную роль в поддержании игровой деятельности, внесения в нее творчества, создания интереса к игре, несомненно, принадлежит педагогу. Только опытный педагог, знающий и учитывающий, индивидуальные и возрастные особенности детей дошкольного возраста, умеющий создавать игровые объединения не по своему усмотрению, а исходя из интересов детей, способен сделать сюжетно-ролевую игру увлекательным процессом, в ходе которой, дети увлекаются в сплоченные группы и могут реализовать себя, с желанием участвуют в игровых действиях.

Сюжетно-ролевая игра в своей развитой форме, как правило, носит коллективный характер. Это не означает, что дети не могут играть в одиночку. Но наличие детского общества — это наиболее благоприятное условие для развития сюжетно-ролевых игр.

Цель семинара - это повышение уровня знаний и умений воспитателей при организации сюжетно-ролевой игры; совершенствовать умения находить выход в сложных педагогических ситуациях, расширять представления педагогов в методах и приемах управления сюжетно-ролевыми играми; развивать творческий подход в организации и управлении игрой, повышать педагогическое мастерство воспитателей, их творчество.

Принципы организации сюжетной игры

Из этого следует второй принцип : воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства.

Третьим принципом организации сюжетной игры является ориентирование ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам — взрослому или сверстнику.

Этапы руководства игрой:

подготовительный (обогащение впечатлениями на занятиях, экскурсиях, целевых прогулках, создание предметно-игровой среды);

основной этап (начало, ход, конец игры, воспитатель использует прямые и косвенные приемы);

участие в игре (совет, напоминание и т.д.).

А сейчас я бы хотела выделить основные моменты методики применения сюжетно-ролевой игры:

Определяется конкретной воспитательной задачей.

Педагогическая разработка плана игры . При разработке игры мы стремимся к максимальному насыщению её игровым содержанием, способным увлечь ребенка, определяет предполагаемые роли и средства игровой организации.

Ознакомление детей с планом игры и совместная его доработка . Воспитатель ведет беседу, чтобы как можно больше привлечь детей к обсуждению плана игры, к разработке содержания ролевых действий.

Создание воображаемой ситуации . Дошкольники всегда начинают сюжетно – ролевые игры с наделения окружающих предметов переносными значениями: стулья –поезд , кустарники – граница, бревно – корабль и т.п. Создания воображаемой ситуации - важнейшая основа начала творческой сюжетно - ролевой игры.

Распределение ролей . Педагог каждому дает желаемую роль, предлагает очередность разыгрывания ролей разной степени активности, ищет возможности для утверждения положения ребенка в коллективе через игровую роль. Для того чтобы предотвратить конфликты между детьми, мы используем во время распределения ролей считалки, жеребьевку, фишки, символы, бейджики, а так же сами дети могут предложить роль другим участникам игры.

Начало игры . Чтобы вызвать у детей положительное восприятие игры мы используем некоторые методические приемы, например, можно рассмотреть альбомы, просмотреть видео материал, прослушать звуковое обращение, использовать ТСО для игровой мотивации. Чтобы сформировать неподдельный интерес у детей к той или иной игре. Но иногда, когда это необходимо, подготавливая группу детей к разыгрыванию игрового эпизода, главные роли мы распределяем между активными детьми с хорошо развитым творческим воображением. Это позволяет задать тон, показать ребятам образец интересного ролевого поведения.

Сохранение игровой ситуации. Вы знаете, что существует некоторое условие сохранения у детей стойкого интереса к игре. Поэтому мы задаем тон в обращении с играющими детьми, употребляя условную игровую терминологию, стараемся обыгрывать любое дело детского коллектива, все меры педагогического воздействия на детей осуществляем в игровом ключе не разрушая игровой ситуации, в ходе сюжетно - ролевой игры включаем развернутые творческие игры или игры на местности с идентичными сюжетами.

Завершение игры . Разрабатывая план игры, заранее намечаем предполагаемую концовку, но стоит учитывать, что любая сюжетно-ролевая игра может продолжаться до тех пор, пока у детей не пропадет интерес. И может продлиться даже до полутора часов. Заботимся о таком окончании, игры которое вызвало бы у детей желание сохранить в жизни коллектива все лучшее, что принесла с собой игра.

Организация сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте.

К пяти годам у детей сформированы такие способы построения сюжетной игры, как условные действия с игрушками, ролевое поведение.

Старшие дошкольники готовы к освоению указанных умений по ряду причин. Увеличивается объем знаний об окружающем, определяются и конкретизируются интересы отдельных детей к тем или иным сторонам жизни. Каждый из детей стремится воплотить в игре свой, уже достаточно сложный замысел. При этом все сильнее становится стремление ребенка играть вместе со сверстниками.

Для того чтобы дети могли реализовать свои творческие возможности и действовать согласованно, необходимо овладение новым, более сложным способом построения игры — совместным сюжетосложением.

Совместную игру с детьми мы начинаем с частичного изменения —постепенно педагог переводит детей к все более сложным преобразованиям знакомого сюжета, а затем и к совместному придумыванию нового.

При изменении самостоятельной сюжетной игры старших дошкольников, под влиянием систематического формирования у них новых игровых умений, прежде всего, возникает установка на придумывание новой, интересной игры. Сюжеты, развертываемые детьми, становятся разнообразнее и сложнее, приобретают многотемный характер.

Организация игры в старшей и подготовительной группах

Для того чтобы действительно переводить детей на новую высокую ступень сюжетной игры надо хорошо представлять дальнейшую ее революцию.

Одна из линий развития сюжетной игры дошкольников - игра-фантазирование. Старшие дошкольники готовы к ее освоению. В сюжетной игре не свойственно предварительное планирование и жесткое следование плану. В этом проявляются ее специфические черты - необязательность, свобода выбора действий. Для того чтобы дети могли реализовать свои творческие возможности и действовать согласованно, несмотря на всю прихотливость индивидуальных замыслов, необходимо овладение более новым сложным способом построения игры - совместным сюжетосложением. Оно включает умение ребенка выстраивать новые последовательности событий, охватывающие разнообразные тематические содержания, и при этом быть ориентированным на партнеров сверстников: обозначать для них, какое событие он хотел бы развернуть в следующий момент игры, прислушиваться к мнению партнеров; умение комбинировать предложенные им самим и другими участниками события в общем сюжете в процессе игры.

В игре проявляется индивидуальность ребенка, его интересы и формируется культура общения.

Игра остаётся основным видом деятельности у старших дошкольников. Разнообразие сюжетов, свободный полёт фантазии, активный обмен репликами — отличительные черты игр детей 5–6 лет. Воспитатель всё реже выступает в качестве партнёра. Он стимулирует и направляет игровую деятельность детей, является активным наблюдателем. Бытовые зарисовки, случаи из жизни профессионалов, невероятные приключения на суше, воде и даже в космосе — сюжетно-ролевая игра отражает детское видение мира в его многогранности.

Теоретические аспекты организации сюжетно-ролевой игры в старшей группе ДОУ

— Арсений, а давай как будто мы сейчас полетим в космос! — Давай! Высадимся на Луне, провалимся в пещеру и найдём там окно в прошлое! — Я тогда динозавров принесу сразу!
Мои дети-погодки (4 года 9 месяцев и 6 лет) бегали по квартире и готовились к запуску космического корабля из диванных подушек. Через 15 минут произошла техническая авария, корабль развалился. Подушки стали спасательными капсулами и приземлились на Луну, где превратились в луноходы. После были динозавры, бегство от извергающегося вулкана, строительство плота… Помнится, на нём дети вернулись в реальность. Вынесло их течением реки.

Мальчик и девочка играют в космонавтов

Фантазия детей 5–6 лет стремительно развивается, создаёт захватывающие сюжеты и должна поощряться

Цель и задачи организации сюжетно-ролевой игры с детьми 5–6 лет

Цель организации сюжетно-ролевых игр в старшей группе детского сада — разностороннее развитие воспитанников в условиях вымышленной ситуации. В игре формируются важные личностные качества и развиваются умственные способности. Дети проявляют инициативу в подготовке пространства для игры, в выборе атрибутов. Пятилетние ребята договариваются между собой о вариантах развёртывания основного сюжета, предлагают всевозможные роли. В сюжетно-ролевой игре участники учатся действовать в различных профессиональных компетенциях, то есть примеряют роли специалистов.

Дошкольники играют в помещении группы

Старшие дошкольники самостоятельно выбирают партнёров для игр, обсуждают роли и сюжет

Реализация данной цели со старшими дошкольниками подразумевает решение ряда задач:

  • Развитие умения самостоятельно определять правила, импровизировать во время игры.
  • Побуждение к использованию образов и сюжетов художественных произведений в играх (из сказок и рассказов, фильмов и мультфильмов).
  • Активизация диалогической речи.
  • Укрепление дружеских отношений внутри детского коллектива.

Два мальчика и девочка играют в плавание на корабле

Старшим дошкольникам можно предлагать обыгрывать необычные сюжеты, например, заимствованные из фильмов или книг

Виды игр в старшей группе

Сюжетно-ролевые игры старших дошкольников подразделяются на следующие виды:

Две девочки и мальчик играют в чаепитие

Мальчиков необходимо привлекать к играм семейной тематики для формирования представлений о роли мужчины в семье

В игре развиваются творческие способности детей: умение исполнять роль, представлять вымышленные условия как правдивые

Старшие дошкольники с удовольствием включаются в инсценировки сказочных историй

В знакомую игру в магазин можно добавить элементы простого счёта и вычисления, чтобы дети на практике применяли знания по ФЭМП

Девочка играет с пластмассовыми роллами

Сюжетно-ролевые игры отражают реалии современной жизни

Дети рассматривают растения через лупу

Применять знания о природе в сюжетно-ролевой игре — весело и увлекательно

Проведение сюжетно-ролевых игр в старшей группе детского сада

Особенность проведения игр с детьми 5–6 лет — в побуждении быть максимально самостоятельными:

Дети 5–6 лет разыгрывают сюжеты с дополнительными ролями без участия взрослого

Воспитатель является активным наблюдателем игры. В действия воспитанников он вмешивается только в случае невозможности разрешить конфликтную ситуацию самими детьми (помогает найти выход из спора, улаживает ссору). Если наблюдается угасание интереса в процессе игры, педагог предлагает неожиданный поворот сюжета.

Дети играют в кладоискателей в песочнице. Они быстро раскопали заранее спрятанные сокровища, проиграли сюжет с походной кухней, и становится скучно. Воспитатель предлагает ситуацию: к кладоискателям приходят песочные человечки и просят вернуть им сокровища. Что последует дальше? Возврат клада и знакомство со страной песочных человечков или бегство с сокровищами и погоня?

Сюжетно-ролевые игры обычно проводятся между занятиями и в свободное время во второй половине дне, а также на прогулке. Часто сюжетно-ролевые игры включаются в структуру творческих занятий. В этом случае игра помогает пробудить фантазию, вообразить то, что предстоит нарисовать или слепить. Воспитатель озвучивает цель и план игры, по которому будут действовать ребята, указывает, на что нужно обратить внимание.

Девочки играют в поликлинику

Игры со сверстниками способствуют развитию речи ребёнка

Сюжетно-ролевая игра выступает инструментом развития речи. В старшей группе занятия направлены на развитие монологической речи, формирование способности выдвигать предположения, доказывать своё мнение, дискутировать. Эти умения отрабатываются в сюжетно-ролевых сценках:

Таблица: картотека сюжетно-ролевых игр

Временной план игры в старшей группе

Если приравнять сюжетно-ролевую игру к обучающей форме занятия с детьми, то её длительность в старшей группе, согласно нормам САНПИН, составит не более 25 минут. Структура игры состоит из 3 этапов:

  1. Начало: создание мотивации к игре, обсуждение сюжета, распределение ролей, выбор атрибутов.
  2. Основная часть: собственно игровая деятельность.
  3. Рефлексия: высказывание впечатлений от игры, пожелания воспитанников.

Для самостоятельной игровой деятельности на прогулке допускается длительность в 30–40 минут. Если игра является элементом занятия, то её длительность будет относительно короткой — примерно 8 минут, то есть дети проиграют один из вариантов сюжета, небольшую сценку.

Две девочки играют в парикмахерскую

Сюжетно-ролевая игра может являться небольшим элементом занятия

Таблица: примеры временного плана игр

В сюжетно-ролевой игре закрепляются речевые умения: дети повторяют знакомые диалоги

Таблица: пример конспекта сюжетно-ролевой игры в старшей группе (фрагмент)

Трое детей, сидя на стульях, играют в космическое путешествие

В игре дети вспоминают знания о космосе, полученные на занятиях НОД

Открытый просмотр сюжетно-ролевой игры

Открытые просмотры сюжетно-ролевых игр в старшей группе проводят с целью:

  • Демонстрации педагогического мастерства в период аттестации воспитателя.
  • Передачи опыта коллегам, в т. ч. молодым специалистам.
  • Презентации методических находок.
  • Приобщения родителей к развитию игрового опыта детей.

Открытые показы позволяют педагогу совершенствовать своё мастерство за счёт получения обратной связи от коллег, родителей воспитанников

Открытый показ может начинаться с непосредственного включения детей в игру, если они достаточно хорошо знакомы с темой. Например, будет разыгрываться новый вариант сюжета при сохранении прежних ролей. Другой вариант открытого показа игры — первичное разыгрывание ролей. В таком случае сначала проводится беседа по теме игры.

Воспитатель готовит к открытому показу подробный конспект и сценарий игры, в котором указывает:

  • цель;
  • задачи;
  • предварительную работу (если проводилась);
  • оборудование (наглядные материалы для беседы, аудиопроигрыватель, интерактивная доска и др.);
  • перечень атрибутов для игры.

Педагог продумывает содержание игры таким образом, чтобы дети не отвлекались на посторонних взрослых наблюдателей

Для детей открытый показ — возможность принять участие в новом игровом сюжете, на который пришли посмотреть гости. Воспитатель следит за эмоциональным состоянием подопечных, они не должны переутомиться в игре или испытывать дискомфорт от присутствия наблюдающих. С детьми не проводятся репетиции или заучивание слов. Воспитанники органичны в игре: получают положительные эмоции от общения и фантазирования.

Сколько интересного можно узнать и захватывающего нафантазировать во время игры!

Примеры сюжетно-ролевых игр в старшей группе ДОУ

Предлагаем ознакомиться с примерами сюжетно-ролевых игр детей 5–6 лет.

Атрибуты для сюжетно-ролевых игр в старшей группе детского сада

Каких только игрушек сейчас нет! Кажется, все бытовые приборы и техническое оборудование представлены в виде имитаций в магазине игрушек. Это замечательно, ведь детей привлекают функциональные игрушки: с кнопками, лампочками, звуковыми сигналами. Однако взрослым следует помнить, что детство — уникальное время, когда автомобилем может стать диванная подушка, печенье для кукольного чаепития заменяют лепёшки из пластилина или вырезанные картонки…

Развивающая функция сюжетно-ролевой игры — благоприятные условия для проявления фантазии ребёнка. Сейчас он представляет себя кем угодно и сделать может всё. Детям для увлекательной игры не требуется дорогостоящее оборудование. Обращаться с техникой они научатся в реальной жизни (они уже умеют многое), а воображения необходимо развивать в игровых сюжетах.

В играх дети подражают действиям взрослых, поэтому им нравятся игрушки-копии. Эти атрибуты функциональны: микроволновая печь издаёт сигнал готовности блюда, телефон звонит, на кассе при помощи калькулятора легко посчитать стоимость покупок. Готовых наборов для игр не должно быть много. С их помощью вводят новые сюжеты, создают мотивацию к игре.

Дети играют в кафе

Для игры в кафе понадобится игрушечная посуда и фартуки официантов

Старшие дошкольники знают, что хороша та игра, в которой продуман сюжет и интересны персонажи. Дети самостоятельно сочиняют ситуации и подбирают предметы для игры. Использование самодельных материалов обогащает игровой опыт. Ребёнок понимает: если рыцарю нужен меч — его всегда можно сделать.

Использование реальных предметов и бросового материала стимулирует игровую деятельность. В оформлении игровой среды желательно использовать неработающие бытовые и технические приборы, журналы и книги, пустую тару с этикетками, таблички с логотипами существующих компаний.

Фотогалерея: готовые тематические наборы для сюжетно-ролевых игр

Фотогалерея: атрибуты для игр, сделанные своими руками

Знакомство с прогулочными участками разных групп.


Цель: сформировать у детей представление о детском саде.
Продолжить знакомство с территорией детского сада: главным
зданием, прогулочными и спортивным участками.

Задачи:

  • Учить детей ориентироваться на территории детского сада.
  • Знать нахождение своего участка и участков других групп.
  • Активизировать речь детей с использованием слов, употребляемых в
  • ситуации общения детей друг с другом.
  • Развивать память и познавательные интересы у детей.
  • Познакомить детей с правилами общения, и правилами поведения в
  • общественных местах.
  • Воспитывать уважение к труду людей, которые обеспечивают нам чистоту и
  • порядок в детскому саду.

Приёмы:

  • Беседа с детьми о том, что мы сейчас пойдём в гости к детям других групп.
  • Уточнить с детьми правила поведения, с которыми они уже знакомы.
  • На участке поздороваться, спросить разрешение у воспитателя и детей о
  • том, чтобы посмотреть участок и поиграть вместе.
  • Познакомиться с воспитателем и детьми.
  • Предложить посмотреть, что находится на детских площадках разных
  • групп.
  • Уточнить название металлических конструкций и оборудования, их
  • местонахождение и цвет.
  • Предложить поиграть вместе с детьми группы, к которой мы пришли в
  • гости.
  • В процессе игры, обращать внимание на доброжелательные отношения друг
  • с другом, словесно поощрять за оказанную помощь.
  • В конце поблагодарить воспитателя и детей за гостеприимство, пригласить
  • их в гости на свой участок.
  • На своём участке поговорить о том, понравилось ли детям? Хотят ли они
  • дальнейшего общения с детьми других групп? Что им больше всего
  • запомнилось и понравилось?

Итог – мы посетили участок другой группы, познакомились с детьми,
поиграли в разные игры. Помогали новым друзьям, если нужна была наша помощь, договаривались с ними. Нам всем было весело и интересно.

И так посетить все участки детского сада, знакомясь с воспитателями, детьми, названием группы и местонахождением и оборудованием участков.

Приложение 2 (4 неделя)


Цель: Закрепить знания детей о работе медицинской сестры, прачки, повара, дворника и других работников детского сада.

Задачи:

Приемы:

Во время игры дети имитируют, чем занимаются в детском саду (гимнастика, завтрак, умывание, игры и т.д.)

Приложение 3 (4 неделя)

Цель:
Формировать умение конструировать здания в зависимости от их назначения.

Читайте также: