Кто написал школа пения

Обновлено: 02.07.2024

Получив образование в Придворной певческой капелле у ком­позитора и педагога Бортнянского, А. Варламов был не только отличным, самобытным композитором, но и незаурядным пев­цом и вокальным педагогом. Им было создано около ста пяти­десяти романсов, написанных в типично русском стиле: просто, задушевно, ясно. Многие песни А. Варламова воспринимаются как подлинно народные («Что так рано, травушка, ложелте-

А. Варламов был широко образованным музыкантом, в те­чение восьми лет он работал регентом русского церковного хо­ра в Голландии, потом в Придворной певческой капелле. Всю жизнь он преподавал пение и считал себя более певцом, чем композитором. Он выступал и как дирижер и как певец не только в аристократических салонах, но и на открытых пуб­личных концертах.

Отдельная глава работы посвящена исполнению. «Состоя­ние души,—пишет автор, — имеет непосредственное влияние на голосовой орган и есть главная причина голоса. из этого сле­дует, что пение, в благородном значении слова, есть язык

3 А. Е. В а р л а М о в. Указ. изд., стр. 24.

А. Даргомыжский

Крупнейшей фигурой, во многом определившей пути разви­тия русской музыки и исполнительского стиля русских певцов, явился А. Даргомыжский — композитор, певец и вокальный пе­дагог. Отражая в музыке идеи критического реализма, течения, характерного для русского искусства той эпохи, он создал за­мечательные образцы вокальных произведений, в которых с небывалой до него силой прозвучала тема социального нера­венства.

Роль слова и роль речитативного элемента в произведениях Даргомыжского огромна. Он является родоначальником того направления в вокальной музыке, которое затем продолжил и развил Модест Мусоргский и которое нашло широкое распро­странение в творчестве современных композиторов всего мира (Прокофьев, Шостакович, Барток, Хиндемит и др.).

Даргомыжский был новатором в создании интонационно правдивых вокально-речевых фраз. Эту особенность отмечал и А. Серов, говоря, что бесчисленные промежуточные оттенки между кантиленой и речитативом, между нотой спетой и ска­занной говорком, являются тем новшеством, которое оказало воздействие на оперную музыку и может открыть в этой обла­сти большие возможности.

1 А. Е. Варламов. Указ. изд., стр. 25.

2 Т а м ж е, стр. 25.

j А. С. Даргомыжский. Автобиография, письма, воспоминания сов­ременников, ред. Финдейзена. Петербург, Госиздат, 1921, стр. 55.

Вокальное творчество Даргомыжского предъявило певцам требование приблизить правильно оформленный певческий голос к интонациям живой речи, просто красивое, ровное пение перестало удовлетворять. Нужно было вносить в технику пения новые элементы, вводить в кантилену речевые интонации.

Характерно следующее высказывание А. Даргомыжского из письма, написанного им своей ученице, певице Л. Кармалиной, с успехом выступавшей за рубежом: «. Ежели Вы, при дивном своем таланте, сохранили в пении направление, данное Вам здесь русскими композиторами (разрядка моя — Л. Д.) (которые так усердно Вами занимались), то я не удивлюсь Вашим успехам. Естественность и благородство русской школы не могут не произвести отрадного впечатления посреди вычур нынешней итальянской, криков французской и манерности немецкой школ, а сколько у нас еще записных зна­токов, которые оспаривают возможность существования рус­ской школы не только в пении, но даже в композиции. Между тем она прорезалась явственно.

1 П. И. Чайковский. Музыкально-критические статьи. М., Музгиз, 1953, стр. 149.

Таким образом, уже тогда, в середине XIX века, А. Дарго­мыжский ясно сформулировал основные характерные черты русских певцов, роль композиторов в оформлении этого испол­нительского стиля и установил сам факт существования русской школы пения.

Приведем еще одно высказывание композитора, характер­ное для того исполнительского стиля, который культивировали русские композиторы в певцах:

Л. Кармалина—любимая ученица Даргомыжского — вошла в историю русского вокального искусства как страстная поклонница и исполнительница новых произведений русских композиторов. Сохранилась обширная эпистолярная литература,, указывающая на то, что к высказываниям и мнению певицы

1 А. С. Даргомыжский. Избранные письма, вып. I, M., Музгиз,,
195-2, стр. 59.

2 Т а м ж е, стр. 45—46.

Положение вокального искусства в шестидесятые — семидесятые годы

Передовые музыканты, композиторы, певцы боролись за развитие русской национальной музыки, за национальное опер­ное искусство, как самое демократическое, но в императорских, театрах того времени по-прежнему господствовала итальянская опера. На роскошные постановки и высокие гонорары итальян­ским артистам и дирижерам отпускались колоссальные средст­ва. Итальянцы опустошали казну. Постановки итальянских опер в Петербурге осуществлялись в великолепном Большом театре, русская же опера ютилась в театре-цирке с плохой аку­стикой. В Москве русская опера выступала на сцене Большого-театра только весной, с отъездом итальянцев, появляясь в те­чение сезона всего один раз в неделю. По свидетельству В. М. Голицына, в Большом театре в Москве «. итальянская

1 А. С. Даргомыжский. Избранные письма, стр. 59.

Опера—-наиболее демократический вид музыкального искус­ства, и потому она не случайно занимает ведущее место в твор­честве русских композиторов. Возможность через оперу воздей­ствовать на широкую публику, пропагандировать идеи передо­вого русского искусства делает ее любимым жанром компози­торов.

Исключительно велика та роль, которую сыграли в борьбе за русскую национальную оперу передовые му­зыканты, певцы, критики. В музыкально-критических ■статьях П. И. Чайковского (бывшего с 1868 по 1876 год офи­циальным музыкальным критиком в Москве) эта борьба с за-силием итальянцев получила необычайно яркое отражение.

«Мне бы хотелось, чтобы хотя малая доля читающей пуб­лики устыдилась той изолированности от участия в поступа­тельном движении русского искусства, в которое администра-

2 П. И. Чайковский. Переписка с фон Мекк. т. Ill, M., Музгиз,
1934, стр. 381.

3 П. И. Чайковский. Музыкально-критические статьи. Указ. изд., стр. 47.

4 Т а м ж е, стр. 263.

В этих же статьях дается принципиальная критика итальян­ской оперы того времени и противопоставление ее принципов тем, на которых строится русская опера.

«Я принадлежу к числу самых искренних поклонников клас­сического вокального искусства, считающего в своих рядах та­ких блестящих представителей, как, например, г-жи Патти, Пенко, г.г. Ноден, Рота и т. п. Подобные артисты. приносят несомненную пользу певцам всех наций и способствуют разви­тию 7 изящного вкуса в публике. Я отношусь враждебно только к исключительности, с которой у нас стараются поставить на недосягаемый пьедестал культ певческой виртуозности, осно­ванной на чисто материальном услаждении слуховых нер­вов красивостью звука и заслоняющий своим громадным рас­пространением истинные художественные интересы, находящие­ся в прямой зависимости от преуспевания национального ис­кусства.

Известно, что итальянская опера по своему принципу еще весьма далека от служения художественным целям: она не более как предлог для выставления напоказ виртуозных ка­честв исполнителей, канва, по которой выделывает свои трели г-жа Патти, а г-н Марини выпускает грудные ноты, составля­ющие верх удовольствия для большинства итальяноманов. Ник­то не ищет в итальяской опере действительных музыкальных красот; от нее не ждут строгого соответствия музыки с тек­стом, художественного воспроизведения характера действующих

1 Там же, стр. 222—223.

2 Та м же, стр. 200.

3 Та м же, стр. 159.

4 Т а м ж е, стр. 278. :

Наряду с принципиальной, последовательной критикой .итальянской оперной антрепризы, критическим анализом луч­ших русских опер, музыкальные критики, композиторы всяче­ски заботились о воспитании у русских певцов ка­честв, свойственных русской школе пения. Они заботливо поддерживали ростки этих качеств у молодых арти-■стов.

Их глубокий анализ исполнительства и страстная защита •черт русского стиля исполнения помогли певцам в формирова­нии их творческих принципов и выборе исполнительских средств. Ревностно следя за успехами артистов—пропагандистов оте­чественной музыки, — критика подчеркивает положительные •стороны, указывает на недостатки, дает практические рекомен­дации.

С большой теплотой и нежным восхищением Серов пишет о меццо-сопрано Е. Лавровской. «Тембр ее голоса и драмати­ческое чувство, которое она вкладывает во все, что она поет, производит на слушателей невольное и неотразимое влияние. Эта артистка всегда покоряет себе публику; будучи очень еще голода, она имеет перед собой громадную будущность и все-

1 П. И. Чайковский. Музыкально-критические статьи, стр. 199.

2 Т а м же, стр. 159.

3 Т а м ж е, стр. 262.

4 Та м же, стр. 218.

5 А. Серов. Критические статьи, т. III, СПб., тип. департ. уделов, 1895,
■стр. 1539.

6 Та м ж е, стр. 1539.

С этой оценкой перекликается и взгляд П. И. Чайковского, всегда удивительно метко и верно судящего о творческих воз­можностях певцов. Его критические статьи помогали развитию вокального искусства в России, не говоря уже об огромном воз­действии самой музыки гениального композитора.

В цитируемой рецензии не только объективная оценка воз­
можностей певицы, но и четкое противопоставление
русской исполнительской школы — школе

Вот еще пример критики П. И. Чайковским молодой певицы Е. Кадминой: «Голос ее, во всяком случае, и достаточно велик, и достаточно красив для того, чтобы при ее замечательной музыкальной талантливости из нее могла выработаться превос­ходная певица. Г-жа Кадмина обладает редкою в современных певцах способностью модулировать голосом, придавать ему, смотря по внутреннему значению исполняемого, тот или иной

1 А. Серов. Критические статьи, цит. изд. т. IV, стр. 2071.

2 П. И. Чайковский. Музыкально-критические статьи, стр. 254—255.

2 Основы вокальной методики

Модулирование голосом, о котором говорит П. И. Чайков­ский в рецензии на выступление Кадминой, — это та психологи­ческая окраска тембра, которая становится отличительной чер­той выдающихся певцов русской школы пения и в известной мере определяет их исполнительский стиль.

Аналогичной критической деятельностью занимались в то время Ц. Кюи, В. Стасов, Г. Ларош, позднее Н. Кашкин, С. Кругликов и др.

Таким образом, из приведенных рецензий ясно вырисовыва­ются вокально-эстетические идеалы Чайковского, Серова и дру­гих музыкантов, идеалы, характерные для русской школы пения: широкое, свободное пение, чуждое внешней аффектации, дешевых эффектов, психологическая окраска темб­ра, глубокая прочувствованная фразировка, высокая целомуд­ренная художественность исполнения, простота и задушевность. Эти идеалы русской школы в тот период несут лучшие та­лантливые певцы. Еще поют О. Петров, Д. Леонова, поют Ю. Платонова (драгоценная находка, по выражению А. Серова), Е. Лавровская, А. Булахова, Е. Кадмина, Д. Орлов, Ф. Комис-сар,жевский, Ф. Никольский, начинают свою деятельность П. Хохлов, М. Корякин, Б. Корсов и др. Эти певцы-патриоты, горячие поклонники русского оперного искусства, помощники и пропагандисты лучших русских композиторов, помогали утверждению на сцене русского репертуара, постепенно вытес­нявшего итальянскую оперу.

34

'П. И. Чайковский. Музыкально-критические статьи, стр. 175-.

2 Т а м ж е, стр. 189.

3 Т а м ж е, стр. 143—144.

1 Тамке, стр. 135.

2 А. Серов. Критические статьи, т. IV, СПб., тип. Департ. уделов, 1895,
стр. 2069.

Иоганн Шуберт - Новая школа пения, или Основательное и полное руководство по вокальному искусству. Учебное пособие обложка книги

50 %

Аннотация к книге "Новая школа пения, или Основательное и полное руководство по вокальному искусству. Учебное пособие"

Иллюстрации к книге Иоганн Шуберт - Новая школа пения, или Основательное и полное руководство по вокальному искусству. Учебное пособие

Вы можете стать одним из первых, кто напишет рецензию на эту книгу, и получить бонус — до 15 рублей на баланс в Лабиринте! Или оставьте заявку, чтобы кто-то другой написал ее скорее.

Варламов Александр Егорович - композитор-песенник, певец, дирижер и вокальный педагог. Варламову принадлежит свыше 200 романсов, среди них: "Что мне жить и не тужить", "На заре ты ее не буди", "Горные вершины", "Белеет парус одинокий", "Разочарование". Варламов заявил о себе, как о педагоге, в своей книге "Полной школе пения", в трех частях, изданной в Москве в 1840 г. Эта школа является первым и для своего времени замечательным вокальным руководством. Книга стала библиографической редкостью. .



С 1832 года по предложению директора московских театров М. Н. Загоскина Варламов стал помощником капельмейстера московских императорских театров и работал под руководством А. Н. Верстовского. Московская императорская труппа работала на двух основных сценах — в Малом театре и Большом театре. Он выступал как певец, вел большую концертную деятельность, причем в основном исполнял свои собственные романсы и песни, был дирижером и, конечно же, сочинял музыку к спектаклям. Песни и романсы имели особый, полу-фольклорный характер мелодий, которые часто вплотную сближались с подлинными вариантами уже знакомых народных напевов.

Писать этот очерк было трудно. Для образа его не хватало главного. Ни монография Н. А. Листовой о А. Е. Варламове (М., 1968), ни статьи, ни очерки ни словом не упомянули о даме непокорной и капризной, тихо шепчущей на ушко композитору ХIХ века — музе Эвтерпе. Получив музыкальное образование, но, не имея диплома музыковеда, и долго занимавшись ХVIII и ХIХ веками, я взяла на себя смелость понять сущность музыкального творчества. У современного человека понятие Музы отсутствует. Понятие музыки для каждого человека очень индивидуально. Для меня музыка это наука о музах, гармонии звуков. Тишина и звуки постепенно, благодаря тихому шёпоту музы, превращаются у композитора ХIХ века в чистый звук, музыкальную фразу, соткав волшебный ковёр мелодии.

Муза очень любит варьировать сочетание разных звуков, наблюдая её гармонию или дисгармонию. Крупный испанский музыковед Делия Стейнберг Гусман в ХХ веке говорила о том, что: «Платон поведал нам о различных состояниях души, которые вызывает позитивная и негативная музыка в человеке. Позитивная музыка возвышает человека, подготовляя его к великим начинаниям, заставляя его почувствовать себя сильным и уверенным в себе, деятельным, счастливым, умиротворенным. Негативная музыка, напротив, дышит меланхолией, страхом и неуверенностью, боязнью неудачи, пассивностью. И парадоксально, что сегодня, когда у нас есть так много мест, где надобно предаваться музыке, мы все больше видим оскверненных храмов, где господствует ее черная противоположность.

Читайте также: