Кто написал школа пения
Обновлено: 02.07.2024
Получив образование в Придворной певческой капелле у композитора и педагога Бортнянского, А. Варламов был не только отличным, самобытным композитором, но и незаурядным певцом и вокальным педагогом. Им было создано около ста пятидесяти романсов, написанных в типично русском стиле: просто, задушевно, ясно. Многие песни А. Варламова воспринимаются как подлинно народные («Что так рано, травушка, ложелте-
А. Варламов был широко образованным музыкантом, в течение восьми лет он работал регентом русского церковного хора в Голландии, потом в Придворной певческой капелле. Всю жизнь он преподавал пение и считал себя более певцом, чем композитором. Он выступал и как дирижер и как певец не только в аристократических салонах, но и на открытых публичных концертах.
Отдельная глава работы посвящена исполнению. «Состояние души,—пишет автор, — имеет непосредственное влияние на голосовой орган и есть главная причина голоса. из этого следует, что пение, в благородном значении слова, есть язык
3 А. Е. В а р л а М о в. Указ. изд., стр. 24.
А. Даргомыжский
Крупнейшей фигурой, во многом определившей пути развития русской музыки и исполнительского стиля русских певцов, явился А. Даргомыжский — композитор, певец и вокальный педагог. Отражая в музыке идеи критического реализма, течения, характерного для русского искусства той эпохи, он создал замечательные образцы вокальных произведений, в которых с небывалой до него силой прозвучала тема социального неравенства.
Роль слова и роль речитативного элемента в произведениях Даргомыжского огромна. Он является родоначальником того направления в вокальной музыке, которое затем продолжил и развил Модест Мусоргский и которое нашло широкое распространение в творчестве современных композиторов всего мира (Прокофьев, Шостакович, Барток, Хиндемит и др.).
Даргомыжский был новатором в создании интонационно правдивых вокально-речевых фраз. Эту особенность отмечал и А. Серов, говоря, что бесчисленные промежуточные оттенки между кантиленой и речитативом, между нотой спетой и сказанной говорком, являются тем новшеством, которое оказало воздействие на оперную музыку и может открыть в этой области большие возможности.
1 А. Е. Варламов. Указ. изд., стр. 25.
2 Т а м ж е, стр. 25.
j А. С. Даргомыжский. Автобиография, письма, воспоминания современников, ред. Финдейзена. Петербург, Госиздат, 1921, стр. 55.
Вокальное творчество Даргомыжского предъявило певцам требование приблизить правильно оформленный певческий голос к интонациям живой речи, просто красивое, ровное пение перестало удовлетворять. Нужно было вносить в технику пения новые элементы, вводить в кантилену речевые интонации.
Характерно следующее высказывание А. Даргомыжского из письма, написанного им своей ученице, певице Л. Кармалиной, с успехом выступавшей за рубежом: «. Ежели Вы, при дивном своем таланте, сохранили в пении направление, данное Вам здесь русскими композиторами (разрядка моя — Л. Д.) (которые так усердно Вами занимались), то я не удивлюсь Вашим успехам. Естественность и благородство русской школы не могут не произвести отрадного впечатления посреди вычур нынешней итальянской, криков французской и манерности немецкой школ, а сколько у нас еще записных знатоков, которые оспаривают возможность существования русской школы не только в пении, но даже в композиции. Между тем она прорезалась явственно.
1 П. И. Чайковский. Музыкально-критические статьи. М., Музгиз, 1953, стр. 149.
Таким образом, уже тогда, в середине XIX века, А. Даргомыжский ясно сформулировал основные характерные черты русских певцов, роль композиторов в оформлении этого исполнительского стиля и установил сам факт существования русской школы пения.
Приведем еще одно высказывание композитора, характерное для того исполнительского стиля, который культивировали русские композиторы в певцах:
Л. Кармалина—любимая ученица Даргомыжского — вошла в историю русского вокального искусства как страстная поклонница и исполнительница новых произведений русских композиторов. Сохранилась обширная эпистолярная литература,, указывающая на то, что к высказываниям и мнению певицы
1 А. С. Даргомыжский. Избранные письма, вып. I, M., Музгиз,,
195-2, стр. 59.
2 Т а м ж е, стр. 45—46.
Положение вокального искусства в шестидесятые — семидесятые годы
Передовые музыканты, композиторы, певцы боролись за развитие русской национальной музыки, за национальное оперное искусство, как самое демократическое, но в императорских, театрах того времени по-прежнему господствовала итальянская опера. На роскошные постановки и высокие гонорары итальянским артистам и дирижерам отпускались колоссальные средства. Итальянцы опустошали казну. Постановки итальянских опер в Петербурге осуществлялись в великолепном Большом театре, русская же опера ютилась в театре-цирке с плохой акустикой. В Москве русская опера выступала на сцене Большого-театра только весной, с отъездом итальянцев, появляясь в течение сезона всего один раз в неделю. По свидетельству В. М. Голицына, в Большом театре в Москве «. итальянская
1 А. С. Даргомыжский. Избранные письма, стр. 59.
Опера—-наиболее демократический вид музыкального искусства, и потому она не случайно занимает ведущее место в творчестве русских композиторов. Возможность через оперу воздействовать на широкую публику, пропагандировать идеи передового русского искусства делает ее любимым жанром композиторов.
Исключительно велика та роль, которую сыграли в борьбе за русскую национальную оперу передовые музыканты, певцы, критики. В музыкально-критических ■статьях П. И. Чайковского (бывшего с 1868 по 1876 год официальным музыкальным критиком в Москве) эта борьба с за-силием итальянцев получила необычайно яркое отражение.
«Мне бы хотелось, чтобы хотя малая доля читающей публики устыдилась той изолированности от участия в поступательном движении русского искусства, в которое администра-
2 П. И. Чайковский. Переписка с фон Мекк. т. Ill, M., Музгиз,
1934, стр. 381.
3 П. И. Чайковский. Музыкально-критические статьи. Указ. изд., стр. 47.
4 Т а м ж е, стр. 263.
В этих же статьях дается принципиальная критика итальянской оперы того времени и противопоставление ее принципов тем, на которых строится русская опера.
«Я принадлежу к числу самых искренних поклонников классического вокального искусства, считающего в своих рядах таких блестящих представителей, как, например, г-жи Патти, Пенко, г.г. Ноден, Рота и т. п. Подобные артисты. приносят несомненную пользу певцам всех наций и способствуют развитию 7 изящного вкуса в публике. Я отношусь враждебно только к исключительности, с которой у нас стараются поставить на недосягаемый пьедестал культ певческой виртуозности, основанной на чисто материальном услаждении слуховых нервов красивостью звука и заслоняющий своим громадным распространением истинные художественные интересы, находящиеся в прямой зависимости от преуспевания национального искусства.
Известно, что итальянская опера по своему принципу еще весьма далека от служения художественным целям: она не более как предлог для выставления напоказ виртуозных качеств исполнителей, канва, по которой выделывает свои трели г-жа Патти, а г-н Марини выпускает грудные ноты, составляющие верх удовольствия для большинства итальяноманов. Никто не ищет в итальяской опере действительных музыкальных красот; от нее не ждут строгого соответствия музыки с текстом, художественного воспроизведения характера действующих
1 Там же, стр. 222—223.
2 Та м же, стр. 200.
3 Та м же, стр. 159.
4 Т а м ж е, стр. 278. :
Наряду с принципиальной, последовательной критикой .итальянской оперной антрепризы, критическим анализом лучших русских опер, музыкальные критики, композиторы всячески заботились о воспитании у русских певцов качеств, свойственных русской школе пения. Они заботливо поддерживали ростки этих качеств у молодых арти-■стов.
Их глубокий анализ исполнительства и страстная защита •черт русского стиля исполнения помогли певцам в формировании их творческих принципов и выборе исполнительских средств. Ревностно следя за успехами артистов—пропагандистов отечественной музыки, — критика подчеркивает положительные •стороны, указывает на недостатки, дает практические рекомендации.
С большой теплотой и нежным восхищением Серов пишет о меццо-сопрано Е. Лавровской. «Тембр ее голоса и драматическое чувство, которое она вкладывает во все, что она поет, производит на слушателей невольное и неотразимое влияние. Эта артистка всегда покоряет себе публику; будучи очень еще голода, она имеет перед собой громадную будущность и все-
1 П. И. Чайковский. Музыкально-критические статьи, стр. 199.
2 Т а м же, стр. 159.
3 Т а м ж е, стр. 262.
4 Та м же, стр. 218.
5 А. Серов. Критические статьи, т. III, СПб., тип. департ. уделов, 1895,
■стр. 1539.
6 Та м ж е, стр. 1539.
С этой оценкой перекликается и взгляд П. И. Чайковского, всегда удивительно метко и верно судящего о творческих возможностях певцов. Его критические статьи помогали развитию вокального искусства в России, не говоря уже об огромном воздействии самой музыки гениального композитора.
В цитируемой рецензии не только объективная оценка воз
можностей певицы, но и четкое противопоставление
русской исполнительской школы — школе
Вот еще пример критики П. И. Чайковским молодой певицы Е. Кадминой: «Голос ее, во всяком случае, и достаточно велик, и достаточно красив для того, чтобы при ее замечательной музыкальной талантливости из нее могла выработаться превосходная певица. Г-жа Кадмина обладает редкою в современных певцах способностью модулировать голосом, придавать ему, смотря по внутреннему значению исполняемого, тот или иной
1 А. Серов. Критические статьи, цит. изд. т. IV, стр. 2071.
2 П. И. Чайковский. Музыкально-критические статьи, стр. 254—255.
2 Основы вокальной методики
Модулирование голосом, о котором говорит П. И. Чайковский в рецензии на выступление Кадминой, — это та психологическая окраска тембра, которая становится отличительной чертой выдающихся певцов русской школы пения и в известной мере определяет их исполнительский стиль.
Аналогичной критической деятельностью занимались в то время Ц. Кюи, В. Стасов, Г. Ларош, позднее Н. Кашкин, С. Кругликов и др.
Таким образом, из приведенных рецензий ясно вырисовываются вокально-эстетические идеалы Чайковского, Серова и других музыкантов, идеалы, характерные для русской школы пения: широкое, свободное пение, чуждое внешней аффектации, дешевых эффектов, психологическая окраска тембра, глубокая прочувствованная фразировка, высокая целомудренная художественность исполнения, простота и задушевность. Эти идеалы русской школы в тот период несут лучшие талантливые певцы. Еще поют О. Петров, Д. Леонова, поют Ю. Платонова (драгоценная находка, по выражению А. Серова), Е. Лавровская, А. Булахова, Е. Кадмина, Д. Орлов, Ф. Комис-сар,жевский, Ф. Никольский, начинают свою деятельность П. Хохлов, М. Корякин, Б. Корсов и др. Эти певцы-патриоты, горячие поклонники русского оперного искусства, помощники и пропагандисты лучших русских композиторов, помогали утверждению на сцене русского репертуара, постепенно вытеснявшего итальянскую оперу.
34
'П. И. Чайковский. Музыкально-критические статьи, стр. 175-.
2 Т а м ж е, стр. 189.
3 Т а м ж е, стр. 143—144.
1 Тамке, стр. 135.
2 А. Серов. Критические статьи, т. IV, СПб., тип. Департ. уделов, 1895,
стр. 2069.
50 %
Аннотация к книге "Новая школа пения, или Основательное и полное руководство по вокальному искусству. Учебное пособие"
Иллюстрации к книге Иоганн Шуберт - Новая школа пения, или Основательное и полное руководство по вокальному искусству. Учебное пособие
Вы можете стать одним из первых, кто напишет рецензию на эту книгу, и получить бонус — до 15 рублей на баланс в Лабиринте! Или оставьте заявку, чтобы кто-то другой написал ее скорее.
Варламов Александр Егорович - композитор-песенник, певец, дирижер и вокальный педагог. Варламову принадлежит свыше 200 романсов, среди них: "Что мне жить и не тужить", "На заре ты ее не буди", "Горные вершины", "Белеет парус одинокий", "Разочарование". Варламов заявил о себе, как о педагоге, в своей книге "Полной школе пения", в трех частях, изданной в Москве в 1840 г. Эта школа является первым и для своего времени замечательным вокальным руководством. Книга стала библиографической редкостью. .
С 1832 года по предложению директора московских театров М. Н. Загоскина Варламов стал помощником капельмейстера московских императорских театров и работал под руководством А. Н. Верстовского. Московская императорская труппа работала на двух основных сценах — в Малом театре и Большом театре. Он выступал как певец, вел большую концертную деятельность, причем в основном исполнял свои собственные романсы и песни, был дирижером и, конечно же, сочинял музыку к спектаклям. Песни и романсы имели особый, полу-фольклорный характер мелодий, которые часто вплотную сближались с подлинными вариантами уже знакомых народных напевов.
Писать этот очерк было трудно. Для образа его не хватало главного. Ни монография Н. А. Листовой о А. Е. Варламове (М., 1968), ни статьи, ни очерки ни словом не упомянули о даме непокорной и капризной, тихо шепчущей на ушко композитору ХIХ века — музе Эвтерпе. Получив музыкальное образование, но, не имея диплома музыковеда, и долго занимавшись ХVIII и ХIХ веками, я взяла на себя смелость понять сущность музыкального творчества. У современного человека понятие Музы отсутствует. Понятие музыки для каждого человека очень индивидуально. Для меня музыка это наука о музах, гармонии звуков. Тишина и звуки постепенно, благодаря тихому шёпоту музы, превращаются у композитора ХIХ века в чистый звук, музыкальную фразу, соткав волшебный ковёр мелодии.
Муза очень любит варьировать сочетание разных звуков, наблюдая её гармонию или дисгармонию. Крупный испанский музыковед Делия Стейнберг Гусман в ХХ веке говорила о том, что: «Платон поведал нам о различных состояниях души, которые вызывает позитивная и негативная музыка в человеке. Позитивная музыка возвышает человека, подготовляя его к великим начинаниям, заставляя его почувствовать себя сильным и уверенным в себе, деятельным, счастливым, умиротворенным. Негативная музыка, напротив, дышит меланхолией, страхом и неуверенностью, боязнью неудачи, пассивностью. И парадоксально, что сегодня, когда у нас есть так много мест, где надобно предаваться музыке, мы все больше видим оскверненных храмов, где господствует ее черная противоположность.
Читайте также:
- Почему в селекции растений и животных применяют разные методы кратко
- Личность как субъект общественной жизни кратко
- Эссе на тему оценка деятельности ришелье кратко
- Что представляют собой белки ферменты приведите примеры таких белков кратко
- Какие основные ароморфозы можно выделить в эволюции одноклеточных организмов кратко