Кто может стать лидером группы общество 6 класс кратко

Обновлено: 02.07.2024

Человек, в зависимости от своего темперамента, характера и отношения к людям играет определенную роль в обществе.

Лидер - это очень сложный и важный элемент общества. В каждом коллективе есть лидер. В классе, на работе, в спортивном кружке и даже в кругу друзей есть особенный человек. Этот человек негласно выбирается всеми или большинством членов коллектива. Человек лидер выделяется среди других. Он ведет за собой остальных. Имеет твердый авторитет и уважение, которые он заслужил своими делами и поступками. Зачастую, это уверенный и спокойный человек, уважающий других и умеющий слушать. Лидер общителен и может найти общий язык с любым человеком. С таким приятно общаться и комфортно иметь общие дела.

Я считаю, что быть лидером может быть не каждый. Это непросто и не каждому дано. Лидер - это тот, кого считают и признают остальные, а не тот, который сам себя возвел на данную ступень!


На уроке учащиеся смогут узнать о том, кто же такой лидер, какими качествами он должен обладать и какие существуют формы лидерства.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Лидеры"

Внимательно посмотрите на портреты исторических деятелей. Как вы думаете, что же может объединять между собой первого русского императора Петра Первого, британского государственного и политического деятеля Уинстона Черчилля и американского христианского проповедника Мартина Лютера Кинга?


На первый взгляд между ними нет ничего общего, ведь родились и выросли они в разное время и в разных странах. Но всех их можно назвать одним словом – лидер, которое можно перевести с английского языка, как ведущий, первый, идущий впереди, руководитель или вожак.

«Если ты всегда впереди

В массе жизни, гуще событий,

И других готов за собой вести,

И действительно, Пётр Первый со своими соратниками, для которых он был непререкаемым авторитетом во всём, поверившие будущему императору и пошедшие за ним и его идеалами, сумели убедить население огромной страны, что они являются европейцами, и коренным образом поменять многовековой уклад жизни русского человека.

Премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль, возглавивший страну в тяжелейший период Второй мировой войны, сумел убедить англичан, что только он сможет привести Британию к победе в войне.

Проповедник Мартин Лютер Кинг, стоявший во главе массового общественного движения за гражданские права чернокожих в США, стал иконой для многих афроамериканцев, борющихся за свои права.

Итак, кто же такой лидер?

Лидер – это человек в группе, который пользуется большим авторитетом и способен воздействовать на других в целях интеграции совместной деятельности, направленной на удовольствие интересов данного общества.

Но можно дать более короткое определение:

Лидер – это самый авторитетный член группы.

Какими же бывают лидеры?

Американский профессор Маргарет Херманн считает, что существует четыре типа лидеров.

Также учёные выделяют следующие стили лидерства.

Автократический стиль, при котором все решения принимает лидер единолично, а от других участников группы требуется не инициатива, а только беспрекословное исполнение решения лидера.

Демократический стиль, в этом случае в принятии решений участвует вся группа.

Либеральный стиль, здесь лидер добровольно может передать часть своих полномочий другим участникам группы.

Нарциссический стиль. Как правило, нарциссами принято называть самовлюблённых людей. Этот термин происходит из греческого мифа о Нарциссе, прекрасном молодом человеке, который отверг любовь нимфы Эхо. В наказание за это он был обречён влюбиться в собственное отражение в воде озера и умереть от этой любви.

При таком стиле руководства лидер ставит на первое место свои личные интересы, а не интересы участников группы.

Токсический стиль,

Токсинами принято называть различные яды.

При использовании токсического стиля лидер как бы отравляет группу с той целью, чтобы управляемая им группа оказалась в худшем положении, чем до его лидерства.

· Ориентированность на результат –данный стиль характеризуется следованием определённому набору шагов, которые должны привести к заданной цели в кратчайший срок.

· Ориентированность на отношения, является противоположностью ориентированности на результат. В этом случае вместо выполнения задачи лидер стремится к улучшению взаимоотношений внутри управляемой им группы в ущерб остальным целям.

Учёные считают, что для разных ситуаций подходящими являются разные стили лидерства, например, в чрезвычайных условиях наиболее эффективен авторитарный стиль лидерства, а в группе людей близкого уровня знаний и высокой сплочённости более подходящим является демократический стиль.

Но какими же качествами должен обладать человек, который претендует на роль лидера?

Например, американский социолог Эмори Стивен Богардус к качествам, которыми должен обладать лидер относил чувство юмора, такт, умение предвидеть, способность привлекать к себе внимание, умение нравиться людям, готовность брать на себя ответственность и так далее.

Соотечественник Богардуса, психолог Ральф Стогдилл, в середине двадцатого века называл уже сто двадцать четыре лидерские черты.

Современные учёные довольно подробно изучили эту тему и пришли к мнению о том, что всем лидерам присущи следующие основные качества:


Самоуверенность. У лидера совершенно нет причин не верить в свои силы. Его уверенность заразительна, соответственно, будучи уверенным в себе, он внушает это чувство и другим участникам группы даже в том случае, если уверенность в правильности своих действий или поступков необоснованна.

Энергия и упорство. Лидер никогда не опускает руки при первой же неудаче. Он умеет анализировать ошибки, делать соответствующие выводы и несмотря ни на какие преграды опять идти вперёд к поставленной перед собой цели. Энергия и упорство вместе с самоуверенностью, как правило, дают потрясающие результаты.

Обаяние и харизма. Согласитесь, что для того, чтобы стать лидером группы, человек должен сперва зацепить окружающих, понравиться им. К обаятельным и харизматичным людям тянет. Мы слушаем, что они говорят, верим им, хотим идти за ними, и всё по каким-то неведомым нам причинам, не отдавая себе отчёт в том, почему мы это делаем.

Такое лидерское качество свойственно политикам. По мнению политологов, большинство избирателей голосуют не за политические программы, а за конкретного человека, который им понравился, сумел запомниться, привлёк их внимание своими словами, действиями и поступками и в конечном счёте убедил их в своей правоте.

Умение убеждать. Согласитесь, что уметь грамотно и понятно для окружающих изложить свои мысли – это непростая задача, а умение вложить в чужие головы свои мысли так, чтобы люди приняли их за свои, – это уже целое искусство. Безусловно, обладающего таким даром лидера можно сравнить с кукловодом, который управляя людьми как марионетками, ведёт их в нужном для себя направлении. Причём идущие за ним люди думают, что делают это совершенно добровольно.

Инициативность. По своей натуре каждый лидер – это активный, деятельный, энергичный, целеустремлённый человек, который имеет массу задумок и желает воплотить все их в жизнь. Здоровая напористость, отстаивание своих интересов, умение заметить возможность и вовремя ею воспользоваться – вот что отличает инициативного человека от других.

На энтузиастах и инициативных людях держится мир: благодаря им появляются новые интересные идеи, которые находят своё воплощение в различных сферах жизни.

Ответственность. Это самое главное качество лидера. Ведь если при всех вышеперечисленных качествах будет отсутствовать ответственность за совершённые поступки, то это уже не лидер. Настоящий лидер группы с готовностью ответит за последствия любого своего начинания.

Кстати, вы заметили, что среди названных качеств нет такого, как интеллект или умственные способности?

По мнению учёных, это совершенно необязательное лидерское качество. Лидеру необязательно быть доктором наук. Вполне достаточно быть сообразительнее окружающих.

Ну что, есть ли все эти качества у вас и готовы ли вы их развивать?

Сперва давайте вместе рассмотрим все плюсы и минусы лидерства.


К плюсам можно отнести: признание и уважение других участников группы, определённый социальный статус в обществе, отсюда и более высокая самооценка, внимание к своей личности.

Ну а к минусам можно отнести: неуважение и зависть других людей, более высокий уровень ответственности не только за свои решения, но и за действия других участников группы, критика и оценка своих действий другими, отсюда и страх потери статуса лидера. Не следует забывать о том, что всегда найдутся люди, которые не готовы принять ваше лидерство и возможно потеснят вас на этом посту.

Ну что, Вы уверены в том, что хотите быть лидером?

Лидер рано или поздно появляется в любой группе. Как правило, принято выделять две формы лидерства: формальное и неформальное.


Как правило, формальный лидер всегда назначается. Например, это может быть начальник отдела на предприятии. Но иногда формальный лидер может быть избран, например, таким формальным избранным лидером является президент страны.

Неформальный лидер появляется в группе естественным образом в результате общения и взаимодействия участников группы.

И как вы уже знаете, идеальной ситуацией будет являться та, при которой должности формального и неформального лидера совпадают в одном человеке.

Интересным моментом является и то, что лидерство человека в группе может зависеть от конкретной ситуации. Например, если вы играете в футбол с друзьями во дворе, то лидером команды становится самый лучший игрок. Но вот если вы заблудитесь в лесу, то лидером станет не будущий выдающийся футболист, а тот, кто умеет ориентироваться на местности.

Кстати, а как вы думаете, кто же является неформальным лидером вашего класса? Давайте проведём с вами маленький эксперимент. Пусть каждый из вас напишет имя одного одноклассника, с которым вы бы пошли в поход, или того, кто является для вас примером для подражания. Подсчитав полученные голоса, вы сможете ответить на поставленный в начале эксперимента вопрос.

В конце нашего урока давайте вспомним основные моменты.

Сегодня мы узнали с вами о том, кто же такой лидер, какими качествами он должен обладать, и о том, какие существуют формы лидерства.

ВложениеРазмер
"Кто такой лидер? Качества лидера"_word.doc 65.5 КБ

Предварительный просмотр:

конспект открытого занятия для учащихся 5-6 классов.

Автор: Коршунова Елена Владимировна

учитель МОУ СОШ №17, г. Саров, Нижегородская область.

Цель : Дать основные понятия лидерства и выявить лидеров занятия

  1. Приобретение ребятами новых знаний в области теории лидерства;
  2. Формирование мотивации детей к проявлению лидерских качеств;
  3. Способствовать освоению ребятами новой социальной роли в обществе.
  1. Создание условий для развития качеств лидера;
  1. Развитие творческих способностей, познавательных умений и освоение приёмов самостоятельной и коллективной работы;
  2. Предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявлять и поддерживать индивидуальность.
  1. Привитие навыков общения и коммуникации;
  2. Формирование положительного отношения к социально – значимым и общечеловеческим ценностям.

Рассчитайтесь, пожалуйста, на 1,2,3. Согласно своим номерам займите места в микро-коллективах.

У вас на столах приготовлены карточки: ГОТОВЫ (зелёный) и НЕ ГОТОВЫ (красные), после того как закончится обсуждение, вы поднимаете карточки. Хочу напомнить, о традиционных законах:

Закон поднятой руки – прошу тишины.

Закон скрещенных рук – не повторяться!

Закон такта – один говорит, а остальные слушают.

Закон точности – всё делаем во время.

Закон солнышка – каждый имеет право высказать своё мнение по кругу.

Для того чтобы нам успешно провести работу нам надо определить:

Хранителя времени (следит за временем),

Хранитель закона солнышка (каждый должен высказать своё мнение).

У нас будет работать пресс – центр (представить). Эти ребята будут собирать все идеи.

(Пресс – центр фиксирует очерёдность рук. Выслушиваю детей)

Определение Алексея Волохова (зам.председателя СПО ФДО, кандидат педагогических наук):

Лидер – это человек с активной жизненной позицией, а что должен уметь такой человек?

Перед вами звезда лидера, которую нам предстоит сегодня зажечь. Напишите на лучах звезды - что на ваш взгляд должен уметь лидер. Время работы – 1 минута.

(Дети на лучах звезды пишут умения и сдают в пресс - центр.)

Лидер - это человек, который многое должен уметь и знать. А какими качествами такой человек должен обладать?

1 - минута на шум, чтобы вы подумали и записали на листах, а потом озвучили качества лидера. (На доске нарисованы 3 ромашки, на лепестках которой будут записываться качества, от каждого микро-коллектива будет приглашаться ребёнок, который будет писать на доске) .

В книгах А.Н. Лутошкина и Л.И. Уманского приводятся общие качества лидера (ими обладают не только лидеры, но и те, кто может стать лидером):

  1. активность – умение действовать энергично, напористо.
  1. инициативность – творческое проявление активности.
  1. общительность – открытость для других, готовность общаться, потребность иметь контакты с людьми.
  1. сообразительность – способность доходить до сути явления, видеть их причины и следствия, определять главное.
  1. настойчивость – проявление силы воли, упорства, умение доводить дело до конца.
  1. самообладание – способность контролировать свои чувства, своё поведение в сложных ситуациях.
  1. работоспособность – выносливость, способность вести напряжённую работу.
  1. наблюдательность – умение видеть, отмечать детали.
  1. самостоятельность – независимость в суждениях, умение брать ответственность на себя.
  1. организованность – способность планировать свою деятельность, проявлять последовательность, собранность.

Посмотрите внимательно на наши ромашки и определите, 1 качество, которое есть у каждого представителя в вашем микро-коллективе.

Сейчас я попрошу делегировать ко мне по 1 представителю от каждого группы, которому вы доверяете, для выполнения задания.

Задание: В течении 2 минут вы должны расставить участников своей команды по выбранному вами качеству в прядке возрастания.

Например: ваше качество настойчивость. 1 - настойчивый, 2 – более настойчивый и т.д. по возрастающей.

После того как представители групп расставили всех согласно заданию, ведущий задаёт вопрос:

Ведущий должен внимательно наблюдать за реакцией всех участников и вербальной и не вербальной. После ранжирования – обсудить, как себя чувствует каждый участник, как себя чувствовал ответственный за задание ученик.

Ребята давайте поаплодируем друг другу, т.к. мы удачно справились с заданием.

Правила ток – шоу:

Тогда начинаем съёмку, камера мотор! Верно ли утверждение?

  1. Любой человек может считаться лидером.
  2. Лучшего лидера всегда отличает доброжелательность, умение вступать с ребятами в широкое общение…
  3. Могут ли ребята верить лидеру, если он ежеминутно призывает их к большой активности, а на деле подавляет всякое проявление хорошей инициативы, если она исходит не от него лично?

(передвигаясь из сектора в сектор, согласно своему мнению, ребята отвечают на вопросы, почему перешли именно в этот сектор)

Камеры стоп! Снято! Прошу вас занимайте места в микро-коллективах.

Сегодня я научу вас мастерить парусник лидера.

(изготовление парусника из листа бумаги)

Ребята, обратите внимание на наши ромашки. Поднимите руки те, кто из вас уже обладает какими – нибудь качествами из выше перечисленных. А есть ли среди вас ребята, которые хотели бы приобрести новые для себя качества из этого перечня?

  1. на бортах парусника – напишите эти качества, которыми бы вы хотели обладать.

Представим, что все вы лидеры, а в каких делах вы хотели бы проявить себя, прежде всего? (Дети отвечают)

  1. на 2 парусе – напишите дело, которое смогли бы организовать, как будто вы уже обладаете данными качествами.

Теперь у каждого из вас в руках парусник и широкие горизонты возможностей, для того чтобы стать лидером.

Сегодня вы были активными участниками занятия: высказывали своё мнение, работали в группах, мастерили парусники и оформляли их, зажигали звёзды, играли, мечтали. Вы сегодня молодцы. Друзья, посмотрите внимательно друг на друга, ведь в ходе нашей работы среди вас уже наметились ребята, которых наверняка можно назвать лидерами, они показали себя более активными, инициативными, общительными.

Я даю вам 1 минуту на шум, чтобы определиться, кто в вашем микро-коллективе сегодня в ходе нашей работы проявил себя лидером.

Выходят представители от каждого микро-коллектива и представители пресс-центра со звёздами лидера.

Если ты всегда впереди

В массе жизни, гуще событий,

И других готов за собой вести,

Значит, ты по натуре. Лидер!

Мы вручаем вам сегодня звёзды лидеров, так пусть, друзья, наши звёздочки освещают путь только к добрым и полезным делам, на радость людям.

Всем участникам нашего занятия мы вручаем буклеты, в которых вы найдёте информацию о лидерах и технологию проведения новых игры.

На этом наша работа подошла к концу, и по традиции, я предлагаю вам цветопись настроения:

  1. Если в ходе нашей работы вы не почерпнули ничего нового и полезного для себя и настроение у вас плохое – то хлопните в ладоши 1 раз.
  2. Если в ходе нашей работы вы узнали что–то новое и вам понравилось, то похлопайте 3 раза.

Всем большое спасибо! До новых встреч!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


конспект открытого занятия по развитию речи вне класса по теме "Я и мои права"

на занятии идет закрепление знаний учащихся об ООН и принятых ею документах, о Конвенции прав ребенка, о единстве прав и обязанностей в обществе. Занятие проводится в форме игры КВН.


План-конспект внеклассного занятия для учащихся 3-4 класса "Формирование ответственности за своё здоровье".

Организация условий для осознания личной ответственности каждого учащегося за своё здоровье.


В процессе этого логопедического занятия происходит формирование и закрепление интереса к обучению средствами творческого конкурса-игры, совершенствование фонематических представлений, анализа и синте.


Конспект открытого занятия в старшей группе интерната Тема: Что такое героизм? Как стать героем в наши дни


Занятие для учащихся 5-6 классов "Что такое право"

Реалии жизни в современной России, диктуют нам свои требования к воспитанию полноценной, всесторонне развитой личности. Правовая культура личности – это одна из важнейших составляющих в пр.

Цель: повышение адаптивных возможностей и развитие навыков уверенного поведения при переходе в среднее звено.


Профориентационная работа с учащимися может проводиться в форме:- бесед о профессиях учителя физической культуры, тренера и др;- консультаций;- игровых занятий;- экскурсий в спорткомплекс, на стадион .

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: формирование в учащихся осознания роли лидера в современном обществе. Задачи: 1) определение понятия "лидерства"; 2) выявление основных качеств лидера; 3) выяснение функций лидера в обществе.

План-конспект

урока обществознания в 6 классе

на тему:

Цель: формирование в учащихся осознания роли лидера в современном обществе.
Задачи: 1) определение понятия "лидерства";
2) выявление основных качеств лидера;
3) выяснение функций лидера в обществе.
Организационный момент.

1. Погружение в тему. Эмоционально-интеллектуальная разминка.
- Я приглашаю вас на экскурсию в картинную галерею. Мы посетим лишь один зал и посмотрим на размещенные там портреты. А после просмотра вы попробуете ответить мне, как называется этот зал.

- Просмотр видеоряда (Александр Невский, А.В.Суворов, Наполеон Бонапарт, М.И.Кутузов, Д.А.Медведев, В.В.Путин, К.Н.Илюмжинов).

- Кого из этих людей вы знаете? Что, по-вашему, объединяет героев нашей портретной галереи?

Вывод: это известные люди, способные влиять на мнение и взгляды других. Лидеры.
- Кого же мы называем лидером? (Лидер - это человек, который ведет за собой группу людей во времени и пространстве.) Именно о лидерстве мы будем говорить сегодня на уроке.

2. Постановка учебной цели.

- Цель нашего урока - определить роль лидера в современном обществе, а для этого нам необходимо выяснить, какие же качества создают из обычного человека лидера, за которым готовы пойти многие люди.

3. Контрольно-подготовительный этап урока.

- Согласен, но эти качества можно в себе развить.

Утверждения для диалога:

1) Лидером быть хорошо, потому что тебя все будут слушать и делать то, что ты хочешь.

2) Лидер - человек не такой как все, он умнее, лучше, интереснее, чем остальные.

Вывод: лидер - это обычный человек, но обладающий набором определенных качеств.

- Для того чтобы определить, какими же качествами должен обладать настоящий лидер, я предлагаю вам понаблюдать за поведением таких людей. А для этого мы отправимся в кино.

Вывод: лидер должен уметь жить по правилам, четко представлять свою цель, быть убедительным, нравится окружающим.

А сейчас я предлагаю вам вернуться к началу нашего урока, а именно к одному из портретов. Это Данко, герой рассказа М.Горького.

Группировка идей вокруг ключевого слова.

Лидер - характер (честность, принципиальность, справедливость, умение убедить и увлечь).

Читайте также: