Кто может работать в школьной столовой

Обновлено: 04.07.2024

Образовательное учреждение может обеспечить питание школьников как самостоятельно, так и силами сторонних организаций. При этом нужно учитывать некоторые особенности. Например, следует помнить, что не все продукты разрешено включать в школьное меню. Подробнее об этом, а также о порядке отражения операций по организации питания учеников, - в нашей статье.

Питание организовано собственными силами

Бухгалтер школы должен знать, какие документы оформляются при поступлении и расходовании продуктов питания. А также о том, как отразить данные операции в учете.

ДЛЯ ОТРАЖЕНИЯ СИТУАЦИИ В УЧЕТЕ НЕОБХОДИМЫ ПЕРВИЧНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Аналитический учет продуктов питания ведут в карточках количественно-суммового учета материальных ценностей и в оборотной ведомости по нефинансовым активам. В ней ежемесячно подсчитывают обороты и выводят остатки на конец месяца. Записи в такую ведомость вносят на основании данных накопительных ведомостей по приходу и расходу продуктов питания.

БУХГАЛТЕРСКИЕ ЗАПИСИ

Питание учащихся производится:

- за счет бюджетных средств (бесплатное питание);
- за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (родители детей вносят плату за их питание).

Продукты могут поступать в школу по-разному: доставляться поставщиком, приобретаться через подотчетное лицо и т. д. В зависимости от применяемого образовательным учреждением способа организации питания бухгалтеру следует сделать соответствующие записи.

При поступлении продуктов от поставщика:

Для обеспечения детей здоровым питанием необходимо разработать рацион. Таково требование пункта 6.1 СанПиН 2.4.5.2409-08, утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 23 июля 2008 г. № 45. В приложениях к этому документу приведен рекомендуемый ассортимент продуктов питания обучающихся и перечень тех из них, которые в рацион включать недопустимо. Например, разрешено использование таких продуктов:

- фрукты;
- чай, какао;
- вода питьевая, расфасованная в емкости (бутилированная), негазированная;
- соки плодовые и фруктовые;
- молоко и молочные напитки стерилизованные (2,5 и 3,5% жирности);
- кисломолочные продукты (2,5 и 3,2% жирности);
- творог (массовая доля жира не более 9%);
- хлебобулочные изделия;
- кондитерские изделия сахарные (ирис тиражный, зефир, кондитерские батончики, конфеты, кроме карамели).

А вот жаренными во фритюре пищевыми продуктами, окрошкой и холодными супами кормить школьников нельзя.

Кроме того, запрещены уксус, горчица, острый перец, майонез и маринованные овощи.

Списание продуктов питания оформляют так.

В рамках бюджетной деятельности:

Заметим, что списание себестоимости и поступление выручки от платного питания отражают только по внебюджетной деятельности.

По расчетам бухгалтер внесет такие записи:

Питание организовано силами сторонней компании

В таком случае образовательное учреждение заключает с организацией общественного питания договор. При этом взаимоотношения между ними могут строиться в различных условиях.

Так, если учащиеся сами оплачивают питание, вопросы денежных отношений не прописывают в договоре. В нем могут быть зафиксированы: условия обеспечения ассортимента, качества питания, резервирования посадочных мест в определенное время, запрет на продажу спиртного, табачных изделий и др.

Но есть категории учащихся, которым учебное заведение обязано предоставлять бесплатное питание (например, дети-сироты). Оно также может быть организовано сторонней компанией. Тогда договор между ней и образовательным учреждением заключается в форме государственного (муниципального) контракта. Им и определяется порядок обслуживания учащихся.

Питание может быть организовано по спискам групп или по талонам, выдаваемым детям.

Последний вариант рассмотрим более подробно.

Талоны может выпускать (распечатывать на принтере или заказывать в типографии) организация общественного питания или по согласованию с ней учебное заведение.

В этом документе должны быть указаны:

- период (или дата) действия;
- вид питания (завтрак, обед, ужин), при необходимости включаемые блюда (или комплексы блюд);
- сумма, на которую выдается питание;
- индивидуальный номер талона;
- подпись работника организации общественного питания, ответственного за питание учащихся;
- печать или штамп организации общественного питания.

ОПРИХОДОВАНИЕ ДОКУМЕНТОВ

Школа получает талоны по акту приема-передачи. В нем фиксируют: количество талонов; общую сумму, на которую они передаются; номера документов, их серии, партии.

Приходуют талоны в кассу учебного заведения как денежные документы. Прием оформляют приходными кассовыми ордерами (ф. 0310001).

ПРАВИЛА ВЫДАЧИ ТАЛОНОВ

Выбытие их из кассы подтверждают расходными кассовыми ордерами (ф. 0310002).

При этом талоны выдают, как правило, учащимся, которые имеют право на бесплатное или льготное питание. Иные категории школьников могут приобретать талоны за полную стоимость. Но, если у учебного заведения есть средства от внебюджетной деятельности, может быть принято решение об обеспечении всех детей бесплатным питанием по талонам.

Обычно их выдают на определенный период (неделю, месяц, четверть). Но возможна ситуация, когда учащийся не получил талоны своевременно (например, вследствие болезни). В таком случае нужно руководствоваться изначальными условиями предоставления питания.

Например, ребенок-сирота, имеющий право на бесплатное питание, находится на амбулаторном лечении. Тогда он сохраняет право на использование талонов и может их получить.

Если же ученика положили в больницу, где его кормят бесплатно, он лишается права на льготное питание в учебном заведении в том же периоде.

ЕСЛИ ТАЛОН ИСПОЛЬЗОВАН

Впоследствии такие талоны пригодятся для сверки взаиморасчетов. Ведь они будут подтверждать факт получения детьми питания. Затем талоны списываются с учета и подлежат уничтожению совместной комиссией учебного заведения и организации общественного питания.

ОТРАЖЕНИЕ ОПЕРАЦИЙ В УЧЕТЕ

Бухгалтерские записи будут зависеть от того, какая система расчетов применяется в данном случае.

Если расчеты производятся путем внесения предоплаты:

По приведенным проводкам отметим такие моменты. Во-первых, в рассматриваемом нами случае авансовые платежи разрешены в размере не более 30 процентов от суммы договора (п. 6 постановления Правительства РФ от 24 декабря 2008 г. № 987). Во-вторых, последняя запись не типовая. Поэтому ее применение следует утвердить в учетной политике учреждения.

Если расчеты предполагают последующую оплату:

В школе организованно питание обучающихся. Осуществление этой деятельности требует реализации продукции с очень высоким уровнем качества, потребительских свойств, строгим соблюдением санитарных норм и широким ассортиментом.

В столовой помещения распределены следующим образом:
✪ буфетно-раздаточный зал,
✪ обеденный зал на 40 посадочных места,
✪ моечная кухонной и столовой посуды.

Столовая школы работает в буфетно-раздаточном режиме. Списочная численность работающих 3 человека.

С целью осуществления контроля за организацией питания и качеством готовой продукции создана бракеражная комиссия, которая проводит следующие мероприятия:

✪ ежедневный контроль качества;
✪ регулярный контроль и количественный анализ горячим питанием учащихся;
✪ социологические опросы и анкетирование учащихся и их родителей по степени удовлетворенности организацией питания в школе.

Важную роль в организации контроля за качеством питания школьников играет медицинский работник. Он осуществляет постоянный (ежедневный) контроль за качеством питания, а также поступающего сырья и продуктов, следит за соблюдением санитарных требований к состоянию и содержанию школьной столовой, участвует в проведении витаминизации блюд, входит в состав бракеражной комиссии наряду с заведующей производством (повар-бригадир) столовой, представителем администрации школы, членами родительского и ученического комитетов. Без бракеража не поступает в реализацию ни одна партия приготовленных блюд и изделий. Готовую продукцию проверяют по мере ее изготовления, и результаты проверки записывают в бракеражном журнале.

Ежедневно контролируется медицинским работником школы и соблюдение норм хранения готовой продукции.

Периодический контроль за работой школьной столовой осуществляется представителями органов управления образованием, а также работниками Роспотребнадзора.

II. Охват питанием школьников

В школе ежемесячно анализируется охват питанием учащихся по классам по предоставлению соответствующей отчетности от классных руководителей.

III. Показатели культуры обслуживания

В столовой за каждым классом закреплены столы. Питание школьников организуют в соответствии с графиком, который разработан исходя из режима учебных занятий. Соблюдение посещения столовой контролирует дежурный педагог, дежурный администратор.

Контроль за работой школьной столовой осуществляется медицинским работником, администрацией школы, Попечительским советом.

Прием пищи обучающиеся осуществляют под присмотром классных руководителей.

Характеризуя уровень соблюдения профессиональной этики, необходимо отметить, что по результатам проверок в прошлом учебном году не было отмечено фактов нарушения санитарно-гигиенических требований.

IV. Показатели условий обслуживания

В школе уделено большое внимание укреплению и обновлению материально-технической базы школьной столовой.

В рамках реализации комплекса мер модернизации образования в 2008 году произведен капитальный ремонт буфетно-раздаточного зала, моечной, заменено все технологическое и холодильное оборудование.

Обеденный зал школьной столовой имеет удобную конфигурацию, эстетически оформлен, оборудован мебелью.

Столовая полностью укомплектована необходимой посудой. Ее чистоте уделяется повышенное внимание. Мытье и дезинфекция производятся с соблюдением всех норм санитарно-гигиенического режима, используются средства дезинфекции. В школе работает посудомоечная машина, обеспечивающая мытье и ошпаривание посуды.

В помещении столовой для мытья рук учащимся организовано специальное место.

V. Информированность родителей и учащихся об организации питания

С целью улучшения организации питания учащихся в школе проводятся мероприятия по следующим направлениям:
✪ подготовка и утверждение документов по организации питания;
✪ инструктивные совещания для классных руководителей;
✪ совещания при директоре;
✪ родительские собрания;
✪ сайт школы.

В школе проводятся опросы и анкетирования учащихся и их родителей по степени удовлетворенности организацией питания в школе.


Типовая форма 10-дневного меню для учащихся 1-4 классов, обучающихся в 1-ю смену г.Махачкала.pdf (скачать) (посмотреть)

Типовое 10-дневное меню для учащихся 1-4-х классов, обучающихся во 2-ю смену г.Махачкала.pdf (скачать) (посмотреть)

1.1. Настоящая должностная инструкция кухонного рабочего школьной столовой разработана на основании:

1.3. Кухонный рабочий школьной столовой назначается и освобождается от должности директором школы.

1.4. На должность кухонного рабочего школьной столовой принимаются лица:

1.5. Кухонный рабочий школьной столовой относится к категории рабочих, подчиняется заведующему производством школьной столовой (шеф-повару).

1.6. Кухонный рабочий школьной столовой должен руководствоваться:

1.8. Кухонный рабочий школьной столовой должен знать:

  • правила безопасного использования санитарно-технического оборудования;
  • правила проведения уборки в рабочем помещении, безопасного пользования моющими средствами;
  • общие правила и нормы охраны труда, производственной санитарии и пожарной безопасности;
  • основы гигиены;
  • наименование кухонной посуды, инвентаря, инструментов, их назначение в соответствии с маркировкой;
  • правила и способы закрытия и вскрытия тары, правила перемещения продуктов и готовой продукции;
  • правила включения и выключения технологического оборудования;
  • виды и концентрации используемых моющих и дезинфицирующих средств.

1.9. Во время отсутствия кухонного рабочего школьной столовой его должностные обязанности выполняет помощник повара школьной столовой, несущий полную ответственность за их надлежащее исполнение.

1.10. Кухонный рабочий школьной столовой должен пройти обучение и иметь навыки в оказании первой помощи пострадавшим, обучение для доступа к дезинфицирующим средствам, знать порядок действий при возникновении пожара или иной чрезвычайной ситуации и эвакуации в школе, соблюдать Конвенцию ООН о правах ребенка.

2. Функции

На кухонного рабочего школьной столовой возложены следующие функции:

2.1. Соблюдение санитарно-эпидемиологического режима на пищеблоке школы в соответствии с действующими требованиями СанПиН.

2.2. Содержание в надлежащей чистоте кухонного инвентаря, оборудования и помещения пищеблока школы.

2.3. Проведение первичной обработки овощей.

3. Должностные обязанности

Кухонный рабочий школьной столовой выполняет должностные обязанности:

3.1. Является на работу строго согласно утвержденному графику работы пищеблока школы.

3.2. Находится на рабочем месте в спецодежде, хранит личные вещи и комнатные растения вне производственных помещений пищеблока.

3.3. Отвечает за чистоту и порядок на пищеблоке школьной столовой, в хранилище овощей, содержит в чистоте и порядке кухонный инвентарь и оборудование.

3.4. Перебирает зелень, плоды, удаляет дефектные экземпляры, посторонние примеси.

3.5. Доставляет овощи из овощехранилища, осуществляет первичную обработку овощей, доставляет полуфабрикаты и сырье из кладовой.

3.6. Открывает бочки, ящики, мешки с продуктами, вскрывает жестяные и стеклянные консервные банки, выгружает продукцию из тары.

3.7. Доставляет готовую пищу к раздаче.

3.8. Осуществляет транспортировку продукции, тары, посуды на пищеблоке школы.

3.9. Участвует в сдаче тары.

3.10. Заполняет котлы водой.

3.11. Моет бочки, поддоны и противни, разделочные доски и кухонный инвентарь (ножи, половники, терки, чайники и кастрюли) с применением моющих средств.

3.12. Моет оборудование, инвентарь, ванны и пол в кухне школы.

3.13. Вместе с поварами участвует в генеральной уборке пищеблока школьной столовой с применением моющих и дезинфицирующих средств.

3.14. Содержит в надлежащей чистоте стеллажи, предназначенные для сушки бачков, поддонов, противней, разделочных досок и другого кухонного инвентаря.

3.15. Включает электрические котлы, плиты, шкафы, водонагреватели.

3.16. Собирает и утилизирует производственные отходы в специальные контейнеры, предназначенные для отходов.

3.17. Очищает мусоросборники, промывает их дезинфицирующим раствором, собирает мусор и выносит его в специально отведенное для этого место.

3.18. Чистит и дезинфицирует мойки, раковины и другое санитарно-техническое оборудование пищеблока школы.

3.19. Применяет только моющие и дезинфицирующие средства, разрешенные к использованию в школе. Применяемые дезинфицирующие средства не должны портить оборудование, инвентарь, фиксировать органические загрязнения на обрабатываемых поверхностях.

3.20. В летний период обеспечивает учеников кипяченой питьевой водой.

3.21. Обеспечивает качественное состояние кухонных помещений, оборудования и инвентаря, убирает закрепленные за ним помещения пищеблока школы с использованием разрешенных дезинфицирующих средств (удаляет пыль, моет полы, стены, оконные рамы и стекла, шкафы, стеллажи).

3.22. Использует уборочный инвентарь в соответствии с маркировкой, в зависимости от назначения помещений и видов работ.

3.23. Проверяет (в начале и в конце каждого рабочего дня) исправность оборудования, мебели, замков и других запорных устройств, оконных стекол и водопроводных кранов, раковин и электроприборов (выключателей, розеток, лампочек и т. п.), отопительных приборов в пищеблоке школы.

3.24. Соблюдает правила санитарии и гигиены в убираемых помещениях пищеблока школьной столовой, строго соблюдает правила личной гигиены, следит за своим внешним видом.

3.25. Для предотвращения размножения патогенных микроорганизмов:

  • оставляет в индивидуальном шкафу или специально отведенном месте одежду второго и третьего слоя, обувь, головной убор, а также иные личные вещи и хранит отдельно от рабочей одежды и обуви;
  • снимает в специально отведенном месте рабочую одежду, головной убор при посещении туалета;
  • моет руки с мылом или иным моющим средством для рук после посещения туалета.

3.26. Своевременно информирует непосредственного руководителя обо всех нарушениях и недостатках и принимает необходимые меры по их устранению.

3.27. Строго соблюдает свою должностную инструкцию кухонного рабочего (работника) в школе, правила охраны труда и пожарной безопасности на пищеблоке школьной столовой.

3.28. Проходит ежегодный медицинский осмотр согласно графику, утвержденному в школе.

4. Права

Кухонный рабочий школьной столовой имеет право:

4.1. На получение кухонного инвентаря, моющих, чистящих и дезинфицирующих средств в достаточном количестве, а также средств индивидуальной защиты.

4.2. На получение спецодежды по установленным нормам.

4.3. На обеспечение рабочего места, соответствующего государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором между администрацией и работниками школы.

4.4. Вносить предложения повару, шеф-повару по совершенствованию работы кухонного работника в рамках должностных полномочий и технического обслуживания.

4.5. На оказание содействия повара (шеф-повара) в исполнении своих должностных обязанностей (своевременного обеспечения, ремонта и замены кухонного инвентаря и инструмента и т.п.).

4.6. Знакомиться с проектами решений директора школы, касающихся выполняемых кухонным рабочим обязанностей, с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности.

4.7. Участвовать в работе органов самоуправления школы, в работе общего собрания работников.

4.8. На моральное и материальное поощрение, а также на защиту собственных интересов и интересов сотрудников школы, на ознакомление с жалобами и другими документами, которые содержат оценку работы кухонного рабочего, давать по ним объяснения.

4.9. На защиту профессиональной чести и достоинства, неразглашение дисциплинарного (служебного) расследования, исключая случаи, предусмотренные законом. На защиту своих профессиональных интересов самостоятельно и (или через законного представителя, в том числе адвоката), в случае дисциплинарного или служебного расследования, связанного с несоблюдением норм профессиональной этики.

4.10. Имеет права, предусмотренные Трудовым Кодексом Российской Федерации, Уставом, Коллективным и трудовым договорами, Правилами внутреннего трудового распорядка школы, право на социальные гарантии.

5. Ответственность

5.1. Кухонный рабочий школьной столовой несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, – и уголовную) ответственность за:

  • Невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных указаний непосредственного руководителя.
  • Невыполнение или ненадлежащее выполнение своих трудовых функций и порученных ему задач.
  • Неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.
  • Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученной ему работы.
  • Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности предприятия и его работникам.
  • Не обеспечение соблюдения трудовой дисциплины.

5.2. Несет ответственность за сохранность пищевых продуктов после выдачи их на пищеблок школы, а также за сохранность кухонного инвентаря.

5.3. За неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, Устава, Правил внутреннего трудового распорядка, законных приказов и распоряжений директора школы и шеф-повара школьной столовой (заведующего пищеблоком), в том числе за неиспользование предоставленных ему прав, несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством Российской Федерации. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.

5.4. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических требований к организации жизнедеятельности учащихся в школе привлекается к административной ответственности в порядке и случаях, предусмотренных административным законодательством Российской Федерации.

5.5. За применение, в том числе однократное, методов воспитания связанных с физическим или психическим насилием над личностью ребенка, совершение иного аморального проступка следует освобождение от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.

5.6. За совершенные в процессе выполнения своей трудовой деятельности правонарушения несет ответственность в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

5.7. За причинение материального ущерба – в пределах, установленных действующим трудовым, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

6. Взаимоотношения. Связи по должности

Кухонный работник школьной столовой:

6.1. Работает в режиме нормированного рабочего дня по графику, составленному исходя из 40-часовой рабочей недели и утвержденному директором школы по представлению заведующего производством (шеф-повара) школьной столовой.

6.2. Выполнять поручения заместителя директора школы по административно-хозяйственной части (завхоза) и шеф-повара пищеблока, а также своевременно информирует их о возникших трудностях в работе.

6.3. Сообщает шеф-повару (заведующему производством) о неисправностях оборудования и кухонного инвентаря, сантехники, о поломках дверей и замков, стекол и т.д.

6.4. Знакомится под расписку с локальными актами, информационными и нормативно-правовыми документами.

6.5. Получает от директора школы, заведующего производством (шеф-повара) пищеблока школьной столовой сведения нормативно-правового и организационного характера.

6.6. Информирует шеф-повара (при отсутствии – иное должностное лицо) о факте возникновения групповых инфекционных и неинфекционных заболеваний, аварийных ситуаций в работе систем электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, технологического и холодильного оборудования, которые создают угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний и отравлений.


Чтобы питание детей было налажено на высоком уровне, отличалось разнообразием и сбалансированностью, школьные повара должны иметь соответствующее образование и высокую квалификацию.

Нормативное положение о школьной столовой определяет отношения между родителями или законными представителями детей и общеобразовательным учреждением. В соответствии с ним определяется порядок, по которому организуется питание детей в школьной столовой. Штат школьной столовой определяется уставом школы, и это учитывается при получении лицензии образовательным учреждением. Как будет школьная столовая функционировать и обеспечиваться, решает администрация школы.

Положение о школьной столовой регулируется федеральными законами и другими Указами и распоряжениями Правительства РФ. После Положение утверждается директором школы в соответствии с документами исполнительных органов субъектов РФ. Ученики обеспечиваются горячим питанием на основании договора между школой и родителями. Питание участников образовательного процесса организуется и производится в полном соответствии с правилами противопожарной безопасности, техники безопасности, а также оно должно соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям.


В основные задачи Положения входят два основных пункта: сформировать здоровый образ жизни учащихся и воспитывать их культурное самосознание. Организацию питания следует осуществлять в соответствии с единым цикличным меню, а также следует организовать дополнительное питание по желанию через буфет. Школьные повара должны обеспечивать наличие продукции, приготовленной на месте, горячий чай, кофе. Молочная продукция должна поставляться в буфет два раза в неделю.

Для учета количества учащихся, которые в школе получают питание, необходим зав производством в школьную столовую. Он и классный руководитель ежедневно отчитываются перед бухгалтерией о фактическом количестве детей, получивших питание. Кроме обедов, дети получают завтраки, а те учащиеся, что посещают ГПД, также должны быть обеспечены горячими обедами. Работа столовой при школе обычно начинается в 8 часов утра и продолжается до 16 часов пополудни. Продукция из буфета отпускается только за наличный расчет, как учащимся, так и сотрудникам школы.

Обеды, а также завтраки отпускаются только по заявке, которую классный руководитель подает накануне. Учителя либо классные руководители в обязательном порядке сопровождают детей до столовой в соответствии с поданными заранее списками, а также несут ответственность за них и за питание, которое отпускается по спискам.


Порядок в школьной столовой в течение учебного процесса должны обеспечивать работники столовой, для этого им в помощь выделяются дежурные из класса, который дежурит по школе, они же помогают сотрудникам столовой накрывать разносить напитки в стаканах и хлеб, а также накрывать столы к обеду. Каждый классный руководитель приводит свой класс и отвечает за порядок в столовой и организацию питания своего класса. Стоимость блюд регулируется приказом по УО. Организация питания должна соответствовать требованиям, предъявляемым санитарно-эпидемиологическим расписанием. Если произошло пищевое отравление или выявлен случай острой кишечной инфекции, администрация школы обязана проинформировать местные органы Госсанэпиднадзора.

К сотрудникам столовой предъявляются правила личной гигиены, которые должны соблюдаться неукоснительно. Все лица, работающие в столовой, обязаны быть здоровыми и пройти медицинский осмотр, в первую очередь обязан иметь медицинские документы требуемого образца принятый повар в школьную столовую. Медсестра школы перед каждой сменой обязательно осматривает открытые части тела сотрудников столовой для выявления гнойничковых повреждений кожи.

Управление столовой в школе должно осуществляться по документам, соответствующим законодательству РФ и Уставу школы. Общее руководство столовой возложено на директора школы. Непосредственно школьной столовой руководит зав производством, он же в пределах своих должностных обязанностей несет ответственность перед родителями, учащимися и руководством школы.


В зависимости от количества учащихся рассчитывается количество поваров в школьной столовой. На заведующего производством возлагаются и другие обязанности: он должен подготовить и представить руководству документы о питании учащихся, разработать положения о школьном буфете и школьной столовой, издать приказ о выдаче учащимся молочной продукции, составить график, по которому будут питаться ученики и сотрудники школы. Также он составляет ежедневное меню, прописывает должностные инструкции для своих сотрудников, ведет плановую и учетную документацию, а также технологическую документацию.

Штат школьной столовой комплектуется в соответствии с Уставом школы и регламентируется им же. Трудовые отношения между школой и работниками школьной столовой регулируются в соответствии с ТК РФ. На работников столовой возложена ответственность за своевременное приготовление качественной пищи, они обязаны информировать учеников и учителей о ежедневном рационе, также в их обязанность входит снятие проб для определения качества приготовленной пищи. Все оборудование сотрудники должны правильно хранить и эксплуатировать. Режим работы столовой должен соответствовать потребностям учащихся и сотрудников. Также им необходимо регулярно повышать свою квалификацию и подавать отчеты руководству школы в порядке, установленном Уставом школы.

Финансирование столовой осуществляется из нескольких источников, это плата родителей за завтраки и обеды, деньги идут на закупку продуктов и на приготовление пищи. Также средства поступают за счет реализации продуктов питания через буфет. Выделяются целевые субсидии для малообеспеченных учеников из средств городского или местного бюджета. На всю продукцию, реализуемую через буфет, устанавливается торговая наценка, ее размеры утверждаются законодательством. Плату за горячее питание родители вносят на лицевой школьный счет, основанием служит квитанция. Все отчеты обязательно предоставляются бухгалтерии как отчетность по школе за конкретный период. Бухгалтерия каждый квартал снимает остатки продуктов по столовой и буфету, выражая их по количеству и по денежной сумме.


Контролируют рациональность питания и нормы гигиены сотрудники санэпиднадзора. Органолептические показатели до поступления пищи на столы учащимся контролирует комиссия, ее утверждает директор школы раз в году, в ее составе должно быть как минимум три человека, включая медработника. Контролирует поставку продуктов по контракту комитет образования.

В соответствии с основными принципами питание должно соответствовать энергетической ценности, удовлетворять физиологические потребности в питательных веществах растущий организм ребенка, обеспечивать удобный режим питания. Чтобы достичь поставленных целей, сотрудники столовой готовят завтраки, обеды и полдники. Выпекают изделия из теста, готовят полуфабрикаты, организуют и обслуживают праздники, вечера и другие мероприятия. Они же реализуют через буфет готовую продукцию. Создают и обеспечивают нужное количество посадочных мест в столовой.

Помимо платных обедов и завтраков столовая предоставляет бесплатное питание некоторым учащимся в виде социальной помощи тем детям, средний доход в семье у которых ниже прожиточного минимума по региону. Для социально незащищенных учащихся, посещающих группу продленного дня, предоставляются бесплатно и завтраки, и обеды. Для тех, кто в группу продленного дня не ходит, предоставляют только завтраки.

За деятельность пищеблока и столовой ответственность возложена на директора школы, равно как и за своевременный ремонт помещения. За мебель, ее наличие и состояние, за технологическое оборудование кухни также отвечает директор. А также он несет ответственность за своевременную оплату труда работников.

Для того чтобы горячее питание для школьников постоянно совершенствовалось и содержало все необходимые растущему организму вещества и витамины, необходим зав производством в школьную столовую.


Чтобы питание детей было налажено на высоком уровне, отличалось разнообразием и сбалансированностью, школьные повара должны иметь соответствующее образование и высокую квалификацию.

Нормативное положение о школьной столовой определяет отношения между родителями или законными представителями детей и общеобразовательным учреждением. В соответствии с ним определяется порядок, по которому организуется питание детей в школьной столовой. Штат школьной столовой определяется уставом школы, и это учитывается при получении лицензии образовательным учреждением. Как будет школьная столовая функционировать и обеспечиваться, решает администрация школы.

Положение о школьной столовой регулируется федеральными законами и другими Указами и распоряжениями Правительства РФ. После Положение утверждается директором школы в соответствии с документами исполнительных органов субъектов РФ. Ученики обеспечиваются горячим питанием на основании договора между школой и родителями. Питание участников образовательного процесса организуется и производится в полном соответствии с правилами противопожарной безопасности, техники безопасности, а также оно должно соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям.


В основные задачи Положения входят два основных пункта: сформировать здоровый образ жизни учащихся и воспитывать их культурное самосознание. Организацию питания следует осуществлять в соответствии с единым цикличным меню, а также следует организовать дополнительное питание по желанию через буфет. Школьные повара должны обеспечивать наличие продукции, приготовленной на месте, горячий чай, кофе. Молочная продукция должна поставляться в буфет два раза в неделю.

Для учета количества учащихся, которые в школе получают питание, необходим зав производством в школьную столовую. Он и классный руководитель ежедневно отчитываются перед бухгалтерией о фактическом количестве детей, получивших питание. Кроме обедов, дети получают завтраки, а те учащиеся, что посещают ГПД, также должны быть обеспечены горячими обедами. Работа столовой при школе обычно начинается в 8 часов утра и продолжается до 16 часов пополудни. Продукция из буфета отпускается только за наличный расчет, как учащимся, так и сотрудникам школы.

Обеды, а также завтраки отпускаются только по заявке, которую классный руководитель подает накануне. Учителя либо классные руководители в обязательном порядке сопровождают детей до столовой в соответствии с поданными заранее списками, а также несут ответственность за них и за питание, которое отпускается по спискам.


Порядок в школьной столовой в течение учебного процесса должны обеспечивать работники столовой, для этого им в помощь выделяются дежурные из класса, который дежурит по школе, они же помогают сотрудникам столовой накрывать разносить напитки в стаканах и хлеб, а также накрывать столы к обеду. Каждый классный руководитель приводит свой класс и отвечает за порядок в столовой и организацию питания своего класса. Стоимость блюд регулируется приказом по УО. Организация питания должна соответствовать требованиям, предъявляемым санитарно-эпидемиологическим расписанием. Если произошло пищевое отравление или выявлен случай острой кишечной инфекции, администрация школы обязана проинформировать местные органы Госсанэпиднадзора.

К сотрудникам столовой предъявляются правила личной гигиены, которые должны соблюдаться неукоснительно. Все лица, работающие в столовой, обязаны быть здоровыми и пройти медицинский осмотр, в первую очередь обязан иметь медицинские документы требуемого образца принятый повар в школьную столовую. Медсестра школы перед каждой сменой обязательно осматривает открытые части тела сотрудников столовой для выявления гнойничковых повреждений кожи.

Управление столовой в школе должно осуществляться по документам, соответствующим законодательству РФ и Уставу школы. Общее руководство столовой возложено на директора школы. Непосредственно школьной столовой руководит зав производством, он же в пределах своих должностных обязанностей несет ответственность перед родителями, учащимися и руководством школы.


В зависимости от количества учащихся рассчитывается количество поваров в школьной столовой. На заведующего производством возлагаются и другие обязанности: он должен подготовить и представить руководству документы о питании учащихся, разработать положения о школьном буфете и школьной столовой, издать приказ о выдаче учащимся молочной продукции, составить график, по которому будут питаться ученики и сотрудники школы. Также он составляет ежедневное меню, прописывает должностные инструкции для своих сотрудников, ведет плановую и учетную документацию, а также технологическую документацию.

Штат школьной столовой комплектуется в соответствии с Уставом школы и регламентируется им же. Трудовые отношения между школой и работниками школьной столовой регулируются в соответствии с ТК РФ. На работников столовой возложена ответственность за своевременное приготовление качественной пищи, они обязаны информировать учеников и учителей о ежедневном рационе, также в их обязанность входит снятие проб для определения качества приготовленной пищи. Все оборудование сотрудники должны правильно хранить и эксплуатировать. Режим работы столовой должен соответствовать потребностям учащихся и сотрудников. Также им необходимо регулярно повышать свою квалификацию и подавать отчеты руководству школы в порядке, установленном Уставом школы.

Финансирование столовой осуществляется из нескольких источников, это плата родителей за завтраки и обеды, деньги идут на закупку продуктов и на приготовление пищи. Также средства поступают за счет реализации продуктов питания через буфет. Выделяются целевые субсидии для малообеспеченных учеников из средств городского или местного бюджета. На всю продукцию, реализуемую через буфет, устанавливается торговая наценка, ее размеры утверждаются законодательством. Плату за горячее питание родители вносят на лицевой школьный счет, основанием служит квитанция. Все отчеты обязательно предоставляются бухгалтерии как отчетность по школе за конкретный период. Бухгалтерия каждый квартал снимает остатки продуктов по столовой и буфету, выражая их по количеству и по денежной сумме.


Контролируют рациональность питания и нормы гигиены сотрудники санэпиднадзора. Органолептические показатели до поступления пищи на столы учащимся контролирует комиссия, ее утверждает директор школы раз в году, в ее составе должно быть как минимум три человека, включая медработника. Контролирует поставку продуктов по контракту комитет образования.

В соответствии с основными принципами питание должно соответствовать энергетической ценности, удовлетворять физиологические потребности в питательных веществах растущий организм ребенка, обеспечивать удобный режим питания. Чтобы достичь поставленных целей, сотрудники столовой готовят завтраки, обеды и полдники. Выпекают изделия из теста, готовят полуфабрикаты, организуют и обслуживают праздники, вечера и другие мероприятия. Они же реализуют через буфет готовую продукцию. Создают и обеспечивают нужное количество посадочных мест в столовой.

Помимо платных обедов и завтраков столовая предоставляет бесплатное питание некоторым учащимся в виде социальной помощи тем детям, средний доход в семье у которых ниже прожиточного минимума по региону. Для социально незащищенных учащихся, посещающих группу продленного дня, предоставляются бесплатно и завтраки, и обеды. Для тех, кто в группу продленного дня не ходит, предоставляют только завтраки.

За деятельность пищеблока и столовой ответственность возложена на директора школы, равно как и за своевременный ремонт помещения. За мебель, ее наличие и состояние, за технологическое оборудование кухни также отвечает директор. А также он несет ответственность за своевременную оплату труда работников.

Для того чтобы горячее питание для школьников постоянно совершенствовалось и содержало все необходимые растущему организму вещества и витамины, необходим зав производством в школьную столовую.

Читайте также: