Кто из русских художников и композиторов был близок идеям натуральной школы

Обновлено: 05.07.2024

"Маленькая, но уже могучая кучка музыкантов" - это высказывание Владимира Стасова, музыкального критика и литератора, дало название "Новой русской музыкальной школе". В узком понимании - сплоченному коллективу талантливых музыкантов-единомышленников, а в широком - уникальному явлению в истории русской культуры, эпохе, фундаменту, на котором создалось дальнейшее национальное искусство - музыка, живопись, графика, литература, архитектура, театр, получившее всеобщее мировое признание.

Пять талантливых композиторов, участников кружка "Могучая кучка":

Балакирев Милий Алексеевич (1836-1910) - руководитель кружка, композитор, педагог, пианист, дирижер

Кюи Цезарь Антонович (1835-1918) - композитор, критик, фортификационный инженер

Мусоргский Модест Петрович (1839-1881) - композитор

Римский-Корсаков Николай Андреевич (1844-1908) - композитор, дирижер, педагог, самый молодой участник кружка

Бородин Порфирий Александрович (1833-1887) - композитор, химик

"Могучая кучка", номинально объединяющая пятерых гениальных композиторов, была идейной площадкой для плодотворного сотрудничество лучших представителей творческой элиты Санкт-Петербурга того времени. Встречи Балакиревкого кружка (еще одно название музыкального союза), живые, яркие, вдохновенные, неизменно посещали Тургенев, Писемский, Антокольский, Гартман, многие художники-передвижники - Репин, Васнецов, Маковский, Крамской, Лемох и др.

И.Е.Репиным в разное время были написаны портреты некоторых "кучкистов" и их идейного вдохновителя Владимира Васильевича Стасова .

Участники "Могучей кучки" - музыкальные славянофилы, мечтавшие поднять значимость русской оперной и симфонической музыки до высот классической итальянской. Они считали себя наследниками творчества Глинки , "русскость" которого связывалась с небывалым подъемом патриотизма всех сословий в Российской империи после Отечественной войны 1812 года.

В свои оперы, симфонические и камерные произведения композиторы "Могучей кучки" обязательно включали аранжировки фольклорных мелодий и русских церковных распевов. Члены содружества считали музыкальную самобытность непререкаемой ценностью, часто спорили на эту тему с П.И.Чайковским, обвиняя его в космополитизме.

Ярким национальным колоритом окрашены оперы Римского-Корсакова "Снегурочка" и "Царская невеста ", "Князь Игорь" Бородина, "Хованщина" и "Борис Годунов" Мусоргского.

К концу 70-х годов деятельность "Могучей кучки", как творческого содружества, сошла на нет, а наследником ее идей стал "Беляевский кружок" под руководством Н.А.Римского-Корсакова.

Чтобы добавить хороший ответ необходимо:

  • Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете правильный ответ;
  • Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не побуждал на дополнительные вопросы к нему;
  • Писать без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.

Этого делать не стоит:

Есть сомнения?

Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует? Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие вопросы в разделе Другие предметы.

Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи - смело задавайте вопросы!

В данном разделе публикуются вопросы и ответы на них к непопулярным предметам.

Эпоха 60-х годов XIX века.

Расцвет наступает и в русской литературе и искусстве. Эта эпоха дала человечеству непревзойденного певца крестьянской жизни Н.А.Некрасова; тонкого мастера слова, создавшего поэтические картины русской природы, замечательные образы русских людей, Тургенева; глубокого психолога, стремившегося познать самое сокровенное в человеческой душе, Достоевского; могучего писателя мыслителя Л.Н.Толстого.

Появление Могучей кучки

История создания Балакиревского кружка такова: в 1855 году в Петербург из Казани приехал М.А.Балакирев. Восемнадцатилетний юноша был чрезвычайно одарён в музыкальном отношении. В начале 1856 года он с большим успехом выступает на концертной эстраде в качестве пианиста и обращает на себя внимание публики. Особенно большое значение для Балакирева приобретает его знакомство с В.В.Стасовым.

Владимир Васильевич Стасов – интереснейшая фигура в истории русского искусства. Критик, ученый искусствовед, историк и археолог, Стасов, выступая как музыкальный критик, был близким другом всех русских композиторов. Он был связан самой тесной дружбой буквально со всеми крупными русскими художниками, выступал в печати с пропагандой их лучших картин и тоже был их лучшим советчиком и помощником.

Сын выдающегося архитектора В.П.Стасова Владимир Васильевич родился в Петербурге, образование получил в училище правоведения. Служба Стасова на протяжении всей его жизни была связана с таким замечательным учреждением как публичная библиотека. Ему довелось лично знать Герцена, Чернышевского, Льва Толстого, Репина, Антокольского, Верещагина, Глинку.

В 1856 году на одном из университетских концертов Балакирев встречается с Цезарем Антоновичем Кюи, который учился в то время в Военно-инженерной академии и специализировался в области сооружения военных укреплений. Кюи очень любил музыку. В ранней молодости он даже занимался с польским композитором Монюшко.

В 1862 году к балакиревскому кружку присоединяются Н.А.Римский-Корсаков и А.П.Бородин. Если Римский-Корсаков был совсем молодым по возрасту членом кружка, взгляды и музыкальный талант которого только начинали определяться, то Бородин к этому времени был уже зрелым человеком, выдающимся учёным-химиком, дружески связанным с такими гигантами русской науки, как Менделеев, Сеченов, Ковалевский, Боткин.

В музыке Бородин был самоучкой. Своей сравнительно большой осведомлённостью в теории музыки он был обязан, главным образом, серьёзному знакомству с литературой камерной музыки. Ещё в годы студенчества в Медико-хирургической Академии Бородин, играя на виолончели, часто участвовал в ансамблях любителей музыки. По его свидетельству, он переиграл всю литературу смычковых квартетов, квинтетов, а также дуэтов и трио. До встречи с Балакиревым Бородин сам написал несколько камерных сочинений. Балакирев быстро оценил не только яркое музыкальное дарование Бородина, но его разностороннюю эрудицию.

Таким образом, к началу 1863 года можно говорить о сформировавшемся балакиревсом кружке.

Помимо Балакирева, огромную роль в руководстве композиторской молодёжью принадлежала и В.В.Стасову. Участие Стасова в деятельности кучки было многообразным. Оно проявлялось прежде всего в содействии общему художественному воспитанию композиторов, во влиянии на идейную направленность их творчества. Нередко Стасов подсказывал сюжеты для произведений и помогал в их разработке и во всестороннем обсуждении уже созданных произведений. Он представлял композиторам разнообразные исторические материалы, находившиеся в его ведении, и не жалел сил для пропаганды их творчества.

Русский народ в творчестве композиторов.

Балакиревский кружок обычно собирался в нескольких знакомых и близких между собою домах: у Л.И.Шестаковой (сестры М.И.Глинки), у Ц.А.Кюи, у Ф.П.Мусоргского (брата композитора), у В.В.Стасова. Собрания балакиревского кружка протекали всегда в очень оживлённой творческой атмосфере.

Члены балакиревского кружка часто встречались с писателями А.В.Григоровичем, А.Ф.Писемским, И.С.Тургеневым, художником И.Е.Репиным, скульптором М.А.Антокольским. Тесные связи были и с Петром Ильичём Чайковским.

Общественность и Могучая кучка.

Постепенно роль руководителя передовых музыкальных сил переходит к Римскому-Корсакову. Он воспитывает молодое подрастающее поколение в консерватории, с 1877 года становится дирижёром Бесплатной музыкальной школы и инспектором музыкальных хоров морского ведомства. С 1883 года он ведёт педагогическую деятельность в Придворной певческой капелле.

В 1887 году умер А.П.Бородин.

Дольше всех прожили Балакирев и Кюи (Балакирев умер в 1910 году, Кюи – в 1918 году). Несмотря на то, что Балакирев вернулся к музыкальной жизни в конце 70-х годов (в начале 70-х годов Балакирев перестал заниматься музыкальной деятельностью), в нём уже не было энергии и обаяния, которые характеризовали его в пору 60-х годов. Творческие силы композитора угасли раньше жизни.

Балакирев продолжал руководить Бесплатной музыкальной школой и Придворной певческой капеллой. Заведенные им и Римским-Корсаковым учебные порядки в капелле привели к тому, что многие из ее воспитанников вышли на настоящую дорогу, став незаурядными музыкантами.

Музыка, созданная этим маленьким, но могучим по своим силам коллективом, является высоким примером служения своим искусством народу, пример подлинной творческой дружбы, пример героического художественного труда.

Цель настоящего исследования – выявление общих тенденций в деятельности, историческом значении, содержании произведений композиторов Могучей кучки и художников-передвижников. Актуальность работы определяется необходимостью исследований, находящихся на стыке живописи и музыки, выявлению связей между ними.

И.Репин. Портрет Мусоргского

Передвижники успешно работали в области портретного жанра, они создали серию блистательных образов — людей своей эпохи. И.Н. Крамской нарисовал портрет М. Е. Салтыкова-Щедрина(1876), И. Е.Репин — композитора А.Г.Рубинштейна (1887), П. М. Третьякова (1883). Вершиной мастерства И.Е.Репина является портрет М. П. Мусоргского (1881).

Творческое содружество и его состав

Выдающийся пианист Милий Балакирев

Талант Балакирева выходил за пределы виртуоза-исполнителя. Свое предназначение он видел в служении искусству, как просветитель в формировании русских национальных особенностей музыкальной культуры. Революционный настрой русской интеллигенции того времени сказывался на творчестве передовых музыкантов. Балакирев c единомышленниками пытались реализовать народную тему в своих произведениях на основе русского фольклора и церковного пения. Балакиревский кружок объединил уже состоявшихся музыкантов в поисках национальной самобытности, какой бы сложной она ни была в понимании.

Знакомство с Ц. А. Кюи на одном из вечеров камерной музыки переросло в дружбу, основанную на общности взглядов на музыкальное творчество. Свои первые композиторские шаги Кюи сделал под руководством Балакирева.

Композитор Кюи

Композитор Римский-Корсаков

В 1881 году умер Мусоргский, а в 1887 — Бородин. Кюи преподавал в Военно-инженерной академии. Балакирев, после длительного перерыва, вернулся в творческую деятельность, но исчезли былой запал и желание к активным контактам.

Читайте также: