Кто из представителей исторической школы отвергал математические исследования в экономике

Обновлено: 05.07.2024

1. Вклад исторической школы в развитие экономической теории

Для представителей как классического, так и неоклассического (основоположником которого считают А. Маршалла) направлений экономической науки была характерна идея о господстве универсальных экономических законов, действующих независимо от воли и сознания людей. Отсюда вытекала и их уверенность в универсальности моделей экономического поведения и нежелательности государственного вмешательства в экономику. Противниками данного подхода выступили представители немецкой исторической школы, которую условно можно разделить на "старую" и "молодую". Они рассматривали политическую экономию не как науку об общих законах развития, а как науку о национальном хозяйстве, считая, что теория классической школы космополитична и абстрактна. Идеологом "старой" исторической школы, которая сформировалась в 40-х годах девятнадцатого века является Ф.Лист (1789-1846). В своем основном сочинении "Национальная система политической экономии" (1841) Лист утверждает, что экономика отдельных стран развивается по собственным законам и поэтому для каждой страны характерна своя "национальная политическая экономия", задача которой заключается в определении наиболее благоприятных условий для развития производительных сил нации. Taким образом, Лист фактически зачеркивал политическую экономию, подменяя ее экономической политикой. По существу он делает шаг назад по сравнению с классической политической экономией, определяя предмет политической экономии в духе меркантилистов, которые как раз и рассматривали политическую экономию как науку о процветании национального хозяйства. Но не только в этом проявляется сходство взглядов Ф Листа и меркантилистов.



. 131415161718192021222324252627.
19 |Экономические взгляды А.Маршалла. История экономической мысли финансовый анализ на базе Excel мировая экономика финансовый анализ предприятия. Прибавочной стоимости бухгалтерский учет, как основа. 21 |Институционализм. Экономические взгляды Т.Веблена. История мысли экономической бюджетирование в системе управления затратами. Финансовый анализ на базе Excel финансовый анализ предприятия. Мировая.
Разделы библиотеки
Книги по микроэкономике

Книги по бюджетированию (34)

Финансовый анализ (8)

Книги по финансовому менеджменту (52)

Книги по управлению предприятием (63)

Книги по управлению персоналом (41)
Книги по экономике

Книги по экономической теории (26)

Книги по финансовому менеджменту (10)

ИТ и коммерция (6)

Книги по менеджменту (66)

Банк, страхование (2)

Книги по рынку Форекс (20)

Книги по финансам и кредиту (10)

Книги по бухгалтерскому учету и аудиту (6)

Книги по истории экономики (3)

Книги по маркетингу, рекламе и PR (7)

Экономика России (8)

Новая эпоха - старые тревоги: Экономическая политика

Новая эпоха - старые тревоги: Экономическая политика Книга "Новая эпоха - старые тревоги: Экономическая политика" объединяет известные доклады Евгения Ясина, подготовленные им в начале 2000-х годов и посвященные стратегии реформирования российской экономики и тем разнообразным факторам - от системы налогообложения до системы ценностей населения, - которые влияют на ее развитие. Доклады дополняют и продолжают друг друга и в совокупности представляют собой не только взвешенный анализ узловых проблем современной российской экономики, но и продуманную либеральную программу тех мер, принятие которых могло бы позволить России добиться быстрого и качественного экономического роста.

Экономика и институциональная теория

Экономика и институциональная теория Сборник подготовлен в память о нашем коллеге, безвременно погибшем докторе экономических наук, профессоре Андрее Николаевиче Нестеренко. В книге представлены его работы последних лет, опубликованные на страницах журнала `Вопросы экономики`, главы из монографии `Россия-2015: оптимистический сценарий`, главы из учебника `Экономика`, а также неоконченная рукопись монографии `Проблемы российской экономики: институциональный подход`.

Информационная теория экономики. Макромодель

Информационная теория экономики. Макромодель Книга представляет собой макроанализ экономики как системы управления с использованием динамических системных моделей на основе новой, разработанной автором концепции теории информации. Такой анализ позволил по-новому сформулировать содержание основных экономических категорий - труда, стоимости, цены, заработной платы, прибыли и денег. Рассмотрение экономики как системы управления в динамическом режиме ее функционирования позволило избежать многих ошибок, допущенных ранее в экономических теориях из-за статического подхода к сложным экономическим процессам. Книга предназначена для всех желающих получить глубокие знания о ключевых проблемах экономической теории и практики.

История мировой экономики

История мировой экономики История мировой экономики - это история человечества. Она аккумулирует хозяйственный опыт общества, воспитывает историзм, масштабность и реализм мышления, поскольку дает возможность познать и сопоставить развитие экономики разных стран в различные эпохи. Изучение истории мировой экономики показывает, как менялись от первобытности до настоящего времени производительные силы и отраслевая структура экономики, производственные отношения и формы организации производства, хозяйственный механизм управления и экономическая политика государства, а также социальная структура общества. Хронологический и страновой подходы к изложению материала позволили представить ведущие страны Древности, Средневековья, Нового и Новейшего времени и отразить основные особенности и тенденции в их экономическом развитии с выявлением факторов, обусловивших это развитие. Для студентов и преподавателей высших учебных заведений, а также широкого круга читателей.

Теневая экономика в системе рыночного хозяйства

Теневая экономика в системе рыночного хозяйства В книге теневая экономика рассматривается как самостоятельная экономическая категория и объективная подсистема рыночного хозяйства. Особое внимание уделяется сравнительному анализу теневого сектора мировой экономики и характерных черт теневой экономики в России, необходимости существенной корректировки государственной политики, направленной на минимизацию масштабов теневой экономики. Учебник предназначен студентам и аспирантам экономических вузов, слушателям, обучающимся по программе МВА, а также преподавателям экономической теории и профессиональным менеджерам.

Наивная экономика, или Экономика без политики, философии и психологии

Наивная экономика, или Экономика без политики, философии и психологии Рассматривается общая концепция функционирования экономики на основе математического анализа поведения отдельных участников экономического процесса в соответствии с преследуемыми ими целями и особенностями их взаимодействия. Первая часть книги посвящена содержательному анализу экономических процессов и не предполагает специальной математической подготовки читателя, вторая - его математическому обоснованию. Для специалистов в области общей экономики и теории управления, студентов вузов соответствующих специальностей, а также всех интересующихся нетрадиционными подходами к основам экономической теории.

Модернизация российской экономики и государственное управление

Модернизация российской экономики и государственное управление В монографии излагаются принципиальные ориентиры модернизации российской экономики и государственного регулирования этим процессом. Развиты методологические основы индикативного анализа и прогнозирования в условиях крупных структурных сдвигов в производстве и распределении экономических благ. Раскрыта роль государственной структурной политики при переходе от имитационного к инновационному технологическому развитию. Обосновывается повышенное значение такой политики в связи с необходимостью геостратегического позицирования России в мировой экономике. Обоснован выбор ориентиров институциональных преобразований в нашей стране в условиях существования разных моделей рыночной экономики. Представлены пути укрепления корпоративного сектора российской экономики. Монография может представлять интерес для специалистов в сферах государственного регулирования экономики и инновационной конкуренции, преподавателей соответствующих экономических дисциплин, студентов старших курсов и аспирантов.

Экономическая теория. Курс лекций

Экономическая теория. Курс лекций Рассмотрены основные проблемы организации экономики, основы макроэкономики: спрос и предложение, национальный продукт, потребление и инвестиции, цены и деньги, банковская система. Раздел микроэкономики содержит вопросы теории спроса и полезности, производства и предельного продукта; ценообразования, заработной платы, организации бизнеса и конкуренции. Даны основные сведения по интерэкономике: закономерности экономического роста развитых и развивающихся стран, особенности международной торговли. Для студентов высших учебных заведений, аспирантов, учащихся средних специальных заведений, специалистов промышленности и широкого круга читателей.

Введение в политическую экономию

Введение в политическую экономию Вниманию читателей предлагается книга выдающегося деятеля международного социал-демократического движения Розы Люксембург - классическая работа, занявшая заслуженное место в мировой учебной и научной литературе по политической экономии. Автор приводит и анализирует разные определения политической экономии; используя богатый статистический материал, описывает капитализм как мировую систему хозяйства и сравнивает его с предшествующими хозяйственными формами; разрабатывает теорию воспроизводства и накопления; исследует тенденции развития капитализма. Для экономистов, политологов, обществоведов, историков, а также широкого круга читателей, интересующихся политической экономией.

Управление инновациями 2009. Материалы международной научно-практической конференции 30 ноября - 2 декабря 2009 г

Управление инновациями 2009. Материалы международной научно-практической конференции 30 ноября - 2 декабря 2009 г Сборник материалов международной конференции "Управление инновациями - 2009" посвящен проблемам осуществления инновационных процессов на уровне предприятия (фирмы), региона и национальной экономики. Обсуждаются вопросы развития современных национальных и региональных инновационных систем, инновационного менеджмента, инновационного развития отраслевых рынков, воспроизводства человеческого капитала. Особое внимание уделяется управлению инновациями в современной российской экономике и перспективам инновационного пути развития России. Для ученых-исследователей, преподавателей и специалистов-практиков в области экономики информационного производства, экономической политики, менеджмента, региональной экономики и экономики отраслевых рынков.

1. Вклад исторической школы в развитие экономической теории.

Классическая политэкономия считала, что экономические законы носят универсальный характер, действуют независимо от воли и сознания. Отсюда они сделали вывод об универсальности экономического поведения и нежелательности государственного вмешательства в экономику. Противниками этого подхода являются представители немецкой исторической школы. Они считали, что политэкономия является наукой не об общих законах развития, а считали как науку о национальном хозяйстве, что теория классической школы космополитична и абстрактна. Немецкая историческая школа подразделяется на “старую” школу (Ф. Лист (1789-1846 гг.) и “новую” школу (Л. Брентано (1844-1932 гг.) . Также представителями немецкой исторической школы являются В. Рошер (1817-1894 гг.), К. Книс (1821-1898 гг.).

В работе “Национальная система политэкономии” (1841 г.) Лист утверждает, что экономика отдельных стран развивается по собственным законам и поэтому для каждой страны характерна своя национальная экономия, задача которой заключается в определении наиболее благоприятных условий для развития производительных сил нации. Таким образом, Лист фактически зачеркивал политэкономию, подменяя ее экономической политикой. По существу он делает шаг назад по сравнению с классической политэкономией, определяя предмет политэкономии в духе меркантилистов, которые как раз и рассматривали политэкономию как науку о процветании национального хозяйства. Сходство взглядов Листа и меркантилистов в том , что Лист обосновывал необходимость проведения политики протекционизма и подчеркивал определяющую роль государства в развитии экономики, в защите национального рынка.

В. Рошер и К. Книс вслед за Листом отвергали идеи о неизменных , “естественных” законах хозяйства и, по сути, вели к замене экономической теории экономической историей, которая занимается собиранием и описанием экономических фактов.

Представители “молодой” исторической школы не только выступали против научных абстракций, но и против математических исследований в области экономик, считая, что реакция человеческой психики слишком сложная задача для дифференциальных исчислений. Возводя в абсолютный принцип национальные особенности, представители исторической школы считали необходимым включать в экономическую науку историю, этику, право, психологию и даже этнографию.

В своем поведении человек руководствуется не соображениями рациональности, а привычками и традициями.

Историческая школа ничего нового в экономическую теорию не внесла, но много сделала в области конкретных экономических дисциплин. Они были сторонниками жесткой политики протекционизма, что и объединяет их с меркантилистами.

2. Институционализм. Экономические взгляды Т. Веблена.

Институционализм - направление в экономической мысли, исходящее из постулата, что общественные обычаи регулируют хозяйственную экономическую деятельность. Определяющая роль принадлежит групповой психологии, а не индивидам (классическая политэкономия). В этом выражается единство с исторической школой.

Становление институционализма связывают с именем американского экономиста Т. Веблена (1857-1929 гг.). В центре исследований Веблена не “рациональный”, а “живой” человек и попытки определить чем определяются поведение человека. “Экономический человек” - человек с независимыми предпочтениями, стремящийся к максимизации собственной выгоды и знающий в чем эта выгода. Появление термина “экономический человек” связывается с именем А. Смита. Веблен поставил под сомнение два положения классической школы:

n положение о суверенитете потребителя;

n положение о рациональности его поведения.

Он доказал, что в рыночной экономике потребители подвергаются всевозможным видам общественного и психологического давления, вынуждающего их принимать неразумные решения.

Веблен ввел понятие “престижное или показное потребление” (“эффект Веблена”) . Делает вывод, что рыночную экономику характеризует не эффективность и целесообразность, а расточительство, завистливое сравнение, преднамеренное снижение производительности. Движущие мотивы человеческого поведения - не максимизация выгоды, а инстинкт мастерства, праздного любопытства и родительское чувство формирует облик экономики в целом. Веблен требовал применять к экономической теории данные социальной психологии. Он является основателем науки - экономическая социология. Главное противоречие капитализма - противоречие между “бизнесом” и “индустрией”, материальным производством и системой частного предпринимательства, направленной на получение прибыли. Это противоречие обостряется, т.к. финансовая олигархия получает все большую часть доходов за счет операций с фиктивным капиталом, а не за счет роста производства, повышения его эффективности. Развитие индустрии подводит к необходимости преобразований и предсказывает установление в будущем власти технической интеллигенции - “технократия”, основной целью которой является наилучшая работа промышленности, а не прибыль. Производство функционирует для удовлетворения потребностей, эффективного распределения природных ресурсов, справедливого распределения и т.д. Эти идеи Веблена были подхвачены и развиты американским экономистом и социологом Дж. Гэлбрейтом . В работе “Новое индустриальное общество” (1969 г.) Гэлбрейт утверждает, что целью техноструктуры является постоянный экономический рост, который только и обеспечивает рост должностных окладов и стабильность. Однако интересы экономического роста, необходимым условием которого является рост потребления, ведет к дальнейшему давлению на потребителей со стороны производителей. Происходит гипертрофированный рост индивидуальных потребностей, а потребности общественные , к которым Гэлбрейт относил и инвестиции в человеческий капитал путем расширения системы образования, приходят в упадок. Цели техноструктуры приходят в противоречие с интересами общества. Оно заключается не только в нагнетании потребительского психоза, но и в том, что результатом господства техноструктуры является разбазаривание природных ресурсов, инфляция, безработица. Эти отрицательные процессы являются результатом соглашательской политики техноструктуры, которая желает жить в мире со всеми слоями общества. Последствия - роста зарплаты, опережающий рост производительности труда, тем самым открывающий путь к инфляции. Гэлбрейт делает вывод о необходимости социального контроля над экономикой со стороны государства (государственное регулирование общественных потребностей, госпланирования основных народнохозяйственных пропорций и ряд других направлений).

Основной вклад институционализма - постановка под сомнение постулата классической политэкономии о рациональности поведения индивида, автоматического достижения оптимального состояния системы, тождественности частнособственнических интересов общественному благу.

Представители институционализма являются сторонниками междисциплинарного подхода и настаивали на включении в экономический анализ таких дисциплин, как психология, антропология, биология, право и ряд других. Институционализм как модель расплывчат, нет четких посылок, как в классической политэкономии, в конструктивном плане мало что дал, но его критический заряд оказал влияние на взгляды экономистов 20 столетия , в частности такого выдающегося экономиста, как Й. Шумпетер.

Х. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ Й.ШУМПЕТЕРА И ЭВОЛЮЦИЯ ТЕОРИИ ПРИБЫЛИ.

1.Экономические взгляды Й. Шумпетера.

Й. Шумпетер (1883-1950 гг.) , экономист и социолог. В его взглядах сочетаются как элементы институционализма, так и посылки классической политэкономии. Шумпетер приобрел известность работой “Теория экономического развития” (1912 г.). Он разработал теорию экономического развития, ставя в центр анализа те внутренние факторы, которые вызывают экономическое развитие системы. Такими факторами являются новые производственные комбинации, именно они определяют динамические изменения в экономике. Этими новыми комбинациями являются: 1) создание нового продукта; 2) использование новой технологии производства; 3) использование новой организации производства; 4) открытие новых рынков сбыта и источников сырья.

Новые комбинации связаны с предпринимателем, который преодолевая технологические и финансовые затруднения, открывает новые пути получения прибыли.

В концепции экономического развития Шумпетер отводит особо важную роль предпринимателю. Предпринимательство - особый дар, свойство человеческого характера, не зависящее от классовой, социальной принадлеждности. Этот тип характера отличают особенности:

n опора на собственные силы;

n предпочтение риска;

n ценность собственной независимости;

n ориентация на собственное мнение;

n потребность в достижении успеха, при том, что сама ценность денег для него не велика;

n стремление к нововведению.

При чем стремление к нововведению является основным свойством предпринимателя.

В статическом состоянии Шумпетер выделяет мотивы предпринимательской деятельности и на основе рационального поведения (максимальная полезность, выгода). В динамической модели - мотив иррациональности, главными мотивами становятся саморазвитие личности, успех, радость творчества.

Шумпетер ввел понятие “эффективной конкуренции” и “эффективной монополии”, связав их с процессом нововведений, являющихся стержнем конкуренции нового типа, более действенным, чем ценовая. Прибыль, получаемая новатором, как стимул и вознаграждение за изобретения, преходяща, поэтому монополию, являющуюся следствием нововведений, Шумпетер назвал “эффективной монополией” и признал ее естественным элементом экономического развития.

Банки являются особым феноменом развития, которые выступая от имени народного хозяйства, выдают полномочия на осуществление новых производственных комбинаций.

Шумпетер выводит существование экономических циклов из периодов внедрения изобретений, осуществляемых рывками, одно изобретение тянет гроздь нововведений (“Экономические циклы” (1939 г.). Также в этой работе он выделяет и устанавливает связь между типами циклов - длительных, классических и коротких. Причину экономических кризисов Шумпетер видел в панике, связанной с прекращением экономического бума, выделяя психологический мотив как центральный в объяснении этого явления.

Основу существования капитализма он видел в частно-предпринимательской системе классического типа, основанной на мелкой и средней собственности. При накоплении богатства в корпорациях меняются культура и характер мышления, так как корпорацией управляют менеджеры, а у них нет стремления к нововведениям, а только стремление к карьере, согласованности принятия решений на всех уровнях, т.е. исчезает возможность экономического развития.




Согласно учению Лютера, человек исполняет свой долг перед Богом в мирской жизни, профессиональное призвание — веление Господа. Таким образом, мирская деятельность рассматривается как исполнение религиозного долга, в отличие от раннего христианства, которое первоначально выступало как религия, враждебная экономической жизни. В основе религиозного учения Кальвина — догмат об избранности к спасению. Согласно этому учению, на человеке, пришедшем в данный мир, уже лежит клеймо — избранности или проклятья, и человек своими делами ничего не в силах изменить. Но он может увидеть божественный знак: экономический успех — знак милости божьей, а неуспех — знак отверженности. Мораль учения Кальвина заключается в сосредоточении энергии верующего на увеличении и накоплении богатства во славу божью. Как кальвинизм, так и лютеранство формируют новые качества человека бережливость и стремление к накоплению (вспомните тезис А.Смита о том, что тот, кто накопляет является благодетелем нации), аскетизм, всеподавляющее чувство долга.

Вклад М.Вебера состоял в том, что он исследовал взаимосвязь между религиозными идеями и экономической организацией общества, подтверждая тезис исторической школы, что функционирование идей — существенная основа экономического роста. Однако в современном капитализме мы не улавливаем данной связи. Вебер отвечает на это следующим образом. Когда капитализм стал господствующим строем, сама система выбирает тех, кто удовлетворяет условиям ее существования. Она производит отбор тех, кто умеет приспособиться и выжить на основе таких экономических переменных, как прибыль, цены, заработная плата. Не удивительно поэтому, что жажда наживы вытеснила понятие о профессиональном долге, а экономическая деятельность вместо тонкой оболочки религиозной жизни стала, по выражению Вебера, панцирем, через который ничто духовное не может пробиться.

Как видим, у представителей исторической школы религия, культурные и этические нормы выступают не как внешние рамки экономической деятельности, а как существенные элементы, определяющие экономическое поведение человека. Что касается области экономической политики, представители исторической школы были сторонниками жесткой политики протекционизма, что объединяет их с меркантилистами.

Согласно учению Лютера, человек исполняет свой долг перед Богом в мирской жизни, профессиональное призвание — веление Господа. Таким образом, мирская деятельность рассматривается как исполнение религиозного долга, в отличие от раннего христианства, которое первоначально выступало как религия, враждебная экономической жизни. В основе религиозного учения Кальвина — догмат об избранности к спасению. Согласно этому учению, на человеке, пришедшем в данный мир, уже лежит клеймо — избранности или проклятья, и человек своими делами ничего не в силах изменить. Но он может увидеть божественный знак: экономический успех — знак милости божьей, а неуспех — знак отверженности. Мораль учения Кальвина заключается в сосредоточении энергии верующего на увеличении и накоплении богатства во славу божью. Как кальвинизм, так и лютеранство формируют новые качества человека бережливость и стремление к накоплению (вспомните тезис А.Смита о том, что тот, кто накопляет является благодетелем нации), аскетизм, всеподавляющее чувство долга.

Вклад М.Вебера состоял в том, что он исследовал взаимосвязь между религиозными идеями и экономической организацией общества, подтверждая тезис исторической школы, что функционирование идей — существенная основа экономического роста. Однако в современном капитализме мы не улавливаем данной связи. Вебер отвечает на это следующим образом. Когда капитализм стал господствующим строем, сама система выбирает тех, кто удовлетворяет условиям ее существования. Она производит отбор тех, кто умеет приспособиться и выжить на основе таких экономических переменных, как прибыль, цены, заработная плата. Не удивительно поэтому, что жажда наживы вытеснила понятие о профессиональном долге, а экономическая деятельность вместо тонкой оболочки религиозной жизни стала, по выражению Вебера, панцирем, через который ничто духовное не может пробиться.

Как видим, у представителей исторической школы религия, культурные и этические нормы выступают не как внешние рамки экономической деятельности, а как существенные элементы, определяющие экономическое поведение человека. Что касается области экономической политики, представители исторической школы были сторонниками жесткой политики протекционизма, что объединяет их с меркантилистами.

Развитие экономической мысли в Германии совершенно уникально по многим причинам. Например, в тот период в Германии существовало около сорока государств со своими закрытыми границами и огромными торговыми пошлинами. Это затрудняло торговлю, и следовательно, развитие экономической мысли в целом. Все же формирование экономической мысли в Германии в большей степени опиралось на труды Томаса Мальтуса.

Развитие исторической школы в Германии принято разбивать на три этапа:

Наибольший вклад в становлении экономической мысли в Германии определить практически невозможно. Одни считают, что существовали три этапа развития, и приписывают ценнейший вклад в развитие экономики Рошеру, Гильдебранду, Кнису. Другие же полагают, что было всего два этапа, поэтому родоначальниками и основоположниками следует считать Брентано, Шмоллера, Бюхера. К этой группе ученых относится также сам Шмоллер.

Эта школа внесла новые элементы в саму методологию политической экономии. Суть этих элементов можно изложить в нескольких пунктах:

2) понимание того, как взаимосвязаны экономические и неэкономические факторы;

3) понимание роли неклассовых критериев;

4) исследование того, как они влияют на общественную жизнь и развитие общества.

Поскольку метод исторической школы был слишком нов для того времени, да к тому же совершенно не связан с уже существующими достижениями в экономической теории, то данное направление так и не смогло занять лидирующие позиции в экономике того времени. Это позволило бы наверстать упущения представителей классической школы. Такое стало возможно лишь в XIX – XX вв.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

3 Критика кейнсианской экономической теории

Эмпирическая проверка теории экономических циклов австрийской школы

Эмпирическая проверка теории экономических циклов австрийской школы Некоторые захватывающе интересные исследования обеспечивают австрийской теории экономических циклов сильную эмпирическую поддержку. Так происходит несмотря на трудности проверки теории, в основе

I. ДВА ТИПА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

I. ДВА ТИПА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ Парадигма способна, если уж на то пошло, даже изолировать общество от социально значимых проблем, которые нельзя сформулировать в виде задачи, потому что они не могут быть изложены при помощи понятийных инструментов, которыми располагает

1.8.1 Отличительные черты российской экономической школы

1.8.1 Отличительные черты российской экономической школы Особенности формирования российской экономической школы следует искать в специфике российской цивилизации. Она имеет ряд существенных черт.Специфика российской цивилизации1 В отличие от Запада в российской

2.2 Предмет экономической теории

2.2 Предмет экономической теории Итак, экономическая теория как учебная дисциплина является интегральным курсом, включающим в себя политическую экономию и экономикс. Объектом ее исследования являются особенности постиндустриальной, т. е. новой, экономики.Соединение

2.4 Функции экономической теории

2.4 Функции экономической теории Экономическая теория и раньше и теперь выполняет четыре важные функции: методологическую, идеологическую, познавательную и практическую.Методологическая функция – это разработка методов и средств научного инструментария, необходимых

1.1.1. Предмет экономической теории

1.1.1. Предмет экономической теории Объектом изучения экономической науки на всем протяжении ее развития была и остается хозяйственная деятельность людей. Однако, не изменяя объекта исследования (хозяйственная деятельность), экономическая наука постоянно уточняла

1.1.3. Функции экономической теории

1.1.3. Функции экономической теории Экономическая теория выполняет четыре важные функции: методологическую, идеологическую, познавательную и практическую.Методологическая функция – это разработка методов и средств научного инструментария, необходимых всем

1.2. Назначение экономической теории

1.2. Назначение экономической теории Предметом интереса экономистов всегда остается исследование путей рационального хозяйствования, которые должны привести к росту богатства общества.На разных ступенях жизни общества рационализация хозяйства осуществляется разными

20.1. Отличительные черты российской экономической школы

20.1. Отличительные черты российской экономической школы На переломе двух веков, ушедшего XX и наступившего XXI, в центре дискуссий научной экономической общественности оказался вопрос о том, существует ли российская экономическая школа как особое направление мировой

3.5. Развитие экономической теории права в контексте обеспечения устойчивости развития

3.5. Развитие экономической теории права в контексте обеспечения устойчивости развития Совершенствование методов регулирования хозяйственных систем в условиях преодоления кризиса и перехода к инновационному экономическому росту требует использования новых знаний и

1. Вклад исторической школы в развитие экономической теории

1. Вклад исторической школы в развитие экономической теории Для представителей как классического, так и неоклассического (основоположником которого считают А. Маршалла) направлений экономической науки была характерна идея о господстве универсальных экономических

1. Анализ процесса монополизации экономики представителями исторической школы и марксизма

1. Анализ процесса монополизации экономики представителями исторической школы и марксизма На процесс усиления монополизации экономики в последней трети девятнадцатого века первыми обратили внимание представители немецкой исторической школы, и это не случайно,

Вклад отдела ЧР в развитие приверженности

Вклад отдела ЧР в развитие приверженности На усиление приверженности влияют обучение, планирование карьеры, управление показателями труда, политика баланса между работой и жизнью и проектирование работы. Отдел ЧР может играть главную роль в развитии высокой

Лекция 33. Историческая школа экономической теории.

Историческая школа – направление экономической мысли второй половины ХIХ века, представители которой рассматривали политическую экономию как науку о национальном хозяйстве.

Это направление возникло в противовес неоклассическому.

В развитии исторической школы выделяют два этапа:

• для каждой страны характерна своя национальная политическая экономия, поскольку экономика отдельных стран развивается по собственным законам;

• задача национальной политической экономии заключается в определении наиболее благоприятных условий для развития производительных сил нации;

• богатство нации составляют ее производительные силы;

• выделил три стадии развития производства (земледельческую, земледельческо-промышленную, промышленную);

• защищал государственную политику протекционизма;

• считал, что необходимо развивать те отрасли экономики, которые неконкурентоспособны на мировом рынке.

Особенности взглядов В. Рошера (1817 – 1894):

• политическая экономия – это наука о социальном хозяйстве;

• для изучения политической экономии надо знать такие стороны жизни, как язык, религия, искусство, национальность, право, государство и хозяйство;

• человек стремится к справедливости, опираясь при этом на обычаи и традиции общества.

Экономические взгляды Л. Брентано (1844 – 1931):

• экономические процессы и явления всегда регулируются обычаями и правовой основой нации и связаны с ними;

• справедливость заключается в праве и обычаях (в то время как по мнению классиков справедливость устанавливается благодаря конкуренции);

• ученый не признавал математических исследований процессов экономики, так как человеческая психика, от которой зависит экономика, слишком сложна.

Заслуга Э. Дюркгейма (1858 – 1917) состоит в следующем – ученый выделил социальную функцию разделения труда, которая состоит в создании условий дифференциации деятельности и возрастании солидарности общества.

М. Вебер (1864 – 1920) считал, что:

• капитализм – это хозяйственный учет при сопоставлении затрат с результатами производства;

Читайте также: