Кто из педагогов гуманистов осуществил идею школы в природе

Обновлено: 10.05.2024

Презентация на тему: " Лекция 6 ПЕДАГОГИКА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ. Педагогика эпохи Возрождения План 1. Развитие западноевропейской школы в XIV–XVI вв. 2. Средневековые университеты." — Транскрипт:

1 Лекция 6 ПЕДАГОГИКА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

2 Педагогика эпохи Возрождения План 1. Развитие западноевропейской школы в XIV–XVI вв. 2. Средневековые университеты. 3. Прогрессивные педагогические взгляды гуманистов эпохи Возрождения.

3 Литература для самостоятельного изучения

4 Новые направления в развитии педагогики в эпоху Возрождения Педагогическая триада эпохи Возрождения Классическое образование Духовно- гражданское воспитание Физическое развитие

5 Новые направления в развитии педагогики в эпоху Возрождения Всестороннее и гармоничное развитие личности Провозглашение принципа уважения к личности ребенка Выдвижение на первый план нравственного воспитания Понимание процесса обучения как добровольного, сознательного и радост- ного, развивающего активность учащихся Обогащение программы классического образования (греческий, латинский и родной языки, античная литература, география, физика, астрономия) Осознание важной роли личности учителя в обучении и воспитании детей

7 Западноевропейские школы в эпоху Возрождения Городские (латинские) школы. Носили светский характер и подчинялись местным и общегосударственным властям. В школах господствовали вербальность и заучивание. В старших классах использовались монологи, диспуты на латыни, лекции. Были распространены театральные представления (мистерии), которые содействовали расширению культуры, эстетическому развитию учащихся.

8 Западноевропейские школы в эпоху Возрождения Гимназии (в Германии) Афинская школа Наваррский коллеж, колыбель раннего французского гуманизма (XV в.) Дворцовые школы (в Германии и Италии) Коллежи (во Франции)

10 Оксвордский университет (Англия, 1117) Падуанский университет (Италия, 1222)

11 Средневековые университеты Сорбонна (Парижский университет, Франция, 1215) Ягеллонский университет (Польша, Краков, 1364)

12 Средневековые университеты Гейдельбергский университет, (Германия, 1386) Кембридский университет (Великобритания, 1209)

14 Средневековые университеты Артистический факультет Богословский факультет Юридический факультет Медицинский факультет

18 Гуманисты эпохи Возрождения Франсуа Рабле (1494–1553 гг.) – французский писатель, был священником, врачом, профессором анатомии

21 Гуманисты эпохи Возрождения Томмазо Кампанелла (1568–1639 гг.) – итальянский философ и писатель Родился я, чтоб поразить порок – Софизмы, лицемерие, тиранство, Я оценил Фемиды постоянство, Мощь, Разум и Любовь – ее урок. В открытиях философских высший прок, Где истина преподана без чванства, – Бальзам от лжи тройной, от окаянства, Под коим мир стенящий изнемог. Т. Кампанелла

22 Тестовые задания 1. В перечень факультетов средневековых университетов не входил: а) богословский; б) математический; в) медицинский; г) юридический. 2. Одной из основных форм обучения в средневековых университетах был(а): а) самостоятельная работа; б) лекция; в) беседа; г) практикум. 3. Основным учебным заведением в Западной Европе XVII в., дававшим классическое образование, стала: а) реальная школа; б) бюргерская школа; в) гимназия; г) кафедральная школы.

Вложенные файлы: 1 файл

Ведущие педагогические идеи.docx

К педагогам-гуманистам эпохи Возрождения относились также: П. Вер-жерио (1350-1444), М. Веджо (1406—1456), Э. Пикколомини (1405—1464), Л. Бруни (1369—1444) — Италия; Р. Агрикола (1443—1485), И. Рейхин (1455-1522) — Германия; М. Монтень (1533-1592) — Франция; Т. Мор (1478—1535) — Англия; Эразм Роттердамский (1467—1536) — Нидерланды и др.

ВИТТОРИНО ДЕ ФЕЛЬТРЕ (1378—1446)

ФРАНСУА РАБЛЕ (1494—1553)

— французский писатель- гуманист, был священником, профессором анатомии.

ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ (1467—1536)

Ребенка надо правильно воспитывать с самого рождения. Лучше, если это делают родители. Если они не могут это делать сами, то должны подобрать хорошего учителя и пригласить его в дом.

Ребенку надо дать религиозное, умственное и нравственное воспитание: «Предмет детского наставления состоит во многих частях, из которых как первая, так и особенная есть та, чтоб младший дух занимался семенами благочестия, вторая —Выступил на защиту ребенка, на защиту детства, что явилось принципиально новым в понимании детства и роли воспитания, новым в педагогике. Считал, что ребенок имеет право на правильное воспитание. Внутренний мир ребенка — это божественный мир, и к нему нельзя относиться с той жестокостью, которая царила по отношению к нему всюду.

Его протест против жестокости по отношению к детям был величайшим актом гуманизма, положившим начало поиску форм воспитания, исключающих насилие.[1,с.49]

ТОМАС МОР (1478—1535)

Социалист-утопист; выступал против частной собственности, отмена которой, по его мнению, приведет ко всеобщему равенству [1,с.50]

Томас Мор предложил идею обучения детей на родном языке, а также большое значение Мор придавал физическому воспитанию.[6]

ТОММАЗО КАМПАНЕЛЛА (1568—1639)

ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ НОВОГО ВРЕМЕНИ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ(XVII в.)

ЯН АМОС КОМЕНСКИЙ (1592-1670)

Ян Амос Коменский – создатель научной педагогической системы, выделил педагогику из философии и оформил ее в научную систему. Он явился основоположником классно-урочной системы обучения и разработал основные вопросы организации учебной работы. Большое влияние оказали его работы на педагогическую мысль и школьную практику всего мира.[6]

Цель воспитания -Познание себя и окружающего мира, управление собой, стремление к соединению с Богом, но и подготовка к деятельности в земной жизни. В школах: общешкольный план + классно-урочная организация + учеба с 6 лет + запрет пропускать уроки + проверки знаний (поурочные, дневные, недельные и т. д.); экзамены + учебники для каждого класса.

(воображение, память, речь и ручную активность);

ному труду: учит понимать причинные связи и развивает способность к суждениям;

богословский; 2) юридический; 3) медицинский. [1,с.67]

Я.А. Коменский впервые в истории педагогики разработал научно обоснованную целостную систему школ в соответствии с возрастной периодизацией и наметил содержание обучения на каждой ступени образования. Педагог выступал за всеобщее обучение и считал, что во всяком благоустроенном обществе должны действовать школы для обучения детей обоих полов.[2,с.27]

Быть владыкой всех созданий, по Я.А. Коменскому, – это значит использовать все вещи по их

назначению, употреблять их с пользой для себя, человек среди всех созданий должен вести себя с достоинством и святостью, понимая, где, когда и до какого предела нужно уступать ближнему, должен

быть в состоянии разумно управлять своими внешними и внутренними действиями.

Наконец, человек должен ясно представлять себе совершенство своего прообраза – Бога.

Отсюда у Я.А. Коменского следует, что истинные требования, предъявляемые к человеку,

заключаются в том, чтобы он был: 1) знающим все вещи, 2) владыкою всех вещей и самого себя, 3)чтобы он себя и все возводил к Богу – источнику всех вещей.

Если эти требования мы выразим тремя хорошо известными словами, то получим, по Я.А.

I. Научное образование.

II. Добродетель, или нравственность.

III. Религиозность, или благочестие.

Формулируя эти три коренные задачи воспитания, Я.А. Коменский конкретизировал свою

основополагающую идею об универсальности воспитания, имеющую в его педагогической концепции

и философское, и сугубо практическое значение.

Из этих положений Я.А. Коменского вытекало и его конкретное требование, чтобы во всяком

благоустроенном обществе создавались и функционировали школы как

воспитательно-образовательные учреждения для совместного воспитания подрастающего поколения

независимо от пола, происхождения и рода занятий родителей.[3,с102]

ДЖОН ЛОКК (1632—1704)

Главная цель воспитания, по Д. Локку, – подготовка человека к счастливой и разумной жизни, в которой он был бы свободен и не ущемлял бы свободы других. Для достижения этой цели педагог предполагает умственное, нравственное, физическое, трудовое воспитание.[2,с.29]

ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ (XVIII в.).

Эпоха Просвещения пронизана идеями единения с природой, воспевания всего прекрасного и просвещенного. В это время основоположником теории естественного воспитания становится французский просветитель Ж.-Ж. Руссо и И. Г. Песталоцци [6] К. А. Гельвеций, Д. Дидро

Персоналии: В. Ратке (Ратихий), Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, К. Гельвеции, Д. Дидро, И. Кант, Г. Гегель, И. Песталоцци, И. Гербарт, А. Дистервег, Г. Спенсер, А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн, К. Маркс, Ф. Энгельс, Ф. Фребель, П. Лафарг, А. Бебель, К. Цеткин, К. Либкнехт, Г. Кершенштейнер, В. Лай, Э. Мейман, Дж. Дьюи, С. Френе, Я. Корчак, М. Монтессори, Э. Торндайк, В. Оконь, Дж. Брунер, Р. Штейнер, Г. Берне.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ-МАТЕРИАЛИСТОВ XVIII В.

Дени Дидро (1713-1784)

Клод Адриан Гельвеции (1715—1771)

Признавал материальность мира.

Отрицал всемогущество воспитания и отсутствие индивидуальных различий у детей.

Основные идеи в области воспитания:

1) врожденное равенство всех людей;

2) личный интерес как движущая сила индивидуального развития людей и их деятельности;

3) воспитание как направляющая сила в развитии интересов; 4) полит, система как определяющее начало воспитания.

Цель — стремление к всеобщему благу. Отрицал индивидуальные различия у детей. Различия в способностях людей — следствие различий в условиях воспитания.

Признавал всемогущество воспитания. Под воспитанием понимал и совокупность всех условий жизни индивидуума.

Предлагал покончить с засильем латыни и вооружиться реальными знаниями.

Признавал природную доброту человека.

Одна из задач воспитания — воспитание патриотов, соединяющих идею личного блага и блага нации.

Полагал необходимым изменить общественный уклад, основанный на несправедливом неравенстве, путем просвещения и надлежащего воспитания, которое является опорой любой формы правления и потому ценно для общества; от правильно организованного воспитания зависит благополучие государства и каждого человека. Отвергая традиционную систему воспитания, Ж.-Ж. Руссо полагал, что воспитание будет способствовать развитию ребенка только в том случае, если приобретет естественный природосообразный характер, если будет связано с естественным развитием индивида. Воспитание дается человеку от природы как внутреннее развитие способностей и органов человека, воспитание от людей – это обучение тому, как пользоваться этим развитием, воспитание со стороны вещей – это приобретение человеком собственного опыта относительно предметов, дающих ему воспитание. Все эти факторы, по мысли педагога, должны действовать согласованно. Ребенок рождается чувственно восприимчивым, получает впечатления через органы чувств, по мере роста его восприимчивость увеличивается, знания об окружающем расширяются под действием взрослых. Такой подход Ж.-Ж. Руссо был принципиально новым для педагогики того времени, поскольку традиционная школа отвергала как индивидуальные, так и возрастные отличия. [2,с.29-30]

Воспитание должно быть естественным, или природосообразным, т. е. соответствующим возрасту ребенка, и осуществляться в естественных условиях на лоне природы.

Выдвинул идею свободного воспитания, которое следует за природой, помогает ей, устраняя вредные привычки.

Выступал против авторитаризма и отрицал наказания,

считая, что детей должны ограничивать непреложные законы природы, а не запреты воспитателя.

Основные факторы воспитания: природа, люди и предметы окружающего мира.

Природа обеспечивает развитие и совершенствование органов чувств и способностей.

Столкновение с вещами обогащает личный опыт ребенка.

Воспитание людьми и вещами должно действовать согласованно с естественным развитием ребенка, не зависящим от воли человека.

тактично, незаметно для ребенка направлять всю его деятельность, формировать его интересы и взгляды.[1,с.76]

ИОГАНН ГЕНРИХ ПЕСТАЛОЦЦИ (1746–1827)

Швейцарский педагог, который целью воспитания считал развитие способностей человека, постоянное его совершенствование, формирование нравственного облика, т. е. саморазвитие природных сил, заложенных на генетическом уровне. [6]

Считал необходимым строить отношения между воспитателем и ребенком на гуманной основе и

требовал уважения к свободе и независимости личности ребенка;[3,с.120]

Цель воспитания — развивать все природные силы и способности человека. Задача воспитания — создание гармонически развитого человека.

Основной принцип воспитания — согласие с природой.

Теория элементарного (элементного) образования: воспитание начинается с простых эле-ментов и восходит к более сложным.[1,с.83]

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ И ШКОЛА В ПЕРИОД ФРАНЦУЗСКОЙ БУРЖУАЗНОЙ РЕВОЛЮЦИИ XVIII В.

Педагогические идеи, выраженные в приведенных проектах, оказали боль-шое влияние на развитие прогрессивной педагогической мысли, но после своей победы буржуазия во многом отказалась от того передового, что содержали эти проекты.

ЛУИ ЛЕПЕТЕЛЬЕ (1760-1793), якобинец

Решительная демократизация, доступность образования.

Содержание на средства государства, на подоходный налог.

Изоляция от общества, физическое воспитание, производительный труд. Письмо, счет, элементы географии, основы с/х, домоводства, истории.

Гуманисты эпохи Возрождения об образовании и воспитании

Гуманисты эпохи Возрождения выдвигали на первое место культ человека.

Человек в гуманистических трактатах о воспитании представляет со­бой личность деятельную, социально и граждански ориентированную, высоконравственную, обладающую чувством собственного достоинства, мужеством, физической и душевной стойкостью, способную быть за­щитником Отечества; ей присуще стремление к похвале, славе и боль­шим делам; ее отличают всестороннее образование и культура.

Всестороннее развитие личности как величайшая ценность.

Приверженность античной культуре.

Уважение личности ребенка, против схоластического обучения и суро­вой дисциплины.

Нравственность — прежде всего. Способность к выполнению долга граж­данина.

Физическое воспитание и труд как важные средства формирования лич­ности при главенствующей роли образования. Физическое воспитание осуществляется с помощью упражнений, соединяющих античное пятибо­рье с элементами физического воспитания рыцаря, закаливания (холо­дом, длительным бодрствованием, трудом), подвижных игр на воздухе, прогулок, танцев, правильного питания и сна.

Особенностью гуманистического воспитания этого периода является клас­сический характер образования, в основе которого — древние языки (латин­ский и греческий) и античная литература. Из христианской литературы - Библия и отцы церкви. Основные предметы изучения: история, мораль­ная философия, поэзия, риторика, грамматика и диалектика (последней был предан служебный характер), имеющие прежде всего воспитатель­ный характер. Естественный цикл был представлен: квадривиумом (ариф­метика, геометрия, музыка и астрономия); в отдельных школах итальянс­ких гуманистов преподавали географию и астрологию. У гуманистов других стран шире, чем у итальянских, представлен в образовании естественный цикл знаний: физика как наука о природе, в математике выделяются оптика и архитектура, изучаются труды натуралистов и медиков.

Новшество в воспитании: развитие эстетического вкуса путем занятий живописью, музыкой, поэзией; введение в образование родного языка.

Утверждали доступность образования для всех, но обучение в их шко­лах в основном было платным.

Против физических наказаний. В своей школе ввел самоуправление.

Способные бедные дети только в его школе учились бесплатно.

Трактаты: О методе обучения, Об изучении языков, О способе занятий с детьми, О воспитании женщины-христианки, Путеводитель к премудрости.

Педагогические взгляды исходят из представления о природе как образце для воспитания. Автор первого в истории педагогики трактата о воспитании женщины.

Выступает против схоластического обучения. В ученике необходимо развивать способность наблюдать явления природы и окружающей жизни и размышлять о них. Придавал большое значение естественным наукам, древним языкам, класси­ческой литературе и истории. Ценными являются мысли о психологическом подходе к детям и его понимание психологии. Говорил о гигиенических требова­ниях к школьному зданию и его местоположении.

Учитель, по его мнению, должен быть примером нравственности и дисциплины, трудолюбивым, доброжелательным, тщательно подготовлен­ным к занятиям, сторонником мягкой дисциплины.

ФРАНСУА РАБЛЕ (1494—1553) — французский писатель-гуманист, был священником, профессором анатомии.

Труд: Гаргантюа и Пантагрюэль.

К педагогам-гуманистам эпохи Возрождения относились также: П. Вержерио (1350—1444), М. Веджо (1406—1456), Э. Пикколомини (1405—1464), Л. Бруни (1369-1444) — Италия; Р. Агрикола (1443-1485), И. Рейхин (1455— 1522) — Германия; М. Монтенъ (1533—1592) — Франция; Т. Мор (1478—1535) - Англия; Эразм Роттердамский (1467—1536) — Нидерланды и др.

ПЕДАГОГИКА ЭРАЗМА РОТТЕРДАМСКОГО (1467—1536)

Основные работы: О раннем и достойном воспитании детей; О методе обучения; Воспитание христианского государя; Книжица о приличии детских нравов; Цицеронианец; Похвала глупости; Разговоры запросто; Оружие хри­стианского воина; Экклезиаст, или Евангельский проповедник; Диатриба, или Рассуждение о свободе воли; О двойном изобилии — слов и предметов; Книжица о соединении восьми частей речи; Параболы или сравнения, выбран­ные из некоторых лучших авторов.

Эразм Роттердамский творил в самых разных областях: от теологии до педагогики. В педагогике и философии он выступает как христианский гуманист. Основополагающие идеи, на которых построена педагогика Эразма:

человек обладает свободной волей, и только поэтому возможна его
моральная и юридическая ответственность;

выступал против всякого насилия и войн.

Впервые в мировой педагогике показал воспитание как универсальное явление, как форму становления и развития человека. Вне воспитания раз­витие ребенка невозможно. Вся дальнейшая жизнь человека определяет­ся воспитанием, полученным в раннем детстве.

Вновь открыл для мировой педагогики такое явление, как Мир ребен­ка, Мир детства. В средние века фактически не знали мира детства! Все педагогические сочинения Эразма написаны с учетом детского возраста.

Ребенка надо правильно воспитывать с самого рождения. Лучше, если это делают родители. Если они не могут это делать сами, то должны подобрать хорошего учителя и пригласить его в дом.

Надо помнить и о физическом развитии ребенка, заботиться о правиль­ном режиме, умеренном питании, специальных занятиях и играх, но все должно быть в меру, без излишеств.

Факторы, учитываемые в процессе воспитания ребенка:

возраст — не допускать ничего такого, что превосходит силы ребенка, даже игры;

склонности и способности ребенка воспитатель должен как можно
раньше распознать, опираться на них, потому что человек легче схватывает то, к чему предрасположена его природа.

Выступил на защиту ребенка, на защиту детства, что явилось принципиально новым в понимании детства и роли воспитания, новым в педагогике. Считал, что ребенок имеет право на правильное воспитание. Внутренний мир ребенка – это божественный мир, и к нему нельзя относиться с той жестокостью, которая царила по отношению к нему всюду.

Его протест против жестокости по отношению к детям был величайшим актом гуманизма, положившим начало поиску форм воспитания, исклю­чающих насилие.

ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ

Воспитание является целью, обучение — средством, но главным в воспи­тании выступает правильно поставленное образование. Правильно по­ставленным образованием является классическое, в основе которого лежат латинский и древнегреческий языки и античная культура.

Ребенку надо дать раннее научное образование. Начинать нужно с трех лет. Обучать сначала языкам, к которым малый ребенок очень восприимчив. Но учить надо играя. Эразм предлагает различные игры для обучения чтению, пись­му, но предупреждает, чтобы игры не были излишне сложными.

Особое внимание при обучении детей нужно уделять тренировке памяти, т. к. от нее зависят все дальнейшие успехи ребенка в обучении. Требо­вал учитывать собственную активность и деятельность ребенка.

Религиозные произведения отличаются единством как религиозного, так и философского содержания. Им разработаны пути совершенствования каждого человека в христианской вере.

Выступал за домашнее образование не только для королевского сына, но и для детей простых граждан из-за суровости и жестокости средневе­кового школьного обучения.

Постоянно напоминал учителям, что профессия воспитателя — наибо­лее важная в обществе, поскольку от труда учителя зависит его будущее. Поэтому сами воспитатели и учителя должны быть по-настоящему вос­питанны, образованны и подготовлены к своему делу.

основные идеи: критика схоластического воспитания, возрождение античной педагогики, выбор форм, методов и средств воспитания, близких к природе ребенка; отрицание физического наказания; предложили системы обучения, в которых есть активное познание, самостоятельность ученика, наглядное и игровое обучение.

Трактаты: О методе обучения, Об изучении языков, О способе занятий с детьми, О воспитании женщины-христианки, Путеводитель к премудрости.

Педагогические взгляды исходят из представления о природе как образце для воспитания. Автор первого в истории педагогики трактата о воспитании женщины.

Выступает против схоластического обучения. В ученике необходимо развивать способность наблюдать явления природы и окружающей жизни и размышлять о них. Придавал большое значение естественным наукам, древним языкам, классической литературе и истории. Ценными являются мысли о психологическом подходе к детям и его понимание психологии. Говорил о гигиенических требованиях к школьному зданию и его местоположении.

Учитель, по его мнению, должен быть примером нравственности и дисциплины, трудолюбивым, доброжелательным, тщательно подготовленным к занятиям, сторонником мягкой дисциплины.

К педагогам-гуманистам эпохи Возрождения относились также: П. Вержерио (1350-1444), М. Веджо (1406—1456), Э. Пикколомини (1405—1464), Л. Бруни (1369—1444) — Италия; Р. Агрикола (1443—1485), И. Рейхин (1455-1522) — Германия; М. Монтень (1533-1592) — Франция; Т. Мор (1478—1535) — Англия; Эразм Роттердамский (1467—1536) — Нидерланды и др.

ПЕДАГОГИКА ЭРАЗМА РОТТЕРДАМСКОГО (1467—1536)

Основные работы: О раннем и достойном воспитании детей; О методе обучения; Воспитание христианского государя; Книжица о приличии детских нравов; Цицеронианец; Похвала глупости; Разговоры запросто; Оружие христианского воина; Экклезиаст, или Евангельский .проповедник; Диатриба, или Рассуждение о свободе воли; О двойном изобилии — слов и предметов; Книжица о соединении восьми частей речи; Пораболы или сравнения, выбранные из некоторых лучших авторов.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Его протест против жестокости по отношению к детям был величайшим актом гуманизма, положившим начало поиску форм воспитания, исключающих насилие.

ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ Воспитание является целью, обучение — средством, но главным в воспитании выступает правильно поставленное образование. Правильно поставленным образованием является классическое, в основе которого лежат латинский и древнегреческий языки и античная культура.

Ребенку надо дать раннее научное образование. Начинать нужно с трех лет. Обучать сначала языкам, к которым малый ребенок очень восприимчив. Но учить надо играя. Эразм предлагает различные игры для обучения чтению, пись-ю предупреждает, чтобы игры не были излишне сложными.

Постоянно напоминал учителям, что профессия воспитателя — наиболее важная в обществе, поскольку от труда учителя зависит его будущее. Поэтому сами воспитатели и учителя должны быть по-настоящему воспитаны, образованны и подготовлены к своему делу.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ ТОМАСА МОРА (1478—1535)

Основное произведение — Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии.

Социалист-утопист; выступал против частной собственности, отмена которой, по его мнению, приведет ко всеобщему равенству.

Право на обучение. Всеобщее, равное общественное воспитание и первоначальное обучение. Учатся не только дети, но и взрослые. Преподавание ведется на родном языке. Основные школьные предметы: чтение, письмо, арифметика, геометрия, астрономия, музыка, диалектика, естествознание, теоретическое земледелие. В обучении широко применяются наглядность и экскурсии.

Физическое воспитание. Заимствование афинской системы. Развитие сильного и красивого тела путем гимнастики и военных упражнений. Нравственное воспитание. Детей учат нравственности и добродетели, которые послужат оплотом государству. Трудовое воспитание. Основа воспитания — земледелие, которое изучается в школах теоретически, на полях — практически: соединение обучения с производительным трудом. Кроме земледелия каждый обязан обучаться, по крайней мере, одному ремеслу еще в детском возрасте. Умственный труд. Занятия им взрослым населением в свободное время и для повышения уровня своих знаний. Наукой занимаются наиболее одаренные, освобождаемые от физического труда. Самообразование. Большое число библиотек и музеев, в которых люди занимаются самообразованием. Получившие таким образом глубокие знания становятся учеными.

МИШЕЛЬ ДЕ МОНТЕНЬ (1533—1592)

Произведения: ОПЫТЫ — трехтомный труд, в который вошли размышления философа о разных областях человеческого бытия; Дневник путешествия.

Считал, что образование должно прежде всего развивать ум учащихся, воспитывать в детях привычку к самостоятельной мысли и критическому отношению к любым взглядам и авторитетам. Люди и животные — дети одной матери Природы. Необходимо прививать детям бережное отношение ко всему живому. Познание осуществляется через чувства, важна роль опыта. Главная задача образования и воспитания — обретение моральных качеств.

Огромное значение придавал воспитанию гражданских чувств. Прежде всего надо постараться пробудить в ребенке желание быть верноподданным, беззаветно преданным и беззаветно храбрым слугой своего Отечества.

Программа теоретического образования включает физику, геометрию, историю, в последней надо научиться судить о явлениях и датах.

Большое внимание надо уделять физическому воспитанию и играм.

ТОММАЗО КАМПАНЕЛЛА (1568—1639)

27 лет находился в тюрьме как бунтарь и еретик. В тюрьме написал свое основное произведение Город Солнца. По взглядам: социалист-утопист, мечтавший о создании мирового государства экономического и политического равенства, которое должно устранить все конфликты между людьми и установить мир и счастье на Земле.

Воспитание носит полностью общественный характер и одинаково для всех граждан государства. Семья уступает функцию воспитания детей, которых растят спец. служащие по утвержденному распорядку. Воспитание должно быть организовано так, чтобы дети развивали все свои силы и способности. Благодаря правильному воспитанию жители города отличаются здоровьем и привлекательностью.

Большое внимание уделяется умственному развитию, которое должно сочетаться с физическим и нравственно-эстетическим воспитанием, с участием детей в труде, с обучением различным профессиям.

Девочки и мальчики обучаются совместно. Со второго и до третьего года дети учатся говорить и учат азбуку (следят за ними четыре старца). Затем — обучение гимнастике, бегу, метанию диска. Детей водят в мастерские с целью выявить наклонности и обучают ремеслам. С 7 до 10 лет добавляется изучение естественных наук, с 10 лет — математики, медицины и Др. наук. Все воспитываются в духе религии и вправе выбирать любую конфессию.

Трудовое воспитание. Все дети участвуют в общественно-полезном труде. В мастерских и на полях они получают практические навыки, знакомятся с орудиями труда, работают вместе со взрослыми.

Учебное пособие по одноименному курсу для слушателей специальности 1-080171 Педагогическая деятельность специалистов ИПО


Вы здесь: 1.7. Педагогические традиции Западной Европы в эпоху Возрождения и Реформации 1.7.2. Развитие гуманистическо-педагогической мысли в эпоху Возрождения (ХІV – ХVI вв.)

1.7.2. Развитие гуманистическо-педагогической мысли в эпоху Возрождения (ХІV – ХVI вв.)

Среди педагогов-гуманистов большую известность получили Витторино да Фельтре, Франсуа Рабле, Томмазо Кампанелла, Мишель Монтень, Эразм Роттердамский, Томас Мор.

• Руководство искусствами, учебными заведениями, ремеслами, науками

• Наблюдение за деторождением

• Забота о хорошем потомстве

Рисунок 4. – Система управления в Городе Солнца

Одним из ярких представителей эпохи Возрождения является английский социалист-утопист Томас Мор (1478 – 1535), утверждавший всеобщее, равное общественное воспитание и первоначальное обучение: учатся не только дети, но и взрослые. Преподавание ведется на родном языке. Основные школьные предметы: чтение, письмо, арифметика, геометрия, астрономия, музыка, диалектика, естествознание, теоретическое земледелие. В обучении используется широкое применение наглядности и экскурсий. В основу теории воспитания положил афинскую систему (Таблица 3)

Таблица 3. – Теория воспитания Т.Мора

Развитие сильного и красивого тела путем гимнастики и военных упражнений

Детей учат нравственности и добродетели, которые послужат оплотом государству

Основа воспитания: соединение обучения с производительным трудом (с/х + одно ремесло)

Занятие умственным трудом взрослым населением в свободное время для повышения уровня своих знаний. Наукой занимаются наиболее одаренные, освобождаемые от физического труда

Огромное значение Т.Мор отводил самообразованию. По его мнению, большое число библиотек и музеев позволяют людям путем самообразования получить глубокие познания и стать учеными.

Надо помнить и о физическом развитии ребенка, заботиться о правильном режиме, умеренном питании, специальных занятиях и играх, но все должно быть в меру, без излишеств. Факторы, учитываемые в процессе воспитания ребенка: возраст, склонности и способности ребенка.

Его протест против жестокости по отношению к детям был величайшим актом гуманизма, положившим начало поиску форм воспитания, исключающих насилие.

Обязательными учебными предметами считал родной язык, историю, математику, пение. Основой образованности признавал знание древних языков. Призывал заботиться о физическом развитии детей. Критически относился к изучению схоластической философии.

Читайте также: