Кто и как участвует в коллективном творчестве по созданию спектакля изо 8 класс кратко

Обновлено: 05.07.2024

Сценография — это неразрывный сплав художественного творчества и театрального производства. Сочинённое художником в эскизах, чертежах и макетах надо воплотить в реальные конструкции, станки, декорации и бутафорию. В этом сценографу приходят на помощь театральные художники-технологи и целые цеха: столярные, художественно-декорационные, кос-тюмерно-пошивочные и т. д.

Именно на художника-технолога ложится задача инженерного решения всего замысла сценографа. Например, задуман в одной из сцен фонтан, дождь или пожар. Как, какими техническими средствами воплотить это на сцене — задача художника-технолога (он же руководит деятельностью всех цехов). Создание спектакля в современном театре — настоящее производство, осуществляющееся в определённые сроки (по графику) и часто требующее большого финансирования.

Световое и звуковое оборудование, движущаяся и меняющаяся сцена (с пневматическим устройством), проекционная и лазерная аппаратура на основе компьютерных технологий требуют хорошо подготовленных специалистов. Сегодня театру нужны художники по свету и звукорежиссёры, музыкальные оформители и дизайнеры разных специальностей.


Глядя на грандиозность всевозможных представлений, шоу, понимаешь, какое большое место занимают техника и современные технологии в создании визуального облика этих зрелищ.

В театре, помимо художника-постановщика (сценографа) и художника-технолога, работают художник по свету, художник по костюмам, целые производственные цеха, создающие оформление спектакля. Это художественно-декорационный цех, который расписывает декорации, столярно-сварочный цех, который изготовляет из металла, пластика, дерева эти самые декорации (станки, ширмы, мебель), бутафорский и реквизиторский цеха, пошивочно-костюмерный цех, которые шьют и хранят костюмы, мягкие декорации. Есть даже такие специальные производства, как пастижорное, где изготавливают парики, или шорное, где делают театральную обувь.


Театральное освещение бывает внутри сценической коробки и в зале, которое к решится сбоку, на ложах (выносной софит), и сзади. Внизу на авансцене расположена рампа — освещение актёров снизу. Самый важный, т. е. художественный, свет находится внутри сцены. Он высвечивает лица и определённую часть сцены: так в театре обеспечивается кадрирование. По аналогии с кино этот свет высвечивает крупный и средний планы. Кроме того, свет обеспечивает монтаж, т. е. соединение отдельных сцен или фрагментов в восприятии зрителя. Общий свет из зала — это заливка. Он работает на общем плане и невыразителен.

В школьных условиях можно высвечивать друг друга фонариками.

Задание

Учебно-исследовательское

  1. Как и с кем работает в театре художник-сценограф? Какие вам известны театральные цеха и что они делают?
  2. В чём главные задачи и смысл деятельности художника-технолога?
  3. Какие вы знаете художественные профессии, представители которых участвуют в создании визуального облика спектаклей, концертов и шоу?

Если оформление любого зрелища основано на искусстве художника, то любое действие, происходящее на сцене (в спектакле, шоу или концерте), зиждется на фундаменте актёрского мастерства. Его важнейшая часть — искусство общения. На сцене актёры общаются друг с другом, с залом, и в этом общении они должны быть естественными и правдивыми, иначе зритель не поверит им.



Задание

Мы говорили о том, что кино, театр и телевидение имеют визуальное родство с многообразным изобразительным миром. Но родственность эта у театра — одна, а у экранных искусств — другая.

Рисунок, созданный на бумаге, и фильм на экране создают иллюзию трёхмерного пространства и глубины. На самом деле это изображения на плоскости, имеющие один и тот же плоскостной двухмерный характер. В кино и на телевидении главный элемент, без которого они и существовать не могут, — изображение. В театральном спектакле плоскостное изображение на заднике или занавесе не самое главное. Самым главным, без чего не бывает театра, является актёр. Выйдет он на площадь, расстелет коврик — вот вам и театр!


Образная выразительность скульптуры и сценического движения едини, потому что говорят они на одном языке пластики человеческого тела, (недаром изобразительные искусства называют ещё и пластическими.)

Говоря о театре, мы чаще всего подразумеваем драматический спектакль. Но искусство театра не ограничивается драмой. Существуют разные жанры сценического искусства, балет, опера, оперетта и многое другое.

В процессе развития театра появились балет, основанный на искусстве движения и танца, т. е. хореографии, опера, основанная на искусстве вокала, и другие виды театральных зрелищ.



Также, когда говорят о кино, зрители имеют в виду прежде всего фильмы, в которых играют актёры, т. е. игровые фильмы, чаще называемые художественными. В игровых (художественных) фильмах, помимо изобразительной природы, ощущается и актёрски-игровое начало, наглядно проступает родство с театральным искусством. В документальных и анимационных (мультипликационных) фильмах основа и главное выразительное средство — изображение.

В какой-то степени о художественном фильме можно говорить как о спектакле, конечно, в экранном виде и говорящем со зрителем на языке кино. Игровой кинематограф всегда впитывал все веяния театрального искусства, в особенности когда на экраны пришёл звук: слово и музыка!


Границы театральных, музыкальных и эстрадных жанров подвижны и меняются в зависимости от запросов времени. Так в недрах классической оперы родились опера-буфф, комическая опера, которые способствовали появлению жанра оперетты, вобравшей в себя лёгкую музыку, вокал и танец. Затем возник жанр мюзикла, а уже в наше время — шоу.

Благодаря общей зрелищно-игровой природе всё наработанное театром с завидным успехом и лёгкостью шагнуло со сцены сперва на киноэкран, а затем и на телеэкраны. Мы стали свидетелями всё возрастающего разнообразия жанров визуальных зрелищ, приобретших миллионную аудиторию.


Современные сценические зрелища различны не только по жанрам, но и по масштабам аудитории, к которой они обращаются. Наряду с шоу и концертами, проходящими в огромных залах и на стадионах, уверенно себя чувствуют и маленькие камерные театры, театры-студии и лаборатории. В небольших залах актёры и режиссёры разрабатывают новые пути и возможности древнего, но бесконечного искусства сцены.


Именно со студий в начале XX в. началось мировое торжество театральных идей к. С. Станиславского, Е. Б. Вахтангова, В. Э. Мейерхольда, М. А. Чехова, А. Я. Таирова, Б. Брехта, А. Арто, Е. Гротовски.

В маленьких залах, зачастую без сцены, актёры играют в непосредственной близости от зрителя практически с глазу на глаз. Ищутся новые выразительные формы актёрского общения и игры.


В разнообразии театральных афиш мы можем увидеть театр импровизаций и театр одного актёра, но в большинстве спектаклей занято много актёров, и произносят они слова, придуманные не ими, а драматургом. Сочинение текста для спектакля — самостоятельное театрально-литературное искусство, называемое драматургией.


Великие реформаторы театра: драматурги Б. Шекспир, Ж.-Б. Мольер, A. П. Чехов и режиссёры К. С. Станиславский, B. Э. Мейерхольд, Б. Брехт


Драматургия (пьеса, инсценировка, либретто) — основа любого сценического произведения.

В каждом областном городе, а не только в наших столицах есть драматические театры и очень хорошие актёры, интересные режиссёры, талантливые художники. При этом никогда не забываются молодёжь и дети: в нашей стране много театров юного зрителя и кукольных театров, в которых играют как для маленьких, так и для взрослых.


Московский Художественный театр имени А. П. Чехова (МХТ). На его сцене начала свою жизнь современная драматургия и театр XX века.

Пьеса отличается от других литературных жанров тем, что автор пишет в ней только диалог — текст, который на сцене произносят актёры.

Пьеса — основа творчества театрального художника. Вместе с режиссёром и актёрами он придаёт сценическую жизнь и зримый облик каждому слову пьесы. Образность и замысел драматурга находят воплощение в стиле и характере оформления спектакля.


Памятник великому русскому драматургу А. Н. Островскому у Малого театра в Москве

Истинная сценическая жизнь спектакля берёт начало от слова и мысли драматурга, но воплощается в паузе и движении актёров, расположении вещей на сцене, характере освещения.


Русский театр и его достижения — гордость нашей страны. Станиславский, Мейерхольд, Михаил Чехов, Шаляпин, Уланова, Плисецкая — эти имена известны всему миру.


Самый первый русский драматический театр, носящий сейчас имя своего создателя — актёра Фёдора Волкова, был основан в 1750 г. в Ярославле.

За рубежом режиссёр часто собирает актёров для создания одного спектакля. Арендуется театральная площадка, и спектакль играется каждый вечер, пока на него ходит публика. Такой тип театра называется антреприза. Существует он и у нас. Однако мировую славу снискал русский репертуарный театр, т. е. театр, у которого всегда в афише есть несколько спектаклей, играющихся в определённой очерёдности (репертуар), в репертуарном театре существуют постоянная актёрская труппа, режиссёры и художники. Из старых русских театров наиболее знамениты Большой театр и Малый театр в Москве, Московский художественный театр; Мариинский театр и Александрийский театр, Малый драматический — театр Европы и Большой драматический театр имени Г. А. Товстоногова в Санкт-Петербурге.


Неповторимость театра — в непосредственной игре и живом общении. Поэтому важно не только слушать учителя, но и самим выполнять сценические задания.

Задание

Учебно-исследовательское

  1. Какие виды искусства и почему называются синтетическими? В чём различия между спектаклем и фильмом?
  2. Кто и как участвует в коллективном творчестве по созданию спектакля?
  3. Какие существуют жанры спектаклей и кинофильмов?

Работа над спектаклем (как и над фильмом) начинается с формирования творческой группы и выбора драматургического материала (пьесы, инсценировки сказки, рассказа или небольшого сюжета собственного сочинения).


Жест — язык выразительности в скульптуре и на сцене

В основе творчества художника лежит раскрытие содержания пьесы и замысла режиссёра. Они вместе решают: про что будет спектакль, т. е. каков его смысл, и что хотим сказать зрителю своей постановкой, какова её сверхзадача. Затем определяются творческие задачи художника и актёров: где происходит действие спектакля и как оно должно выглядеть на сцене. Также решается, что и зачем играют актёры в каждой сцене, т. е. какова их линия действия в спектакле или этюде.


Задание

И в третий раз Ревекка появляется в момент, когда, уже будучи матерью взрослых сыновей, должен был решиться вопрос с наследником: кому будет дано отцовское благословение и соответственно к кому перейдет все богатство. Подслушав разговор старшего сына с отцом, который готовился его благословить, она уговаривает любимого младшего сына совершить подлог, делая первый шаг на пути вражды между братьями.

Делает это Ревекка, не колеблясь, в отличие от мягкого и податливого Иакова, сомневающегося в необходимости подлога и обмана родного отца. Но решительность матери, ее убежденность, что именно так и никак иначе, что цель в данном случае оправдывает средства, не оставили никаких шансов Иакову отказаться от этой авантюры.

Детство очень хорошее время ведь мы узнаём новое. Мы слышим как говорят деревья, животные. Мы видим живой мир в котором много интересного и красивого. Мы читаем волшебные сказки. Узнаём новое но самое главное мы становимся настоящими людьми.

Если проще,то это стремление изображать реальную жизнь.

их главная цель- выражение эмоций(не таких радужных,а грусть,страх,ужас и т.п.)

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Описание презентации по отдельным слайдам:

изображения вокруг нас Как увлекает нас фантазия кино, как завораживает магия.

 Изображения сопровождают нас с древнейших времён.

Изображения сопровождают нас с древнейших времён.

Менялись времена и менялись изображения. Изменение технологии изображения ме.

Менялись времена и менялись изображения. Изменение технологии изображения меняет и само произведение.

 Издавна человек стремился добавить к изображению слово, танец или му­зыку.

Издавна человек стремился добавить к изображению слово, танец или му­зыку.

В народных игрищах, обрядах или площадных лицедействах и балаганах изображен.

 Важной особенностью синтетических искусств является коллективность творчества.

Важной особенностью синтетических искусств является коллективность творчества.

Этот второй, созданный художником, виртуальный мир изображений, с од­ной сто.

Этот второй, созданный художником, виртуальный мир изображений, с од­ной стороны, вроде бы реален, потому что видим, с другой стороны, условен, потому что он не действительность, а лишь её отражение в той или иной форме.

Не каждое изображение - произведение искусства. Таковым его делает не кисть.

Не каждое изображение - произведение искусства. Таковым его делает не кисть или фотоаппарат, а дар художника.

Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах тема.

Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах тема четверти

В отличие от живописи, театр и кино не создаются одним человеком, это коллект.

В отличие от живописи, театр и кино не создаются одним человеком, это коллектив­ное творчество, т. е. сотворчество. Спектакль или фильм - неразрывное авторство многих, когда замысел одного развивается другим и воплощается третьим. Изобразительный, точнее, визуальный облик спектакля, его художественное ре­шение - дело не только одного художни­ка. В театре, как и в кино, эту задачу вмес­те с ним решают режиссёр, оператор, актёры, осветители и целые цеха. Знакомясь с театральным искусством, вы nриобретёте опыт и знания, ко­торые помогут вам стать творческими людьми в любои сфере деятель­ности.

Искусство зримых образов. Изображение в театре и кино Тема: а фUЛЬМ - без uзо.

Искусство зримых образов. Изображение в театре и кино Тема: а фUЛЬМ - без uзображенuя на экране сnекmакль не можеm сущесmвоваmь без акmёра на сцене, а фильм - без uзображенuя на экране

цель научиться различать изображение в театре и кино; правильно определять ро.

цель научиться различать изображение в театре и кино; правильно определять роль и место изображения в театре и кино; сравнивать сценические и экранные произведения;

образная выразительность скульптуры и сценического движения едина, потому чт.

образная выразительность скульптуры и сценического движения едина, потому что говорят они на одном языке пластики человеческого тела. (недаром изобразительные искусства называют ещё и пластическими.)

Границы театральных, музыкальных и эстрадных жанров подвижны и меняются в за.

Границы театральных, музыкальных и эстрадных жанров подвижны и меняются в зависимости от запросов времени. Так в недрах классической оперы родились опера-буфф, комическая опера, которые способствовали появлению жанра оперетты, вобравшей в себя лёгкую музыку, вокал и танец. Затем возник жанр мюзикла, а уже в наше время - шоу.

в каждом областном городе, а не только в наших столицах есть драматические т.

в каждом областном городе, а не только в наших столицах есть драматические театры и очень хорошие актёры, интересные режиссёры, талантливые художники. При этом никогда не забываются молодёжь и дети: в нашей стране много театров юного зрителя и кукольных театров, в которых играют как для маленьких, так и для взрослых.

Самый первый русский драматический театр, носящий сейчас имя своего создател.

Самый первый русский драматический театр, носящий сейчас имя своего создателя актёра Фёдора Волкова, был основан в 1750 г. в Ярославле

Вопросы ДЛЯ самопроверки Какие виды искусства и почему называются синтетичес.

Вопросы ДЛЯ самопроверки Какие виды искусства и почему называются синтетическими? В чём различия между спектаклем и фильмом? Кто и как участвует в коллективном творчестве по созданию спектакля? Какие существуют жанры спектаклей и кинофильмов?

Д/З Выполнение реферата или презентации на тему «Что сближает и что отличает.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация подготовлена для учащихся 8 класса, при изучении темы "Театральное искусство".

Сценография и театрально-декорационное искусство Учитель: Кайгородова Наталья Евгеньевна

Сценография

театрально-декорационное

искусство

Учитель:

Кайгородова Наталья Евгеньевна

Цели урока: 1.Понять, какова роль изображения и доля использования живописно-графических выразительных средств, при создании художественного образа спектакля; 2. познакомить учащихся с видами сценического оформления; 3. совершенствовать навыки художественно-изобразительной деятельности; 4. определить роль художника театра в создании спектакля для усиления его эмоционально-образного строя; 5. развивать навыки пространственной композиции; 6. развивать информационную культуру, творческую фантазию, воспитание эмоционально – чувственного отношения к произведениям музыкального и изобразительного искусства.

Цели урока:

1.Понять, какова роль изображения и доля использования живописно-графических выразительных средств, при создании художественного образа спектакля; 2. познакомить учащихся с видами сценического оформления; 3. совершенствовать навыки художественно-изобразительной деятельности; 4. определить роль художника театра в создании спектакля для усиления его эмоционально-образного строя; 5. развивать навыки пространственной композиции; 6. развивать информационную культуру, творческую фантазию, воспитание эмоционально – чувственного отношения к произведениям музыкального и изобразительного искусства.

Сценография – это вид художественного творчества, занимающийся оформлением спектакля и созданием его изобразительно-пластического образа, существующего в сценическом времени и пространстве. В спектакле к искусству сценографии относится все, что окружает актера, все, с чем он имеет дело: декорации, костюмы, бутафория, грим, свет.

Сценография – это вид художественного творчества, занимающийся оформлением спектакля и созданием его изобразительно-пластического образа, существующего в сценическом времени и пространстве. В спектакле к искусству сценографии относится все, что окружает актера, все, с чем он имеет дело: декорации, костюмы, бутафория, грим, свет.


Прежде чем оформлять реальное пространство сцены, художник театра делает макет декорации, предельно точно изображая в компактном масштабе все детали будущего решения сцены.

Прежде чем оформлять реальное пространство сцены, художник театра делает макет декорации, предельно точно изображая в компактном масштабе все детали будущего решения сцены.

Художник формирует

Художник формирует "стиль спектакля", то есть задумывает строгое, либо пышное, торжественное, либо веселое оформление.

Декорации должны соответствовать времени и месту действия, жанру спектакля, характеру его героев.

Декорации должны соответствовать времени и месту действия, жанру спектакля, характеру его героев.

Над созданием целостного образа спектакля участвуют разнообразные театральные службы:

Над созданием целостного образа спектакля участвуют разнообразные театральные службы:

Столярно-сварочный цех

Столярно-сварочный цех

Пошивочно-костюмерный цех

Пошивочно-костюмерный цех

Бутафорский цех

Бутафорский цех

Световой цех

Световой цех

Гримёрный цех

Гримёрный цех

Монтировочный цех

Монтировочный цех

Словарь Партер — плоскость пола зрительного зала с местами для зрителей, обычно ниже уровня сцены. Амфитеа́тр – постройка, представляющая собой ступенеобразно возвышающиеся ряды сидений. Выше зрительских мест в партере и амфитеатра возвышаются ложи бельэтажа, а дальше располагаются 4 яруса с балконами и ложами. Ложа — в традиционном театральном интерьере группа мест, отделённая от соседних боковыми перегородками или барьерами.

Словарь

Как устроена сцена?

  • Театральная сцена – основная часть театрального здания, замкнутая коробка (сценическая коробка), примыкающая к зрительному залу и соединенная с ним портальным отверстием.
  • Театральный занавес - полотнище, закрывающее сцену от зрительного зала.
  • Занавесы бывают: поднимающиеся, раздвигающиеся и подбирающиеся по диагонали к углам зеркала сцены (греческий занавес).
  • Оркестровая яма — специальное помещение для оркестра в театре, находящееся перед сценой. Расположенная ниже уровня партера, оркестровая яма бывает отгорожена от него небольшим барьером.
  • Авансцена – передняя часть сцены несколько выдвинутая в зрительный зал.
  • Софит ы - это металлическая арматура для подвеса осветительных приборов над сценой, поднимаемая и опускаемая с помощью электропривода.
  • Задник- живописное полотно на ткани, которое подвешивается в растянутом виде. Задник является фоном оформления спектакля и располагается сзади других декораций.

Что такое декорация?

Декорация – это устанавливаемое на сцене живописное или архитектурное изображение места и обстановки театрального действия.

Существует два вида декораций: изобразительно-живописные и архитектурно-конструктивные.

Основой изобразительно-живописных декораций является живописный эскиз – двухмерное произведение живописи. Разбивка эскиза на планы, перенесение его отдельных частей на ряд плоскостей, расположенных на различной глубине сцены, производятся в качестве неизбежного средства для того, чтобы живые трехмерные актёры могли поместиться в сценическом пространстве. Живописная декорация в наши дни сохранилась только в балетных спектаклях, где нужна обширная пустая сцена, свободная для танцев

Основой изобразительно-живописных декораций является живописный эскиз – двухмерное произведение живописи. Разбивка эскиза на планы, перенесение его отдельных частей на ряд плоскостей, расположенных на различной глубине сцены, производятся в качестве неизбежного средства для того, чтобы живые трехмерные актёры могли поместиться в сценическом пространстве.

Живописная декорация в наши дни сохранилась только в балетных спектаклях, где нужна обширная пустая сцена, свободная для танцев

Одна из главных заповедей театрального художника - это

Одна из главных заповедей театрального художника - это "работа для актера". Художественное решение спектакля должно помогать артистам строить пластику роли, находить наиболее выгодные в том или ином моменте действия участки сцены, декораций. Художник театра должен быть и портным, во всяком случае, знать, как делается раскрой платья или костюма. Плохо, неумело сделанные костюмы будут только мешать, сковывать актеров, а это не может не отразиться на их игре.

Красочная изобразительность спектакля, яркость театрального представления привлекала лучших живописцев к работе над созданием декораций. - Как вы думаете, кто из выдающихся художников связал своё творчество с театром?

Красочная изобразительность спектакля, яркость театрального представления привлекала лучших живописцев к работе над созданием декораций.

- Как вы думаете, кто из выдающихся художников связал своё творчество с театром?

Мы видим, что действие балета происходит во время Масленицы, праздника, который всегда широко отмечался на Руси. Народные гуляния, ярмарки, пляски, балаганный дед, потешающий толпу – всё нашло отражение в декорации.

Начало весны. Полночь. На Красную горку спускается Весна-красна. Некогда она стала женою сурового старого Мороза, и с тех пор страна берендеев подвержена жестоким зимам и холодам весенним. Из лесу выходит Дед-Мороз. На заре он должен покинуть землю, но его беспокоит судьба Снегурочки: Ярило задумал погубить ее, заронив в ее сердце огонь любви.

Художник изображает какое-то таинство: вот-вот что-то должно произойти. Декорация показывает, что действие происходит в лесу. Земля и ветви деревьев ещё покрыты снегом, речка подёрнута льдом, но воздух уже напоён весенним дыханием весны.

Художник изображает какое-то таинство: вот-вот что-то должно произойти. Декорация показывает, что действие происходит в лесу. Земля и ветви деревьев ещё покрыты снегом, речка подёрнута льдом, но воздух уже напоён весенним дыханием весны.

Итак, что делает художник-декоратор, прежде чем начать работу? - Изучает произведение, сценарий. - Подбирает материал по теме.

Итак, что делает художник-декоратор, прежде чем начать работу?

- Изучает произведение, сценарий.

- Подбирает материал по теме.

Задание на урок Выполнить эскиз декорации к прослушанному произведению

Задание на урок

Выполнить эскиз декорации к прослушанному произведению

Задача создания сценического пространства - одна из самых ответственных и сложных в работе театрального художника. Вспомним, с чего начинается любой из спектаклей. Дан третий звонок, медленно гаснут люстры, занавес плавно раскрывается, и на сцене мы видим.

Задача создания сценического пространства - одна из самых ответственных и сложных в работе театрального художника. Вспомним, с чего начинается любой из спектаклей. Дан третий звонок, медленно гаснут люстры, занавес плавно раскрывается, и на сцене мы видим.

Читайте также: