Кто главный герой рассказа в прекрасном и яростном мире кратко

Обновлено: 06.07.2024

Главные герои

Александр Васильевич Мальцев – главный герой, опытный машинист, любящий всем сердцем своё дело.

Константин – рассказчик, помощник Мальцева, ответственный и порядочный человек.

Краткое содержание

Глава I

Александр Васильевич Мальцев считается лучшим паровозным машинистом в Толубеевском депо. Несмотря на то, что ему было всего тридцать лет, он уже имел квалификацию машиниста первого класса и давно водил скорые поезда. Поэтому неудивительно, что именно его назначили машинистом на новый мощный пассажирский паровоз.

Ранее помощником у Мальцева работал пожилой деповский слесарь Фёдор Петрович Драбанов, но в скором времени он сдал экзамен и ушёл работать машинистом на отдельный паровоз. Вместо Драбанова помощником у Мальцева стал рассказчик. Звали его Константином.

Константин был доволен своим назначением. Он давно хотел поработать в бригаде первоклассного механика, чтобы научиться у него искусству вождения скоростных поездов. А сам Мальцев отнёсся к смене помощника равнодушно. Он всегда внимательно наблюдал за тем, как Костя выполняет свои обязанности, но каждый раз перепроверял лично состояние машины, словно не доверял своему помощнику.

Константин во время движения парохода наблюдал не только за приборами, а и за самим Мальцевым. Он вёл состав с уверенностью великого мастера, ничто не могло ускользнуть из его внимания.

Глава II

Константин работал помощником у Мальцева уже около года. В июле Мальцев совершил свою последнюю поездку в качестве машиниста курьерского поезда. Состав прибыл к ним на четыре часа позже, и диспетчер попросил Александра Васильевича сократить это опоздание, насколько возможно. Мальцев пообещал сделать всё возможное.

Выйдя в степь, Мальцев довёл скорость хода поезда до девяноста километров. Вдруг на горизонте появилась огромная туча, которую пронзали множество молний. Александр Васильевич невольно залюбовался этой картиной.

Вскоре Мальцев и его помощник заметили пыльный вихрь, который несся им навстречу. Тогда стало понятно, что и грозовую тучу буря несёт прямо на них. Через некоторое время свет потемнел вокруг паровоза, даже с включенным прожектором видимости практически не было. Скорость пришлось снизить до шестидесяти километров. Мало того, что ничего не было видно, стало ещё и трудно дышать. Внезапно Костю ослепил резкий синий свет, оказалось, что в них чуть не попала молния. Все заметили эту молнию, кроме Александра Васильевича. Далее они попали в ливень, а потом всё закончилось, и наступила спокойная ночь.

После произошедшего Мальцев признался, что он ослеп и поручил Константину вести дальше поезд самостоятельно. На следующий день Костя сдал паровоз в депо и доложил начальнику о происшествии. Чуть позже выяснилось, что Александр Васильевич снова начал видеть.

Глава III

Вскоре началось следствие, Мальцева отдали под суд. Следователь вызвал Константина для дачи показаний. Костя сказал то, что думал. По его мнению, Мальцев ослеп от удара электромагнитной волны, которая идёт перед молнией. Именно поэтому он уже не видел самой молнии. Но следователя этот аргумент не убедил, потому что даже если так и было на самом деле, почему ослепший Мальцев не передал управление поездом в другие руки, а повёз сотни людей на верную гибель.

После следователя Костя пошёл домой к Александру Васильевичу. Он поинтересовался у своего начальника, почему он не поручил управление поезду ему, после того, как ослеп. Оказывается, Мальцев не понял, что он ослеп, потому что продолжал видеть дорогу впереди поезда. Он настолько привык к одним и тем же картинам за окном, что продолжал их видеть в своём воображении, будто на самом деле. Александр Васильевич рассказал об этом следователю, но следователя интересовали только факты, а не фантазии подсудимого.

Глава IV

Мальцев сел в тюрьму. Костя остался на должности помощника, только уже у другого машиниста. Он скучал по своему прежнему начальнику.

Зимой Костя поехал в гости к своему брату, который учился в университете в областном городе. Там он узнал, что в этом университете есть установка Тесла для создания искусственной молнии.

Косте пришла в голову идея. Вернувшись домой, он написал письмо следователю с просьбой испытать заключённого Мальцева на предмет действия на него электрических разрядов. Следователь долго не отвечал, но затем сообщил, что областной прокурор согласился на этот эксперимент. Через несколько дней Костю вызвали повесткой. Следователь сообщил ему, что после проведённого эксперимента Мальцева освободят, но теперь он снова ослеп. Кроме того, вторая травма, скорее всего, восстановлению не подлежит. Следователь винил себя в том, что согласился на подобную проверку, которая принесла несчастье человеку, но Костя успокоил его, сказав, что лучше быть слепым на свободе, чем зрячим, но несправедливо лишённым свободы.

Глава V

Следующим летом Константин сдал экзамен и стал машинистом. Теперь он ездил на отдельном поезде. Практически каждый раз, когда он подавал паровоз под состав, он видел Мальцева сидящего на скамейке. Облокотившись рукою на трость, он провожал слепыми глазами паровозы. Костя всё время пытался как-то утешить своего бывшего начальника, но тот не мог терпеть жалость по отношению к себе, поэтому каждый раз прогонял его прочь.

Однажды Константин предложил взять Александра Васильевича с собой в рейс, если он будет сидеть тихо и ничего не трогать. Бывший машинист сразу же согласился. На следующий день Костя помог Мальцеву подняться в кабину поезда, посадил его на своё место, и помог ему управлять машиной, положив свои руки поверх его рук. На спокойных участках Костя совсем отходил от Мальцева и смотрел на дорогу с места помощника.

Обратная дорога прошла так же благополучно. Поезд возвращался вовремя, но на последнем перегоне, когда светил жёлтый светофор, Костя не стал притормаживать и продолжил ехать на всех парах. Мальцев сидел спокойно, но его бывший помощник замер в ожидании. Вдруг Александр Васильевич отдал приказ закрыть пар, а затем встал с места и сам протянул руку к регулятору. Он признался, что видит жёлтый свет светофора, и заплакал от счастья.


Место и время действия

События рассказа происходят в 20-30-ые годы XX века в России, в Толубеевском депо неназванного города.

Главные герои

  • Александр Васильевич Мальцев – опытный машинист, который всем сердцем любит свое дело.
  • Константин – помощник Мальцева, ответственный, порядочный молодой человек.

Другие персонажи

  • Следователь – справедливый представитель закона.

Краткое содержание

Глава I

Глава II

Глава III

Мальцева отдают под суд, но доказать невиновность опытного машиниста практически невозможно. Следствию кажется очень подозрительным, что Александр Васильевич прозрел уже на следующий день.

Глава IV

Следователь корит себя в содеянном: он уверен, что безвозвратно загубил невиновного человека.

Глава V

Костя пытается как-то приободрить бывшего машиниста, но все безуспешно. Тогда он решает взять его с собой в рейс. Вновь оказавшись в кабине паровоза и ведя состав под руководством своего бывшего ученика, Александр Васильевич испытывает настоящее блаженство.

И что в итоге?

Александр Васильевич Мальцев — вновь обретает зрение, когда Константин берёт его с собой в рейс.

Константин — успешно сдаёт экзамен на машиниста, самостоятельно водит поезд; берёт с собой в рейс Мальцева, к которому возвращается зрение.

Заключение

В своем произведении Платонов раскрывает множество проблем, среди которых наиболее острыми являются проблемы одиночества, сочувствия, вины и ответственности.

Основные персонажи рассказа

  • Александр Васильевич Мальцев – опытный машинист, который все сердцем любит свое дело.
  • Константин – помощник Мальцева, ответственный, порядочный молодой человек.
  • Следователь – справедливый представитель закона.

Рассказчиком произведения становиться молодой подопечный Мальцева, новенький машинист, который только приступает к своему трудовому делу, однако его парой расстраивает, что тот проявляет явное недоверие по отношению к его проделанной работе. Также молодого напарника огорчал тот момент, что работа с Мальцевым обычно происходила в исключительной тишине без рассказов и обычного человеческого общения, свойственного двум людям работающих вместе.

Однако, все обиды и недомолвки забывались в одночасье в момент, когда пассажирский паровоз отправлялся в путь, напарника Мальцева поражало то, что ему удаётся, так тонко и чутко понимать этот железный механизм, а ещё и не упускать красоту пролетающего мима мира.

Молодой помощник работал у выдающегося машиниста около одного года и удивлялся его истинным талантом выполнять на паровозе порой не мысленные вещи, но всё это идиллии в одночасье было перечёркнуто трагическим событием, которое напрочь перечеркнуло привычный устой жизни Мальцева.

Рассказ Андрея Платонова, является истинным доказательством того, что даже талантливые и успешные в своём деле люди порой жизненно нуждаются в поддержке и понимании со стороны, и становиться уже абсолютно не важным и личные предубеждения, и скрытая гордость.

Старый опытный машинист слепнет во время рейса из-за удара молнии, зрение восстанав­ливается, его судят и приговаривают к тюрьме. Его помощник изобретает тест с искусственной молнией и спасает старика.

Повествование ведётся от лица помощника машиниста Константина.

Константин доволен своим назначением, Мальцеву же всё равно, кто состоит у него в помощниках. Александр Васильевич за работой своего помощника наблюдает, но после этого всегда самолично проверяет исправность всех механизмов.

Позже Константин понял причину его постоянного равнодушия к коллегам. Мальцев чувствует своё превосходство перед ними, потому что понимает машину точнее, чем они. Он не верит, что кто-то другой может научиться ощущать машину, путь и всё окружающее одновременно.

Константин работает у Мальцева помощником около года, и вот пятого июля приходит время последней поездки Мальцева. В этот рейс они берут состав с опозданием на четыре часа. Диспетчер просит Мальцева сократить насколько возможно этот разрыв. Пытаясь выполнить эту просьбу, Мальцев во всю мощь гонит машину вперёд.

В пути их застаёт грозовая туча, и Мальцев, ослеплённый вспышкой молнии, теряет зрение, но продолжает уверенно вести состав к пункту назначения. Константин замечает, что управляет составом Мальцев ощутимо хуже.

На пути курьерского поезда возникает другой состав. Мальцев передаёт управление в руки рассказчика, и признаётся в своей слепоте:

— Костя… Дальше ты поведешь машину, я ослеп.

Аварии удаётся избежать благодаря Константину. Здесь Мальцев признаётся, что ничего не видит. На другой день зрение возвращается к нему.

Александра Васильевича отдают под суд, начинается следствие. Доказать невиновность старого машиниста практически невозможно. Мальцева сажают в тюрьму, а его помощник продолжает работать.

Зимой в областном городе Константин посещает своего брата, студента, живущего в универси­тетском общежитии. Брат рассказывает ему, что в физической лаборатории университета есть установка Тесла для получения искусственной молнии. В голову Константину приходит некоторое соображение.

Возвратившись домой, он обдумывает свою догадку относительно установки Тесла и пишет письмо следователю, ведшему в своё время дело Мальцева, с просьбой испытать заключённого Мальцева, создав искусственную молнию. Если подверженность психики или зрительных органов Мальцева действию внезапных и близких электрических разрядов будет доказана, то его дело надо пересмотреть.

Константин объясняет следователю, где находится установка Тесла, и как нужно произвести опыт над человеком. Долгое время ответа нет, но потом следователь сообщает, что областной прокурор согласился провести предложенную экспертизу в универси­тетской физической лаборатории.

Эксперимент проводят, невиновность Мальцева доказывают, а его самого отпускают. Но в результате опыта старый машинист теряет зрение, и на этот раз оно не восстанавливается.

Константин пытается ободрить слепого старика, но это у него не получается. Тогда он говорит Мальцеву, что возьмёт его в рейс.

Во время этой поездки зрение возвращается к слепому, и повествователь разрешает ему самостоятельно вести паровоз до Толумбеева:

— Веди машину до конца, Александр Васильевич: ты видишь теперь весь свет!

После работы Константин вместе со старым машинистом идут на квартиру к Мальцеву, где сидят всю ночь.

Константин боится оставить его одного, как родного сына, без защиты против действия внезапных и враждебных сил нашего прекрасного и яростного мира.

На полном ходу он останавливает поезд, благодаря чему удается избежать страшной аварии. Мальцев передает управление паровоза своему помощнику, и признается, что ослеп. Зрение к нему возвращается на следующий день.

Мальцева отдают под суд, но доказать невиновность опытного машиниста практически невозможно. Следствию кажется очень подозрительным, что Александр Васильевич прозрел уже на следующий день.

Следователь корит себя в содеянном – он уверен, что безвозвратно загубил невиновного человека.

Костя пытается как-то приободрить бывшего машиниста, но все безуспешно. Тогда он решает взять его с собой в рейс. Вновь оказавшись в кабине паровоза, и ведя состав под руководством своего бывшего ученика, Александр Васильевич испытывает настоящее блаженство.

Заключение

В своем произведении Платонов раскрывает множество тем, среди которых наиболее острыми являются проблемы одиночества, сочувствия, вины и ответственности.


Описание книги для читательского дневника

Главные герои и их краткая характеристика

Александр Васильевич Мальцев – опытный машинист, который всем сердцем любит свое дело.
Константин – помощник Мальцева, ответственный, порядочный молодой человек.
Следователь – справедливый представитель закона.

Краткое содержание и сюжет

Глава I

Глава II

Глава III

Мальцева отдают под суд, но доказать невиновность опытного машиниста практически невозможно. Следствию кажется очень подозрительным, что Александр Васильевич прозрел уже на следующий день.

Глава IV

Следователь корит себя в содеянном: он уверен, что безвозвратно загубил невиновного человека.

Глава V

Костя пытается как-то приободрить бывшего машиниста, но все безуспешно. Тогда он решает взять его с собой в рейс. Вновь оказавшись в кабине паровоза и ведя состав под руководством своего бывшего ученика, Александр Васильевич испытывает настоящее блаженство.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Костя работает помощником у великого машиниста Мальцева. Паровоз попадает в грозу и вспышка молнии ослепляет всех. Мальцев чуть не губит людей, потому что не понимает, что ослеп. Его судят и садят в тюрьму, но Костя добивается эксперимента. Мальцев снова становится слепым, и Костя берет его на паровоз. Мальцев начинает видеть свет и ведет паровоз на станцию.

План пересказа

  • Великий машинист
  • Костя работает помощником
  • Вспышка молнии
  • Неуверенный Мальцев
  • Экстренное торможение.
  • Мальцев ослеп
  • Мальцев снова видит
  • Суд над Мальцевым
  • Воображение машиниста
  • Мальцев в тюрьме
  • Установка Теслы
  • Мальцев снова слепой
  • Мальцев на паровозе
  • Желтый сигнал
  • Прекрасный и яростный мир

Основная мысль

Не все в мире зависит от желания человека, но сдаваться все равно нельзя.

Чему учит

Рассказ учит бороться за свое счастье, учит никогда не отступать и не сдаваться. Учит смело смотреть в лицо опасностям, учит верить в свои силы. Учит не бояться сил слепой природы. Учит самим вершить свою судьбу.

Отзыв и что понравилось

Мне очень понравился этот рассказ и особенно действия его героя, Кости. Ведь этот человек почувствовал неумолимость и безжалостность слепых сил яростного мира, но не сдался и не покорился им. Он стал бороться и победил. А значит шанс на победу есть всегда и нельзя его упускать.

Вывод и мое мнение

В своем произведении Платонов раскрывает множество проблем, среди которых наиболее острыми являются проблемы одиночества, сочувствия, вины и ответственности.

Читайте также: