Педагогическое значение и задачи курса обществознание в начальной школе

Обновлено: 16.05.2024

Современное общество ставит перед школой задачу воспитать гражданина, способного принимать активное участие в развитии своего Отечества. В связи с этим проблеме обществоведческого образования учащихся уделяется большое внимание на всех ступенях образования, в том числе и в начальной школе, где предлагаемые обществоведческие курсы носят характер пропедевтический, т.е. вводный, первоначальный.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………3
Методика преподавания обществознания…………………………………3
Основные факторы обучения……………………………………………….3
Задачи методики преподавания……………………………………….…3-4
Предмет и задачи курса теории и методики
преподавания обществознания………………………………………….4-7
Словесный метод обучения………………………………………………7-9
Заключение…………………………………………………………………..9
Список литературы…………………………………………………………10

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по предмету

Методика преподавания обществознание в начальной школе

Выполнила студентка 1 курса

Заочного отделения 1Б группы

Климова Екатерина Игоревна

  1. Методика преподавания обществознания…………………………………3
  2. Основные факторы обучения……………………………………………….3
  3. Задачи методики преподавания……………………………………….… 3-4
  4. Предмет и задачи курса теории и методики

преподавания обществознания………………………………………… .4-7

Современное общество ставит перед школой задачу воспитать гражданина, способного принимать активное участие в развитии своего Отечества. В связи с этим проблеме обществоведческого образования учащихся уделяется большое внимание на всех ступенях образования, в том числе и в начальной школе, где предлагаемые обществоведческие курсы носят характер пропедевтический, т.е. вводный, первоначальный.

На уроках обществоведческого характера начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества, закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, конкретизируются опорные понятия: окружающий мир, природа, человек и природа, общество, Россия, Земля - планета.

1.Методика преподавания обществознания

Метод - это способ достижения какой - либо цели, решение конкретной задачи.

Методика преподавания обществознания - это отрасль педагогической науки, исследующая процесс обучения обществоведческой науки, исследующая процесс обучения обществоведческим дисциплинам с целью повышения его эффективности и качества. Она призвана совершенствовать процесс обучения, его организацию, основные факторы, а также рассматривать вопросы: зачем учить? Чему учить? Как учить?

Предметом данной методики является педагогический процесс обучения, преподавание учителем и изучение учениками общественных дисциплин. Объектом изучения являются содержание, организации, формы и методы обучения.

2. Основные факторы обучения:

    • Цели, определяемые государством и обществом;
    • Содержание и структура обществоведческого образования;
    • Научно - методическая организация процесса обучения

    3. Задачи методики преподавания:

      • Конкретизировать цели по классам, темам уроков;
      • Отбирать содержимое в соответствии с целями;
      • Выбирать и использовать наиболее эффективные методы, приемы и средства обучения;
      • Моделировать оптимальные способы и формы организации учебного вопроса;
      • Разрабатывать критерии оценки результатов в обучении
      • Программировать результаты обучения.

      4.Предмет и задачи курса теории и методики преподавания обществознания

      Общества как объект изучается комплексом общественных наук. Предмет их изучения различен. Так предметом исторической науки является прошлое в его конкретности и неповторимости. Предметом других общественных наук являются закономерности жизни общества в целом, либо отдельных его сфер.

      Различия между обществознанием и историческим образованием вытекает из различия 2х групп общественных наук:

      1) Собственно исторические науки изучают события прошлого человечества в их индивидуальном облике и многообразии (вертикальный срез общества)

      2) Обществознание изучает существующую действительность в обобщенном виде (горизонталь срез общества)

      В условиях перехода России к постиндустриальному обществу возраст значение социально-гуманитарных знаний:

      1) социология - это единственная из наук (кроме истории) которое рассматривает общество в целом. Она позволяет выводить закономерности и тенденции протекания социальных процессов, прогнозировать будущие события

      2) антропология включает в себя несколько разделов:

      а) социальная антропология рассматривает человека творящего, несущего ответственность за результаты собственной деятельности

      б) философская антропология осмысливает проблему человеческой природы и человеческого бытия. Права и свободы, которыми обладает современный человек предполагает одновременное возрастание ответственности личности за свое поведение перед самим собой а так же перед другими людьми

      3) психология - наука, которая рассматривает межличностные взаимоотношения в больших и малых группах.

      4) экономика - наука о способах хозяйствования. Особенно актуальна в условиях движения России к рыночной экономике. В настоящее время, результаты труда гораздо в большей степени, чем раньше, зависит от личного выбора, частной инициативы, экономической подготовке каждого.

      5) политология - наука о политике, т.е. об устройстве распределении и осуществлении власти. Значение данной науки возрастает в связи с тем, что в условиях политического плюрализма от суммы индивидуальных политических позиций зависит общая политическая картина. Укрепление демократии возможно только в том случае, когда в сознании большинства граждан укоренятся демократические ценности, которые из взглядов превратятся в принципы.

      7) социальная экология - дисциплина, позволяющая глубже понимать взаимодействие человека и природы, способствую экологически грамотному поведению всех и каждого.

      8) культурология - дисциплина, формирующая целостное представление обо всей совокупности культурных феноменов изучаемых в школе.

      По мнению, доктора социологических наук, автора ряда учебных пособий по обществознанию, Альберта Ивановича Кравченко, современное обществознание обладает собственным предметом и методами исследования. По его мнению, обществознание представляет собой содружество родственных дисциплин: философии, психологии, социальной психологии, экономики, социологии, антропологии, правоведения которые образуют самостоятельную подсистему научного знания - социальное знание. Обществознание, слово, встречающееся только в русском языке. В других странах ему соответствует выражение social studies (социально исследование). В словаре Вебстера термин social studies определяется следующим образом: часть курса обучения в школе или колледже, включающие вопросы социальных отношений и функционирования общества, которые рассматриваются в различных науках. В зарубежной школе в область социального знания входят такие дисциплины как: история, социология, политическая наука, антропология, экономика, сравнительная психология, социальная география, международные отношения, сравнительное правоведение. Согласно второму подходу, под обществознанием понимается образовательная область, которая охватывает совокупность научных знаний о человеке и обществе формируется на базе таких наук как: социология, философия, политология, психология, право, этика, эстетика, социальная экономика, философская антропология, социальная психология.

      В современной школе, обществознание, как правило, представлено междисциплинарным курсом включающий в себя данные различных наук. Помимо этого, в зависимости от профиля школы, а так же от запросов учащихся могут изучаться отдельные модульные курсы (экономика, социология, право, философия).

      Можно считать курс обществознания в школе элементарным, а модульные курсы продвинутыми. Обществоведческое образование занимает особое место в системе общего образования, выполняя своими средствами те задачи, которые не в состоянии выполнить ни один другой учебный предмет:

      1) Обществознание формирует предпосылки для самоопределения личности во всей системе общественных отношений: экономических, социальных, национальных, политических, культурно-мировоззренческих. К таким предпосылкам относятся достаточно полные знания обо всех сферах жизни общества

      2) Обществоведческое образование способствует реализации права учащихся на свободный выбор мнений и убеждений: представления о множественности подходов и сложности решения общественных проблем, а также критичности мышления формируемой при рассмотрении различных точек зрения на изучаемые проблемы.

      3) Обществознание способствует формированию у учащихся адекватной современному уровню знаний картины мира.

      4) Обществознание способствует формирования адекватного мировому уровню общей культуры. Это происходит за счет культурологической составляющей его содержания, а так же путем формирования существенных элементов мировоззренческой, экологической, экономической, политической, правовой, нравственный культуры (научных представлений, способов деятельности, ценностных ориентаций)

      5) Обществознание способствует формированию у учащихся гражданской культуры, которая включает в себя политическую, правовую, экономическую, и нравственно-патриотическую составляющую. Она охватывает не только взаимоотношения гражданина и государства, но и различные аспекты отношений в гражданском обществе.

      Все эти требования (создание предпосылок для самоопределения личности; реализации права на свободный выбор мнения оценок; формирование научной картины мира, общей, а так же гражданской культуры) сформулированы в законе об образовании. Таким образом, значение обществознания в современной школе возрастает.

      5.Словесные методы обучения

      К словесным методам обучения относятся рассказ, лекция, беседа и др. В процессе их разъяснения преподаватель посредством слова излагает, объясняет учебный материал, а обучаемые посредством слушания, запоминания и осмысливания активно его воспринимают и усваивают.

      Рассказ. Этот метод предполагает устное повествовательное изложение учебного материала, не прерываемое вопросами к обучаемым. Этот метод предполагает устное повествовательное изложение учебного материала, не прерываемое вопросами к обучаемым.

      Возможно несколько видов рассказа - рассказ-вступление, рассказ-изложение, рассказ-заключение. Цель первого - подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, которое может быть проведено другими методами, например, беседой. Этот вид рассказа характеризуется относительной краткостью, яркостью, эмоциональностью изложения, позволяющий вызвать интерес к новой теме, возбудить потребность в ее активном усвоении. Во время такого рассказа в доступной форме сообщаются задачи деятельности учеников.

      Учебная лекция. Как один из словесных методов обучения учебная лекция предполагает устное изложение учебного материала, отличающееся большой емкостью, чем рассказ, большой сложностью логических построений, образов, доказательств и обобщений. Лекция, как правило, занимает все занятие, в то время как рассказ занимает лишь его часть. Как один из словесных методов обучения учебная лекция предполагает устное изложение учебного материала, отличающееся большой емкостью, чем рассказ, большой сложностью логических построений, образов, доказательств и обобщений. Лекция, как правило, занимает все занятие, в то время как рассказ занимает лишь его часть.

          • формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
          • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

          Основными задачами реализации содержания курса являются:

              1. формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
              2. осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
              3. формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
              4. формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

              Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

              Общая характеристика курса

                  1. идея многообразия мира;
                  2. идея целостности мира;
                  3. идея уважения к миру.

                  Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

                  Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.

                  Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

                  В сегодняшнем обществе в связи с увеличивающи­мися темпами цивилизационного развития и возрастающей сложностью современной действительности все более важной становится необходимость формирования у детей младшего возраста целостной картины мира.

                  2. Цели и содержание обучения обществознанию

                  Изучение обществознания в начальной школе пресле­дует следующие цели.

                  Сформировать первичные представления о человеке, окружающем мире, стране, малой родине, гражданстве, го­сударстве, правилах и нормах жизни в обществе, о взаимо­связи явлений окружающего мира, познакомить школьни­ков с важнейшими фактами из истории Родины, с событиями современности.

                  Подготовить школьников к изучению истории, геогра­фии, краеведения, граждановедения, обществознания в сред­ней школе.

                  Развивать у учащихся следующие умения: выделять главную мысль и факты в отрывке учебного исторического текста, сравнивать отдельные исторические события, аргу­ментировать свои знания (приводить примеры, называть су­щественные признаки), составлять простой план историчес­кого рассказа, составлять рассказ по иллюстрациям, работать с хронологией (соотносить год с веком, устанавливать после­довательность событий, работать с понятиями: прошлое, на­стоящее, будущее), показывать основные объекты на исто­рической и географической карте, уметь извлекать информацию не только из вербальных и текстовых, но и из невербальных источников (изобразительная и предметная наглядность), объяснять некоторые исторические термины.

                  4. Воспитывать интерес, толерантное отношение и уваже­ние к истории и культуре народов, формировать ценностные ориентации и убеждения учащихся на основе опыта истории, закладывать первоначальные основы мировоззрения.

                  Если в средней школе превалируют образовательные цели, то в начальной более важно развитие ребенка. Перед средней школой стоит задача преподавания систематическими курса­ми учебных предметов. Начальная же школа должна обеспе­чить готовность к овладению систематическими курсами. Та­ким образом, на учителях начальных классов лежит большая ответственность. Ведь если элементарные навыки не будут сформированы, то потом в средней школе ученики окажутся неподготовленными к усвоению необходимых знаний.

                  Обществознание – это комплекс дисциплин, объект исследования которых – разнообразные стороны жизни общества.

                  В современном обществе из-за все возрастающих темпов цивилизационного развития, а также возрастанием сложности современной действительности, все сложнее становится необходимость сформировать у детей младшего возраста целостную картину мира.

                  На сегодняшний день в разных школах России в начальных классах начал появляться предмет, основой которого является человек и целостное общество в прошлом и настоящем. Этот предмет может называться по-разному в зависимости от школы:

                  Понятие образовательной области знаний дает возможность школе и учителю самостоятельно называть предметы и расставлять акценты на курсе. Методике работы с историческим материалом в начальной школе должно отводиться много времени, так как это необходимо для удовлетворения требований образовательного минимума, в котором основная часть отводится именно историческим материалам.

                  Готовые работы на аналогичную тему

                  Цели изучения обществознания в начальной школе

                  Цели и содержание обучения обществознанию в начальной школе:

                  • формировать ряд первичных представлений, касающихся человека, окружающего мира, страны, малой родины, гражданства, государства, правил и норм жизни общества, а также взаимосвязь явлений окружающего мира, ознакомить младших школьников с наиболее значимыми фактами из истории Родины, а также событиями современного периода;
                  • подготавливать учащихся к изучению истории, географии, краеведения, граждановедения и обществознания в средней и старшей школе, то есть на более высоком уровне;
                  • развитие у учеников начальной школы следующих умений и навыков: выделение главной мысли и фактов в отрывке учебных исторических текстов, сравнивать отдельные исторические события, аргументировать имеющиеся у них знания, то есть приводить примеры и называть ряд существенных признаков. Также дети учатся составлению простых планов исторического рассказа, составлению рассказа по иллюстрациям, работе с хронологией, то есть соотнесению года с веком, установлению последовательности событий, работе с понятиями прошлого, настоящего и будущего. Также дети учатся демонстрации основных объектов на исторической и географической картах, умению извлекать необходимую информацию не только из вербальных и текстовых источников, но и из невербальных, например, образцов предметной и изобразительной деятельности, объяснению некоторых исторических терминов;
                  • воспитывать интерес и толерантное отношение и уважение к истории и культуре народов, формировать ряд ценностных ориентаций и убеждений учащихся, основанных на историческом опыте, закладывать первоначальные мировоззренческие основы.

                  Если в начальной школе преобладает ряд образовательных целей, то в начальной школе важнее развитие детей. Перед средней школой ставят задачу преподавать систематические курсы учебных предметов. В начальной же школе должны обеспечить готовность ребенка овладевать систематическими курсами. Иными словами, учителя начальных классов несут большую ответственность по сравнению с учителями среднего и старшего звена школы. Так как если у детей не сформируются элементарные, базовые навыки, то позже, в средней школе, у учеников не будет достаточного уровня подготовленности для усвоения необходимого объема знаний.

                  Содержание преподаваемой в начальной школе обществоведческой информации находится в прямой зависимости от массы факторов. Например, от учебников и учебных пособий, которые имеются в распоряжении учащихся, интересов учителя, преподающего данный предмет, специфики школы, но, не зависимо от названия курса, какие бы акценты не были в него введены, в любом случае, в него должен быть включен обязательный минимум содержания начального общего образования. Данный документ закреплен Государственным образовательным стандартом и введен приказом Министерства образования.

                  На сегодняшний день учебник представляет собой основное средство обучения и один из основных источников систематизированных знаний.

                  На современном рынке учебных пособий представлено огромное количество учебников по обществознанию. Нужно отметить, что ни в одном из них не охвачен весь образовательный объем, только отдельные его разделы. Полнее и разнообразнее всего представлен и разработан пропедевтический исторический курс. Для некоторых учебников существуют методические пособия для учителей и рабочие печатные тетради. То есть, можно вести речь об учебных комплектах.

                  Текстовые материалы должны быть образны, просты и доступны для понимания детей младшего школьного возраста, с иллюстративным и картографическим материалом. В тексте не должно быть громоздких синтаксических конструкций, которые ребенок не в силах понять.

                  Безусловно, свою роль играет и структура текста. Хорошо, если важные моменты выделены другим шрифтом, например, важные слова, которые необходимо запомнить, определения и пр. Присутствует словарь терминов, так как курс обществознания предполагает использование незнакомых для детей слов, требующих объяснения доступным детям образным языком.

                  Читайте также: