Как рекомендуется выражать замечания ребенку по его работе в доу с рисунком

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Консультация для педагогов

учитель-логопед Т.А. Степанова

Речь – величайший дар природы человеку. Ее зарождение, развитие и становление приходится на дошкольный возраст. Именно в этот период закладывается базовый словарь формируется грамматическая сторона речи, ребенок овладевает звуковой культурой речи и богатством интонационной выразительности. А главное, он овладевает речью как необходимым компонентом общения, в процессе которого речь и формируется.

Для активизации процесса развития речи необходимо наличие речевой мотивации, создание эмоционально благополучной атмосферы, способствующей возникновению желания участвовать в речевом общении. Необходимо помнить, что речь теснейшим образом связана с мышлением и воображением, так же интенсивно развивающимися в дошкольном возрасте. Дошкольникам свойственно преобладание наглядно-образного мышления наряду с наглядно-действенным (в младшем дошкольном возрасте) и зарождающимся логическим мышлением ( в старшем дошкольном возрасте). На протяжении всего дошкольного детства средства наглядности играют важнейшую роль, во многом определяя нормальное и полноценное развитие.

Цель предлагаемых демонстрационных картин – помочь взрослым развить все стороны речи ребенка (лексическую, грамматическую, произносительную, связную)

Основная особенность пособия – может использоваться при работе во всех возрастных группах.

Обязательными моментами при работе с картинами являются следующие:

Рассматривание. Во всех возрастных группах решается такая задача, восприятие сюжета. Это мотивирует ребенка к речевой активности ( если есть что рассматривать, то есть о чем говорить). Поэтому в каждой картине предусмотрено несколько мини-сюжетов, объединенных общей темой.

Решение широкого круга речевых задач. Для каждой группы формулируется свой круг задач развития речи, относящихся к разным сторонам речи: лексической (словарь), грамматической, произносительной, связной (диалогической и монологической формам).

Связь с детской художественной литературой. Содержание некоторых мини-сюжетов, детали картины мотивируют ребенка на то, чтобы вспомнить (воспроизвести) отдельные произведения детской художественной литературы и познакомиться с новыми (Привести примеры)

Рассмотрим работу с картинами в разных возрастных группах.

МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (3-4 года)

При работе с картинами у детей развиваются речь, восприятие, память, внимание. Основной метод: рассматривание картины в целом и ее отдельных мини-сюжетов.

При рассматривании педагоги акцентируют внимание на закрепление и расширение словаря. Уточняются:

названия предметов, объектов, действий (деятельность и действия детей), например: «Кто изображен на картине? Что делают дети? Девочка собирает куклу на прогулук. Что надето на кукле? Перечисли. Что еще можно надеть? Назови. Перечисли . Что делают? Что делали? Что собираются делать? (Приведите примеры своих вопросов для детей мл.дош.возраста).

(Приведите примеры своих вопросов для детей мл.дош.возраста).

Вводятся и расширяются обобщающие понятия (одежда, игрушки, овощи, фрукты), например: «Во что одеты дети? (мальчики, девочки)? С кем играют дети? И т.п.

(Приведите примеры своих вопросов для детей мл.дош.возраста).

Картины позволяют начать работу по подготовке к обучению монологической речи (повествованию и описанию). Дети упражняются в составлении простых высказываний с элементами описания. (перечисления) и повествования (динамика событий или действий). Они соотносят описания объектов и предметов с героями на картинках. Например, воспитатель говорит: «Я опишу мальчика (девочку), а вы найдите его (ее).

Особое направление в работе с картинами – выход на пересказ знакомых текстов (отрывков), знакомство с произведениями детской художественной литературы и их повторение.

Основная форма проведения занятий по развитию речи на основе демонстрационных картин – беседа. Особенностью организации занятий с детьми младшего дошкольного возраста является обязательное предварительное рассматривание картины и последующая работа с ней.

Предварительное рассматривание организуется накануне занятия (желательно во второй половине дня). Это необходимо для того, что бы адаптировать детей к сюжету. Тогда на занятии, длительность которого небольшая, детям будет легче сконцентрировать внимание на запланированных педагогом моментах.

СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (4-5 лет)

При работе с картиной у детей развиваются речь, восприятие, внимание, память. Основной метод: рассматривание картины в целом и ее отдельных мини-сюжетов.

В среднем дошкольном возрасте предусмотрено следующее усложнение.

Словарь. Дети подбирают действия к предмету (объекту), например: «Что делает девочка на картинке? Что еще может делать эта девочка? (Девочка может качаться, кататься, возить каляску и т.д.) Перечисление действий может происходить по аналогии с действиями других персонажей картины.

Расширяется круг обобщающих понятий (транспорт, посуда); вводятся антонимы (большой – маленький (дети), высоко – низко (башня из кубиков), далеко – близко, медленно – быстро, веселый – грустный и т.д.

Грамматический строй. Дети образуют существительные с помощью уменьшительно-ласкательных и других суффиксов, прилагательные от существительных (игрушка – игрушечный, бумага – бумажная, елка – елочные и др.) Согласуют существительные с числительными (например, рассматриваются шары и шишки на елке) и прилагательные с существительными. Например: дети раскрашивают изображения разных предметов. Сначала они раскрасили шар. Девочка выбрала красный цвет. У нее получился…. Красный шар. Мальчик выбрал синий цвет… У него получился… синий шар. (слово мужского рода). Далее по аналогии прорабатываются слова женского (шапка, ручка, машина) и среднего рода (ведро, окно, пальто), а так же слова во множественном числе (листья, грибы, варежки).

Детей готовят к обучению монологическим типам речи. Составляются простые перечисления для описания предметов, объектов, качеств, свойств, действий и т.д. Например, ребенок собирает пирамидку. У него разноцветные кольца: красное. Синее, зеленое, желтое, белое. Составляются простые повествовательные высказывания (высказывания педагога изменяются и в них добавляются эпизоды; 2-3 разобранных мини-сюжета соединяются в один.

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (5-7 лет)

При работе с картинами у детей развиваются речь, восприятие, внимание, воображение, мышление, память. Основные методы: рассматривание картины в целом и ее отдельных мини-сюжетов, сравнение и сопоставление.

Многие игровые упражнения и задания связаны с активизацией воображения детей, например: «Как вы думаете, что строят дети из кубиков? Как вы думаете, что нашел ребенок в коробке? Как вы думаете, почему ребенок закрыл глаза? Кого встречает ребенок и почему? Откуда появилось письмо на елке? Как вы думаете, зачем ребятам вода, коробка и лупа?

При работе с картинами предусмотрено следующее усложнение.

Словарь. Расширяется круг обобщающих понятий (вещи, действия, предметы); закрепляются антонимы и вводятся синонимы (бегает – несется, интерес – увлечение, грустный – печальный и др.) Вводятся образные выражения, фразеологические обороты (слушать, затаив дыхание; в руках все горит и др.); отрабатывается многозначность слов (кипеть – кипит вода в кастрюле, кипят дела) и т.п.

Грамматический строй. Дети образуют слова, используя следующие способы: суффиксальный (самолет – самолетик, шар – шарик, лиса-лисичка, волк- волчище и др.), переход из одной части речи в другую (рисовать – рисунок, водить – водитель, интерес – интересный, еда – есть и др.). Закрепляется умение строить предложения сложных конструкций: сложносочиненные (например, с союзом а: Малыши строят башни, а старшие дети – дом.) и сложноподчиненные (например, с союзом потому что: Воспитательница читает малышам книгу, потому что они не умеют читать.)

В 6-7 лет особое внимание следует уделить составлению контаминированных (смешанных) высказываний. В данном случае также можно использовать рассказывание по цепочке, при котором не только чередуются повествовательные (динамические ) части, но и вставляются описания (героев, предметов), диалоги. Воспитатель договаривается с детьми о последовательности, в которой все вышеперечисленное будет включено в повествование. Можно ввести условные знаки: стрелка – продолжить повествование, карандаш – вставить описание героя. Педагог начинает повествование, останавливается, поднимает карточку и указывает на определенного ребенка, который продолжает рассказ. По сигналу взрослого ребенок останавливается, и далее все повторяется снова. Варианты работы: предыдущий ребенок указывает на следующего; дети работают парами (в этом случае можно вставлять диалоги героев).

Замечание ребёнку можно сделать так, что оно будет восприниматься им более мягко и более уважительно. Такой способ общения помогает ребенку сохранять положительную самооценку, помогает четко и структурировано понять, что вы чувствуете, что вам не нравится, какое поведение вы от него ожидаете.

Замечание состоит из трёх этап ов :

Если вы будете все время использовать эти фразы, то сможете заметить - насколько легче стало договариваться с ребёнком.

Во-первых, вы говорите о себе, о своем отношении к тому, что происходит, это помогает ребенку понять, что у родителей тоже есть свои чувства, родители испытывают свои состояния.

Во-вторых, вы четко и конкретно описываете, что ребенок делает неправильно.

Это, конечно, не волшебный способ получить от ребенка то, чего вы хотите. Это просто форма замечания, которую можно использовать, чтобы более эффективно общаться с ребенком. Когда вы делаете замечания таким образом, ребенок тоже учится более вежливым, более уважительным формам поведения.

Оценить 510 0

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №24 ст.Кавказская муниципальное образование Кавказский район.

Рекомендация для родителей

Воспитатель Полицковая Т.В.

Дата проведения март 2016 год.

2015 – 2016 учебный год

Как делать ребенку замечания?

Далеко не всегда ребенок радует родителей своим поведением. Поэтому без критики и замечаний в воспитании никак не обойтись. Расшалился ли ребенок в транспорте, неаккуратно оделся или грубо повел себя – множество жизненных ситуаций требуют обязательной реакции родителей. Как делать замечания ребенку, чтобы, с одной стороны, это было эффективно, а с другой – не задело чувств ребенка и не нанесло ему обиды?

Критика должна быть содержательной

Замечание должно быть актуальным

Критикуйте с уважением и ради блага ребенка

Наверняка вы сталкиваетесь с тем, что ваш ребёнок как будто не слышит ваших замечаний , не обращает на них внимание или даже делает всё наоборот.

Среднестатистический ребенок слышит в течение дня 432 замечания

Почему ребенок не понимает мои замечания:

— Не кричи
— Не бегай
— Не трогай
— Не ври
— Не ходи грязный
— Не разбрасывай игрушки
— Не валяй дурака

Как правильно формулировать ребенку замечания

Просто перефразируйте ваше обращение к ребёнку и из отрицания нежелательного действия сделайте призыв к желательному действую. На самом деле, это совсем не сложно.

Пример правильно сформулированных замечаний ребенку

В этих примерах ребёнок чётко и ясно слышит, что ему нужно делать, что вы от него хотите. Ему проще следовать именно таким фразам, чем фразам, описывающим, что ему делать не нужно.

Упражнение с использованием удачных и неудачных замечаний ребенку

Ребенок вас лучше понимает, когда вы правильно делаете замечания

Конечно, на первых порах вам потребуется следить за тем, что вы говорите. Но зато результаты не заставят себя ждать. Вы увидите, насколько вашему ребёнку легче будет понимать и выполнять ваши просьбы. Вы заметите, насколько меньше времени потребуется на то, чтобы он начал действовать в правильном направлении . Совсем немного практики и вам станет уже привычнее говорить именно так, а не иначе.

Поделитесь в комментариях:
- Часто ли вы делаете замечания своему ребенку?
- Какой пример правильно сформулированных замечаний вам больше всего понравился?

P.S. Понравилась статья? Пожалуйста, поделитесь ею с друзьями, нажав на кнопки соцсетей или мессенджеров.

И, как всегда, буду рада вашим комментариям и вопросам.

Если ребенок поступил неправильно, наша цель, как родителей - сделать так, чтобы ребенок ощутил сожаление о содеянном. Чтобы он внутри себя осознал, что поступил плохо и захотел бы больше так не поступать.

Главное не просто вычитать ребенка за то, что нас родителей раздражает. Главное, что бы он испытал сожаление и нежелание это повторять. Если этого при критическом замечании не происходит - то и говорить об этом без толку.

Как критиковать детей правильно

Как делать замечания ребенку: 6 советов

1. КРИТИКОВАТЬ МАЛО!

Если критики слишком много - ее никто не слышит. Родитель - как надоевшая заезженная пластинка для ребенка.

2. НЕ ВЫЧИТЫВАТЬ РЕБЕНКА В ГНЕВЕ.

НЕ говорить того, что не будет услышано или то, что будет сказанное не правильно.

Если родитель реагирует в гневе - это не то что нужно. Нужно дать время успокоиться и себе и ребенку. И потом в спокойной атмосфере объяснить, что было не так.

Если ты понимаешь, что сейчас взорвешься от гнева и раздражения, - лучше вообще молчать и ничего не сказать о поступке. Скажи потом. Когда успокоишься.

Единственное, что можно себе позволить сразу - это грозное, гневное, недовольное лицо.

Как делать замечания ребенку: 6 советов

3. ВАЖНО ПОРИЦАТЬ ПОСТУПОК, А НЕ РЕБЕНКА.

Не наклеивать ярлыки "ленивый", "злой", "грязнуля". Наша оценка - это то зеркало, в которое смотрит ребенок. Каким мы его называем, таким он себя считает.

Делая замечание ВАЖНО возвысить ребенка над его проступком. Показать ему нашу веру в то, что он может измениться к лучшему. Выразить ему свою признательность!

"Такому аккуратному мальчику жить в такой неубранной комнате?"

"Такому проворному парню целый день сидеть на диване?"

"Такому любящему брату обижать свою сестру?"

Критика должна быть ПОЗИТИВНОЙ, СОЗИДАТЕЛЬНОЙ! Если ребенку постоянно промывать мозги негативной критикой - это раздавит его и сделает безвольным.

4. ГОВОРИТЬ ЧТО ДЕЛАТЬ, А НЕ ЧТО НЕ ДЕЛАТЬ.

Когда мы критикуем ребенка, нужно говорить не о том, что он должен НЕ делать. А то что он Должен делать!

Делая замечание в позитивной форме мы меняем атмосферу в доме. Мы НЕ подавляет своим и замечаниями, а созидаем!

Поэтому родителям всегда так важно видеть "стакан наполовину полным" в отношении детей. Отмечать хорошее, а не зацикливаться на плохом. Тогда ребенок захочет меняться.

Первая реакция на поведение ребенка должна быть положительной - ЗА РЕБЕНКА! Тогда ребенок не будет защищаться и отмахиваться от ваших замечаний.

Поэтому сначала подчеркиваем то хорошее, что есть. А потом добавляем немного рекомендаций по исправлению. "Как хорошо ты можешь посуду! Ну просто супер! Ой смотри еще в уголочке тут нужно домыть. "

5. НАДЕЖДА НА ИСПРАВЛЕНИЕ.

В СВОЕМ замечании важно дать ребенку надежду на исправление. К примеру сказать, что нечто у него получается УЖЕ лучше:

"Сейчас ты гораздо меньше плачешь, чем раньше",

"В твоей комнате уже намного больше порядка, чем раньше".

6. БЫТЬ РЕБЕНКУ ДРУГОМ.

Для того, чтобы твое замечание и советы были УСЛЫШАНЫ ребенком, нужно быть его другом! А значит и замечания делать по-дружески! Злой тон, разгневанное лицо не помогут тому, чтобы ваше замечание было принято. Это выполнят. Но к глубинному исправлению это не приведет. И крики нужно будет повторять снова и снова.

Чтобы замечание коснулось сердца ребенка - важно говорить спокойно, позитивно и дружелюбно. Делайте замечания ребенку в такой ФОРМЕ, как вы бы делали его своему любимому взрослому другу. Тогда это замечание приведет к исправлению поведения, а не к самозащите ребенка.


По лекции Ашера Кушнира "Основные принципы воспитания детей"

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Читайте также: