Кто должен заниматься воспитанием детей школа или родители

Обновлено: 07.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Кто в ответе за воспитание детей: семья или школа?

Главный смысл и цель семейной

жизни — воспитание детей.

Главная школа воспитания

детей — это взаимоотношения

мужа и жены, отца и матери.

В.А. Сухомлинский

Работая в школе 3 год, я все чаще сталкиваюсь с ситуациями, когда родители пытаются переложить ответственность за воспитание своих детей на учителей. Данный вопрос меня всегда возмущал и вводил в замешательство. Являясь матерью, я всегда задаю себе вопрос: а можно ли так халатно снимать с себя ответственность за воспитание своего родного ребенка?

Воспитание — важная и неотъемлемая часть образовательного процесса, направленная на достижение двух взаимосвязанных целей: обеспечение процесса социализации гражданина в обществе и поддержку процесса индивидуализации личности.

В связи с этим возникает закономерный вопрос: кто же должен воспитывать детей — семья или школа? Большинство людей бы ответили: и семья, и школа! А если перефразировать вопрос: кто должен быть ведущим в воспитании детей — семья или школа? Если выслушать ответы, то выясняется, что ни семья, ни школа не хотят взять власть в вопросе воспитания в свои руки .

Справедливости ради нужно заметить, что не ко всем обучающимся относится вышеперечисленное. Но подавляющее большинство детей это дети недолюбленные, никому ненужные, предоставленные сами себе. И здесь в большой степени лежит вина на семье, поскольку родители, увлечённые зарабатыванием денег, забывают о своих детях и полностью поручают школе воспитание своих чад. При этом совершенно не берут во внимание, что современная школа учит, но воспитание в большей степени – это всё же дело семьи. 63 статья СК Российской Федерации гласит:

Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.

Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами.

И вот здесь необходимо помнить главное: человека воспитывают не словами, а собственным примером. И этот пример ребёнок должен видеть именно в семье. Это касается и вопросов обучения труду (важно, чтобы не на словах, а на деле и мама, папа участвовали в домашних делах), и вопросов общения с представителями старшего поколения (чтобы и мама, и папа бережно обращались со своими родителями, заботились о них), и подверженности вредным привычкам (чтобы и мама, и папа не злоупотребляли алкоголем, никотином, не употребляли слов ненормативной лексики), и вопросов формирования навыков тактичного поведения, как в семье, так и за порогом дома.

На мой взгляд, родители подрастающего поколения уделают много времени гаджетам, но не своим собственным детям. Гораздо проще сунуть после тяжелого рабочего дня своему ребенку планшет с мультиками, а самому отдохнуть, пообщаясь с давними друзьями в социальных сетях. В настоящий момент мы не видим лиц, не понимаем чувств окружающих, для нас важнее свое собственное спокойствие, комфорт. Ребенку очень важно присутствие каждого родителя рядом, его любовь, живое общение, так он сам учится любить. Но в реальном времени мы имеем поколение детей бездушных, неспособных любить, ценить чужой труд, и это вина не только школы, это вина в большей степени родителей. Лишь собственным примером родитель может привить своему чаду следующие качества: любовь, милосердие, доброту, уважение и т.д.

Все, кто носит очень высокое звание – родитель, должны помнить: вы сегодня закладываете своё будущее благополучие или неблагополучие. Ведь достаточно быстро ваши дети повзрослеют и возмужают, а вы состаритесь и обретёте букет заболеваний. И только от вас сейчас зависит, будут ли и ваши дети с вами обращаться бережно и заботливо или забудут о вашем существовании и будут проживать свою молодую жизнь, не заботясь о вас. Мое мнение по этому вопросу таково: школа должна принимать участие в воспитании детей, но большая ответственность лежит на родителях. Пройдет 11 лет и Ваши деты выйдут за пределы школы, возможно даже больше не вернутся в её стены, но с Вами они будут постоянно.

В сентябре вступит в силу закон о воспитании обучающихся. У школ, колледжей и вузов будет год (до 1 сентября 2021 г.) на то, чтобы включить рабочие программы воспитания и календарный план воспитательной работы в свои образовательные планы. О том, что это значит для родителей, рассказала директор по развитию Национальной родительской ассоциации Марианна Шевченко:

- Воспитание - зона ответственности не только семьи, но и школы, ведь ребенок проводит в ней большую часть дня. Новый закон расставляет акценты и усиливает его роль в образовании. Родители эту инициативу очень поддерживают. Но нужно понимать, как именно школа будет воспитывать: насколько это современно, интересно и понятно детям. Главное - чтобы воспитание не превратилось в формальный процесс написания учебных планов и отчетов. Еще один важный момент - школа и родители должны работать вместе, договориться, какие ценности они будут транслировать. Скоро начнутся родительские собрания - неплохо было бы на них обсудить, как мы будем воспитывать гражданскую идентичность, патриотизм. И еще момент. Весь прошлый месяц Национальная родительская ассоциация проводила экспертные встречи - мы разложили "по полочкам"- с подробными практическими советами - лучшие примеры семейного и школьного воспитания. Ведущие учителя провели нам мастер-класс, как интересно и неформально можно реализовать этот закон. Запись этих встреч доступна на Youtube-канале Национальной родительской ассоциации "Семейный траблшутинг с Марианной Шевченко".


Кто всё-таки должен воспитывать ребёнка — семья или школа? Некоторым учителям и родителям трудно определиться с ответом. Педагог Елена Сарычева уверена, что в этом процессе участвуют и родители, и школа. Главное для них — сотрудничать, а не предъявлять взаимные претензии.

Просмотрев ещё порядка пяти источников, я пришла к выводу, что под воспитанием всегда понимается целесообразный и организованный процесс, основной задачей которого является развитие личности.

Воспитание — многогранное понятие. Оно бывает не только нравственным, но и эстетическим, трудовым, физическим, умственным, гражданским, экологическим, правовым, политическим, экономическим.

Относительно педагогов:

Относительно родителей:

На этом можно было бы сказать: расходимся, господа, тема исчерпана!. Но дебаты в разгаре, а обвинения регулярно валятся на учителей от родителей и обратно.

На мой взгляд, всё это связано с нежеланием нести отвественность, причём с обеих сторон: и со стороны семьи, и со стороны школы. Ведь если задуматься, когда возникают такого рода претензии? Когда что-то происходит, что-то обязательно плохое. Когда ученик или ученица выходят из-под контроля.


Тузики, волнушки и спасатели. 8 типов родителей, которых встречает каждый учитель

Мнения о том, кто должен воспитывать детей главным образом — семья или семья вместе со школой, — делятся среди россиян примерно поровну, показали данные опроса ВЦИОМ.

По мнению 44 процентов респондентов, в воспитании ребенка прежде всего должны участвовать оба родителя. При этом мужчины чаще, чем женщины, говорят о том, что мать и отец должны делать это в равной степени.

В то же время 42 процента опрошенных убеждены, что воспитание детей — это в первую очередь обязанность и семьи, и школы. Женщины выражали такую точку зрения чаще, чем мужчины.

По оценке еще 12 процентов опрошенных, кроме родителей, в воспитании должны участвовать бабушки и дедушки.

Менее всего популярны среди опрошенных убеждения о главной роли в воспитании матери и профессиональных нянь — такое мнение озвучили только по одному проценту опрошенных.

Читайте также: