Что такое феномен по канту кратко

Обновлено: 04.07.2024

ФЕНОМЕН — 1. Явление, постигаемое в чувственном опыте.
2. Объект чувственного созерцания — в отличие от его сущностной основы (ноумена — как предмета интеллектуального созерцания).
3. Редкое, необычное явление; выдающийся в некоем отношении индивид.

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин, 1998, с. 885-886.

Феномен

ФЕНОМЕН (от греч. φοανόμενον — являющееся), философское понятие, означающее 1) явление, постигаемое в чувственном опыте; 2) объект чувственного созерцания, в отличие от его сущностей основы — ноумена (как предмета интеллектуального созерцания). В истории философии понятие феномен интерпретируется в зависимости от истолкования человеческого опыта: как проявление и выражение сущности или идеи (неоплатонизм, Лейбниц, Шеллинг, Гегель); как познаваемая действительность — мир явлений (феноменов), которые упорядочиваются научными методами и априорными схемами трансцендентального субъекта (Кант и неокантианство); как субъективные переживания, комбинации ощущений, психических ассоциации, к которым сводится опыт и вся реальность (Беркли, Юм, феноменализм).

Феномен (НФЭ, 2010)

Читая философские тексты, можно встретить понятия ноумен и феномен, особенно активно использовавшиеся Иммануилом Кантом. В этой статье я простым языком и максимально понятно попытаюсь объяснить, в чем суть этих понятий.

Начнем с ноумена . Термин начали использовать греческие философы, в частности, он есть у Платона и у неоплатоников. Это понятие означает мир умопостигаемых сущностей, то есть вещей, существующих вне нашего чувственного восприятия. Иными словами - то, что можно мыслить, но невозможно воспринять органами чувств.

В отличие от ноумена, феномен является предметом чувственного мира, то есть он дан нам в ощущениях. Отсюда греки выводили, что в процессе познания есть два основным метода постижения истины - один чисто рациональный, то есть имеет дело с идеями, мыслями, а другой эмпирический, то есть связанный с опытом, когда знания человек получает благодаря своим органам чувств.

Например, субстанцию (основу мира) мы можем только мыслить, это понятие ноуменальное. А мороженое мы можем ощутить на вкус, увидеть его и т.д. То есть это предмет феноменального мира.

Средневековая философия переняла многое из учения Платона и неоплатоников, в том числе понятия ноумена и феномена. Особое внимание мыслители того периода уделяли ноумену, поскольку ассоциировали его с тем, что имеет отношение к Богу. Поскольку в религиозной философии Бог - центральное понятие, то и понимание истины было теологическим. Бог отождествлялся с истиной.

Значит, истина существует объективно, независимо от того, знаем мы ее или нет. Цель познания - постижение этой истины, то есть Бога.

Можно упомянуть понимание ноумена у катаров, которых официальная церковь считала еретиками. Согласно их учению, чувственный (феноменальный) мир, в котором существуют люди, на самом деле не истинен, потому что Бог его не создавал. Именно поэтому он конечен, подвержен смерти. В отличие от этого конечного, насквозь несовершенного мира, истинный мир - ноуменальный. Он создан Богом. То есть мир ноуменов истинен и первичен.

Противоречия ноуменального и феноменального миров нашли свое выражение потом в схоластическом споре между номиналистами и реалистами.

В Новое время понятия ноумена и феномена в своей трансцендентальной философии использовал И. Кант, о чем было упомянуто выше. Он рассматривал их уже в рамках рациональной философии, выйдя за рамки теологии. Для Канта ноуменальный мир - внеопытный, то есть он вне рамок чувственного опыта. Поэтому его невозможно познать до конца. Таким образом, мир ноуменов - это вещь-в-себе.

Феномены же относятся к познаваемой части мира, поскольку доступны нам благодаря опыту. Это вещь-для-нас. Про ноумены мы можем только думать, с феноменами же имеем дело в реальности.

КАНТ (Kant) Иммануил (1724–1804) – немецкий философ, создатель трансцендентального идеализма.

ВЕЩЬ В СЕБЕ (нем. Ding an sich selbst) – философское понятие, содержание которого составляет вся совокупность предметов внешнего мира, независимого от сознания и воли людей. Понятие вещи в себе органически связано с развитием материализма.

Однако понятие вещи в себе относится Кантом не только к трансцендентному нечто, вызывающему чувственные восприятия. Ведь если человек как познающий субъект создает (правда, при посредстве независимых от него вещей в себе) мир явлений, то он сам не может быть только явлением, т.е. одним лишь представлением. Поэтому человек, по Канту, есть не только явление, но и вещь в себе. Это, в частности, относится

ФЕНОМЕН (греч. φαινόμενον, от φαίνεσθαι – являться, быть видимым, также – казаться) – явление, предмет, данный в чувственном созерцании.




Вещь В Себе - по Канту, вещь, существующая для себя самой, независимо от познающего субъекта, “истинное” бытие, “проявления” которого суть эмпирические вещи и на которое именно эти “проявления” и указывают.

Вещь В Себе - одно из центральных понятий гносеологии, а затем и этики Канта. Вещь В Себе – это то, чем предметы познания являются сами по себе, как существующие вне и независимо от нас, от нашего познания, его чувственных и логических форм. Вещь В Себе - исходный пункт кантовской “Критики чистого разума”, являясь существеннейшей опорой всей его гносеологической конструкции. Со стороны В. в С., по Канту, как бытия, отличного от нашей чувственности, к нам идут воздействия, происходит “аффицирование чувственности” и таким образом определяется, в конечном счете, все содержание постигаемого. Что же касается формы этого постигаемого, то она целиком определяется активностью человеческого интеллекта – априорными формами сознания, которые, в свою очередь, также пробуждаются благодаря воздействию предметов (В. в С.) на органы чувств.

Важнейшей характеристикой В. в С. в философии Канта является также тезис о том, что теоретическое познание возможно только относительно явлений, но не относительно В. в С., т.е. постулат о непознаваемости последней и, соответственно, противопоставление явления, с одной стороны, и В. в С., – с другой.

е ноумена и феномена

Если под ноуменом мы разумеем вещь, поскольку она не есть объект нашего чувственного созерцания, так как мы отвлекаемся от нашего способа созерцания ее, то такой ноумен имеет негативный смысл. Если же под ноуменом мы разумеем объект нечувственного созерцания, то мы допускаем особый способ созерцания, а именно интеллектуальное созерцание, которое, однако, не свойственно нам и даже сама возможность которого не может быть усмотрена нами; такой ноумен имел бы положительный смысл. (Критика чистого разума).

Следовательно, понятие ноумена есть только демаркационное понятие, служащее для ограничения притязаний чувственности и потому имеющее только негативное применение. (Критика чистого разума).

Поэтому деление предметов на феномены и ноумены, а мира — на чувственно воспринимаемый и умопостигаемый недопустимо в положительном смысле, хотя понятия и допускают деление на чувственные и интеллектуальные понятия, ибо последние не имеют никаких соответствующих им предметов, и потому их нельзя выдавать за объективно значимые. (Критика чистого разума).

…еще большей нелепостью было бы, если бы мы совсем не признавали никаких вещей самих по себе или стали считать наш опыт единственно возможным способом познания вещей, следовательно, наше созерцание в пространстве и времени - единственно возможным созерцанием, а наш дискурсивный рассудок - прообразом всякого возможного рассудка, стало быть, принимали бы принципы возможности опыта за всеобщие условия вещей самих по себе.

Билет 11

КАНТ (Kant) Иммануил (1724–1804) – немецкий философ, создатель трансцендентального идеализма.

ВЕЩЬ В СЕБЕ (нем. Ding an sich selbst) – философское понятие, содержание которого составляет вся совокупность предметов внешнего мира, независимого от сознания и воли людей. Понятие вещи в себе органически связано с развитием материализма.

Однако понятие вещи в себе относится Кантом не только к трансцендентному нечто, вызывающему чувственные восприятия. Ведь если человек как познающий субъект создает (правда, при посредстве независимых от него вещей в себе) мир явлений, то он сам не может быть только явлением, т.е. одним лишь представлением. Поэтому человек, по Канту, есть не только явление, но и вещь в себе. Это, в частности, относится

ФЕНОМЕН (греч. φαινόμενον, от φαίνεσθαι – являться, быть видимым, также – казаться) – явление, предмет, данный в чувственном созерцании.

Вещь В Себе - по Канту, вещь, существующая для себя самой, независимо от познающего субъекта, “истинное” бытие, “проявления” которого суть эмпирические вещи и на которое именно эти “проявления” и указывают.

Вещь В Себе - одно из центральных понятий гносеологии, а затем и этики Канта. Вещь В Себе – это то, чем предметы познания являются сами по себе, как существующие вне и независимо от нас, от нашего познания, его чувственных и логических форм. Вещь В Себе - исходный пункт кантовской “Критики чистого разума”, являясь существеннейшей опорой всей его гносеологической конструкции. Со стороны В. в С., по Канту, как бытия, отличного от нашей чувственности, к нам идут воздействия, происходит “аффицирование чувственности” и таким образом определяется, в конечном счете, все содержание постигаемого. Что же касается формы этого постигаемого, то она целиком определяется активностью человеческого интеллекта – априорными формами сознания, которые, в свою очередь, также пробуждаются благодаря воздействию предметов (В. в С.) на органы чувств.

Важнейшей характеристикой В. в С. в философии Канта является также тезис о том, что теоретическое познание возможно только относительно явлений, но не относительно В. в С., т.е. постулат о непознаваемости последней и, соответственно, противопоставление явления, с одной стороны, и В. в С., – с другой.

е ноумена и феномена

Если под ноуменом мы разумеем вещь, поскольку она не есть объект нашего чувственного созерцания, так как мы отвлекаемся от нашего способа созерцания ее, то такой ноумен имеет негативный смысл. Если же под ноуменом мы разумеем объект нечувственного созерцания, то мы допускаем особый способ созерцания, а именно интеллектуальное созерцание, которое, однако, не свойственно нам и даже сама возможность которого не может быть усмотрена нами; такой ноумен имел бы положительный смысл. (Критика чистого разума).

Следовательно, понятие ноумена есть только демаркационное понятие, служащее для ограничения притязаний чувственности и потому имеющее только негативное применение. (Критика чистого разума).

Поэтому деление предметов на феномены и ноумены, а мира — на чувственно воспринимаемый и умопостигаемый недопустимо в положительном смысле, хотя понятия и допускают деление на чувственные и интеллектуальные понятия, ибо последние не имеют никаких соответствующих им предметов, и потому их нельзя выдавать за объективно значимые. (Критика чистого разума).

…еще большей нелепостью было бы, если бы мы совсем не признавали никаких вещей самих по себе или стали считать наш опыт единственно возможным способом познания вещей, следовательно, наше созерцание в пространстве и времени - единственно возможным созерцанием, а наш дискурсивный рассудок - прообразом всякого возможного рассудка, стало быть, принимали бы принципы возможности опыта за всеобщие условия вещей самих по себе.

Кант Иммануил немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии, стоящий на грани эпох Просвещения и Романтизма.

Феномен–явление, т.е. чувственное восприятие вещи, как она является нам(в повседневной жизни имеем дело с феноменами).

Ноумен–постигаемая сущность явления, проникновение нашего мышления вглубь предмета–промежуточная стадия между феноменом и вещью в себе.

Имея дело с феноменом, мы постигаем ноумен, но никогда не познаем вещь в себе. Чтобы ориентироваться в мире феноменов, мы используем априорные формы рассудка, которые живут в нашем сознании, но которых нет в реальной жизни(меридианы есть на карте, но их нет на самом деле).

Несоответствие феномена и вещи в себе–основание для скандала в философии: мы знаем, что мир существует, но доказать это логически не сможем. Мы будем работать не с предметами, а с их феноменами.

Категорический императив Канта

Категори́ческий императи́в (нем. kategorischer Imperativ, от лат. imperativus — повелительный) — понятие, введённое Кантом в рамках его концепции автономной этики и призванное объединить идею о независимости нравственных принципов от внешней среды и необходимое единство этих принципов.

Человек по Канту, есть высшая ценность. У каждого человека есть свое достоинство. Он оберегает свое достоинство. Но он должен понимать, что достоинство другого человека есть, следовательно, тоже высшая ценность. Человек обладает свободой выбора поступка. Поступки людей оцениваются с позиций категорий добра и зла.

Есть ли во внешнем мире образец, эталон добра? Есть ли конкретная личность как носитель этого эталона? Нет такой личности. Но почему же мы имеем представление о добре и зле? Это понятие нам дано свыше. Наше нравственное сознание неизбежно приходит к выводу, что есть Бог как символ нравственного идеала.

Исходя из этих двух положений (человек есть высшая ценность, а Бог есть символ нравственного идеала), Кант формулирует свой нравственный закон, который должен регулировать нравственные отношения между людьми. Этот закон носит название категорический императив (предписание). Суть его в следующем:

  1. поступай так, чтобы правило твоей воли могло иметь силу принципа всеобщего законодательства; такое правило должно распространяться на всех, в том числе и на тебя;
  2. к человеку нельзя относиться как к средству для решения своих интересов.

Такая трактовка нравственного закона ставит Канта в ряд великих гуманистов.

Гегель. Законы диалектики

Георг Гегель (1770 – 1831) самый выдающиеся представитель немецкой классической философии. Создал грандиозную философскую систему, теоретически обобщившую всё научное знание его эпохи. Родился в Штутгарте, в семье высокопоставленного чиновника. В молодости Гегель отличался радикальным образом мышления. Он выступал против феодально-монархических порядков Пруссии, посадил дерево свободы в честь Великой французской буржуазной революции. Философия Гегеля была господствующим идейным течением в Германии XIX в. Сложилась большая группа последователей Гегеля, развивавших его взгляды.

разработал свой диалектический метод.

Высшей ступени своего развития диалектика в идеалистической форме достигла в философии Гегеля (177О-1831), который был великим представителем объективного идеализма. Гегелевская система объективного идеализма состоит из трех основных частей. В первой части своей системы - в "Науке логики" - Гегель изображает мировой дух (называемый им здесь "абсолютной идеей") таким, каким он был до возникновения природы, т.е. признает дух первичным. Идеалистическое учение о природе изложено им во второй части системы - в "Философии природы". Природу Гегель как идеалист считает вторичной, производной от абсолютной идеи. Гегелевская идеалистическая теория общественной жизни составляет третью часть его системы - "Философию духа". Здесь абсолютная идея становится по Гегелю "абсолютным духом". Таким образом, система взглядов Гегеля носила ярко выраженный идеалистический характер.

Философия истории Гегеля

Георг Гегель (1770 – 1831) самый выдающиеся представитель немецкой классической философии. Создал грандиозную философскую систему, теоретически обобщившую всё научное знание его эпохи. Родился в Штутгарте, в семье высокопоставленного чиновника. В молодости Гегель отличался радикальным образом мышления. Он выступал против феодально-монархических порядков Пруссии, посадил дерево свободы в честь Великой французской буржуазной революции. Философия Гегеля была господствующим идейным течением в Германии XIX в. Сложилась большая группа последователей Гегеля, развивавших его взгляды.

Гегель в философии истории осмыслил развитие человека через ступени развития мирового разума. В философии духа Гегель осмыслил проблемы права, нравственности, государства. Красной нитью через философию истории проходит идея свободы, поэтическое рассматривается как царство реализованной свободы. Легальность и моральность соединяются в образ нравственности, формы ее появления: семья, гражданское общество и государство.
Гегель отдавал приоритет общественного над частным, родового над индивидуальным, аоэтическое развитие индивида происходит аналогично развитию рода. Сознание по сути социально и исторично.

Кант Иммануил немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии, стоящий на грани эпох Просвещения и Романтизма.

Феномен–явление, т.е. чувственное восприятие вещи, как она является нам(в повседневной жизни имеем дело с феноменами).

Ноумен–постигаемая сущность явления, проникновение нашего мышления вглубь предмета–промежуточная стадия между феноменом и вещью в себе.

Имея дело с феноменом, мы постигаем ноумен, но никогда не познаем вещь в себе. Чтобы ориентироваться в мире феноменов, мы используем априорные формы рассудка, которые живут в нашем сознании, но которых нет в реальной жизни(меридианы есть на карте, но их нет на самом деле).

Несоответствие феномена и вещи в себе–основание для скандала в философии: мы знаем, что мир существует, но доказать это логически не сможем. Мы будем работать не с предметами, а с их феноменами.

Категорический императив Канта

Категори́ческий императи́в (нем. kategorischer Imperativ, от лат. imperativus — повелительный) — понятие, введённое Кантом в рамках его концепции автономной этики и призванное объединить идею о независимости нравственных принципов от внешней среды и необходимое единство этих принципов.

Человек по Канту, есть высшая ценность. У каждого человека есть свое достоинство. Он оберегает свое достоинство. Но он должен понимать, что достоинство другого человека есть, следовательно, тоже высшая ценность. Человек обладает свободой выбора поступка. Поступки людей оцениваются с позиций категорий добра и зла.

Есть ли во внешнем мире образец, эталон добра? Есть ли конкретная личность как носитель этого эталона? Нет такой личности. Но почему же мы имеем представление о добре и зле? Это понятие нам дано свыше. Наше нравственное сознание неизбежно приходит к выводу, что есть Бог как символ нравственного идеала.

Исходя из этих двух положений (человек есть высшая ценность, а Бог есть символ нравственного идеала), Кант формулирует свой нравственный закон, который должен регулировать нравственные отношения между людьми. Этот закон носит название категорический императив (предписание). Суть его в следующем:

  1. поступай так, чтобы правило твоей воли могло иметь силу принципа всеобщего законодательства; такое правило должно распространяться на всех, в том числе и на тебя;
  2. к человеку нельзя относиться как к средству для решения своих интересов.

Такая трактовка нравственного закона ставит Канта в ряд великих гуманистов.

Гегель. Законы диалектики

Георг Гегель (1770 – 1831) самый выдающиеся представитель немецкой классической философии. Создал грандиозную философскую систему, теоретически обобщившую всё научное знание его эпохи. Родился в Штутгарте, в семье высокопоставленного чиновника. В молодости Гегель отличался радикальным образом мышления. Он выступал против феодально-монархических порядков Пруссии, посадил дерево свободы в честь Великой французской буржуазной революции. Философия Гегеля была господствующим идейным течением в Германии XIX в. Сложилась большая группа последователей Гегеля, развивавших его взгляды.

разработал свой диалектический метод.

Высшей ступени своего развития диалектика в идеалистической форме достигла в философии Гегеля (177О-1831), который был великим представителем объективного идеализма. Гегелевская система объективного идеализма состоит из трех основных частей. В первой части своей системы - в "Науке логики" - Гегель изображает мировой дух (называемый им здесь "абсолютной идеей") таким, каким он был до возникновения природы, т.е. признает дух первичным. Идеалистическое учение о природе изложено им во второй части системы - в "Философии природы". Природу Гегель как идеалист считает вторичной, производной от абсолютной идеи. Гегелевская идеалистическая теория общественной жизни составляет третью часть его системы - "Философию духа". Здесь абсолютная идея становится по Гегелю "абсолютным духом". Таким образом, система взглядов Гегеля носила ярко выраженный идеалистический характер.

Философия истории Гегеля

Георг Гегель (1770 – 1831) самый выдающиеся представитель немецкой классической философии. Создал грандиозную философскую систему, теоретически обобщившую всё научное знание его эпохи. Родился в Штутгарте, в семье высокопоставленного чиновника. В молодости Гегель отличался радикальным образом мышления. Он выступал против феодально-монархических порядков Пруссии, посадил дерево свободы в честь Великой французской буржуазной революции. Философия Гегеля была господствующим идейным течением в Германии XIX в. Сложилась большая группа последователей Гегеля, развивавших его взгляды.

Гегель в философии истории осмыслил развитие человека через ступени развития мирового разума. В философии духа Гегель осмыслил проблемы права, нравственности, государства. Красной нитью через философию истории проходит идея свободы, поэтическое рассматривается как царство реализованной свободы. Легальность и моральность соединяются в образ нравственности, формы ее появления: семья, гражданское общество и государство.
Гегель отдавал приоритет общественного над частным, родового над индивидуальным, аоэтическое развитие индивида происходит аналогично развитию рода. Сознание по сути социально и исторично.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).



Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.


Ноумен – это понятие философии, обозначающее некую сущность явления, которая не является очевидной. Ее постигают (если это вообще возможно) при изучении и глубинном исследовании. Обычно в философии этому понятию противопоставляют такой термин, как феномен. Это понятие означает нечто, лежащее на поверхности. Когда мы смотрим на какой-нибудь предмет или же явление, они воздействуют на нас, на наши органы чувств. Очень часто этот эффект мы принимаем за сущность. Феномен и ноумен – термины, которые часто путают, а еще принимают одно за другое. Попробуем же в этом кратком очерке разобраться в том, что такое скрытая сущность и доступна ли она нам вообще, по мнению философов.

Ноумен это

Смысл

Феномен и ноумен

История

Ноумен в философии канта

Средние века

Ноумен – это термин, который очень широко употреблялся не только в античное время. Традиция эта сохранялась и в европейском Средневековье. Прежде всего было чрезвычайно популярным восприятие совокупности ноуменов как иного, интеллигибельного мира, который доступен только разуму.

Ноумен в философии это

Ноумен в философии Канта

Кант объяснял свое понимание ноуменов следующим образом. Вещи и предметы, которые мы созерцаем и чувствуем, разумеется, находятся вне нас. Но их сущности нам неизвестны. Все формы и качества, которые мы в них видим – или, вернее, им приписываем – такие как протяженность, тепло или холод, место или цвет, являются скорее субъективными свойствами нашего способа мышления и метода познания. А как все это выглядит на самом деле, мы не знаем. Наш опыт говорит нам о том, что нечто существует и каково оно. Но в чем его сущность, понять нам не дано. Различие феноменов и ноуменов представляет, по мнению философа, своеобразную демаркационную линию, которая указывает нам на недостатки нашего разума.

Ноумен и априорные идеи

Читайте также: