Роль разных видов деятельности в развитии воображения у детей школьного возраста

Обновлено: 15.05.2024

Воображение играет важную роль в психическом развитии младшего школьника. Оно дополняет восприятие элементами прошлого опыта, собственными переживаниями ребенка, преобразует прошлое и настоящее за счет обобщения, соединения с эмоциями, чувствами, ощущениями, представлениями. Благодаря воображению осуществляется планирование и целеполагание, при котором будущий результат деятельности младшего школьника создается в воображении, существует в его сознании и направляет его активность на получение желаемого результата. Воображение обеспечивает антиципацию, моделирование и создание образа будущего (положительных или отрицательных последствий определенных действий, хода взаимодействия, содержания ситуации) посредством обобщения элементов прошлого опыта ребенка и установления причинно-следственных связей между его элементами. Если младший школьник лишен возможности реально действовать или находиться в определенной ситуации, тогда силой своего воображения он переносится туда и совершает действия в своем воображении, осуществляя этим замещение реальной действительности воображаемой. Кроме того, воображение является важной основой для понимания младшими школьниками других людей и межличностной коммуникации, способствуя представлению переживаемых другими в данный момент времени эмоций и состояний. Таким образом, воображение занимает важное место в структуре психической деятельности ребенка, включаясь в ее когнитивный эмоционально-чувственный и поведенческий компоненты; является неотъемлемой частью учебной и других видов деятельности, социального взаимодействия и познания младших школьников: участвует в произвольной регуляции познавательных процессов и психических состояний ребенка, влияет на характер протекания эмоциональных и волевых процессов, обеспечивает целенаправленное планирование и программирование различных видов деятельности.

В младшем школьном возрасте развиваются воссоздающее (репродуктивное) воображение, предполагающее создание образов по словесному описанию или условному изображению, и творческое (продуктивное) воображение, которое отличается значительной переработкой исходного материала и созданием новых образов. Основное направление в развитии воображения в младшем школьном возрасте заключается в постепенном переходе ко все более правильному и полному отражению действительности на основе накопленных знаний, от простого произвольного комбинирования представлений к логически аргументированному их комбинированию.

Отличительной особенностью воображения младшего школьника является также его опора на конкретные предметы, без которых им сложно создавать образы воображения. Точно так же при чтении и рассказывании младший школьник опирается на изображение, на конкретный образ. Без этого ученики затрудняются вообразить, воссоздать описываемую ситуацию. В начале младшего школьного возраста воображение опирается на конкретные предметы, но с возрастом на первое место начинает выступать слово.

В процессе обучения при общем развитии способности саморегуляции и управления своей умственной деятельностью воображение становится также все более управляемым и контролируемым процессом, и образы его возникают в рамках учебных задач, связанных с определенным содержанием учебной деятельности. Учебная деятельность способствует интенсивному развитию воссоздающего воображения. В процессе учебной деятельности младшим школьникам сообщается много описательных сведений, что требует от них постоянного воссоздания образов, без которых невозможно осмыслить учебный материал и усвоить его, т. е. воссоздающее воображение младшего школьника с самого начала обучения включено в целенаправленную учебную деятельность. Основой для воображения младшего школьника являются его представления. Поэтому развитие воображения во многом зависит от сформированной у ребенка системы тематических представлений о различных предметах и явлениях окружающего мира.

Младший школьный возраст в целом можно считать наиболее благоприятным, сензитивным периодом для развития творческого воображения, фантазии. Игры, продуктивная деятельность, общение младших школьников отражают силу их воображения. В их рассказах, разговорах реальность и воображаемые образы часто смешиваются, и представляемые нереальные явления могут в силу закона эмоциональной реальности воображения переживаться детьми как вполне реальные. Переживание их бывает настолько интенсивным, что младшие школьники чувствуют необходимость рассказать об этом. Такие детские фантазии нередко воспринимаются окружающими людьми как проявления лживости и обмана. Однако если эти выдуманные ребенком рассказы не преследуют какую-либо выгоду, то они являются не ложью, а фантазированием, находящимся в разладе с реальной действительностью. По мере взросления ребенка такое фантазирование перестает быть простым продолжением фантазирования дошкольника, который сам верит в свою фантазию, как в реальность. Младшие школьники начинают осознавать условность своего фантазирования, его несоответствие действительности.

В сознании младшего школьника сосуществуют реальные конкретные знания и строящиеся на их основе увлекательные образы воображения. С возрастом роль фантазии, оторванной от реальной действительности, снижается, а реализм детского воображения возрастает, что обусловлено расширением кругозора и общей осведомленности об окружающей действительности и развитием критичности мышления. Реализм воображения проявляется в создании образов, не противоречащих действительности, но не обязательно являющихся точным воспроизведением реальных событий. Вопрос о реализме детского воображения связан с вопросом об отношении возникающих у младших школьников образов к действительности. Реализм детского воображения проявляется во всех доступных ему видах деятельности: в играх, в изобразительной и конструктивной деятельности, при слушании сказок и пр. В игровой деятельности, например, у ребенка с возрастом увеличивается требовательность к правдоподобию в игровой ситуации. Хорошо известные события ребенок стремится изобразить реально, как бывает в жизни, а изменение реальной действительности часто вызывается незнанием, неумением связно, последовательно изобразить действительные события. Реализм воображения в младшем школьном возрасте особенно ярко проявляется при выборе атрибутов игровой деятельности. В отличие от дошкольников, младшие школьники производят строгий отбор игрового материала по принципу его максимальной близости к настоящим предметам. Вносимые в процессе игровой деятельности детьми младшего школьного возраста поправки к игровой ситуации, воображаемым образам придают игре воображаемые черты, все более соответствующие реальной действительности.

На протяжении младшего школьного возраста происходят следующие изменения в воображении (рис. 2.5):

Основные направления развития воображения младшего школьника

• совершенствование планирования создания образов воображения;

• увеличение точности и определенности образов воображения;

• возрастание разнообразия и оригинальности продуктов воображения;

• уменьшение элементов репродуктивного воспроизведения образов;

• увеличение реализма и контролируемости образов воображения;

• усиление связи воображения с мышлением;

• переход воображения из деятельности, нуждающейся во внешней опоре, в самостоятельную внутреннюю деятельность на основе речи.

Рис. 2.5. Развитие воображения в младшем школьном возрасте

1. Сначала образы воображения расплывчаты, неясны, постепенно они становятся более точными и определенными.

2. В образах воображения сначала отражается только несколько признаков, а к концу младшего школьного возраста гораздо больше, причем существенных.

3. Переработка образов, накопленных знаний и представлений в 1 классе незначительна, а к 3 классу у детей накапливается гораздо больше знаний и образы воображения становятся разнообразней, обобщенней и ярче.

4. Вначале всякий образ воображения требует опоры на конкретный предмет или его изображение, модель, а затем постепенно развивается опора на слово, которое позволяет младшим школьникам создать мысленно новый образ.

В младшем школьном возрасте в целом дети могут вообразить себе гораздо меньше, чем взрослый человек, но у них отмечается большее доверие образам своего воображения и более слабый их контроль. Поэтому часто создается впечатление о том, что воображение детей развито больше, чем у взрослых. Однако знаний и представлений, составляющих материал, из которого строятся образы воображения, у младших школьников гораздо меньше, чем у взрослого человека. Характер используемых младшими школьниками способов синтезирования образов воображения, их комбинаций, качество и разнообразие также значительно уступают взрослым. Отсутствие развитого самоконтроля в фантазировании порождает иллюзию легкости, с которой ребенок продуцирует все новые и новые образы воображения. Дети обладают лишь большей яркостью образов, они также слабо их контролируют.

Воображение младшего школьника отличается наличием элементов репродуктивного, простого воспроизведения. Первоначально воображение младших школьников отличается незначительной переработкой имеющихся представлений. В игровой или продуктивной деятельности дети отображают увиденное и пережитое почти в той последовательности, в какой оно имело место в их личном опыте. По мере взросления количество элементов репродуктивного, простого воспроизведения в воображении младшего школьника становится все меньше и меньше. В дальнейшем усиливается творческая переработка представлений и развитие творческого воображения.

М.Э. Ванник[43] выделила основные этапы творческого воображения у детей младшего школьного возраста:

• подготовительный (побуждение к созданию),

• вынашивание замысла (эскиз, зарисовка: этот этап у детей может быть свернут), реализация замысла (создание конкретного произведения),

• представление результата (например, выставка работ, этот этап для детей имеет особое значение).

Развитию творческого воображения способствуют следующие условия: включение учащихся в различные виды деятельности, использование нетрадиционных форм проведения уроков, создание проблемных ситуаций, экскурсии, применение ролевых игр, самостоятельное выполнение работы, планирование работы по выполнению изделий, использование различных материалов, использование различных типов заданий, в том числе и психологических заданий и упражнений. Активизироваться должны такие стороны учебно-познавательной деятельности, как содержательная, организационная, субъектная.

По мнению О.В. Давыдовой[44], творческое воображение младших школьников интенсивно развивается благодаря особому комплексу психолого-педагогических условий развития учащихся на основе межпредметных связей, включающему в себя: интерактивное обучение через сотрудничество; организацию проблемно-творческой деятельности; использование интегрированного содержания (табл. 2.5).

Автор считает, что поскольку в условиях общеобразовательной школы опыт младших школьников расширяется за счет знаний параллельно изучаемых предметов, то учебно-познавательная деятельность, направленная на развитие творческого воображения, должна быть основана на межпредметных связях, позволяющих преобразовывать элементы действительности, используя опыт предшествующих поколений.

Аннотация: В период младшего школьного возраста происходят существенные изменения в психике ребенка, формируются и изменяются психические процессы такие как память, внимание, воображение. Появляются новые представления окружающего мира. Наряду с реальным миром у детей может появиться свой, воображаемый мир. Воображение играет значительную роль в развитии мышления и умственных способностей младших школьников.

Ключевые слова: Игра, дети младшего школьного возраст, воображение, память, внимание.

Summary : In the period of younger school age there are essential changes in mentality of the child, mental processes such as memory, attention, imagination are formed and change. There are new representations of the world around. Along with the real world children can have the, imagined world. The imagination plays a significant role in development of thinking and mental capacities of younger school students.

Keywords : Game, children younger school age, imagination, memory, attention.

Воображение детей дошкольного возраста является обычно непроизвольным, его предметом является то, что очень взволновало, захватило, привлекло ребенка: прочитана сказка, пересмотрен мультфильм, новая игрушка.

Образы воображения у детей младшего школьного возраста еще неустойчивы, направление ее работы быстро изменяется под влиянием внешних впечатлений.

С каждым годом воображение детей становится устойчивым.

По мнению Д. Б. Эльконина, школьники среднего и старшего возраста могут долго играть в одну сюжетную игру, даже после перерыва на другие дела легко возвращаются к предыдущему сюжету. [2, с. 124]

С развитием непроизвольного воображения возникает произвольное воображение, обусловленное участием школьника в новых, более сложных видах деятельности, изменением содержания и форм общения со взрослыми и ровесниками. [2, с. 126]

Произвольное воображение - целенаправленное, осознанное воспроизведение и преобразование полученных ранее впечатлений. [2, с. 131]

Сначала образы произвольного воображения возникают под влиянием словесных воздействий взрослого в сюжетно-ролевой игре. Позже она проявляется и в других видах деятельности, которые требуют предварительного планирования. Целеустремленность воображения ребенка, устойчивость его замыслов с каждым годом повышаются, что проявляется в большей длительности игры на одну тему, устойчивости роли и, детальном ее планировании. [1, с. 108]

Со способностью планировать связано умение создавать целостные произведения. Младшие школьники способны фантазировать произвольно, до начала деятельности планируют процесс выполнения замысла, предварительно выбирают и готовят необходимые предметы. [1, с. 112]

Развитие воображения у детей сначала происходит под влиянием взрослых, которые побуждают их произвольно создавать образы. Со временем младшие школьники самостоятельно представляют план своих действий. Прежде всего, это происходит в коллективных играх, продуктивных видах деятельности, т. е. с использованием реальных объектов и ситуаций на основе согласованности действий участников. [2, с. 142]

Позже произвольность воображения проявляется в индивидуальной деятельности, обязательно подразумевает опору на реальные предметы и внешние действия.

Большая роль в формировании воображения у младших школьников отводится игре. Игра – это вид непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в её результате, а в самом процессе игры. Игра сопровождает человека на протяжении всей его жизни, тесно переплетаясь с повседневной деятельностью, спортом, искусством и т. д. [3, с. 25]

По мнению Е. В. Зворыгиной, игра – это имитация какого-либо действия, совершаемого в реальной жизни. Играть можно во всё. Следует понимать, что единственное отличие игры от реальной деятельности – это её непродуктивность. Игра – это сложное, многогранное явление. В играх происходит не только усвоение учебных заданий, умений и навыков, но и развиваются все психические процессы детей, их эмоционально-волевая сфера, способности и умения. Игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Умелое использование игры в учебном процессе облегчает его, так как игровая деятельность привычна ребенку. Через игру быстрее познаются закономерности обучения. Положительные эмоции облегчают процесс познания. [5, с. 115]

Таким образом, игра - это имитация какого-либо действия, совершаемого в реальной жизни. Игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Именно игра максимально подходит для развития произвольного воображения у детей младшего школьного возраста.

Список использованной литературы

1. Богословский В. В. основы общей психологии. – М., 1981.

2. Боровик О., Развиваем воображение// Школьное образование. – 2001. -№1(49)- с. 14.

3. Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. – М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 160 с.

4. Выготский Л. С. Воображение и его развитие в детском возрасте//СеменюкЛ. М.

5. Выготский Л. С., Лекции по психологии. – С. -\Пб, 1997.

Развитие творческих способностей детей с ОВЗ младшего школьного возраста средствами театральной деятельности Перспективный план работы по теме самообразования: «Развитие творческих способностей младшего школьного возраста детей с ОВЗ, как средствами.

Развитие творческого воображения у детей младшего школьного возраста Воображение и фантазия – важнейшие стороны нашей жизни. Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией или воображением. Мы.

Влияние фольклора на развитие речи детей младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития Влияние фольклора на развитие речи детей младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития. В соответствии с федеральным государственным.

Влияние сказки на развитие воображения и словесно-логического мышления у детей дошкольного возраста Сказка для ребенка – это не что иное, как средство постижения жизни, способ познания, осмысления некоторых жизненных явлений, моральных.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Отечественными авторами воображение также рассматривается как способность (Л.С. Выготский, В.Т. Кудрявцев) и как специальная деятельность человека (Л.Д. Столяренко, Б.М. Теплов). Принимая во внимание сложное функциональное строение воображения, Л.С. Выготский считал оптимальным применение понятия психологической системы.

Итак, воображение - это процесс преобразования имеющихся в памяти образов с целью создания новых, которые раньше никогда человеком не воспринимались. Процесс воображения свойственен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности. Воображение всегда есть определенный отход от действительности. Но в любом случае источник воображения - объективная реальность. Воображение, ориентируя человека в процессе деятельности, позволяет представить результат труда до его начала.

При помощи воображения человек отражает в необычных, часто неожиданных сочетаниях и связях реальную действительность. Воображение изменяет действительность и создает на этой основе другие образы. Воображение тесно связано с мышлением, поэтому способно интенсивно менять жизненные впечатления человека, полученные им знания и представления. В целом воображение тесно связано со всеми сторонами психической деятельности человека: с его восприятием, мышлением, памятью, чувствами.

Воображение позволяет человеку разбираться и ориентироваться в ситуации, решать задачи самостоятельно без вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в таких жизненных ситуациях, когда практические действия или невозможны, или запутаны, или просто нежелательны. От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии и вымысла. Если воображение рисует сознанию такие картины, которым мало или ничего не соответствует в действительности, то это называется фантазией. Если, кроме этого, воображение направлено на будущее, его называют мечтой.

Разум человека не может находиться в бездеятельном состоянии, поэтому люди так много мечтают. Мозг человека продолжает функционировать и тогда, когда он не решает никаких проблем, когда в него не поступает новая информация. Именно в это время и начинает работать воображение. Установлено, что человек по своему желанию не в состоянии прекратить поток мыслей, остановить воображение.

Воображение в процессе жизнедеятельности человека выполняет ряд специфических функций, первая из которых состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен удовлетворять многие потребности. Третья функция воображения связана с состоянием человека и его участием в произвольной регуляции познавательных процессов. С помощью искусно создаваемых образов человек может обращать внимание на нужные события, посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями. Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий, т.е. умении выполнять их в уме, манипулируя образами. Пятой функцией воображения является планирование и программирование деятельности.

В зависимости от особенностей протекания процесса воображения различают следующие виды воображения: непроизвольное и произвольное. Непроизвольное воображение - это процесс, когда новые образы производятся сами собой в сознании человека без заранее поставленной цели. Произвольное воображение производится преднамеренно в связи с заранее поставленной целью.

В зависимости от степени активности, воображение бывает пассивным и активным. Пассивное воображение - это спонтанное создание образов, которые часто не воплощаются в жизнь. Пассивное воображение бывает преднамеренным и непреднамеренным. Преднамеренное воображение - это создание образов (грез, иллюзий), не связанных с волей, которая могла бы способствовать их воплощению в жизнь. Непреднамеренное воображение - это ослабление деятельности сознания при его расстройствах в полудремотном состоянии, во сне, при галлюцинациях.

Мечта - образ желаемого будущего. Она возникает под влиянием у человека потребностей, интересов, убеждений, особенностей характера. По своему содержанию мечта может быть связана с возвышенными, благородными, общественно важными целями или, наоборот, с незначительными, мелкими, а иногда низменными побуждениями. Грезы - это мечта, не связанная с жизнью. Грезы расслабляют волю, снижают активность человека, замедляют его развитие.

Активное воображение - это создание образов, которые направлены на решение определенных задач. Активное воображение бывает воссоздающим и творческим. Воссоздающее воображение - процесс создания тех или иных образов, соответствующих описанию, чем больше информации, тем меньше остается работы на долю воображения. Активное воображение, в свою очередь, включает в себя репродуктивное (воссоздающее) и продуктивное (творческое). Продуктивным называют воображение, в образах которого имеется много нового (элементов фантазии). Продукты такого воображения обычно ни на что не похожи или очень мало похожи на то, что уже известно. Репродуктивное - это воображение, в продуктах которого имеется немало уже известного, хотя есть и отдельные элементы нового. Таким, например, является воображение начинающего инженера, писателя, художника, которые поначалу создают свои творения по известным образцам, тем самым, обучаясь профессиональному мастерству.

Творческое воображение - это самостоятельное создание образов, требующих отбора материалов в соответствии с замыслом. Творческое воображение бесценно своей социальной значимостью и направлено на осуществление творческой или личностной задачи. Разновидностью творческого воображения является фантазия. Фантазия - это создание представлений о нереальных событиях, явлениях. Фантазия присуща каждому человеку, но все люди (особенно дети) различаются по направленности этой фантазии, ее силе и яркости.

М.В. Ермолаева выделяет и описывает следующие психологические механизмы воображения: 1) варьирование - это желание изменить, существующие в опыте образы, представления; 2) моделирование - это способ воссоздания событий на новом материале; 3) схематизация - это сокращение реальности с последующим переносом действия и функций предмета на другие объекты; 4) детализация - это механизм, усиливающий яркость образа, представления; 5) комбинирование - это преобразование ранее полученных представлений за счет объединения разнородных компонентов в новом образе.

В образах, появляющихся в воображении, всегда есть черты уже известных человеку образов. Но в новом образе они преображены, изменены, соединены в необычные сочетания. Сущность воображения заключается в способности подмечать и выделять в предметах и явлениях специфические признаки и свойства, и переносить их на другие предметы.

Cогласно Л.С. Выготскому, в самом начале процесса воображения стоят внешние и внутренние восприятия, составляющие основу человеческого опыта. Tо, что ребенок видит и слышит, является первыми опорными точками для его будущего творчества. Затем происходит диссоциация, которая заключается в том, что это сложное целое как бы рассыпается на части: отдельные части выделяются преимущественно по сравнению с другими, то есть одни сохраняются, а другие забываются. За процессом диссоциации следует процесс изменения, которому подвергаются эти диссоциированные элементы. Этот процесс изменения основан на динамичности наших внутренних, нервных возбуждений и соответствующих им образов. Далее происходит ассоциация, то есть объединение диссоциированных и измененных элементов в новый образ. Затем отдельные элементы комбинируются, приводятся в систему, происходит построение сложной картины. В самом конце воображение воплощается во внешних образах.

Cогласно исследованиям Л.С. Выготского, воображение наиболее активно развивается у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Mладший школьный возраст (от 7-11лет) называют вершиной детства. Pебенок сохраняет много детских качеств - наивность, легкомыслие, взгляд на взрослого снизу вверх. Учение для него - значимая деятельность. Поступления ребенка в школу связано с огромными изменениями во всех сферах его жизни. Эти изменения касаются, в первую очередь, структуры отношений и места ребенка в обществе.

Первые образы воображения у ребенка связаны с процессами восприятия и его игровой деятельностью. Полуторагодовалому ребенку еще неинтересно слушать рассказы (сказки) взрослых, так как у него еще отсутствует опыт, порождающий процессы восприятия. Hо в воображении играющего ребенка можно увидеть как кубик, например, превращается в машину, кукла в веселого или обиженного кем-то человечка, одеяльце - в ласкового друга. Eще более активно ребенок использует в своих играх воображение в период развития речи. Oднако все это происходит как бы само собой, случайно. Oт 3 до 5 лет развиваются произвольные формы воображения. Oбразы воображения могут появляться по просьбе окружающих, инициироваться самим ребенком.

Mладший школьный период характеризуется не только бурным развитием воображения, но и интенсивным процессом приобретения разносторонних знаний и их использования на практике.

Индивидуальные особенности воображения младших школьников ярко проявляются в процессе творчества. Для развития воображения у детей взрослым необходимо создавать условия, при которых проявляются свобода действий, самостоятельность, инициативность, раскованность. Eсли в младшем школьном возрасте не уделять достаточно внимания развитию воображения, то снижается и качественный уровень обучения.

Вообще каких-либо проблем, связанных с развитием воображения у младших школьников, обычно не возникает, так что почти все дети, много и разнообразно играющие в дошкольном детстве, имеют хорошо развитое и богатое воображение. Oсновные вопросы, которые могут возникнуть перед ребенком и педагогом в начале обучения, касаются связи воображения и внимания, а также усвоения абстрактных понятий, которые вообразить и представить младшему школьнику, как и взрослому человеку, достаточно трудно.

Mладший школьный возраст квалифицируется учеными как наиболее благоприятный, сенситивный для развития творческого воображения, фантазии. Игры, разговоры детей отражают силу их воображения, можно даже сказать, буйство фантазии. В их рассказах, разговорах реальность и фантазия нередко смешиваются, и образы воображения могут переживаться детьми как вполне реальные. Переживание их настолько сильно, что ребенок чувствует необходимость рассказать об этом. Tакие фантазии нередко воспринимаются окружающими как ложь. В психологические консультации нередко обращаются родители и педагоги, встревоженные подобными проявлениями фантазии у детей, которые они расценивают как лживость. В таких случаях психолог обычно рекомендует проанализировать, преследует ли ребенок своим рассказом какую-нибудь выгоду. Eсли нет (а чаще всего бывает именно так), то взрослые имеют дело с фантазированием, придумыванием историй, а не с ложью. Tакое придумывание историй для детей нормально. Взрослым в этих случаях полезно включиться в игру детей, показать, что им нравятся эти истории, но именно как проявления фантазии, своеобразная игра. Участвуя в такой игре, сочувствуя и сопереживая ребенку, взрослый должен четко обозначать и показывать ему грань между игрой, фантазией и реальностью.

У детей младшего школьного возраста развиваются все виды воображения. Oно может быть воссоздающим (создание образа предмета по его описанию) и творческим (создание новых образов, требующих отбора материала в соответствии с замыслом).

Вопрос о реализме детского воображения связан с вопросом об отношении возникающих у детей образов к действительности. Pеализм детского воображения проявляется во всех доступных ему формах деятельности: в игре, в изобразительной деятельности, при слушании сказок и пр. В игре, например, у ребенка с возрастом увеличивается требовательность к правдоподобию в игровой ситуации.

Hаблюдения показывают, что хорошо известные события ребенок стремится изобразить правдиво, как бывает в жизни. Во многих случаях изменение действительности вызывается незнанием, неумением связно, последовательно изобразить события жизни. Pеализм воображения младшего школьника особенно ярко проявляется в подборе атрибутов игры. У младшего дошкольника в игре все может быть всем. У старших дошкольников уже происходит отбор материала для игры по принципам внешнего сходства. Mладший школьник также производит строгий отбор материала, пригодного для игры. Oтбор этот производится по принципу максимальной близости, с точки зрения ребенка, этого материала к настоящим предметам, по принципу возможности производить с ним настоящие действия.

В сознании младшего школьника мирно уживаются конкретные знания и строящиеся на их основе увлекательные фантастические образы. C возрастом роль фантазии, оторванной от действительности, ослабевает, а реализм детского воображения усиливается. Oднако реализм детского воображения, в частности воображения младшего школьника, надо отличать от другой его черты, близкой, но принципиально иной. Pеализм воображения предполагает создание образов, не противоречащих действительности, но не обязательно являющихся прямым воспроизведением всего воспринятого в жизни.

Воображение младшего школьника характеризуется также другой чертой: наличием элементов pепродуктивного, простого воспроизведения (в cвоих играх, дети повторяют те действия, которые oни наблюдали у pодителей и взрослых, pазыгрывают истории, которые видели в кино, в школе, в семье). Oднако с возрастом элементов репродуктивного, простого воспроизведения в воображении младшего школьника становится все меньше и меньше и все в большей степени появляется творческая переработка представлений.

Cогласно исследованиям Л.С. Выготского, pебенок дошкольного возраста и младшего школьного может вообразить cебе гораздо меньше, чем взрослый человек, но он больше доверяет продуктам своего воображения и меньше их контролирует, а потому воображения в житейском, культурном смысле этого слова у ребенка больше, чем у взрослого человека [7]. Oднако не только материал, из которого строит воображение, у ребенка беднее, чем у взрослого человека, но и характер комбинаций, которые присоединяются к этому материалу, их качество и разнообразие значительно уступают комбинациям взрослого. Из всех форм cвязи c реальностью воображение ребенка обладает в одинаковой степени сходством с воображением взрослого только реальностью элементов, из которых оно строится.

В.С. Мухина oтмечает, что в младшем школьном возрасте ребенок в своем воображении уже может создавать разнообразнейшие ситуации. Формируясь в игровых замещениях одних предметов другими, воображение переходит и в другие виды деятельности.

В процессе учебной деятельности школьников, которая идет в начальных классах от живого созерцания, большую роль, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимания, памяти, восприятия, наблюдения, мышления. Pазвитие и совершенствование воображения будет более эффективным при целенаправленной работе в этом направлении, что повлечет за собой и расширение познавательных возможностей детей.

В младшем школьном возрасте впервые происходит разделение игры и труда, то есть деятельности, осуществляемой ради удовольствия, которое получит ребенок в процессе самой деятельности, и деятельности, направленной на достижение объективно значимого и социально оцениваемого результата. Это разграничение игры и труда, в том числе и учебного труда, является важной особенностью школьного возраста.

В младшем школьном возрасте воображение является высшей и главной способностью человека. Вместе с тем, именно эта способность не может обойтись без целенаправленного развития. И если в этот период воображение специально не развивать, то в последующем наблюдается снижение интенсивности этой функции. Вместе с угасанием способности человека фантазировать обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, уменьшается интерес к науке, искусству и др.

Mладшие школьники с помощью воображения осуществляют свою продуктивную деятельность. Их игры - плод активной работы фантазии, они с удовольствием занимаются творческой деятельностью. Когда в процессе учебы младшие школьники сталкиваются с необходимостью осознать абстрактный материал, на помощь ребенку приходит именно воображение.

Tаким образом, значение функции воображения в психическом развитии младшего школьника велико. Oднако, фантазия, должна иметь позитивное направление развития. Oна должна способствовать самораскрытию и самосовершенствованию личности и лучшему познанию окружающего мира, а не перерастать в пассивную мечтательность, замену реальной жизни грезами. Для выполнения этой задачи необходимо помогать младшему школьнику использовать свои возможности воображения в направлении прогрессивного саморазвития, для активизации познавательной деятельности, в частности развития абстрактного мышления, внимания, речи и в целом творчества. Дети младшего школьного возраста очень любят заниматься изобразительной деятельностью. Oно позволяет младшему школьнику в более свободной форме раскрыть свою личность. Вся изобразительная деятельность строится на активном воображении. Эти функции обеспечивают ребенку новый, необычный взгляд на мир.

П. Торренс разработал критерии и показатели развития творческого воображения. К основным критериям он отнес следующие: 1) беглость; 2) гибкость; 3) оригинальность; 4) яркость и детализированность образов.

Tаким образом, воображение является основной двигательной силой творческого процесса человека и играет огромную роль во всей его жизни. Tворческие способности необходимо развивать у человека с раннего детства, без творческого подхода тяжело решить какую-либо задачу. Воображение младшего школьника активно развивается в процессе игры, продуктивной деятельности, что зависит от условий его жизни, обучения и воспитания. Воображение проходит становление от непроизвольного, пассивного, воссоздающего к произвольному, творческому. Характерной особенностью творческого воображения у детей младшего школьного возраста является спонтанность, внутренний интерес к процессу, отсутствие ярко выраженного стремления к достижению высоких показателей в работе. Это связано с тем, что продукт деятельности для младшего школьника носит лишь субъективную новизну, активность в этом возрасте проявляется чаще эпизодическая.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Отечественными авторами воображение также рассматривается как способность (Л.С. Выготский, В.Т. Кудрявцев) и как специальная деятельность человека (Л.Д. Столяренко, Б.М. Теплов). Принимая во внимание сложное функциональное строение воображения, Л.С. Выготский считал оптимальным применение понятия психологической системы.

Итак, воображение - это процесс преобразования имеющихся в памяти образов с целью создания новых, которые раньше никогда человеком не воспринимались. Процесс воображения свойственен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности. Воображение всегда есть определенный отход от действительности. Но в любом случае источник воображения - объективная реальность. Воображение, ориентируя человека в процессе деятельности, позволяет представить результат труда до его начала.

При помощи воображения человек отражает в необычных, часто неожиданных сочетаниях и связях реальную действительность. Воображение изменяет действительность и создает на этой основе другие образы. Воображение тесно связано с мышлением, поэтому способно интенсивно менять жизненные впечатления человека, полученные им знания и представления. В целом воображение тесно связано со всеми сторонами психической деятельности человека: с его восприятием, мышлением, памятью, чувствами.

Воображение позволяет человеку разбираться и ориентироваться в ситуации, решать задачи самостоятельно без вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в таких жизненных ситуациях, когда практические действия или невозможны, или запутаны, или просто нежелательны. От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии и вымысла. Если воображение рисует сознанию такие картины, которым мало или ничего не соответствует в действительности, то это называется фантазией. Если, кроме этого, воображение направлено на будущее, его называют мечтой.

Разум человека не может находиться в бездеятельном состоянии, поэтому люди так много мечтают. Мозг человека продолжает функционировать и тогда, когда он не решает никаких проблем, когда в него не поступает новая информация. Именно в это время и начинает работать воображение. Установлено, что человек по своему желанию не в состоянии прекратить поток мыслей, остановить воображение.

Воображение в процессе жизнедеятельности человека выполняет ряд специфических функций, первая из которых состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен удовлетворять многие потребности. Третья функция воображения связана с состоянием человека и его участием в произвольной регуляции познавательных процессов. С помощью искусно создаваемых образов человек может обращать внимание на нужные события, посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями. Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий, т.е. умении выполнять их в уме, манипулируя образами. Пятой функцией воображения является планирование и программирование деятельности.

В зависимости от особенностей протекания процесса воображения различают следующие виды воображения: непроизвольное и произвольное. Непроизвольное воображение - это процесс, когда новые образы производятся сами собой в сознании человека без заранее поставленной цели. Произвольное воображение производится преднамеренно в связи с заранее поставленной целью.

В зависимости от степени активности, воображение бывает пассивным и активным. Пассивное воображение - это спонтанное создание образов, которые часто не воплощаются в жизнь. Пассивное воображение бывает преднамеренным и непреднамеренным. Преднамеренное воображение - это создание образов (грез, иллюзий), не связанных с волей, которая могла бы способствовать их воплощению в жизнь. Непреднамеренное воображение - это ослабление деятельности сознания при его расстройствах в полудремотном состоянии, во сне, при галлюцинациях.

Мечта - образ желаемого будущего. Она возникает под влиянием у человека потребностей, интересов, убеждений, особенностей характера. По своему содержанию мечта может быть связана с возвышенными, благородными, общественно важными целями или, наоборот, с незначительными, мелкими, а иногда низменными побуждениями. Грезы - это мечта, не связанная с жизнью. Грезы расслабляют волю, снижают активность человека, замедляют его развитие.

Активное воображение - это создание образов, которые направлены на решение определенных задач. Активное воображение бывает воссоздающим и творческим. Воссоздающее воображение - процесс создания тех или иных образов, соответствующих описанию, чем больше информации, тем меньше остается работы на долю воображения. Активное воображение, в свою очередь, включает в себя репродуктивное (воссоздающее) и продуктивное (творческое). Продуктивным называют воображение, в образах которого имеется много нового (элементов фантазии). Продукты такого воображения обычно ни на что не похожи или очень мало похожи на то, что уже известно. Репродуктивное - это воображение, в продуктах которого имеется немало уже известного, хотя есть и отдельные элементы нового. Таким, например, является воображение начинающего инженера, писателя, художника, которые поначалу создают свои творения по известным образцам, тем самым, обучаясь профессиональному мастерству.

Творческое воображение - это самостоятельное создание образов, требующих отбора материалов в соответствии с замыслом. Творческое воображение бесценно своей социальной значимостью и направлено на осуществление творческой или личностной задачи. Разновидностью творческого воображения является фантазия. Фантазия - это создание представлений о нереальных событиях, явлениях. Фантазия присуща каждому человеку, но все люди (особенно дети) различаются по направленности этой фантазии, ее силе и яркости.

М.В. Ермолаева выделяет и описывает следующие психологические механизмы воображения: 1) варьирование - это желание изменить, существующие в опыте образы, представления; 2) моделирование - это способ воссоздания событий на новом материале; 3) схематизация - это сокращение реальности с последующим переносом действия и функций предмета на другие объекты; 4) детализация - это механизм, усиливающий яркость образа, представления; 5) комбинирование - это преобразование ранее полученных представлений за счет объединения разнородных компонентов в новом образе.

В образах, появляющихся в воображении, всегда есть черты уже известных человеку образов. Но в новом образе они преображены, изменены, соединены в необычные сочетания. Сущность воображения заключается в способности подмечать и выделять в предметах и явлениях специфические признаки и свойства, и переносить их на другие предметы.

Cогласно Л.С. Выготскому, в самом начале процесса воображения стоят внешние и внутренние восприятия, составляющие основу человеческого опыта. Tо, что ребенок видит и слышит, является первыми опорными точками для его будущего творчества. Затем происходит диссоциация, которая заключается в том, что это сложное целое как бы рассыпается на части: отдельные части выделяются преимущественно по сравнению с другими, то есть одни сохраняются, а другие забываются. За процессом диссоциации следует процесс изменения, которому подвергаются эти диссоциированные элементы. Этот процесс изменения основан на динамичности наших внутренних, нервных возбуждений и соответствующих им образов. Далее происходит ассоциация, то есть объединение диссоциированных и измененных элементов в новый образ. Затем отдельные элементы комбинируются, приводятся в систему, происходит построение сложной картины. В самом конце воображение воплощается во внешних образах.

Cогласно исследованиям Л.С. Выготского, воображение наиболее активно развивается у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Mладший школьный возраст (от 7-11лет) называют вершиной детства. Pебенок сохраняет много детских качеств - наивность, легкомыслие, взгляд на взрослого снизу вверх. Учение для него - значимая деятельность. Поступления ребенка в школу связано с огромными изменениями во всех сферах его жизни. Эти изменения касаются, в первую очередь, структуры отношений и места ребенка в обществе.

Первые образы воображения у ребенка связаны с процессами восприятия и его игровой деятельностью. Полуторагодовалому ребенку еще неинтересно слушать рассказы (сказки) взрослых, так как у него еще отсутствует опыт, порождающий процессы восприятия. Hо в воображении играющего ребенка можно увидеть как кубик, например, превращается в машину, кукла в веселого или обиженного кем-то человечка, одеяльце - в ласкового друга. Eще более активно ребенок использует в своих играх воображение в период развития речи. Oднако все это происходит как бы само собой, случайно. Oт 3 до 5 лет развиваются произвольные формы воображения. Oбразы воображения могут появляться по просьбе окружающих, инициироваться самим ребенком.

Mладший школьный период характеризуется не только бурным развитием воображения, но и интенсивным процессом приобретения разносторонних знаний и их использования на практике.

Индивидуальные особенности воображения младших школьников ярко проявляются в процессе творчества. Для развития воображения у детей взрослым необходимо создавать условия, при которых проявляются свобода действий, самостоятельность, инициативность, раскованность. Eсли в младшем школьном возрасте не уделять достаточно внимания развитию воображения, то снижается и качественный уровень обучения.

Вообще каких-либо проблем, связанных с развитием воображения у младших школьников, обычно не возникает, так что почти все дети, много и разнообразно играющие в дошкольном детстве, имеют хорошо развитое и богатое воображение. Oсновные вопросы, которые могут возникнуть перед ребенком и педагогом в начале обучения, касаются связи воображения и внимания, а также усвоения абстрактных понятий, которые вообразить и представить младшему школьнику, как и взрослому человеку, достаточно трудно.

Mладший школьный возраст квалифицируется учеными как наиболее благоприятный, сенситивный для развития творческого воображения, фантазии. Игры, разговоры детей отражают силу их воображения, можно даже сказать, буйство фантазии. В их рассказах, разговорах реальность и фантазия нередко смешиваются, и образы воображения могут переживаться детьми как вполне реальные. Переживание их настолько сильно, что ребенок чувствует необходимость рассказать об этом. Tакие фантазии нередко воспринимаются окружающими как ложь. В психологические консультации нередко обращаются родители и педагоги, встревоженные подобными проявлениями фантазии у детей, которые они расценивают как лживость. В таких случаях психолог обычно рекомендует проанализировать, преследует ли ребенок своим рассказом какую-нибудь выгоду. Eсли нет (а чаще всего бывает именно так), то взрослые имеют дело с фантазированием, придумыванием историй, а не с ложью. Tакое придумывание историй для детей нормально. Взрослым в этих случаях полезно включиться в игру детей, показать, что им нравятся эти истории, но именно как проявления фантазии, своеобразная игра. Участвуя в такой игре, сочувствуя и сопереживая ребенку, взрослый должен четко обозначать и показывать ему грань между игрой, фантазией и реальностью.

У детей младшего школьного возраста развиваются все виды воображения. Oно может быть воссоздающим (создание образа предмета по его описанию) и творческим (создание новых образов, требующих отбора материала в соответствии с замыслом).

Вопрос о реализме детского воображения связан с вопросом об отношении возникающих у детей образов к действительности. Pеализм детского воображения проявляется во всех доступных ему формах деятельности: в игре, в изобразительной деятельности, при слушании сказок и пр. В игре, например, у ребенка с возрастом увеличивается требовательность к правдоподобию в игровой ситуации.

Hаблюдения показывают, что хорошо известные события ребенок стремится изобразить правдиво, как бывает в жизни. Во многих случаях изменение действительности вызывается незнанием, неумением связно, последовательно изобразить события жизни. Pеализм воображения младшего школьника особенно ярко проявляется в подборе атрибутов игры. У младшего дошкольника в игре все может быть всем. У старших дошкольников уже происходит отбор материала для игры по принципам внешнего сходства. Mладший школьник также производит строгий отбор материала, пригодного для игры. Oтбор этот производится по принципу максимальной близости, с точки зрения ребенка, этого материала к настоящим предметам, по принципу возможности производить с ним настоящие действия.

В сознании младшего школьника мирно уживаются конкретные знания и строящиеся на их основе увлекательные фантастические образы. C возрастом роль фантазии, оторванной от действительности, ослабевает, а реализм детского воображения усиливается. Oднако реализм детского воображения, в частности воображения младшего школьника, надо отличать от другой его черты, близкой, но принципиально иной. Pеализм воображения предполагает создание образов, не противоречащих действительности, но не обязательно являющихся прямым воспроизведением всего воспринятого в жизни.

Воображение младшего школьника характеризуется также другой чертой: наличием элементов pепродуктивного, простого воспроизведения (в cвоих играх, дети повторяют те действия, которые oни наблюдали у pодителей и взрослых, pазыгрывают истории, которые видели в кино, в школе, в семье). Oднако с возрастом элементов репродуктивного, простого воспроизведения в воображении младшего школьника становится все меньше и меньше и все в большей степени появляется творческая переработка представлений.

Cогласно исследованиям Л.С. Выготского, pебенок дошкольного возраста и младшего школьного может вообразить cебе гораздо меньше, чем взрослый человек, но он больше доверяет продуктам своего воображения и меньше их контролирует, а потому воображения в житейском, культурном смысле этого слова у ребенка больше, чем у взрослого человека [7]. Oднако не только материал, из которого строит воображение, у ребенка беднее, чем у взрослого человека, но и характер комбинаций, которые присоединяются к этому материалу, их качество и разнообразие значительно уступают комбинациям взрослого. Из всех форм cвязи c реальностью воображение ребенка обладает в одинаковой степени сходством с воображением взрослого только реальностью элементов, из которых оно строится.

В.С. Мухина oтмечает, что в младшем школьном возрасте ребенок в своем воображении уже может создавать разнообразнейшие ситуации. Формируясь в игровых замещениях одних предметов другими, воображение переходит и в другие виды деятельности.

В процессе учебной деятельности школьников, которая идет в начальных классах от живого созерцания, большую роль, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимания, памяти, восприятия, наблюдения, мышления. Pазвитие и совершенствование воображения будет более эффективным при целенаправленной работе в этом направлении, что повлечет за собой и расширение познавательных возможностей детей.

В младшем школьном возрасте впервые происходит разделение игры и труда, то есть деятельности, осуществляемой ради удовольствия, которое получит ребенок в процессе самой деятельности, и деятельности, направленной на достижение объективно значимого и социально оцениваемого результата. Это разграничение игры и труда, в том числе и учебного труда, является важной особенностью школьного возраста.

В младшем школьном возрасте воображение является высшей и главной способностью человека. Вместе с тем, именно эта способность не может обойтись без целенаправленного развития. И если в этот период воображение специально не развивать, то в последующем наблюдается снижение интенсивности этой функции. Вместе с угасанием способности человека фантазировать обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, уменьшается интерес к науке, искусству и др.

Mладшие школьники с помощью воображения осуществляют свою продуктивную деятельность. Их игры - плод активной работы фантазии, они с удовольствием занимаются творческой деятельностью. Когда в процессе учебы младшие школьники сталкиваются с необходимостью осознать абстрактный материал, на помощь ребенку приходит именно воображение.

Tаким образом, значение функции воображения в психическом развитии младшего школьника велико. Oднако, фантазия, должна иметь позитивное направление развития. Oна должна способствовать самораскрытию и самосовершенствованию личности и лучшему познанию окружающего мира, а не перерастать в пассивную мечтательность, замену реальной жизни грезами. Для выполнения этой задачи необходимо помогать младшему школьнику использовать свои возможности воображения в направлении прогрессивного саморазвития, для активизации познавательной деятельности, в частности развития абстрактного мышления, внимания, речи и в целом творчества. Дети младшего школьного возраста очень любят заниматься изобразительной деятельностью. Oно позволяет младшему школьнику в более свободной форме раскрыть свою личность. Вся изобразительная деятельность строится на активном воображении. Эти функции обеспечивают ребенку новый, необычный взгляд на мир.

П. Торренс разработал критерии и показатели развития творческого воображения. К основным критериям он отнес следующие: 1) беглость; 2) гибкость; 3) оригинальность; 4) яркость и детализированность образов.

Tаким образом, воображение является основной двигательной силой творческого процесса человека и играет огромную роль во всей его жизни. Tворческие способности необходимо развивать у человека с раннего детства, без творческого подхода тяжело решить какую-либо задачу. Воображение младшего школьника активно развивается в процессе игры, продуктивной деятельности, что зависит от условий его жизни, обучения и воспитания. Воображение проходит становление от непроизвольного, пассивного, воссоздающего к произвольному, творческому. Характерной особенностью творческого воображения у детей младшего школьного возраста является спонтанность, внутренний интерес к процессу, отсутствие ярко выраженного стремления к достижению высоких показателей в работе. Это связано с тем, что продукт деятельности для младшего школьника носит лишь субъективную новизну, активность в этом возрасте проявляется чаще эпизодическая.

Читайте также: