Кружок в школе это внеурочная деятельность
Обновлено: 07.07.2024
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.
Внеурочная деятельность учащихся, как и деятельность в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы школы. Особое внимание в ФГОС НОО второго поколения акцентируется на достижении личностных и метапредметных результатов, что и определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.
Цель организации внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО — создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время; создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность.
Внеурочная деятельность образовательного учреждения направлена на достижение воспитательных результатов:
- приобретение учащимися социального опыта;
- формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
- приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.
К числу планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности отнесены:
- личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
- метапредметные результаты — освоенные обучающимися УУД (познавательные, регулятивные и коммуникативные).
Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет педагогическому коллективу решить ещё целый ряд очень важных задач:
- обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
- оптимизировать учебную нагрузку учащихся;
- улучшить условия для развития ребенка;
- учесть возрастные и индивидуальные особенности детей.
Структура внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность в начальной школе осуществляется через:
- учебный план образовательного учреждения;
- дополнительные образовательные программы общеобразовательного учреждения;
- образовательные программы учреждений дополнительного образования детей;
- классное руководство.
Направления, виды и формы внеурочной деятельности
Согласно ФГОС НОО Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. ФГОС НОО Российской Федерации определяет основные направления внеурочной деятельности.
Направления, виды и формы внеурочной деятельности очень тесно взаимосвязаны между собой.
Направления внеурочной деятельности:
- Спортивно-оздоровительное
- Духовно — нравственное
- Общеинтеллектуальное
- Общекультурное
- Социальное
Виды внеурочной деятельности:
- Игровая деятельность
- Познавательная деятельность
- Проблемно — ценностное общение
- Досугово — развлекательная деятельность
- Художественное творчество
- Социальное творчество
- Трудовая деятельность
- Спортивно-оздоровительная деятельность
- Туристско-краеведческая деятельность
Формы внеурочной деятельности:
- Кружок
- Студия
- Секция
- Клуб
- Объединение
- Факультатив
- Научное общество
- Конференция
- Слет
- Игра
- Соревнование
- Турнир
- Встреча
- Концерт
- Спектакль
- Практика
- Экскурсия
- Культпоход
- Туристический поход
- Субботник
- Десант
Формы внеурочной деятельности по направлениям:
Спортивно-оздоровительное:
- Посещение спортивных секций
- Организация экскурсий, Дней Здоровья и других спортивных соревнований.
- Проведение бесед по охране здоровья.
- Применение на уроках игровых моментов, физкультминуток, зарядка перед уроками.
- Динамические паузы и прогулки в начальной школе.
- Участие в спортивных соревнованиях.
- Работа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания.
Общекультурное:
- Организация экскурсий в театры и музеи, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся;
- Проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи;
- Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, района, области.
Общеинтеллектуальное:
- Предметные недели;
- Библиотечные уроки;
- Конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые;
- Проектная деятельность;
- Участие в научно-исследовательских конференциях;
- Разработка проектов к урокам.
Духовно-нравственное:
Социальное:
Формы внеурочной деятельности по видам:
Словесно-логические
Основным средством воздействия является слово (убеждение словом), вызывающее ответные эмоции у детей.
- Беседы на различные темы
- Дискуссии
- Собрания
- Конференции
- Лекции
Образно-художественные формы
Главным средством воздействия является совместное, преимущественно эстетическое переживание. Главное здесь вызвать сильные, глубокие и облагораживающие коллективные эмоции.
Трудовые формы внеурочной деятельности
- Работа на пришкольном участке
- Работа по оформлению и уборке кабинета
- Уход за комнатными растениями
- Организация дежурства на переменах и в школьной столовой
- Помощь школьному библиотекарю
- Трудовые десанты
В современных условиях необходимо делать упор на личностную значимость труда, когда ребёнок осознаёт, что приобретаемый навык пригодится ему в жизни, когда он заинтересован в итоге своего туда.
Игровые (досуговые) формы работы
- Совместные праздники
- Подготовка концертов, спектаклей
- Неделя театра, танца, вокала
- Просмотр и обсуждение фильмов, спектаклей
- Соревнования
- Конкурсы
- КВНы
- Туристические походы
- Экскурсионные прогулки в парк
- Экскурсионные поездки
Роль игры в организации досуга занимает важное место в жизни ребёнка, и поэтому рассматривается педагогами как одно из главных средств воспитания. Игры могут быть спортивные, познавательные, соревновательные, конкурсные, интеллектуальные и др.
Психологические формы
- Лекции
- Беседы
- Дискуссии
- Психологические упражнения
- Консультации
- Тренинги
В формах этого типа основным средством воздействия являются элементы психологического тренинга, методы практической психологии, индивидуальной и групповой психотерапии. Эти формы требуют специальных знаний и умений.
Результаты внеурочной деятельности
Все виды, направления и формы внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего образования строго ориентированы на воспитательные результаты.
Воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.
Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.
Уровни результатов внеурочной деятельности
Первый уровень. 1 класс
Школьник знает и понимает общественную жизнь
Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимание социальной реальности и повседневной жизни.Достигается во взаимодействии с педагогом
Второй уровень. 2-3 классы
Школьник ценит общественную жизнь
Получение школьником опыта переживания и формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знание, труд, культура).Достигается в дружеской детской среде.
Третий уровень. 4 класс
Школьник самостоятельно действует в общественной жизни
Получение школьником опыта самостоятельного социального действия.Достигается во взаимодействии с социальным субъектом.
Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности будет свидетельствовать об эффективности воспитательной работы:
- внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей;
- улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве;
- укрепление здоровья воспитанников;
- развитие творческой активности каждого ребёнка;
- укрепление связи между семьёй и школой.
Литература:
Примечание.
Источник:
Закон РФ “ Об образовании” от 29.12. 2012 г. №273-ФЗ.
СанПин 2.4.2.2821-10 с изменениями
Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 г. № 373 с изменениями
Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897 с изменениями
Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 г. № 413
Письмо Минобрнауки России от 12 мая 2011г. № 03-296
Примерная основная образовательная программа начального общего образования
Примерная основная образовательная программа основного общего образования
Ольга Дмитриева
Внеурочка обязательна для учителя для детей, кружки по желанию. Оплачиваются по-разному. В нашей школе так. В локальном акте школе может быть прописано.
Внеурочная деятельность часть учебной программы, соответственно обязательна(должна быть, но это не точно) и тарифицируется как учебные часы. ФГОС вам в помощь) а кружок это дополнительное образование. Только по желанию ребенка, и оплата другая.
Юлия, должна. Она тарифицируется как часовая нагрузка учителя. И в тарификации указывается, что у вас нагрузка столько-то учебных часов. Вопрос как конкретно это у вас в школе сделают, а это надо уточнять у директора.
Наталья, еще один вопросик. если можно. как можно узнать что у нас в школе прописано (кружки или внеурочные занятия). я так понимаю от этого зависит всё.
Юлия, в школе должен быть, утверждаемый ежегодно, учебный план за подписью директора. Там должно быть это прописано. И он должен быть на сайте школы, или надо спрашивать у директора или завуча.
У нас в школе, в первый год, когда ввели внеурочку , директор сказала, что все дети должны посещать все занятия. А это с 8.30 уроки, а затем до 16.10 внеурочка. Некоторые дети на последних занятиях засыпали на партах от усталости. В последующие годы на внеурочку разрешили ходить по желанию. Кто хочет, идёт на внеурочку, кто не идёт, тот делает домашнее задание. Но в этом случае выбор часто бывает не за детьми, а за родителями. Дети хотят на внеурочку, а родители говорят делать домашнюю работу, чтобы потом жома не делать.
Ребёнок ходит в школу на уроки по программе, дополнительно занимается в кружках, а ещё посещает мероприятия, которые называют внеурочной деятельностью. Не все родители понимают, что это такое. Наш блогер Варвара Котельникова отвечает на шесть важных вопросов о внеурочной деятельности и объясняет, для чего она нужна.
1. Чем внеурочка отличается от допов
Внеурочная деятельность — это не классический урок. Если она организована в школе не формально, то должна быть построена иначе — это может быть кружок, секция, экскурсия, олимпиада, конференция, факультатив, классный час, игра и другие варианты. При этом внеурочная деятельность — часть образовательного процесса. Её форму и виды занятий устанавливает непосредственно школа. А дополнительные занятия — это то, что для ребёнка вне школы выбирают родители. Ни к согласованию со школой, ни к ФГОС они отношения не имеют.
В соответствии с ФГОС НОО, основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением в том числе и через внеурочную деятельность. Введена внеурочка для освоения основной образовательной программы. Полную версию документа можно прочитать здесь.
2. Чем она отличается от урока
По сути, внеурочная деятельность — это обучение, но с неформальным общением между детьми и между учителем и детьми. Тут нет отметочной системы, есть возможность подобрать максимально интересные занятия для ребёнка, которые могут проходить как в школе, так и в музее, театре или где-то ещё. То есть внеурочная деятельность может быть и совместным походом в зоопарк, где организацией процесса занимается школа.
3. Как распределяется нагрузка
Максимальная недельная нагрузка на ученика — 10 часов. Она может распределяться равномерно между учебными днями или нет. Зависит от интересов детей, родителей и возможностей школы.
Проще говоря, занятия могут быть по два академических часа в неделю (если речь о пятидневной учебной неделе) или как-то иначе. Например, если мы планируем поход в театр или экскурсию в музей, то единоразово такое занятие может длиться три или более часов.
Внеурочные занятия могут проходить в учебную неделю, на каникулах или в выходные и праздничные дни. Это зависит от договоренностей школы и родителей.
4. Что изучают на таких занятиях
По ФГОС, внеурочная деятельность организована по направлениям, видам и формам.
- спортивно-оздоровительное,
- духовно-нравственное,
- общеинтеллектуальное,
- общекультурное,
- социальное.
- игровая деятельность,
- познавательная деятельность,
- проблемно-ценностное общение,
- досугово-развлекательная деятельность,
- художественное творчество,
- социальное творчество,
- трудовая деятельность,
- спортивно-оздоровительная деятельность,
- туристско-краеведческая деятельность.
- кружок,
- студия,
- секция,
- клуб,
- объединение,
- факультатив,
- научное общество,
- конференция,
- игра,
- соревнование,
- турнир,
- встреча,
- концерт,
- спектакль,
- практика,
- экскурсия,
- культпоход,
- туристический поход,
- субботник.
Другими словами, это могут быть такие занятия: музыка, искусство, танцы, спорт, астрономия, шахматы и другие.
5. Что такое пособия по внеурочной деятельности и зачем они нужны
Пособия по внеурочной деятельности похожи на те, что есть для обычных уроков. Выстроены по модульной структуре, которые рассчитаны на 17, 34 и 68 часов. Задания в основном составлены так, чтобы дети учились в игровой форме и общались. Это пособия для педагогов с готовой программой по тому или иному направлению. Но выбирать и предлагать направления, виды и формы занятий родители могут вместе с представителями школы.
6. Что важно
Перед тем как определиться с внеурочными занятиями, нужно учесть интересы и способности детей. Только так их занятия на внеурочке будут эффективными и интересными.
Читайте также: