Круглый стол инновационная деятельность в доу
Обновлено: 06.07.2024
Сначала рассмотрим, что же такое инновация. Разные словари толкуют это определение по-своему.
Инновационная образовательная деятельность – это деятельность, благодаря которой происходит развитие образовательного процесса.
Философский энциклопедический словарь определяет развитие как изменения, направленные, закономерные и необходимые.
Инновация (нововведение) — в социально-психологическом аспекте — создание и внедрение различного вида новшеств, порождающих значимые изменения в социальной практике. (Словарь практического психолога. Минск, 1998.)
Нововведение (инновация) - комплексный процесс создания, распространения, внедрения и использования нового практического средства, метода, концепции и т. д. — новшества для удовлетворения человеческих потребностей. (Полонский В. М. Словарь-справочник. М., 1995.)
Нововведение - целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые стабильные элементы (новшества, вызывающие переход системы из одного состояния в другое. (Управление развитием школы. М., 1995.)
Новшество - это именно средство (новый метод, методика, технология, учебная программа и т. п., а инновация — процесс освоения этого средства.
В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке, освоению, использованию и распространению новшеств. (Управление развитием школы. М., 1995.)
Основные этапы внедрения инноваций.
1. Поиск новых идей:
— создание информационного фонда путем сбора и анализа информации;
— выявление инновационных потребностей ДОУ;
2. Формирование нововведения:
— формулирование идей и возможностей инновационных ДОУ, планирование этапов работы;
— подведение итогов апробирования, принятие решения о масштабном нововведении, выработка программы ее реализации;
— разработка нормативно-правовой базы инновационной деятельности.
3. Реализация нововведения:
— мотивация и стимулирование педагогических работников к инновационной деятельности;
— исследовательская, творческая, рефлексивная деятельность педагогов.
4. Закрепление новшества:
— разработка презентационных материалов;
— распространение опыта работы на районном, республиканском и российском уровнях.
Типы инноваций.
Типы нововведений также группируются по следующим основаниям:
1. По влиянию на учебно-воспитательный процесс:
- в содержании образования;
- в формах, методах воспитательно-образовательного процесса;
- в управлении ДОУ.
2. По масштабам (объему) преобразований:
- частные, единичные, не связанные между собой;
- модульные (комплекс частных, связанных между собой);
- системные (относящиеся ко всему дошкольному учреждению).
3. По инновационному потенциалу:
- усовершенствование, рационализация, видоизменение того, что имеет аналог или прототип (модификационные нововведения);
- новое конструктивное соединение элементов существующих методик, которые в новом сочетании ранее не применялись (комбинаторные нововведения);
4. По отношению к предшествующему:
- новшество вводится вместо конкретного, устаревшего средства (заменяющее новшество);
- прекращение использования формы работы, отмена программы, технологии (отменяющее нововведение);
- освоение нового вида услуг, новой программы, технологии (открывающее нововведение);
- ретровведение - освоение нового в данный момент, для коллектива детского сада, но когда-то уже использовавшегося в системе дошкольного воспитания и образования.
Организация инновационной деятельности в ДОУ.
Цель инновационной деятельности в ДОУ – улучшение способности педагогической системы детского сада достигать качественно более высоких результатов образования.
Новые образовательные программы призваны обеспечить вариативность воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на индивидуальность ребенка и запросы его семьи. (Созданы новые типы, виды и профили ДОУ, инновационные преобразования приобретают системный характер.)
Внедрение инноваций в работу ДОУ, требует изменений и обновлений в организации методической службы. Особенно важна профессиональная компетентность, в основе которой лежит личностное и профессиональное развитие педагогов и администрации.
Задача руководителя дошкольного учреждения – создание мотивационных условий вхождения коллектива в инновационную деятельность, учет индивидуальных качеств участников инновационного процесса, их профессионального уровня, психологической готовности к новым видам деятельности, к дополнительной педагогической нагрузке.
Инновационная деятельность в ДОУ.
Примеры инновационной деятельности в ДОУ:
• метод игрового моделирования при взаимодействии педагога и родителей;
• совершенствование мастерства педагогов;
• поиск новых подходов в работе с детьми и их родителями;
• мониторинг развития каждого ребенка;
• учет особенностей ребенка, индивидуализация развития личностных качеств;
• внедрение в воспитательно-образовательный процесс здоровьесберегающих технологий;
• формирование основ безопасной жизнедеятельности;
• организация экологического образования дошкольников;
• оптимизация взаимодействия с семьей (Мониторинг семей по вопросам воспитания и развития детей, “круглые столы”, совместные досуги и развлечения, выпуск газеты, создание мини-библиотеки, создание семейного клуба)
• пространство интеллектуального, социального, эстетического развития - игровые уголки в группах, музыкальный зал с набором инструментов и аудиоаппаратуры; театральный зал, видеозал с набором образовательных видеокассет. В детском саду функционирует этнографический музей "Русская изба", имеющий статус школьного музея, где дошкольники и учащиеся школ знакомятся с жизнью, бытом и культурой народа. Занятия в компьютерно-игровом комплексе (дополнительная образовательная услуга) способствуют умственному развитию детей. Сравнивая современную технику с предметами культуры и быта прошлого, дети знакомятся с достижениями технического прогресса, развитием цивилизации;
• пространство физического развития - центры здоровья в группах, физкультурный зал, бассейн с душем и сауной, спортивная площадка;
• пространство экологического развития: зимний сад с коллекцией растений различных климатических зон, экологическая мини-лаборатория, живой уголок, уголки природы в группах, а также территория детского сада с уголком леса, сада, огородом, цветниками.
Выбор направления инновационной деятельности.
Содержание инновационной деятельности дошкольного образовательного учреждения определяется приоритетными направлениями программы развития в муниципалитете или ДОУ. Эти направления представляют собой стройное единство, однако их целесообразно классифицировать в зависимости от предмета изучения и проектирования исследовательской деятельности.
Инновационные образовательные технологии.
Инновацией называют создание и использование нового компонента, вызывающего изменение среды из одного состояние в другое. Соответственно под инновационными технологиями в образовательном процессе понимается создание нового, ранее не существующего компонента.
Цель использования инноваций — создать личностно-ориентированную образовательную среду в ДОУ, позволяющую формировать условия для полноценного физического, духовного психоэмоционального здоровья, межличностного, группового развивающего взаимодействия детей, родителей, педагогов и специалистов.
Задачи: воспитывать социально–личностные качества дошкольников, умеющих мыслить неординарно и творчески; развивать инициативность, любознательность, произвольность, способность к творческому самовыражению, стимулировать коммуникативную, познавательную, игровую и другую активность детей в различных видах деятельности; научить детей применять современные инновационные технологии, направленные на успешную социализацию личности в обществе и повышения уровня интеллектуального мышления и креативного воображения.
К числу современных образовательных технологий можно отнести:
Здоровьесберегающие технологии.
Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, биоэнергетическом.
В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья. Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит:
• от типа дошкольного учреждения,
• от продолжительности пребывания в нем детей,
• от программы, по которой работают педагоги,
• конкретных условий ДОУ,
• профессиональной компетентности педагога,
• показателей здоровья детей.
Формами работы являются спортивные праздники, физкультминутки между занятиями, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, пальчиковая и динамическая гимнастика, релаксация, спортивные игры, закаливание, водные процедуры, прогулки не только на территории детского сада, но и в лесопарковых зонах, которые можно назвать уже прогулками – походами. Применение последней формы позволяет решить задачи по ознакомлению дошкольников с природой, воспитанию бережного отношения к ней, изучение ближайшего социального окружения. Главное отличие прогулок – походов от обычных прогулок заключается в целенаправленном развитии физических качеств, насыщенной двигательной активности.
Технологии проектной деятельности
Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.
Смысл проектной деятельности заключается в создании проблемной деятельности, которая осуществляется ребёнком совместно с педагогом. Знания, которые ребёнок получает в ходе работы над проектом, становятся его личным достоянием и прочно закрепляются в уже имеющейся системе знаний об окружающем мире.
Проектирование заставляет самих педагогов находиться в пространстве множества возможностей и изменяет организацию работы с детьми. Проектная деятельность не допускает стандартных действий, требует постоянного творческого поиска пути решения проблем. Таким образом, метод проектов обеспечивает режим развития ДОУ.
Классификация учебных проектов:
Технология исследовательской деятельности
Цель исследовательской деятельности в детском саду — сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.
Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности:
• решение проблемных ситуаций (как и на чём из Волгограда добраться в Африку? Что надо сделать, чтобы в группе был всегда зелёный лук?.).
• фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности
• подражание голосам и звукам природы
• использование художественного слова
• дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;
• трудовые поручения, действия
• коллекционирование так же способствует развитию познавательно – исследовательской деятельности: скажем, решили создать коллекцию фотографий животных Африки. Во-первых, узнаем, где эти фото можно взять. В ходе поиска, конечно, прочтём об этих животных (почему такая окраска, чем питаются, образ жизни). Оформим альбом или выставку – познакомим с некоторыми оформительскими приёмами.
Информационно-коммуникационные технологии
Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачи:
• идти в ногу со временем,
• стать для ребенка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных программ,
• сформировать основы информационной культуры его личности,
• повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.
Решение этих задач невозможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации.
Портфолио — это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка.
Существует ряд функций портфолио:
• диагностическая (фиксирует изменения и рост за определенный период времени,
• содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых работ,
• рейтинговая (показывает диапазон умений и навыков ребенка) и др.
Современное образование нуждается в новом типе педагога: творчески думающим, владеющим современными технологиями образования, приемами психолого-педагогической диагностики, способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности, умением прогнозировать свой конечный результат.
У каждого педагога должно быть досье успехов, в котором отражается все радостное, интересное и достойное из того, что происходит в жизни педагога. Таким досье может стать портфолио педагога.
Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности (воспитательной, учебной, творческой, социальной, коммуникативной, и является альтернативной формой оценки профессионализма и результативности работы педагога.
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:
• игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
• группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
• группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
• группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.
Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания. Безусловно, этот уровень достижений ребенка должен диагностироваться, а используемая педагогом технология должна обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами.
В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы.
Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.
ТРИЗ (теория решения изобретательских задач, которая создана ученым-изобретателем Т. С. Альтшуллером.
Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.
Основная задача использования ТРИЗ — технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.
Основной критерий в работе с детьми – доходчивость и простота в подаче материала и в формулировке сложной, казалось бы, ситуации. Не стоит форсировать внедрение ТРИЗ без понимания детьми основных положений на простейших примерах. Сказки, игровые, бытовые ситуации – вот та среда, через которую ребенок научится применять тризовские решения, встающих перед ним проблем. По мере нахождения противоречий, он сам будет стремиться к идеальному результату, используя многочисленные ресурсы.
Личностно-ориентированные технологии
Цель данных технологий – создание демократичных партнёрских гуманистических отношений между ребёнком и воспитателем, в результате которых обеспечиваются бесконфликтные, комфортные, безопасные условия для социального развития каждого ребёнка. При личностно-ориентированном подходе личность ребёнка ставится во главу воспитания и обучения. Доказательством использования данных технологий служат карты индивидуальных маршрутов развития воспитанников, высокие показатели мониторинга, положительный эмоциональный настрой группы в целом и каждого отдельного ребёнка, дифференцированный подход на занятиях и в совместной деятельности.
Кружковую работу можно рассматривать и как показатель личностно-ориентированного подхода, и как самостоятельной инновационной деятельностью. Ведь программа кружка всегда нечто новое, или, по крайней мере, шире общеобразовательной программы.
Развивающие технологии
В традиционном обучении ребёнку представляется для изучения уже готовый продукт, шаблон действия. При развивающем обучении ребёнок самостоятельно должен прийти к какому-либо мнению, решению проблемы в результате анализа своих действий.
- Что соответствует этим требованиям?
Этим требованиям отвечают конструкторы ЛЕГО, шахматы и шашки, цветные счётные палочки Кюзенера, развивающие игры Никитина.
Коррекционные технологии: их целью является снятие психоэмоционального напряжения дошкольников. Виды: сказкотерапия, цветотерапия, музыкальная терапия, игротерапия, куклотерапия, анималотерапия, арттерапия.
Заключение.
Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.
Кто-то известный сказал, что человек не может по-настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Организатор: методист Дементьева Елена Геннадьевна
Круглый стол
Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. На сегодняшний день, а это вторая половина учебного года, 70 % детей старшего дошкольного возраста нашего детского сада имеют проблемы в звукопроизношении( отсутствие звуков, замена нужных на другие или неиспользование поставленных звуков в активной речи), низкий словарный запас у детей, сложности связной речи( наблюдаем при составлении рассказов, пересказывании произведений). 30% детей 3-4 лет не имеют активной речи ( их речь на уровне звукоподражания). Поэтому целенаправленная разнообразная работа воспитателя с детьми с помощью различных инновационных и развивающих технологий, использование разнообразных форм работы с родителями и педагогами приведет к положительной динамике показателей развития речи дошкольников.
Инновационные технологии –
это система методов, способов, приёмов обучения, образовательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных условиях.
Для формирования и активизации познавательно-речевого развития, наряду с традиционными методами и приемами, используются следующие инновационные методы:
это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Синквейн - это метод наглядного моделирования, позволяющий ребёнку зрительно представить такие абстрактные понятия, как звук, слово, текст и научиться работать с ними.
Системность мышления Развитие творческого потенциала Т -теория Р - решения И – изобразительных З – задач
ТРИЗ для детей дошкольного возраста – это система игр, занятий и заданий, способная увеличить эффективность программы, разнообразить виды детской деятельности, развить у детей творческое мышление
в основе метода - активная познавательная и речевая деятельность ребенка
Информационные образовательные технологии – это все технологии в сфере образования, использующие специальные технические средства (ПК, мультимедиа) для достижения педагогических целей.
Моделирование - это вид знаково-символической деятельности, который предлагает исследование не конкретного объекта, а его модели
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и развитие речи.
Арт-терапия – это использование средств искусства для передачи чувств и иных проявлений психики человека с целью изменения структуры его мироощущения
Образование – это не только система знаний, которую надо передать дошкольникам. В детском саду необходимо создать такую образовательную среду, чтобы дошкольник сам мог найти способы добывать эти знания, творить, проявлять свою инициативность и уникальность.
В результате реализации проекта мы хотим
1. Повысить качество образования воспитанников через создание в ДОУ цифровой образовательной среды, направленной на коммуникативность, интеллект, креативное мышление, творчество личности дошкольников, формирование у детей навыков практической деятельности: технической, конструкторской, художественно-эстетической.
2. Разработать и апробировать авторские инновационные образовательные программы по ознакомлению детей с профессиями, по обучению конструированию и робототехнике, по речевому развитию дошкольников.
3. Создать виртуальный музей профессий и игровой дидактический образовательный комплекс.
4. Создать электронное пособия по темам проекта.
Представление педагогами проектов.
1. Проектирование форм речевого этикета как формы речевого развития дошкольников на основе применения технологий 3 Д ( воспитатель Плешивых С.С.)
2. Использование сказкотерапии как эффективного метода развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. (учитель-логопед Холкина К.Н.)
3. Проектирование Модели Виртуального музея профессий как практики речевого развития ( воспитатель Поносова О.П.)
5. Разработка образовательного сценария как комплексной формы речевого развития дошкольников в условиях ЦОС (воспитатель Васькина Е.А.) .
6. Мнемотехника, как метод обучения детей связной речи.( воспитатель Ташкинова М.С.)
7. Нетрадиционные методы развития мелкой моторики у младших дошкольников как средство сохранения физического и психического здоровья , средство речевого развития дошкольников.( воспитатель Роготнева Е.В.)
Применение инновационных педагогических технологий способствует:
· повышению качества образования;
· повышению квалификации воспитателей;
· применению педагогического опыта и его систематизации;
· использованию компьютерных технологий воспитанниками;
· сохранению и укреплению здоровья воспитанников.
Развитие дошкольного образования, его переход на новый качественный уровень не могут осуществляться без использования инновационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста.
Автор: заместитель заведующего по ОД МБДОУ д/с "Светлячок" Насырова А.Г.
Цель: оценка роли инновационной деятельности педагогами, как важнейшего фактора повышения качества образования при реализации ФГОС дошкольного образования.
Презентация на тему: Инновационная деятельность – как условие формирования профессиональной компетентности при реализации ФГОС дошкольного образования
Оценить 1776 0
СЦЕНАРИЙ КРУГЛОГО СТОЛА
СЛАЙД - ЦЕЛЬ
Цель сегодняшнего мероприятия на экране.
Круглый стол я бы хотела начать со слов известного учёного Дмитрия Сергеевича Лихачева: Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие ученые. Перестанешь учиться – не сможешь и учить. Ибо знания всё растут и усложняются.
Действительно, педагогика не стоит на месте, она развивается. Появляются новые программы и технологии. Успех в работе педагога зависит от его профессионализма, знаний, достижений отечественной и зарубежной педагогики, творческой активности и инициативы. Чтобы не отстать от времени, необходимо постоянно повышать профессиональную компетентность, т.е. развиваться, самосовершенствоваться.
СЛАЙД – ЗАДАЧИ
Поэтому сегодня мы с вами обобщим знания об уже знакомых нам педагогических технологиях, а также, я надеюсь,приобретем новые знания.
Для начала освежим в памяти основные понятия.
Перед вами карточки красного и желтого цвета. На красных карточках даны определение понятия, на желтых – само понятие. Ваша задача - правильно соотнести определение с понятием.
Итак, давайте прочитаем определение под номером 1. Это определение для какого понятия? (таким образом, раскрывается все 5 понятий):
педагогическая технология.
Таким образом, педагогическая технология – это совокупность, специальный набор форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе, на основе декларируемых психолого-педагогических установок. Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребенка.
Существуют множество определений технологии обучения, в которых, как отмечает Г. К. Селивко, в той или иной степени подчеркиваются следующие критерии технологичности.
концептуальность: каждая из технологий основана на одной или нескольких теориях (философских, педагогических или психологических). Например, программированное обучение – на бихевиористской теории; развивающее обучение – на теориях учебной деятельности и содержательного обобщения; интегральная технология – на идее укрупнения дидактических единиц и др.
системность, которая характеризуется логикой построения, взаимосвязью элементов, завершенностью и структурированностью материала и деятельности.
управляемость, т. е. возможность эффективного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся за счет диагностической постановки целей; проектирования процесса обучения.
эффективность. Она предполагает достижение запланированного результата с оптимальными затратами средств и времени на обучение.
воспроизводимость, то есть возможность тиражирования, передачи и заимствования технологии другими педагогами.
Выделяют следующие педагогические технологии:
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
СОЦИО-ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИЯ
КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ
ТЕХНОЛОГИЯ ТРИЗ
МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА
Проектная технология уже давно является очень популярной технологией развивающего обучения. Вы все давно работаете и не раз разрабатывали, и реализовывали какой-либо проект, а потому знаете, что проектная технология - это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, приемов и действий педагога в определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения проблемы, лично значимой для педагога, оформленной в виде некоего конечного продукта. Другими словами, проектный метод – это осуществление замысла от момента его возникновения до его завершения с прохождением определенных этапов деятельности. Заострять внимание на данной технологии мы не будем, а лишь вспомним этапы проектной деятельности.
Ув. Коллеги какие этапы проектной деятельности выделяют?
Подготовительный (определение темы, сбор информации, планирование), основной (реализация проекта), презентация результата, рефлексия (самоанализ и перспектива).
В ФГОС ДОО сказано о том, что для успешной реализации программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия: поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности; возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения. Представляю вашему вниманию социо-игровая технология.
Социо-игровая технология (автор: Шулешко Евгений Евгеньевич)– это развитие ребёнка в игровом общении со сверстниками. Данная технология предполагает игры и занятия детей в микрогруппах, позволяющие ребёнку самому определять цель своих действий, искать возможные пути решения, проявлять самостоятельность при решении возникших проблем.
Существуют различные формы организации социо-игровой технологии:
Коллективные дела, работа в малых группах на занятиях,
Игры с правилами, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, игры-соревнования и т.д.
Переходим к следующему выступлению.
Хотелось бы дополнить выступление коллеги и познакомить вас с интересной интегрированной, комбинированной здоровьесберегающей технологией – биоэнергопластика.
Биоэнергопластика предполагает совместное, синхронное движение рук и органов артикуляции.
Суть биоэнергопластики - в момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык. Другими словами, рука как бы превращается в язычок и повторяет его движения.
Конечно же, все упражнения я провожу в игровой форме. Ни для кого не секрет, что игровая форма наиболее соответствует психологическим возможностям дошкольников и помогает поддерживать интерес к выполнению упражнений.
Важно отметить. При проведении артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой рука ребенка, подключается только при полном освоении артикуляционного упражнения и выполнения его без ошибок.
Таким образом, занятия биоэнергопластикой способствуют развитию подвижности и гибкости органов артикуляции, правильной координации артикуляционных движений, их силы и точности, что в свою очередь отражается на правильном звукопроизношении, развитии речи ребенка.
Предлагаю выполнить несколько упражнений.
Описание движений кисти и пальцев руки
Исходное положение – кисть руки подобно рту – открывается и закрывается. Повторить 4 – 5 раз.
Такие незатейливые занятия вдохновили некоторых детей на создание собственных упражнений.
Таким образом, здоровье детей это полное физическое, психическое и социальное благополучие, гармоничное состояние организма, которое позволяет маленькому человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ
Также хотелось бы отметить технологию Владимира Филипповича Базарного (учёный, врач-офтальмолог, педагог). Доктор Базарный создал систему педагогических технологий, позволяющих обучать детей, при этом сохраняя и укрепляя их здоровье. Данная технология адаптирована и применяется в школьных учебных заведениях. Но в ДОУ можно включать основные методы и приемы этой технологии в режимных моментах с детьми старшего дошкольного возраста.
Рассмотрим основные принципы технологии В. Базарного:
Во-первых, занятия в группе проводятся в режиме смены динамических поз, где это возможно менять позу детей (сидя, стоя, лёжа и т. д.).
В-четвёртых, важнейшая особенность всех занятий состоит в том, что они проводятся в режиме движения наглядного учебного материала. Например – лексическая тема – инструменты. В любой точке группы расположены, вырезанные из бумаги инструменты, для закрепления темы воспитатель, загадывает загадку про какой-либо инструмент, дети должны найти данный предмет в группе, такие задания, способствуют активизации детей.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
Я буду загадывать загадки. Отгадки расположены в разных местах зала, попробуйте, не вставая со своих мест, глазками найти их
Листья собраны в кочан
В огороде у сельчан.
Без нее во щах не густо.
Под землею подрастала,
Круглой и бордовой стала.
Под дождем на грядке мокла
И попала в борщ к нам…
Ох, наплачемся мы с ним,
Коль почистить захотим.
Но зато от ста недуг
Нас излечит горький…
Хоть чернил он не видал,
Фиолетовым вдруг стал,
И лоснится от похвал
Он бывает, дети, разный –
Желтый, травяной и красный.
То он жгучий, то он сладкий,
Надо знать его повадки.
А на кухне – глава специй! Угадали? Это…
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей в специально организованной предметно-пространственной среде.
Цели и задачи музейной педагогики.
Цель музейной педагогики: создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея.
Обогащение развивающей предметно-пространственной среды ДОУ;
Формирование у дошкольников представления о музее;
Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности;
Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.
В последние десятилетия музейная педагогика приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания – создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации (это работы М. Ю. Коваль, О. В. Дыбиной).
А что же такое музей вообще?Музей— учреждение, занимающееся сбором, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской деятельностью.
Возможно ли в условиях детского сада создать настоящий музей?
возрастные особенности таковы, что дети не могут воспринимать окружающее как взрослый, а музей все-таки рассчитан на взрослых, т. е. восприятие ребенка отличается от восприятия взрослого.
жизненный опыт ребенка также крайне недостаточен, что тоже мешает ребенку понять настоящее музейное окружение;
Особенности мини-музеев:
В настоящем музее (если это не интерактивный музей) ничего руками трогать нельзя, там выставляются редкости, раритеты, крайне дорогие предметы, их надо сохранять. В мини-музеях наоборот, все можно и нужно трогать, с отдельными экспонатами – даже поиграть. И только небольшая часть является неприкосновенной, например, письма с фронта, их может в крайнем случае взять в руки воспитатель и развернув, показать детям;
Мини-музей можно посещать каждый день;
В настоящем музее мы с вами пассивные созерцатели, а в мини-музее – участники, соучастники и создатели, т. е. дети соавторы, творцы экспозиции, причем вместе с семьей
Таким образом, мини-музей в ДОУ - это особое, специальное организованное пространство ДО, способствующее расширению образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям.
Как должна проходить организация мини-музея в группе? (поэтапно)
1 этап включает в себя:
• Родительское собрание (зачем нужен мини-музей в группе, каково их участие)
• Выбор места расположения
2 этап - оформление музея, которое требует соблюдения ряда условий
1) Гигиенические требования и требования безопасности и расположения и экспонатов;
2) Эстетика оформления.
3 этап – разработка тематики выставок на учебный год и еёсодержание, т. е. разделы выставки или номинации
Например: выставка чашек - самая большая чашка
- самая красивая чашка
- самая старинная чашка
- самая интересная чашка (история появления в семье)
- С какими направлениями в работе группы могут быть связаны темы выставок в музее?
• С темами календарного плана
• С проектной деятельностью
• С юбилейными датами
• С праздниками: народными, государственными
• С работой по методической теме
Разработка перспективно-тематического плана работы, в котором предусматривается:
- занятия по теме экспозиции - творческая д-ть с детьми (художественный труд)
- мероприятия с родителями: буклеты, консультации, анкетирование
- развлечения или досуги детские с участием родителей
- фоторепортажи с мероприятий
4 этап - сбор и оформление экспонатов
5 этап – работа с экскурсоводами (подготовка детей-экскурсоводов)
6 этап - непосредственная работа с детьми, включающая разные формы
7 этап – обобщение материала о работе мини-музея (по конкретной теме и в целом за год)
Тема мини-музеев в нашем детском саду будет связана с формированием представлений о родном крае. Примерная тематика мини-музеев:
- Мини-Музей истории родного города;
- Мини-Музей народной игрушки;
- Мини-Музей медведя (как символа города);
- Мини-Музей боевой славы;
- Мини-Музей русской избы.
В заключении хотелось бы отметить, что мини-музеи в детском саду актуальны и эффективны. Они дают ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
Заполните, пожалуйста, анкеты обратной связи.
Читайте также:
- Использование театрализованной деятельности на занятиях по физкультуре в доу
- Почему зарайск является побратимом арзамаса кратко
- Назовите какие земли были присоединены к московскому княжеству при иване третьем кратко
- Внеурочная деятельность по музыке 2 класс школа россии фгос
- Какие повреждения делают банкноту неплатежеспособной кратко