Критерии оценивания исследовательских проектов в школе

Обновлено: 03.07.2024

Автор: Курочкина Лариса Павловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение " Школа № 5 города Белогорск
Населённый пункт: город Белогорск
Наименование материала: Докклад
Тема: Критерии оценки и контроль результатов проектной деятельности учащихся
Раздел: начальное образование

Критерии оценки и контроль результатов проектной деятельности

учащихся
Большинство детей приходит в первый класс с желанием учиться и достаточно высокой познавательной активностью. Кто-то уже умеет читать и даже писать. У всех детей – семилетний опыт освоения окружающего мира. Начальная школа должна развить желание ребенка учиться в течение всей жизни и научить его это делать эффективно. Именно на этом этапе обучения, возможно, привить интерес к интеллектуальной творческой деятельности. Одним из способов развития детей и поддержания мотивации к учению на высоком уровне является организация проектной и исследовательской деятельности. Такую деятельность можно осуществлять по двум направлениям: во время уроков со всеми учащимися и во внеурочной деятельности с детьми, которые проявили желание и сильную заинтересованность в таком виде работы. Учителями накоплен богатый опыт использования метода проектов. В своём выступлении я бы хотела рассмотреть лишь один его компонент, который, по моему мнению, является наиболее важным, сложным и без которого, собственно, трудно говорить об эффективности любого метода. Речь пойдёт о критериях оценки и контроле результатов проектной деятельности учащихся, так как любой метод, в соответствии с
(слайд1)
современными подходами, должен быть диагностичным. Вначале необходимо определить, что и как оценивать.
(слайд 2)

Проектная деятельность учащихся — высокомотивированная

самостоятельная поисковая и познавательно-трудовая деятельность,

ориентированная на создание учебного проекта, выполняемого под

Критерии оценки проекта (2 класс)
№ п\п Критерии оценки Баллы 1. Критерии оценки оформления проекта (5 баллов):  Формат А4  Название  Автор  Наличие картинки (рисунка)  Аккуратность 2. Критерии оценки содержания проекта (4 балла):  Соответствие теме проекта  Наличие оригинальных находок  Полнота  Логичное изложение материала
3. Критерии оценки представления проекта ( 5 баллов):  Грамматическая правильности речи  Степень владения материалом  Эмоциональность в представлении Итого: 12-14 баллов – “5” 9-11 баллов – “4” 6-8 баллов – “3” Итоговая отметка: В 3-м -4 классах проекты усложняются по форме и по содержанию. Критерии так же усложняются. Посмотрите бланк № 2. Эти критерии я буду использовать при оценивании проектов ребят в 3-4 классах.
Бланк № 2

Критерии оценивания проектов
3-4 класс
Критерий 1. Постановка цели, планирование путей ее достижения
Цель не сформулирована 0 Цель определена, но план ее достижения отсутствует 1 Цель определена, дан краткий план ее достижения 2 Цель определена, ясно описана, дан подробный план ее достижения 3
Критерий 2. Глубина раскрытия темы проекта
Тема проекта не раскрыта 0 Тема проекта раскрыта фрагментарно 1 Тема проекта раскрыта, автор показал знание темы в рамках школьной программы 2 Тема проекта раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы 3
Критерий 3. Разнообразие источников информации, целесообразность

их использования
Использована неподходящая информация 0 Большая часть представленной информации не относится к теме работы 1 Работа содержит незначительный объем подходящей информации из ограниченного числа однотипных источников 2 Работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников 3
Критерий 4. Личная заинтересованность автора, творческий подход к

работе
Работа шаблонная, показывающая формальное отношение к ней автора 0
Автор проявил незначительный интерес к теме проекта, но не продемонстрировал самостоятельность в работе, не использовал возможности творческого подхода 1 Работа самостоятельная, демонстрирующая заинтересованность автор; предпринята попытка представить личный взгляд на тему проекта, применены элементы творчества 2 Работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением автора к идее проекта 3
Критерий 5. Соответствие требованиям оформления письменной части
Письменная часть проекта отсутствует 0 В письменной части отсутствуют установленные правилами порядок и четкая структура, допущены серьезные ошибки в оформлении 1 Предприняты попытки оформить работу в соответствии с установленными правилами, придать ей соответствующую структуру 2 Работа отличается четким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными правилами 3
Критерий 6. Качество проведения презентации
Презентация не проведена 0 Материал изложен с учетом регламента, автору не удалось заинтересовать аудиторию 1 Автору удалось вызвать интерес аудитории, но он вышел за рамки регламента 2 Автору удалось вызвать интерес аудитории и уложиться в регламент 3
Критерий 7. Качество проектного продукта
Проектный продукт отсутствует 0 Проектный продукт не соответствует требованиям качества (эстетика, удобство использования, соответствие заявленным целям) 1 Продукт не полностью соответствует требованиям качества 2 Продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям) 3
Критерии выставления отметки

Бланк №3
Критерии оценки мультимедийных проектов (4 класс)

Критерии оценки

1 класс п р е д п о л а г а е т

п р и о б р е т е н и е
первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.
2-3 класс предполагает
позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.
4 класс предполагает:
получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по Самостоятельно выбранному направлению. Итоги реализации программы могут быт представлены, через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр. Так же разработала оценочные листы. Бланк №4, где в конце года дети сделают самооценку своих достижений и я оценю их умения. Завершенный проект обязательно должен быть представлен и получить общественную оценку (учащихся своего класса, параллельного, школы, учителей, родителей, за пределами школы). Это придаёт смысл деятельности, повышает мотивацию и ответственность Вывод: Правильное, грамотное определение
критериев оценки
,
показателей
, использование адекватных им
измерителей
— залог верного оценивания любой деятельности. Я желаю вам успехов в работе и буду рада, если мой опыт вам пригодиться. Спасибо за внимание!

Современный мир характеризуется быстрыми и резкими изменениями в общественной жизни. В этих условиях очень важно формировать у подрастающего поколения способность к творческому поведению. Именно поэтому значимой задачей общего образования в таком мире становится его направленность на приобретение каждым школьником своего собственного полноценного личностного опыта, а основным путем при этом выступает творческая созидающая деятельность учащихся в разнообразных видах школьной жизни, организуемой педагогом.

Реализовать творческий потенциал школьников можно с помощью проектной технологии. Применение проектной деятельности позволяет решить несколько задач: развитие навыков исследовательской деятельности учащихся, их творчества, стимулирование познавательной активности, углубленное изучение определенных разделов предмета, по которому выполняется проект. Причем участие школьников в проектной деятельности стимулирует развитие их взаимодействие сразу в нескольких направлениях (или на нескольких уровнях развития): информационном (обмен информацией), практическом (совместная исследовательская деятельность), эмоциональном (совместные переживания и впечатления) и этическом (нормы взаимодействия).

Департамент образования города Москвы уделят большое внимание проектной деятельности учащихся, поэтому во многих округах города проводятся смотры проектно-исследовательских работ школьников. Основная сложность в отборе на конкурсы проектно-исследовательских работ школьников заключается в том, что все многообразие работ участников проектной деятельности оцениваются по разным критериям.

В качестве примера можно рассмотреть оценочные листы, предлагаемые членам экспертной комиссии в двух округах города Москвы [4, 5], где проводятся конкурсы проектно-иссследовательских работ школьников (таблица 1).

Сравнение критериального инструментария для оценки проектов учащихся. Таблица 1.

Критерии оценивания

1 – обоснование, актуальность выбранной темы;

2 – замысел, идея, решение проблемы;

3 – реализация идеи (наличие исследовательской или проектной части);

4 - полученные результаты, выводы;

5 - презентация работы;

6 – доп. балл (особое мнение эксперта).

2 – обоснование выбора темы и ее актуальность;

3 – практическая значимость работы;

4 – оригинальность решения проблемы;

5 – артистизм и выразительность выступления;

6 – глубина и широта знаний по проблеме;

7 – компетентность докладчика (ответы на вопросы);

8 – использование наглядности и технических средств.

В настоящее время очень явно прослеживается необходимость унифицирования критериев оценивания проектных работ, т.к. конкурсы проектной деятельности проводятся, например, в Москве, на школьном, районном, окружном, а затем городском уровне. И один и то же проект оценивается на всех перечисленных уровнях по разным критериальным показателям. Необходимо признать, что бессистемность оценивания проектно-исследовательских работ учащихся снижает эффективность данной деятельности, т.к. один и тот же проект может получить как высокие баллы, так и достаточно низкие.

Исходя из основных требований к использованию проектного метода и этапов работы над проектами, предлагаются следующие критерии оценивания проектно-исследовательских работ учащихся (таблица 2).

Критерии оценивания проектно-исследовательских работ школьников. Таблица 2.

Этап работы над проектом Критерии, соответствующие этапам Характеристика критерия
Подготовительный этап Актуальность Обоснованность проекта в настоящее время, которая предполагает разрешение имеющихся по данной тематике противоречий
Планирование работы Осведомленность Комплексное использование имеющихся источников по данной тематике и свободное владение материалом
Исследовательская деятельность Научность Соотношение изученного и представленного в проекте материала, а также методов работы с таковыми в данной научной области по исследуемой проблеме, использование конкретных научных терминов и возможность оперирования ими
Самостоятельность Выполнение всех этапов проектной деятельности самими учащимися, направляемая действиями координатора проекта без его непосредственного участия
Результаты или выводы Значимость Признание выполненного авторами проекта для теоретического и (или) практического применения
Системность Способность школьников выделять обобщенный способ действия и применять его при решении конкретно-практических задач в рамках выполнения проектно-исследовательской работы
Структурированность Степень теоретического осмысления авторами проекта и наличие в нем системообразующих связей, характерных для данной предметной области, а также упорядоченность и целесообразность действий, при выполнении и оформлении проекта
Интегративность Связь различных источников информации и областей знаний и ее систематизация в единой концепции проектной работы
Креативность (творчество) Новые оригинальные идеи и пути решения, с помощью которых авторы внесли нечто новое в контекст современной действительности
Представление готового продукта Презентабельность (публичное представление) Формы представления результата проектной работы (доклад, презентация, постер, фильм, макет, реферат и др.), которые имеют общую цель, согласованные методы и способы деятельности, достигающие единого результата. Наглядное представление хода исследования и его результатов в результате совместного решения проблемы авторами проекта
Коммуникативность Способность авторов проекта четко, стилистически грамотно и в тезисно изложить этапы и результаты своей деятельности
Апробация Распространение результатов и продуктов проектной деятельности или рождение нового проектного замысла, связанного с результатами предыдущего проекта
Оценка процесса и результатов работы Рефлексивность Индивидуальное отношение авторов проектной работы к процессу проектирования и результату своей деятельности. Характеризуется ответами на основные вопросы: Что было хорошо и почему? Что не удалось и почему? Что хотелось бы осуществить в будущем?

Выставление дополнительных баллов с учетом вида проектно-исследовательской работы школьников. Таблица 3.

Общее максимальное количество баллов за все критерии и с учетом дополнительных баллов – 120. Ранжировать проекты по количеству набранных баллов можно следующим образом (таблица 4).

Ранжирование проектно-исследовательских работ школьников по количеству набранных баллов. Таблица 4.

Количество набранных баллов Уровень проекта
до 60 баллов Низкий уровень
61-80 Средний уровень
81-100 Выше среднего уровня
101-120 Высокий уровень

Разумеется, предложенная система оценивания проектно-исследовательских работ учащихся не лишена недостатков. Рискнем предположить, что одним из ее неудобств будет являться непривычность для экспертов. Данная система сможет работать только при специальной подготовке экспертов и ознакомлении с ней руководителя проектной деятельности.

Конечно, могут возникнуть трудности с некоторыми критериями оценки проектно-исследовательских работ учащихся, которые, с одной стороны, нельзя не учитывать, а, с другой, невозможно измерить количественно. Эту проблема решается за счет оценивания некоторых критериев из расчета дополнительных баллов.

Таким образом, предложенная система оценивания проекта позволяет установить степень подготовленности учащихся, достигнутую в процессе проектно-исследовательской деятельности, а также отдельные качества приобретенных знаний, сформированных умений и навыков.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект – замысел, план; разработанный план сооружения, механизма; предварительный текст какого-либо документа.

Виды проектов в школе.

Монопредметный проект – проект в рамке одного учебного предмета (учебной дисциплины), вполне укладывается в классно-урочную систему.

Межпредметный проект – проект, предполагающий использование знаний по двум и более предметам. Чаще используется в качестве дополнения к урочной деятельности.

Надпредметный проект – внепредметный проект, выполняется на стыках областей знаний, выходит за рамки школьных предметов. Используется в качестве дополнения к учебной деятельности, носит характер исследования.

Критерии оценивания проектной деятельности учащихся.

Проект – замысел, план; разработанный план сооружения, механизма; предварительный текст какого-либо документа.

Виды проектов в школе.

Монопредметный проект – проект в рамке одного учебного предмета (учебной дисциплины), вполне укладывается в классно-урочную систему.

Межпредметный проект – проект, предполагающий использование знаний по двум и более предметам. Чаще используется в качестве дополнения к урочной деятельности.

Надпредметный проект – внепредметный проект, выполняется на стыках областей знаний, выходит за рамки школьных предметов. Используется в качестве дополнения к учебной деятельности, носит характер исследования.

Российскими учителями накоплен богатый опыт использования метода проектов.

На страницах педагогических изданий, в материалах конференций постоянно присутствуют как описание реального опыта учителей, так и научные статьи, посвященные вопросам осмысления и реализации проектного метода. В данной статье не ставится задача подробного анализа метода проектов на обобщающем уровне. Рассмотрим лишь один его компонент, который, по нашему мнению, является наиболее важным, сложным и наименее разработанным, и без которого, собственно, трудно говорить об эффективности любого метода.

Речь идет о критериях оценки проектной деятельности учащихся, так как любой метод, в соответствии с современными подходами, должен быть диагностичным.

Вначале необходимо определить, что и как оценивать. Неверная оценка (на этапе реализации деятельности, метода или итоговая) способна дискредитировать самую прекрасную идею. Правильное, грамотное определение критериев оценки (факторов, которые подвергаются оцениванию), показателей (признаков, по которым производится однозначная оценка), использование адекватных им измерителей (инструментов, с помощью которых производится оценка: анкет, тестов, протоколов наблюдений и т. п.) — залог верного оценивания любой деятельности, метода.

Говоря о методе проектов, имеем в виду педагогический инструмент, позволяющий

учителю решать определенные образовательные задачи. Успешность любого метода зависит от ряда условий (организационных, экономических, квалификации педагога и др.). Очевидно, что один и тот же метод, используемый педагогами, к примеру, с различными уровнями подготовленности даст различные результаты. А что означает оценить успешность, эффективность метода? И кто эту оценку производит? Вероятно, в первую очередь сам учитель, использующий метод, и, возможно, его коллеги в качестве экспертов, а также внешние по отношению к образовательному учреждению эксперты (как, например, при оценивании конкурсных ученических проектов). Они оценивают степень достижения того результата, который предполагается при использовании данного метода. Тогда возникает вопрос — что это за результат? Общеизвестно, что результат любой педагогической деятельности — решение образовательных задач. Любая педагогическая деятельность ориентирована на позитивные изменения личности учащегося, конкретнее — на приращение знаний, приобретение умений, навыков; изменение уровня развития личностных качеств. Исходя из этого, попробуем определить, какой же результат предполагает метод проектов. Для этого придется немного углубиться в терминологию.

Проект (в самой общей формулировке) — реалистический замысел желаемого результата. Проект представляет собой совокупность документации по оптимальному достижению предполагаемого результата и выполняется на бумажных или электронных носителях (иногда дополняемых моделью или макетом). Проект разрабатывается с целью его последующей реализации. Например, по инженерно-конструкторскому или архитектурно-строительному проекту изготавливают какую-либо конструкцию или возводят сооружение.

Проект ориентирован на реальный продукт, но изготовление продукта — это уже

реализация проекта.

Творческий проект предполагает объективное творчество, т.е. привнесение в культуру общества чего-то, чего ранее не было. Практика показывает, что некоторые учебные проекты школьников вполне можно отнести к разряду творческих. Но недопустимо всех детей настраивать на получение объективно-творческого результата (следуя принципам природосообразности, обучению в зоне ближайшего развития каждого ребенка и т. п.). Другая крайность: при определении изначально всех ученических проектов как творческих происходит искажение, обесценивание самого смысла творчества. Думается, правильнее говорить об учебном проекте в рамках метода проектов. Учебный проект при этом может быть как субъективно, так и объективно творческим (а это уже покажет оценка), но творческий компонент в проектной деятельности учащихся должен присутствовать непременно, иначе эту деятельность нельзя будет назвать проектной.

Что касается реального продукта проектной деятельности учащихся (изделие, макет, модель, стенд, спектакль и т. д.), то применительно к методу проектов это лишь один из результатов проектной деятельности, по которому удобно оценивать качество проекта в целом. Но продукт еще не дает полной и объективной картины процесса проектирования и исполнения.

Ограничиваясь оценкой продукта, мы упускаем из виду процесс. А ведь в методе проектов, повторимся, важна сама деятельность (интеллектуальная, эмоционально-волевая, коммуникативная, практическая, презентативная).

Прежде, чем говорить о критериях оценки проектной деятельности учащихся, дадим ей общую характеристику. Проектная деятельность учащихся (ПДУ) — высокомотивированная самостоятельная поисковая и познавательно-трудовая деятельность учащихся, ориентированная на создание учебного проекта, выполняемого под руководством учителя. В процессе ПДУ у учащихся формируются определенные свойства и качества личности, которые в совокупности (будучи развиты) позволяют осуществлять проектный подход к любой деятельности.

В целом, учащийся, приобретая опыт проектной деятельности, приобретает и опыт поисковой творческой деятельности, что составляет неотъемлемый элемент в структуре содержания образования.

Необходимо отметить, что в предлагаемой методике оценки ПДУ конкретные свойства и качества личности учащегося оцениваются через внешние их проявления в ходе выполнения и защиты проекта. Поэтому при разработке критериев оценки ПДУ рассматриваются различные ее аспекты и компоненты и для каждого предлагается свой комплекс критериев.

Выделяем следующие аспекты оценки ПДУ и соответствующие им объекты оценивания, т.е. то, что непосредственно оценивается.

За каждый критерий может быть выставлено от 0 до 2 баллов, где: 2 балла - полностью соответствует, 1 балл - частично соответствует, 0 баллов - полностью не соответствует.

Перевод в 5-балльную шкалу: 23-30 – 5 баллов; 17-22 – 4 балла; 10-16 – 3 балла; менее 10 баллов – 2


Критерии различаются в зависимости от того, когда вы поступили в Лицей

Для набора 2021 года:

Соблюдение логики проектной деятельности, результаты работы

Актуальность работы обоснована.

Продемонстрировано, как проект будет решать проблему.

Характеристики продукта в заявке дают исчерпывающее

представление о нем и соотнесены с задачами.

Соблюдена логика поэтапного планирования, продукт и проектная документация (окончательная заявка и отчет) представлены в срок.

Итоговый продукт соотвествует заявленному образу и решает поставленную задачу. Изменения ключевых характеристик обоснованы.

Структура и оформление отчета соответствуют формату академического/ профессионального общения и нормам современного русского литературного языка.

Проектные методы и содержание

D. Представление работы

Дает представление о процессе и результате проделанной проектной работы, повествование логично, речь грамотна.

Презентация поддерживает выступление, не подменяя его собой. Текст и оформление не содержат ошибок.

Ответы на вопросы хорошо аргументированы и демонстрируют осведомленность в теме.

Для набора 2020 года:

Критерии оценивания проектной ИВР (общие)

Соблюдение логики проектной деятельности, результаты работы

Актуальность работы обоснована.

Характеристики продукта в заявке дают исчерпывающее представление о нем и соотнесены с задачами.

Соблюдена логика поэтапного планирования, продукт и проектная документация (окончательная заявка и отчет) представлены в срок.

Итоговый продукт соответствует заявленному образу и решает поставленную задачу. Изменения ключевых характеристик обоснованы.

Структура и оформление отчета соответствуют формату академического / профессионального общения.

Отчет написан грамотно, соблюдаются орфографические, пунктуационные, речевые и грамматические нормы.

Проектные методы и содержание

Дает представление о процессе и результате проделанной проектной работы, повествование логично, речь грамотна.

Презентация поддерживает выступление, не подменяя его собой. Текст и оформление не содержат ошибок.

Ответы на вопросы хорошо аргументированы и демонстрируют осведомленность в теме.

Читайте также: