Критерии анализа и оценки детских работ в доу

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

КРИТЕРИИ АНАЛИЗА И ОЦЕНКИ, СОЗДАННЫХ ДЕТЬМИ ИЗОБРАЖЕНИЙ

* знает цветовую гамму , подбирает цвета соответственно фону.

* знает цветовую гамму , иногда путает цвета фона, не может самостоятельно подобрать цвета соответственно фону.

* путает цветовую гамму и плохо ориентируется в цветах фона, не умеет подбирать цвета соответственно фону.

2. Передача формы.

* рисует простые и сложные элементы , передает точно.

* рисует точно простые элементы, а сложные немного искажает.

* только простые элементы с искажением, а сложные не удаются.

3. Умение работать кончиком кисти.

* хорошо владеет навыком рисования кончиком кисти.

* умеет работать кончиком кисти, но преобладает манера письма всей кистью.

* не умеет работать кончиком кисти.

* ребенок видит и украшает полностью всю плоскостную или объемную форму, создавая единую композицию, используя простые и сложные элементы.

* ребенок видит часть плоскостного силуэта или объемной формы и украшает ее; нет единой композиции.

* скученное изображение, нет единства.

5. Характер линий.

* плавная без отрыва, прерывистая, не получается.

* Какие материалы использовались для создания изображения при условии самостоятельного их выбора.

* плоскостной силуэт или объемная форма, кисть, тычок.

* плоскостной силуэт, либо кисть, либо тычок , простой лист, тычок.

7. Уровень самостоятельности выполнения работы.

* самостоятельно дополняет изображение подходящими по замыслу элементами .

* необходима частичная (небольшая) помощь педагога, - не может.

* Эмоционально-эстетическое отношение к процессу создания изображения.

* эмоционально относится к заданию, критически оценивает свои работы и работы других детей.

* эмоционально относится к заданию, не умеет критически оценивать работы свои и других детей.

* самостоятельно придумывает композицию, по-своему изображает элементы .

* составляет композицию, но для этого ребенку надо иметь образцы элементов перед глазами; незначительная помощь педагога.

* рисует только то, что видит, нет творческой активности.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 30 человек из 19 регионов


Курс повышения квалификации

Современные методы арт-терапии: базовые техники

  • Сейчас обучается 202 человека из 53 регионов
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 612 660 материалов в базе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 05.04.2018 1171
  • DOCX 15.7 кбайт
  • 4 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Киреева Мария Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Россияне ценят в учителях образованность, любовь и доброжелательность к детям

Время чтения: 2 минуты

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

- способ исследования детского развития, основанный на изучении результатов продуктивной деятельности детей: рисунков, поделок и т.п.

Схема (критерии анализа и оценки, созданных детьми продуктов детской изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация)

- краткое описание того, что изображено на рисунке, в лепке, аппликации ,

- разнообразие, богатство или, наоборот, бедность содержания.

2. Передача формы

- немного искажена или вовсе не удалась).

3. Строение предмета:

- части предмета расположены верно,

- их местоположение немного искажено,

- части предмета расположены неверно (строение предмета передано неверно).

4. Передача пропорций предмета в изображении (соблюдены или нет).

- пропорциональность (непропорциональность) построения (отношение по величине разных изображений),

- симметричное (несимметричное) построение,

- ритмическое (неритмическое) изображение,

- миниатюрное изображение или увеличенное,

- расположение на листе отдельных изображений: по всему листу, на полосе листа (фризовое),

- изображение нескольких моментов одного события на одном листе бумаги.

6. Передача движения:

- передача начального момента изображения движения (движение какой-либо части предмета или группы),

- неумело выраженное движение в целом,

- передача сложного движения достаточно четко и определенно.

- передача реальной окраски предметов,

- в изображении преобладают насыщенные (яркие) цвета или пастельные, бледные или холодные тона,

- Многоцветная раскраска, преобладание одного или двух цветов,

- отступление от реальной окраски,

- в декоративном рисовании соответствие колориту образца народной декоративной росписи или отступление от него.

8. Характер линий:

- сильный, энергичный нажим, иногда продавливающий бумагу,

- линия грубая, жесткая или линия слабая, легкая, слитная, плавная, дрожащая, прерывистая,

- раскраска мелкими штрихами, мазками или крупными, размашистыми движениями,

- регулирует или нет силу нажима, размах (закрашивает в пределах контура или выходит за линии контура).

9. Материалы, использованные для создания изображения (при условии самостоятельного их выбора).

10. Уровень самостоятельности выполнения работы (рисунка, лепки, аппликаций):

а) требовалась ли в ходе выполнения работы помощь педагога, в чем она заключалась;

б) обращался ли ребенок с вопросами, просьбой о помощи к воспитателю;

в) есть ли у ребенка потребность самостоятельно дополнить изображение подходящими по смыслу предметами, деталями.

11. Эмоционально-эстетическое отношение к процессу создания изображения:

а) проявляет ли ребенок интерес к изобразительной деятельности, насколько устойчив этот интерес;

б) насколько эмоционально относится ребенок к заданию, к процессу создания изображения, к готовому продукту деятельности своей и других детей;

в) какие виды изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация) и типы задания (предметное, сюжетное, декоративное) предпочитает, как объясняет свое предпочтение;

г) как оценивает свои работы и работы других детей (эмоционально-эстетическая, нравственная оценка).

12. Использование ребенком специфических средств выразительности для создания образа.

13. Творчество. Отметить, что нового внёс ребенок в изображение. Оригинальность изображения. Стремление наиболее полно выразить задуманное.

Методика диагностики изобразительной деятельности дошкольников (Комарова, Т.С.)

Критерии и показатели, используемые при анализе продуктов деятельности (рисунков).

1. Содержание изображения (полнота изображения образа).

Анализ детских работ представляет собой краткое описание созданного каждым ребенком изображения.

2. Передача формы:

· Форма передана точно.

· Есть незначительные искажения.

3. Строение предмета:

· Части расположены верно.

· Есть незначительные искажения.

· Части предмета расположены неверно.

4. Передача пропорций предмета в изображении:

· Пропорции предмета соблюдены.

· Есть незначительные искажения.

· Пропорции предмета переданы неверно.

5. Композиция (для более полной и точной характеристики овладения детьми композицией выделены две группы показателей):

a) Расположение изображений на листе.

· На полосе листа.

· Не продумана, носит случайный характер.

b) Соотношение по величине разных изображений, составляющих картину.

· Соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов.

· Есть незначительные искажения.

· Пропорциональность разных предметов передана неверно.

6. Передача движения:

· Движение передано достаточно точно.

· Движение передано неопределенно, неумело.

Этот критерий оценивается тогда, когда задача передать движение ставилась на занятии или вытекает из темы занятия.

a) Цветовое решение изображения.

· Передан реальный цвет предметов.

· Есть отступления от реальной окраски.

· Цвет предметов передан неверно.

б) Разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и выразительности изображения.

· Многоцветная или ограниченная гамма – цветовое решение соответствует замыслу и характеристике изображаемого.

· Преобладание нескольких цветов или оттенков в большей степени случайно.

· Безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете (или случайно взятыми цветами).

Критерии и показатели для оценки проявления творчества в детском рисунке:

а) самостоятельность замысла;

б) оригинальность изображения;

в) стремление к наиболее полному раскрытию замысла.

По всем критериям, имеющим одну или две и три группы показателей, оценка дается по трехбалльной системе: 1-й – 3 балла, 2-й – 2 балла, 3-й – 1 балл.

· форма передана точно – 3 балла;

· есть незначительные изменения – 2 балла;

· искажения значительные, форма не удалась – 1 балл.

Обработка результатов диагностики

Все оценки показателей по каждому критерию и по каждому ребенку суммируются. На основе набранной суммы можно дифференцировать детей по уровню овладения навыками изобразительной деятельности. Для этого нужно создать ранговый ряд, т.е. составить список детей в последовательности от высшего числа набранных ребенком баллов к низшему (табл.2). Такой ранговый ряд можно построить и по каждому критерию отдельно. Ранговый ряд условно можно разделить на три части, т.е. общее количество детей разделить на три подгруппы (по числу набранных баллов). Каждая из этих подгрупп будет отнесена к высшему, среднему и низшему уровню (по числу набранных баллов). Можно составить сводную таблицу (табл.1), в которой будут представлены все оценки, полученные детьми по каждому критерию и показателю.

Читать еще: Максим Матвеев cтремительно теряет вес и все меньше похож на себя. Фильмография: фильмы с участием Максима Матвеева в главной роли

Сводная таблица оценок, полученных детьми по каждому критерию и показателю

Диагностика уровня овладения изобразительной деятельностью и развития творчества (по программе Т. С. Комаровой)

Ольга Самойлова
Диагностика уровня овладения изобразительной деятельностью и развития творчества (по программе Т. С. Комаровой)

Критерии оценки уровня овладения изобразительной деятельностью и развитии творчества

Для оценки художественного творчества детей большее значение имеют как количественные показатели, так и эмоционально-эстетические и интеллектуальные качественные критерии.

Поэтому мы выделяем в диагностическом исследовании два этапа – первый из которых заключается в анализе продукта деятельности детей, а второй содержит в себе анализ процесса деятельности. Эти показатели выводятся в количественную оценку на основе выделенных показателей и их числовых значений.

Анализ продукта деятельности

Подразделив качественные показатели по видам рисования (предметное, сюжетное и декоративное) мы выделили ряд критериев:

1. Предметное рисование

А) форма передана точно – 3 балла

Б) есть незначительные искажения – 2 балла

В) искажения значительные, форма не удалась – 1 балл

А)правильно нарисованы все части предмета– 3 балла

Б) есть незначительные искажения – 2 балла

В)строение передано не точно– 1 балл

А) пропорции переданы точно – 3 балла

Б) есть незначительные искажения в передаче соотношения частей – 2 балла

В) пропорции не верны (значительные искажения)– 1 балл

Решение в цвете

А) ребенок использует сложную цветовую палитру, смешивая краски и красиво подбирает нужные оттенки – 3 балла

Б) цвета переданы правильно но не точно (цвет не смешан на палитре, а взят из баночки) – 2 балла

В) цвета не соответствуют предметам,ребенок использует лишь 1-2 краски, а не все имеющиеся – 1 балл

2. Сюжетное рисование

Расположение на листе

А) предметы расположены с применением простейшей перспективы (загораживание) – 3 балла

Б) предметы расположены на полосе листа без применения загораживания – 2 балла

В) предметы расположены на листе хаотично – 1 балл

А) замысел подчерпнут из реальной жизни ребенка и вызывает яркое эмоциональное отношение – 3 балла

Читать еще: Русская семиструнная гитара. Какую гитару лучше купить, выбрать? Классические, акустические

Б) ребенок срисовывает или рисует заученный сюжет – 2 балла

В) ребенок не имеет замысла, задача вызывает у него трудность – 1 балл

А) движение передано достаточно четко – 3 балла

Б) движение передано неопределенно – 2 балла

В) изображение статичное – 1 балл

Соотношение предметов по величине

А) Предметы нарисованы с учетом из пропорциональных связей – 3 балла

Б) Соотношение верно лишь отчасти (некоторые предметы переданы верно, а то что ребенку кажется значимым – крупнее) – 2 балла

В)Предметы не имеют связей– 1 балл

А) ребенок использует сложные цвета (смешанные на палитре)с верным их расположением – 3 балла

Б) цвета не смешанные, ребенок рисует чистой краской– 2 балла

В) ребенок использует 1-2 краски, палитрой не пользуется – 1 балл

3. Декоративное рисование

Композиция в составлении узора

А) композиция равновесна и гармонична – 3 балла

Б)Есть недочеты в композиции узора– 2 балла

В) композиция не верна – 1 балл

А) ребенок свободно владеет кистью – 3 балла

Б) часто забывает как работать кистью, изображение имеет недочеты – 2 балла

В) не владеет кистью – 1 балл

Правильность исполнения элементов

А) все элементы росписи изображены в целом верно – 3 балла

Б) некоторые элементы не удались – 2 балла

В) элементы изображены не верно, рисунок не удался – 1 балл

Решение в цвете

А) ребенок использует цвета, приближенные к цветам промысла; различимы оттенки – 3 балла

Б) оттенки не различимы, палитрой не пользуется (почти не пользуется)– 2 балла

В) цвет не соответствует действительному – 1 балл

Все баллы суммируются по каждому ребенку. Соответственно максимальное количество баллов — 39, минимальное – 13.

Анализ процесса деятельности

1. Характер линии

Этот критерий включает в себя четыре группы показателей:

А) характер линии

1)слитная – 3 балла

2) прерывистая – 2 балла

3) дрожащая (жесткая, грубая)-1 балл

1) средний-3 балла

2) сильный, энергичный, иногда продавливающий бумагу-2балла

3) слабый (иногда еле видный)-1балл

В) Раскрашивание (размах)

1) мелкими штрихами, не6 выходящими за предел контура – 3 балла

2) крупными, размашистыми движениями, иногда входящими за предел контура-2 балла

3) беспорядочными линиями (мазками, не уменьшающимися в пределах контура-1 балла

Г) регуляция силы нажима

1) регулируется сила нажима – 3 балла

2) не всегда регулируется сила нажима и размах -2 балла

3) не регулируется сила нажима, выход за пределы контура – 1балл

2. Регуляция деятельности

А) Отношение к оценке взрослого

2) эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале – радуется, темп работы увеличивается, при замечании сникает, деятельность замедляется или вовсе прекращается)-2 балла

Читать еще: Что такое постоянный эпитет примеры. Словарь литературоведческих терминов Что такое постоянный эпитет, что означает и как правильно пишется

3) безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется)— 1 балл

Б) Оценка ребенком созданного им изображения

1)адекватна – 3 балла

2) неадекватна – 2 балла

3) отсутствует – 1балл

3. Эмоциональное отношение к деятельности (насколько ярко (сильно, средне, безразлично) ребенок относиться

А) к предложенному заданию

Б) к процессу деятельности

В) к продукту собственной деятельности

3. Уровень самостоятельности

1) Выполняет задание самостоятельно без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами

2) Требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослому обращается редко

3) Необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается

4. Творчество

1) самостоятельность замысла

2) Оригинальность изображения

3) Стремление к наиболее полному раскрытию замысла

Карта анализа НОД. Предлагаю вашему вниманию карту анализа непосредственно образовательной деятельности, которую я использую в своей практике. КАРТА АНАЛИЗА.

Критерии оценивания центров речевого развития детей в рамках смотра-конкурса ПОКАЗАТЕЛИ СМОТРА — КОНКУРСА Центров речевого развития детей Предлагаю Вашему вниманию показатели смотра — конкурса центров речевого развития.

Диагностический материал по художественно-творческому развитию дошкольников


Курс повышения квалификации за 340 рублей!


Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления



Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р



  • Сабаева Марина Александровна
  • Написать
  • 13380
  • 15.03.2018

Номер материала: ДБ-1324959

Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников

Рекордно низкий оргвзнос

по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)

Идёт приём заявок

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дети любят не только сам творческий процесс, но и обсуждение его результатов. Если вспомнить детское творчество, то можно заметить, что ребенок всегда задает вопрос: Я хорошо нарисовал? У меня красиво получилось? Дети ждут реакцию взрослых на свое творение. И, конечно, это, в первую очередь, должна быть похвала. Если взрослый начинает критиковать рисунок, поделку, аппликацию и т.п., то реакция ребенка чаще бывает негативной. Вплоть до того, что он замыкается и перестает заниматься творчеством, так как боится, что в следующий раз у него тоже не получится и это может продлиться достаточно долго. Ребенок может охладеть к творчеству и заниматься им по принуждению, если взрослые, педагоги не изменят эту ситуацию, изменив отношение ребенка к этой деятельности.

Работы детей надо просматривать, обсуждать, анализировать. Желательно, чтобы это происходило после каждого занятия. Сами дети должны принимать в этом активное участие. Детям нравится этот процесс. Более того, это помогает ребенку осмысленно относиться к своему результату, задумываться, понимать, как его работа выглядит, сравнивать ее с работами других детей группы, класса, оценивать свою работу.

Ребенку важно получать удовольствие от своей работы. Детям надо говорить об этом: работы получились отличными, ими можно любоваться. Необходимо отмечать в работе то, что делает ее красивой: сочетание цветов удачно подобранное, искусная проработка мелких деталей, выгодная композиция рисунка, интересный замысел. Каждый ребенок передает один и тот же предмет по -разному. Главное-не упрекать ребенка за неудачу, даже при несхожести с натурой или другими работами. Надо уметь находить его исключительное достоинство. Для себя в этом случае педагог должен понимать, что с ребенком нужно поупражняться. Нельзя ставить ситуацию в эмоционально-негативную.

Просмотр и анализ работ не должен быть шаблонным. Рассматривая работы детей, педагог побуждает их к оценке. Это помогает в решении изобразительных задач. Для анализа работ хорошо разместить их на общем стенде. Работы должны обсуждаться все. Педагог не выбирает самые, на его взгляд, удачные и, для сравнения, неудачные. Это значит сделать выбор за ребенка. Этого быть не должно. Ребенок должен оценивать работу свою и работы других. Он должен видеть наиболее удачные элементы, запоминать их и, возможно, применять в дальнейшем. Если работа была по замыслу, то надо находить интересные идеи и решения детей, если по восприятию или представлению, то оценивается схожесть результата на реальный предмет, красиво ли получилось, почему. Дети должны по собственному желанию участвовать в обсуждении. Беседа не должна сковывать детей, вынуждать, атмосфера должна быть комфортной, свободной.

При анализе можно использовать разные методы. К примеру: показать понравившуюся работу и объяснить, почему она нравится. Можно пригласить авторов наиболее понравившихся работ рассказать, как они рисовали, почему именно так. Можно дать ребенку проанализировать свою работу и оценить ее. Данные методы формируют у ребенка действие оценки. Если работа недооценена или, напротив, переоценена, надо очень аккуратно побеседовать с ребенком на эту тему наедине, прояснив ребенку его ошибки. Важно, чтобы оценка детей была ими обоснована. Педагогу необходимо помогать детям рассуждать именно так. Для этого надо задавать дополнительные вопросы, что способствует более развернутому ответу. Если ребенок не готов, или сомневается, то можно пригласить ему на подмогу его друзей, но делать это надо очень тактично, не обидев предыдущего.

Для развития воображения и творчества в процессе анализа и оценки можно предложить детям обсудить дополнительные детали уже сделанного рисунка и еще дополнить работу.

2. Диагностика уровня развития детского творчества.

Чтобы понять уровень развития творческих способностей у ребенка, часто используют различные диагностические тесты, работы. Как правило, все они направлены на выявления интереса, возможностей ребенка. Благодаря подобным диагностическим мероприятиям, педагогу проще понимать, каким уровнем творческой деятельности владеет ребенок на данный период, какие направления ему наиболее интересы и даются с легкостью, а где помощь педагога необходима. Для проведения диагностики разрабатываются различные задания, программы, которые нацелены на развитие детского творчества, к примеру, изобразительного, стимулирующее творческие способности ребенка, применять полученный им опыт, осмысливать свои действия. Для дошкольников можно применять темы, связанные с применением в рисунке различных геометрических форм. Так, к примеру, имея общую основу круг или квадрат, ребенку дается задание на то, чтобы продумать и дополнить эти формы так, чтобы получился рисунок. Например, предложено 6 кружков. Из них ребенок может получить: цветок, солнышко, какое-то животное, снеговика, футбольный мяч, яблоко и т.п. Критериями такой диагностики является:

1. Продуктивность. Сколько из 6 кругов ребенок приспособил под то или иное изображение?

2. Оригинальность. Этот критерий характеризует разнообразность используемых ребенком изображений.

3. Качество выполнения задания. Данный критерий отвечает за разнообразия цветовой гаммы, применяемой ребенком, изображение каких-либо дополнительных деталей, сама техника закрашивания предмета.

Данная методика на первый взгляд весьма проста. Но она показывает уровень развития творчества ребенка и очевидно его демонстрирует. Желательно, чтобы подобная диагностика осуществлялась индивидуально, чтобы дети не могли срисовать друг у друга или перенять идею цвета или деталей изображения. Проведение результатов диагностики возможно, как индивидуально, так и по группе, чтобы понимать общий уровень творческих способностей.

Психологи рекомендуют при анализе творческих способностей детей обращать внимание на следующие характеристики:

1. Ребенок проявляет любопытство, задает вопросы.

2. Ребенок предлагает идеи, отвечает на вопросы, ищет пути решения задач.

3. Ребенок свободно рассуждает, высказывает свое мнение, часто отстаивает его.

4. Ребенок фантазирует, воображает.

5. У ребенка развито чувство юмора.

6. Ребенок замечает красоту предметов, явлений, говорит об этом, замечает эстетические свойства вещей.

7. Ребенок активен, ему не страшно выделиться.

8. Ребенок стремится к творческому выражению.

Диагностика творческих способностей имеет особенности в отличии от других видов диагностики:

Проводить данную диагностику лучше не в учебное время для более точных результатов.

Оценка должна ориентироваться не столько на результат, сколько на процесс.

Игровые тренинги могут быть основным методом.

Необходим подготовительный период для снятия напряжения у ребенка.

Показателями при диагностировании служат:

Оригинальность выполнения (ответа)

При диагностике желательно не включать детские пояснения, т.к. ребенок больше чувствует, чем говорит, понимает интуицией.

3. Педагогические условия развития творческих способностей.

Каждый педагог понимает, что только при наличии интереса, получения радости и удовлетворения от занятий творчеством ребенок будет активно участвовать в этой деятельности. Эти характеристики относятся не только к творчеству, но и к любому направлению, которое осваивает ребенок. Педагогу важно понимать и помнить, что для создания этой атмосферы необходим вариативный подход в обучении и разнообразие обучающих методов. Этому способствуют многие факторы: нестандартный подход к подаче материала, яркие разнообразные материалы для работы, непохожесть заданий, возможность выбора, обстановка и оформление помещения и т.п. Это способствует побуждению ребенка к проявлению творческой деятельности и детскому восприятию, исключает однообразие занятий, устраняет состояние скуки у ребенка и отвлеченности. Для развития ребенка в творческой деятельности важно, чтобы он не только усвоил данные ему знания и навыки, но и смог самостоятельно искать новые решения и творческие подходы к своей деятельности. Творчество предполагает отсутствие шаблонов, оно нацелено на фантазию, воображение ребенка.

Можно дать детям задание нарисовать цветок. Вначале надо рассказать и показать детям открытки и картинки с изображением цветов, обсудить их формы, учитывая, что дети владеют знаниями элементарных форм, которые могут повторяться в рисунке того или иного цветка. При этом можно предложить детям использовать не всю палитру цветов, а взять, к примеру, 5 основных. Если ребенок успевает быстро изобразить выбранный цветок, ему можно дать еще бумагу, так как его вдохновение, воображение рисует ему еще образы и отлично, что он хочет их выразить в рисунке. После завершения занятия, преподаватель, также делает выставку полученных работ и обсуждает с детьми результат, который будет разным у каждого: яркость, цветность, формы цветов, величину цветов, количество лепестков, листиков и т.п. Для подобного задания можно предложить детям живой букет, который педагог ставить на видном месте класса, группы так, чтобы все дети видели его и могли подойти и рассмотреть поближе, выбрав для себя то, что наиболее им понравилось для изображения. При этом важно, чтобы букет был разнообразным по форме цветов, цвету. Это еще и важно для более четкого представления для ребенка как выглядят цветы, т.к. у него могут быть ограниченные представления об этом, что даст дополнительные сложности в понимании формы. Столы для работы можно поставить нестандартным образом, к примеру- по кругу. Эту работу можно провести по-разному: идеи изображения цветов могут быть на газоне, на клумбе, в вазе, можно рисовать, сидя за столом, стоя у мольберта и т.п.

Для понимания детьми разнообразных композиционных решений, педагог может предложить детям разные форматы листа, не только альбомный, но и большего размера. Это устранит шаблон рисования только на альбомном листе. Ребенок поймет, что можно рисовать по-другому с учетом того, что он планирует изобразить. Педагог учит детей думать, как расположить лист, чтобы изображение поместилось и выглядело красиво.

Дети любят сказки. Они любят изображать их героев, сюжеты. На этапе дошкольного и младшего школьного возраста педагог вполне может предлагать детям эту тему для рисунка. Дети могут работать индивидуально, т.е. каждый сам рисует выбранный персонаж, сюжет, или создавать коллективный рисунок. Педагогу важно уметь организовывать занятие таким образом, чтобы детям было не только интересно, но и полезно для общения в коллективе, развития ответственного отношения к своему делу, групповой форме работы.

Задача педагога на всех этапах творческого развития ребенка-это создание разнообразных условий для изобразительной деятельности: содержание, формы, материалы, методы, приемы занятий с детьми, что способствует интенсивному развитию творчества и детских художественных способностей.

4. Условия успешности процесса развития детского

Изобразительное деятельность-это не просто учебное занятие, нацеленное на обучение ребенка и освоением им знаний. Это художественно-творческая деятельность, требующая от детей положительных эмоций, желания создавать рисунок, прикладывая к этому усилия. Основной задачей изобразительной деятельности является развитие представления и взглядов ребенка на окружающий мир, развитие эстетических чувств, умение и желание детей творить и создавать что-либо своими руками, созидать, получать радость и удовлетворение от своей деятельности.

В декоративном рисовании использование образцов логично. Как правило, в этом направлении используются готовые образы из народных промыслов, искусства. Это развивает эстетическое восприятие и представление у ребенка.

Если педагог ограничивает изображение ребенка, то это препятствует развитию его (ребенка) воображению, не позволяет наиболее полным образом передать характер и особенности натуры. Дети передают впечатления, полученные от окружающего мира в своих работах. В изобразительном искусстве должна прослеживаться связь обучения с реальной жизнью. Именно окружающая обстановка действует на развитие ребенка и его интересы. Дети накапливают опыт, общаясь с природой, предметами. Им необходимо реализовать этот опыт. Они изображают то, что им знакомо и нравится, что привлекает их внимание в жизни. Это необходимо давать ребенку. Не всегда педагоги способствуют этим особенностям детского восприятия и проявления. Для успешного результата изобразительной деятельности необходимо задумываться о том, что ребенку интересно, а не механически давать задания, ориентируясь на методические разработки, без творческого осмысления и учета способностей ребенка.

Важным является принцип наглядности в обучении ребенка. Это помогает ребенку осознать предметы и явления, осознанно воспринять действительность, наблюдая за ней. Несмотря на то, что ребенок уже когда-либо мог видеть предмет или явление, необходимо работать с ними всегда. Ранние впечатления могут стираться под влиянием новых. Активно можно использовать примеры изобразительного искусства: репродукции картин, иллюстрации различных источников, примеры скульптуры и архитектуры и т.п.

Методические рекомендации по предметам нацелены на помощь педагогу, но не являются идеальными на все случаи жизни. Относится к ним надо, учитывая обстановку, проявляя творчество, понимая возрастные, индивидуальные особенности детей, уровень их развития, навыков, знаний. Не стоит считать количество часов, строго прописанных в методике. Это рекомендации. Это количество зависит в конечном итоге от усвоения детьми материала, полученных ими впечатлениях.

Все разнообразие творчества должен предлагать педагог, предварительно сам испытав тот или иной метод. Профессиональный педагог продумывает построение каждого урока с учетом его личных наблюдений, опыта, изученной литературы и т.п. Причина появления штампов в творческих занятиях-это недостаточно развитое эстетическое восприятие самого педагога, это влечет за собой формальный и не творческий подход. Педагогу нужно продумывать варианты занятий с использованием: методов игры, привлечения природы, коллективным творчеством и т.п.

Читайте также: