Значимость социальных проектов в школе

Обновлено: 04.07.2024

Одним из интенсивных методов социальной практики является социальное проектирование, осуществляемое во внеурочной деятельности. Социальные проекты дают учащимся возможность связать и соотнести общие представления с реальной жизнью, в которую вовлечены они сами, их друзья, учителя.Современный проект учащихся – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развитие креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств.Метод проектирования призван решать следующие задачи: выявлять наиболее важные социальные проблемы разных категорий молодежи и пути их решения;
Стимулировать готовность молодого поколения к решению актуальных общественных проблем собственными силами

Оценить 1156 0

РОЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ШКОЛЫ

Одним из интенсивных методов социальной практики является социальное проектирование, осуществляемое во внеурочной деятельности. Основная цель социального проектирования в нашей школе – создать условия, способствующие формированию у учащихся собственной точки зрения по обсуждаемым проблемам. Социальное проектирование представляет собой незаменимую сферу гражданских позиций, воспитывает нравственную, духовно развитую личность, способную на самоотдачу.

Социальные проекты дают учащимся возможность связать и соотнести общие представления с реальной жизнью, в которую вовлечены они сами, их друзья, учителя. В ходе реализации проектов учащиеся активно используют свои знания, общаются и сотрудничают друг с другом. Метод проектов позволяет сформировать у учащихся коммуникативные умения: умения спрашивать, выражать свою точку зрения, умение договариваться, выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, а также развивает мышление учащихся, происходит развитие аналитико – синтетических действий, формируется алгоритм сравнительного анализа. В ходе работы над проектом учащиеся учатся адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников, обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения проблемы, выделять недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.

Современный проект учащихся – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развитие креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств.

Мы считаем, что сильные стороны метода проектов заключаются в органическом сочетании возможности получить теоретические знания, обрести навыки работы в команде, научиться строить свою деятельность совместно с другими ребятами, добывать знания, необходимые для выполнения того или иного проекта, таким образом, разрешая свои жизненные задачи, строя отношения друг с другом, познавая жизнь, ребята получают необходимые для этой жизни знания, причем самостоятельно, или совместно с другими в группе, концентрируясь на живом и жизненном материале, учатся разбираться путем проб в реалиях жизни. Происходит постановка реального дела с получением конкретного результата и итог - удовлетворение от процесса. Активное включение школьников в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социально – культурной среде.

Выбор темы проекта должна строиться с учетом интересов, потребностей, основываясь на личном опыте учащихся.

Другое направление в работе по проектной деятельности – это создание социальных проектов, которые мы запускаем в старшей школе и используем в воспитательных целях в работе в начальной и 5-6 классах. Один из таких проектов мы сейчас вам покажем.

Заканчивая наш семинар, я хотела бы еще раз отметить преимущества этой технологии: энтузиазм в работе, заинтересованность детей, связь с реальной жизнью, выявление лидирующих позиций ребят, научная пытливость, умение работать в группе, самоконтроль, дисциплинированность.

Метод проектирования призван решать следующие задачи: выявлять наиболее важные социальные проблемы разных категорий молодежи и пути их решения;

Стимулировать готовность молодого поколения к решению актуальных общественных проблем собственными силами

Позитивная социализация молодежи, повышение социальной компетенции, формирование активной гражданской позиции.

Мы подготовили для вас буклеты, в котором четко прописали этапы нашей работы над проектом и роль учащихся и учителя при работе над ним .Многие школы включают в воспитательную работу метод проектов, мы поделились с вами нашей работой по данному направлению.

Роль социальных проектов в воспитательной системе школы

Вовлечение учащихся в социальные проекты формирует человека – гражданина, воспитывает нравственную, ответственную, духовно развитую, способную на самоотдачу и служение природе и людям личность.

Этапы подготовки и проведения воспитательного проекта.

Постановка целей, предварительное определение формы, сроков реализации проекта.

Реализация плана действий команды.

Подготовка и презентация проекта.

Презентация результатов проекта.

Подведение итогов, оценка собственного опыта

Основная цель социального проектирования – создать условия, способствующие формированию у учащихся собственной точки зрения по обсуждаемым проблемам.

Задачи социального проектирования: выявление наиболее важных социальных проблем разных категорий молодежи и пути их решения

Стимулирование готовности молодого поколения к решению актуальных общественных проблем собственными силами

Позитивная социализация молодежи, повышение социальной компетенции, формирование активной гражданской позиции.

Основные этапы выполнения проекта

Определение темы, уточнение целей, выбор рабочей группы

Уточняют информацию, обсуждают задание

Мотивирует учащихся, объясняет цели проекта, наблюдает

Анализ проблемы, определение источников информации, постановка задач и выбор критериев оценки результатов, распределение ролей в команде

Формируют задачи, уточняют информацию (источники), выбирают и обосновывают свои критерии успеха

Помогает в анализе и синтезе (по просьбе), наблюдает

Сбор и уточнение информации, обсуждение альтернативов (мозговой шторм), выбор оптимального варианта, уточнение планов деятельности

Работают с информацией, проводят синтез и анализ идей, выполняют исследование

Выполняют исследование и работают над проектом, оформляют проект

Наблюдает, советует по просьбе

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого, анализ достяжения поставленных целей

Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке

Наблюдает, направляет процесс анализа (если это необходимо)

Подготовка доклада, обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов, коллективная защита проекта, оценка

Защита проекта, участвуют в коллективной оценке результатов проекта

Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта

СОВЕЩАНИЕ ДИРЕКТОРОВ

Приоритет образования несомненен для общества, государства, однако практика показывает, что одна из главных функций образования воспитательная.

Не всегда ребенок бывает успешен в учении, но создать для него условия, которые помогли бы ему найти себя в другом виде деятельности, удовлетворить разнообразные свои интересы, самовыразиться, самоутвердиться, самореализоваться в положительной деятельности – это одна из важнейших, как мы считаем, задач воспитания в школе.

В этом направлении работает весь коллектив учителей. Мы стараемся предоставить подростку гуманную развивающую среду жизнедеятельности во внеурочное время, создать отношения сотрудничества, сотворчества, соуправления, предоставить свободу выбора и смены деятельности, осуществить индивидуальный подход к учащимся, подобрать такую деятельность для каждого ребенка, в которой он будет наиболее успешен.

Основная цель социального проектирования в нашей школе – создать условия, способствующие формированию у учащихся собственной точки зрения по обсуждаемым проблемам. Социальное проектирование представляет собой незаменимую сферу гражданских позиций, воспитывает нравственную, духовно развитую личность, способную на самоотдачу.

Социальные проекты дают учащимся возможность связать и соотнести общие представления с реальной жизнью, в которую вовлечены они сами, их друзья, учителя..

Один из проектов – это озеление школы, мы уже реализовали.

Ученики в своих проектах используют идеи социальных ситуаций – проб, т.е. упражнений по самооценке своих возможностей и выбору способов поведения в различных социальных ролях. Благодаря этому у них формируется определенная социальная позиция и социальная ответственность, которые являются основой для их вхождения в социальную среду.

Таким образом, каждый учитель в нашей школе имеет главную цель перед собой: вывести личность ребенка в режим саморазвития, на каждом возрастном этапе поддерживать и стимулировать этот режим, формировать веру в себя, а также обеспечивать инструментарием саморазвития.

Статья посвящена технологиям социального проектирования в школе № 1770. Авторы описывают социальные проекты по таким направлениям воспитательной работы, как помощь ветеранам, благотворительным фондам, школам-интернатам и приютам для бездомных животных. Работа педагогов основана на привлечении обучающихся к добровольческой (волонтерской) работе. Цель – формирование у школьников активной социальной позиции и морально-нравственных качеств. Статья будет полезна педагогам, работающим с классными и школьными коллективами, кураторам ученического самоуправления.

Статья посвящена технологиям социального проектирования в школе № 1770. Авторы описывают социальные проекты по таким направлениям воспитательной работы, как помощь ветеранам, благотворительным фондам, школам-интернатам и приютам для бездомных животных. Работа педагогов основана на привлечении обучающихся к добровольческой (волонтерской) работе. Цель – формирование у школьников активной социальной позиции и морально-нравственных качеств. Статья будет полезна педагогам, работающим с классными и школьными коллективами, кураторам ученического самоуправления.

Ключевые слова: социальные проекты, воспитание, воспитательная работа, ученическое самоуправление, ветераны, социальная помощь.

Цель вовлечения школьников в работу социальных проектов – формирование у них социального опыта и навыков. Привлечение внимания детей к актуальным проблемам общества и включение в практическую работу по их разрешению также помогает формировать морально-нравственные качества, такие как сопереживание, отзывчивость, ответственность. Кроме того, подобная практика положительно влияет на самооценку ребенка, укрепляет его веру в себя, ведь создается ситуация, в которой есть возможность проявить инициативу, и тогда его мнение становится важным для детского и взрослого сообщества.

В воспитательной работе наша школа успешно применяет технологию социального проектирования и предлагает ученикам несколько видов деятельности по разным направлениям. Наличие выбора позволяет вовлечь большее количество детей в соответствии со сферой их интересов. В статье мы описываем основные социальные проекты, в которых принимают участие ученики нашей школы.

Помощь ветеранам

Проект вырос из традиции нашей школы поздравлять Совет ветеранов района Нагатинский Затон с Днем Победы. Ребята задумались, как можно проявить внимание к тем людям, благодаря которым наша страна победила в Великой Отечественной войне. Как сохранить о них память?
Школьники обратили внимание на то, что в селах и малых городах России на заборах домов частного сектора встречаются старые выцветающие фанерные таблички в форме красной звезды. Ребята выяснили, что в советское время существовала традиция отмечать символичными знаками (например, звездами) дома, в которых проживали ветераны ВОВ, или дома, где в семьях потеряли кого-то во время ВОВ. Нашим ученикам понравилась эта традиция, и они выступили с инициативой ее возрождения. Дети решили провести акцию в районе своей школы и разместить специальные таблички на подъездах тех домов, где сегодня живут ветераны ВОВ, как напоминание об их подвиге. Так родилась идея будущего социального проекта.

Непосредственными участниками проекта являются обучающиеся школы № 1770 и наши социальные партнеры – Совет ветеранов района Нагатинский Затон.

Мы выработали систему совместной работы между школой и Советом ветеранов.

Эта работа помогает нам, в частности, реализовать идею проекта.

Торжественным финалом проекта является школьный митинг, посвященный Победе в Великой Отечественной войне, который проходит ежегодно недалеко от нашей образовательной организации, у стелы в честь ушедших на фронт добровольцев.
В ходе мероприятия таблички торжественно передаются представителям Совета ветеранов. После окончания торжественной части участники проекта и взрослые обходят район по определенным маршрутам и прикрепляют таблички на подготовленные места, чаще всего рядом с доской объявлений на подъезде.

Помощь пожилым людям

Помощь воспитанникам школы-интерната

Помощь бездомным животным

Заключение

В каждой школе найдутся ребята, готовые помогать другим. В нашей образовательной организации волонтерство стало не разовой акцией, а системой мероприятий, в которых может принять участие любой обучающийся. Основные воспитательные задачи, которые стоят перед педагогами школы, – привлечение ребят к общественной деятельности, проявлению активной социальной позиции. В процессе социальной проектной работы у школьников формируются такие навыки, как умение найти решение проблемы и оказать помощь, увидеть чужую беду и не остаться равнодушным.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Ответственные за размещение информации:
Виктория Разводовская и Дарья Галкина

Социальное проектирование - технология социального воспитания учащихся образовательных учреждениях. Главный педагогический смысл этой технологии - создание условий для социальных проб личности. Именно социальное проектирование позволяет воспитаннику решать основные задачи социализации: формировать свою Я - концепцию и мировоззрение; устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых.

  • социально значимая, имеющая социальный эффект;
  • результатом которой является создание реального (но не обязательно вещественного) "продукта", имеющего для подростка практическое значение и принципиально, качественно нового в его личном опыте;
  • задуманная, продуманная и осуществленная подростком;
  • в ходе которой подросток вступает в конструктивное взаимодействие с миром, со взрослой культурой, с социумом;
  • через которую формируются социальные навыки подростка.

Социальное проектирование является одной из множества деятельностей современного подростка и молодого человека, сочетаясь и пронизывая другие ее виды. Социальное проектирование можно рассматривать как мотивационную компоненту, как методический прием организации образовательного процесса. Неотъемлемой составляющей проектирования представляется межличностное общение.

Обратимся к сущности понятия "социальное проектирование". Деятельность по созданию проекта называется проектированием. А проект представляет собой описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена и конкретных методов и шагов по ее реализации. Еще проект - это средство управления деятельностью, наиболее приземленная, конкретная и выполнимая форма для учреждения/организации.
Социальное проектирование есть способ выражения идеи улучшения окружающей среды языком конкретных целей, задач, мер и действий по их достижению, а также описание необходимых ресурсов для практической реализации замысла и конкретных сроков воплощения описываемой цели

  • словесного описания предполагаемых действий по осуществлению указанных изменений;
  • графического изображения (чертежей, схем и т.д.);
  • числовых показателей и расчетов, необходимых для осуществления планируемых действий.

В настоящее время в арсенале воспитательных средств в учреждениях образования детей занимает прочное место осуществляемая под руководством педагога проектная деятельность воспитанников.

Виды социальных проектов учащихся, реализуемых образовательных учреждениях:

Прикладные (результат выполнения такого проекта может быть непосредственно использован в практике);

Информационные (предназначены для работы с информацией о каком-либо объекте, явлении, событии; предполагает анализ и обобщение информации и представление для широкой аудитории);

Ролевые и игровые (участники принимают на себя определенные социальные роли, обусловленные содержанием проекта, определяют поведение в игровой ситуации);

Исследовательские (результат связан с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным решением, предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования: гипотеза, задача и др.);

Проекты, включающие совокупность поисковых, творческих по своей сути приемов.

Определение желаемых результатов проекта. Т.е. прописывание того, что же хочется увидеть после реализации проекта. Разработка стратегии выполнения и графика выполнения работ. Все придуманные мероприятия, в том числе и по поиску ресурсов и спонсоров (если таковые будут нужны), а также различные встречи, акции, и опросы и риски (проблемы, которые могут возникнуть в ходе реализации проекта) должны быть прописаны вместе со сроками и ответственными. Расчет количества необходимых ресурсов. Грубо говоря, всё, что понадобится для разработки и реализации проекта (люди, деньги, транспортные расходы, канцелярские расходы и т.д.)

Распределение ролей и обязанностей внутри проектной команды.

Если один человек в проектной команде разрабатывает план работы, ищет спонсоров, ведет переговоры с администрацией города или района, проводит опросы, является ответственным за все мероприятия, то вероятнее всего он сделает не всю свою работу или сделает её не качественно. А кому это надо? Поэтому и существует разделение труда, в том числе и в проектной деятельности. Необходимо будет понять, кто и чем будет заниматься в силу своих возможностей и способностей. Конечно, для того, чтобы разделять обязанности в команде, прежде нужна сама команда.

Включение в проектирование этого вида деятельности, поможет сделать работу в проекте качественнее, эффективнее.

Руководство работами и контроль результатов (назначение ответственных и отчеты о проделанных работах).

Решение возникающих проблем. Если входе реализации проекта возникают проблемы, которые не были предусмотрены в рисках, они требуют самого быстрого разрешения. Т.к. если их не разрешить они могут отрицательно повлиять на ход реализации проекта, и в худшем случае поставленная цель не будет достигнута. Хотя не так всё страшно. Все проблемы предусмотреть всё равно сложно, но если уж они возникли, нужно постараться их решить.

Обмен информацией с заинтересованными лицами. Заинтересованными лицами (в зависимости от проблемы, на решение которой направлен проект) могут быть администрация, школы, родители, соседи, различные общественные организации и т.д.

Успешное применение творческого проектирования в нашей школе связано в первую очередь с удачным выбором объектов труда и грамотной формулировкой целей и задач предстоящей работы. Тематику учащиеся выбирают самостоятельно, исходя из своих интересов склонностей, возможностей. Учащиеся 5 - 7 классов с удовольствием разрабатывают новые модели фартука, юбок, изобретают оригинальные рецептуры блюд, создают разнообразные декоративные изделия.

Но с возрастом интерес к рукоделию снижается. Изделие, выполненное своими руками, уже не вызывает у детей такого ощущения новизны и очарования, как раньше. Встает вопрос: что может повлиять на мотивацию при выполнении проекта?

Ответ подсказали сами дети. Работа над проектом принесет удовольствие и удовлетворение, если ее результат будет важен и полезен окружающим. Так стали появляться социально творческие проекты.

Проект "Спешите делать добро" учащиеся 7-8 класса на летних каникулах разработали и изготовили сувениры в подарочный фонд школы. Процесс изготовления сувениров превратился в творчество, так как каждая ученица старалась сделать свое изделие самым красивым, оригинальным, неповторимым. Рисунок 1.


Ученицы старших классов разработали проект "Удобно и тепло" и изготовили подстилки на стулья в кабинет технологии, выполненные в технике лоскутного шитья. Рисунок 2.


Девочки 8 класса изготовили картину "Зимний вечер" в технике аппликация из манной крупы для оформления, украшения стен нашей школы. Рисунок 3.


Так как, обучая предметной области " Технология", целесообразно обращать внимание на развитие науки и техники в данной области, я обучаю детей использованию мультимедийных технологий при создании и защите проектов, при изучении и обобщении изучаемого материала.

За шесть лет моей работы по внедрению метода проектов в предметную область "Технология", учащимися было создано большое количество проектов, которые успешно были представлены на уроках, конкурсах, олимпиадах. Мои ученики являются призерами и лауреатами: районного и регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии, а также краевой научной конференции школьников.

Я хочу вам представить социально творческий проект "Добрый доктор Айболит" реализованный ученицей 9 класса, которая является Призером Регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии. Рисунок 4.


Идея проекта состоит в том, чтобы творческим путем трансформировать скучные "серые" стены районной детской поликлиники в сказочную картину. Проект имеет высокую общественную значимость, так как она преобразовала окружающую действительность не только для себя, но и на благо других незнакомых ей людей.

Хотелось бы отметить, что выбранная тема интересна, в ходе работы учащаяся узнала много нового о произведениях искусства в декорировании интерьера, изучила различные виды рукоделия, приобрела навыки росписи по ткани.

Поставленную перед собой цель была достигнута. Были найдены различные сюжеты книжки Чуковского "Айболит" и сделан выбор наиболее интересного варианта. И вот результат работы. Приложение.

Работа над проектом позволяет почувствовать как ребёнку, так и любому взрослому значимость своей деятельности, повысить их социальный статус в школе, в микрорайоне, открыть новые возможности. Разрабатывая проект, мы проходим все стадии работы над ним: сбор материала, его обработка, выстраивание проекта, согласование, экспертиза и реализация. Эта работа выявляет не только наши положительные качества, но и позволяет определить свои слабые стороны, над которыми в дальнейшем можно работать.

Каждый ребенок может найти в социальном проекте что-то по своим силам и почувствовать свою значимость. В результате ученики не готовятся к жизни, а проживают ее в полной мере. Деятельность идет от задачи, которая не спущена сверху, а найдена совместно учениками и педагогами, часто с привлечением родителей.

Начав заниматься проектной деятельностью, вы реально увлечетесь, и это, предупреждаю, очень заразное дело! Давайте объясню, с чего надо начинать.


0. Проектное обучение

Чтобы заработала модель, перво-наперво нужна команда взрослых, готовая ее транслировать, пройти вместе с ребятами все этапы проекта. Педагог не должен вести учеников, прибегать первым и командовать. Его задача — быть наставником.

Проект — это всегда про уникальность. Важно выявить проблему, которую не решали ранее. Пример, конечно, можно найти в соседнем городе или вообще в мире, но для конкретного учебного заведения она должна быть новой. Ни в коем случае это не из года в год повторяемое действие, событие или акция.

На этом этапе надо объяснить детям, в чем отличие проекта от обычной текущей деятельности и как важно, чтобы все были включены в процесс.

1. Создание проблемного поля

Первое — надо понять, какие есть проблемы, поискать ситуации, которые не устраивают не только отдельного человека, но и людей вокруг. Тем, кто только осваивается в социальном проектировании, не стоит замахиваться на нечто глобальное. Проще начать с решения внутришкольных задач.

В момент поиска проблемных полей дети изучают социологические форматы. Они узнают, как провести фокус-группу с ключевыми участниками, как взять интервью, как составить анкету и обработать ее результаты.

2. Выбор проблемы

Хорошо, если проблема выбирается на целый учебный год, и она интересна большинству. Обычно тему предлагают самые активные дети, и надо помочь, чтобы каждый ученик определился. Если кто-то не согласен с большинством, пусть собирает свою команду единомышленников и решает ту задачу, которую считает наиболее острой. В таком случае класс разбивается на несколько групп — по числу лидеров — и каждая работает над отдельным проектом. Одни и те же ребята могут работать одновременно в разных группах.

Бывает, что проблемы решает команда учителей без участия детей. Тогда дети понимают, что социальное проектирование — это не для того, чтобы их воспитывать, а прием изменять жизнь к лучшему.

3. Поиск решений

Когда дети сами принимают участие в формировании списков проблем, сразу же появляются задумки или гипотезы, как их решать.

Тут есть два подхода: от идеи или от цели. Идея подразумевает ответ на вопрос, как решать проблему. А цель — это идеальный результат.

Важно провести мозговой штурм, чтобы на первом этапе вариантов по решению проблем было несколько, а на втором пригодятся способы, которые могли бы уже привести к нашему идеальному результату. В финале объединяем несколько идей, либо выбираем наиболее продуктивную.

Хорошо, если в процессе генерации идей наравне с детьми участвуют родители. Тогда у школьников расширяется картина мира, потому что опыт мамы или папы, конечно, намного шире. Бывает, правда, что родители давят. Учителю-наставнику важно знать, кто из взрослых может органично войти в детскую команду и не перетащить одеяло на себя.

4. Разработка социального проекта

Мы описываем целевую группу, для которой делаем проект, формируем календарный план, прописываем ожидаемые результаты, составляем смету. Это часть проекта похожа на составление бизнес-плана или заявки на грант. Все по-взрослому!

5. Привлечение ресурсов

Родителей можно собирать не по классам, а по роду деятельности — всех медиков, например. И проект, который связан со здоровьем, ребята будут представлять именно этой аудитории.

Ярмарки успешно можно проводить даже на встречах выпускников. Часто школа сама не знает, что делать на этих мероприятиях: идет концерт, дальше по классам разошлись, потом в кафе.

Очень много благодарных выпускников, которые помнят школу и хотели бы что-то сделать для нее. Среди них есть, конечно, крутые бизнесмены, которые могут поменять окна или оплатить ремонт. Но есть те, кто хотел бы сказать спасибо родной школе, но не владеет большими финансовыми возможностями. И тут детские проекты кстати. Выпускники — люди разных профессий и с разными возможностями. Кто-то может напечатать что-то в типографии, кто-то на время даст колонки для мероприятия, а кто-то камаз песка, чтобы сделать детскую площадку.

Выпускники, с одной стороны, узнают, чем живет школа, а с другой, помогают ей решать важные социальные задачи.

Примеры успешных социальных проектов

Одинокие пенсионеры. В течение всего учебного года ребята из гимназии Новосибирска решали проблему низких пенсий одиноких пенсионеров. На уроках труда шили постельное белье, пижамы и халаты для них. Купили посуду, расписали ее. Ребята проводили ярмарки и на вырученные средства покупали стиральный порошок и предметы гигиены для стариков. Школьники пытались минимальными затратами решить серьезную задачу государственного уровня.

Автобусная остановка. В селе Листопадовка Воронежской области на автобусной остановке никогда не было павильона, и люди в непогоду были вынуждены мокнуть под дождем. Ребята из местной школы взяли и построили специальное укрытие.

Помощь хоспису. Ученики Девицкой школы Воронежской области помогали хоспису. Ребята выяснили, в чем нуждается персонал, чего не хватает пациентам, и через областное радио обратились ко всем жителям Воронежа с просьбой помочь лекарствами, памперсами, одеждой. И люди откликнулись!

Плохая освещенность в школе. Ученики школы № 62 г. Воронежа провели исследование уровня освещенности в школе и влияние его на здоровье. Родители, послушав детей и увидев проблему, инициировали замену всех ламп, добившись финансирования от районного управления образованием.

Читайте также: