Краткое изложение основного содержания какой либо темы проблемы факта события

Обновлено: 05.07.2024

1. Реферат (от лат.referre – докладывать, сообщать) – краткое, чаще всего письменное, изложение научной работы – статьи или книги (или нескольких научных работ).

Реферат дает ответ на вопрос, что нового, существенного содержится в первичном документе, и передает, излагает основное содержание документа, новую проблемную информацию, содержащуюся в нем.

2. Виды рефератов.Различают рефераты репродуктивные и продуктивные.Репродуктивные рефераты воспроизводят содержание первичного текста. Продуктивные рефераты предполагают критическое или творческое переосмысление литературы.Репродуктивные рефераты по полноте изложения информации делятся на информативные (рефераты-конспекты) и индикативные (рефераты-резюме). Продуктивные рефераты делятся на рефераты-доклады и обзорные рефераты.

Информативный реферат (или реферат-конспект) содержит в обобщенном виде все основные положения первичного текста, сведения о методах исследования, о полученных результатах и возможностях их применения. Индикативный реферат (или реферат-резюме) содержит лишь те основные положения, которые тесно связаны с темой реферируемого документа, все второстепенное для данной темы опускается. Обзорный реферат составляется по нескольким документам на одну тему, дает сопоставление разных точек зрения по конкретному вопросу. Реферат-доклад дает анализ информации, приведенной в первоисточниках и объективную оценку состояния проблемы.







информативный индикативный зорный реферат реферат-доклад

Издаются специальные реферативные журналы, которые содержат в основном информативные рефераты и знакомят с новейшей литературой в различных областях научных знаний.

3. Структура и содержание информативного реферата. Языковые конструкции-клише, используемые при составлении реферата.

4.На основе реферата, который предполагает полное и вместе с тем краткое письменное воспроизведение содержания исходного текста (статьи, книги), можно подготовитьреферат-доклад. Он позволяет информировать слушателей о новых книгах, статьях, о тех проблемах, которые в них освещаются, об особенностях исследований, проводимых в той или иной области науки. Реферат-доклад, как и информативный реферат, предполагает прежде всего воспроизведение содержания научного (учебного, научно-популярного) текста.

5. Структура устного выступления.

Основная литература

3 68; 4 94; 7 168; 8 266; 9 398; 10 100; 13 81; 14 226.

Реферат – это краткое изложение содержания документа или его части, включающее основные фактические сведения и выводы, необходимые для первоначального ознакомления с документом и определения целесообразности обращения к нему.

Сущность реферата – в кратком изложении (с достаточной полнотой) основного содержания источника. Составление рефератов – это процесс аналитико-синтетической переработки первичных документов. Реферируется преимущественно научная и техническая литература, в которой содержится новая информация.

Виды рефератов:

1) информативные (рефераты-конспекты) – содержат в обобщенном виде все основные положения первичного документа, иллюстрирующий материал, важнейшую аргументацию, сведения о методике исследования и т. д.;

2) индикативные (указательные, или рефераты-резюме) – содержат не все, а лишь те основные положения, которые тесно связаны с темой реферируемого документа; все второстепенное опускается.

По количеству первичных реферируемых документов рефераты подразделяют на монографические (составленные по одному документу) и обзорные (составленные по нескольким документам на одну тему).

Структура реферата

Реферат любого вида состоит из двух частей:

1) библиографическое описание, которое дает исходную информацию о первичном документе. Как правило, заглавие документа, содержащееся в библиографическом описании, служит заглавием реферата;

2) текст реферата, который включает наиболее существенную, проблемную информацию документа-источника.

Текст реферата включает следующие сведения:

1) тему, проблему, предмет, цели и содержание первичного документа;

2) методы исследования (особенно новые);

3) результаты исследования;

4) выводы автора (оценки, предположения, принятые или опровергнутые гипотезы);

5) пути практического применения результатов работы.

При необходимости приводятся сведения об авторе, его трудах, таблицы, схемы, чертежи, формулы, графики и т. п.

Композиционно текст реферата может состоять из вступления (вводной части), основной части (описания) и заключения. Модель текста реферата может быть следующей:

1) вводная часть реферата:

Тема статьи –. (Статья на тему. Статья посвящена теме (проблеме, вопросу). ).
Статья представляет собой обобщение (изложение, описание, анализ, обзор).

В статье речь идет. (о чем?), (говорится (о чем?), рассматривается (что?), дается оценка (чему?, чего?), анализ (чего?), изложение (чего?).

Сущность проблемы сводится. (к чему?), заключается (в чем?), состоит (в чем?).

2) основная часть:

Статья делится на . части (-ей) (cостоит из . частей, начинается (с чего?), заканчивается (чем?). ).

Во введении формулируется . (что?) (дается определение . (чего?))

В начале статьи определяются (излагаются) цель (цели, задачи).

Далее дается общая характеристика проблемы (глав, частей), исследования, статьи.

В статье автор ставит(затрагивает, освещает) следующие проблемы, (останавливается (на чем?) касается (чего?). )

В основной части излагается (что?), приводится аргументация (в пользу чего? против чего?), дается обобщение (чего?) (научное описание (чего?).

В статье также затронуты такие вопросы, как.

Автор приводит (ссылается на) пример(ы) (факты, цифры, данные), подтверждающие, иллюстрирующие его положения.

В статье приводится, дается.

3) заключение:

Автор приходит к выводу (заключению), что. (подводит нас к. делает вывод, подводит итог)
В конце статьи подводятся итоги (чего?)
В заключение автор говорит, что, (утверждает, что).
В заключение говорится, что. (о чем?)
Сущность вышеизложенного сводится к (следующему).

Требования, предъявляемые к составлению реферата:

2) полнота (изложение всех существенных положений);

3) использование единой терминологии и сокращений;

4) простой, ясный язык;

5) логичная композиция реферата;

6) объем реферата определяется содержанием первичного документа; средний объем: 500 печатных знаков для заметок и кратких статей, 1 000 печатных знаков – для большинства статей, патентов, 2 500–12 000 печатных знаков – для документов большого объема.

Приложение. Список конструкций для реферативного изложения

Реферат – сжатое, краткое изложение основного содержания первичного оригинального документа – текста (статьи, главы, параграфа, целой книги, монографии, брошюры, патента) по всем затронутым в нем вопросам, полученное в результате его смыс­ловой обработки.

Основным назначением реферата является опе­ративное распространение важнейшей научно-тех­нической информации в максимально сжатом виде и ее использование читателями различных категорий.

Реферат имеет свою структуру:

1. Предметная рубрика: наименование области или раздела знаний, к которым относится рефе­рируемый документ.

2. Тема: более узкая предметная отнесенность источника или ряда источников.

3. Выходные данные источника, или совокупность источников на иностранном и русском языках: фа­милия и инициалы автора, заглавие, издательство, место, год издания (для журнала – название и но­мер).

4. Главная мысль, идея реферируемого мате­риала: реферат сжато формулирует главную мысль, не внося в нее своих комментариев, даже если она в тексте автором лишь подразумевается.

5. Изложение содержания: содержание рефери­руемого материала излагается в последовательности, в которой он приводится в источнике.

6. Комментарий, примечание референта: это чаще всего указание адресата, на которого рассчитан реферируемый материал.

Рефераты делятся на а) информативные, или рефераты-конспекты, и б) индикативные, или рефе­раты-резюме. Первые достаточно полно излагают все основные положения, доказательства и выводы. Вторые перечисляют лишь главные положения и вы­воды по ним без изложения доказательств.

Оба вида рефератов могут быть монографически­ми, составленными на основании одного источника; сводными, излагающими содержание нескольких источников, объединенных общей темой, и обзорны­ми, излагающими результат обзора многих источни­ков по определенной тематике, плану.

Если оригинальный текст свернут в реферате до 1/8 его объема при сохранении основных положений, то такой реферат может считаться удовлетворитель­ным, нормальным по объему.

В практике составления рефератов допускаются следующие объемы:

а) статья до 5 печатных страниц свертывается в реферат из 125–200 слов; б) статья до 25 печатных страниц – в реферат из 250 и более слов; в) для более крупных документов – до 1200 слов.

Сжатие – это преобразование текста в меньший по объему текст, придание ему компактности. Существуют различные приемы сжатия информации: замена распространенных предложений простыми, замена сложноподчиненных предложений причастными и инфинитивными оборотами или существительными с предлогами, объединение нескольких предложений в одно, использование более компактных слов, например, undoubtedly (несомненно), употребление наикратчайших связок для развития идеи: therefore, thus, yet, for, but, then etc.

Сокращение – исключение или опущение излишних деталей. Это намного сложнее, и студент должен уметь верно определить, что должно быть отражено в реферате, а что можно сократить. Основные способы сокращения: убираются все повторы, устраняются все сложные временные формы сказуемого (прошедшее и будущее время), модальные глаголы и их эквиваленты, примеры оригинального текста можно сократить или сгруппировать по каким-либо признакам, факты выражаются утвердительными предложениями с помощью речевых клише:

The author tells about … автор рассказывает

touches upon … касается …

The text describes … текст описывает …

is devoted to … посвященный … и т.д.

Вещи очевидные упоминать необязательно.

Реферат – сжатое, краткое изложение основного содержания первичного оригинального документа – текста (статьи, главы, параграфа, целой книги, монографии, брошюры, патента) по всем затронутым в нем вопросам, полученное в результате его смыс­ловой обработки.

Основным назначением реферата является опе­ративное распространение важнейшей научно-тех­нической информации в максимально сжатом виде и ее использование читателями различных категорий.

Реферат имеет свою структуру:

1. Предметная рубрика: наименование области или раздела знаний, к которым относится рефе­рируемый документ.

2. Тема: более узкая предметная отнесенность источника или ряда источников.




3. Выходные данные источника, или совокупность источников на иностранном и русском языках: фа­милия и инициалы автора, заглавие, издательство, место, год издания (для журнала – название и но­мер).

4. Главная мысль, идея реферируемого мате­риала: реферат сжато формулирует главную мысль, не внося в нее своих комментариев, даже если она в тексте автором лишь подразумевается.

5. Изложение содержания: содержание рефери­руемого материала излагается в последовательности, в которой он приводится в источнике.

6. Комментарий, примечание референта: это чаще всего указание адресата, на которого рассчитан реферируемый материал.

Рефераты делятся на а) информативные, или рефераты-конспекты, и б) индикативные, или рефе­раты-резюме. Первые достаточно полно излагают все основные положения, доказательства и выводы. Вторые перечисляют лишь главные положения и вы­воды по ним без изложения доказательств.

Оба вида рефератов могут быть монографически­ми, составленными на основании одного источника; сводными, излагающими содержание нескольких источников, объединенных общей темой, и обзорны­ми, излагающими результат обзора многих источни­ков по определенной тематике, плану.

Если оригинальный текст свернут в реферате до 1/8 его объема при сохранении основных положений, то такой реферат может считаться удовлетворитель­ным, нормальным по объему.

В практике составления рефератов допускаются следующие объемы:

а) статья до 5 печатных страниц свертывается в реферат из 125–200 слов; б) статья до 25 печатных страниц – в реферат из 250 и более слов; в) для более крупных документов – до 1200 слов.

Сжатие – это преобразование текста в меньший по объему текст, придание ему компактности. Существуют различные приемы сжатия информации: замена распространенных предложений простыми, замена сложноподчиненных предложений причастными и инфинитивными оборотами или существительными с предлогами, объединение нескольких предложений в одно, использование более компактных слов, например, undoubtedly (несомненно), употребление наикратчайших связок для развития идеи: therefore, thus, yet, for, but, then etc.

Сокращение – исключение или опущение излишних деталей. Это намного сложнее, и студент должен уметь верно определить, что должно быть отражено в реферате, а что можно сократить. Основные способы сокращения: убираются все повторы, устраняются все сложные временные формы сказуемого (прошедшее и будущее время), модальные глаголы и их эквиваленты, примеры оригинального текста можно сократить или сгруппировать по каким-либо признакам, факты выражаются утвердительными предложениями с помощью речевых клише:

Толковый словарь русского языка. Поиск по слову, типу, синониму, антониму и описанию. Словарь ударений.

Найдено определений: 97 конспект

Краткая запись, изложение содержания чего-либо (лекции, речи, какого-либо печатного произведения и т.п.).

КОНСПЕ́КТ, конспекта, муж. (лат. conspectus - обзор) (книжн.). Краткое изложение существенного содержания чего-нибудь. Конспект лекций. Набросать конспект статьи.

КОНСПЕ́КТ, -а, муж. Краткое изложение или краткая запись содержания чего-н. К. лекции.

| прил. конспектный, -ая, -ое.

КОНСПЕКТ - муж., лат. программа, обозренье, оглавленье, обзор на письме предметов или содержанья сочинения, предприятия.

КОНСПЕ́КТ 1́ , -а, м

Письменный текст, представляющий собой краткое изложение или краткую запись содержания чего-л.

Для наиболее важных работ я пишу конспект, а затем критический разбор (В. Аст.).

КОНСПЕ́КТ 2́ , -а, м

Часть текста, относительно законченная в смысловом отношении.

конспект - стимулирует несколько мыслей, переданных рядом фраз и извлекает из них главное, наиболее существенное. Переводчик не должен заниматься отбором "главных" мыслей, отбрасывая целые фразы. Он должен находить более краткие формулировки высказываний, но обязан передать слушателям все оттенки каждой выраженной мысли (но не каждого слова). Для этого служат записи в последовательном переводе.

КОНСПЕ́КТ -а; м. [от лат. conspectus - обзор] Краткое письменное изложение или краткая запись содержания чего-л. К. лекции. К. книги. Составить к.

конспе́кт (от лат. conspectus - обзор), краткое изложение, запись содержания какого-либо сочинения, доклада.

КОНСПЕКТ - КОНСПЕ́КТ (от лат. conspectus - обзор), краткое изложение, запись содержания какого-либо сочинения, доклада.

КОНСПЕКТ (от лат. conspectus - обзор) - краткое изложение, запись содержания какого-либо сочинения, доклада.

Краткое письменное изложение или краткая запись содержания чего-л.

Конспект лекции. Конспект книги. Составить конспект.

[От лат. conspectus - обзор]

конспект - программа, обзор на письме предметов; содержание сочинения

Ср. Он. диктовал конспекты записок, набрасывал представления в государственный совет.

К.М. Станюкович. Откровенные. 1, 2.

Ср. Conspectus, взгляд.

конспе́кт, конспе́кты, конспе́кта, конспе́ктов, конспе́кту, конспе́ктам, конспе́ктом, конспе́ктами, конспе́кте, конспе́ктах

сущ., кол-во синонимов: 5

программа, план, реферат, резюме, аннотация; изложение, запись, абреже, компендиум

Syn: программа, план, реферат, резюме, аннотация

конспект (лат. conspektus обзор)

1) Краткое изложение, запись к.-л. сочинения, лекции, речи и др.;

2) одна из трансформаций текста, передающая его в сжатом виде. Один из видов изложений учащихся. Суть работы заключается в том, что в ходе чтения текста ученик письменно излагает краткое содержание предложенной для работы статьи.

Конспект - особый вид текста, в основе которого лежит аналитико-синтетическая переработка информации первоисточника (исходного текста). Цель этой деятельности - выявление, систематизация и обобщение (с возможной критической оценкой) наиболее ценной (для конспектирующего) информации. Письменная фиксация этой информации в форме не предназначенного для публикации вторичного текста избавляет составителя К. от необходимости повторно обращаться к первоисточнику.

по объему (по степени сжатия): краткие, подробные (или раз

вернутые) и смешанные. Для краткого К. отбираются лишь самые

важные положения, факты; в подробном К. фиксируются также

доказательства выдвинутых положений, пояснения, иллюстративные материалы; смешанный К. предполагает совмещение того или

другого способа предъявления информации, но допускает изложение некоторых элементов первоисточника в виде пунктов плана, тезисов, схемы и т. п.;

по количеству перерабатываемых источников: монографические (составленные по одному источнику) и сводные (или обзорные, составленные по нескольким источникам на одну тему);

по степени эквивалентности первоисточнику: интегральный и селективный. Интегральный К. передает все основные положения и

важнейшие смысловые связи, т. е. всю смысловую сетку первоисточника. Селективный К. включает отдельные элементы первоисточника, представляющие новизну и значимость для составителя, но в

совокупности не отражающие основных положений первоисточника. Селективный К. носит индивидуальный характер, отражает конкретные потребности составителя в той или иной информации.

К. может быть составлен для личного пользования (для себя) и для других.

Лит.: Кузнецова Л.М. Методика обучения иностранных учащихся конспектированию печатных текстов. - М., 1983; Павлова В.П. Обучение конспектированию. - М., 1989.

КОНСПЕ́КТ (от лат. conspectus - обзор).

КОНСПЕКТ (лат., от conspicere - смотреть, усматривать). Род обозрения или сжатое содержание какого-либо сочинения или книги.

- Протокол институтской лекции.

- Краткое запись содержания материала.

- Доказательство присутствия на лекции.

конспективно

I нареч. качеств.

Будучи составленным в виде конспекта; кратко, сжато.

Оценочная характеристика чего-либо - высказывания, рассуждения и т.п. - как краткого, сжатого.

Кратко, сжато, в общих чертах.

[Беридзе] в десять минут конспективно повторил доклад. Ажаев, Далеко от Москвы.

нареч, кол-во синонимов: 14

кратко, немногословно, лаконически, сжато, скупо, сокращенно, лаконично, в двух словах, в нескольких словах, вкратце, в немногих словах, телеграфным слогом, коротко

конспективность

КОНСПЕКТИ́ВНОСТЬ, конспективности, мн. нет, жен. (книжн.). отвлеч. сущ. к конспективный. Конспективность изложения.

КОНСПЕКТИ́ВНЫЙ, -ая, -ое; -вен, -вна. Краткий, немногословный, имеющий характер конспекта. Конспективно (нареч.) изложить что-н.

Свойство по знач. прил. конспективный; краткость, сжатость.

конспекти́вность, конспекти́вности, конспекти́вностей, конспекти́вностям, конспекти́вностью, конспекти́вностями, конспекти́вностях

сущ., кол-во синонимов: 8

краткость, сжатость, немногословность, лаконизм, лаконичность, лапидарность; скупость, короткость, сокращенность. Ant. многословность, размытость

Syn: краткость, сжатость, немногословность, лаконизм (кн.), лаконичность (кн.), лапидарность (кн.)

Ant: многословность, размытость

конспективный

Составленный в виде конспекта; краткий, сжатый.

КОНСПЕКТИ́ВНЫЙ, конспективная, конспективное; конспективен, конспективна, конспективно (книжн.). Имеющий характер конспекта, краткий, лаконический. Конспективное изложение. Конспективный обзор последних событий. Конспективно (нареч.) изложить.

КОНСПЕКТИ́ВНЫЙ, -ая, -ое; -вен, -вна. Краткий, немногословный, имеющий характер конспекта. Конспективно (нареч.) изложить что-н.

| сущ. конспективность, -и, жен.

КОНСПЕКТИ́ВНЫЙ -ая, -ое; -вен, -вна, -вно. Имеющий характер конспекта; краткий, сжатый, изложенный в общих чертах. К-ое изложение. Доклад слишком конспективен: нужно больше примеров.

◁ Конспекти́вно, нареч. К. изложить содержание статьи. Конспекти́вность, -и; ж.

-ая, -ое; -вен, -вна, -вно.

Имеющий характер конспекта; краткий, сжатый, изложенный в общих чертах.

конспекти́вный; кратк. форма -вен, -вна

конспекти́вный, -вен, -вна, -вно, -вны; сравн. ст. -ее

конспекти́вный, конспекти́вная, конспекти́вное, конспекти́вные, конспекти́вного, конспекти́вной, конспекти́вных, конспекти́вному, конспекти́вным, конспекти́вную, конспекти́вною, конспекти́вными, конспекти́вном, конспекти́вен, конспекти́вна, конспекти́вно, конспекти́вны, конспекти́внее, поконспекти́внее, конспекти́вней, поконспекти́вней

прил., кол-во синонимов: 6

краткий, короткий, сжатый, лаконичный, немногословный, лапидарный, синоптический; сокращенный. Ant. длинный, многословный

Syn: краткий, короткий, сжатый, лаконичный (кн.), немногословный, лапидарный (кн.), синоптический

Ant: длинный, многословный

КОНСПЕКТИВНЫЙ - изложенный в виде конспекта, обзора.

конспектировавший

прил., кол-во синонимов: 1

конспектировавшийся

прил., кол-во синонимов: 1

конспектирование

1. процесс действия по гл. конспектировать

2. Результат такого действия; краткая запись, краткое изложение содержания, конспект чего-либо (лекции, речи, какого-либо печатного произведения и т.п.).

КОНСПЕКТИ́РОВАТЬ, -рую, -руешь; -анный; несов., что. Составлять конспект чего-н. К. учебник, лекции.

конспекти́рование, конспекти́рования, конспекти́рований, конспекти́рованию, конспекти́рованиям, конспекти́рованием, конспекти́рованиями, конспекти́ровании, конспекти́рованиях

сущ., кол-во синонимов: 1

2. Сложный и своеобразный вид речевой деятельности, сочетающий аудирование или чтение (рецептивные виды речевой деятельности) с письмом (продуктивным видом речевой деятельности).

В зависимости от способа предъявления информации выделяются: К. печатного текста (К. на основе чтения); К. устной речи (К. на основе слушания, т. е. аудирования).

При первичном отборе информации конспектирующий, отсекая излишнюю информацию, продолжает аудирование или чтение до тех пор, пока не получит информацию, которую сочтет нужным зафиксировать; информация, отобранная для фиксации, подвергается вторичному отбору по признаку ее новизны, важности и т. п. (в зависимости от цели).

Лит.: Выборнова В.Ю. Учим конспектировать // Русский язык в школе. - 1991. - № 2. - С. 29-34; Кузнецова Л.М. Методика обучения иностранных учащихся конспектированию печатных текстов. - М., 1983; Павлова В.П. Обучение конспектированию. - М., 1989.

КОНСПЕКТИ́РОВАНИЕ.

1. Процесс интеллектуальной обработки и письменной фиксации читаемого или воспринимаемого на слух текста в форме конспекта.

2. Сложный вид речевой деятельности, сочетающий аудирование или чтение с письмом. К. является объектом обучения и тренировки на занятиях по практике языка.

Для изучающих языки выпускаются специальные пособия и методические рекомендации по обучению К. (Павлова, 1989; Величко, Чагина, 1987). В зарубежной методической литературе для обозначения конспектирования текста, воспринимаемого на слух, используется термин note-taking, а для конспектирования письменного текста - термин note-writing (Hedge, 1993). При обучении конспектированию устной речи внимание учащихся сосредоточено на формировании следующих умений: выделить в аудиотексте важную или нужную информацию; быстро записать услышанное таким образом, чтобы не пропустить другую важную информацию; писать кратко, четко и яcно, пользуясь приемами сокращения, символами; расшифровывать запись и восстанавливать прослушанный текст. Результативность конспектирования зависит от следующих факторов: языковой культуры говорящего / пишущего; общей культуры участников общения: лектор не должен недооценивать или переоценивать культуру аудитории, но обязан ее учитывать; знание конспектирующим предмета и, следовательно, имеющим представление о содержании воспринимаемой на слух информации. Умение конспектировать устные и письменные тексты относятся к числу важных учебных умений (Кузнецова, 1983; Павлова, 1989).

- Процесс мыслительной переработки и письменной фиксации основных положений читаемого или воспринимаемого на слух текста.

Презентация на тему: " Приёмы компрессии текста. ЦЕЛЬ Краткое изложение Кратко изложить содержание исходного текста, не допуская искажения фактов и используя ключевые авторские." — Транскрипт:

1 Приёмы компрессии текста

2 ЦЕЛЬ Краткое изложение Кратко изложить содержание исходного текста, не допуская искажения фактов и используя ключевые авторские слова. Воспроизвести основное содержание текста, сохраняя композицию, логическую последовательность, стиль и тип речи исходного текста.

3 ЧТО ТРЕБУЕТСЯ 1. ОТБОР ВАЖНОЙ ИНФОРМАЦИИ 2. ФОРМУЛИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ИДЕЙ АВТОРА 3. СОХРАНЕНИЕ АВТОРСКОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ СОБЫТИЙ 4. ПЕРЕДАЧА ХАРАКТЕРА ДЕЙСТВУЮЩИХ ЛИЦ И ОБСТАНОВКИ БЕЗ ИСКАЖЕНИЙ 5. ВЫДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ МИКРОТЕМ 6. ОБОБЩЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ИСХОДНОГО ТЕКСТА

4 ПРИЁМЫ СЖАТИЯ ТЕКСТА Исключение подробностей и деталей Обобщение конкретных, единичных явлений Упрощение синтаксических структур

6 Что можно исключить из предложения без ущерба для его содержания? Попечителем одной из школ под Серпуховым был Гиляровский. И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с открытыми, простодушными, ясными лицами. (По Е. Киселёвой) Попечителем одной из школ под Серпуховым был Гиляровский. И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с ясными лицами. Исключение синонимов в ряду однородных членов

7 Прочитайте, найдите в тексте поясняющие конструкции Воспитание имеет много аспектов: тренер воспитывает тело – мускулы, силу, энергию, физическую волю, математик воспитывает ум, способности абстрактного мышления. Но есть ещё одна важная сфера воспитания – воспитание души. (Ю. М. Лотман) Воспитание имеет много аспектов. Но есть одна важная сфера воспитания – воспитание души. Удаление поясняющих конструкций: однородных членов, частей сложного предложения

8 Обобщение содержания фрагмента текста Жизнь семьи Серовых была наполнена художественной работой отца, обсуждением выставок, разговорами на темы искусства. У Серовых часто собирались не только живописцы, но и музыканты, скульпторы, артисты, поэты. Среди них актёры Москвин, Комиссаров, Добронравов, художники Ефимов, Кончаловский, Яковлев, Крымов, музыканты Нейгауз, Рихтер, поэт Пастернак. (По Г. Арбузову) протекала в творческой атмосфере. Жизнь семьи Серовых протекала в творческой атмосфере.

9 . Языковое обобщение замена однородных членов их обобщенным наименованием Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами. (С. Газарян) не мешает. Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не мешает.

10 Языковое обобщение замена простых предложений сложным Помню вечер перед Новым годом. Мне было шесть или семь лет. В подарок я получил книгу со сказками Андерсена. Так в моей жизни появился этот датский сказочник. (По К. Паустовскому) Моя встреча с Андерсеном произошла в детстве, когда мне на Новый год подарили книгу с его сказками.

11 ПРОВЕРИМ ВМЕСТЕ В России испокон веков были такие люди, которые куда-то шли. У них не было ничего, но они всегда были чем-то озабочены. Вели они цыганский образ жизни: ходили по просторной русской земле с места на место, отдыхали и спали где попало. Этих людей называли странниками. ОБОБЩЕНИЕ: ЗАМЕНА ОБОБЩАЮЩИМ СЛОВОМ ИСКЛЮЧЕНИЕ:ИСКЛЮЧЕНИЕ ВТОРОСТЕПЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ

13 абзаца Микротема 1 Самым значительным изобретением за всю историю человечества учёные из разных стран признали книгу, потому что благодаря этому изобретению стали возможны и многие другие. 2 Сегодня книга по-прежнему самый надёжный и долговечный аккумулятор знаний, ведущий к добру. 3 Достоверным является лишь слово, закреплённое на бумаге, слово услышанное и затем прочитанное надолго сохраняется в памяти. 4Ум ограничен и скован без чтения книг, потому что в них обобщён опыт десятков поколений.

Читайте также: