Что определило изменения содержания обществоведческой подготовки в современной школе

Обновлено: 02.07.2024

Предмет, задачи методики преподавания обществознания. Основные фак­торы процесса обучения: цели, содержание, познавательные возможности, деятельность учителя и учащихся, результаты. Связь методики обучения обществознания с другими науками.

Исторический аспект развития обществоведческого образования, его основные периоды. Необходимость перестройки и пути обнов­ления содержания курса в 90-е годы XX века.Обществоведческая подготовка в современной школе, состояние и перспективы

Раздел I.

Цели обществоведческой подготовки, их комплексный характер. Содер­жание дисциплины и его особенности. Место обществознания в учебном плане основной и средней школы. Интегративные и модульные курсы. Государственный общеобразова­тельный стандарт курса обществознания для основной и полной средней школы. Основные блоки знаний, их характеристика. Требования к знаниям и умениям учащихся. Структура курса. Варианты изучения обществознания в старшей школе. Вариативные программы по обществознанию для общеобразовательных учреждений: анализ и сравнительная ха­рактеристика.

ДЕ Формирование социальных компетенций в курсе обществознания.

ДЕ Методические аспекты использования цивилизационного подхода при изуче­нии обществознания в 10-11 классах.

Учебно-методический комплекс под редакцией Л. Н. Боголюбова. Вариативные учебники. Новые учебные пособия и учебные книги, рабочие тетради, задачники, их харак­теристика. Хре­стоматии, дидактические материалы, тесты, ста­тьи. Методическая литература дляучителя. Основания структурирования содержания учебно-методического комплекса по предмету. Учебные пособия по обществознанию как источники знаний и средство обучения, их роль в руководстве учебно-познавательной деятельностью учащихся. Основные струк­турные компоненты содержания учебных пособий. Передовой опыт, его отражение в журнальных стать­ях по методике преподавания обществознания. Рациональное распределение времени на изучение разделов и тем. Планирование по разделам и темам курса и его задачи. Роль календарно-тематического планирова­ния, его структура. Образовательно-воспитательные задачи разде­лов и тем. Система работы над терминами и понятиями. Методические рекомендации и методические пособия как вариан­ты расширенного планирования.

Раздел II

Деятельность учителя и учащихся

ДЕ Методика формирования основных понятий, теоретических положений при изучении курса

Интегративный характер курса, его значение в раскрытии ос­новных ценностей мировой цивилизации, понимании роли челове­ка в цивилизации. Содержание и форма межпредметных связей, роль в формировании знаний о цивилизациях прошлого и современности. Опора на исторические знания уча­щихся - важное средство реализации межпредметных связей. Связь курса с современностью. Особенности реализации межпредметных и внутрипредметных связей при изучении курса. Методические приемы и средства осуще­ствления межпредметных, внутрикурсовых и внутрипредметных связей, их роль в ликвидации дублирования, перегрузки учащих­ся. Планирование работы учителя по реализации всех видов и форы связей. Интегрированные уроки (история, литература, обществознание и др.) как форма реализации межпредметных связей.

ДЕ Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении курса.

Принципы развивающего обучения. Деятельностный подход - один из основных в обучении обществознанию. Пути активиза­ции познавательной самостоятельной деятельности, ее основные уровни. Сущность самостоятельной работы, ее основные виды при изучении курса. Влияние самостоятельной работы на формирова­ние и развитие умений учащихся. Роль проблемных и познава­тельных заданий в развитии познавательной самостоятельности школьников.

Требования к системе заданий. Организация обучения на трех уровнях познавательной деятельности учащихся. Формирование и развитие уме­ний учащихся как предпосылка успешного решения целей курса. Взаимосвязь приемов учебной работы и соответствующих им при­емов умственной деятельности — необходимое условие развития мышления учащихся. Развитие познавательного интереса, опреде­ленных способностей личности к самостоятельному анализу и оцен­ке явлений окружающей действительности, умение оперировать полученными знаниями. Роль учителя в руководстве самостоятельной деятельностью учащихся.

ДЕ Методика использования различных источников знаний по обществознанию.

Источники знаний, их классификация. Учет исторического кон­текста источника. Функции документов. Возрастные возможнос­ти учащихся, их учет при отборе источников- Приемы работы с документами. Пути активизации познавательной деятельности уча­щихся при работе с источниками, роль системы заданий, вопросов для усвоения содержания источников. Формы самостоятельной работы с документами (групповая, фронтальная, индивидуально-дифференцированная). Приемы работы с текстом. Внеучебная информация, ее роль. Ме­тодические особенности использования материалов средств массо­вой информация при изучении курса.

Раздел III

ДЕ Основные типы и формы учебных занятий по обществознанию.

Классификация уроков. Влияние содержания на выбор типов и форм уроков. Основные требования к уроку в основной и полной средней школе. Отбор методичес­ких приемов и средств учебной работы в деятельности учителя и учащихся, адекватных выбранному типу, форме урока. Варианты планирования разнообразных форм учебных занятий, их возмож­ности. Нетрадиционные формы уроков обществознания. Иннова­ционные модели обучения, их технологии. Интерактивные формы обучения.

ДЕ Проверка знаний и умений учащихся по курсу обществознания.

ДЕ Подготовка учителя к преподаванию социальных дисциплин.

Тематическое планирование

Индекс по ГОС, Наименование: ДПП.ДС.02, Методика преподавания обществознания

Шифр группы, курс, семестр И-060, 4 курс, 7 семестр

Фамилия Имя Отчество, должность, кафедра Костыря Анна Васильевна, доцент кафедры истории россии и зарубежных стран


ФУНКЦИИ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Ценный вклад в изучение исследуемого вопроса внесли такие ученые, как Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Иванова Л.Ф., Кинкулькин А.Т., Лазебникова А.Ю., Соболева О.Б., Иоффе А.Н. К настоящему времени проделана значительная работа по исследованию этой важной темы, но остается еще много нерешенных и дискуссионных вопросов.

Предмет обществознание занимает особое место в концепции образования. Данный предмет реализует задачи сформулированные в законе "Об образовании в РФ", которые не может выполнить другие учебные предметы.

Обществоведческое образование – важное требование развития гражданского достоинства человека, социализации индивида, так как это способствует его вхождению в мир человеческой культуры и общественных ценностей, оценке личных способностей и осознанию собственного места в обществе.

Обществознание выполняет функции интеграции молодежи в современном обществе. Данный предмет последовательно раскрывает ученикам разного возраста как взаимодействую в современных условиях люди друг с другом, изучают институты гражданского общества и государства, регулирующие данные отношения.

Содержание обществоведческого образования создает необходимые условия для всесторонней реализации межпредметного взаимодействия с наиболее близким курсом истории, что будет способствовать усилению познавательного потенциала обоих предметов. Курс обществознания активно сотрудничает также с курсами географии, литературы и другими учебными дисциплинами, содержащими обществоведческий компонент.

В современной педагогике под компетенциями понимают готовность ученика использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности для решения практических и теоретических задач [1]

Компетентность – это средство деятельности, которое должно способствовать воспроизводству знаний, умений, навыков для формирования какой-либо компетенции [3].

В. А.Хуторской предлагает выделять:

личностную компетенции [6].

Академик РАО И. А.Зимняя определяет в качестве ведущих собственно социальные компетенции:

компетентность социального взаимодействия;

компетентность общения [2].

Ланчаковой Л. А. было проведено исследование, в котором были определены компетенции для учеников, которые будут обучаться по стандарту третьего поколения, в процессе изучения курса "Обществознание", а именно для:

1)Овладения старшеклассниками умения получать и осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимые для участия в жизни гражданского общества и государства;

2)Приобретения опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношениях; отношениях с людьми разных национальностей и вероисповеданий; в семейно-бытовой сфере;

3)Соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом, и содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе;

4)Приобретения опыта совместной работы в коллективе, группе, ориентированной на достижение заявленного и ожидаемого результата;

5)Умения делать ответственный выбор на основе анализа ситуации.

Обществоведческое образование в современной школе приобретает важную роль. Во-первых, потому что, современная жизнь быстро меняется, а школьный обществоведческий курс направлен на подготовку школьников к жизни в современном обществе. Во-вторых, на курс обществознания ложится задача ознакомления с различного рода профессиями. В-третьих, курс воспитывает гуманизм, толерантность, гражданственность, нравственность и моральную ответственность.

Список литературы:

1. Боголюбов, Л.Н. Общая методика преподавания обществознания в школе / Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова. – М. : Дрофа, 2008. – 606 с.

3. Колотовкина С.Г.,Новые подходы к проектной и исследовательской деятельности в условиях внедрения ФГОС / Колотовкина С.Г. // Отечественная и зарубежная педагогика - 2012. № 6 (9). С. 34-42.

6. Хуторской А. В. Ключевые компетентности: технология конструирования // Народное образование. – 2003. - №5, с 99.

Содержание обществоведческого образования диктовались:

- общественными изменениями в стране и в мире

- развитием основных, базовых наук, часть которых только в 90-х гг. была признана государством и научной сообществом (социология, политология);

- изменениями в законодательстве страны;

- гуманизацией образования, в связи с которой развитие личности обучающихся, самореализация, самоопределение личности в пространстве современной культуры становятся приоритетом школы.

Концепция обществоведческого образования формировалась на протяжении долгого времени. Она всегда пополняется и обогащается в процессе продуктивных исследований в дидактике, психологии, базовых науках, в массовом педагогическом опыте и экспериментальном преподавании. В дальнейшем для разработки теоретической системы огромное значение будут иметь творчески-критическое осознание процесса и результатов работы школ по хорошо известным и общепризнанным федеральным учебным пособиям, а также использование результата обучения по другим различным учебным пособиям.

В существующей сейчас учебной рабочей программе основной и средней школы обществознание есть образовательная отрасль, которая охватывает ряд научных знаний и представлений о человеке и обществе, который формируется на основе правоведения, политологии, социологии, социальной экономики, экономической теории, культурологии, социальной психологии и психологии личности, а также социальной философии и этики.

Одной из важнейших сторон содержания обществоведческого образования является воспитательный аспект. При изучении обществознания, который реализуется через формирование гражданственности как интегративного качества личности, включающего в себя внутреннюю свободу, чувство собственного достоинства, любовь к Родине, уважение к государственной власти, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения. На формирование этих качеств влияют объективные условия: особенности государственного устройства, уровень правовой, политической и нравственной культуры в нем, а также субъективные факторы - особенности семейного и общественного воспитания.

Воспитательные аспекты при изучении обществознания реализуются при раскрытии содержания нравственного воспитания, когда на занятиях обществознания изучаются такие понятия, как мораль, этика, нравственность. В процессе социализации обучающийся учится регулировать свое поведение на основе нравственных норм — это правила, требования, определяющие, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации. Нравственная норма может побуждать ученика к определенным поступкам и действиям, а может и запрещать или предостерегать от них.

Важнейшим средством нравственного воспитания является использование созданных в культуре на разных этапах исторического развития нравственных идеалов, т.е. образцов нравственного поведения, к которому стремится человек.

Важным условием воспитания гуманности является организация коллективной учебной, общественно полезной деятельности, особенно таких ее видов, где ученики поставлены в ситуации непосредственного проявления заботы о других, оказания помощи и поддержки, защиты младшего, слабого. Такие ситуации могут непосредственно возникать в процессе совместной деятельности, а могут быть специально предусмотрены педагогом.

Кроме воспитания гуманности важнейшей задачей нравственного воспитания является воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения. Дисциплинированность как качество личности характеризует ее поведение в различных сферах жизни и деятельности и проявляется в выдержанности, внутренней организованности, ответственности, готовности подчиняться личным и общественным целям, установкам, нормам, принципам. Являясь составной частью нравственности, дисциплина основана на личной ответственности и сознательности, она готовит человека к социальной деятельности. Нравственной предпосылкой ответственности за свои поступки является способность личности выбирать свою линию поведения в различных обстоятельствах.

Развитие мотивационной сферы человеческой личности является основной частью воспитательного процесса, поскольку воспитание только тогда будет иметь успех, когда воспитанник ощущает в нем внутреннюю потребность, а педагог помогает ему реализовать ее. Как известно, потребности возникают тогда, когда человек переживает противоречия между нынешним уровнем и тем, которому он хотел бы соответствовать. Организуя воспитательную деятельность, педагог должен создавать условия, побуждающие учеников овладевать новыми знаниями, умениями, присущими своему народу и другим народам. Например, организовав выставку поделок учеников на тему особенностей стилей и направлений предметов быта разных народов, преподаватель побуждает учеников изучить особенности этих народов и выбрать наиболее понравившиеся им образы, человек проникает в атмосферу национальных особенностей разных народов, любуется произведениями ремесленников, учится уважать и ценить достижения других наций и т.д.

Немаловажную роль в воспитании патриотизма и культуры межнациональных отношений играет формирование интеллектуально-эмоциональной сферы личности. В этом отношении следует проводить работу по ознакомлению учеников с особенностями культуры, языка, традиций и обычаев своего народа; с примерами из истории становления государства о различных подвигах народа и его отдельных представителей в борьбе за независимость и политическое устройство Родины. Эффективным методическим приемом в данном случае является обращение к художественной литературе отечественных классиков, современных поэтов и писателей, которые часто, ярко выражают чувства и эмоции своих героев, вызывают глубокие переживания в сознании читателей, благодаря чему оставляют глубокий след в памяти человека.

Выдвинутая в законе задача формирования у обучающегося адекватной современному уровню знаний картины мира не может быть решена без комплекса знаний об обществе и человеке, целостность которых обеспечивается интеграцией в курсе обществознания сведений из наук, изучающих различные аспекты развития общества. Требование закона об адекватном мировому уровне общей культуры реализуется, конечно, всей системой образования, но обществознание призвано внести свой специфический вклад через культурологическую составляющую его содержания, а также путем формирования существенных элементов мировоззренческой, экологической, экономической, политической, правовой, нравственной культуры (научных представлений, способов деятельности, ценностных ориентаций).

Все сказанное выше показывает возросшую по сравнению с предшествующими десятилетиями значимость обществоведческого образования. В целом, современное обществознание, которое под разными названиями преподается во всех индустриально развитых странах, обладает собственным предметом и методами исследования. Оно включено в общую систему научного знания и занимает в ней строго определенное место. Обществознание есть содружество родственных дисциплин — философии, психологии, социальной психологии, экономики, социологии, антропологии, политологии, правоведения, которые образуют самостоятельную подсистему научного знания — социальное знание.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Элементы обществоведческих знаний представлены в содержании начального образования. Самостоятельный, относительно завершенный курс является необходимой частью учебного плана основной школы. Наконец, наиболее сложные вопросы входят в обществоведческий курс для старших классов полной средней школы. Все эти составные части обществоведческого образования выстраиваются в целостную систему, призванную последовательно, шаг за шагом расширять и углублять научные представления учащихся о человеке и обществе, продвигаться к реализации новых целей обществоведческой подготовки.

Цели обществоведческого образования состоят в том, чтобы средствами учебного предмета активно содействовать:

1) развитию личности на важных этапах ее социального взросления, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю; мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;

2) воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

3) формированию у обучающихся целостной картины мира и человека в нем, адекватной современному уровню знаний и доступной по содержанию для соответствующей ступени обучения; освоению обучающимися системы знаний об обществе, основных сферах человеческой деятельности, о регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;

4) овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;

5) формированию опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественно-политической жизни; решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; содействия защите правовыми способами и средствами правопорядка в обществе.

Курс ориентирован на систему национальных и обществоведческих ценностей, в первую очередь ценностей, представленных в основном общегражданском документе Конституция РФ.

Курс обществознания занимает свое особое место в системе общего образования, реализуя своими средствами те сформулированные в Законе РФ об образовании задачи, которые не в состоянии выполнить ни один другой учебный предмет.

Обществознание играет ведущую роль в выполнении школой функции интеграции молодежи в современное общество: только этот предмет позволяет последовательно раскрывать обучающимся младшего подросткового, старшего подросткового и раннего юношеского возраста различные аспекты взаимодействия в современных условиях людей друг с другом, с основными институтами гражданского общества и государства, регулирующие эти отношения социальные нормы.

Большое значение имеет усиление практической направленности курса. Что находит отражение в целевой установке на формирование ключевых социальных компетенций в интеллектуальной, коммуникативной, информационной, общественно-политической и других видах деятельности.

Ключевые компетенции, которые призваны формировать обществоведческие курсы, можно представить в виде двух групп, первая из которых формируется многими учебными предметами с использованием их специфических возможностей, а вторая – преимущественно средствами обществознания на основе соответствующего содержания этого учебного предмета. Компетенцию в сфере самостоятельной познавательной деятельности (курс обществоведения знакомит школьников с элементами гносеологии, основными способами и процедурой любой познавательной деятельности, помогает овладеть способами приобретения знаний из различных источников социальной информации: философских, научных, статистических, правовых, политических и т.п.);

компетенцию в сфере трудовой деятельности (специфика обществоведения состоит в раскрытии экономических, социологических, этических и правовых аспектов трудовой деятельности);

компетенцию, связанную с возникновением информационного общества (обществоведческий курс дает философско-социальную характеристику этого общества, развивает интерес к социальной информации, способность ориентироваться в ее потоках, критическое отношение к информации и рекламе, распространяемым по каналам СМИ и Интернета).

Ко второй группе относятся:

компетенция в сфере гражданско-общественной, социальной деятельности (курс обществоведения содержит существенные элементы культуры, без которых невозможно сознательное выполнение типичных социальных ролей – гражданина, семьянина, работника, собственника, потребителя; он содействует развитию способности брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликт ненасильственным путем, участвовать в функционировании и развитии демократических институтов; особое внимание уделяется раскрытию правовых и моральных норм, формированию умения оценивать с позиции этих норм конкретные жизненные ситуации, воспитание готовности руководствоваться этими нормами в своей повседневной жизни); компетенция в семейно-бытовой сфере (обществоведение характеризует демографические, социологические, нравственно-психологические, правовые основы семьи, проблему свободного времени) компетенция, относящаяся к жизни в полиэтническом, многокультурном и многоконфессиональном обществе. Курс обществоведения, наряду с курсом истории, дает материал, позволяющий сформировать понимание опасных последствий расизма и ксенофобии, различных проявлений этнического и религиозного экстремизма. Он может содействовать воспитанию толерантности по отношению к иному образу жизни, формированию способности жить с людьми других культур, языков и религий.

Компетентность выпускника общеобразовательной школы должна сочетать в себе фундаментальные и практические знания, включая научные представления о важнейших сферах социальной жизни и основных видах деятельности людей, о возможностях достижения успеха в том или ином виде деятельности, о проблемах, которые на пути к успеху требуют решения; ценностные ориентиры деятельности; социальные нормы, ее регулирующие; умения и навыки, позволяющие осуществлять типичные виды социальной деятельности; опыт применения полученных знаний и умений в познавательной и практической деятельности, в повседневной жизни. Очевидно, что формирование компетенций означает освоение важнейших элементов культуры.

Читайте также: