Кратко опишите сюжет гравюры что в сюжете на ваш взгляд для автора гравюры главное

Обновлено: 05.07.2024

Гравюра возникает в 15 веке в преддверии Ренессанса - эпохи огромных перемен в культуре, она современница рождения печатной книги и великих географических открытий. Как новый и молодой вид искусства, наиболее демократичный и доступный в силу дешевизны, гравюра чрезвычайно быстро отзывается на все новые явления жизни. Она становится иллюстрацией в книге, сначала в виде ксилографии, а в 16 веке и резцовой гравюры.


В станковой печатной графике вслед за традиционными религиозными сюжетами появляются образы античной мифологии, аллегории, светские сцены, виды далеких и родных стран, портреты правителей, светских и религиозных деятелей, писателей и художников, изображения флоры и фауны, модные картинки и календари, карты, чертежи, сады и парки, знаменитые памятники древности.

Сюжеты гравюры столь же многообразны, как сама жизнь, и её она стремится вместить во всех проявлениях, в том числе и тех, что высоким жанрам живописи представляются слишком мелкими и незначительными.

Пожалуй, одной только гравюре доступен смех. Карикатуры и сатиры на самые разные темы встречаются прежде всего в народных картинках, в лубке, а в 18 века в этой области работают выдающиеся мастера: Хогарт, Роулендсон, великий Гойя, в 19 столетии - Домье.

Гравюра не только самый молодой вид в содружестве изобразительных искусств. Ещё две особенности выделяют её в мире искусства. Во-первых, гравюра - искусство чёрного и белого. Какие бы попытки не предпринимались внести цвет в гравюру, она оставалась в основе своей таковой. Во-вторых, художественные особенности гравюры в очень большой степени обуславливаются техникой её исполнения. И это сочетание художественного поиска и технического эксперимента, где одно стимулирует другое, составляет одну их существеннейших особенностей гравюры как вида искусства.

Термином "гравюра" мы привычно определяем изображение на листе бумаге (оттиск, отпечаток, эстамп), полученное печатным способом, забывая подчас, что созданный художником оригинал - вырезанная, протравленная, разрисованная металлическая, деревянная или каменная пластина - так называемая "доска", представляет нечто совершенно иное.

Работая в материале, гравер представляет, как будет выглядеть отпечаток на бумаге. В этом смысле гравюра являет собой уникальный сплав высокого ремесла и вдохновенного творчества, фантазии и точного знания, каким должен быть конечный результат. В силу такого разделения и технической сложности гравюра довольно рано разделилась на авторскую, в которой композиция и исполнение принадлежат одному человеку, и
репродукционную; в последнем случае художник рисует композицию на бумаге, а гравер переносит её на доску и производит всю работу на доске. Так что часто у гравюры, в отличие от произведений других видов искусства, два создателя.

Неотъемлемое свойство гравюры, резко выделяющее её среди других искусств - тиражность. С доски можно получить большое число одинаковых отпечатков, так что созданный художником оригинал одновременно существует во множестве экземпляров.

Гравюра - искусство камерное. Классический эстамп рассчитан на общение с произведением с близкого расстояния, на то, чтобы его взяли в руки, внимательно рассмотрели в деталях.

Изучение гравюр позволяет воссоздать исторический путь развития искусства печатной графики и представить различные области её применения. Начальный этап характеризует творчество многочисленных анонимов, вошедших в историю искусства под условными именами мастеров "игральных карт", "садов любви", "Страстей". В линиях рисунка их листов живет ломкость и угловатость готического стиля, общим строем они напоминают о происхождении станковой гравюры от прикладных искусств. Но уже изысканные произведения монограммиста Е.S. и Израэля ван Мекенема, шедевры Мартина Шонгауэра говорят о возросшем мастерстве граверов и предвосхищают тот статус, что получит гравюра в следующем столетии.

Германии в 15 - 16 веках принадлежит лидерство в развитии гравировального искусства, однако замечательные произведения создаются в это время и в Италии. В гравюрах Антонио Поллайоло и Андреа Мантеньи торжествует ренессансный культ свободной героической личности и увлечение античностью. Кажется, что под резцом граверов возникают не композиции на плоскости, а камеи, вырезанные в полудрагоценном камне - так уверенно и четко проведены линии и так великолепно ими вылеплен объем фигур.

Величайший мастер ренессансной гравюры - Альбрехт Дюрер. Подхватывая и развивая лучшее, что было достигнуто в немецкой графике, он обогащает её итальянским опытом. По интеллектуальной мощи, духовной наполненности, богатству фантазии, техническому совершенству его творчество не имеет равных среди современников. Дюрер по-настоящему поднял гравюру вровень с другими видами изобразительных искусств.

Пейзажная лирика Альтдорфера, открывшего эту тему в искусстве, страстность Бальдунга, декоративность и утонченная манерность Кранаха дополняют образ немецкой гравюры 16 столетия.

Наряду с Германией последовательное и широкое развитие гравюры наблюдается в Нидерландах. Нидерландская печатная графика 16 века отмечена творчеством лучших художников национального Возрождения - Луки Лейденского и Питера Брейгеля Старшего.

Младший современник Дюрера, с которым он встретился во время путешествия великого нюрнбержца в Нидерланды, Лука рассматривался современниками как его достойный соперник, даже превосходящий немецкого мастера в искусстве создания воздушной перспективы и передачи эффекта света и воздуха в гравюре - исконно голландских живописных ценностях.

В высшей степени самобытное творчество Питера Брейгеля не имеет аналогий в изобразительном искусстве своего времени и, по меткому замечанию М. Бахтина, сопоставимо с художественной прозой Франсуа Рабле, в которой гуманистический взгляд на мир человека ренессансной эпохи пронизан фольклорными образами народной смеховой культуры. Пейзаж - сочиненный "мировой" ландшафт или камерный уголок национальной природы, предвосхищающий голландский пейзаж 17 столетия, и жанровые сцены, основанные на фольклоре, составляют главные темы гравюр по рисункам Брейгеля. Сам мастер сделал только один офорт - остальные гравюры выполнили по его рисункам профессиональные граверы-репродукционисты знаменитого на всю Европу антверпенского издательства "На четырех ветрах" И. Кока. В 16 веке Нидерландам по праву принадлежит ведущая роль в изготовлении и распространении репродукционной гравюры.

Наиболее оригинальное явление в итальянской печатной графике сеиченто - цветная ксилография кьяроскуро Уго да Карпи. Два ярких мастера - Этьен Делон и Жак Дюве - характеризуют французскую ренессансную гравюру. В конце 1 б века в европейском искусстве торжествует маньеризм в его крайних формах. Произведения француза Жака Белланжа и голландца Хендрика Голциуса - высшие проявления этого прихотливого, капризного и виртуозного стиля в гравюре.

Чертами маньеризма отмечены и ранние произведения Жака Калло, в особенности работы, связанные с театральными темами. Однако в зрелом творчестве, в листах на религиозные сюжеты, в "Видах Парижа", в цикле "Бедствия войны" Калло проявляет себя художником нового времени, которого увлекает по-барочному безграничное пространство и новый анонимный герой - толпа. Калло - первый выдающийся мастер офорта - техники 17 столетия, сменившей господствовавшую в эпоху Ренессанса резцовую гравюру и ещё более архаичную ксилографию.

Творчество его голландского современника Херкюлеса Сегерса отмечено смелыми экспериментами с материалами и техническими приемами. Смысл этих усилий ранний биограф определил как стремление "печатать картины". Художник делал оттиски на ткани, печатал с одной доски разными цветами, дорабатывая листы водяными, а иногда и масляными красками и даже покрывал их лаком, как живопись, что придавало и без того фантастическим ландшафтам Сегерса ещё более нереальный вид.

Но подлинным гением офорта стал Рембрандт. Он занимался офортом всю жизнь и по сути разработал специфический язык этого вида печатной графики, определив его стилистику на века вперед. В его руках офорт сделался самой гибкой из гравюрных техник, способной передавать как тончайшие градации света и живописно-пластические качества композиции, так и эмоционально-психологические характеристики, в поздних листах на евангельские сюжеты достигая трагедийного звучания.

Графическое наследие художника - это настоящая энциклопедия офорта: от беглого наброска и этюда, напоминающих перовой рисунок, до тщательно проработанной, по-картинному завершенной композиции, основанной на использовании светотеневых возможностей офорта, и поразительной светописи поздних произведений, построенных на взаимопроникновении и борьбе белого и чёрного, внешне порой напоминающих меццо-тинто.

В стремлении достичь необходимой выразительности Рембрандт использует все технические приёмы офорта: повторное травление, доработку сухой иглой и резцом, густую затяжку. Столь же широк и тематический диапазон, включающий религиозные и жанровые сюжеты, пейзаж, портрет, в том числе, как и в живописи, вереницу автопортретов, обнаженную модель и наброски-грифонажи.

Из других офортистов 17 столетия, не в плане художественных поисков, но в силу обширности и занимательности их наследия, составляющего своего рода документальную хронику эпохи, можно упомянуть Венцеля Холлара и Маттеуса Мериана.

Настоящее творческое развитие искусство офорта получит в следующем веке у мастеров Италии, в первую очередь в работах Пиранези. Этот выдающийся мастер знал в искусстве "одну, но пламенную страсть": около 1000 исполненных им листов посвящены античной архитектуре, славе и величию древнего и современного Рима. Работая в манере, сочетающей офорт с резцовой гравюрой, Пиранези создавал "архитектурные фантазии", поражающие грандиозностью пространственных решений, остродраматическими светотеневыми контрастами (циклы "Фантазии на тему темниц"), а в свои видовые гравюры вносил элемент романтического вымысла, придающий архитектурным памятникам особую монументальность и живописность (циклы "Виды Рима", "Пестум").

Противоположностью романтическим образам Пиранези было творчество Даниэля Николая Ходовецкого и Уильяма Хогарта. В соответствии с духом эпохи Просвещения в их жанровых композициях жизнь третьего сословия представлена в одном случае в сентиментально-реалистическом, в другом - в морально-дидактическом ключе.

Завершает 18 столетие и начинает искусство нового века великий испанец Франсиско Гойя. Его гравюрное наследие - уникальное явление в искусстве Испании, где не существовало столь развитой традиции печатной графики, как в других европейских странах. Для самого художника гравюра была возможностью с небывалой до него прямотой и откровенностью выразить личное отношение к миру. Дерзостный полёт воображения, рождающего жуткие гротескные образы, едкий сарказм, негодование и ужас пронизывают десятки листов из серий "Каприччи", "Диспаратес" и "Бедствия войны".

Необычны и чисто гравюрные качества его офортов. Он использует незадолго до того изобретенную акватинту не с целью воспроизведения акварельной отмывки, но для создания напряженных контрастов в гравюре. Это глухое, ночное, акватинтное пространство порождает призраки и преступления, всё то зло, которое переполняет мир офортов Гойи. В последних работах художник обратился к новой технике - литографии, которой предстояло занять лидирующее положение в искусстве 19 века.

От сатирической публицистики Домье до гротескно-утончённого "японизма" Тулуз-Лотрека и напоминающих пастель живописных эстампов Дега пролегает путь развития французский литографии. Самый значительный немецкий художник этого столетия - Адольф Менцель - работает в литографии в русле объективного реалистического искусства.

Из техник предшествующих эпох только офорт возрождается в середине века. Близкие к барбизонской школе Коро, Добиньи и Милле находят в нём технику, позволяющую запечатлеть переходные состояния природы, поэзию простых пейзажных мотивов, полных тихого очарования. Новый импульс развитию гравюрного искусства дали художники, близкие импрессионистам. И. Б. Ионгкинд, Э. Мане, Дж. Уистлер создали новый офорт - спонтанный, импульсивный, полный света, воздуха и движения.

История гравюры позволяет проследить развитие книжной иллюстрации: от книг 15 века, преимущественно религиозного содержания, до такого "колосса" иллюстрации, как Гюстав Доре, интерпретировавшего, кажется, все шедевры мировой литературы…

Осмотрите гравюру XVI в. Русский корабль в Ледовитом океане (с. 10 учебника).
1. nbsp;nbsp;Кратко опишите сюжет гравюры. Что в сюжете, на ваш взор, для автора гравюры главное?
2. nbsp;nbsp;Какими художественными средствами создатель передаёт трудности и опасности пути через Ледовитый океан?
3. nbsp;nbsp;Найдите Ледовитый океан на карте в атласе. Представите, куда может плыть российский корабль.
4. nbsp;nbsp;Сравните изображения судов на с. 10 и с. 11 учебника. Можно ли считать изображённый на гравюре российский корабль каравеллой? Свой ответ доказывайте.

  • Максим
  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ
  • 2019-11-08 16:49:07
  • 0
  • 1

1. Как мне знаменито, на гравюре изображен русский корабль и проходящая вдоль него nbsp;шлюпка nbsp;с людьми nbsp;голландского nbsp;морехода nbsp;и nbsp;исследователя Виллема nbsp;Баренца. Однозначно ответить, что для автора nbsp;гравюры nbsp;основное в сюжете, невероятно. Могу только представить, что создатель желал показать мирное взаимодействие меж русскими и голландцами.
2. nbsp;nbsp;Трудности nbsp;nbsp;и nbsp;nbsp;угрозы nbsp;nbsp;пути nbsp;nbsp;через nbsp;nbsp;океан nbsp;nbsp;создатель nbsp;nbsp;кидает nbsp;nbsp;с nbsp;nbsp;поддержкою изображения поверхности Ледовитого океана очень неспокойным и волнующимся.
3. nbsp;Могу предположить, что русский корабль, изображенный на с. 10 учебника нельзя считать каравеллой. Во-первых, обычная каравелла имела 2-3 мачты, тогда как на гравюре мы лицезреем судно с одной мачтой. Во-вторых, для движения по Ледовитому океану требовалось особое судно, чей корпус мог противостоять сжатию во льдах.

На сайте Учебник-скачать-бесплатно.ком ученик найдет электронные учебники ФГОС и рабочие тетради в формате pdf (пдф). Данные книги можно бесплатно скачать для ознакомления, а также читать онлайн с компьютера или планшета (смартфона, телефона).


Рабочая тетрадь по истории России 7 класс Чернова часть 1 - 2014-2015-2016-2017 год: Читать онлайн (cкачать в формате PDF) - Щелкни!

Пояснение: Для скачивания книги (с Гугл Диска), нажми сверху справа - СТРЕЛКА В ПРЯМОУГОЛЬНИКЕ . Затем в новом окне сверху справа - СТРЕЛКА ВНИЗ . Для чтения - просто листай колесиком страницы вверх и вниз.

Гравюра (от фр. graver — вырезать) — вид графики, в котором произведения искусства создаются путем зеркального оттиска изображения на бумаге с печатной формы. Граверы на станках или вручную вырезают по эскизу художника рельефный рисунок на камне, деревянной доске или металлической пластине. Он впоследствии служит готовой формой для тиражирования изображений. В отличие от литографии, изобретенной на несколько столетий позже, для изготовления гравюр применяют технологии глубокой или высокой, а не плоской печати.

Гравюра — относительно молодой вид изобразительного искусства. В Европе она появилась значительно позже живописи и скульптуры, только на рубеже XIV-XV веков, с развитием книгопечатания.

Виды гравюры

Гравюры, помимо основной классификации по способу получения оттиска (техникам печати), дополнительно различают по многим другим параметрам:

  • по назначению (станковая, книжная и прикладная);
  • по способу обработки печатной формы (гравирование и травление);
  • по художественной ценности (авторская и репродукционная);
  • по материалу печатной доски (на металле, дереве, линолеуме, пластике, оргстекле);
  • по цветовому исполнению (черно-белая и цветная).

В искусстве издавна используются многие способы получения гравюрных оттисков. Среди наиболее известных различают такие виды техник гравюр как:

  • Продольная или обрезная ксилография. Самая древняя техника. Печатные формы делали из досок продольного распила из мягких пород древесины (вишни, яблони, груши). Основным инструментом для их обработки служили ножи разных типов и размеров. Отличительная особенность композиций — контрастность и визуальное преобладание черного штриха.
  • Поперечная ксилография (торцовая). Рисунок вырезался особым инструментом — штихелем на доске поперечного распила из твердых пород дерева (самшита, бука). Мастера получили возможность изображать тончайшие линии, плавно варьировать переходы тона штрихами разной глубины.
  • Резцовая на металле. Появилась в середине XV века. Рисунок аккуратно вырезали особыми металлографическими резцами квадратного сечения с ромбовидным срезом. Характерная особенность готовых изображений — господство комбинаций чистых четких линий.
    . На доске, покрытой специальным кислотоупорным лаком, острой иглой процарапывали рисунок. Затем заготовку травили кислотой, которая разъедала металл в углублениях. Получалась форма для глубокой печати. Игла легко царапала мягкий лак, позволяя создавать сложные рисунки в свободной манере.
  • Сухая игла. Схожа с предыдущей техникой, но поверхность не обрабатывали лаком, а просто царапали металл иглой на небольшую глубину. По графической фактуре очень схожа с натуральным рисунком, сделанным карандашом.
  • Пунктирная манера. Изображения создавали из множества мелких точек гравировальным молотком на покрытой лаком металлической поверхности. Рисунок проявлялся благодаря умелому сочетанию на пластине углублений разной плотности.
  • Мягкий лак. На загрунтованную липким лаком пластину клали лист бумаги. На нем рисовали изображение карандашом. Лак снизу приставал к листу на прорисованных участках. Далее пластину травили кислотой для получения формы. Для этой техники характерен мягкий, зернистый штрих.
    . Пластину покрывали тонким слоем канифоли или асфальта и царапали иглой. В процессе травления кислота проникает не только в углубления от иглы, но и в мельчайшие поры между частичками покрытия. Благодаря использованию нескольких последовательных травлений получался эффект тонового рисунка.
  • Лавис. Сюжет рисовали кистью, смоченной в кислоте, на медной пластине, покрытой канифолью. Полученную печатную форму использовали для тиражирования оттисков. В процессе печати протравленные кислотой участки заполнялись краской.
    . Картинка создавалась посредством выглаживания и соскабливания на зерненой доске светлых частей рисунка. Характеризуется богатством оттенков светотени и глубиной тона.
  • Резерваж. На металлической форме художник кистью или пером рисует чернилами с содержанием сахара, а затем покрывает форму кислотоупорным лаком. В процессе травления сахар растворялся, а лак набухал на прорисованных участках. Техника с максимальной достоверностью передает рисунок автора на доске.
  • Кьяроскуро. Готовый оттиск создается путем последовательной печати отдельных частей композиции с нескольких досок. Каждая из них отличается от другой оттенком тона и цвета.
  • Линогравюра. В качестве исходного сырья используется гладко отшлифованный лист линолеума. По технике обработке очень схожа с продольной ксилографией. Появилась в ХХ веке, широко используется современными мастерами графики.

История гравюры

Первые образцы гравюрной графики в мировом искусстве появились в Китае в VI веке. Но в Европе еще очень долго не существовало предпосылок для зарождения нового вида графики — попросту не было бумаги. История гравюры в Старом Свете берет свое начало только с XIV века — с момента изобретения книгопечатания. Тогда же возникла острая необходимость тиражирования иллюстраций в книгах и появилась на свет первая техника гравюрной печати — продольная ксилография.

Практически одновременно с ней в Южной Германии возникла резцовая гравюра по металлу, а в начале XVI века в Италии уже был запатентован метод цветной ксилографии — кьяроскуро. 1513 годом датируется самый ранний образец еще одного способа гравирования — офорта.

Значительное влияние на развитие новой разновидности графики оказали выдающиеся мастера немецкого Возрождения:

    (Albrecht Dürer);
  • Мартин Шонгауэр (Martin Schongauer);
  • Михаэль Вольгемут (Michael Wolgemut).

В Италии получили широкую известность работы Антонио дель Поллайоло (Antonio del Pollaiolo) и Андреа Мантеньи (Andrea Mantegna). В это время в Голландии работал первоклассный гравер Лука Лейденский (Lucas van Leyden), а во Франции — Жан Дюве (Jean Duvet).

В XVII-XVIII веках гравюра приобрела огромную популярность. В качестве иллюстраций ее массово использовали в художественных книгах и научных трудах. Репродукциями картин и оригинальными композициями начали украшать интерьеры домов. Постоянно совершенствовались и создавались новые техники:

  • поперечная ксилография;
  • акватинта;
  • лавис;
  • меццо-тинто;
  • пунктирная манера.

В XIX веке к технике офорта часто обращались французские мастера Эдгар Дега (Edgar Degas), Камиль Коро (Camille Corot), Жан-Франсуа Милле (Jean-François Millet), Джеймс Уистлер (James Whistler) в США, Макс Либерман (Max Liebermann) в Германии.

На рубеже XIX-XX веков интерес к гравюре проявился у многих представителей символизма, реализма и экспрессионизма:

  • бельгийца Джеймса Энсора (James Ensor);
  • француза Теофиля-Александра Стейнлена (Théophile-Alexandre Steinlen);
  • англичанина Фрэнка Брэнгвина (Frank Brangwyn).

В ХХ веке с развитием химической промышленности появились новые материалы для созданий печатных форм. Это привело к созданию линогравюры и производству досок из пластика и оргстекла.

Современные мастера изобразительного искусства также часто используют техники гравюры для создания своих произведений. А шедевры старинных художников вызывают восхищение потомков и украшают многочисленные галереи в крупнейших городах мира.

На сайте Very Important Lot посетители из всех уголков Земли могут принять участие в аукционах и приобрести произведения искусства разных эпох. Кроме того, наш ресурс предоставляет возможность людям напрямую купить картины у современных художников.

На гравюре изображено четыре наездника, несущихся на своих лошадях не щадя никого и ничего на своем пути. Первый из них с натянутой тетивой на луке – это завоевание. Он целится даже не глядя, куда попадет, все равно.

Второй – это Война, он размахивает мечом и готов сразить любого, кто встретится на его пути. Всадник, размахивающий на скаку весами – это всадник последствий войны и завоеваний – голод.

И наконец четвертый всадник. Он практически скелет. Худой, босой, нагой, бородатый старик с трезубцем, ухмыляющийся на скаку. Конь его, по сравнению с другими лошадьми также худ и убог.

Ангел летит над всадниками, наблюдая за их злодеяниями на земле. Он не в силах что либо предотвратить, слишком сильны всадники, слишком легко люди поддаются их влиянию. Бегут и падают люди под копыта лошадей несущихся страстей апокалипсиса.

В левом нижнем углу изображена большая страшная голова с разинутой пастью, куда попадают те, кто уже побывал под копытами у лошадей всадников. Вот уже какой то человек, не то в митре, не то в короне попал в жернова этого чудовища.

Некоторые из бегущих людей еще пытаются уклониться, другие отдались судьбе на откуп, безжалостно давимые всадниками на полном скаку.

Гравюра написана по дереву, черно-белая с широкой поперечной черной полосой из тысяч тонких линий. Напряжение чувствуется в каждом миллиметре гравюры. Страх и безысходность проходит основным лейтмотивом иллюстрации.

Под копыта к этим всадникам одинаково могут попасть как крестьяне, так и зажиточные горожане, как праведники, так и грешные.

Читайте также: