Кратко опишите средневековые направления философии как гностицизм

Обновлено: 03.07.2024

Гностици́зм (от греч. γνωδτικόζ – познающий) (гностика, гнозис, или гносис), так называется совокупность религиозно-философских (теософских) систем, которые появились в течение двух первых веков нашей эры и в которых основные факты и учение христианства, оторванные от их исторической почвы, разработаны в смысле языческой (как восточной, так и эллинской) мудрости.

От сродных явлений религиозно-философского синкретизма, каковы неоплатонизм, герметизм, гностицизм отличается признанием христианских данных, а от настоящего христианства – языческим пониманием и обработкою этих данных и отрицательным отношением к историческим корням христианства в еврейской религии.

В этом последнем отношении гностицизм стоит в особенно резкой противоположности к иудействующим сектам в христианстве, с одной стороны, а с другой стороны – к каббале, которая представляет языческую обработку специфически еврейских религиозных данных.

Происхождение гностицизма

Общие условия для возникновения гностицизма, как и других сродных явлений, были созданы тем культурно-политическим смешением различных национальных и религиозных стихий древнего мира, которое начато было персидскими царями, продолжалось македонянами и завершено римлянами.

Источник гностических идей в различных языческих религиях, с одной стороны, и учениях греческих философов – с другой, ясно сознавался с самого начала и подробно указан уже автором Φιλοσοφου̃μενα (Ипполитом), хотя в частности не все его сближения одинаково основательны.

Несомненно, во всяком случае, что те или другие национально-религиозные и философские факторы в различной мере участвовали в образовании тех или других гностических систем, а также то, что в различные комбинации уже существовавших идей привходила, с большею или меньшею силою и оригинальностью, и личная умственная работа со стороны основателей и распространителей этих систем и школ.

Разобрать все это в подробностях тем менее возможно, что писания гностиков известны нам только по немногим отрывкам и по чужому, притом полемическому изложению. Это предоставляет большой простор гипотезам, из которых одна заслуживает упоминания.

Но с другой стороны, исторические и доисторические корни самого буддизма далеко еще не вскрыты наукою. Многие ученые не без основания видят здесь религиозную реакцию со стороны темнокожих доарийских обитателей, а этнологическая связь этих индийских племен с культурными расами, издавна населявшими Нильскую долину, более чем вероятна.

Общей племенной почве должен был соответствовать и общий фон религиозных стремлений и идей, на котором в Индии, благодаря воздействию арийского гения, образовалась такая стройная и крепкая система, как буддизм, но который и в других местах оказывался не бесплодным.

Таким образом, то, что приписывается влиянию индийских буддистов, может относиться к более близкому воздействию их африканских родичей, тем более, что высший расцвет гностицизма произошел именно в Египте.

Если внешняя историческая связь гностицизма специально с буддизмом сомнительна, то содержание этих учений несомненно показывает их разнородность. Помимо различных, чуждых буддизму религиозных элементов, гностицизм вобрал в себя положительные результаты греческой философии и в этом отношении стоит неизмеримо выше буддизма.

Достаточно указать на то, что абсолютному бытию буддизм дает только отрицательное определение Нирваны, тогда как в гностицизме оно определяется положительно как полнота (плерома).

Несомненную связь с гностицизмом имеет другая, ничтожная по своему распространению сравнительно с буддизмом, но во многих отношениях весьма любопытная религия мандейцев или сабиев (не смешивать с сабеизмом в смысле звездопоклонства), доныне существующая в Месопотамии и имеющая свои священные, древнего происхождения, хотя и дошедшие до нас в более поздней редакции книги.

Эта религия возникла незадолго до появления христианства и находится в какой-то невыясненной связи с проповедью св. Иоанна Крестителя; но догматическое содержание мандейских книг, насколько его можно понять, заставляет видеть в этой религии прототип гностицизма. Само слово манда, от которого она получила название, значит по-халдейски то же, что греческое γνω̃σιζ (знание).

Основные черты гностицизма

В основе этого религиозного движения лежит кажущееся примирение и воссоединение божества и мира, абсолютного и относительного бытия, бесконечного и конечного. Гностицизм есть кажущееся спасение. Гностическое мировоззрение выгодно отличается от всей дохристианской мудрости присутствием в нем идеи определенного и единого целесообразного мирового процесса; но исход этого процесса во всех гностических системах лишен положительного содержания: он сводится, в сущности, к тому, что все остается на своем месте, никто ничего не приобретает.

Жизнь мира основана только на хаотическом смешении разнородных элементов (σύγχυσιζ άρχική), и смысл мирового процесса состоит лишь в разделении (διάκρισιζ) этих элементов, в возвращении каждого в свою сферу.

Мир не спасается; спасается, т.е. возвращается в область божественного, абсолютного бытия только духовный элемент, присущий некоторым людям (пневматикам), изначально и по природе принадлежащим к высшей сфере. Он возвращается туда из мирового смешения цел и невредим, но без всякой добычи.

Ничто из низшего в мире не возвышается, ничто темное не просветляется, плотское и душевное не одухотворяется. У гениальнейшего из гностиков, Валентина, есть зачатки лучшего миросозерцания, но оставшиеся без развития и влияния на общий характер системы.

Наиболее трезвый философский ум между ними – Василид – отчетливо выражает и подчеркивает ту мысль, что стремление к возвышению и расширению своего бытия есть лишь причина зла и беспорядка, а цель мирового процесса и истинное благо всех существ состоит в том, чтобы каждое знало исключительно только себя и свою сферу, без всякого помышления и понятия о чем-нибудь высшем.

С этой основной ограниченностью гностицизм логически связаны и все прочие главные особенности этого учения. Вообще гностические идеи, несмотря на свою фактическую и мифологическую оболочку, по содержанию своему суть плод более аналитической, нежели синтетической работы ума.

Гностики разделяют или оставляют разделенным все то, что в христианстве (а отчасти и в неоплатонизме) является единым или соединенным. Так, идея единосущной Троицы распадается у гностиков на множество гипостазированных абстракций, которым приписывается неравномерное отношение к абсолютному первоначалу.

Далее, все гностические системы отвергают самый корень общения между абсолютным и относительным бытием, отделяя непроходимой пропастью верховное Божество от Творца неба и земли. Этому разделению первоначала мира соответствует и разделение Спасителя. Единого истинного Богочеловека, соединившего в себе всю полноту абсолютного и относительного бытия, гностицизм не признает: он допускает только Бога, показавшегося человеком, и человека, казавшегося Богом.

Это учение о призрачном богочеловеке, или докетизм, так же характерно для гностической христологии, как разделение между верховным Божеством и творцом мира – для теологии гностицизма.

Призрачному спасителю соответствует и призрачное спасение. Мир не только ничего не приобретает благодаря пришествию Христа, а напротив, теряет, лишаясь того пневматического семени, которое случайно в него попало и после Христова явления извлекается из него.

Но и эти от природы привилегированные избранники ничего не выигрывают через дело спасения, ибо они входят в божественную плерому не в полноте своего человеческого существа, с душой и телом, а только в своем пневматическом элементе, который и без того принадлежал к высшей сфере.

Наконец, в области практической неизбежным последствием безусловного разделения между божественным и мирским, духовным и плотским являются два противоположные направления, одинаково оправдываемые гностицизмом: если плоть безусловно чужда духу, то нужно или совсем от нее отрешиться, или же предоставить ей полную волю, так как она ни в каком случае не может повредить недоступному для нее пневматическому элементу.

Первое из этих направлений – аскетизм – более прилично для людей душевных, а второе – нравственная распущенность – более подобает совершенным гностикам, или людям духовным. Впрочем, этот принцип не всеми сектами проводился с полной последовательностью.

Итак, гностицизм характеризуется непримиримым разделением между Божеством и миром, между образующими началами самого мира, наконец, между составными частями в человеке и человечестве. Все идейные и исторические элементы, входящие в христианство, содержатся и в гностицизме, но только в разделенном состоянии, на степени антитез.

Классификация гностических учений

Указанный основной характер гностицизма по степени своего проявления может служить руководством и для естественной классификации гностических систем. Неполнота источников и хронологических данных, с одной стороны, и значительная роль личной фантазии в умозрении гностиков – с другой, допускают лишь крупные и приблизительные деления. В предлагаемом мною делении логическое основание совпадает с этнологическим.

Я различаю три главные группы: 1) существенная для гностицизма непримиримость между абсолютным и конечным, между Божеством и миром является сравнительно в скрытом и смягченном виде.

Происхождение мира объясняется неведением или ненамеренным отпадением или отделением от божественной полноты, но так как результаты этого отпадения увековечиваются в своей конечности и мир с Богом не воссоединяется, то основной характер гностицизма остается и здесь во всей силе.

Творец неба и земли – Демиург, или Архонт, – является и здесь совершенно отдельным от верховного Божества, но не злым, а только ограниченным существом.

2) Гностическое раздвоение выступает с полной резкостью именно в космогонии: мир признается прямо злонамеренным созданием противобожественных сил. Таков гнозис сиро-халдейский, куда принадлежат азиатские офиты или нахашены, ператы, сифиане, каиниты, елкезаиты, последователи Юстина (не смешивать со св. Иустином Философом и мучеником), затем Сатурнил и Вардесан; связующим звеном между египетским и сиро-халдейским гнозисом могут служить последователи Симона Волхва и Менандра.

3) Гнозис малоазийский, представляемый главным образом Кердоном и Маркионом; здесь гностические антитезы выступают не столько в космогонии, сколько в религиозной истории; противоположность – не между злым и добрым творением, а между злым и добрым законом (антиномизм), между ветхозаветным началом формальной правды и евангельской заповедью любви.

Литература

Источники

  • Христианство: Энциклопедический словарь: в 3 т.: Большая Российская Энциклопедия, 1995.

Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

Основные понятия гностицизма

Концепция полагается в своей теории на тайные знания, называемые гнозисом, представляющие человека божественным созданием, обретающим постижение истины и спасающимся таким образом.

Развитие гностицизма

Течение зародилось в Риме во время синкретического направления, которое возникло при правлении Александра Македонского. Этому послужило объединение восточного и западного народов и смешение религии древнего Вавилона с греческими философскими веяниями.

Труды значимых гностиков сохранились в собрании отдельных цитат, используемых в христианских сочинениях, характеризующихся непримиримым отношением к гностицизму, наивысший расцвет которого достигается во II веке. Гностицизм вобрал в себя не только восточные мистические повествования, важную роль сыграло влияние неопифагорейства и платонизма, относящихся к античной философии позднего времени.

Основная теория

Образ демиурга

Гностицизм представляет материю неким ложем зла, в которое попадает человеческая душа, низвергнутая и падшая в окружение из вожделенных для нее предметов. Материальное окружение для души создано Демиургом – божеством низшего порядка. Гностическая мистика приписывает материи отрицательное начало с накоплением грехов. Злое проявление окружающего мира требует преодоления рассеянными во всем мире божественными частицами света, которые приписываются гностическому знанию. Его нужно собрать по крупицам и возвратить к начальному божественному проявлению.

Почти во всех гностических течениях искупителем грехов выступает Христос, но есть и такие схемы, где его имя даже не упоминается. В соответствии с теорией человечество делится на некоторые сферы духовности:

  • пневматики представляют духовных людей, следующих призыву Иисуса;
  • психики не интересуются познанием, их вера позволяет им достигать вершин совершенства;
  • соматики не интересуются духовностью совсем, их чувства и наслаждения заменяют им веру и познание.

В соответствии с гностической концепцией, весь мир представлен в определенных категориях, а властители демонического направления создают препятствия людям на пути к искуплению.

Философские основы гностицизма

Еврейский философ гностик

К гностическому течению относили тех философов, которые старались отделить знание и веру. Религиозные деятели Востока и философы Греции отличали стандартные верования, постигаемые в церковных общинах от недоступных для всех истинных религиозных таинств, в которые посвящаются некоторые люди с сильным умом. Гностицизм подразделяется на множество сект в зависимости от идей основоположников – учителей, пропагандирующих философские или теософические мысли.

В процессе развития и процветания ни одна из сект гностиков не доходила до признания единого бога, который являлся бы единовластным создателем всего положительного и отрицательного во вселенной и обладающего неограниченной властью. По учениям гностиков, бог представлен сокровенным созданием, чуждым материальному злу, в котором существует человек. Для его познания необходимо познать и соединить множество эманаций, истекающих из него и старающихся очистить мир.

Видимая окружающая действительность представлена строителем мира Демиургом, который вопреки воле Бога, создал зло в виде материи и самого человека. Людьми распоряжается судьба, слепо подчиняющая их себе, жизнь человека зависит от различных категорий существ, властвующих в видимом промежутке между землей и небом. В соответствии с верованиями греческих язычников, индивидуум не волен распоряжаться судьбой, поэтому не несет ответственности за свои действия.

Материальная и духовная основа

Иисус в гностической философии

Основным источником зла в гностическом учении признана материальная составляющая человеческого бытия. Для сотворившего человека Демиурга опасность людей не проявляется до тех пор, пока они находятся под влиянием окружающих вещей и предметов, которые окружают его злом. Спасение человека из материального заточения происходит посредством сущностей из светлой стороны бытия, называемых эонами, одной из которых по гностической философии, является Иисус.

Христос относится к эонам высшей расы и появляется на земле, чтобы вовлечь людей в полноту божественного проявления, прекратить распад светлой стороны существования. В христианской религии Христос наделен страданием и смертью, показывающим его человеческую природу, в гностицизме такие ценности считаются проявлением злого материального мира, и Сын Божий наделяется аллегорическими и мифическими свойствами.

Человек по теории гностиков должен стремиться к освобождению от власти тела аскетическим существованием, смерть оканчивает начатую работу. После окончания жизненного пути люди становятся духовными сущностями, которые восторженно вливаются в светлое царство. Течение не использует в своей философии значение церковных обрядов, священные книги остается на последних позициях.

Деятели гностицизма не ущемляют церковную веру, справедливо полагая, что ее значимость для основной человеческой массы является очевидной. Церковь объединяет под своим покровом те массы, что не могут понять истинное духовное начало. Гностики считали свое учение и философию главной на земле, гораздо выше церковных верований.

Нравственность концепции

Обладали тайными знаниями

Образ жизни участников гностического движения отличался крайними противоположностями в зависимости от учения в секте. Некоторые общности возлагали на себя аскетическое подвижничество, ставящее во главу истязание собственного тела и добровольные муки физического плана. В других сектах проповедовали вседозволенность человека, освобожденного от материального рабства и ставшего на путь просветления. В таких общинах не было нравственных критериев и законов, члены предавались наслаждениям и чрезмерным излишествам.

Философия или вера в основе гностицизма?

Во времена своего расцвета учение получило распространение во многих областях жизни:

  • философия неопифагореизм и неоплатонизм позаимствовали постулаты гностиков для обновления;
  • религиозные направления, такие как христианство, манихейство, каббала иудеев, мендейство в сочетании с теорией привлекли большее число верующих;
  • мистицизм и оккультизм взяли на вооружение фантастические постулаты из учения.

Существовали специальные обряды

Такой легкий путь проникновения в религию, философию и оккультизм объясняется тем, что гностицизм, выступая наивысшей религией, в пору своего становления позаимствовал многие ритуальные и обрядческие формы из соседствующих верований. То, что гностицизм проникал и оставлял следы во многих религиях нельзя рассматривать как его лояльность по отношению к ним. Важно помнить о неоднородности высшей философии:

  • персидское учение (манихейство, зороастризм) представлено светлым и темным царством, где обитают духовные сущности, которые ведут непримиримую битву за каждую человеческую душу в видимом материальном пространстве;
  • египетское верование рассматривает Демиурга как Бога с ограниченными возможностями;
  • халдейские деятели придерживаются мнения о великом зле материи, которое сотворил основатель мира в личности Демиурга, они не поддерживают основ иудейских верований в поклонении Богу зла;
  • волхвы соотносят злого бога с иудейским божеством Яхве и рассматривают окружающую действительность, как его сотворение;
  • манихейство отделилось от гностицизма и устремилось к покорению высот, как наиболее сформировавшаяся религия.

Иллюзорность в философии гностиков

Гностики считали материю иллюзорной

Материя иллюзорна, как утверждает учение. Более того, гностики на основании твердых догм доказывают неправдоподобность существования материи в отличие от скептицизма античных деятелей. Философия каждой ступени материального мира приписывает демона, властно препятствующего искуплению грехов.

Гностическое течение отличается тем, что его центральная концепция судит не об отдельных деталях, постоянно меняющихся, а следует достижению высшей цели. Высшие положения сообщались в конце пути развития, многие участники течения не знали конечных целей. В некоторых сообществах преподавание велось в соответствии с разработанными ступенями секты.

Магические проявления в основах учения

В практике гностицизма используются основы античных философских школ, в частности, применяются различные заклинания и молитвы для общения с потусторонним духовным миром, а именно конкретными сущностями. До появления христианства сочетание восточных и западных религиозных практик привело к комплексному развитию духовных и психических практик, имеющих тайный характер.

Избранные адепты, посвященные в тайны психических и духовных практик, находятся на высокой стадии развития, соотносят себя с избранными, посвященными в тонкости учения или общности.

Практиковали магию

Изначально в основе эзотерики прослеживается орфизм, являющийся мистической практикой в изучении философии Фракии и Греции в древние времена. К мистериям, обрядам, культовым мероприятиям не допускались непосвященные члены. Сила таинственных инициаций объединяла людей с божественным проявлением светлого мира, они считались бессмертными и наделялись властью в потустороннем пространстве.

Ассоциация других теоретиков с гностицизмом

Маркион

Направление Маркион не может быть отнесено к гностикам, так как его подчинение философским догмам спорно:

  • в основе учения рассматриваются сотериологические вопросы, а метафизические или апологетические отражения не находят;
  • большое значение уделяется чистой вере, прописанной в важном для них Евангелии;
  • школы течения основывались не на знании или тайном учении, а на вере в Бога;
  • основатель не смешивал христианство с философским объяснением;
  • в отличие от гностиков считал настоящим спасение от веры, а не от изученных наук;
  • при познавании Библии он буквально воспринимал текст, не придавая ему мистической подоплеки.

Гностицизм язычников на Руси

Гностицизм на Руси

Документов, описывающих гностицизм дохристианского периода, сохранилось мало, но в них красной нитью проходят отзвуки культовых верований, мистических гимнов и космогоний. Известно до полусотни древних латинских и арабских трактатов, отличавшихся пифагорейскими элементами и платоническими взглядами на теорию глосеологии о мировом происхождении. Авторами трудов считался Гермес, бог наук и магии из Греции, являвшимся переговорщиком между божественным миром и людьми.

Учение терапевтов

Терапевты были аскетами

Общины монахов, ведущих сдержанный образ жизни, состоят из евреев египетского общества. Уединенная благочестивая жизнь в пригороде Александрии, отрицание материальной собственности, пост и чтение Святого писания характерны для членов общества терапевтов. В Ветхом Завете они рассматривают аллегорические образы. Для терапевтов является важным объединить догмы иудаизма с эллинистическими идеями и образами. Все члены общины воздерживались от семейных уз и отличались воздержанностью во всем.

В целом для Г. характерна концепция единого начала, развёртывающегося в серии эманации, и иерархии, строения умопостигаемого мира; наряду с этим иногда предполагается существование мрака-материи, или хаоса (офиты, гностики у Плотина),— элементы дуализма при преобладании монистич. тенденции. Специфичным для Г. является антикосмич. дуализм: мир предельно удалён от бога и есть его антипод. В противоположность иудейско-христ. традиции, гностики помещают между богом ? миром серию ипостасей (у Василида, напр., число их доходит до 365), функция которых заключается не в том, чтобы соединить идеальное и материальное (как и неоплатонизме), а, наоборот, разделить их.

В целом учение Г. предстаёт как одна из форм кризиса рабовладельч. формации и как попытка найти новый мировоззренч. синтез. Оттеснённый на задний план офиц. христ. идеологией, он служил питательной почвой мн. ср.-век. ересей и сыграл значит. роль в генезисе и развитии ср.-век. культуры как на Западе, так и на Востоке.

Трофимова M. К., Историко-филос. вопросы Г., М., 1979 ; Quispel G., Gnosis als Weltrelig-ion, Z., 1951 ; J o-nas H., Gnosis und der spatantike Geist, Bd 1—2, Gott., 19522; Wilson R. M. L., The gnostic problem, L., 1958 ; Yamauchi E. M., Pre-Christian gnosticism, Grand Rapids, 1973 ; Gnosis und Gnostizismus, hrsg. v. K. Rudolph, Darmstadt, 1975 ; Rudolph K., Die Gnosis. Wesen und Geschichte einer spatantiken Religion, Lpz., 1977.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

ГНОСТИЦИЗМ — термин, введенный в 17 в. кембриджским платоником Г. Мором как производное от γνωστικός (знающий) для обозначения некоторых раннехристианских ересей. Этим термином новоевропейская наука обозначает комплекс религиозных течений первых веков н. э., в которых особую роль играла категория гносиса (γνώσις) — открытого спасителем (или спасителями) и сохраняемого эзотерической традицией тайного знания о Боге, мире и подлинной духовной природе человека; обладание подобным знанием (удостоиться которого могли лишь избранные) открывало путь к спасению. До конца 18 в. гностические учения были известны только из сочинений ересеологов — христианских авторов, занимавшихся систематическим опровержением ересей, и из антигностического трактата Плотина (II, 9). Наибольшее значение имеют сведения Климента Александрийского, Иринея Лионского, Ипполита Римского, а также Тертулаиана, Епифания Кипрского, Феодорита Карского и др. В 18—19 вв. в Египте было обнаружено несколько гностических сочинений в коптском переводе (“Пистис София”, “Книги Иету”, “Мудрость Иисуса Христа”). В 1945 в Египте близ местечка Наг-Хаммади (древний Хенобоскион) была найдена гностическая библиотека, включающая 52 сочинения в пере

воде на коптский язык — они относятся к различным гностическим течениям (среди них — “Евангелие Фомы”, “Евангелие Филиппа”, “Евангелие Истины”, “Толкование о душе”, “Трехчастный трактат” и др.).

Генезис гностических идей, происхождение гностических сект, их взаимоотношения с церковным христианством, иудаизмом, различными языческими культами—проблемы, до сих пор не имеющие окончательного решения. В гностицизме видели результат “острой эллинизации христианства” (А. Гарнак), т. е. влияние греческой философии и мифологии, “ориентализацию” христианства (школа истории религии), особую религию, выступавшую основным соперником христианства во 2 в. (Г. Йонас и др.) и т. д. Христианские авторы считали гностиков еретиками-христианами, однако ряд гностических текстов из Наг-Хаммади не обнаруживает никаких следов христианского влияния. Вместе с тем все известные нам гностические учения относятся ко времени после рождения христианства, с которым так или иначе связано большинство из них, и большая часть сохранившихся гностических текстов в той или иной степени является интерпретацией христианского или еврейского Писания. Общим свойством гностических учений является их синкретический характер.

Расцвет гностических систем приходится на 2 в. Известны различные гностические секты: офиты, барбелогностики, карпократиане и др. Известны и многие имена учителей, творцов систем: Симон Маг (“отец всех ересей”), Маркион, Феодот, Марк, Менандр, Саторнил, Карпократ, Валентин, Василид и др. Многие гностические учения восходят к схеме, которую можно назвать архетипическим прамифом гностиков, лежащим в основе разнообразных гностических тео- и космогонии. Особенно ярко он изложен в “Апокрифе Иоанна”, созданном, возможно, в школе Валентина и входящем в собрание Наг-Хаммади. В этом мифологическом повествовании (а таково большинство гностических текстов) содержатся ответы на важнейшие вопросы, волновавшие гностиков: “Кем мы были? Кем стали? Где мы были? Куда заброшены? Куда стремимся? Как освобождаемся? Что такое рождение? Что возрождение?” (Климент Александрийский. “Извлечения из Феодота”, 78, 2).

В ответах на эти вопросы проявляется отрицательное отношение гностиков к существующему миру и его демиургу (обычно он отождествляется с Богом Ветхого Завета), которому противопоставлен истинный Бог и Отец, Непознаваемый Бог. Этот Бог порождает Плерому — полноту духовности, состоящую из соединенных попарно эонов (духовных сущностей), образующих иерархию. Последний из эонов, имеющий женскую природу (в разных текстах он именуется Пистис София, София Ахамот или София Пруникос), впадает в грех гордыни и желает уподобиться Богу-творцу. София порождает нелепое и уродливое существо и, ужаснувшись его облику, “выталкивает” своего отпрыска за пределы Плеромы. Сыну Софии (во многих текстах именуемому Иалдабаофом) присуще незнание (άγνωσία) — начало, противоположное гносису; он воображает себя единственным Богом и приступает к творению мира, столь же несовершенного, как и он сам. Этим миром демиург правит вместе с архонтами (“правителями”), которых он сотворил. Но в сотворение человека вмешиваются силы Плеромы, и Первочеловек (Адам) получает частицу подлинной Божественной субстанции, которая от него переходит к потомству. Человек поэтому является чужеземцем в этом мире; он испытывает непереносимые мучения от пребывания в нем. Подлинная родина человека не мир, а Плерома, для которой он должен быть спасен. Оригинальным вариантом гностического прамифа является учение Валентина. В учении Василида разрабатывается монистический вариант гностицизма.

Содержание гносиса, тайного знания, как раз и есть осознание человеком своей божественности, и обретение гносиса само по себе спасительно. Образцом такого самопознания и освобождения от всего мирского и телесного является Христос.

Понятие гносиса, понимаемого как истинное богопознание, занимает значительное место в учениях таких христианских богословов, как Климент Александрийский, Ориген, Евагрий Понтийский и др. В то же время гносис— важнейшее понятие в таких типологически близких гностицизму религиозных движениях, как герметизм и религия мандеев.

Гностицизм как религиозно-философское течение исчезает к 5 в., но его идеи легли в основу манихейства (возникшего в 3 в.) и многих средневековых ересей (павликиане, богомилы, катары>. Гностические мотивы встречаются и в ряде разнообразных религиозно-философских учений Нового времени (розенкрейцерство, теософия, антропософия, софиология и т. д.).

Ист.: Haardt K. Die Gnosis: Wesen und Zeugnisse. Salzburg, 1967; Koptish-gnostische Schriften, Bd l, 4 Aufl. B., 1981; The Nag Hammadi Library in English, 4 ed. Leiden—N. Y.—Kцln, 1996; Апокрифы древних христиан: исследования, тексты, комментарии. М., 1989; Пистис София (41—62), пер. М. К. Трофимовой.—В кн.: Знание за пределами науки: мистицизм, герметизм, астрология, алхимия, магия в интеллектуальных традициях 1—14 веков. М., 1996, с. 37-47.

Лит.; Поеное М. Э. Гностицизм второго века и победа христианской религии над ним. К., 1917; Иокас Г. Гностицизм. СПб., 1998; Трофимова М. К. Историко-философские вопросы гностицизма (Наг-Хаммади, II, соч. 2, 3, 6, 7). M., 1979; Сидоров А. И. Проблема гностицизма и синкретизм позднеантичной культуры в историографии.—В кн.: Актуальные проблемы классической филологии, вып. 1. М., 1982, с. 91—148; Шабуров Н. В. Человек и мир в гностических учениях.—В кн.: Эллинистическая философия: современные проблемы и дискуссии. М., 1986, с. 84—103; Хосроев А. Л. Из истории раннего христианства в Египте: на материале коптской библиотеки из Наг-Хаммади. М., 1997; Boussef W. Hauptprobleme der Gnosis. Gott., 1907; Leisegang H. Die Gnosis. Lpz., 1924; Quispel G. Gnosis als Weltreligion. Z., 1951; Grant R. M. Gnosticism and Early Christianity. N. Y., 1966; Gnosis und Gnostizismus, hrsg. K. Rudolph. Darmstadt, 1975; Puech H.-C. Enquete de la Gnose, I—II. P., 1978; Petrement S. Le Dieu séparé: Les rigines du gnosticisme. P., 1984; Rudolph K. Die Gnosis: Wesen und Geschichte einer spätantiken Religion, 3 Aufl. Gott., 1990; FiloramoG. L'attesa délia fine: Storia délia gnosi. Bari, 1990; Couliano J. P. Les gnoses dualistes d'Occident. P., 1990.

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .





Гностицизм в античности и в средневековье

Предисловие

Одной из существенных составляющих духовной жизни западного средневековья были гностические ереси, существовавшие вплоть до эпохи Ренессанса. Их значение велико и для истории Церкви, в полемике против еретиков постоянно уточнявшей свою доктрину, и для истории средневековой мысли. Последнее далеко не всегда учитывается в книгах по философии этого периода. Между тем понять средневековую мысль без учета одного из главных идейных оппонентов Тертуллиана, Августина, Фомы - гностиков и манихеев - нельзя.

Под "гностическими" ересями мы будем понимать те движения, которые либо имеют преемственную связь с позднеантичным гностицизмом, либо имеют близкое сходство в доктрине. Это манихеи, присциллиане, богомилы, катары и т.д. Если другие ереси и расколы в Средние века были связаны с вопросами церковной дисциплины (монтанисты, новатиане и т.п.), или догматическими разночтениями (савеллиане, ариане, монофизиты и т.д.), то "гностические" отличаются принципиально иной интерпретации основных христианских мифов: творения, создания и предназначения человека, пришествия Христа, Спасения. В связи с этим мы должны предварить свой рассказ о средневековых гностических движениях рассмотрением истории и доктрин античного гностицизма.

Читайте также: