Кратко опиши опыт доказывающий что по стеблю растения движутся растворенные в воде вещества

Обновлено: 30.06.2024

Решение

Лабораторная работа: Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю
1 . Рассмотрите поперечный срез побега липы или какого−либо другого древесного растения, простоявшего 2 — 4 суток в подкрашенной воде. Установите, какой слой стебля окрасился.
Окрасилась древесина стебля

2 . Рассмотрите продольный срез этого побега. Укажите, какой слой стебля окрасился. На основании проведённых наблюдений сделайте вывод.
Окрасилась древесина стебля, а точнее сосуды древесины, по которым перемещаются вода и растворённые в ней минеральные вещества. То есть в данном опыте краситель, растворенный в воде прошел теми же путями, что и минеральные вещества, перемещающиеся по стеблю.
3 . Прочитайте в учебнике, в чём особенности клеток, по которым передвигаются вода и минеральные соли.
Сосуды стебля состоят из длинных тонкостенных трубок. Эти трубки формируются из длинного вертикального ряда коротких клеток — члеников сосуда, которые соединяются за счёт растворения перегородок между ними.
4 . Зарисуйте срезы.

Вывод:
Вода и минеральные вещества поднимаются от корня вверх к другим частям растения по сосудам, расположенным в древесине стебля растения.

Ситовидные клетки — это вертикальный ряд вытянутых живых клеток, у которых поперечные стенки пронизаны отверстиями словно у сита. Ядра в этих ситовидных клетках разрушены, а цитоплазма примыкает к оболочке.

Сосуды древесины представляют собой длинные трубки, созданные из ряда слившихся воедино клеток.

3. Что такое корневое давление?

Корневое давление — это процесс, происходящий в проводящих сосудах корней растений. Благодаря корневому давлению вода и растворённые в ней минеральные вещества поднимаются вверх от корны к другим частям растения.

Лабораторные работы

Лабораторная работа: Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю

1. Рассмотрите поперечный срез побега липы или какого-либо другого древесного растения, простоявшего 2—4 суток в подкрашенной воде. Установите, какой слой стебля окрасился.

§ 19. Передвижение воды и питательных веществ в растении - Пасечник. 6 класс. Учебник

Окрасилась древесина стебля

2. Рассмотрите продольный срез этого побега. Укажите, какой слой стебля окрасился. На основании проведённых наблюдений сделайте вывод.

Окрасилась древесина стебля, а точнее сосуды древесины, по которым перемещаются вода и растворённые в ней минеральные вещества. То есть в данном опыте краситель, растворенный в воде прошел теми же путями, что и минеральные вещества, перемещающиеся по стеблю.

3. Прочитайте в учебнике, в чём особенности клеток, по которым передвигаются вода и минеральные соли.

Сосуды стебля состоят из длинных тонкостенных трубок. Эти трубки формируются из длинного вертикального ряда коротких клеток — члеников сосуда, которые соединяются за счёт растворения перегородок между ними.

4. Зарисуйте срезы.

5. Сделайте выводы об особенностях передвижения воды и минеральных веществ по стеблю.

Вода и минеральные вещества поднимаются от корня вверх к другим частям растения по сосудам, расположенным в древесине стебля растения.

Вопросы в конце параграфа

1. Что такое сосудистые пучки? Какую функцию они выполняют?

Сосудистые пучки, или сосудисто-волокнистые пучки, это группа проходящих рядом сосудов и окруженных прочными волокнами механической ткани.

По сосудисто-волокнистым пучкам вода с растворёнными в ней минеральными солями поднимается от корня вверх к другим частым растения.

2. Какой опыт доказывает, что вода с минеральными веществами передвигается по сосудам древесины?

Опыт, подтверждающий что вода с минеральными веществами передвигается по сосудам древесины проводится следующим образом:

  • Возьмём сосуд с водой и подкрасим воду в нём цветными чернилами.
  • Поставим в сосуд с подкрашенной водой побег какого-либо растения.
  • Посмотрим поперечный срез поставленного в воду побега через 2 — 4 суток.

Результат опыта: древесина ствола побега окрасилась в цвет использованных чернил.

Вывод: Растворы веществ, как и подкрашенная вода поднимаются от корня вверх внутри стебля по сосудам древесины.

3. Почему вода непрерывно поднимается вверх по сосудам стебля?

Вода поднимается вверх по сосудам стебля непрерывно благодаря процессу корневого давления и испарению: корневое давление подталкивает воду от корней вверх, а в процессе испарения в листьях и стеблях освобождается пространство для новых порций воды.

4. На каком опыте можно убедиться, что органические вещества передвигаются по ситовидным трубкам луба?

Опыт, подтверждающий, что органические вещества передвигаются по ситовидным трубкам луба проводится следующим образом:

  • На стебле комнатного растения (фикуса, драцены и т.д.) сделать кольцевой надрез.
  • Удалить с поверхности стебля кольцо коры и обнажить древесину.
  • На стебле укрепить стеклянный цилиндр с водой.

Результат опыта: На стебле среза образовалась раневая пробка, а потом — кольцеобразный наплыв, заживляющий рану. Затем из наплыва начали образовываться придаточные корни.

§ 19. Передвижение воды и питательных веществ в растении - Пасечник. 6 класс. Учебник

Вывод: После срезания колька коры со стебля у растения были перерезаны ситовидные трубки луба и органические вещества, идущие от листьев в нижние части растения, стали накапливаться на кромке надреза. Получив увеличенное количество питательных веществ, клетки стебля со срезанной корой начали активно делиться и образовали наплыв, а затем и новые придаточные корни, позволяющие растению восстановить нормальную жизнедеятельность.

5. Где запасаются органические вещества у разных растений?

Запас органических веществ у разных растений может образовываться:

  • в клетках плодов и семян;
  • в клетках корней, стеблей и их видоизменений (в корнеплодах, клубнях, луковицах и т.д.);
  • в сердцевине и древесине стебля (например, у деревьев и кустарников).

Подумайте

Могут ли знания о передвижении питательных веществ в растениях помочь управлять их развитием? Если да, приведите примеры.

Да, знания о передвижении питательных веществ могут помочь управлять их развитием. Например, если обрезать боковые побеги у винограда или томата, то плоды на оставшихся ветках начинают получать большее количество органических веществ. Это позволяет увеличить урожайность растения и ускорить время созревания плодов.

§ 19. Передвижение воды и питательных веществ в растении - Пасечник. 6 класс. Учебник

Задания

Для подготовки к изучению прорастания семян возьмите четыре стакана или небольшие стеклянные банки и поместите в них одинаковое количество семян огурцов, фасоли, зерновок овса или пшеницы. В первом стакане семена оставьте сухими. Во второй на дно налейте немного воды и поставьте в тёплое место. Третий стакан до краёв наполните кипячёной водой и накройте его стеклом. В четвёртый стакан налейте немного воды (как во второй), но поставьте его на холод, например в холодильник, или закопайте в снег. Наблюдайте, что произойдёт с семенами в каждом стакане. Во всех ли стаканах и все ли семена проросли? Сделайте вывод, какие условия необходимы для прорастания семян. Свои наблюдения и вывод запишите.

  • В первом стакане (семена оставлены сухими) семена не проросли потому, что у семян не было достаточно влаги.
  • Во втором стакане (с малым количеством воды в тёплом месте) семена хорошо проросли потому, что у семян было достаточно и воздуха, и влаги, и тепла.
  • В третьем стакане (много воды с крышкой) семена не проросли потому, что у них был переизбыток влаги и недостаток воздуха. Семена задохнулись.
  • В четвёртом стакане (немного воды и в холодном месте) семена не проросли потому, что им не хватило тепла. Семена могут прорастать только при определённой температуре воздуха, причем для каждого растения существуют свои идеальные условия.

Вывод: Для успешного прорастания семян необходимо обеспечить их достаточным количеством воздуха, влаги и комфортной температурой окружающей среды.

§ 19. Передвижение воды и питательных веществ в растении - Пасечник. 6 класс. Учебник

Задания для любознательных

Наблюдайте за образованием наплыва и придаточных корней на одревесневших побегах комнатных растений, повторив опыт, изображённый на рисунке 83. Посадив побег с корнями в почву, наблюдайте за развитием растения из укоренившегося побега.

§ 19. Передвижение воды и питательных веществ в растении - Пасечник. 6 класс. Учебник

Словарик

Сосудистые пучки — это группа сосудов растения (проводящая ткань) окруженная прочными волокнами механической ткани.

Сосудистые пучки – это волокна проводящей ткани, которые проходят по всему стеблю, соединяя корневую систему растения с его наземными органами. Они переносят воду и растворенные в ней минеральные соли, и питательные вещества.

№ 2. Какой опыт доказывает, что вода с минеральными веществами передвигается по сосудам древесины?

Это можно доказать по опыту, в процессе которого побег растения помещается в воду с растворенными в ней чернилами. Через время мы увидим на срезе, как окрасилась древесина.

№ 3. Почему вода непрерывно поднимается вверх по сосудам стебля?

Это происходит благодаря корневому давлению. Вода движется от корней к наземным органам растения.

№ 4. На каком опыте можно убедиться, что органические вещества передвигаются по ситовидным трубкам луба?

Если у растения, например, у фикуса, сделать кольцевой надрез и удалить с поверхности этого участка колечко коры, то мы увидим древесину. Таким образом, мы перережем ситовидные трубки, по которым осуществлялось движение органических веществ, а на этом месте образуется раневая пробка. Под ней будет происходить активное деление клеток при использовании питательных веществ, скопившихся перед кольцевым надрезом. Через время на этом месте образуется кольцеобразный наплыв, который способствует заживлению, а чуть позже – придаточные корни.

№ 5. Где запасаются органические вещества у разных растений?

У однолетних растений органические вещества запасаются в клетках семян и плодов. У многолетних и двулетних растений также они откладываются в клетках стеблей, их видоизменений и корней.

Корнеплоды сами являются запасами питательных веществ, а вот у кустарников и деревьев органические вещества откладываются в древесине и сердцевине.

Гипермаркет знаний>>Биология>>Биология 6 класс>>Передвижение по стеблю воды и минеральных веществ

§ 35. Передвижение по стеблю воды и минеральных веществ

Воду и минеральные вещества корень поглощает из почвы. Но эти вещества не остаются в корне, а поднимаются по сосудам вверх и поступают в стебель, листья, цветки, плоды и семена. Каким путем вода и минеральные вещества попадают из корня в другие органы растения?

Рассмотрим срез побега с ветки, постав тонной в воду с чернилами. Чернила окрасили только древесину 69.

В опыте чернила как бы заменяли минеральные вещества растворенные в воде. Растворы этих веществ, как и подкрашенная вода, поднимаются от корня вверх внутри стебля по сосудам древесины.

Если же в воду, подкрашенную чернилами, поставить листья герани, имеющие длинные черешки, или веточки комнатного растения бальзамина, то можно увидеть, как вода поднимается по стеблю в листья, окрашивая их жилки 70.

Сосуды проходят через стебель, ответвляются в листья и разветвляются там. По этим сосудам вода и поступает в листья.

Большое значение для поднятия воды в стебель имеет корневое давление и испарение воды листьями. На место испарившейся воды в листья постоянно поступает новая.

1. В какой ткани стебля расположены сосуды?
2. Каким опытом можно показать, что вода с минеральными веществами передвигается по древесине?
3. Почему вода непрерывно поднимается вверх по сосудам стебля?

Корчагина В. А., Биология: Растения, бактерии, грибы, лишайники: Учеб. для 6 кл. сред. шк. — 24-е изд. — М.: Просвещение, 2003. — 256 с.:ил.

Календарно-тематическое планирование по биологии, видео по биологии онлайн, Биология в школе скачать

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.

Вода и питательные вещества должны поступать во все органы растения, поэтому всё растение пронизано проводящими тканями .

Вода с растворёнными солями поднимается из почвы по сосудам древесины , а органические вещества перемещаются из листьев ко всем органам по ситовидным трубкам луба .

растение.jpg

Проводящие ткани вместе с волокнами механической ткани образуют сосудисто-волокнистые пучки. Эти пучки проходят по всему стеблю, доставляя растворы минеральных солей и органических веществ из одной части растения в другую.

Вода и растворённые в ней минеральные соли в растении поднимаются по сосудам древесины снизу вверх — от корней к листьям. Восходящий ток определяется силой всасывания воды корневыми волосками и скоростью её испарения листьями.

Корни добывают из почвы и снабжают другие части растения водой и минеральными солями. Вода испаряется листьями, а соли остаются в клетках и вместе с продуктами фотосинтеза составляют сухое вещество .

Восходящий ток веществ имеет важное значение для объединения всех частей растения в единый целостный организм. Кроме того, он нужен для обеспечения всех клеток водой. Особенно важно достаточное поступление воды для зелёных листьев, в которых происходит фотосинтез.

Органические вещества, образовавшиеся в листьях, поступают во все органы растения по ситовидным клеткам луба. По лубу вещества могут передвигаться вверх и вниз .


Знания о передвижении питательных веществ помогают людям управлять развитием растений. Так, у некоторых культурных растений проводят обрезку боковых побегов. В результате питательные вещества, которые пошли бы на их развитие, направляются к плодам. Такой приём позволяет значительно увеличить урожайность помидоров, винограда и других культур.

Читайте также: