Кратко но аргументировано напишите какое состояние природы описано в данном отрывке из романа

Обновлено: 30.06.2024

Пейзажи в романе А. И. Гончарова "Обломов" имеют особую роль в сюжете. Природа отражает состояние Ильи Ильича Обломова и окружающей атмосферы.

Так, в эпизоде сна главного героя читатель попадает в мир безмятежности. В Обломовке нет хлопот и шума. Это особое состояние жизни деревни отражается и на природе. Автор называет Обломовку благословенным богом уголком, где всё в природе предсказуемо, жизнь идёт размерено, никогда не происходит неожиданных смен погоды или "страшных бурь", "разрушений", "небесных знамений", "шаров огненных", "внезапной темноты".

Безмятежные картины природы оберегают мир и спокойствие обитателей Обломовки. Пейзажи лишены романтичности и грандиозности: " Поэт и мечтатель не остались бы довольны даже общим видом этой скромной и незатейливой местности." Это самая обычная деревня с характерной для России погодой, характерными пейзажами: " Там надо искать свежего, сухого воздуха, наполненного - не лимоном и не лавром, а просто запахом полыни, сосны и черемухи. " Обитатели Облломовки живут в своём сонном мире. Илья с детства находился под влиянием скудной природы и прекрасных, добрых, но чрезмерно заботливых родителей. Это, а также характер героя сформировали у Обломова ленивый, размеренный образ жизни. Таким образом, в Обломовке всегда царили тишина и невозмутимое спокойствие, что отражалось на главном герое.

Важное значение пейзажи имеют и во взаимоотношениях Ольги Ильмнской с Ильёй Обломовым. Во время первых свиданий этих героев именно ветка сирени объединила их, став символом любви. В разгар лета чувства Ольги и Ильи становятся крепче. Любовь меняет героев, они начинают замечать пение птиц, запахи цветов. Когда же Обломов сомневается в чувствах Ольги, пейзажи меняются с ярких и красочных на серые и унылые, даже сирень отцветает. Осенью герои ещё больше отдаляются друг от друга. Природа погружается в спячку, выпадает снег, засыпая хлопьями счастье Ильи Ильича, погружая героя в его обычное сонливое состояние. Любовь Ольги Ильинской и Ильи Обломова начинается весной и заканчивается зимой. Смена времён года символизирует изменения во взаимоотношениях героев.

Не менее важное значение оказывает пейзаж в новой любви главного героя. Взаимоотношения Агафьи Матвеевны и Ильи Обломова не были нежными и утонченными, как прошлая привязанность главного героя. Пейзажи появляются в повествовании значительно реже. Природа здесь показывается скучной, неживописной, герои даже не чувствуют смены времён года, которые проходят одинаково вяло и скучно. Пение птиц, благоухание цветов вовсе не описываются. Если в доме Агафьи и Ильи упоминается о животных или растениях, то лишь с точки зрения еды. Такое приземлённое описание природы на бытовом уровне говорит об отсутствии нежной привязанности героев друг к другу. Их волнуют лишь домашние заботы.

В финале романа А. И. Гончаров описывает пейзаж сельского кладбища, на котором похоронен Илья Ильич Обломов. На могиле главного героя растёт сирень, посаженная Андреем Штольцем в знак дружбы. Растение пахнёт полынью- запахом лета в Обломовке, которая является раем для Ильи Обломова.

Таким образом, мы видим все чувства и эмоции Обломова через состояние природы в самые важные моменты его жизни, поэтому пейзажи имеют ключевое значение в романе.

Благодатная земля, великолепная природа, ласковое солнце, чистое небо. Погода в том краю всегда прекрасная, лето жаркое, но засух никогда не бывало, дождь шел в самое нужное время, придавая новые силы и людям, и природе. Зимы морозные, но ровно настолько, насколько нужно крестьянину. Никогда “. не дразнит ранними оттепелями и не гнет в три дуги морозами. ”. Все идет по календарю. В марте наступает, как положено, весна. Тает снег, греет солнце, просыпается лес.
Никогда там не было ни бурь, ни страшных потрясений, ни эпидемий. Горы в Обломовке - это не мрачные отвесные скалы, а плодородные холмы. Речка весело течет, шаля и играя своими водами. “Все как будто было нарочно прибрано одно к другому и мастерски нарисовано”.
Люди жили там счастливые, полагая, что весь мир живет именно так, а не иначе. Если кто и умирал, то от глубокой старости, а потом еще долго дивились тому, как такое несчастье могло случиться.
В Обломовке царили свои естественные законы. Никто и никогда не занимался там ни наукой, ни философией, никто не писал ни книг, ни картин. Все время проходило в праздном поглощении пищи, созерцании мира, а чаще всего во сне. Сон и еда стали важными занятиями в доме. Что приготовить на ужин, продумывалось весь день, а готовка начиналась с обеда. Ежедневный сон носил всеобщий характер, никто не мог противиться возможности поспать часок-другой после обильного обеда. Этому порядку следовали все, от барина до последнего мужика.
Воспитание детей тоже проходило по определенным канонам. Главной своей обязанностью родители считали накормить и оградить любимое чадо от всего опасного. Самой неприятной повинностью был труд. Ребенок, живший в барской семье, ничем не был обременен. Его естественное любопытство постепенно угасало, он терял интерес ко всему необычному, начинал видеть идеал жизни в гордом созерцании чужого труда.
Этому немало способствовали и вечные сказки о неведомой стране, где текут реки молока и меда, где никто круглый год ничего не делает, а только знай себе гуляют добрые молодцы да красавицы. Где все делается “по щучьему велению” и “по хотению” лентяя. Где запросто тебя женят на неслыханной красавице Милитрисе Кирбитьевне.
Из года в год, из десятилетия в десятилетие так воспитывали детей. Вырастали новые баре, все шло своим чередом.

Природа Обломовки

В романе наиболее детально прорисована природа Обломовки, которую видит во сне главный персонаж. Это умиротворенное место, отдаленное от города и его шума. Здесь царит спокойствие. Путник не встретит в этом месте роскошных лесов или бушующего моря. Только степь и луга. Повсюду одна трава, поэтому такая среднерусская местность не может заинтересовать мечтателя или художника.

Самая главная отличительная особенность родового имения Обломова в том, что оно создает идиллическое настроение. Все здесь подчиняется своим собственным законам, которые никто не рискнет нарушать. И природа поддерживает эту атмосферу. То, каково ее состояние в Обломовке, передается всем людям, ее населяющим. Пейзаж в этом случае играет психологическую роль:

Природа Обломовки

  1. Через призму природы читатель видит, почему характер Обломова сложился именно таким, каким его показывает Гончаров. Становится ясно, по какой причине Илья Ильич избегает большого света и стремится к уединению.
  2. Характер пейзажа повторяет характер Обломова. Это гармония, спокойствие, подчинение своему канону, который ничего не может разрушить.
  3. Главный герой романа тесно связан с окружающим миром. Только находясь в Обломовке, он чувствует себя на своем месте. По этой причине родное имение снится ему, но детство Ильи Ильича в этом месте также положило начало обломовщине в его жизни.

Особую атмосферу нарушают только важные события — свадьба, похороны или чьи-нибудь именины. Самое любимое время года обломовцев — это лето, ведь в эту пору вся природа расцветает, но этот цвет все равно остается неподвижным.

Именно лето и снится Обломову. Он видит себя мальчишкой, который бегает по лугам со своим сверстниками, исследует голубятни. Идиллическое настроение усиливается, но такое окружение с самого детства не могло не наложить отпечаток на будущем дворянина.

В настоящее время в квартире в Петербурге читатель видит Обломова таким же, каким был пейзаж в его детстве. Героя ничего не заботит, он бездеятельный, лишь мечтает и вспоминает то время, когда был ребенком. Ведь тогда он был жизнерадостным и любопытным, исследовал мир вокруг себя. Родители, пытавшиеся оградить любимого сына от всех тягот жизни, сделали его ленивым и апатичным.

В квартире в Петербурге Обломова

Обломов и Ольга

Несмотря на то что в Петербурге Обломов далек от пейзажа родных мест, природа все еще играет большую роль в его жизни. Ключевым предметом его любви является ветка сирени. Обломов и Ольга именно из-за нее начинают чувствовать симпатию по отношению друг к другу.

Обломов и Ольга

Следом наступает лето — период, когда вся природа расцветает и показывается в своем лучшем виде. Это случается и с чувствами Ильи Ильича и Ольги. Наступает апогей их любви. Они счастливы, Обломову кажется, что нет ничего невозможного, ведь вся природа будто на его стороне, влияет на эмоции. Это тонкий прием психологизма, которым воспользовался автор при написании.

Герои становятся более внимательны к природе, потому что она передает их чувства. Они чутки к пению птиц, к запаху благоухающих цветов. Им даже кажется, что они чувствуют на своей коже дуновения ветра от взмаха крыла бабочки.

В тот момент, когда первая, самая прекрасная пора влюбленности проходит, Обломов начинает сомневаться в том, правильно ли он поступает в отношении Ольги, тот ли он человек, который ей нужен. Все его переживания отображает природа. Погода меняется вслед за мыслями главного героя. Он считает, что его чувства схожи с мрачным, дождливым ненастьем, с сыростью и холодом, поэтому видит за окном ту картину, что в его мыслях.

Обломов и Ольга теперь слушают крики воронов, листья опали и шуршат под ногами, не позволяя влюбленным незаметно для остальных бродить по саду. Деревья голые, и персонажи теперь не могут прятаться за их зеленью, чтобы рассматривать нюхать цветы или разговаривать.

Окончательно любовь Ильи Ильича и Ольги Ильинской заканчивается зимой, когда вся природа полностью умирает и впадает в спячку. Их расставание сопровождается снегопадом, под который попадает главный герой. Они оба забывают про веточку сирени, символ их весенней любви. Она погибает под снежным покрывалом зимы.

Любовь Обломова и Ольги сопровождается сменой времен года. На основе этого можно выделить четыре этапа их чувств:

Расставание Обломова и Ольги

  1. Весна — время, когда цветет сирень, зарождается жизнь. Все растения оживают после зимних холодов. В этих условиях два героя влюбляются друг в друга.
  2. Лето — период расцвета. Любовь героев достигает наивысшей точки в их жизни. Они строят планы на жизнь, это самое счастливое время.
  3. Осень — сезон, в который природа начинает потихоньку умирать. В душе Обломова селятся сомнения о том, правильно ли он делает, что встречается с Ольгой. Его мысли отображает погода.
  4. Зима — время, когда любовь персонажей окончательно угасает. Между ними воцаряется холодность и апатия.

Читатель видит, что любовь Обломова и Ольги становится частью привычного течения жизни, смены времен года. Цикл замкнулся, но за ним последовало рождение новой любви — Ильи Ильича к Агафье и Ольги к Штольцу.

Общее значение пейзажа

В финальной главе после смерти главного героя Обломова Гончаров приводит описание пейзажа кладбища, где захоронен Илья Ильич. Друзья посадили на его могиле ветку сирени, вокруг царит запах полыни. Это заставляет окунуться в философские размышления, вернуться мыслями в Обломовку. Этим приемом Гончаров достигает эффекта того, что после смерти главный герой оказался в том месте, где родился. Смысл в том, чтобы показать, как в тексте романа работает кольцевая композиция.

После анализа всех важных элементов можно сделать вывод, что пейзаж играет сюжетообразующую функцию в романе. И Обломов, и Ольга тонко чувствуют окружающий мир, поэтому между ними вспыхнула любовь в самое прекрасное время года. Они переживали свои чувства вместе с природой, поэтому не удивительно, что их эмоции угасли тогда, когда зимой вокруг не осталось ничего, что раньше приносило им обоим удовольствие.

Грусть Ольги

Читатель видит, что отношения с Обломовым наложили отпечаток на Ольгу. Только рядом с ним она была чуткой и восприимчивой к окружающему миру. В браке со Штольцем она потеряла способность чувствовать любые проявления природы. Она будто заснула той зимой и больше не пробудилась ото сна.

Также Гончаров показывает, что человек, поддаваясь прогрессу и урбанизации, отдаляется от природы, но воздействовать на нее он никогда не сможет. В тексте видна философия: мир вокруг гораздо выше человеческого понимания, этого не нужно забывать.

Природа Обломовки

Наиболее ярким пейзажем романа является природа Обломовки, воспринимаемая читателем сквозь призму сна Ильи Ильича. Тихая, отдаленная от шума и суеты городов природа деревни привлекает своим спокойствием и безмятежностью. Здесь нет ни дремучих устрашающих лесов, ни беспокойного моря, ни высоких далеких гор или ветреных степей, ни благоухающих цветников, только пахнет полевой травой и полынью – по словам автора, поэт или мечтатель вряд ли бы остались довольны незатейливым пейзажем этой местности.

Мягкая, гармоничная природа Обломовки не требовала крестьян трудиться, что и создавало особое, ленное настроение жизни во всей деревне – размеренное течение времени прерывалось только сменами пор года или свадьбами, днями рождения и похоронами, которые так же быстро отходили в прошлое, сменяясь спокойствием умиротворяющей природы.

Четыре поры любви

Совершенно другой предстает природа в моменты, когда Обломов начинает сомневаться в светлом будущем их любви, сравнивая их с дождливой погодой, серым, закрытым печальными облаками небом, сыростью и холодом. В это же время Ольга замечает, что сирень уже отошла – словно отошла и их любовь. Отдаление героев подчеркивается изображением осеннего пейзажа, облетевших листьев и неприятно кричащих воронов, когда герои не могут более прятаться за свежей зеленой листвой, постигая тайны живой природы и собственной души. Расставание возлюбленных сопровождается снегопадом, под который попадает Обломов – весенняя любовь, символом которой была нежная ветка сирени, окончательно умирает под снежным покрывалом холода.

Заключение


Сочинение на тему Любовь — аргументы и примеры текстовСочинение на тему — Мой лучший друг (5 вариантов текстов)Cочинение на тему: Мой любимый школьный предмет — 5 образцовПоэт и поэзия в лирике Михаила Юрьевича Лермонтова

Природа Обломовки

Наиболее ярким пейзажем романа является природа Обломовки, воспринимаемая читателем сквозь призму сна Ильи Ильича. Тихая, отдаленная от шума и суеты городов природа деревни привлекает своим спокойствием и безмятежностью. Здесь нет ни дремучих устрашающих лесов, ни беспокойного моря, ни высоких далеких гор или ветреных степей, ни благоухающих цветников, только пахнет полевой травой и полынью – по словам автора, поэт или мечтатель вряд ли бы остались довольны незатейливым пейзажем этой местности.

Мягкая, гармоничная природа Обломовки не требовала крестьян трудиться, что и создавало особое, ленное настроение жизни во всей деревне – размеренное течение времени прерывалось только сменами пор года или свадьбами, днями рождения и похоронами, которые так же быстро отходили в прошлое, сменяясь спокойствием умиротворяющей природы.

Характеристика Обломова

В Обломовке вырос главный герой Илья Ильич. У него было много слуг, которые ухаживали, кормили и веселили. Однажды мальчик решил одеться сам, а ему родители с удивлением запретили. Думали зачем что-то делать, если есть множество прислуг. Персонажу разрешалось поступать так, как он хочет, кроме прогулки у развалившейся галереи.

  • Когда барин вырос, сформировывается ложная картина мира, потому что он привык ждать решения вопросов от кого-то. Жизнь у ребенка была по другим правилам, получение желаемого без усилий. Поэтому взрослый Обломов не может ничего сделать самостоятельно и не хочет чем-то заниматься.
  • После переезда в Петербург он не смог адаптироваться к новому образу жизни, как у активного населения. Родовое имение, перешедшее ему от отца с матерью, располагается в тысячи километров от города, где находится персонаж. Смерть родителей ухудшает положение хозяйства в имении, потому что барин получился непутевым хозяином. Число душ в деревне уменьшилось. Было 350 жителей, затем 300, так как некоторые умерли, а кто-то сбежал.

Со временем старинные рецепты вкусной еды потерялись, пришли в негодность несколько производств. Поэтому Илья получал маленький доход от деревни. Жил в городе и не думал приехать обратно домой, хотя с наследственным гнездом у него связаны наиболее теплые воспоминания.

Барин вспоминает о том, как слуга ему читала сказки всегда со счастливым концом, где добро побеждает зло. Отец смотрит в окно за тем, что происходит на улице. Мать следит за приготовлением еды. Считал такое место лучшим для существования, потому что время протекало спокойно и не нарушался образ жизни, в котором все делают за него.

Мечтает создать такую же Обломовку, чтобы были дети, много прислуг и неспешная, монотонная жизнь.

Отчасти что-то удается устроить. Например, если описать его деятельность в городе, то он только спит. Пищу готовит кухарка Анисья, а прислуга Захар, который с детства приглядывает за барином, занимается делами за него.

Четыре поры любви

Совершенно другой предстает природа в моменты, когда Обломов начинает сомневаться в светлом будущем их любви, сравнивая их с дождливой погодой, серым, закрытым печальными облаками небом, сыростью и холодом. В это же время Ольга замечает, что сирень уже отошла – словно отошла и их любовь. Отдаление героев подчеркивается изображением осеннего пейзажа, облетевших листьев и неприятно кричащих воронов, когда герои не могут более прятаться за свежей зеленой листвой, постигая тайны живой природы и собственной души. Расставание возлюбленных сопровождается снегопадом, под который попадает Обломов – весенняя любовь, символом которой была нежная ветка сирени, окончательно умирает под снежным покрывалом холода.

Введение

Природа Обломовки

ярким пейзажем романа является природа Обломовки, воспринимаемая читателем сквозь призму сна Ильи Ильича. Тихая, отдаленная от шума и суеты городов природа деревни привлекает своим спокойствием и безмятежностью. Здесь нет ни дремучих устрашающих лесов, ни беспокойного моря, ни высоких далеких гор или ветреных степей, ни благоухающих цветников, только пахнет полевой травой и полынью — по словам автора, поэт или мечтатель вряд ли бы остались довольны незатейливым пейзажем этой местности.

Мягкая, гармоничная природа Обломовки не требовала крестьян трудиться, что и создавало

особое, ленное настроение жизни во всей деревне — размеренное течение времени прерывалось только сменами пор года или свадьбами, днями рождения и похоронами, которые так же быстро отходили в прошлое, сменяясь спокойствием умиротворяющей природы.

Четыре поры любви

Совершенно другой предстает природа в моменты, когда Обломов начинает сомневаться в светлом будущем их любви, сравнивая их с дождливой погодой, серым, закрытым печальными облаками небом, сыростью и холодом. В это же время Ольга замечает, что сирень уже отошла — словно отошла и их любовь. Отдаление героев подчеркивается изображением осеннего пейзажа, облетевших листьев и неприятно кричащих воронов, когда герои не могут более прятаться за свежей зеленой листвой, постигая тайны живой природы и собственной души. Расставание возлюбленных сопровождается снегопадом, под который попадает Обломов — весенняя любовь, символом которой была нежная ветка сирени, окончательно умирает под снежным покрывалом холода.

Заключение

Общее значение пейзажа

В финальной главе после смерти главного героя Обломова Гончаров приводит описание пейзажа кладбища, где захоронен Илья Ильич. Друзья посадили на его могиле ветку сирени, вокруг царит запах полыни. Это заставляет окунуться в философские размышления, вернуться мыслями в Обломовку. Этим приемом Гончаров достигает эффекта того, что после смерти главный герой оказался в том месте, где родился. Смысл в том, чтобы показать, как в тексте романа работает кольцевая композиция.

После анализа всех важных элементов можно сделать вывод, что пейзаж играет сюжетообразующую функцию в романе. И Обломов, и Ольга тонко чувствуют окружающий мир, поэтому между ними вспыхнула любовь в самое прекрасное время года. Они переживали свои чувства вместе с природой, поэтому не удивительно, что их эмоции угасли тогда, когда зимой вокруг не осталось ничего, что раньше приносило им обоим удовольствие.

Читатель видит, что отношения с Обломовым наложили отпечаток на Ольгу. Только рядом с ним она была чуткой и восприимчивой к окружающему миру. В браке со Штольцем она потеряла способность чувствовать любые проявления природы. Она будто заснула той зимой и больше не пробудилась ото сна.

Также Гончаров показывает, что человек, поддаваясь прогрессу и урбанизации, отдаляется от природы, но воздействовать на нее он никогда не сможет. В тексте видна философия: мир вокруг гораздо выше человеческого понимания, этого не нужно забывать.

Читайте также: