Основы управленческой деятельности кратко

Обновлено: 02.07.2024

Аннотация. Данная статья посвящена вопросам управленческой деятельности, исследованы её особенности. Рассмотрена структура управленческой деятельности, доказана необходимость моделирования, так как процесс принятия управленческих решений субъектом управления основан на том, чтобы к конкретной ситуации разработать эффективное решение.

Управленческая деятельность – это такая модель профессиональной деятельности, нестандартность которой определяется ее основной и общей задачей – важность совместной организации деятельности других людей в направлении достижения общих целей и задач, а также опорой при этом на принцип иерархии. Управленческая деятельность распознается интеллектуальным содержанием, так как нацелена на выработку, практическую реализацию и принятие управленческих решений, предназначенных для изменения состояния и течения общественных процессов, сознание, поведение и деятельность людей. Она показывает социальную действительность и все то, что происходит в ней, находит ресурсы, которые в ней находятся, средства и резервы, а так же находит оптимальные методы ее совершенствования и перехода на более высокий уровень. Главный ее смысл – освоение новой характеристики управляемого процесса, что невыполнимо без значительных усилий. Управленческая деятельность представляет собой систему управленческих процессов. Управленческие процессы - это целенаправленные решения и действия, которые используются менеджерами в определенной последовательности и комбинации. При этом не стоит забывать, что не все менеджеры занимают одинаковую позицию и роль в организации. В организациях существуют иерархии, менеджеры выполняют различные функции, также есть и различные виды управленческой деятельности.


Рисунок 1. - Структура управленческой деятельности [2]

Управленческая деятельность, как вид профессиональной практической деятельности, обладает едиными отличительными чертами, присущие последней. Среди которых: редкость и непредсказуемость деятельности человека в конкретных условиях, умение приспособления к меняющимся условиям, способность к целеполаганию, способность к самоорганизации и прогрессированию. Помимо всего этого, управленческая деятельность характеризуется комплектом характерных ей отличительных черт:


Рисунок 2 - Характерные черты управленческой деятельности.

1. Субъектность управленческого дела. Любая деятельность субъектна, так ее всегда реализует некий субъект, а в случае управленческой деятельности личные свойства субъектов управления, их позиция и профессиональный опыт имеют важное значение.

2. Самостоятельное целеполагание, реализуемое субъектом управленческой деятельности, является ее существенной чертой. Чаще всего, он самостоятельно формулирует задачу своего движение и задачу деятельности управляемой системы, разделяет их на задачи, выражает способы свершения цели.

3. Опосредованность преуспевания управленческой деятельности состоит в том, что успехом управленческой деятельности считается управляющее воздействие, оказываемое на регулируемую систему. Данное влияние осуществляется не само по себе, а с целью предоставить требуемое поведение управляемой системы. Темой управленческой деятельности является деятельность управляемой системы. То есть финальным результатом этой деятельности является результат деятельности управляемой системы. И, безусловно, согласно этому результату расценивается результативность управления, результативность управленческой деятельности. Эффективность работы каждого управляющего субъекта характеризуется эффективностью функционирования, возглавляемой им организации.

7. Развитие и адаптация. Характерной чертой управленческой деятельности считается важность развития как управляемой системы, так и самого субъекта управления, а также их способность к адаптации постоянно изменяющихся внешних и внутренних условий. Рост субъекта управления, который осуществляется им лично, рассматриваться как саморазвитие, в то время как непосредственно объект либо субъект управления реализовывать саморазвитие, либо являться объектом управляемого совершенствования.

Подводя итог, мы с уверенностью можем сказать то, что преуспевание хоть в какой сфере деятельности зависит в основном от руководящего и управленческого состава, который может наилучшим образом осуществлять и развивать потенциал и способности своих подчиненных.

Управление – целенаправленное воздействие на объект, систему, основанное на обратной связи, с целью получить желаемые результаты.

Субъект управления – физическое или юридическое лицо, которое осуществляет властное воздействие. Объект управления – то, на что направлено властное воздействие объекта управления. Объектом управления могут быть физические и юридические лица, социальные, социально-экономические системы и процессы.

Управленческая деятельность– деятельность руководителя по определению цели и задачи упр-я, обработке информации, выработке и принятию решения, исполнителями кот-й будут отдельные сотрудники или коллектив в целом.

По своему содержанию управленческая деятельность представляет собой реализацию определенных универсальных управленческих функций (планирования, прогнозирования, мотивирования, принятия решения, контроля и др.). Система этих функций присуща любой управленческой деятельности, независимо от ее конкретного вида, хотя степень их выраженности может быть различной.

Целью управленческой деятельности является обеспечение эффективного функционирования определенной организационной системы.

Планирование, определиться с самими целями и конкретными шагами по их достижению. Где мы сейчас? К чему хотим прийти? Как?;

Организация, практическая реализации намеченных шагов;

Мотивация, побуждение подчинённых - выявление запросов и построение системы поощрений;

Контроль, насколько организация приблизилась (или достигла) запланированных целей. точное измерение текущих результатов и сравнение их с тем, что должно быть по плану. должен завершаться обратной связью для внесения коррективов.

В рамках стратегического планирования 4 вида УД:

1)распределение ресурсов; 2)адаптация к внешней среде; 3)внутренняя координация; 4)организационное стратегическое предвидение (= учимся на опыте).

Элементы УД.Осн.элементом управленч.деят-ти является процесс принятия решений.

1. информационная подготовка,

2. принятие решений,

Индивидуальный уровень: восприятие, коммуникации.

Стратегия и тактика управления. Особенности управления в агрессивной внешней среде.

Стратегия — это определение ген.пути (направления, курса) движения к долговременной цели.

Согласно Е. Кассельсу, стратегия — это модель поведения, которой следует организация для достижения своих долгосрочных целей

Тактика — это способ движения, то есть форма реализации стратегии.

Стратегические аспекты упр-я: цели, основные виды деятельности, определение союзников, противников, конкурентов, партнеров, собственные преимущества и направление их использования. Стратегия организации – это одновременно перспектива развития и образец, модель реагирования на изменения внешней среды, в которой действует данная организация. Стратегический план должен быть с одной стороны, целостным, с другой – гибким, допускающим коррекцию.

Тактические: способы достижения целей, правила поведения с конкурентами и партнерами, процедуры взаимодействия с внеш.средой и построение внутр.пространства (найм сотрудников, документооборот и пр.)

Особенности управления в агрессивной среде. Организации существуют в среде, состоящей из множества элементов. Среда влияет на организацию и накладывает свои требования. Руководство должно четко представлять динамику внешней среды (изменение потребностей клиентов, поведение конкурентов и поставщиков, позиция государства) и состояние ресурсов самой организации.

При управлении организацией в агрессивной среде исп-ся СВОТ-анализ (SWOT): анализ внутреннего состояния организации и определения её сильных сторон и недостатков, возможностей и угроз, кот-е предоставляет развитие внешней среды. Метод анализа в стратегическом планировании, заключающийся в разделении факторов и явлений на четыре категории: Strengths (Сильные стороны), Weaknesses (Слабые стороны), Opportunities (Возможности) и Threats (Угрозы).

Также используется техника анализа ПЭСТ, показывает, как влияет на фирму 4 основные группы факторов: полит, соц, экон, технологич. На практике анализируется более широкий набор факторов. Анализ ПЭСТ должен проводиться систематически. Частота его проведения зависит от сферы бизнеса и уровня нестабильности внешней среды.


Управленческая деятельность – это комплекс манипуляций, воздействующий на осознание и поведение людей и направленный на достижение установленных целей (бытовых, социальных, экономических, политических, военных и т.д.).

Управленческая деятельность, независимо от форм своего внешнего проявления всегда имеет принудительный характер, так как направлена на подчинение воли конкретных людей (объектов управления), воле руководителя (субъекта управления).

ФОРМЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Формы управленческой деятельности (манипуляции) — это внешнее выражение всей совокупности способов, приемов и методов, применяемых субъектом управления (руководителем) для достижения установленных целей.

НЕТ ФОРМ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПРИГОДНЫХ НА ВСЕ СЛУЧАИ ЖИЗНИ.

Формы Управленческой деятельности используются комплексно, с учетом их практической значимости. При выборе форм Управленческой деятельности целесообразно учитывать конкретную ситуацию.

Однако, увлечение количеством и многообразием форм управленческой деятельности (совещания, справки, доклады, приказы и т.д.), не только не является признаком высокого профессионализма управленца, но и демонстрирует наличие системных ошибок в управленческой деятельности, слабости правового регулирования управленческих отношений и, как следствие, создаёт условия для безответственности руководителей и исполнителей. По используемым формам можно судить об управленческой компетенции руководителя.

МЕТОДЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Реализация Управленческой деятельности осуществляется путем применения различных методов манипулирования. Метод манипулирования – это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленной цели.

Все методы управления (манипулирования) можно разделить на две группы: Принуждение и Убеждение.

Для управления (манипулирования) исполнителями (обслуживающим и линейным персоналом) целесообразно применять методы Принуждения.

Для управления (манипулирования) руководителями (менеджерами) любого звена/уровня, целесообразно применять методы Убеждения.

Если подчиненный (объект) воспринимает методы Убеждения, но при этом является исполнителем, то руководитель (субъект) не использует потенциал, имеющийся у подчиненного (объекта). Следовательно, снижается эффективность и увеличивается время достижения установленной руководителем (субъектом) цели.

Если подчиненный (объект) воспринимает методы Принуждения и не воспринимает методы Убеждения, но при этом является руководителем (менеджером), то он НЕ СООТВЕТСТВУЕТ ЗАНИМАЕМОЙ ДОЛЖНОСТИ. Как следствие, увеличиваются бюрократизация, “круговорот бумаги в природе” и количество применяемых форм управления, что, в свою очередь, также снижает эффективность и увеличивает время достижения установленной руководителем (субъектом) цели.

СПОСОБЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Для реализации любого из указанных методов, применяются всего два способа управления (манипулирования): логический и эмоциональный.

При логическом способе используются конкретные факты, формальная логика, причинно-следственные связи и различные логические средства, такие, как Алгоритм принятия управленческого решения, Матрица приоритетов, методика SMART и другие.

При эмоциональном способе используются тон голоса, чувства, ощущения, абстракция, интуиция, понимание, вера, эмоциональное и душевное состояние и т.д. и т.п.

Как правило, руководители, не имеющие знаний, опыта и навыков управленческой деятельности, скрывают свою некомпетентность, применяя только метод Принуждения и только эмоциональный способ.

Руководители, использующие эмоциональный способ, не пытаются достичь цели или решить задачу. В данном случае именно процесс манипуляции является результатом для таких руководителей.

Это осознанная целенаправленная деятельность человека, с помощью, которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды – общества, природы, техники. Это деятельность, связанная с выработкой и реализацией управленческих решений.

- управление деятельностью (планирование деятельности, постановка производственных задач, создание системы измерения работы и контроля за выполнением заданий).

- управление людьми (обеспечение сотрудничества в коллективе, кадровая политика, обучение, информирование, мотивация персонала и др.).

2. Психологическая характеристика управленческой деятельности.

3. Факторы, оказывающие влияние на психическое состояние человека.

5. Взаимоотношения между членами руководимого коллектива.

Основными слагаемыми управленческой деятельности являются руководство людьми и организация выполнения решений. Для этого необходимо:

- четко представлять соответствующие цели и задачи;

- определить главное в работе;

- из имеющихся исходных данных выделить самое существенное;

- рационализировать ресурсы (материальные, технические, людские);

- четко определить, кому, что, в какой срок сделать;

- обеспечить необходимые условия выполнения задач;

- осуществлять необходимую помощь, координирование, контроль;

- анализировать результаты, делать выводы.

Технология управленческой деятельности:

Это совокупность методологических и организационно-методических установок, определяющих подбор, конструирование и задействование руководителем управленческого инструментария в соответствии с избранной стратегией и тактикой управления.

Алгоритм управленческой деятельности:

- определение объекта и уровня его проблемности;

- уяснение цели и задач;

- изучение и оценка обстановки;

- выработка и принятие управленческого решения;

- планирование работы по его выполнению;

- постановка задач подчинённым;

- организация выполнения решения;

- корректировка (по необходимости) процесса выполнения решения.

Компоненты управленческой деятельности:

а) структурный (потребность; мотив; цель; способ; результат).

б) операционно-деятельностный (активность; деятельность; результат).

Психологические признаки управленческой деятельности:

а) многообразие функций УД:

б) высокая ответственность руководителя:

в) творческий характер УД:

- недостаток исходной информации;

г) высокая значимость коммуникативных качеств (график);

д) прогностическая природа решаемых управленческих задач;

е) нервная напряженность.

Психолого-педагогические условия эффективности управленческой деятельности:

- правильный подбор и расстановка кадров (исполнителей);

- благоприятный СПК в подчинённом коллективе;

- отлаженная система управления подчинёнными;

- принятие обоснованных решений;

- сочетание индивидуальной и коллективной выработки решений;

- чёткая и грамотная постановка задач подчинённым;

- обеспечение подчиненных всем необходимым, решение социальных вопросов;

- чёткий ритм производственной (административной) деятельности;

- своевременный контроль за исполнением принятых решений, оказание помощи.

Психологические факторы, влияющие на эффективность управленческой деятельности руководителя:

- наличие (или отсутствие) желания руководить людьми;

- уровень профессиональной компетентности;

- уровень организаторских способностей;

- уровень психолого-педагогической подготовленности;

- степень развитости коммуникативных качеств;

- степень эмоционально-волевой устойчивости;

- наличие (или отсутствие) таких качеств, как:

- целенаправленность и целеустремлённость;

- настойчивость, требовательность, самостоятельность;

- уважение к людям, тактичность;

- личная примерность и др.




Это осознанная целенаправленная деятельность человека, с помощью, которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды – общества, природы, техники. Это деятельность, связанная с выработкой и реализацией управленческих решений.

- управление деятельностью (планирование деятельности, постановка производственных задач, создание системы измерения работы и контроля за выполнением заданий).

- управление людьми (обеспечение сотрудничества в коллективе, кадровая политика, обучение, информирование, мотивация персонала и др.).

2. Психологическая характеристика управленческой деятельности.

3. Факторы, оказывающие влияние на психическое состояние человека.

5. Взаимоотношения между членами руководимого коллектива.

Основными слагаемыми управленческой деятельности являются руководство людьми и организация выполнения решений. Для этого необходимо:

- четко представлять соответствующие цели и задачи;

- определить главное в работе;

- из имеющихся исходных данных выделить самое существенное;

- рационализировать ресурсы (материальные, технические, людские);

- четко определить, кому, что, в какой срок сделать;

- обеспечить необходимые условия выполнения задач;

- осуществлять необходимую помощь, координирование, контроль;

- анализировать результаты, делать выводы.

Технология управленческой деятельности:

Это совокупность методологических и организационно-методических установок, определяющих подбор, конструирование и задействование руководителем управленческого инструментария в соответствии с избранной стратегией и тактикой управления.

Алгоритм управленческой деятельности:

- определение объекта и уровня его проблемности;

- уяснение цели и задач;

- изучение и оценка обстановки;

- выработка и принятие управленческого решения;

- планирование работы по его выполнению;

- постановка задач подчинённым;

- организация выполнения решения;

- корректировка (по необходимости) процесса выполнения решения.

Компоненты управленческой деятельности:

а) структурный (потребность; мотив; цель; способ; результат).

б) операционно-деятельностный (активность; деятельность; результат).

Психологические признаки управленческой деятельности:

а) многообразие функций УД:

б) высокая ответственность руководителя:

в) творческий характер УД:

- недостаток исходной информации;

г) высокая значимость коммуникативных качеств (график);

д) прогностическая природа решаемых управленческих задач;

е) нервная напряженность.

Психолого-педагогические условия эффективности управленческой деятельности:

- правильный подбор и расстановка кадров (исполнителей);

- благоприятный СПК в подчинённом коллективе;

- отлаженная система управления подчинёнными;

- принятие обоснованных решений;

- сочетание индивидуальной и коллективной выработки решений;

- чёткая и грамотная постановка задач подчинённым;

- обеспечение подчиненных всем необходимым, решение социальных вопросов;

- чёткий ритм производственной (административной) деятельности;

- своевременный контроль за исполнением принятых решений, оказание помощи.

Психологические факторы, влияющие на эффективность управленческой деятельности руководителя:

Управление

Секреты бизнеса

Управление – это род деятельности, направленный на один или несколько объектов (одушевленных или неодушевленных: человек, группа людей, экономика и т.д.), чтобы обеспечить, упорядочить их функционирование. Это необходимо для достижения поставленных целей на предприятии, в обществе, стране, для устранения дезорганизации.

Управление

Управление нужно для достижения целей на предприятии.

Что такое управление

Основы менеджмента зародились в период промышленной революции в XVIII-XIX вв. Необходимость организации, руководства, контроля обуславливалась развитием массового производства. С 1856 по 1960 г. происходило накопление и систематизация знаний о менеджменте.

Количественная школа управления сформировалась в информационный период, который начался в 1960 г. и продолжается до сих пор. Процесс стал восприниматься логически, как наука.

Структура системы

Система менеджмента имеет иерархическую структуру. В ней есть вертикальные и горизонтальные ветви. Объекты менеджмента – это то, на что направлено управление.

Субъекты – это всегда люди, которые управляют. Структура менеджмента организации зависит от величины компании. Пример управленческой системы небольшой фирмы: директор – заместитель директора – продавец – продавец – продавец. В данной ситуации в структуре имеется только по одной ветке по вертикали и по горизонтали.

Если фирма более крупная, и у директора будет несколько заместителей, то сеть расширится и станет многоуровневой. По горизонтали в таких структурах находятся равнозначные объекты, которые чаще всего друг с другом не связаны.

Основные принципы

Правила системы управления основываются на способах воздействия субъектов на объекты.

  • иерархия структуры, ее соблюдение;
  • комплексность применяемых мер;
  • централизация системы;
  • оптимизация, отсутствие лишних звеньев, уровней;
  • эффективность;
  • экономичность;
  • приоритетность функций над системой;
  • применение научного подхода;
  • создание мотивации.

Цели и методы

Основная цель управления – выполнение поставленных задач, организация эффективного производства. Методы менеджмента – способы осуществления действий для достижения необходимых результатов. Выбор подхода зависит от размеров фирмы, доступных средств, направленности, подбора персонала.

Традиционная классификация управленческих методов:

  1. Экономические. Производство организовывается при помощи финансовых инструментов. Часто в качестве мотивации применяются стимулирующие материальные выплаты, премии и пр.
  2. Административные. В основе этих методов лежат власть и дисциплина. Регулирование осуществляется за счет распоряжений и приказов, которые носят обязательный характер.
  3. Социально-психологические. В основе лежит нематериальное воздействие на сотрудников. Повышение эффективности достигается за счет общения, творческой активности, сплоченности коллектива.

Виды управления

Типы управления классифицируются по следующим признакам:

  1. В зависимости от сферы жизни: общественное, экономическое, социальное, политическое, духовно-идеологическое.
  2. В зависимости от субъекта: государственное, общественное, местное, производственное, финансовое, а также управление риском и персоналом.

Государственное

Этот вид управленческой деятельности направлен на реализацию целей, поставленных правящими органами страны.

Государственное

Государственное управление направлено на реализацию целей страны.

В России существуют 2 основные ветви власти: государственная и местная. Первая управляет всей страной целиком, вторая – каждым субъектом в отдельности. Государственная власть представлена исполнительной, законодательной и судебной ветвями, а местная – городскими и сельскими поселениями.

Управление страной осуществляется с помощью комплексного подхода, т.е. ставятся и реализуются цели, направленные на разные сферы жизни общества.

  • правовое регулирование;
  • экономическое обеспечение;
  • политическое воздействие.

Чаще всего руководящая деятельность властей заключается в написании и издании законов, а также в контроле за их исполнением.

Производственное

Управленческая деятельность на производстве должна параллельно идти в 3 направлениях:

  1. Оперативном. Это решение текущих задач, планирование, контроль выполнения, учет.
  2. Стратегическом. Это составление планов на будущее. Благодаря этому виду управления компания остается конкурентоспособной.
  3. Тактическом. Это направление включает в себя разделение задач между отделами для достижения целей, поставленных при стратегическом менеджменте.

Как протекает процесс управления

Управленческий процесс характеризуется цикличностью, динамичностью и непрерывностью. Например: существует некая цель, которую объект должен выполнить. Управляющая система при помощи специальных методов воздействия контролирует ход производства. После получения результата возникает обратная связь, касающаяся конечного продукта. Далее при помощи анализа и сравнения показателей выявляют недостатки и делают вывод о необходимости изменения стратегии управления. Цикл замыкается, и все начинается сначала.

Ответвления производственной управленческой деятельности

Кроме самого производственного процесса, на предприятии существует контроль за персоналом, финансами, рисками. Это 3 ответвления управленческой деятельности, которым тоже нужно уделять пристальное внимание.

Персонал

Управление организацией и ее персоналом представляет собой:

  1. Грамотный и рациональный подбор работников на места.
  2. Контроль за выполнением сотрудниками своих прямых обязанностей.
  3. Разработка системы премирования, поощрения, мотивации, санкций.

Раньше взаимоотношения начальства и подчиненных строго регламентировалось. Сейчас в организациях царит более дружественная атмосфера. Часто благодаря этому и создается эффективное производство. Правильное использование человеческого труда, талантов – залог достижения поставленных целей.

Факторы, влияющие на эффективность управления персоналом:

  • правильное составление должностных инструкций;
  • учет личных качеств при подборе персонала для формирования дружного, сплоченного коллектива;
  • анализ результатов по окончании работы;
  • обучение сотрудников, повышение квалификации, аттестация;
  • мотивация, в т. ч. материальная.

Финансы

Финансовый менеджмент на предприятии – отдельное звено. Сотрудники этого направления занимаются распределением денежных средств, планированием бюджета, составлением баланса доходов и расходов и пр. Контроль за работой финансового отдела – важная часть менеджмента. Без правильного распределения денег предприятие не сможет существовать. Финансовое управление существует также на государственном и муниципальном уровне.

Финансовый менеджмент

Планирование бюджета является важной частью менеджмента.

Риски

Любая деятельность связана с рисками, поэтому ими тоже важно управлять.

Такой менеджмент включает в себя следующие виды деятельности:

  • обнаружение рисков;
  • анализ;
  • планирование ответных действий;
  • внедрение;
  • наблюдение, контроль, анализ.

Эти действия цикличны, повторяются одно за другим.

Методы управления рисками:

Примеры управленческой деятельности

Управленческая деятельность представлена в государстве, разных сферах жизни общества, на производстве.

Производство

На производстве был сотрудник, который хорошо выполнял свою работу. При этом он часто нарушал дисциплину: регулярно опаздывал, объясняя это семейными или бытовыми трудностями. Начальство сочло нужным наказать этого сотрудника штрафом за опоздание. Первая сумма составила 1000 руб., но задержки не прекратились. После штрафа в 5000 руб. работник перестал опаздывать и прекратил подрывать дисциплину в коллективе.

Экономика

В Нидерландах существует четкое разделение труда в сельском хозяйстве. Например, один фермер выращивает овощи. При этом он тщательно следит за качеством, не делая акцент на количестве. Другой отвечает за хранение выращенных овощей, третий – за транспортировку. Каждый человек имеет узкую специализацию и занят своим делом. Государство при этом четко обозначает цели, задачи сельского хозяйства, оказывает фермерам финансовую поддержку.

Государство

В городе сильно испортилось дорожное покрытие. Местные власти приняли решение о его замене. Для этого были составлены и выпущены нормативные и ненормативные правовые акты, после чего соответствующим службам города поступили распоряжения о замене асфальтового покрытия.

Читайте также: