Анализ произведения о войне кратко

Обновлено: 02.07.2024

Начинается глава авторскими словами, посвященными любви к жизни. Автор говорит о том, что, несмотря на то, что он является любителем жизни, он готов ради спасения своей Родины погибнуть.

Заканчивается глава полной уверенностью в том, что необходимо защищать свою страну от вражеских войск, чтобы защитить детей.

Главное и единственное действующее лицо в данной главе – автор.

А.Т. Твардовский, с самых первых дней оказавшись на фронте, знал, о чем говорил. Ему удалось воплотить в своем произведении идею сплочения всего русского народа. Мнение автора, перекликающееся с позицией Василия Теркина, заключается в том, что несмотря на нежелание участвовать в войне, которая является лишь истреблением всего человечества, необходимо переступить все тяготы и бороться за существование своей страны, которая находится в большой опасности.

А.Т. Твардовский подчеркивает необходимость защиты Отечества, звучит мысль об ответе каждого русского человека за судьбу Родины.

Писатель говорит о том, что неважно, кем является человек, важно, что он является частью народа.

Война - это одно из самых страшных событий которое может выпасть на долю человека. Война может совершенно внезапно ворваться в жизнь ничего не подозревающего человека, изменить его жизнь и его самого до неузнаваемости. Война приносит много горя, несчастья, разрушает семьи, отбирает любимых людей. К сожалению, на долю русского народа выпало не мало войн. Но следует отдать должное что русский народ всегда встречал все тягости с высоко понятой головой, всегда терпел все лишения и невзгоды до конца, храня честь и доблесть, всегда мужественно переносил все невзгоды.

Тема войны в литературе прослеживается достаточно часто. Для русской литературы тема войны - это, в первую очередь тема подвига русского народа. Война и народное сопротивление неразрывно связаны в русской художественной литературе, так как практически все войны, которые выпали на долю русского народа, носили освободительный характер, люди боролись до конца за свое государство, за свою землю за свою жизнь.

Самая страшная война, которая выпала на долю русского народа это Великая Отечественная война, длившиеся пять лет и унесшая миллионы жизней русских людей. Именно поэтому в русской литературе существует такое больше количество литературных произведений, посвящённых Великой Отечественной войне.

Великая Отечественная война в литературе

В боях Великой Отечественной войны принимало участие большинство трудоспособного мужского населения нашей необъятной страны. Писатели наряду с солдатами так же защищали нашу родину, как и все остальные люди.

На фронте побывало огромное количество русских писателей, например, В. Вишневский, А. Гайдар, В. Гроссман, С. Михалков, К. Симонов, А. Твардовский, Н. Тихонов, М. Шолохов. Множество писателей были награждены медалями и орденами. Писатели и словом, и делом поддерживали русский народ в борьбе против ненавистного врага, они дали народу боевое художественное слово. Писатели через свои произведения доносили до людей необходимость защищать Родину до самого конца. С самого первого дня начала воны в советских литературных журналах начинают появляться стихи, призывающие русский народ сплотится против сильного врага. Так же в журналах публикуют свои статьи такие известные авторы как А. Толстой, М. Шолохов, Н. Тихонов, которые пробуждали мужественность и пламя ненависти в народе.

Готовые работы на аналогичную тему

Во многих произведениях художественной литературы есть идея защиты своей Родины. Главные темы этих произведений:

  • преданность родине
  • ненависть к врагу
  • героизм
  • гуманизм освободительного движения
  • вера в победу

Главным героем произведения становится человек сражающийся с врагом.

Великий русский писатель, поэт и публицист И. Г. Эринбург внес несоизмеримый вклад в воспитание ненависти к врагу у русского народа. Он сравнивает фашистов со злобными и мерзкими существами, в которых нет ничего человечного.

Следует отметить, что писатели в своих произведениях никогда не описывали врага слабым, а победу над ним легкой. Они старались продемонстрировать как его сильные стороны, так и слабые. К сильным сторонам относили хорошую военную подготовку, военный опыт, озлобленность. Слабость заключалась в отсутствии высоких идеалов, наличие низших целей. У русских людей имелось неоспоримое преимущество: наши идеалы были несравнимо высокими, наша сила духа была сверхсильной, в отличии от низменных идеалов фашистов.

В те страшные для Советского Союза дни до сознания каждого человека был донесен смысл войны. Задача писателя в то время состояла в том, чтобы дать народу то, что он сам желает слышать.

Главные темы произведений о войне:

  • народ на войне
  • народ в тылу
  • народ в плену
  • народ в разрушенных городах
  • народ в оккупации

Невозможно переоценить подвиг русских писателей, их вклад в борьбу против фашизма. Возможно для кого-то это прозвучит странно, но во время войны вышло около 160 миллионов художественных произведений. На самом деле в этом нет ничего необычного, именно в литературе люди черпали силы на дальнейшую борьбу с врагом, литератур воодушевляла людей на подвиги.

Поэзия и война

Поэзия имела особое положение в военные годы. Стихи и песни помогали воспрянуть духом людям как на фронте, так и в тылу. Многие поэты сами побывали на фронте и знали, какое большое значение имеют стихи и песни для солдат, как они могут их воодушевить, поднять их дух. Известные поэты того времени: Ф. Сухов, Д. Самойлов, Б. Слуцкий, К. Симонов, Ю, Левитанский, А. Твардовский, Н. Майоров, Б. Окуджава.

Заключение

Большая заслуга художественной литературы состоит в том, что она осветила на своих страницах множество героических подвигов русского народа, благодаря этому они были повторены тысячекратно. Так же литература воспевала подвиги не только одного человека, но и целых городов – городов – героев. Писатели посвящали свои произведения Ленинграду, Сталинграду, Мурманску, Бресту, Севастополю и др. Благодаря художественной литературе подвиги стали массовыми.

Писатели всячески старались приободрить свой народ и надо отдать им должное, они прекрасно справлялись со своей задачей. Произведения их были и о долге, и о победе, и о самопожертвование. В начале войны появилось огромное количество произведений, сила их настолько сильна, что они стали классикой прозы и поэзии и остались с нами навсегда.

Некрасов отождествляет мать и плакучую иву, используя сравнение. Её горечь и боль подобны поникшим ветвям дерева.

Чередование перекрёстной рифмы с кольцевой, наличие и мужской и женской рифмы говорит о сильном эмоциональном выплеске стихотворении. Автор, прежде всего, задумывался о мыслях и чувствах, а не о форме. Распространённый четырёхстопный ямб с пиррихиями предаёт ритма и динамики строкам.

Некрасов обращается ко всем поколения, поскольку стихотворение идёт от первого лица. Он хочет донести мысль о том, что война ужасна, во имя чего она не была бы. Цель не оправдывает средства, если на кону чья-то жизнь.

Краткий анализ

Тема стихотворения – материнская любовь и скорбь матери по убитому на войне сыном.

Композиция – Стихотворение Н. Некрасова условно можно поделить на две смысловые части: рассуждение о друге и жене героев, погибших на войне и рассказ о материнских слезах. На строфы текст произведения не делится.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб, в стихотворении представлены все виды рифмовки.

Анализ стихотворения Внимая ужасам войны Некрасова

Текст написан в форме элегии, философского размышления лирического героя над одним из страшнейших событий, которое может случиться в жизни человека — смертью человека на войне. Стихотворение написано четырехстопным ямбом, рифмовка меняется в каждом из представленных трехстиший, что обеспечивает близость разговорной речи данного поэтического текста. Основной темой, которую раскрывает автор, является тема гибели на войне. Идея стихотворения заключена в его второй и третьей части, описывающих единственную истинно страдающую душу матери, которая теряет своего ребенка.

Отметим и фольклорные образы, представленные в тексте. Отдельная роль в данном случае отведена метафорам (до гроба, кровавой ниве). Ива, склонившая свои ветви, которая никогда не сможет их поднять по своей природе, описана путем художественного параллелизма. Ведь мать, потерявшая своего ребенка, точно так же никогда уже не сможет выпрямиться от навалившегося горя. Данный образ и противопоставление численного количества тех, кто помнит погибшего, а именно жена(ед.ч.), друг (ед.ч.), матерей (мн.ч.) позволяет говорить о том, что данный текст есть обращение ко всем матерям нашей огромной земли. Выражение сострадания и сочувствия, разделение их горя. Тем самым проблема человеческой трагедии становится общечеловеческим несчастьем.

И самое страшное, что ужас этой трагедии не имеет конца, он идет вслед за всеми матерями из года в год, из века в век, и точно так же настигает их и в дне сегодняшнем, таком далеком от некрасовских времен, но столь точно им описанным!

Кратко по плану

История создания

Но не только этот факт подтолкнул к созданию произведения. Отец Николая Алексеевича был помещиком и военным. Его крестьян часто забирали на службу и далеко не все солдаты возвращались домой, ведь в то время Россия участвовала во многих кровавых битвах. Таким образом, Некрасов с детства знал, что такое материнское горе.

Популярные темы анализов

В произведении раскрывается военная тема, но автор описывает не кровавые битвы, а закулисье сражений. В центре стихотворения несколько образов: герой-солдат, его жена, друг и мать. О них рассуждает лирический герой, поэтому строки написаны от первого лица. Зная историю написания произведения, можно утверждать, что лирический герой сливается с автором.

Лирического героя до глубины души поражают материнские слезы, ведь они искренние. Таких слез больше не отыскать в мире. Они еще раз подтверждают, что матери никогда не забывают детей, которых забрала у них война. В последних строках мать сравнивается с плакучей ивой.

В контексте указанной темы реализуется вечная идея. Автор утверждает, что нет любви сильнее и искреннее, чем материнская.

Николай Алексеевич настолько тонко раскрыл проблемы материнской любви и сущности кровавых событий, что произведение оставило след не только в литературе, но и в музыке: к нему обращались многие композиторы XIX-XX вв.

Тема и идея

Главная тема произведения — скорбь матерей по погибшим на поле боя детям.


Идея стихотворения — война жестока и бессмысленна, она не стоит пролитых слез матерей доблестных воинов. Еще одна мысль, которую несет Некрасов в стихе — война вечна, она плод людского ума, не понимающего всей ценности человеческой жизни. И только мать, что дала жизнь, способна искренне оплакать ее, как самую великую ценность.

Образ лирического героя сливается с личностью автора. Его, как и самого Некрасова, материнские слезы сильно поразили своей искренностью. Других таких больше нигде не отыскать. В этом реализуется еще одна идея Некрасова — нет любви сильнее и искреннее материнской. Она будет помнить и любить своего ребенка, каков бы он ни был, даже если он погибнет.

Николай Некрасов в своем небольшом стихотворении очень точно описал проблемы материнской любви и войны. Впоследствии произведение повлияло не только на литературу, но и на музыку, оно вдохновило многих композиторов XIX—XX вв. Самого Некрасова стали считать основателем некрасовской школы. Его подражатели были известные поэты — Николай Добролюбов, Александр Блок и многие другие. Валерий Брюсов же утверждал, что Николай Алексеевич очень точно описал урбанистические мотивы и стал первым поэтом после Пушкина.

Средства выразительности

В тексте произведения автор использует средства выразительности. Их не очень много, но это основные инструменты для раскрытия темы и реализации идеи. Также при помощи них создается образ лирического героя, воспроизводятся его чувства и эмоции.

Композиция и жанр

Композиционно стихотворение состоит из 17 строк, но при этом не делится на привычные четверостишия. По смыслу произведение можно разделить на 2 части:

  • размышление о погибшем солдате, его жене и друге;
  • повествование про слезы матерей и их скорбь.

По жанру стихотворение относится к элегии, потому как сам автор с сожалением рассказывает о близких погибшего солдата.

При написании Некрасов использовал четырехстопный ямб и перекрестную рифмовку. Однако последние 5 строчек имеют особый порядок — аабба. В стихотворении чередуются мужская и женская рифма.

Отзывы о произведении

Стихотворение пробирает до глубины души своим смыслом. Некрасов описал самое сокровенное, что есть у каждого человека — мать. Каждый раз, когда читаешь стих, задумываешься о своих близких.

Краткое содержание и анализ стихотворения помогают понять, что подтолкнуло автора на написание такого произведения. Оно наполнено грустью, которая прослеживается в каждой строчке. Сложно передать, какие эмоции испытывает мать, когда сын не возвращается с боя.

Писатель своими строками заставляется внемлить его точке зрения и основной мысли произведения. Некрасов смог передать, каковы чувства матерей, у которых война унесла самого близкого человека.
Любовь

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из 17 строф (три четверостишья и одно пятистишье). В первых двух строфах последняя строфа – это загадка.

В первой строфе Некрасов проявляет своё отношение к войне (она ужасна, её нельзя игнорировать, а только внимать). С точки зрения лирического героя, жалость вызывает не друг убитого, не его жена и даже не он сам. А кто? Это первая загадка.

Во второй строфе лирический герой с сожалением констатирует, что человеку (жене, другу) свойственно забывать близких. Но есть душа, которая будет помнить до гроба. Что это за душа? Это вторая загадка.

В третьей строфе святость и искренность слёз этой души противопоставлена лицемерию, пошлости и прозе земного бытия.

Тема стихотворения – горе матерей, потерявших сыновей на войне.

Основная мысль: смерть на войне бессмысленна и бесчеловечна, она не стоит того горя, которое доставляет матерям воинов. Если глубже, война вечна, она – порождение человеческого разума, пренебрегающего ценностью человеческой жизни. Только мать, дающая жизнь, способна искренне оплакать её как самую большую ценность.

Тропы и образы

В своем произведении Некрасов использовал ряд средств выразительности. Все они сделали стихотворение более ярким:

Война меняет естественное течение жизни и заставляет матерей видеть смерть своих детей, поэтому война делает каждого человека жертвой вечного боя и несет ему горе или смерть.

Столь сильная философская мысль делает произведение вечно актуальным.

Произведение Некрасова хоть и имеет название, связанное с войной, имеет гораздо более широкий смысл. Оно отражает истинную любовь родителей к детям, ведь никто другой не может так любить и переживать за человека, как его мать и отец.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с пиррихиями. Рифмовка первой строфы кольцевая, второй и третьей – перекрёстная. Рифмовка последней строфы – ааББа. Мужская рифма чередуется с женской. Такое разнообразие в рифме и рифмовке, а также неровный ритм создают особую напевность стихотворения, сближая его с живой речью.


Люди!

Покуда сердца стучатся, —

Какой ценой завоевано счастье, —

Пожалуйста, помните! (Р. Рождественский)

22 июня 1941 года - одна из самых печальных дат в нашей истории, дата начала Великой Отечественной войны. Великая Отечественная война с немецкими захватчиками 1941-1945 годов – великая страница новейшей истории России XX века. В исторической памяти народа она сохранилась как символ горя и бедствий, мужества и Победы, доставшейся нашим соотечественникам ценой огромных потерь. Она явилась не только величайшей трагедией советского народа, но и взлетом человеческого духа, и патриотизма. Тема Великой Отечественной войны была и оста е тся одной из ведущих в литературе прошлого и настоящего. Чем дальше уходят от нас события Великой Отечественной войны, тем ценнее становятся художественные произведения – свидетельства страниц нашей истории. Предлагаем вашему вниманию произведения авторов, пришедших в литературу непосредственно с переднего края, а также произведения, созданные современниками. Прочтение книг известных авторов поможет осмыслить события Великой Отечественной войны и познать цену Победы.

Я не был на той войне, что описана в сотнях романов и повестей…
К тому, что написано о войне, я как солдат никакого отношения не имею.
Я был на совершенно другой войне…
В. Астафьев
.

В повести три главных персонажа. Отец - Тарас Яценко и сыновья Степан и Андрей (как у Тараса Бульбы Гоголя). Сам глава семейства отказывается для немцев восстанавливать завод, занимается саботажем. Старший сын Степан - организует подпольную организацию. Подпольщицей становится дочь Тараса Настя, только что закончившая школу. Попавший в плен младший сын Андрей пересекает линию фронта и возвращается в свой город с освободителями. Отец его винит и считает изменником, явно поддавшись призывам Сталина.

Несомненно, автору было непросто открывать всю правду о войне, мешали идеологические шоры, касаться такого материала было немного охотников.

Например, описание работы подпольной группы под руководством Степана. Создав подпольную группу, Степан приходит к выводу, что среди тех, кто в мирное время пользовался официальным доверием, оказались и трусы и предатели, а среди неприметных и строптивых немало до конца верных Родине, подлинных героев.

Так уж случилось, что все наши представления о войне связаны с образом мужчины-солдата. Однако и женщины много сделали для победы.

Вот отрывок из рассказа Клавдии Григорьевны Крохиной, старшего сержанта, снайпера:

А Вера Данильцева мечтала стать актрисой, готовилась в театральный институт, но началась война и она ушла на фронт, где стала снайпером, Кавалером двух орденов Славы.

Светлана Катыхина рассказала, как перед самой войной мать не отпускала ее без провожатого даже к бабушке, а через два месяца эта девочка стала санинструктором и ушла на фронт.

Именно для того, чтобы мы жили беззаботно и счастливо, чтобы для нас состоялось будущее, те девушки много лет назад воевали.

Действие повести происходит на Синюхиной горе. В расположение зенитно-пулеметной батареи заброшены шестнадцать диверсантов и старшине Васкову с пятью девушками- зенитчицами необходимо их уничтожить.

Девушки Комелькова, Осянина, Четвертак, Гурвич и Бричкина - очень разные, у каждой из них до войны была своя жизнь, свои интересы.

Защищая Родину, спасая друг друга, девушки все погибают.

В конце произведения, когда старшина Васков поймал немцев, в отчаянии, ругаясь черными словами, трясясь в ознобе, он кричал:

События в повести сгущены до предела. Она поэтична и лирична, насколько может быть лирично произведение, повествующее о гибели отряда разведчиков.

Молчаливый, весь отдающийся делу разведчик лейтенант Травкин уводит самых лучших своих разведчиков - веселого сибиряка Аниканова и крымчанина Мамочкина, старых разведчиков Бражникова и Быкова, семнадцатилетнего Юру Голуба, который сам себя называл Голубем, высокого красавца Феоктистова на выполнение особо важного задания. Они уходят в глубокий тыл к немцам и оказываются в самой гуще отборных немецких дивизий, с предельной осторожностью сосредоточившихся для нанесения неожиданного удара под Ковелем, чтобы сорвать наступление на Польшу. Разведчики проявляют смелость, решительность, берут нескольких "языков" и, выяснив секретнейшие замыслы немецкого командования, успевают передать их по рации своему командованию. Но уже брошены группировки прочесывания группенфюрером СС дивизии "Викинг", в схватке с одним из таких отрядов все разведчики гибнут.

Лирическая поэзия - самый яркий и объективный показатель душевного состояния общества в годы войны. Замечательные стихи Константина Симонова, Алексея Фатьянова, Иосифа Уткина, Ольги Бергольц, ставшей душой сопротивления блокадного Ленинграда, молодого поэта Семена Гудзенко, Алексея Суркова, Дмитрия Кедрина, Павла Шубина, Михаила Львова, Семена Кирсанова, Юлии Друниной, Михаила Светлова, сложивших свои головы боях Михаила Кульчицкого, Павла Когана, Николая Майорова, Ильи Лапшина, Всеволода Багрицкого, Бориса Смоленского и др. Все они писали проникновенные стихи о войне, о героизме, о смелости, о дружбе, о любви. и о Родине и Победе.

Живое, глубоко личное восприятие Родины и ее истории, чувство преемственности героических, нравственных и культурных национальных традиций, святая ненависть к врагу – вот основные мотивы поэзии военных лет.

… И у мертвых, безгласных,
Есть отрада одна:
Мы за родину пали.
Но она – спасена.

Наши очи померкли,
Пламень сердца погас,
На земле на поверке
Выкликают не нас.

Нам свои боевые
Не носить ордена.
Вам – все это, живые.
Нам – отрада одна:

Что недаром боролись
Мы за Родину-мать .

Пусть не слышен наш голос, –
Вы должны его знать…

Родина, война, смерть, любовь, ненависть к врагу, боевое братство, мечта о победе, раздумья о судьбе народа - основные мотивы литературы о войне. Многие из них - подлинные шедевры и, несомненно, не утратят своего значения в будущем, будут правдивыми свидетельствами подвигов нашего народа и замечательным примером для поколений, не знающих войны.

Со всеми книгами, представленными в обзоре, вы можете ознакомиться в библиотеке ИФОМК, где проходит выставка художественных произведений о Великой Отечественной войне: корпус № 3, каб. 214.

Список литературы, использованной при подготовке обзора:

Алексиевич, С. А. У войны-не женское лицо / Светлана Александровна ; С.Алексиевич. - М. : Пальмира, 2004. - 314 с.

Астафьев, В. П. Прокляты и убиты: [роман] / Виктор Петрович ; В. П. Астафьев. - М. : Эксмо, 2007. - 800 с. - (Русская классика ХХ века).

Бек, А. А. Волоколамское шоссе / А. А. Бек ; А. А. Бек. - Москва : Государственное издательство художественной литературы , 1960.

Васильев, Б. Л. А зори здесь тихие. : Повесть / Борис Львович ; Б.Васильев. - М. : Детская литература, 1972. - 191 с. : ил.

Воробьев, К. Д. Убиты под Москвой : Повести и рассказы / Константин Дмитриевич ; Сост.В.Чалмаева. - М. : Детская литература, 2002. - 286 с. : ил. - (Школьная библиотека).

Горбатов, Б. Л. Непокоренные : повести / Б. Л. Горбатов, Э. Казакевич ; Б. Горбатов. Звезда : повесть / Э.Казакевич ; послесл. А. Г. Когана. - М. : Просвещение, 1988.

"Идет война народная. " : Стихи о Великой Отечественной войне / Сост.Н.И.Горбачева. - М. : Детская литература, 2002. - 329 с. : ил. - (Школьная библиотека).

Казакевич, Э. Г. Звезда: избранное / Эммануил Генрихович ; Э. Г. Казакевич . - М. : Эксмо, 2003. - 736 с. - (Красная книга русской прозы).

Кондратьев, В. Л. Сашка ; Отпуск по ранению: повести / Вячеслав Леонидович ; В. Л. Кондратьев. - М. : Детская литература, 2002. - 285 с. : ил. - (Школьная библиотека).

Некрасов, В. П. В окопах Сталинграда [Текст] / Виктор Платонович ; В. П. Некрасов. - М. : АСТ : Астрель ; Владимир : ВКТ, 2011. - 360 с. - (Библиотека школьника).

Окуджава, Б. Ш. Стихи. Рассказы. Повести [Текст] / Булат Шалвович ; Б. Ш. Окуджава. - Екатеринбург : У-Фактория, 1999. - 573 с.

Симонов, К. М. Разные лица войны: дневники, стихи, проза / Константин Михайлович ; Константин Симонов ; [авт. вступ. ст. А. Симонов]. - М. : Эксмо, 2004. - 639 с.

Твардовский, А. Т. Василий Теркин; Теркин на том свете : [Поэмы]; Стихотворения / Александр Трифонович ; Александр Твардовский. - М. : ЭКСМО, 2003. - 351 с. : портр.

Шолохов, М .А. Судьба человека: рассказ /М. Шолохов. - М.: Детская литература, 1985 .

Читайте также: